Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература +1
Взрослым
21.01.2017
Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"
Исследовательская работа "М. Шолохов и Пруралье"свидетельствует о познавательном интересе учащихся нашей школы к литературе, к жизни и творчеству русских писателей, к литературному Приуралью. В течение двух лет ученики школы работали над данной темой и в канун юбилейной даты писателя было решено представить на научно-исследовательскую конференцию школьников. Учащиеся внесли в данную тему свой посильный вклад. В работе приводятся интересные факты из жизни и творчества русских писателей: подробно остановились на пребывании М.А. Шолохова в Уральске. данный материал можно использовать как дополнительный материал на уроках литературы при узучении жизни и творчества русских писателей, на внеклассных мероприятиях.
научн работа шынар.doc
Содержание I. Введение. II.Литературное Приуралье. 1. Пребывание русских писателей в Уральске. 2. М. А. Шолохов и Приуралье. 3. Весть о Нобелевской премии. 4. Творческая деятельность писателя в Приуралье. 5. Музей М. А. Шолохова в Дарьинске. 6. М. А. Шолохов ­ гость поселка Жанибек.  Заключение. Дорогое наследство. III. 2 Любая территория уникальна. Нашей Западно ­ Казахстанской области повезло вдвойне: на географических параллелях она оказалась одновременно в Европе и в Азии, в центре схождения крупнейших природных зон. Здесь, на перекрестке   Евразийского   континента,   живет   и   трудится   в   мире   и   согласии многонациональное   человеческое   содружество   из   представителей   более   80 этносов. И только от каждого из нас зависит, будет ли на этой земле царить согласие. Есть великолепные черты у казахов — гостеприимство, дружелюбие, желание понять и помочь. И есть отличительная черта русского характера — отзывчивость.   Если   объединить   гостеприимство   и   отзывчивость,   то   получим стабильность, доброжелательность и сотрудничество, то, что имеем сегодня в отношениях России и Казахстана.           Уральск расположен в северо­западной части Казахстана близ границы с Россией.   Он   является   административным   центром   Западно­Казахстанской области.   Город   был   основан   на   берегах   реки   Урал   в   1613   году   в   качестве постоянного казацкого поселения и назывался Яицкий городок. Уральск  –   единственный   город Казахстана   в   котором   побывали писатели,   чьи   имена   составляют гордость   мировой   литературы:   И. А. Крылов, В. Г. Короленко, В. И. Даль,   В.   А.   Жуковский,   А.   С. Пушкин,   Л.   Н.   Толстой,   М.   А. Шолохов,  Г.  Тукай,   К.      А.      Федин, В.      В.      Бианки,  В.      П.      Правдухин.   На   многих   домах   города   есть   мемориальные доски с их именами. Богатое историческое прошлое города вдохновляло поэтов и писателей, посещающих эти места. Результатом поездок в Уральск у А. С. Пушкина   явились   «История   Пугачева»   и   «Капитанская   дочка»,   у   В.   Г. 3 Короленко – «У казаков» и «В краю пугачевских легенд». М. А. Шолохов писал здесь главы романа «Они сражались за Родину».                     В   1900   году   великий   русский   писатель Владимир Галактионович Короленко, совершавший поездку в Уральск, останавливался в Илеке и ночевал в гостинице в здании "чайной". Об этом он написал в своей книге очерков "У казаков", где ярко и красочно описал   удивившую   его   своим   своеобразием   природу уральских   степей.  В.      Г.      Короленко  работал   в   архиве   Уральского   казачьего войска   с   июня   по   сентябрь   1900   года,   искал   свидетельства   событий Пугачевского бунта, написал очерки «У казаков» и «Пугачевская  легенда на Урале». Детство   великого   русского   баснописца  Ивана Андреевича Крылова  проходило в Яицком городке и   в   Оренбурге   во   время   казачьего восстания. Маленький     Ваня   Крылов,   сын   капитана Андрея гарнизона   Крылова,     коменданта правительственных войск, провел при своем отце всю осаду   крепости   Михайло­Архангельского   собора пугачевским   войском.   Его   отец   —   капитан   Андрей   Прохорович   Крылов   — служил   тогда   помощником   коменданта   Яицкого   городка.   Вместе   с   тремя тысячами верных императрице солдат и офицеров, будучи осажден в Михайло­ Архангельском   соборе,   испытывая   муки   голода,   капитан   Крылов   не   сдал позиций. Жена Крылова во время военных событий находилась с четырехлетним сыном   в   Оренбурге,   также   осажденном   Пугачевым.   И.   А.   Крылов   рассказал Пушкину, что Пугачев угрожал его отцу в случае отказа сдаться повесить не только его самого, но и его жену с малолетним сыном. Рассказы Ивана Крылова 4 Пушкин   гениально   вплел   в   ткань   романа   «Капитанская   дочка».   Он   проявил беспримерную храбрость и находчивость при обороне Яицкой крепости.           В творчестве Крылова встречается и тема Уральска, например, некоторые слова,   употребляющиеся.   Очень   примечателен   для   ценителей   литературного краеведения и то факт, что воспоминания Крылова мог использовать и А. С. Пушкин в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». Будущий автор словаря, Владимир Иванович Даль, в течение восьми лет своей службы в Оренбурге неоднократно предпринимал поездки в Уральск и приуральные степи. В год визита в Уральск Пушкина — 1833  Даль в течение12   недель кочевал между казацкими станицами и казахскими аулами, записывал песни и сказания, одним из первых изучал казахские эпосы и знакомил Россию со степью в рассказах «Майна», «Бикей и Мауляна». Пользовался огромным уважением за свою честность и интерес к краю. Акын Махамбет Утемисов писал оренбургскому  генерал­губернатору  Перовскому —   «… пришли   праведных   чиновников,   которые   бы   вникли   в бедственное   положение…   Особенно   мы   желаем,   чтобы жалобы   наши   были   исследованы   подполковником Далем»           Поэт  Василий своего воспитанника, наследника престола, будущего императора Александра II     Жуковский сопровождал господином       Андреевич   при его визите в 1837 году. Интересно, что Даль, также бывший в поездке с цесаревичем,   записал   слова   одной   старой   казачки —   «царского   племени   не видывали от самого от государя Петра Федоровича…» 5 Толстой  гостил в  1862 году  у своего товарища по                    Лев  Севастополю наказного атамана А.      Д.      Столыпина, отца будущего реформатора,     Николаевич   по   впечатлениям   от   поездки   написал   повесть   «Казаки».   «…   Живем   мы   в кибитке, погода прекрасная. Я нашел приятеля Столыпина атаманом в Уральске и ездил к нему и привез оттуда писаря, но диктую и пишу мало. Лень одолевает при кумысе…»             Михаил Александрович Шолохов  во время войны вместе с семьей проживал   в   п.   Дарьинск   в   30 км   от   Уральска,   впоследствии   ежегодно приезжал к друзьям на охоту.                    Гостили   у друзей, гуляли по городу и рыбачили на Урале писатели     Толстой,  Константин     Николаевич       Валентинович   Алексей   Виталий             Прочны незримые нити, связавшие гения русской и мировой литературы и     Бианки, Валериан Павлович     Правдухин и другие.      Александрович       Федин,     Великую   Степь.   Сбылись   пророческие   пушкинские   строки   о   нерукотворном памятнике и языках, которые назовут его. 6 В 1833 году Пушкин собирал материалы для «Истории Пугачевского бунта» и повести «Капитанская дочка». Он работал в архивах, расспрашивал людей, имевших отношение к там событиям.           Но поэту необходимо было «оживить» историю ­ прикоснуться к земле, вдохнуть   воздух   того   края,   где   самозванец   пошатнул   основы   Российской империи.                     Одним из первых писателей, побывавших в Уральске и проявивших заинтересованность не только в русском, но и в казахском фольклоре, стал А. С. Пушкин. О степных дорогах поэта, о городе, где он прожил несколько осенних мгновений 1833 года, вдохновенно рассказал Жубан Молдагалиев в «Песне об Уральске»:                                         Едва заслышу про Уральск  И представляю всякий раз,  Как к берегам реки Урал  Привез поэта тарантас...  Степные скорбные ветра  Прожгли поэта до нутра,   И песнь понятна, что запела  Ему казахская сестра.   Поэма о Козы­Корпеш  И о Баян звучит, как песнь,   Душа казахского народа   Видна как на ладони здесь...  7 И вот в сентябре 1833 года поэт устремился на восток.  8 Путь А. С. Пушкина можно проследить по карте­схеме, которая дает возможность проследить путь поэта к степям, еще хранившим отзвуки тех событий.   Пушкин   выехал     из   Петербурга   17   августа   1833   года.   Ехал   через Москву, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Симбирск и приехал в Оренбург 18 сентября. «Насилу доехал – дорога прескучная, погода холодная»,­ писал он жене на другой день из Оренбурга. Сначала поэт не думал о поездке в Уральск. Но «начальное гнездо бунта» было не здесь, а в землях яицких казаков, в   округе   Яицкого   городка.   Наш   уральский   пушкиновед,   член   пушкинской ассамблеи   Николай   Щербанов   считает,   что   на   желание   поэта   повлиял   Даль Владимир Иванович – видный ученый, лексикограф, этнограф.           К яицким казакам поэта привело стремление узнать «мнение народное» о восстании   1773­1775   гг.   и   о   личности   самого   Пугачева.   На   Урале   Пушкин 9 убедился,   что   «уральские   казаки   доныне   привязаны   к   памяти   Пугачева».   О своих уральских впечатлениях поэт пишет в письме жене: «Последнее письмо мое должна ты была получить из Оренбурга. Оттуда поехал я в Уральск — тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое   здоровье,   наперерыв   давали   мне   известия,   в   которых   имел   нужду,   и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной». Пушкина принимал в доме наказных атаманов полковник, управляющий Уральским казачьим войском, наказной атаман Василий Осипович Покатилов.                    Не только в Уральске, но и в окрестностях его было много мест, хранивших тогда следы и свидетелей пугачевского бунта:           ­ Толкачевы хутора, где было, вероятно, составлено Пугачевым воззвание к народу, в котором он объявлял себя императором Петром III;            ­ Рассыпная ­ станица, ставшая местом сбора пугачевского войска;           ­ Пригород Уральска Таловый умет ­ именно сюда судьба занесла героя повести «Капитанская дочка» Гринева;           ­ Бударинский форпост, откуда Пугачев, именуя себя Петром III, писал казахскому (киргиз­кайсацкому) хану Нурали, требуя у него сына в заложники и вспомогательное войско;            ­ Илецкий городок, ныне город Илек на границе России и Казахстана ­ взятие этой крепости стало первой победой Пугачева; 10 ­  Нижнеозерская   крепость,   которая,   по   мнению   некоторых исследователей, послужила прообразом Белогорской крепости в «Капитанской дочке»;            ­ Черногорская крепость ­ последний рубеж обороны Оренбурга в дни восстания.           И везде Пушкин встречался со свидетелями тех событий и их потомками, собирая крупицы еще живой истории: «Я посетил места, где произошли главные события   эпохи,   мной   описанной,   поверял   мертвые   документы   словами   еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверял их дряхлеющую память исторической критикой».            11 В Уральске Пушкин встречался и беседовал не только с атаманом и офицерами, но и с рядовыми жителями казачьего города. Он успел застать в живых 80­90­летних свидетелей кровавых событий бунта. В «Истории Пугачева» Пушкин   пишет:   «В   Уральске   жива   еще   старая   казачка,   носившая   черевики (обувь)   его   (Пугачева)   работы».   И   еще:   «Грех   сказать,   —   говорила   мне   80­ летняя казачка, — на него мы не жалуемся, он (Пугачев) нам зла не сделал». Удалось   Пушкину   побеседовать   и   с   95­летним   сыном   Дениса   Пьянова,   у которого квартировал Пугачев во время приезда в Яицкий городок в ноябре 1772 года и которому признался, что он — царь Петр III. Известно, что Михайло Пьянов был одним из любимцев Пугачева.                    Пушкин пробыл в Уральске всего двое с половиной суток — с 21 по 23 сентября.   23   сентября   Пушкин   покинул   город   и   в   первых   числах   октября Пушкин   вернулся   в   свое   имение.   Продолжалась   Болдинская   осень.   И   нам, жителям  степной  республики, радостно  сознавать, что  в  этой  великой  осени были и казахстанские дни. А как много вместили в себя эти три дня! Яркие впечатления и собранный Пушкиным исторический материал вылились позднее в строчки романа «Капитанская дочка» и хроникальные повествования «История Пугачева»   и   «Замечания   о   бунте»,   в   записи   старинных   казачьих   преданий   и песен.           Результатом поездки были не только материалы о Пугачевском восстании. Пушкин познакомился в поездке с бытом и особенностями жизни кочевников ­ казахов и калмыков. В бумагах Пушкина хранились несколько больших листов с записью   известной   казахской   легенды   о   Козы­корпеш   и   Баян­сулу,   степных Ромео и Джульетте. Исследователи не смогли установить точно, как попала эта запись к поэту ­ вероятно, она была кем­то записана по его просьбе. Эти три дня и найденная в бумагах поэта запись казахской легенды о Козы­Корпеш и Баян­ сулу дают нам право считать, что гений Пушкина коснулся и нас своим светлым крылом. А в черновых вариантах пророческого стихотворения «Я памятник себе 12 воздвиг…» после строк: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык», ­ среди наименований разных российских народов встречался и этноним «киргизец» ­ так вплоть до ХХ века называли в России казахов. И именно мы, казахстанцы, возможно, чаще других становимся живыми свидетелями   того,   как   из   года   в   год   сбывается   одно   из   поразительных пушкинских озарений, одно из его величайших пророчеств —« И  назовет меня всяк сущий в ней язык...»                     Трудно переоценить влияние пребывания Пушкина в Уральске на его творчество.   Его   произведения,   посвященные   временам   «пугачевщины», благодаря этой поездке являют собой не только литературные шедевры, но и достаточно точные этнографические и исторические письменные памятники.            Да, многонациональный, многоязычный Казахстан не перестает с любовью называть  святое  имя Пушкина. Гений Пушкина  объединяет сердца, и в этом источнике   черпают   вдохновение    те,   кто   умеет   понимать   вечные   ценности Культуры.            Приуралье   занимало   в   жизни  М.   А.   Шолохова  свое   особое место. Писатель многие годы был связан с Приуральем, ставшим родным для него.  Михаил Александрович неоднократно приезжал на берега Урала, в края, ставшие для его семьи второй Родиной. Здесь для него был хороший отдых, уединение на природе. 13 С   27   июля   1942 г.   по   конец   ноября   1943 г.   семья   писателя   из   станицы Вешенской   эвакуировалась   в   Уральск.   Местом   своего   жительства   Шолохов выбрал село Дарьинское. Ему выделили маленький саманный домик, в котором сегодня   и   находится   музей.   «Когда   Шолоховы   приехали   в   село,   местное руководство подарило им стол и диван, – рассказывает директор музея. – Эти вещи   сохранились   и   стали   первыми   нашими   экспонатами,  а   сам   он,   будучи военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда», приезжал сюда навестить семью, здесь же он работал над военными очерками, первыми главами своего военного романа «Они сражались за родину».  После   войны   М. А. Шолохов,   его   супруга   Мария   Петровна,   сыновья Александр   и   Михаил   в   течение   около   30   лет   приезжали   в   Западно­ Казахстанскую область.  Многие исследователи уральского периода биографии Михаила Александровича Шолохова, такие как А.А. Дырдин, Н.Г. Комарова, Н.М. Щербанов, а также друзья писателя П.П. Гавриленко, Н.Ф. Корсунов, Б.Ж. Жумагалиев,   да   и   просто   уральцы   задавались   вопросом,   что   же   заставляло всемирно   известного   писателя   из   года   в   год   приезжать   в   Приуралье, 14 предпочитая не всесоюзные здравницы и именитые курорты, а именно наш край?  Версий   множество,   но   большинство склоняется   к   одному   мнению. Писатель   родился   и   вырос   на берегах   воспетого   им   Дона,   на степных   просторах   Донщины,   в течение 60 лет он прожил в станице   был Вешенской, то     есть стопроцентным сельским жителем со всеми   присущими   занятиями   в свободное   от   работы   время,   в   том числе охотой и рыбалкой. Отсюда и Здесь писатель   не   только   охотился   и   рыбачил,   но   и   работал   над   романом   «Они желание   приезжать   в   наши благодатные края, богатые и рыбой, и   всевозможной   дичью. сражались за родину», над докладом в Лондоне о Л. Толстом, начинал писать очерк   «По   Западному   Казахстану».   В октябре 1965 г. здесь же, в Приуралье, он узнал о   что   стал Нобелевским   лауреатом. том, Воспоминания   М.  А.  Шолохова   о  присуждении Нобелевской премии: ­ Я узнал об этом из телеграммы шведских корреспондентов. Но с некоторым запозданием: телеграмма эта была доставлена мне секретарем тов. Фурмановского   райкома   партии     разыскавшим   меня   в   140 Мендалиевым, километрах от районного центра. Чтобы ответить 15 Шведской Королевской Академии, мне пришлось лететь самолетом в Уральск, в довольно сложных метеорологических условиях. А вообще­то, день 15 октября для   меня   оказался   удачным   во   всех   отношениях:   с   рассветом   я   хорошо потрудился над главою из первой книги романа, главой, которая мне чертовски трудно давалась (приезд к Николаю Стрельцову его брата­генерала, прототипом которого мне послужила жизнь и боевые дела, узнал о присуждении премии и на вечерней   охоте   двумя   выстрелами   (единственными   за   зорю)   сбил   двух превосходных серых гусей. Причем сбил на предельной дистанции, а это бывает не часто! Воспоминания друга, писателя Николая Корсунова: ­   С   волнением   ждем,  когда   выйдет   новый   нобелевский   лауреат,   первый коммунист, получивший эту международную премию. И он выходит — прежний, обычный, очень земной, дорогой наш Михаил Александрович. На нем теплая куртка, серые, грубого сукна, галифе, пыжиковая шапка, яловые сапоги с   короткими   голенищами.   Работает   телекамера,   щелкают   фотоаппараты. Сыплются   поздравления.   Михаил   Александрович   благодарит,   отмахивается, отшучивается. Когда кто­то спрашивает, как охота, он, посмеиваясь, говорит: — Охота ничего, баранов едим...  Во   многих   выступлениях   писателя   звучала   тревога   об   экологическом состоянии   донского   края.  В   один   из   своих   приездов   в   Приуралье   Шолохов побывала на Челкаре, в совхозе имени газеты "Правда", в совхозе "Бирлик", в Кисык Камыше. Именно о судьбе озера и думал Шолохов уральской осенью 1964 года.  Был обеспокоен Шолохов и состоянием приуральских Камыш­Самарских озер.   «Браконьеры   губят   их   былую   охотничью   славу,   –   говорил   Михаил Александрович в 1965 году секретарю Западно­Казахстанского обкома партии. – И с воздуха, и с земли, и с воды бьют, уничтожают дичь… Местные жители мне   рассказывали,   что   в   прошлом   году   два   отпускника   из   Москвы,   со 16 знаменитого   завода   имени   Лихачева,   ежедневно   отправляли   посылки   с засоленными дикими гусями. Шестьдесят штук отправили! Вдвоем!» Писатель возмущался, что гусей бьют ночью с лодок, ослепляя их светом фар, сайгаков расстреливают с вертолетов. Он предлагал открыть на Камыш­Самарских озерах заповедник или хотя бы заказник. «Неужели не научимся по­людски к природе относиться?!», – с болью восклицал Шолохов. Шолохов всегда подчеркивал, что «будущие поколения станут судить о нас по   тому,   какое   наследство   мы   им   оставим».   Но   проблема   охраны   природы сегодня вновь остра, как никогда. И чтобы наши потомки могли в полной мере насладиться   природными   богатствами,   следует   последовать   доброму   совету Михаила  Александровича,  который  говорил: «Надо  еще переосмыслить   наше отношение   к   земле,   лесам,   рекам,   озерам,   животному   миру   и   принять неотложные, а где следует, и крутые решения по сохранению благ, дарованных нам природой».  Есть   мировые   силы,   заинтересованные   в   расколе   народов,   в   разжигании межнациональной вражды. Но здравый смысл, быт и духовность побуждают к единению,   к   братству   наших   народов.   Это   хорошо   понимают   люди   старших поколений.  И   тут   наш   объединитель  ­  Шолохов.   Ещё   при  его   жизни   с  моей подачи   как   руководителя   межобластной   писательской   организации   в   селе Дарьинском был открыт Музей Шолохова. 17 Нынешние   власти   области   поддержали   предложения   и   с   искренней заинтересованностью   создали   здесь   мемориальный   комплекс.   Его   посещает каждая   культурная   делегация,   приезжающая   в   этот   край   Казахстана.   А   в Уральске   поставлен   памятник   Шолохову.   Шолохов   всегда   подчеркивал,   что «будущие  поколения   станут   судить  о   нас  по   тому,  какое  наследство   мы   им оставим». Но проблема охраны природы сегодня вновь остра, как никогда. И чтобы   наши   потомки   могли   в   полной   мере   насладиться   природными богатствами,  следует   последовать   доброму   совету   Михаила   Александровича, который говорил: «Надо еще переосмыслить наше отношение к земле, лесам, 18 рекам, озерам, животному миру и принять неотложные, а где следует, и крутые решения по сохранению благ, дарованных нам природой».  В музей приезжал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. На осмотр экспозиций   ему   по   регламенту   было   отведено   лишь   пять   минут,   но   глава государства   задержался   в   музее   на   четверть   часа,   оставив   запись   в   книге посетителей. Здесь побывали послы 20 стран мира, а известный режиссер Егор Кончаловский снимал документальный фильм. Этот музей, а он был первый в мире в честь его имени, открылся как народный в сентябре 1979 года, еще при жизни Шолохова. На родине, в Вешках, память писателя увековечили уже после его смерти в 1984 году. Идея создания музея принадлежит уральскому писателю Николаю Корсунову. Здесь свято чтят память о великом человеке, которого связывало с Казахстаном очень многое. 19 В   Жанибеке   в   доме   №6,   что   по   улице   Ихсанова,   в   сентябре   2011   года появилась   памятная   доска,   посвященная   советскому   писателю   Михаилу Шолохову и общественному деятелю области Мырзашу Исмагулову. Мырзаш Исмагулов, почетный гражданин жанибекской земли.                 В 70 – х годах прошлого столетия, когда Шолохов вместе с семьей проезжал   через   Жанибек   на   отдых   на   берег   Урала,   он   упросил   писателя погостевать у него дома. По традиции, зарезав барашка, Мырзаш Исмагулов, с присущим казахам гостеприимством, встретил гостей. Семья писателя и он сам были глубоко тронуты искренностью и гостеприимством Мырзаша. Вернувшись 20 домой, Шолохов написал письмо, в котором выражал благодарность казахскому другу.         С тех пор, в период 1972 – 1976 годов Шолохов не раз останавливался в поселке Жанибек в доме Мырзаша.   По   словам   председателя   совета   ветеранов   Жанибекского   района Амангельды   Уалиева,   открытие   памятной   доски   закономерно,   ведь дружественные   отношения   между   представителями   двух   народов   в   лице Шолохова   и   Исмагулова   ценны   и   являются   примером   для   последующего поколения.  Жизнь полна сокровищ. Как эстафета, из поколения в поколение передается человеческое знание, и каждый всегда прибавляет к нему частицу своего труда. Я думаю, что эта моя работа тоже прибавит хоть одну страничку в изучении жизни   и   творчества   русских   писателей.   Ведь   литературное   Приуралье представляет собой дорогое наследство. Работа   ученицы   «Русские   писатели   в   Казахстане»,   свидетельствует   о познавательном интересе автора к литературе, к жизни и творчеству русских писателей, к литературному Приуралью.  В течение года ученица работала над данной темой. Учащаяся внесла в данную тему свой посильный вклад. В работе приводятся   интересные   факты   из   жизни   и   творчества   русских   писателей: 21 подробно   остановилась   на   пребывании   А.   С.   Пушкина   и   М.   А.   Шолохова   в Уральске. Данный материал можно использовать как дополнительный материал на   уроках   литературы   при   изучении   жизни   и   творчества   русских   писателей, произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка», истории при изучении темы «Восстание Пугачева», на внеклассных  мероприятиях. В   апреле   2011   года   с   этим   докладом   выступила   в   России   на межрегиональной  научно­практической конференции «Первые шаги в науку», где заняла первое место. Литература 22 1. Белый А. И. «Поехал я в Уральск» Уральск  , 1983     2. Евстратов Н. Г. «Русские писатели в Казахстане»     «Жазушы»,                                                     Алма­Ата, 1979    3. Корсунов Н. «Встречи с Шолоховым»      «Жазушы», Алма­Ата,  4. Корсунов Н. «Шолохов в 1965 году»  журнал "Наш современник" N5, 2005 5.  «Михаил   Шолохов   в   воспоминаниях,   дневниках,   письмах   и   статьях современников». Книга 2. 1941 ­ 1984 гг. Центрполиграф, 2006 г.  6. Савельзон Вильям «Пушкин в Оренбурге»    7. Смольников И. Ф. «Путешествие Пушкина в Оренбургский край» 23

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"

Исследовательская работа "М.А. Шолохов и Пруралье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017