Исследовательская работа "Лечебная свирель"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
музыка +1
4 кл
02.02.2017
Исследовательская работа "Лечебная свирель"
Данная работа носит исследовательский характер и будет интересна учителям начальных классов, которые могут применить ее на уроках окружающего мира. Связь здоровья с уроками музыки - это должно заинтересовать детей и побудить их разнообразить свои интересы. Работа оформлена в соответствии с правилами оформления исследовательских работ.
Лечебная свирель (Автосохраненный).doc
Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Куженерский район» МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2» Лечебная свирель Исследовательская работа Выполнил: Петухов Егор, обучающийся 3­а класса  Руководитель: Петухова Л.В., учитель русского языка и литературы 1 П.Куженер 2015 Содержание Введение………………………………………………………………...3­4 Основная часть. Лечебная свирель…………………………………….5­10 1. Заболевания дыхательной системы человека и методы лечения…………………………………………………………5 2. Игра на духовых инструментах как способ формирования  правильного дыхания………………………………………….6­7 2.1. Разнообразие духовых инструментов……………....6 2.2. Дыхание при игре на духовых инструментах……...6­7 2.3. Исполнительское дыхание – один из способов  избавления от астмы…………………………………7 3. Моя свирель – мое здоровье…………………………………...8­10 Заключение………………………………………………………………..11 Список  используемых источников……………………………………...12 Список используемой литературы………………………………………13 Приложения……………………………………………………………….14­20 2 ВВЕДЕНИЕ Жить в современном мире интересно, но в то же время опасно. Ядерное оружие, катастрофы, войны, болезни существуют и представляют угрозу для нас, людей 21 века. Конечно, решать эти проблемы предстоит пока старшему поколению. Но очень скоро повзрослеем и мы – сегодняшние третьеклассники. Поэтому   уже   сейчас   нужно   учиться   видеть   проблемы   и   находить   пути   их решения. Работа «Лечебная свирель» ­ моя первая попытка исследования проблемы влияния духовых инструментов на здоровье человека. Эта тема близка мне, так как уже четвертый год я являюсь учеником детской школы искусств отделения духовых инструментов. Считаю, что выбранная для исследования проблема актуальна. Здоровье человека ухудшается из­за экологической ситуации, неправильного питания и образа жизни, вредных привычек. Среди нас, школьников, почти нет абсолютно здоровых. Что   же   можно   сделать   для   сохранения   здоровья   уже   сейчас,   в десятилетнем возрасте, и могут ли в этом помочь занятия музыкой? Дать ответ на этот вопрос и стало целью моего исследования. Задачи поставлены следующие: ­ Найти и изучить информацию о заболеваниях дыхательных путей и методах их лечения. ­   Понять,   какое   воздействие   и   лечебный   эффект   оказывают   духовые инструменты на органы дыхания человека. ­ Провести опрос одноклассников о духовых инструментах. 3 ­   Собрать   данные   из   медицинского   пункта   школы   о   количестве   случаев заболеваний дыхательных путей у учащихся за прошлый учебный год. ­ Привести примеры упражнений на музыкальном инструменте для постановки правильного дыхания. ­ На собственном примере доказать положительное влияние игры на духовых инструментах на органы дыхания. При работе над исследованием использовались следующие методы: ­ Изучение информации по теме. ­ Опрос одноклассников. ­ Сбор медицинских данных. ­ Обобщение собранного материала. ­ Игра на музыкальном инструменте . Новизна   моей   работы   заключается   в   том,   что   я   имею   возможность подтвердить положительное влияние духовых инструментов на состояние моего здоровья. Практическое значение этого исследования состоит в рекламе отделения духовых инструментов Куженерской ДШИ, которое пока не очень популярно среди учащихся, а также в пропаганде здорового образа жизни. 4 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Заболевания дыхательной системы человека и методы лечения Говорят, что без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха не проживет и минуты. Процесс дыхания очень важен для нашего организма, потому что именно он обеспечивает непрерывный газообмен. Когда мы делаем вдох, организм получает кислород, а при выдохе избавляется от углекислого газа. Все это осуществляется с помощью органов дыхания   –   носа,   гортани,   дыхательного   горла,   бронхов   и   легких,   а   также дыхательных   мышц,   которые   расширяются   и   сжимаются.   Дыхание   наше ритмичное и непроизвольное, но только в том случае, если человек здоров. Если же   мы   простужаемся,   то   дыхание   становится   неритмичным,   произвольным, затрудненным.   Человек   чувствует   боли   в   грудной   клетке,   слышит   хрипы, кашляет, а в самом худшем случае начинает задыхаться. Это симптомы самых разных   заболеваний   дыхательной   системы:   фарингита,   ларингита,   воспаления легких и даже астмы. (Приложение 1) Какие же существуют методы для лечения этих заболеваний?  Различные. Но если для более простых заболеваний (ОРЗ, ларингита, фарингита) достаточно медикаментозного   лечения,   чтобы   они   прошли   бесследно,   то   для   такого заболевания как астма недостаточно лекарств. Они смогут лишь снять спазм и позволить   человеку   дышать   до   следующего   приступа.   Астма   –   это   одно   из серьезнейших заболеваний. Им болеет на Земле в той или иной форме каждый 5 пятый   житель   планеты.   Считается,   что   эта   болезнь   неизлечима.   Но   люди пытаются найти средства для победы над этим страшным заболеванием, которое лишает   человека   его   естественной   потребности   –   дышать.   Это   и   диета,   и иглоукалывание, и закаливание, и магнитотерапия, и плавание. Но есть еще один метод, менее известный, ­ игра на духовых инструментах.  2. Игра на духовых инструментах как способ формирования правильного дыхания 2.1. Разнообразие духовых инструментов Духовые музыкальные инструменты – это трубки различные по устройству и форме, которые издают музыкальные звуки из­за колебания заключенного в них столба воздуха.  Все духовые инструменты делятся по материалу и способу звукоизвлечения на   деревянные   и   медные.   К   деревянным   относятся   флейта,   кларнет,   гобой, саксофон.   Самые   известные   из   медных   –   это   туба   и   тромбон.   Духовые инструменты ­   инструменты   универсальных   возможностей.   Они   используются везде:   в   симфонических,   джазовых,   духовых   оркестрах,   в   коллективах современной музыки. А также эти инструменты прекрасно звучат и в школьном оркестре.  (Приложение  2) 2.2. Дыхание при игре на духовых инструментах При игре на любом духовом инструменте главное – это правильное дыхание. Оно   отличается   от   того,   как   мы   дышим   в   обычной   обстановке,   становится неравномерным:   вдох   короткий,   а   выдох   продолжительный. При   обычном нормальном   дыхании   человек   не   пользуются   максимальным   дыхательным 6 объемом   легких.   Для   спокойного   дыхания   ему   вполне   достаточно   так называемого   дыхательного   воздуха,   объем   которого     равен   500   кубическим сантиметрам. Играющий   же,   к   примеру,   на   кларнете,   прибегая   в   процессе исполнения   к   форсированному   дыханию,   вынужден   доводить   дыхательный объем   легких   до   самых   максимальных   размеров   (3000­4000   кубических сантиметров), то есть использовать всю “жизненную емкость” легких. Исходя из этого, приходим к выводу, что играть на духовых инструментах сложно, поэтому нужно овладеть наиболее  рациональным способом  дыхания, чтобы добиться исполнительского эффекта.  Существует   три   типа   дыхания   –   грудной,   брюшной   и   смешанный.   Для музыканта­духовика   предпочтительнее  смешанный   тип  дыхания,  в  результате которого человек может менять ритм и глубину своего дыхания. Это значит, что мы по своей воле можем то учащать, то замедлять дыхание, делать его более глубоким   или   наоборот   ­   более   поверхностным.   Именно   этот   принцип сознательного управления своим дыханием и лежит в основе профессиональной деятельности исполнителя на духовых инструментах. 2.3. Исполнительское дыхание – один из способов избавления от астмы Бронхиальная  астма —  заболевание, при  котором  сужены  дыхательные пути из­за воспаления и спазма.  Почему   же   врачи   рекомендуют   детям,   больным   бронхиальной   астмой, заниматься   на   духовых   инструментах?   Все   дело   в   том,   что   при   игре используется   «оздоровительное   дыхание»   ­   точно   такое   же,   как   в   аппарате Фролова или в лечебной гимнастике Стрельниковой, которые широко известны при лечении астмы. Общее для всех этих методов  ­ короткий вдох и длинный выдох.   Причем   человек   дышит   не   столько   грудной   клеткой,   а   использует брюшное   дыхание,   что   является   более   правильным   и   несет   оздоровительный 7 эффект.   Он   заключается   в   укреплении   дыхательных   путей,   снятии   спазма, тренировке легких. Ребенок меньше болеет заболеваниями дыхательных путей и может полностью избавиться от астмы.  Развитие  правильного  исполнительского  дыхания музыканта­духовика  – это не только основа его профессионального успеха, но и основа здоровья. 3. Моя свирель – мое здоровье Обобщив   весь   собранный   теоретический   материал,   я   решил   на собственном примере доказать, что игра на одном из духовых инструментов оказывает   положительное   воздействие   на   дыхательную   систему   и оздоравливает ее.  В Куженерской центральной районной больнице по просьбе родителей нам разрешили скопировать лист уточненных диагнозов. По нему можно сделать вывод, что я часто болел ОРЗ, фарингитами, ларингитами до 2012 года, пока не начал заниматься в подготовительной группе духового класса. С 2012 года и до сегодняшнего дня записи в моей медицинской карте – это плановые медицинские осмотры. По болезни за два года не было ни одного обращения. Считаю, что это хороший результат с оздоровительной точки зрения. (Приложение 3) Исходя   из   этого,   решил   узнать   отношение   своих   одноклассников   к духовым инструментам и провел опрос. (Приложение 4) На   первый   вопрос   «На   каком   инструменте   вы   хотели   бы   научиться играть?» большинство ребят ответили так: «На гитаре или на фортепиано». Флейту выбрали всего 4 ученика из 21 учащегося. Из духовых инструментов смогли назвать дудочку, флейту и трубу. Лишь трое знают 5­6 духовых инструментов. 8 На вопрос «Почему духовые инструменты так называются?»  большинство ответили: «В них надо дуть». Четвертый   же   вопрос   о   связи   здоровья   человека   с   духовыми инструментами   вызвал   удивление,   и   половина   класса   ничего   на   него   не ответила.   Ответы   же   остальных   звучали   так:   «   Духовые   инструменты улучшают   настроение.   Когда   на   них   играешь,   облегчается   дыхание.   Они убирают из человека нехорошие вещества». Проанализировав   ответы,   пришел   к   выводу,   что   мои   ровесники   плохо знакомы   с   духовыми   инструментами,   а   об   их   оздоравливающем   эффекте никогда не слышали. Может   быть   в   нашей   школе   нет   учеников,   страдающих   заболеваниями дыхательных путей, поэтому им и не интересны методы оздоровления? Но в школьном   медицинском   пункте   мне   дали   следующие   сведения.   В   2013­2014 учебном году  в нашем классе было зафиксировано       18   случаев подобных заболеваний,   то   есть   почти   каждый             ученик   болел   либо   ОРЗ,   либо фарингитом, либо ангиной. Больных же астмой в школе по данным медосмотров 8     человек. (Приложение 5)     Поэтому   считаю,   что   всем   школьникам   необходима   информация   о доступных   безлекарственных   методах   оздоровления   дыхательной   системы,   а игра на духовых инструментах – один из них. Нужно заметить, что занимаясь музыкой, вы не только укрепляете свое физическое здоровье, но и получаете эстетическое удовольствие, а может быть, выбираете свою будущую профессию. Так   что   игра   на   духовом   инструменте   –   это   полезно,   интересно,   красиво   и занимательно.   Это   метод   оздоровления   дыхательной   системы   доступен   всем школьникам нашего района. Если же человек не решается заняться музыкой, то можно предложить несколько   упражнений   из   дыхательной   гимнастики   Стрельниковой.   Эти 9 упражнения музыканты­духовики делают для постановки правильного дыхания, имеющего терапевтическое воздействие.  Упражнение 1. Обхватить себя за плечи  и делать короткие, частые, резкие вдохи носом. В этом случае человек переходит на брюшное дыхание, то есть работает диафрагма. Упражнение   2.   Наклониться,   обхватить   колени   и   делать   вдохи,   чтобы почувствовать работу диафрагмы. Упражнение 3. Подвесить на нитке шарик или лист бумаги, отойти на 30 сантиметров, сделать короткий вдох и медленно выдувать воздух так, чтобы шарик колебался в воздухе под воздействием выдуваемой струи. 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основа счастливой жизни – хорошее здоровье. В своем исследовании я попытался доказать сверстникам, что его нужно беречь с детства. А если все­ таки болезнь пришла, то можно попробовать справиться с ней, используя разные методы, в том числе  такой интересный и полезный, как занятия на музыкальном инструменте.  Мне   было   интересно   работать   над   этой   темой,   потому   что   всю теоретическую часть я могу подтвердить, проверив  на себе в процессе игры на саксофоне. (Приложение 6) Хочу продолжить исследование и рассмотреть тему воздействия музыки разных направлений на душевное состояние человека. Мою   работу   можно   использовать   на   классных   часах   и   родительских собраниях   с   целью   рекламы   отделения   духовых   инструментов   Куженерской ДШИ, а также хотелось бы разместить ее на сайте районной больницы. Закончить   исследование   хочется   стихотворными   строчками,   которые отражают его главную мысль: Учись играть, легко дышать, И сможешь ты здоровым стать! 11 Используемые источники 1. Медицинская карта Петухова Егора 2. Данные из медицинского пункта школы 3. Опрос  учащихся 3­а класса 12 Используемая литература 4. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – Москва, 1956 5. Кошкаров Н. Новый метод лечения бронхиальной астмы. –  www   .  medlinks    .  ru 6. Пусов Ю. История отечественного исполнительства на духовых  инструментах. – Москва, 1986 13 ПРИЛОЖЕНИЯ 14 Приложение 1 Процесс дыхания  15 Приложение 2 Духовые инструменты 16 Приложение 3 Медицинская карта Петухова Егора 17 Приложение 4 Результаты опроса учащихся 3­а класса 1 вопрос: На каком музыкальном инструменте вы бы хотели научиться играть? 8 – на гитаре 7 – на фортепиано 18 4 – на флейте 1 – на баяне 1 – на скрипке 2 вопрос: Какие духовые инструменты вы знаете? Дудочка, флейта, труба 3 вопрос: Почему духовые инструменты так называются? В них надо дуть. 4 вопрос: Как связаны духовые инструменты и здоровье человека? 12 – не знаю 9 – улучшают настроение Очищают организм Облегчается дыхание Приложение 5 Сведения из медицинского пункта школы 19 В 2013­2014 учебном году во 2­а классе  18 учеников  переболели ОРЗ,  трахеитами, ангиной, фарингитом. 8 учащихся школы болеет астмой. Есть больные аллергическим трахеитом. Медицинская сестра Куженерской СОШ № 2:                         /Кропотова Е.В./ Приложение 6 Петухов Егор – учащийся 3 класса отделения духовых инструментов 20 21

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"

Исследовательская работа "Лечебная свирель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017