Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»
Оценка 4.7

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
4 кл—11 кл
03.04.2018
Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»
Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые, вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации. На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ. В работе мы рассмотрели только некоторые из перечисленных мнемоприёмов.
Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка.docx
1 Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка» Работу выполнила:  Хмельницкая Валерия, учащаяся 11 класса, БОУ «Тарская СОШ №4» Руководитель:  Скворцова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы БОУ «Тарская СОШ №4» г.Тара 2018 2 ВВЕДЕНИЕ    Орфографические ошибки делают невыносимой жизнь многих школьников. Они возникают снова и снова, доводят нас до отчаяния.  А почему возникают ошибки? Самая частая причина – недостаток «орфографической зоркости ", мы просто не видим слабые позиции, которые грозят нам ошибками.      Как   добиться   грамотности,   выучить   огромное   количество   правил,   запомнить написание   трудных   слов?  Эти   вопросы   остаются   актуальными   с   момента возникновения письменности и по сей день.      Причина, заставившая нас обратиться к мнемотехнике, ­ это необходимость актуализировать  и увеличить знания по  русскому языку, помочь школьникам в изучении русского языка.  Цель данной работы ­ изучение мнемонических приемов, используемых для быстрого и прочного усвоения правил русского языка.  Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи: 1) дать определение мнемонике; 2)   рассмотреть   основные   приёмы   и   особенности   использования мнемотехники в процессе обучения русскому языку; 3)   рассмотреть   темы   уроков   русского   языка   в   5­7   классах   и   подобрать приемы мнемоники для их изучения. Предмет   исследования  –     мнемотехника   как   наука   запоминания.  Объект изучения –  приёмы мнемотехники в обучении русскому языку.      В работе использовались  методы  анализа материала, изучение литературы по данному вопросу. 3 Раздел 1.  ЧТО ТАКОЕ МНЕМОНИКА? Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), ­   признанное   средство   наиболее   легкого,   быстрого   и   прочного   запоминания, усвоения.      Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Современный энциклопедический словарь дает следующее определение: МНЕМОНИКА–   искусство   запоминания,   совокупность   приемов   и способов,   облегчающих   запоминание   и   увеличивающих   объем   памяти   путем образования искусственных ассоциаций.    Ещё с древних времён особое значение придавалось памяти. В древнегреческих мифах   богиня   Памяти   –   Мнемосина   слыла   матерью   муз,   покровительницей ремёсел и наук. По преданию, древнегреческим поэтом Симонидом (6 в. до н.э.) была   разработана   первая   мнемотехническая   система.   Древние   египтяне,   греки, римляне   пытались   создать   систему   мнемонических   приёмов,   которые   были   им тогда   уже   известны.   Но     приёмы   использовались   преимущественно   жрецами. Простые   люди   пользовались   вовсе   несложными   средствами   запоминания (зарубками, узлами). В средние века мнемоника не разрабатывалась. Её возрождение началось в 16 веке, и она получила большое развитие в 17−19 веках.   В наше время интерес к этой науке опять возрождается. Не случайно появилось выражение «узелок на память»: посмотришь на такой узелок   и  вспомнишь,  что   нужно.  Слова   с  неизвестным,  абстрактным   значением запомнить   большинству   людей   сложно.   Если   такое   слово   «зазубрить»,   то   оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания   следует   наполнить   слово   содержанием   –   чем­то,   что   связано   с 4 конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. А это уже методы мнемотехники. Мнемотехника – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания.   Суть   мнемотехнических   приёмов   запоминания   в   том,   что запоминаемая информация как­то осмысливается.   Мнемотехника   использует   естественные   механизмы   памяти   мозга   и   позволяет полностью   контролировать   процесс   запоминания,   сохранения   и   припоминания информации.     Мнемотехника   используется   для   запоминания   различных   видов   информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы,   анкетные   данные,   сложные   учебные   тексты,   содержащие   большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.     Мнемотехника   –   навык.   Это   значит,   что   здесь   нет   «волшебных   таблеток»   – хитрых техник, узнав которые, вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации. Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное информации.     На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые количество     приемы   можно   с   легкостью   в   этом   убедиться,   к   тому   же   навык   специального запоминания дает массу полезных преимуществ. Так что же дает мнемотехника? ∙ возможность накапливать огромное количество информации ∙колоссальную экономию времени при запоминании ∙ возможность быстрого обучения ∙мощное развитие мышления и внимания ∙ возможность роста в профессиональном и карьерном плане ∙эффективную гимнастику для мозга 5 1.1. ПРИЕМЫ МНЕМОТЕХНИКИ И ЕЕ ВИДЫ В настоящее время выделяют шесть направлений мнемотехники: ­ народная мнемотехника К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так   прочно   вошли   в   нашу   жизнь,   что   многие   люди   их   даже   не   замечают.   Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе, это приемы запоминания, которые рекомендует своим ученикам учитель физики или физкультуры. Каждый человек   в   течение   жизни   вырабатывает   для   себя   свою   собственную   систему запоминания.       ­ классическая мнемотехника           Классическая   мнемотехника   возникла   как   составная   часть   ораторского искусства   и   использовалась   в   качестве   вспомогательного   средства   для запоминания последовательности изложения длинных речей. Ярким   примером   классической   мнемотехники   является   метод   Цицерона   ­ выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их   в   качестве   "вешалок"   для   запоминаемых   сведений.   Так,   классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее   в   зрительные   образы.   Сами   же   образы   делились   на   две   большие   группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация.                  ­ педагогическая мнемотехника Основателем   педагогической   мнемотехники   можно   считать   французского философа, риторика, педагога П.Рамуса. 6 Это многократное чтение  текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса   в   виде   игры.   Это   создание   большого   количество   вспомогательного (дидактического) материала... И многие другие, знакомые нам со школы методы.             ­ цирковая (эстрадная) мнемотехника     Цирковая   мнемотехника   использует   принципы   классической   мнемоники. Отличительной   особенностью   цирковой   мнемотехники   является   тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно:   в   жесты,   слова,   мимику   лица,   интонацию   голоса,   в   порядок   слов   в предложении... Главное в цирковой мнемотехнике ­ не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей. В этом отношении цирковая мнемотехника использует лишь часть арсенала мнемоники.     ­ спортивная мнемотехника    Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во­первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего­либо одного. Одни устанавливают рекорды в   запоминании   двоичных   чисел,   другие   являются   чемпионами   по   скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа.   В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за   наилучший   результат.   Мнемонисты   соревнуются   по   двум   основным показателям. Первое ­ это скорость запоминания информации. Второй показатель ­ это объем запоминаемых за один раз сведений.              ­ современная мнемотехника   Отличительной   особенностью   современной   мнемотехники   является   наличие   теоретической базы. 7 Основой   мыслительных   процессов   человека   считается   визуальное   (образное) мышление.   Речь   рассматривается   как   средство   коммуникации,   предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что   в   автоматических   речевых   конструкциях   часто   содержатся   ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.        Итак, мнемотехника применяется давно во многих областях. С точки зрения психологии,   она   исследована   давно   глубоко   и   серьезно   (наряду   с   такими психологическими понятиями, как память, запоминание), но в плане методологии русского языка она остро нуждается в изучении.  Раздел   2.   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   МНЕМОНИКИ   НА   УРОКАХ   РУССКОГО ЯЗЫКА     Память   многих   учеников   не   приспособлена   к   «простому   запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально­образная память   ребенка.   Ярким   примером   из   детства   может   служить   определение биссектрисы («биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»).       Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы, хорошо вписывающиеся в границы   той   или   иной   группы,   но   иногда   в   одном   мнемоприеме   содержатся элементы нескольких групп. 8    Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка:   ассоциативные   рисунки   (или   графический   способ),   звуковые   ассоциации (или   метод   ключевых   слов),   комбинированный   метод,   «буквы­образы»,   метод списка, рифмовки, отнесенность к одному словообразовательному типу, сказки – ассоциации, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная», «пальчиковая» мнемотехника.   В   своей   работе   мы   рассмотрели   только   некоторые   из   перечисленных   мнемоприёмов. Создание ассоциативного ряда     Смысл мнемоники – в связывании слов, написание которых трудно запомнить (или надо быстро запомнить), со словами, хорошо известными.     При   этом   задача   такова:   трудное   слово   (словарное)   превратить   в   легкое   и навсегда   запомнить   с   помощью   придуманных   ассоциаций.   Например,   возьмём слово «палисадник». Словарное слово, в котором многие допускают ошибку при его написании. Нужно вспомнить какое­нибудь слово, в котором пишется «а» и одна   «л»   и   которое   хорошо   знакомо.   Например,   можно   использовать   слово «палка».   Затем   построить   ассоциативную   связь   между   этими   словами.   Нужно представить и палки, и «палисадник», и тогда  непременно вспомнится ассоциация, и   ошибка   не   будет   допущена.   Такова   работа   с   одним   словом.   Задачу   можно усложнить.  Создание звуковых ассоциаций    При использовании данного метода нужно выделять совпадающие буквы. Должна срабатывать и зрительная память. Соблюдение орфоэпических норм – показатель речевой культуры человека. Но очень часто приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь приходят звуковые ассоциации. С их помощью   слова,   в   которых   так   часто   нарушаются   орфоэпические   нормы, запоминаются легко. Например, у ФЁклы – свЁкла. 9 Создание зрительной опоры (рисование картинки)      Слова   можно   запоминать   с   помощью   рисунков.   Рисунок   может   быть   очень примитивным, но его надо нарисовать самому, придумать ассоциацию.   Мнемонические приемы активно используются и в таких разделах русского языка как   морфология,   словообразование,   орфоэпия.   Здесь   мнемоника   оказывает значительную помощь, так как в этих разделах русского языка рассматриваются сложные   правила,   написание   слов­исключений.   В   итоге   все   это   способствует овладению   орфографическими   навыками.   Например,   слово  палатка  легко запомнится, если нарисовать букву А вот так: Метод рифмовки     Связь   между   словами   может   усилить   рифма,  ритм   стихотворения.   Для   того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Например,   чтобы   запомнить   правильную   постановку   ударения   в   словах, можно  использовать песенку про Буратино на мотив песни «Маленькая страна». Ударение   в   выделенных   словах   автоматически   ставится   правильное.   Это облегчает запоминание правильной постановки ударения в словах. 1. Жил­был балованный мальчишка, Знал его весь квартал, И из волшебного полена 10 Создал его столяр. Через плетень, через крапиву Прыгал как чемпион. Туфлю забрасывал на вербу, Чтобы вспугнуть ворон. Припев: Маленькая страна, Маленькая страна, Ты на пурпурных небесах Искрой мечту зажгла. 2. Как­то танцовщица Мальвина С петли его сняла И украинский борщ в фарфоре Со свеклой ему дала. Что тут за жизнь? Одни лишенья, Хлеба б ломоть ему После черничного варенья Навел щавель тоску. 3. Вот Буратино носом водит По красному очагу, И любопытство его приводит В Маленькую страну. Счастливы все.  Звонят повсюду Звонко колокола. Звона красивее в округе 11 Не знала еще страна.     Не   только   акцентологическая,   но   и морфологическая норма   вызывает,   как правило,   огромные   сложности,   а   предложенные   мнеморифмовки   значительно упрощают   усвоение   материала.   Например,   знакомое   с   начальной   школы стихотворение помогает запомнить глаголы­исключения:  Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть, Вы запомните, друзья, Их на ­е спрягать нельзя!    Таким образом, несмотря на то, что мнемоприёмы не являются высокой прозой или поэзией, они стимулируют познавательный интерес; повышают успеваемость; создают позитивный настрой, положительные эмоции; способствуют активизации мышления, развивают память.    М.Б.Успенский пишет: «В русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются обобщению, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как   бы   «вне   правил».   К   ним   относятся   написание   непроверяемых   гласных   и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых   в   одном   категориальном   значении».   Для   неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить». И вот тут на помощь   словеснику   приходит   мнемоника.   Подчас   неалгоритмизуемое   правило вызывает   затруднение   не   только   у   слабых   ребят.   На   наш   взгляд,   учащиеся   с удовольствием   воспользуются   мнемонической   «палочкой­выручалочкой».   Например, орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, гласные ­ е и ­и 12 можно   переставить   местами,   но   стоит   кинуть   спасательный   круг   в   виде мнемоприема «вино не греют», и уже ученик твердо усвоит написание орфограмм.       Мнемонические  приемы активно используются  и в таких разделах  русского языка как морфология, словообразование, орфоэпия. Здесь мнемоника оказывает значительную помощь, так как в этих разделах русского языка рассматриваются сложные   правила,   написание   слов­исключений.   В   итоге   все   это   способствует овладению орфографическими навыками. Например, для изучения и закрепления темы   «Ь   после   шипящих в   различных   частях   речи»   можно   воспользоваться таблицей, объединив все изученные правила. Часть речи Имя существительное Ь пишется Ь  3 скл. ж. р.: рожь, фальшь, ночь, дичь, гуашь, тишь, печь, речь, тушь (краска), брошь, 2   скл.   м.   р.:   блиндаж, ловкач, силач помощь, пустошь, мелочь, вещь, щелочь, горечь Р. п. сущ. мн. ч.:  плеч, меж (межа), пущ, крыш, калош, сокровищ, пастбищ  Имя прилагательное краткое прилаг, м. р.:  похож, дремуч, линюч, горяч, колюч, пахуч, жгуч Глагол инфинитив: беречь, стеречь, лечь, жечь, помочь, печь 2­е   лицо   ед.   ч.   наст.   вр.   и   буд.   вр.:  (ты)   читаешь, рисуешь, смотришь, думаешь повелит, наклонение: отрежь   и   съешь,   упрочьте   и   умножьте,   намажься   и утешься Наречие напрочь,   наотмашь,   навзничь,   вскачь,   прочь,   настежь, Исключения: сплошь, точь­в­точь, невмочь уж, замуж, невтерпеж Частицы лишь, ишь, бишь, вишь аж 13 Также можно использовать фразы для запоминания:  Стало мочь, потому что ты любишь лишь царскую дочь.  Лишь откроешь ты настежь окно, ночь и тишь там всегда заодно.  Среди немыслимых задач, обрушившихся на нас неудач по­прежнему свеж и певуч сыгранный нами туш. Мы   провели   анкетирование   среди   учащихся  7Б,  8Б   и  9Б   классов   и   пришли   к следующим выводам. Всего   опрошенных   учащихся   –   61.   Ребята   отвечали   на   такие   вопросы: «Знаешь ли ты правила русского языка?» (знаю все – 24 %, знаю, но не все – 68%, вообще не знаю – 8%), «Легко ли ты запоминаешь правила?» (да – 38%, нет – 17%, не всегда – 45%), «Как ты запоминаешь правила?» (учу, прочитываю несколько раз, прошу проверить – 44%, повторяю несколько раз – 26%, переписываю несколько раз – 18%, составляю таблицы, схемы, алгоритмы – 7%, ищу примеры в текстах – 3%, никак не запоминаю – 2%). Из   данных   анкетирования   видно,  что   более   половины   опрошенных   (62%) испытывают   трудности   в   запоминании   правил   русского   языка,   44%   просто «зубрят»   правила,   всего   7%   используют   «запоминалки»   (схемы,   таблицы, алгоритмы, стихи).      Мы   проанализировали   материал   по   русскому   языку   за   курс   5­9   классов. Подобрали некоторые приемы мнемоники, которые помогли бы в изучении правил русского языка, кроме этого, помогли бы в повторении и закреплении изученного материала   в   старших   классах   при   подготовке   к   ЕГЭ.   (см.   Приложение).   Наша работа может иметь практическое значение, т.е. поможет некоторым учащимся запомнить сложное, непонятное. Мнемотехника – это и есть возможность понять непонятное,   сделать   учение   интересным.   И   вот   тут   на   помощь   приходит мнемоника. Можно воспользуются мнемонической «палочкой­выручалочкой». 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ    Итак,  мы  пришли к  выводу,  что мнемоника  –  признанное  средство  наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения.       Смысл мнемоники – в связывании слов, написание которых трудно запомнить (или надо быстро запомнить), со словами, хорошо известными. Задача   мнемоники   такова:   трудное   слово   (словарное)   превратить   в   легкое и навсегда запомнить его написание с помощью придуманных ассоциаций. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя   его   с   уже   имеющимися   знаниями   по   принципу   ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило «пропущенное» не только через логику, но   и   воображение,   эмоции   (внутренняя   наглядность)   удерживается   в   памяти прочнее, дольше.     Мнемотехника   выполняет   вспомогательную   функцию,   но   ее   роль   гораздо серьезнее. Пусть она «служит орфографии, помогая детям в усвоении трудных правил и слов».    Поиски и критическое рассмотрение информации о мнемотехнических приёмах и способах их употребления в современной методической литературе показали, что на сегодняшний день возможности мнемотехники в преподавании русского языка ещё не раскрыты. Но появляется методическая и учебная литература, в которой 15 уделяется   внимание   мнемоническим   приёмам,   средствам,   которые   облегчают запоминание новых слов.     Резервы   мнемотехники   уникальны,   богаты,   разнообразны.   Это   и   смена деятельности,   и   эмоциональный   подъем,   и   колоритная   образность,   и   яркая ассоциативность, и доступность, и простота и т.п. Успех заключается в том, что мнемонический прием никого не оставляет безучастным, равнодушным, а значит делает заинтересованным в изучении языка.  Список литературы 1. С.И.   Ожегов   «Словарь   русского   языка»,   под   ред.   Н.Ю.   Шведовой   М.: «Русский язык», 1989 2. Словарь иностранных слов, М.: «Русский язык», 1990 3. Русский язык в школе №1 2006 4. Ассоциативный орфографический словарь для пятого класса, составитель Т.А. Захарова, М.: «Планета» 2011 5. Т.Я. Фролова «Минуя рифы русской орфографии» С.: «Таврида» 1994 6. Г.Г. Граник «Секреты орфографии» М.: «Просвещение» 1991 7. Русский язык в школе и дома №6 2012 8. Русский язык в школе № 5 2008 9. Словарь  паронимов   русского   языка   О.В.  Вишнякова,  М.: «Русский   язык» 1984 10.Л.А. Введенская, Р.Я. Саакьян «Наш родной язык», М.: «Просвещение» 1971 11.Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб «Секреты стилистики», М.: «Айрис Рольф» 1996 12.Т.А.Ладыженская,   Русский   язык.   5   (6)   кл.учебник   в   2­х   частях,   Изд. Просвещение, 2013 13.Русский   язык.   7   (8­9),   Л.А.Тростенцова,   Т.А.Ладыжинская,   Изд. Просвещение, 2014 14.Шанский   Н.М.   Занимательный   русский   язык:   Ч.1,  2.  –   М.:   Дрофа,  1996. (Хочу всё знать)  16 № Тема (правило) 1. «Ь после шипящих  на конце наречий» 2. 3. «Ы   после   Ц   в   корне слова» «Написания   слов   с чередующейся гласной в корне» ПРИЛОЖЕНИЕ «Изучаем, повторяем, запоминаем!» Прием мнемоники 1.Уж замуж невтерпеж (пишем без Ь) 2.  Он  от гнева  напрочь  забыл обо всем,  стало  невмочь,  ударил друга наотмашь, тот упал навзничь, потом встал и бросился прочь, подбежал к   окну,   открыл   его  настежь  и  вскачь  помчался   по   саду,   где   была сплошь одна крапива. Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц» (для слов­исключений) 1.Жили­были две подружки, Симпатичные вполне, Две подружки­побегушки, Буква ^ И и буква Е.  Корни нескольких глаголов Рады были их принять, Только нужно было знать, Как в них встать без лишних споров. Но подружки не ругались, Меж собой чередовались. Скажет буква ^ Е едва: Здесь за корнем суффикс ­А­! И без лишней кутерьмы Примет корень букву И. Если суффикс где­то бродит, В корне место Е находит. До сих пор живут согласно 2.Загорелый, наклоненье, Растворенье, озаренье – Что писать под удареньем, 17 Что писать без ударенья? Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Если ж звук без ударенья, Вызывает он сомненье. 4. «Правописание приставок на ­С и –З» 1.Ученик, тебе задание: Как напишешь слово здание? Все учти, продумай, взвесь, Не свихнись на слове здесь. Помни все условия, Чтоб написать здоровье. Чтобы смысл не повредить, З нельзя в них отделить, ­десь, ­доровье, ­дание Лишены здесь содержания. Верните ^ 3, и снова Заговорят три слова. Здесь, здоровье, здание –Ты заучи слова. В них не ищи приставки С с 3 пиши всегда! 2. Живут на свете, людям помогая, Приставки воз­, из­, через­, раз­ и без­, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Ты запомни, что приставки Раз­, из­, воз­, низ­, без­, через­, Пред согласными глухими Быстро сменят 3 на С. 5. «Правописание корней   чередующейся гласной» с 1.После ­ кос я вижу ­ н, пишу О, и «нОу» прОблем. 2. В корнях –кас­, ­кос­ мы ищем сон и падежные формы: прикоснуться, прикосновение, коснусь 3. Заря, зарница, озаренный, озарять – По слову зарево я буду проверять. 4. Гар  иль  гор берёт сомненье – только  О  …и все решенье. //  Гар иль гор не знаешь ты, О пиши без суеты. // Гор иль гар себя спрошу, сомневаюсь – О пишу. 5. –лаг­ и ­ лож­ ­ Гуси, гуси! ­Га, га, га! ­ Перед г пишите а. 6. ­раст­, ­ращ­ , но –рос­ Если в корне т и щ(а) – Стопроцентно пиши а ! 6. «Правописание словарных слов 18 Исключение не забудь: Отрасль, росток…и в путь! 7. Собирать, стирать, задира ­ Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква и. Если после корня — а, В корне будет и всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытер? — Вытирай! 1.ЖОКЕЙ (можно прочитать английское слово «ОК!» («Все в порядке!») 2. В словарном слове спряталось другое слово  (Взгляни   скорей   на   ГОРИЗОНТ:   Там   между   ГОР   увидишь   ЗОНТ! ФИОЛЕТОВЫЙ   (в   этом   словарном   слове   «спрятались»   сразу   и ФАМИЛИЯ,   и   ИМЯ,   и   ОТЧЕСТВО   человека,   а   сокращенно   ФИО. МИЛЛИОН (в этом слове, можно«прочитать» вопрос: «МИЛ ЛИ ОН?». «Опали   листья   в   садике»   –   это   предложение   облегчает   запоминание словарного слова ПАЛИСАДНИК) 3.( В­ОК­ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что при­легает к этому залу ожидания, называется вокзалом. ИНТ­ЕЛ­ЛИ­ГЕНТ = ЕЛ ЛИ голодный ИНТЕЛЛИГЕНТ?) 4. Плотник­чудак постелил на арене паркет.     Пол в гардеробе газоном укрыл…Все не то!!!     Мастер, однако, помог нам запомнить А­Е:     Арена, паркет, гардероб. 5. Препятствие Перед пятой (пяткой) находится что–то, что нужно преодолеть 6.Спортсмен ­ Я забыл дома сменку, спортивную сменку. ­ Ну и какой ты теперь спортсмен без спортивной сменки?  7.Вокзал Вокзал – около зала ожидания есть здание, все, прилегающее к залу  ожидания, называем вокзалом.  8.Грущу по Вас или по Вам? Нам помогут инициалы А.С.Пушкина. «Родная, я грущу по Вас», ­  И подписался просто А.С.  Грущу (тоскую) по Вас. Пушкин Александр Сергеевич P.S.: В 19 веке такая форма была распространена, может,  А.С.Пушкин ею пользовался. 9.Ровесник, сверстник Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет); сверстник –есть т – с  версту (верста = 1,0668км.) 10.Багряный, но бордовый Багряный грабитель, но бордовый волдырь (буквенная схожесть). 19 11.Бассейн, конвейер, фейерверк. Бассейн – ей, конвейер – ей ер, фейерверк – ей ер. Нарисуем ер из  кириллицы: ъ. Бассейн даем ей целиком, а из конвейера и бассейна  ей достается ер (ъ).  12.Триста, четыреста. Ищем красивые необычные имена в этих словах: Иста, Еста. Как  правило, женские имена оканчиваются на –а.  13.Велосипед Велик = оси + пед (али). 14.Бахрома Вязала бахрому, бах, Рома пришел ! 15.Коллекция Собирал коллекцию,  Вышел кол за лекцию. 16.Артиллерия и кавалерия. Первой по алфавиту стоит слово артиллерия. Первым всегда  тяжелее, вот дополнительная буква л и досталась этому слову. 17.Чувствовать – участвовать Участвовать – часть.  Говоря: «Я, простой чувак, чувствую к одной чувихе из нашего  класса симпатию».  18.Подоконник. ­ Не пугайте меня, причем здесь покойник. Если из этого слова  убрать приставку ..до, получится по..койник. В правильном  написании нет ничего подобного: под окном стоит суффикс ­ник.   19.Зеркало  В некотором царстве есть ужасное зеркало, люди не любят в него  смотреть. «Почему?» ­ спросите вы. Вместо отражения, издеваясь  над людьми, зеркала показывают лишь их часть – кал. Хорошо, что  наши зеркала устроены иначе. 20.Каллиграфия Алла (почти Пугачева), спрятавшись в этом слове, делает игру,  играет.  Каллиграфия – каллиграфия. 21.В ДЕЛИ (город) ДЕЛИкатно ДЕФИлировал за ДЕФИцитом; 22.В БОРДо (город) БОРДюр БОРДовый; 23.А БОря – АБОриген 24.КОЧан на КОЧке; 25.КОБра в КОБуре 26.ОЛИН муж ОЛИгарх 27.сВЕРСТники – с одной ВЕРСТы, а роВЕСНики – с ВЕСНы; 28.СТИмул к учебе – СТИпендия; 29.КОМПОзитор перепутал КОМПОненты для КОМПОта; 30.От КОРИ в КОРИдоре страдает КОРИфей; 31.У ВИТи ВИТрина с ВИТражным стеклом. 32. ДИма на дИване видит дИвный сон. 33. А РОМа несёт аРОМАтный букет! 34. Украл БИнокль, БИнт и КЛей непутёвый Бармалей! 7. 8. 9. 10.   ПОЛ­ «Правописание приставок ПОЛУ» «Суффиксы А и О на конце наречий» «Употребление   слов одеть – надеть» «Произноси правильно»  20 35. Юные спортсмены ветеранам СПОРТа готовят СМЕНу. 36. ЗАгнали вАгон в деревянный зАгон. 37. Повесил на кРЮК РЮКзак. 38. рИсунок − рИс., мИнута − мИн., сЕкунда − сЕк., кОрабль − линкОр,  лЕЙтенант – старлЕЙ. 39. бАССейн, трАССа. АСС − древнеримская медная монета, а за  посещение бассейна и эксплуатацию трассы необходимо платить деньги. Правило ЮЛИ ­ дефисное написание слов с –пол (Ю­заглавная, Л­ л, И­ гласная, например, пол­Москвы, пол­лимона, пол­апельсина) В   суффиксах   наречий,   образованных   от   кратких   прилагательных   с помощью из­, до­, с­, в­, на­, за­, по­ пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно. «Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду»,  « На себя надену, Олечку одену». 1.Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты. 2. Нефтепрово'д сломал бегемо'т. 3. Коль будильник зазвони'т ­ У меня ужасный вид. Если классная звони'т – Папа за ремнем спешит. Не звони'те, не звони'те, Пощадите, пощадите. 4. Надо говорить приня'ть, Ударение на ять. 5. Распространенная орфоэпическая ошибка ­ поло'жил. Коль поло'жил, значит – ложь, А зачем тогда ты врешь. Помни: положи'л и жил. 6. Хватит балова'ться, Будем улыбаться. 7. Он свет включи'т, Аж проводка трещит. 8. Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си .♪ Краси♪вее   –   ноту  си♪  выделяй, произноси. 9. Ворожея', да жаль – не я. 10. ВключИт – вручИт ДоговОр – приговОр ЖалюзИ ­ привезИ ЗвонИт – звенИт КаталОг ­диалОг МусоропровОд – завОд ОптОвый ­ дешЕвый СвЕкла – ФЕкла СлИвовый – грУшевый СтолЯр – малЯр 11. «Употребление   род. п., мн.числа существительных»   12. «О­Ё после  шипящих и Ц в корне слова, в суффиксах» 13. «Правописание приставок ПРИ»   ПРЕ­, ФарфОр ­ задОр ЦемЕнт – момЕнт ШАрфы – бАнты ШофЕр – монтЕр 1.Уважают человека у туркмен, татар, узбеков, У таджиков и армян, у монголов и цыган, У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов, У киргизов и грузин, у бурят и осетин. 2. В детской сказке колобок по траве катится мог Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок. 3. Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов, Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать. 4.Носки Чулки длинные – слово короткое: чулок. короткие     – слово   21 длинное: носков, 1.Шорох, чокаться, трущоба, Жом, изжога и чащоба, Шов, крыжовник и обжора, Шомпол, чопорный и шоры, Шоколад, шоссе, шофер –  Вот и весь набор. (Для слов­исключений) 2. Запомним: пишется Ё в следующих словах: Бечевка, ночевка и раскорчевка, Тяжелый, дешевый, стажер, ухажер, Печенка, тушенка и дирижер. При­. Четыре значения уместились в легкую рифмовку  Что – то я соединяю (соединение),  И к чему – то приближаю (приближение),  Рядом, близко я стою (близость) И неполно делаю (неполное действие).  Есть другой вариант. Прибежал я – приближенье,  Вот приклеил объявленье – это присоединенье,  Чуть присел – неполнота действия обычного… На пришкольном стадионе,  Что здесь необычного? Пре – Мама Пере ­ , папа Очень,  Дочка Пре­ помочь им хочет,  Коль недуг одолевает – Дочка вмиг их заменяет. Пре – приставка утром рано По секрету рассказала: Слово очень мне родня, Пере – вот моя семья. 22 1.Десять слов с концовкой ­мя! Чтоб начать запоминать, Надо все их срифмовать: имя, вымя, бремя, время, семя, племя, темя, пламя, стремя, знамя. Но при этом не забудь: Всякий раз, как их склоняешь, Суффикс ­ен­ ты прибавляешь. В список вставим слово путь. Все! И можно отдохнуть. 2. У коровы полно ВЫМЯ. Папуаске нужно ИМЯ Для сынишки сочинить И корову подоить. Но вожак их – ногу в СТРЕМЯ, Прилепив перо на ТЕМЯ, Над собою поднял ЗНАМЯ, Раздувает распри ПЛАМЯ: Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет ПЛЕМЯ вновь Проливать напрасно кровь. Всем милее мирный ПУТЬ. Сказку нашу не забудь! Ко второму ко спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы что на ­ить, Исключая брить, стелить. И еще 11 глаголов­исключений: Гнать, держать, смотреть, обидеть, Слышать, видеть и вертеть, И дышать, и ненавидеть, И зависеть, и терпеть. 14. «Разносклоняемые существительные» 15. «Спряжение глаголов» 16.   «Дефис неопределенных местоимениях» в 1.То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь. 2.­Либо, кое­, ­ка, ­нибудь,  ­То, ­таки не позабудь  Написать через дефис,  Как предлог со словом из (из­за, из­под) 3.Кое­, ­либо, ­то, ­нибудь  Черточку­то не забудь, А частицы же, ли, бы Ты раздельно запиши. 4.Либо­, кое­, ­то, ­нибудь надо черточкой стянуть! 17. «Н   и   НН   в прилагательных» 18. «Буквы   О­Ё   после Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин  – пиши Н один! Прилагательные с суффиксом ­ЯН­: Исключения:   посмотрите   на   окно,   чтобы   вспомнить,   в   каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама, оловянные шпингалеты и ручки 1.Шорох чопорный трущобы шов крыжовник и обжоры 23 шипящих» 19. 20. «Правописание частиц» «Ь   после   шипящих   у глаголов 2 лица» 2.Шорох — в крыжовнике, шов — в капюшоне 3.Девчонка в рубашонке 1.Были  же (бы,  ли,  же)  мечты,  сомнения  и  утверждения,  что  сомнения рассеются, а мечты осуществятся 21. –Ё   «О   шипящих» после ШЬ

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»

Исследовательская работа «Мнемоника, или Помощник в изучении русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018