Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"
Оценка 4.7

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
2 кл—4 кл
02.02.2017
Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"
презентация к исследовательской работе
Мнемотехника при изучении правописания слов русского языка.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 6» _________________________________________________________________ городского округа город Уфа Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке                                                                                  Байков Рафаил Рустамович обучающийся 4 а класса МАОУ «Лицей № 6» ГО г.Уфы Руководитель: Швыркова Т.Ю., учитель начальных классов Уфа, 2016г. 0 Оглавление  Введение…………………………………………………………………….2  Основная теоретическая часть  Что такое мнемотехника. Виды мнемонических приёмов, применяемых  при изучении орфографии......................................................................4      Практическая часть Экспериментальное исследование………………………………...10 Заключение…………………………………………………………………..13 Список использованных источников информации……………………......15 Приложения………………………………………………………………….16 1 Введение        На уроках русского языка в начальной школе мы узнаем слова с  непроверяемыми и трудно проверяемыми безударными гласными в корне слова,  с двойными согласными, с непроизносимыми согласными, которые нужно  запомнить. Ни для кого не секрет, что запомнить все на свете невозможно, и не  зря мудрецы говорят, что умный не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти то, чего не знаешь.  А кто считается грамотным человеком? И можно ли стать грамотным  самостоятельно ? Как в этом себе помочь? Какими способами? В этом и состоит актуальность исследования. Актуальность  темы: Актуальность выбранной темы заключается в том, что   современный школьник получает огромное количество информации по многим  областям человеческих знаний. И мнемотехника наряду с другими  традиционными методами обучения может быть весьма полезна. Мне     захотелось     узнать,   много   ли   в   нашем   лицее   ребят,   которые испытывают затруднения при запоминании правописании слов.  Существуют ли способы, которые могут помочь запомнить написание различных трудных слов? На эти и другие вопросы я стал находить ответы в ходе работы.       Цель исследования:  нахождение или «изобретение» способов запоминания правописания слов.     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. «Открыть» или «найти» способы лёгкого запоминания правописания слов. 3.   Провести   среди   учеников   2­4   классов   письменное   анкетирование   с   целью сбора и обработки информации по данной теме. 2 4.   Провести   мастер   ­   класс   «Дружите   со   словарными   словами»,   познакомив своих товарищей с интересными лёгкими способами запоминания правописания   Предмет   исследования:  способы   запоминания   слов   с   трудным   словарных слов.    Объект исследования: слова с трудным правописанием.   правописанием.   механическая память при запоминании написания трудных слов.     Гипотеза:  я   предполагаю,   что   многих   учеников   «спасает»   только 3 Основная  теоретическая часть Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого   с   настоящим   и   будущим,   процесс   сохранения   прошлого   опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике. «Мнемноника   (мнемотехника),   ­     совокупность   приемов   и   способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». Приведем   широко   известную   всем   с   детства   мнемоническую   фразу, задающую порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан".  Или   облегчающую   процесс   запоминания   падежей   русского   языка следующие   вспомогательные   фразы:  "Иван   Родил   Девчонку,   Велел   Тащить Пеленку"  В настоящее время создано множество методик рационального  запоминания, однако по­прежнему суть их одна — вначале запоминается какой­ либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации. Существуют 2 типа ассоциаций: естественные и искусственные ассоциации. Естественные ассоциации это те, которые  мозг запоминает их  автоматически. Для запоминания используются связи между объектами,  4 находящимися в знакомых помещениях или на знакомой улице. Эти связи не  нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать.  В.В. Агафонов, занимаясь мнемоникой словарных слов говорил: « Чем  такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше  эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма, ритм стихо­ творения и дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются  от образа к образу и от слова к слову» ( 7, с. 56) Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники — это школа.  Именно   поэтому   следует   говорить   о   необходимости   применения мнемотехники на уроках. Пользуясь   этим,   мнемотехника   придумывает   для   правил   и   слов   свои правила   ­   «неправильные».   Делается   это   с   помощью   ассоциаций,   благодаря которым и начинает работать эмоционально­образная память ребенка.  Мнемотехника   благодаря   своим   ассоциативным   связям   «личностно чуждый» материал преобразует в уясненный, удобопонятный. Такая   нехитрая   игра   со   словами   сделает   свое   дело,   а   обезличено­ неуклюжая   фраза   «Надо   запомнить»   поможет   лишь   ребятам   с   хорошей зрительной памятью. Виды мнемонических приёмов, применяемых при изучении орфографии К основным видам мнемонических приемов в преподавании орфографии относятся: 1. Создание ассоциативного ряда 2. Создание звуковых ассоциаций 3. Создание зрительной опоры (рисование картинки) Смысл мнемоники ­ в связывании слов, написание которых трудно  запомнить (или надо быстро запомнить), со словами, хорошо известными. При  5 этом задача такова: трудное слово (словарное) превратить в легкое и навсегда  запомнить с помощью придуманных ассоциаций, т.е. при помощи приёма  создания ассоциативного ряда. Например, орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, гласные­е  и­и можно переставить местами, но стоит кинуть спасательный круг в виде  мнемоприема «вино не греют», и уже ученик твердо усвоит написание. А   известный   забавный   каламбур   А.П.Чехова   помогает   запомнить правописание   слова  мужчина:  «Настоящий   мужчина   состоит   из   МУЖа   и ЧИНа». Так и хочется в таком же тоне объяснить и написание слова женщина: ЖЕНа ЩИ НА  плите варит.  Создание звуковых ассоциаций При   использовании   приёма   звуковых   ассоциаций   нужно   выделять совпадающие буквы. Должна срабатывать и зрительная память. Например: При   написании   словарных   слов   можно   использовать   способ   ассоциаций, предложенный  И.Д. Агеевой  в пособии  «Занимательный   словарик». Суть  его заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом. Ассоциативный образ подбирается так, чтобы он был связан со словарным словом каким­то общим признаком: цветом, формой, вкусом,   назначением,   местом   расположения   и   т.д.         Ассоциативный   образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнения (т. е. находящуюся под ударением) ту букву, которая является сомнительной в словарном слове. Например:      Берёза (по цвету) – б… лая Берёза – кудрявая: нужен гребень, чтобы расчесать; гребень по форме как буква « Е».  бЕрёза – бЕлая – грЕбень     или     кОнцерт ­ нОта, дО, хОр (Ассоц. образ   должен быть связан со словом каким­то общим признаком: по 6 цвету, по форме, по действию, по материалу, по кол­ву, по месту расположению, по звучанию, по вкусу, по назначению и т.д.) Так же словарное слово объединяется со словом, обозначающим  ассоциативный образ путём пересечения данных слов через  сомнительную орфограмму (по типу кроссвордов).         Б                                                                   З Б     Е    Р    Ё    З    А                                    К    А   П   У   С   Т   А        Л                                                                   Я        А                                                                   Ц                  ­по  Назначению        Я                                           В                                              К     О     Р    А    Б   Л   Ь                                                      Л                                                      Н                                                      Ы            ­ по месту расположения Создание зрительной опоры (рисование картинки) Слова можно запоминать и с помощью зрительной опоры, т.е. обычных  рисунков. Рисунок может быть очень примитивным, но его надо нарисовать  самому, придумать ассоциацию. ­ палатка пишется через А.  Поролон мы свернули в рулон. Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления»  орфограммы: 7 А) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом  предмета; Р  МАШКА                         Р      МЕНЬ                           ПУГ   ВИЦА Б) Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв; Например:         Г О Р И З О Н Т              ­«гори» и «зонт» К О М А Р            ­« ком и омар» Ш О К О Л А Д        ­ «   шок» и напиток « Кола». Поиск   слова   внутри   слов.   Разбив   слово   на трудно   догадаться о     его   смысле части,   не (стрекоза=стрелы+козы,   коллекция=кол+лекция) Чтобы лучше запомнить правописание трудных слов, обозначающих цвета и   оттенки,   нужно   мысленно   представить   их   в   соответствующем   цвете, нарисовать их фломастером или цветным карандашом: багряный,   бордовый,   сиреневый, фиолетовый,   коричневый,   оранжевый, салатный,   чёрный,   голубой. Или можно составлять ребусы: 8 Мнемонические приемы активно используются и в таких разделах русского языка   как  морфология,   словообразование,   орфоэпия.   Здесь   мнемоника оказывает   значительную   помощь,   так   как   в   этих   разделах   русского   языка рассматриваются   правила,   которые   являются   наиболее   сложными   и   в   их написании много «подводных камней», «ловушек» и исключений. 1.Запомнить слова с написанием о после шипящих поможет стихотворение: Жёлтый, чёрный и тяжёлый Шоколад, обжора, шорник, Шёлк и щёлк, пришёл и пчёлы, Шов, жокей, шофёр, крыжовник,    Шёпот, щёголь и ещё Капюшон, шоссе, трущобы,   Шорох, чопорный, чащобы. Пишем дети с буквой «Ё» 9 2. А вот написание Ь после шипящих у глаголов 2 лица легко запомнить,  представив следующий рисунок: 3.Использование занимательных стихотворений, включающих в себя  рифмовки, облегчит их запоминание: ­Надевать одежду,  одевать Надежду. Или  это…   Не чудесно, не прекрасно,                       А ужасно, и напрасно                      Букву Т писать напрасно!                      Всем известно, как прелестно                       Букву Т писать уместно! 4.Есть занимательные стихотворения, включающие в себя глаголы,  относящиеся ко второму спряжению:         Ко второму ко спряженью Отнесем мы без сомненья  Все глаголы что на­ить, Исключая брить, стелить. И еще 11 глаголов­исключений: ­Гнать, держать, смотреть, обидеть, Слышать, видеть и вертеть, И дышать, и ненавидеть, И зависеть, и терпеть. 5.   А   вот   фразы,   помогающие   запомнить   слова­исключения:   «Уж   замуж невтерпеж» и «Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!». Смешно   представить   цыкающего   цыгана,   но   таковы   странности   че­ ловеческой памяти: чем нелепее текст, тем легче и охотнее он запоминается. Использование мнемотехники ­ это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши». Мнемонический материал помогает экономить время при повторении. Он незаменим на «провальных» моментах обучения. Таким   образом,   можно   говорить   о   результативности   того   или   иного мнемотехнического приема на уроке русского языка, который определяется не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к личности учителя и к самому предмету. Экспериментальное исследование    С целью подтверждения или опровержения гипотезы, я провёл письменное анкетирование и устный опрос, в которых приняли участие обучающиеся 2­4 классов.  Ребята должны были ответить на вопросы: 1. Какие слова называются словарными? 2. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов? 3. Чтобы запомнить, как словарное слово пишется, ты А) читаешь орфографически,                  Б) пользуешься другим способом так как слово пишется 4. Напиши, какой способ  запоминания словарных слов ты  знаешь. 5. Какие отметки ты чаще всего  получаешь за словарные диктанты? Результаты оказались следующие:     В параллелях 3­х и 4­х классов все ребята знают, какие слова называются словарными. В параллели 2­х классов из 94 учеников 31 человек (33%) пока затрудняются ответить на этот вопрос или не могут объяснить.       Отвечая   на   вопрос,   трудно   ли   даётся   запоминание   словарных   слов,   42 второклассника (45%) ответили положительно. Трудности в запоминании словарных слов 2­4 класс 100% 80% 60% 40% 20% 0% класс 2 класс 3 класс 4 В третьих классах трудности при запоминании словарных слов испытывают 9 человек   (14%).   В   четвёртых   написали,   что   испытывают   затруднения   при запоминании словарных слов  всего 5 человек. (7%).       Я обрадовался таким результатам, решив, что ребятам помогает не только механическая память, но и лёгкие способы запоминания словарных слов. Но, проанализировав   ответы   на   3­й   и   4­й   вопросы,   понял,   что   поспешил   с выводами.      66 учеников из всех параллелей, отвечая на третий вопрос, написали, что знают и пользуются лёгким способом запоминания словарных слов.    Какие же способы они написали? ­ Я знаю способ, пишет один ученик: читаю, а потом смотрю в потолок и произношу.   Прочитать, ­ написать, проверить.   запомнить, ­   Читаю   и   пишу, подглядывая.   не   Так   лучше запоминается. ­ Мой личный способ запоминания: читать надо перед сном. ­ Надо слова учить наизусть! ­ Читаю, как написано, чтобы запомнить, как пишется.    Что это за способы? Да это всё тот же один механический способ в разных вариантах! Только 14 ребят действительно, по одному способу запоминания словарных слов знают и пользуются им, что составляет 6% от опрошенных  учеников. Результаты словарных диктантов на " на "    Из 210 учеников, принявших участие в анкетировании, только 58 (27%) написали, что за словарный диктант они чаще всего получают тройки. Остальные получают четвёрки и пятёрки.     Я обратился к одноклассникам с устным вопросом: каково ваше отношение к  этому заданию? Ребята ответили: учим только потому, что это необходимо.  Но удовольствия при этом не испытываем. Не надо размышлять, искать  какие­либо пути решения, а надо только заставить себя выучить, как  словарное слово пишется.       Когда   я   сказал,   что   есть   много   интересных   способов   запоминания   словарных слов, которые помогают ещё и развивать мышление, воображение, внимание,   многие   ребята   заинтересовались.   У   них   появилось   желание познакомиться с этими способами. Мастер­класс «Дружите со словарными словами» На уроке русского языка я рассказал, как «усилить» орфограмму (это  значит сделать более ярким, или «уярчить» то место в слове, которое трудно  запоминается и легко забывается.) Затем разделил одноклассников на группы  и предложил   подобрать ассоциации к следующим словам:   … После этого им было дано определённое время, т.к.«усиление» требует  большой творческой активности обучающихся. А потом мы выслушали  мнения всех групп.  И в конце каждый выбрал тот вариант, который ему  больше подходит, т.к. итогом любого «уярчения» должен стать не  коллективно выбранный вариант, а тот который ребёнок найдёт для себя сам. Этапы работы по «усилению». А) назвать слово, которое необходимо запомнить. Выяснить, понятен ли  смысл слова детям. Б) Выделение трудной орфограммы. В) Постановка перед обучающимися проблемы: как «уярчить» орфограмму?  Как лучше  запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти? Г) Самостоятельный поиск обучающимися способов «усиления». Д) Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов. Е) Выбор каждым обучающимся индивидуального приёма запоминания. (Таким образом, итогом любого «уярчения» должен стать не коллективно  выбранный вариант, а тот который ребёнок найдёт для себя сам.) (примеры­образцы словарей моих одноклассников) Заключение    Что же получается? Словарные слова вовсе   никакими   «коварными»   не являются,   если   знаешь   рациональные способы   их   запоминания!   Получаешь большое   удовольствие   от   нахождения «маленьких   проверочных»   слов   в словарных   словах,   от   придуманных ассоциаций. Все эти приёмы развивают твои память, мышление.   Считаю,   что   гипотеза   подтвердилась.   Большинство   учеников   не   знают интересных   лёгких   способов   запоминания   словарных   слов,   их   «спасает» только механическая память.     Познакомившись сам с разными способами запоминания словарных слов,  познакомил с ними одноклассников на мастер­классе «Дружите со  словарными словами»!  Им способы очень понравились. Многие стали ими  пользоваться. Учитель говорит, что улучшилось качество написания  словарных диктантов. Меня это очень радует!      Очень хочу, чтобы все ученики «дружили» со словарными словами. С этой  целью хочу выставить работу на сайт нашего лицея. Может кто­нибудь там  прочитает. Буду очень рад!        В неё вошли описания приёмов лёгкого запоминания словарных слов с помощью мнемотехники. Список использованных источников информации 1.Агеева И.Д. «Занимательный словарик» М.: ТЦ Сфера, 2001  2.Анохина Т.М. Русский язык. 1­4 классы: работа со словарными словами. Волгоград: Учитель, 2007. – 269 с. 3.   Волина   В.В.   Я   познаю   мир.   Детская   энциклопедия.   Русский   язык.   М.: ООО АСТ, 1997. – 274 с. 4.Гордеев Э. В., Дмитрюк Н. В. Творческий подход   к   изучению слов   с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. ­ №1. – с. 16­18. 5.Ерадкина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальная школа. – 1992. ­ №7­8. – с. 13­17. 6.Ерадкина В. В. Работа над непроверяемыми   написаниями   //   Начальная школа. – 1994. ­ №1. – с. 23­27. 7.Захарова   И.   В.   Работа   со   словами     с     непроверяемыми     написаниями //Начальная школа. – 1993. ­ №11. – с. 53­56. 8.Загадки. / Издание подготовила В. В. Митрофанова. – Ленинград, 1988. 9.Калинина Л. Н. Моя работа над словами с непроверяемым написанием   //Начальная школа. – 1990. ­ №6. – с. 6­8. 10. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов  при  изучении  слов  с  непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. ­ №1. – с. 15­16. 11.Успенский Л. В. Слово о словах. – Москва, 1984. 12.В.В.   Лайло   «Развитие   памяти   и   повышение   грамотности»,   Москва, «Дрофа», 1999г.­ с.63­65 13.Дмитриева В.Г. Словарные слова: Практическое пособие для школьников младших классов. Корона принт, 2000. – 64 с. 14.Сычева Н. Словарные слова 1­4 класс. М: АСТ, 2015. – 222 с. 15. http://ru.dreamstime.com/photos­images 16. http://vserisunki.ru 17.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ Приложение №1 АНКЕТА Уважаемые обучающиеся 2­4 классов! Я, Байков Рафаил, ученик 4а класса, пишу исследовательскую работу «Использование мнемотехники, как способа лучшего запоминания словарных слов» Помогите, пожалуйста, мне в моих исследованиях! Честно ответьте на вопросы анкеты. 1. Какие слова называются словарными? _________________________________________________________________ 2. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?    а) да                                            б) нет 3. Чтобы запомнить, как словарное слово пишется, ты    а) читаешь орфографически                 б) пользуешься другим способом       (так как слово пишется) 4. Напиши, какой способ запоминания словарных слов ты знаешь. _________________________________________________________________ 5. Какие отметки ты чаще всего получаешь за словарные диктанты?     а) «5»      б) «4»     в) «3»   г) «2

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

Исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017