Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
25.06.2017
Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"
Исследовательская работа гуманитарного направления "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"раскрывает следующие идейные нити содержания: поэт о себе и своем историческом предназначении ; проявление в творчестве поэта уважения к другим народам, их обычаям и культуре; осуждение А.С. Пушкиным жестокости, проявления насилия по отношению к другим народам.Содержание исследовательской работы "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"вместе с приложениями и данными исследований.
исследоват. работа А.С.Пушкин.docx
Исследовательская работа (гуманитарное направление, литература) «Чувства добрые» в поэзии А. С.Пушкина» выполнила Митягина Юлия Алексеевна, ученица 11 а класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» консультант работы-Рыжикова Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы контактные телефоны6 4-12-68, 4-02-89 Содержание I. Введение II. Основная часть .  Понятие о толерантности, взаимосвязь этого понятия и творчества  А.С.Пушкина.  «Чувства добрые» в поэзии А.С.Пушкина (смысловые блоки) 1. Поэт о себе и своем историческом предназначении 2. Проявление уважения к другим народам, их обычаям и культуре 3. Осуждение жестокости, проявления насилия по отношению к другим народам.  Отношение народов разных стран к А.С.Пушкину и его творчеству      III. Заключение      IV. Список используемой  литературы Введение Начать свою исследовательскую работу «Чувства добрые»   в лирике А.С.Пушкина» мне хотелось бы с истории о разноцветных шариках. Казалось бы,   какая   связь   между   историей   о   разноцветных   шариках   и   поэзией А.С.Пушкина? Попробуем разобраться вместе.  Маленький темнокожий мальчик наблюдал за продавцом надувных  шариков на ярмарке. По всей видимости человек был хорошим продавцом: он  отпустил высоко в небо ярко­красный шар, привлекая тем самым толпу  маленьких потенциальных покупателей. Затем он выпустил в небо голубой  шар, затем желтый, затем белый. Они взмывали высоко в небо и потом  терялись из виду. Маленький темнокожий мальчик долго рассматривал  черный надувной шар, затем спросил:  – Дядя, если вы отпустите в небо черный шарик, он взлетит так же высоко?  Продавец шаров понимающе улыбнулся. Он отрезал нитку, державшую  черный шар, и тот взмыл в небо.   – Дело не в цвете, сын мой. Шар поднимает то, что находится у него внутри.  [1]. Все разные, По цвету волос, глаз, складу характера, месту рождения,  национальности. Моя лучшая подруга ,например,  Клодницки Аурелия,  ­молдаванка. В моем классе учатся ребята дагестанской, татарской,  армянской национальностей. (30%).  (Приложение 1) В нашей  общеобразовательной школе также получает знания многонациональный  контингент учащихся. (Приложение 2). Но у  нас в школе не возникало  серьезных  конфликтов на национальной почве, но волна нетерпимости к  людям другой национальности и вероисповедания прокатилась по России.  Различие национально ­ этнических особенностей, которым ученики зачастую  придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение  детей с окружающими. Особую актуальность эта проблема  приобретает в  условиях  нашей многонациональной школы , где необходимо не допускать  ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях.  И поможет  в этом Поэзия Александра Сергеевича Пушкина .В знаменитом стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» поэт так определял своё  историческое предназначение: И долго буду тем любезен я народу, / Что  чувства добрые я лирой пробуждал, / Что в мой жестокий век восславил я  свободу / И милость к падшим призывал. В этих словах заложен главный  смысл понимания проблемы толерантности художественного творчества,   высокий пример чему давал сам А.С. Пушкин.(Приложение 3) Он не просто  просит быть  терпимыми по отношению к другим, а  зовет к милосердию, к  великодушию, к активной нравственной позиции добра, справедливости,   гуманизма,  человеческого единения.  Поэтому объектом моего исследования является  изучение личности и творчества   А.С.Пушкина   как   человека  уважающего   многообразия   культур нашего мира  и способы  проявлений человеческой индивидуальности. В качестве предмета исследования я взяла стихотворения  А.С.Пушкина «Анчар», «Памятник», «Иностранке», «К бюсту завоевателя»,  «Калмычке», «Моя родословная», «Цыганы», «Пред испанкой  благородной…»[2] в соотношении с темой исследования.  Гипотеза:  Стихотворения   А.С.Пушкина   воспитывают  уважительное отношение   к   ценностям   других   людей,   умение   сопереживать,   понимать мотивы поступков людей, общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций,   культур,   то   есть   воспитывают   в   современных   людях толерантность. Цель   работы   ­  проанализировать   лирические   произведения А.С.Пушкина с точки зрения их гуманизма, милосердия, великодушия. В процессе достижения цели мне предстоит решить следующие задачи:  обратиться к этимологии слова «толерантность» , раскрыть его  сущность, выявить взаимосвязь с поэзией А.С.Пушкина;  обратиться к отдельным  стихотворениям поэта, отражающим «чувства  добрые» ,тематически разделить их на группы, рассмотреть с точки  зрения выразительно­изобразительных средств; Методы исследования: выразительное чтение , анализ стихотворений,  самостоятельная работа со справочным материалом, использование  интернет­ресурсов, этимологический разбор, наблюдение,  анкетирование. Основная часть 1. Понятие о толерантности, взаимосвязь этого понятия и творчества  А.С.Пушкина. Великий поэт никогда не употреблял слово «толерантность» в своем  лексиконе. В современном мире слово толерантность стало не просто  широкоупотребительным и модным, его активизация отражает актуальность  самой проблемы межличностного и социального взаимодействия членов  социума. В  России  оно вошло в широкий обиход в последнее десятилетие  ХХ века. [3.].В разных странах определения различны.      tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть  терпимым, позволять существование различных мнений без их  дискриминации;  tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям,  поведению;  tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и  действовать в манере, отличной от нашей собственной;  tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные  от собственных;    kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть  великодушными по отношению к другим;   tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение  принимать других такими, какие они есть, и прощать;  толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать,  выносить, мириться с чем­либо), принимать/признавать существование  кого­либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому­либо/чему­либо, быть снисходительным к чему­ либо/кому­либо.  [4. ] E­mail:[email protected]  2006­2012 © Журнал  научных публикаций аспирантов и докторантов ] Толерантность – это прежде всего поступки, через которые понимаешь, с    кем имеешь дело, проявляя терпимость, чуткость, внимание, заботу, доброту ­ все лучшие качества человеческой личности. Именно А.С.Пушкин  является  носителем  этих толерантных качеств.  Первая половина 19 века, Россия ­ в напряженных отношениях с Кавказом. Однако   поэт     никогда   не   воспринимал   горцев   людьми,   предназначенными якобы   самой   историей   быть   вечными   врагами   русских.   В   его   творчестве легко обнаружить сотни строк, свидетельствующих о неизменном уважении к народам Кавказа, их обычаям и культуре.  Но европейца всё внимание Народ сей чудный привлекал.  Меж горцев пленник наблюдал Их веру, нравы, воспитание,  Любил их жизни простоту,  Гостеприимство, жажду брани,  Движений вольных быстроту,  И лёгкость ног, и силу длани...  [5. ] 2. «Чувства добрые» в поэзии А.С.Пушкина (смысловые блоки) Поэт о себе и своем историческом предназначении № Название  стихотворения Часто  повторяющие ся, ключевые  слова Изобразительно­ выразительные  средства Замечания  по  теме «Моя  родословная» 1830 год  написания  «Я памятник себе воздвиг  нерукотворный» 1836 Сей шкипер  был тот  шкипер  славный, Кем наша  двигнулась  земля, Кто придал  мощно бег  державный Рулю родного  корабля. Сей шкипер  деду был  доступен, И сходно  купленный  арап Возрос  усерден,  неподкупен, Царю  наперсник, а не раб. Нет, весь я не  умру — душа в заветной лире Мой прах  переживет и  тленья убежит  — И славен буду  я, доколь в  подлунном  мире         Жив будет хоть один  пиит. Слух обо мне  пройдет по  Слово «шкипер»  разговорное, даже  профессиональное,  свойственно людям   морской     профессии, означает  «содержатель  корабельного  имущества»  Противопоставление «Царю наперсник, а не раб»  «наперсник» (близкий  человек) Ряд однородных  определений  :  «доступен»,  «усерден»,  «неподкупен»  подчеркивают  качества человека  (Абрама Петровича  Ганнибала) Олицетворения­ гиперболы «душа  переживет прах»,  « тленья убежит»; Инверсия «и славен  буду я», эпитеты «в  заветной лире», «в  подлунном мире» Устаревшие слова и  обороты,  подчеркивающие  возвышенность стиля: “всяк  сущий” ­ существующ Предок Пушкина  по материнской  линии Абрам  (Ибрагим)  Петрович  Ганнибал  ребенком был  привезен в Россию из  Константинополя  (его родина  нынешнее  государство  Камерун) и  подарен Петру 1 в начале 1705, по  другим  источникам 1706  года.  Поэт с  гордостью  говорит о своем   своим  происхождении Ода с подобным  названием и  стихотворение  были у Горация и  Г.Р.Державина. Поэзия  Пушкина  не связана  никакими  границами: ни  государственным и, как у Горации  (поэзия будет  жить, пока стоит  Рим), ни  национальным,  как у Державина  (“доколь всей Руси  великой, И назовет меня всяк сущий в  ней язык, И гордый внук  славян, и финн, и ныне дикой         Тунгус, и  друг степей  калмык. ий.   – народность  тунгус   Восточной Сибири. “чувства добрые” – “  жестокий век” –  эпитеты и антитеза  говорят о  неоднозначной оценке  собственного  творчества,  сомнениях, терзающих поэта. Славянов род  вселена будет  чтить”). Поэзия Пушкина обращена  ко  всему  подлунному  миру, т.е. ко  всему  человечеству. Поэзия –  достояние всего  человечества, а  не конкретного  народа. Финны,  калмыки –  разные народы,  у них разный  уклад жизни, но  ведь в каждом  человеке живет  поэт. Проявление уважения к другим народам, их обычаям и культуре № Название  стихотворения Пушкин А. С. ­  «Иностранке» 1826 Часто  повторяющиеся , ключевые  слова На языке, тебе  невнятном, Стихи  прощальные  пишу, Но в  заблуждении  приятном Вниманья  твоего прошу: Мой друг,  доколе не  увяну, Изобразительно­ выразительные  средства  Повторы­ обращения «Мой  друг»,  метафоричные  эпитеты « в  заблуждении  приятном»,  «стихи  прощальные», «  на языке, тебе  невнятном»,   глаголы в форме  повелительного  Выводы по теме Любовь не знает  границ и преград,  она посетила поэта.  Для А.С.Пушкина  важна женщина, к  которой он  испытывает  сердечное влечение, а не ее  национальность. «Калмычке» 1826 В разлуке  чувство погубя, Боготворить не  перестану Тебя, мой друг,  одну тебя. На чуждые  черты взирая, Верь только  сердцу моему, Как прежде  верила ему, Его страстей не понимая. Твои глаза,  конечно, узки, И плосок нос, и  лоб широк. Ты не лепечешь  по­французски, Ты шелком не  сжимаешь ног, По­английски  пред самоваром Узором хлеба  не крошишь, Не  восхищаешься  Сен­Маром, Слегка  Шекспира не  ценишь, Не  погружаешься в мечтанье, Когда нет  мысли в голове, Не распеваешь:  Ма dov'e,* наклонения с  оттенком  просьбы «верь,  как верила ему»,  глаголы  будущего  времени «  боготворить не  перестану». Детали портрета  калмычки  переданы через   бессоюзную и  сочинительную  связь   предложение:  «глаза узки,  плосок нос, лоб  широк».  Авторская  ирония над  поведением  цивилизованных  барышень в  светском  обществе  передана с  помощью ряда  однородных  сказуемых «не  лепечешь по­ французски».» не сжимаешь ног»,  «не  погружаешься в  мечтанье», «не  прыгаешь в  Каждый человек  по­своему красив,  отличается от  другого  индивидуальностью . В калмычке поэта  подкупает  естественность,  простота, даже  диковатость.  Налицо  противопоставление двух цивилизаций.  Это  противопоставление носит не  противоречивый,  враждебный  характер, а  созидающий,  объединяющий, не  умаляя достоинств  ни светских   барышень, ни  далекой от света  калмычки. Галоп не  прыгаешь в  собранье... Мне ум и  сердце  занимали Твой взор и  дикая краса. Друзья! не все  ль одно и то же: Забыться  праздною  душой В блестящей  зале, в модной  ложе, Или в кибитке  кочевой? Фонтан   любви, фонтан живой! Принёс я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И   поэтические слёзы. «Фонтану  Бахчисарайского  дворца»1824     лейся,   ключ Ах, лейся, отрадный! Журчи,   журчи свою мне быль… Мы   слышим «немолчный говор» фонтана. словно собранье» Олицетворения  «мне ум и сердце  занимали твой  взор и дикая  краса» Риторические  фигуры (вопросы, обращения), ряды однородных  членов Напевность,  плавность тона  достигается за  счёт ассонанса (в стихотворении  чередуются  гласные о­а­ю­е Пушкин  использует приём умолчания:  многоточия.  Риторические  вопросы и  восклицания  («Фонтан любви,  фонтан  печальный!», «И  здесь ужель  забвенно ты?»,  Пушкин придал  своему  стихотворению  восточный  колорит.  в описании фонтана мы находим символ, подчёркивающий  контраст двух  цивилизаций. «Или Мария и  Зарема одни  счастливые  мечты?»),  назывные  предложения  («Светило  бледное гарема!», «Фонтан любви,  фонтан живой!»)  придают  стихотворению  торжественность  и откровенность. Ключевым  словом  произведения  является слово  «люблю»  («фонтан любви», «люблю  немолчный  говор»). Эпитет  «испанкой  благородной»,  слова высокого  стиля «очи»,  «дева»,  сравнение «мила , как слава»,  «дороже  жизни»,метафор а « сердцем  избрала» А.С.Пушкин с  уважением  относится к  благородным  обычаям испанцев,  их традициям. Обращение  «Счастливое  племя»,  Чувствуется  желание поэта  окунуться в  «Пред испанкой  благородной» 1830 «Цыганы» 1830 Пред испанкой  благородной Двое рыцарей  стоят. Оба смело и  свободно В очи прямо ей  глядят. Жизни им она  дороже И, как слава, им мила; Но один ей мил  — кого же Дева сердцем  избрала? Здравствуй,  счастливое  племя! Узнаю твои  костры; Я бы сам в иное время Провождал сии  шатры. Завтра с  первыми  лучами Ваш исчезнет  вольный след, Вы уйдете — но за вами Не пойдет уж  ваш поэт. восклицание  «Здравствуй»,  глаголы в  форме  условного  наклонения «я  бы провождал». Эпитеты «с  первыми  лучами», «ваш  поэт», метафора «вольный  след»,антитеза  «уйдете — но Не пойдет уж»,  вольную,  свободную, тесно  связанную с  природой жизнь  цыган Близость  мироощущения  Пушкина и  мироощущения  цыган, сожаление,  что он уже не может пойти за ними. Осуждение жестокости, проявления насилия по отношению к другим народам. № Название  стихотворения «Анчар» 1828 Часто  повторяющиеся,  ключевые слова «Могила», «Яд», «Анчар» Изобразительно­ выразительные  средства Сравнение:  «анчар, как грозный часовой»,  гипербола «Послал к Анчару властным  взглядом»,  эпитеты «бедный  раб»,  «непобедимого  владыки»,  метафоричный  эпитет «Зелень  мертвая»,сравнение «яд застывает  смолою», Выводы по теме Осуждение  жестокости  владыки,  который любой  ценой хочет  добиться  собственного  могущества и не  щадит жизней  людей. Поэта  волнует то  обстоятельство  то, что  владыка  пытается для  своих  разрушительных целей  использовать  деревья и  растения.  Природа же, по  мнению  А.С.Пушкина  должна нести  созидающую, а не разрушающую  функции. 3.Отношение народов разных стран к А.С.Пушкину и его творчеству 1.Установление   памятников   русскому   гению   в   России   и   за   рубежом­ свидетельство безмерной любви к поэту, в котором был воплощен «наш идеал, вечно живой…». В дореволюционной России   был установлен 31 памятник А.С. Пушкину. На территории бывшего СССР – 251 скульптура. За рубежом­ 20   скульптурных     портретов   великому   поэту. [6.Е.И.Высочина.   Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений. М. Просвещение. 1989 г. ] (Приложение 4).                                                            Заключение Так получилось, что работая над исследованием, я одновременно на уроках  литературы изучала творчество А.С.Пушкина. Учитель никогда не употреблял понятие « толерантность» на уроках, связанных с анализом лирических  произведений поэта. Стихи А.С.Пушкина помогли понять нам главное: важнее не знать и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному,  другому, к изменениям. Об изменениях и в отношении некоторых одноклассников друг другу говорят  и результаты диагностики ценностного отношения к Человеку как к Иному. .  [6.] (Приложение 5). Таким образом, подтвердилась моя гипотеза: стихотворения А.С.Пушкина  воспитывают уважительное отношение к ценностям других людей, умение  сопереживать, понимать мотивы поступков людей, общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур, то есть воспитывают в  современных людях толерантность. Список используемой  литературы. 1. http://www.mirpozitiva.ru/ 2. Пушкин А.С. «Избранные произведения».т.3.­М.:Художественная  литература,1968; 3. http://www.dv­reclama.ru 4. E­mail:[email protected]  2006­2012 © Журнал научных публикаций  аспирантов и докторантов 5. Пушкин А.С. «Избранные произведения».т.3.­М.:Художественная  литература,1968; 6. Е.И.Высочина.   Образ,   бережно   хранимый.   Жизнь   Пушкина   в   памяти поколений. М. Просвещение. 1989; 7. Степанов   П.В.,   Григорьев   Д.В.,   Кулешова   И.В.   Диагностика   и мониторинг процесса воспитания в школе М.Академия АПК и ПРО. 2003. Приложения  Приложение 1 Исследование национального состава учащихся 9 а класса МБОУ «СОШ  №11» города Алексина Тульской области. В 9 а классе обучается 30% детей разных национальностей (8человек из 26).  Приложение 2 Исследование национального состава школы. В школе обучается 16% детей   разных национальностей  (60 человек из 380) . Приложение 3 Петербург. Памятник А.С.Пушкину               Донецк. Памятник А.С.Пушкину Приложение 4                               Екатеринбург. Памятник А.С.Пушкину. Приложение 5 Отношение  к Человеку как к Иному Апрель 2012 года                                              Ноябрь 2012 года       Устойчиво­ позитивное  отношение  38%(10ч.) Ситуативно­ позитивное  отношение 42%(11ч.) Ситуативно­ негативное 20%(5ч.) Устойчиво­ позитивное  отношение  47%(12ч.) Ситуативно­ позитивное  отношение 38%(10ч.) Ситуативно­ негативное  15%(4ч.) Количество девятиклассников, имеющих устойчиво­позитивное  отношение к Человеку как к Иному , увеличилось на 4%, а количество  учащихся, имеющих ситуативно­негативное отношение к Человеку как к  Иному  уменьшилось на 5%.

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"

Исследовательская работа "Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2017