Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».
Оценка 5

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русский язык
6 кл
23.04.2017
Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».
Исследовательская работа учащейся посвящена приёмам мнемоники, использование которых позволит сделать процесс постижения русской грамматики интересным и ярким.В данном исследовании предполагается, что изучение русского языка будет более эффективным, если для запоминания правил умело использовать мнемонические приёмы. Автор приходит к выводу, что мнемоника – признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения.
Мнемотехника или хитрости для запоминания правил.doc
Муниципальное образование Кондинский район        Муниципальное бюджетное общеобразовательное  Междуреченская средняя общеобразовательная школа учреждение                       XXI ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ  МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» секция: «Филология. Русский язык»  Мнемотехника или хитрости для запоминания правил русского языка. Автор:  Бикина Дарья Алексеевна  6В класс Руководитель:  Кучевасова Татьяна Леонидовна,  учитель русского языка и литературы г.п. Междуреченский, 2017 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ.......................................................................................................................2 АННОТАЦИЯ.........................................................................................................................2 ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................................................................4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................10 ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................................12 Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка». Бикина Дарья Кондинский район, п. Междуреченский Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа 6 класс АННОТАЦИЯ. Исследовательская работа Бикиной Дарьи посвящена приёмам мнемоники,  использование которых позволит сделать процесс постижения русской грамматики интересным и ярким, даст возможность   облегчить   запоминание   и   увеличить   объём   памяти,   создаст   благоприятный эмоциональный фон и так необходимую каждому ситуацию успеха. 3 Актуальность   работы   очевидна:  у   школьников   наблюдается   низкий   уровень   общеучебных навыков, отсутствует устойчивый интерес к предмету, плохо развита память.  Для работы характерна строгая логичность изложения материала.  Во   введении  ученица  называет  объект   исследования  (правила   русского   языка   в   5­6 классах),   предмет   исследования  (мнемонические приёмы для запоминания правил русского языка). Автором выдвинута гипотеза (изучение русского языка будет более эффективным, если для   запоминания   правил   умело   использовать     мнемонические   приёмы),     определена  цель работы:  исследование эффективных способов и приёмов, развивающих память, повышающих интерес   к   изучению   русского   языка,   улучшающих   качество   знаний   по   предмету. Конкретизированы  задачи( рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования (мнемоника,   мнемотехника);   изучить   историю   появления     мнемоники;   рассмотреть   основные приемы   и   особенности   использования   мнемотехники   в   процессе   обучения   русскому   языку; провести   опрос   среди   учащихся   и   учителей   на   знание   и   использование   мнемоники;   создать копилку   эффективных  мнемонических   приёмов  для  запоминания  правил   русского  языка  5­6 классов).  Методы исследования: метод самостоятельного исследовательского поиска,   метод обобщения материала. Были применены такие приемы, как  беседа,  опрос среди учащихся и учителей   на   знание   и   использование    создание   копилки  сбор   материала,   мнемоники; эффективных приёмов мнемотехники. В двух главах автор раскрывает понятие мнемотехники, её роль в изучении русского языка и способы применения мнемоники в запоминании правил русского языка. Автор   приходит   к  выводу,   что  мнемоника   –   признанное   средство   наиболее   легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения.                             Эксперт:              Газитулина Наталья Ивановна, учитель 1 категории Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка». Бикина Дарья Кондинский район, п. Междуреченский Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа 6 класс 4 ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ                   Актуальность темы исследования. Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело, не у всех получается учиться хорошо. В чём причина этого парадокса? Исследователи пришли к мнению, что память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» сложного правила. Зато эта память очень яркая и образная. Как же быть таким ученикам, ведь в русском языке множество сложных правил, ещё больше слов­исключений и немалая доля норм употребления речи. К тому же  человек получает информацию с разных источников, и не хватает памяти для запоминания. Если вовремя не помочь этим ребятам, у них ухудшится грамотность и постепенно пропадёт интерес к предмету.  Эта   проблема   существовала   во   все   времена,   но   сегодня   она   особенно   актуальна   и злободневна:   у   школьников   наблюдается   низкий   уровень   общеучебных   навыков,   отсутствует устойчивый интерес к предмету, плохо развита память. Хочется найти какие­нибудь маленькие хитрости, которые запомнить несложно и применять легко. Оказывается, такие приемы есть, и называются они  мнемонические. Гипотеза: в данном исследовании предполагается, что изучение русского языка будет более эффективным, если для запоминания правил умело использовать  мнемонические приёмы.   повышающих интерес к изучению русского языка, улучшающих качество знаний по предмету.     Цель   работы  – исследование   эффективных   способов   и   приёмов,   развивающих   память, Задачи:  1. Рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования (мнемоника,  мнемотехника); 2. Изучить историю появления  мнемоники; 3. Рассмотреть   основные   приемы   и   особенности   использования   мнемотехники   в   процессе обучения русскому языку; 4. Провести опрос среди учащихся на знание и использование мнемоники; 5. Провести эксперимент на эффективность запоминания правил при помощи мнемоники; 6. Создать копилку эффективных мнемонических приёмов для запоминания правил русского  языка 5­6 классов 5   Методы   исследования: При   выполнении   работы   использовались   различные   методы   для решения   поставленных   задач:  метод   самостоятельного   исследовательского   поиска,     метод обобщения материала, анализ научно­методической литературы. Были применены такие приемы, как  беседа,  опрос среди учащихся на знание и использование   мнемотехники;  сбор и обработка  создание   копилки   эффективных результатов   эффективности   использования   мнемотехники, приёмов мнемотехники..  Объектом исследования  стали правила русского языка в 5­6 классах  Предмет  исследования – мнемонические приёмы для запоминания правил русского языка. Теоретической и методологической базой исследования послужила учебная литература по теме (библиотека, сеть Интернет). Новизна исследования.                    На сегодняшний день существуют работы, посвященные мнемонике. Однако это небольшие статьи, которые   дают отрывочные, неполные, а иногда противоречивые представления.    Данный вопрос нуждается в серьезном исследовании, поскольку недостаточно исследован учеными, методистами, учителями. Мы решили изучить эту тему на примере своей школы, и в этом заключается новизна нашего исследования. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что, используя приёмы мнемотехники, можно будет тренировать свою память, облегчить   процесс   запоминания   правил,     экономить   время   и   улучшить   качество   знаний   по предмету.  Надеемся, что исследовательская   работа вызовет интерес и привлечет внимание как учащихся 5­6 классов, так и учителей, работающих в данных классах. Структура и объем работы.  Исследовательская   работа   состоит   из   введения,   двух   глав,   заключения,   списка   использованной литературы и приложений.  Во   введении  раскрыта   актуальность   темы   исследования,   сформулированы   цель   и   задачи, определены объект и предмет исследования,   сформулирована гипотеза исследования.  В первой главе  содержатся основные сведения о понятии мнемоника (мнемотехника) Во второй главе представлены  результаты опроса, проведённого среди учителей и учащихся на  знание и использование мнемоники и свои личные приёмы мнемотехники для запоминания правил  русского языка в 5­6 классах.           В заключении сформулированы основные результаты исследования.  ВВЕДЕНИЕ 6 Для учащихся грамматика русская есть наука трудная, тяжелая, внушающая страх, отвращение… Между тем должно быть совсем наоборот, потому что изучение грамматики в приложении к родному языку, естественно, очень легко. Белинский В. Г. Не секрет, что изучение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению – все это негативно сказывается на изучении предмета. Резервы мнемотехники   уникальны,   богаты,   разнообразны   (это   и   смена   деятельности,   и   эмоциональный подъем,   и   доступность,   и   простота   и   пр.).   В   своей   работе   мне   хотелось   бы   дать   обоснование необходимости   приёмов   мнемоники   на   уроках   русского   языка   5­6   классов.   Не   менее   важна практическая   часть   –   копилка   эффективных   мнемонических   приёмов, которыми   можно пользоваться на уроках, при индивидуальной работе со слабыми учениками. (Смотри Приложение). У меня есть твердая уверенность в том, что мнемотехника способна не только вызвать у ребят интерес,   но   и   своими   «ненаучными»,   упрощенными   способами   подачи   нового   материала   «на пальцах»,   непроизвольно,   исподволь   заставляет   школьников   понимать   суть   правила   и,   как следствие, облегчает применение его на практике. Данная работа, разумеется, не решает всех задач, относящихся к теме обучения и к теме развития интереса к предмету. Мнемоника лишь отчасти борется с этими проблемами.  Объект исследования –  правила русского языка в 5­6 классах Предмет  исследования – мнемонические приёмы для запоминания правил русского языка Гипотеза:   в   данном   исследовании   предполагается,   что   изучение   русского   языка   будет   более эффективным, если для запоминания правил умело использовать  мнемонические приёмы. Цель   работы  – исследование   эффективных   способов   и   приёмов,   развивающих   память, повышающих интерес к изучению русского языка, улучшающих качество знаний по предмету. Задачи:  Рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования (мнемоника, мнемотехника); Изучить историю появления мнемоники; Рассмотреть основные приемы и особенности использования мнемотехники в процессе обучения русскому языку; Провести опрос среди учащихся на знание и использование мнемотехники; Провести эксперимент на эффективность запоминания правил при помощи мнемотехники; Создать копилку эффективных мнемонических приёмов для запоминания правил русского языка 5­ 6 классов. 7 Глава 1.  1.1 Что такое мнемоника (мнемотехника)? Мнемоника   (или   мнемотехника)   ­ это совокупность   приемов   и   способов,   облегчающих запоминание   и   увеличивающих   объем   памяти   путем   образования   искусственных ассоциаций.  Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.  Мнемоника больше занимается теорией, а мнемотехника – практической стороной вопроса. 1.2 История появления мнемоники Мнемотехника существует несколько тысячелетий и окружает нас повсюду. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали   способность   быстро   запоминать   очень   большой,   причем   часто   бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях. Искусство   запоминания   было   особенно   важным   в   дописьменные   периоды   человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Искусство   запоминания   также   развивалось   средневековыми   монахами,   которым   нужно   было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху средних веков, когда знания стали считаться силой, способность держать знания в голове также ценилась очень высоко. Мнемотехнику   изучал,   разрабатывал   и   преподавал   Джордано   Бруно,   ею   интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. На   Руси   тоже   использовалась   мнемотехника.   Ее   яркий   пример   –   славянская   азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации. В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые – психологи: А.Р.Лурия, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И.Зинченко. Причем их научные работы вышли в свет в 30 – е годы, а затем лишь после смерти Сталина в 60 – е годы, так как   приходилось молчать в эпоху репрессий и подавления инакомыслия.  К сожалению, у советских методистов, дидактов, учителей мнемоприемы относились  к разряду   «противоречащих   осознанному   научному   освоению   учебного   материала».   Поэтому учителя не афишировали свои «искусственные запоминания», быть может, по этой причине до сих пор приемов».   мнемонической хорошей   «классических   нет     копилки 8 Начиная с конца 80 ­х годов стали выходить в свет издания, которые наряду с занимательным материалом содержали и элементы мнемотехники. В конце 90 –х только некоторые авторы уже осознанно   стали   выделять   мнемоматериал   наряду   с   другими.   И   эти   уникальные   находки   по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей – словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях. В начале 21 века в газете «Русский язык» за 2002 год (№4, стр. 15) открылась рубрика «Полезные мелочи». Ее ведет заслуженный учитель – словесник, методист, автор многих статей – Надежда Шапиро. Она уверена: «Стоит собирать бесценные находки и крупицы, чтобы они послужили всем, кому нравятся. И прибавлять к ним собственные изобретения…может быть, вы пользуетесь не всем известными удобными обозначениями или мнемоническими правилами…».  Из   истории   мнемотехники   мы   можем   сделать   заключение.   Мнемотехника   применяется давно   во   многих   областях.   С   точки   зрения   психологии,   она   исследована   глубоко   и   серьезно (наряду   с   такими   психологическими   понятиями,   как   память,   запоминание),   но   в   плане методологии русского языка она остро нуждается в изучении. 1.3  Мнемонические приёмы как приёмы эффективного запоминания Мнемоприёмы могут распространяться почти на все разделы русского языка: фонетику, орфографию, орфоэпию, морфологию, синтаксис и др. Суть мнемонического приёма в том, чтобы найти зацепку, мостик между изучаемым правилом и жизненным опытом.    Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы, хорошо вписывающиеся в границы той или иной группы, но иногда в одном мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп. Исследователи   выделяют   следующие   приёмы   мнемотехники   на   уроках  русского   языка: ассоциативные рисунки (или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов),   комбинированный   метод,   «буквы­образы»,   метод   списка,   рифмизация,   мнемонические фразы,   сказки   –   ассоциации,   схематично   –   рисуночная   мнемоника,   «материальная», «пальчиковая» мнемотехника и др. В   своей   работе   мы   рассмотрели   только   некоторые   из   перечисленных   мнемоприёмов: ассоциативные   рисунки,   звуковые   ассоциации,   комбинированный   метод,   рифмизация, мнемонические фразы, сказки­ассоциации (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). 9 Глава 2. 2.1 Опрос среди учащихся на знание и использование мнемоники В   ходе   своего   исследования   я   решила   провести   опрос   среди   учащихся.   Было   опрошено   18 учащихся 5­6 классов Междуреченской СОШ. Каждому из них я задавала следующие вопросы: 1. Знаете ли вы, что такое мнемоника?  2. Испытываешь ли трудности при запоминании необходимой информации? 3. Что можно назвать «помощниками памяти»? 4. Какие вы используете приемы, для того чтобы запомнить важную информацию?  5. Имеется ли у вас копилка таких приёмов? 6. Имеется ли проблема при запоминании правил русского языка? О том, что существует такое слово, как мнемоника, учащиеся в основном не знают.  При запоминании важной информации 33 %  опрошенных учащихся испытывают трудности часто,  33% ­  иногда, однако есть и такие, чья память идеальная. Большинство опрошенных учащихся пользуются внешними «помощниками памяти» — это  ежедневники, календари, заметки  и таймеры в сотовых телефонах,  и всего лишь 7%   учащихся  назвали и мнемонические приёмы. Копилка мнемонических приёмов имеется у 15 % опрошенных учащихся, нет таких приёмов у 85% Проблемы при запоминании правил русского языка имеются у 76 % опрошенных, нет проблем у 24 %. Таким   образом,  опрос     показал, что  учащиеся   5­6  классов,   в   основном,  не   используют специальные   приёмы   запоминания,   а   опираются   в   учёбе   исключительно   на   свою   природную память.   И   всё   же   есть   ребята,   не   подозревающие   о   существовании   мнемотехники,   но использующие её приёмы, подсказанные взрослыми или придуманные самими детьми. Правила русского   языка   для  большинства  опрошенных  учащихся   представляют   трудность,  они   быстро забываются и, как следствие этого, происходит потеря интереса к уроку, к предмету. 2.2 Эксперимент на эффективность запоминания правил при использовании мнемоники. 10 Среди   учащихся   6   класса   мы   провели   эксперимент.   На   1   этапе   ребятам   было   предложено написать обычный словарный диктант, в который вошли слова из орфографического минимума для учащихся 5­6 класса. На 2 этапе мы выявили типичные ошибки: слова, в которых ребята больше   всего   допустили   ошибок   (прелестный,   возчик,   собирать,   участвовать,   чувствовать, рассчитать, расчёт). На 3 этапе мы провели работу по формированию мнемонических навыков, т.е. объяснили ребятам, как строить ассоциативные связи, чтобы избежать «ошибкоопасные места» в данных словах. Предложили им свои мнемонические приёмы в виде рифмовок и мнемонических фраз.   1. Всем извесТно, как прелесТно букву  «Т» писать умесТно. 2. ДЖаЗиСТ всегда напомнит о суффиксе ЧИК. 3.Ослик по имени ИА подскажет, когда писать в чередующихся корнях букву И. 4.5. ЧАВкать нельзя, ЧУВкать можно  6. В трудном слове  рассчитать   будем мы две «эс» писать. А расчетливый, расчет, пишем только корень чет!   Таким   образом,   у   каждого   появились   свои   «хитрости   на   память».   На   4   этапе   мы проверили, как ребята пишут эти же слова после нашей работы. Оказалось, что теперь в этих словах   ошибки   допущены   не   были.   Остаётся   только   надеяться,   что   эмоциональная   память поможет в дальнейшем ребятам избегать ошибок в таких словах. Итак,   мы   пришли   к   выводу,   что   мнемоника   –   признанное   средство   наиболее   легкого, ЗАКЛЮЧЕНИЕ быстрого и прочного запоминания, усвоения. Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение, что  мнемотехника применяется давно во многих областях.  Смысл мнемоники – в связывании слов, написание которых трудно запомнить (или надо быстро запомнить), со словами, хорошо известными. Задача   мнемоники   такова:   трудное   слово   (словарное)   превратить   в   легкое   и   навсегда запомнить   его   написание   с   помощью   придуманных   ассоциаций.   Благодаря   преобразованию учебного   материала   в   форму   наглядного,   зрительного   образа   или,   сопоставляя   его   с   уже имеющимися   знаниями   по   принципу   ассоциаций,   мнемотехника   обеспечивает   большую системность,   сознательность   усвоения   новых   знаний,   вызывая   интерес   к   уроку.   Правило «пропущенное»   не   только   через   логику,   но   и   воображение,   эмоции   (внутренняя   наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше. В ходе  проведённого опроса мы  выявили,  что большинство  учащихся  нашей  школы  не знают   мнемонических   приёмов   и   не   применяют   их   для   запоминания   правил   русского   языка. Однако проведённый эксперимент показал, что приёмы мнемотехники можно и нужно применять в   учебной   деятельности,   т.   к.   они   действительно   помогают   при   запоминании   и   способствуют 11 снижению количества ошибок. Однако мнемоприёмы будут эффективны только в том случае, если человек будет постоянно ежедневно тренировать свою память в повседневной жизни. Вывод по работе: 1. Приёмы мнемотехники являются эффективными помощниками в учёбе. 2. Использования мнемоприёмов делает процесс запоминания не только эффективным, но и увлекательным. 3. Применение мнемотехники позволяет запоминать информацию быстрее в несколько раз (при условии постоянного применения мнемоприёмов). Практическая   значимость   данной   работы   заключается   в   том,   что   мнемоприёмы   можно использовать   не   только   на   уроках   русского   языка,   но   и   на   уроках   литературы,   математики, выполняя домашние задания и в повседневной жизни.  Мы разработали копилку мнемонических приёмов   «Хитрости   для   запоминания   правил   русского   языка»   и   рекомендовали   учащимся использовать мнемонические приёмы как приёмы эффективного запоминания.  Таким образом, мнемотехника  может с лёгкостью заменить традиционные шпаргалки, но в отличие от бумажных, они хранятся в нашей памяти, а не в кармане. В   перспективе   дальнейшего   исследования   проблемы   было   бы   интересно   изучить взаимосвязь памяти и восприятия учеников на примере моего класса для выбора применения тех или иных приёмов мнемотехники. 12 ЛИТЕРАТУРА 1. Агафонов   В.В.   Неправильные   правила.   Ассоциативный   орфографический   словарик   для начальной школы. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007. – 64 с. 2. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ­ПРЕСС, 1996. – 256 с.: ил. 3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с. 4. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5­7 кл. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.: ил. 5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. – 2­е изд., дораб. – СПб.: отд­ние изд­ва «Просвещение», 1995. – 303 с.: ил. 6. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. – 2­е изд. М.: Просвещение, 1995. – 288 с.  7. Лисовская Е.А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007. – 80 с.: ил. 8. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1976. – 109 с.  9. Ожегов   С.И.,   Шведова   Н.Ю.   Толковый   словарь   русского   языка:   80000   слов   и фразеологических   выражений/Российская   академия   наук.   Институт   русского   языка   им. В.В. Виноградова. – 4­е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.  10. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Пособие для учащихся. Л.: Просвещение. 1971. – 235 с. 11. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 с. 12. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 90 с. 13. Рогов   Е.И./Общая   психология:   курс   лекций   для   первой   ступени   педагогического образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 448 с. 14. Савицкая   Ю.В.   Мнемонические   приёмы   в   преподавании   орфографии   в   школе/Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2012 15. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с. 16. Ушаков   Н.Н.   Кружковая   работа   по   русскому   языку:   Пособие   для   учителей.   –   М.: Просвещение, 1979. – 224 с. 17.  Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч.1. – М.: Дрофа, 1996. – 320 с. – (Хочу всё знать) 18. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч.2. – М.: Дрофа, 1996. – 208 с. – (Хочу всё знать) 13 Мнемонические приёмы как приёмы эффективного запоминания Приложение 1. 1.Ассоциативные рисунки (или графический способ) К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные  слова можно … рисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы­рисунки,  подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило  эффективного запоминания — для того чтобы запомнить, нужно установить связь! 14 2. Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)            Для   того   чтобы   запомнить   правописание   трудного   слова   с   помощью метода фонетических ассоциаций, надо: 1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действительно непроверяемые. 2. Подобрать   к   запоминаемому   слову   созвучное   (ключевое)   так,   чтобы   оно   содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше,   чтобы   на   нее   падало   ударение,   если   речь   идет   о   гласных   буквах).   Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три. 3. Из слова­созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым. 4. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как­то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом   слет                            рблюд ест вербу                                теран любит ветер  трина обвита ви   ноградом                 заре  лет  гаж  гоне Бабушкин ба  Бабушка на ба   рет Белый бе  Белый бе   тон Пробили би  Брат подарил б  ра  Ваня в ва  Ве  Ве  Ви  Вова на во  Воля во  У Гали га   зета На г  а  стролях Гена – ге   рой Ги   кзале    лшебника                дарили астры                  гантская гиря (ги   гант)                                                                         ти   нг  кстуру  нжету измазал в манке Ма   ртышка  На марке ма    У мальчика ма   шина Меч из ме   талла Микки Маус пьёт ми  Тихий ми  На о  бед овощи                                                                  Осы на о  сине Очи в о  чках                  Павел в па  Па   льто висит на пальце Едешь, крутишь п  е  даль Пе  В пе  Первым прибежал на пе  Петя носит пе   нал моют пеной  нале перья  ррон  льто  сок ндарь  нал                          пуста  зонте  ректор  никулы  журные  нете    рога к дому  бют девушки  нка упала на пол    по   я  ц упал в яму У ги   мназии свой гимн Горы извести на гори Де  Дети – де  Д   и  ван под ивой           Дина – ди  До  Ж   и  лет испачкал в иле Завтра на за   вод На завт  рак рак За  За  Кабель и кабина в каби Как лень переворачивать кале Камни сбросили в ка  Камерой сняли ка  Катится ка  Камень оттягивает ка  Карты из ка  Ка  В кв  С крыши кинули ки  Комната ко   мандира  мар В комнате ко  Ната в ком   те  на  Конь принёс ко   нверт    Конь на конь  ках Корм кидали с ко  В ко  Коля у ко  Костя в ко  Котик ест ко   тлету    Ло  Маленький ма  Мальчик ест ма  Маленький  ма   стра  стюме  пата лопнула  а  ртире арка  лину  неж  рзине корм  рабля  ртона  рман  рпич  гнит    стрюля вместо каски                                                                                        15  рень  боде  ве   ве   чаль)  рожное  рог ипи   ельник  бята отгадывают ребус  т в ботах            олёт летит сам  р на карте сверху  рный ветер   устроил пир                                                                чалится у печки (пе   лот пил кофе  рат  Пе  Пи  Пи  На пир принесли пи  Поезд едет в по   н  ед   суда на полке По  На по   ртрете Поля Ре   монта  Редкая деталь для ре   ставрация редких ставней Ре  Ро   бо  Сам  Волк на с  во  Се  Се  Сильно пахнет си  Со   бака Соня Со   ната   Успел на с  пе  Стадо диких зверей на стади   Танец с та   релкой в та   йге Та  У Тани та   релка                                                                                  У Толи  то   пор То  Рама выбита у т  рам  На у  ли   це лица Хороший у  ро  На фартуке фа  Хором петь хо  Царь получил ца  Че   ловек   Чепчик модный в чемо Шапку мыли ша   мпунем    Шить ши   нель    дане                                                                                                                                              с красивой чёлкой                                                                  лант к танцам                                                                    вая                                                                      нагоняет сон  ктакль  пором рубят тополь  милия  рошо  рапину  жай  оне   3. Комбинированный метод Этот метод нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы   используется   метод   фонетических   ассоциаций,   а   для   запоминания   другой   (других)   — графический   метод.   Комбинированный   метод   удобно   применять   для   слов,   в   которых,   кроме гласной, надо ещё запомнить удвоенную согласную . Рассказ. Сюжет: «Мы лежали в палатке «А», и слушали рассказ Телеграмма. Сюжет. «Телеграмму послали на двух листочках в кремль» Праздник – «Здесь дни летят как в новогодние праздники» 16 Быстро – «Быстро стройся по росту» Автобус – «Ав, Ав­лает Тобик на бусы, которые уронила женщина, выходя из автобуса» Земляника – «Ем я ягоду землянику» Магазин – « Маг пустил газ в магазин» Карандаш – «Каркуша рано прилетела и кричит ­дашь карандаш?» Расстояние – «Тарас, стой кому говорят» Рассказ – « Тарас, я сказал, пой песню» Победа – «Поле беды после победы» Адрес – «Рад редкому письму» Дежурный – «Девочка журила мальчишек за баловство» Завтрак – «На завтрак были раки» Ужин – «На ужин ужи» Запад – «Солнце падает за горизонт» Платок – «Плата за покупку» Чувство – «Встань вот здесь и говори с чувством» Помидоры – «Орел пролетел мимо» 4.     Рифмизация  – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным   ритмом или рифмой. Запоминание правил орфографии, норм орфоэпии может усилить рифма, ритм стихотворения. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Морфологическая норма   также   вызывает   огромные   сложности,   а   предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала. А) Непроизносимые согласные Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО В этой фразе собраны все 5 слов, где не букву «Т» писать напраСНо пишется «Т» между  "С" и "Н". Всем извесТно, как прелесТно Букву  «Т» писать умесТно. Б) Буква О после шипящих в корне существительных Шорник, шов, шофёр, обжора, Капюшон, жокей, мажор, Шорох, чопорный, чащоба, Шоколад, шоссе, крыжовник, шок, трущоба. В) Чередующиеся гласные в корнях слов  Почему мы пишем –кас­? Потому что суффикс –а­. Если –а­ отсутствует, Корень –кос­ присутствует. 17 О напишем в корне –рос­ Вырос, перерос, подрос. Но не путай никогда­ В –раст­ и –ращ­ напишем А. Г) Дефисное и раздельное правописание частиц КОЕ­, ­ЛИБО, ­ТО, ­НИБУДЬ – Черточки не позабудь. И при ­ТАКИ, ­КА и ­ДЕ Ставьте черточки везде. Лишь к частицам БЫ, ЖЕ, ЛИ Черточки не проводи!» Д) Сочетания ЧК, ЧН Срочный, булочный, ночной,                 Мягкий знак не пишется, Точный, шуточный, речной.                        Даже если слышится!  Е) Приставки на –з и ­с Ты запомни, что приставки Раз­, из­, воз­, низ­, без­, через­  Перед гласными глухими  Быстро сменят З на С.   Ж) Не с глаголами  Не с глаголом отдельно пиши: Не сердись, не скучай, не спеши. Не выучил – не делай,                 Не знаешь – не спеши.                                 С глаголами отдельно                                  Частицу НЕ пиши.                 З) Ударения в словах Долго ели тОрты –Не налезли шОрты! ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Фёкла красная, как свЁкла! В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свЁкла! Срубили ель, сорвали щавЕль. 18 Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг! Как у нашей Марфы Есть в полоску шАрфы! 5.  Мнемонические фразы      Это   очень   известный   прием,   который   помогает   запомнить   не   только   большой   объем информации, но даже ее последовательность. Предложение­«запоминалка» легко получится, если создать искусственные ассоциации.    А) Глухие согласные  Звонкие согласные ­Стёпка, хочешь щец? ­Фу! ­Мы, звери, убежали. Догоняй! Б) Суффиксы –чик, ­щик Правило ДЖаЗиСТа В) Слитное и дефисное правописание слов с пол­  Правило Юли (Перед «Л» и перед гласной,                              Перед буквой прописной                              Слово ПОЛ – любому ясно –                              Отделяется чертой. ) Г) Чередующиеся гласные е\и в корнях слов Ослик ИА (в корне пишем И, если за ним стоит суффикс А) 6.Сказки­ассоциации Мини – сказки должны крепкими канатиками образов, ассоциаций крепиться к правилу, при этом  сюжет, кульминация, развязка не так важны. Многие учителя охотно используют для оживления уроков русского языка замечательные сказки  писателя Феликса Кривина. Многие его сказки только занимательного характера, но есть сказки с  элементами мнемотехники. Одна из них – это сказка «Сила любви», способствующая  запоминанию темы 5 –го класса «Написание не с глаголами». Проверено уже ни одним уроком:  равнодушных не бывает, интерес повышается необычайно. Вот эта сказка. Сила любви 19 Гордую и упрямую Частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица не никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол   печально   и   отправился   скитаться   по   словарям   да   учебникам.   Когда   же   он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»   И   вдруг   замерла   от   неожиданности,   оказавшись   в   объятьях   Глагола.   Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица НЕ жить друг без друга не могут. Копилка мнемоприёмов   или Приложение 2. мои хитрости для запоминания правил русского языка Тема: Имя существительное 1.Суффиксы –чик, ­щик. Правило ДЖаЗиСТа 2.Правописание О — Ё после шипящих, слова­исключения Шорох, чокаться, трущоба, Жом, изжога и чащоба, Шов, крыжовник и обжоры, Шомпол, чопорный и шоры, Шоу, джоуль, корнишон, Рожон, боржоми и пижон, Капюшон, мажор и шорты, Шок, харчо, анчоус, джонки, 20 Трещотка, джокер, чох, вечор — Запомни весь этот набор. После шипящей не спеши, В рифмовку входит? О пиши! Запоминаем слова с    Пишем Ё в словах: дешевка, Бечевка, ночевка и раскорчевка, Тяжелый, сгущенный, стажер, ухажер, Печенка, тушенка и дирижер.     Ё 3. Запоминаем окончания существительных (р. п., мн. ч.) В детской сказке колобок по траве катиться мог Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок. Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов, Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать. Уважают человека у туркмен, татар, узбеков, У таджиков и армян, у монголов и цыган. У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов, У киргизов и грузин, у бурят и осетин. 2. Правописание чередующихся корней. Помогите корню Жили­были в избушке братья­близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все­таки немного отличались. Одной­единственной буквой. Это были корни ­гор­, ­гар­. Все дела они делили пополам. ­Гор­ работал в безударном положении, а ­гар­ принимал весь удар на себя: он трудился под ударением. Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень ­гор­ бежал на   службу,   а   если   в   предложении   оказывались   слова загар,   угар,   огарок, то   торопился корень ­гар­. Дружно   жили   братья,   в   мире   и   согласии.   Но   вот   однажды   их   спокойная   жизнь   была нарушена.   Позавидовали   корни   в   словах   горевать   и гора благополучию   братьев.   Решили разрушить их покой. — Мы твои истинные братья, — нашептывали они корню ­гор­.   Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень ­гар­ гони подальше. Засомневался корень ­гор­, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи­то как!). Как быть?! (Л. Новикова) Загорелый, наклоненье, Растворенье, озаренье – Что писать под удареньем, Что писать без ударенья? Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Если ж звук без ударенья, Вызывает он сомненье. Чередующиеся гласные е\и. Орфограмма с девчачьим именем. В некоторых словах «забралось» сочетание букв, похожее на девчачье имя Ира. Сочетание  складывается из части корня ­..ир­ и идущего за ней суффикса ­а­: ­..ира­. Этот суффикс любит  командовать гласным звуком в некоторых корнях: удИРАет, натИРАет, замИРАет, забИРАет,  отпИРАет. Важно запомнить, что если за корнем –а­, то в корне и. «Ира» хочет быть только  «ирой», а не «ерой».  21  РОСТОВЩИК  в РОСТОВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали. Он РОСТОК себе купил Где­то на базаре. Слова­исключения пишем с О, Их запомнить нам легко! Только ОТРАСЛЬ одна Не может жить без буквы А! После ­ кос я вижу ­ н, пишу О, и «нОу» прОблем. Гар иль гор берёт сомненье – только О …и все решенье. Гар иль гор не знаешь ты, О пиши без суеты. Гор иль гар себя спрошу, сомневаюсь – О пишу. Корни с чередованием –плав­, ­плов­ ПлОвец и плОвчиха плывут на восток и держат в зубах поплАвок  5.Суффиксы ­ик­ и ­ек­ Жили­были два брата — два суффикса ­ик­ и ­ек­. И до того были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у них были разные. ­Ик­ имел твердый и непреклонный характер: как слово ни изменяют, он крепко сидит в нем: ключик — ключика, кирпичик — кирпичика, ларчик — ларчика. А у суффикса ­ек­ характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться  до неузнаваемости. Его кругленькая е то и дело выкатывается из слова в косвенных падежах: орешек — орешка, дружочек — дружочка, василечек — василечка. Этих братьев легко можно различить, если хорошо изучить их характеры.  6.Десять разносклоняемых слов с концовкой ­мя! Чтоб начать запоминать, Надо все их срифмовать: имя, вымя, бремя, время, семя, племя, 22 темя, пламя, стремя, знамя. Но при этом не забудь: Всякий раз, как их склоняешь, Суффикс ­ен­ ты прибавляешь. В список вставим слово путь. Все! И можно отдохнуть. 7.Правописание приставок на –з,­с Ты запомни, что приставки Раз­, из­, воз­, низ­, без­, через­, Пред согласными глухими Быстро сменят 3 на С. 8.Несклоняемые существительные «Сказочка о несклонности и непреклонности» Погожим   утром   к   берегам   страны   Морфология   прибыл   корабль   с   иностранными существительными. Кого только среди них не было: кенгуру, какаду, атташе, кашне, пенсне, интервью, маэстро, сирокко, рагу, пари, фойе, жюри – всех и не перечислишь! Едва они ступили на берег, как появился Глагол и повелительно произнес: – Склоняйтесь! – Мы не склонны склоняться ни перед кем! – хором ответили существительные. – Но я управляющий этой страны, вы должны склоняться, если я этого требую! – возмутился Глагол. – Не будем! – непреклонно ответили иностранцы. С Глаголом еще никто так не разговаривал, и от неожиданности он сам на время лишился дара речи. И тут на берег выбежали прилагательные в ярких платьицах и радостно закричали: – Мы хотим с вами дружить! – А кто вы такие, чтобы дружить с нами? – недоверчиво проворчало слово пюре. –  Ваши   определения,   –   охотно   ответили   прилагательные.   –   Мы   идем   впереди   вас   и   всем рассказываем, какие вы красивые, хорошие и приятные во всех отношениях. – Ну что ж, так и быть, мы с вами дружим, – согласились существительные. В это время Глагол снова обрел дар речи и скомандовал: – По родам рассчитайсь! – По родам? – поразились существительные. – Зачем? Мы не будем!.. – Но тогда мы не сможем стать вашими определениями... – обиделись прилагательные. – Да, это нехорошо, – вздохнуло слово какаду. – Тогда никто не узнает о моей красоте... – И о моей полезности, – подхватило слово пенсне. – Пусть каждый сам решит, какого он будет рода. 23 – Да, да! – обрадовались все. – Мы, как дамы, конечно, будем женского рода, – заявили слова мисс, леди, миссис и фрау. – Может быть, остальные будут среднего рода, его так мало, – робко предложили прилагательные. –  Нет, мы – названия людей, мы не хотим быть среднего рода, – возразили слова  маэстро  и атташе, – наш род – мужской! – Я тоже мужского рода, потому что я напиток, – сказало слово кофе. – И мы – хором пробасили слова хинди и суахили, – мы же языки! – И я тоже мужского рода – гордо выкрикнуло слово сирокко, – я ветер! – А я – женского, – кокетливо произнесло слово салями, – потому что я – очень вкусная колбаса! – А я – капуста, – послышался тонкий голос кольраби, – я тоже женского рода. – Так и быть, мы будем среднего рода! – решили пенсне, интервью, пари, фойе, рагу, кашне и шоссе, – мы скромные, неодушевленные... – И я с вами, – поддержало их слово жюри. – Но все равно мы не будем склоняться, – вспомнили о своей непреклонности существительные­ иностранцы. – Никто не посмеет сказать, что нас просклоняли! – Ладно, ладно, не будете, – снисходительно ответил Глагол. – Добро пожаловать в нашу Морфологию. 9.Винительный падеж для 2 склонения Ученикам   трудно   бывает   определить   падеж   существительного   второго   склонения.   И   даже требование   ставить   от   слова   к   слову   двойной   вопрос: что?   кто? или кого?   чего? не   всегда помогает. Научим решительно подставлять вместо сомнительного слова существительное первого склонения   –   и   дети   уже   не   смогут   спутать   винительный   падеж   ни   с   родительным,   ни   с именительным.  И совсем не обязательно подбирать подходящее по смыслу  – для того чтобы прояснить   падеж   зависимого   слова   в   сочетании прочитал   роман,   одинаково   пригодны и прочитал   книгу,   и прочитал   бочку,   и прочитал   утку.   Лучше   договориться   о   постоянном применении какого­нибудь одного слова и не отвлекаться на содержание. 10.Правописание приставок пре­, при­ При – Что­то я соединяю (соединение), И к чему – то приближаю (приближение),  Рядом, близко я стою (близость) И неполно делаю (неполное действие). Пре – приставка утром рано По секрету рассказала: Слово очень мне родня, Пере – вот моя семья. 11. О или Ё в суффиксах –онок­, ­ёнок­ 24 Шел по лесу медвежонок, Повстречал его волчонок: – Там в лесу толпа девчонок Весь рассыпала бочонок, Полный ягод, вкусных, спелых. Забирай малину смело! Тема: Имя прилагательное 1. Суффиксы прилагательных.  Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один! Прилагательные-исключения с суффиксом -ЯН-: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки. Тема: Глагол 1.Слова­исключения второго спряжения: Гнать, держать, терпеть, обидеть Слышать, видеть, ненавидеть, А еще дышать, смотреть, и зависеть, и вертеть. 2. Правописание слова УЧАСТВОВАТЬ Правило этики  Сколько раз мама повторяла Павлику, что во время еды чавкать нельзя! Повторяла так часто, что в конце концов он это правило накрепко запомнил. Но как он был удивлен, когда однажды, открыв тетрадь, увидел жирную красную двойку, поставленную рукой учительницы, и прочитал ее замечание: «Чавкать нельзя!» Недоумевающий   Павлик   подошел   к   учительнице.   «Читай,   что   у   тебя   написано»,   — улыбаясь, сказала она. «Учав..ствовать», — запинаясь, прочитал Павлик и почувствовал, как запылали его щеки. Чавкнул! Действительно! «Вот в том­то и дело, — сказала учительница. — Чавкать нельзя не только за обедом, но и в тетради. Запомнил?» Еще бы! Павлик накрепко затвердил это правило, и с тех пор в слове участвовать он   никогда   не   «чавкает».   Так   правило   этики   стало   для   Павлика орфографическим правилом. (Л. Новикова). 3.  Не с глаголами  Не с глаголом отдельно пиши: Не сердись, не скучай, не спеши. Не выучил – не делай,                 Не знаешь – не спеши.                                 С глаголами отдельно                                  Частицу НЕ пиши.           4.Глаголы с –ся      Кто в глаголах пишет ЦА – настоящая овца. 5.Глагол «ехать» в повелительном наклонении 25 На зеленый свет,медведь, Ты не ехай и не едь, И не ездий никогда – ПОЕЗЖАЙ! Запомнил? – Да! Тема: Числительное Тема: Местоимение Для запоминания все разрядов местоимений. Все местоимения проживают в деревне НУПОВОЛОВо. (Каждая буква – это первая буква  разряда местоимения)

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания правил русского языка».

Исследовательская работа «Мнемоника или хитрости для запоминания  правил русского языка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017