Цель проекта - узнать, насколько ребята владеют правилами этикета. Одним словом, знаем ли мы этикет, попытался выяснить в своем исследовании, почему школьники не всегда культурно ведут себя. Для этого я провел анкетирование в классе, наблюдал за ребятами. План моего исследования состоит в следующем:
Рассказать об истории этикета.
Рассказать о разных видах этикета в классе.
Составить основные правила поведения для школьников.
Тема: Правила этикета. Григорий Остер
«Книга для непослушных детей и их родителей».
I.Введение
Тема моей исследовательской работы возникла случайно. Както я
прочитал книгу Григория Остера. В своей «Книге для непослушных детей и их
родителей. Послушным детям читать запрещается!» Г.Остер нарочно дает нам
неправильные советы…. Недавно ученые открыли, что на свете бывают
непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет:
"Умывайтесь по утрам" они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь
друг с другом" они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что
таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают
наоборот, и получится как раз правильно.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Если вас по телефону
Обозвали дураком
И не стали ждать ответа,
Бросив трубку на рычаг,
Наберите быстро номер
Из любых случайных цифр
И тому, кто снимет трубку,
Сообщите — сам дурак.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома —
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками —
Ложкой больше зачерпнешь.
3Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье —
Трудно будет вынимать.
Цель моего проекта узнать, насколько ребята владеют правилами
этикета. Одним словом, знаем ли мы этикет, попытался выяснить в своем
исследовании, почему школьники не всегда культурно ведут себя. Для этого я
провел анкетирование в классе, наблюдал за ребятами. План моего исследования
состоит в следующем:
Рассказать об истории этикета.
Рассказать о разных видах этикета в классе.
Составить основные правила поведения для школьников.
Я думаю, что тема моей работы является актуальной. С первых дней в
школе ребята знакомятся с правилами поведения в школе, в столовой, на
перемене. Однако не все школьники культурно ведут себя.
Ребята не задумываются, что та или иная ситуация иногда требует
определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что
трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому я решил изучить хотя бы некоторые
из них и познакомить с ними своих сверстников. В ходе исследования я провел
анкетирование учащихся 5ых классов нашей школы, где я выяснил уровень
сформированности правил этикета.
Объект исследования: учащиеся 5 классов.
Предмет исследования: правила речевых приветствий, поведения в
школе.
Задачи:
1. Изучить историю этикета.
2. Рассмотреть правила общения у различных народов.
3. Исследовать правила поведения школьников.
Актуальность этой работы определяется недостаточной изученностью
поставленной проблемы. Нами было проведено анкетирование, интернетопрос,
которые убедили нас, что наша работа необходима и актуальна.
Ожидаемый результат:
изучены приветствия разных народов;
проанализированы вежливые слова, фразы в русских и казахских языках;
Гипотеза: Если мы изучим правила этикета, то мы выявим, что ,используя в
своей повседневной жизни вежливые слова, мы формируем свой характер, в
будущем нам легко будет общаться с окружающими нас людьми. Одним словом,
мы становимся коммуникабельными и вежливыми, нам легко общаться с людьми.
Новизна исследования:
4В данной работе впервые рассматриваются вежливые фразы, слова в
сопоставительном аспекте.
Этапы исследования:
1. Выбор темы проекта.
2. Постановка цели и задач, гипотезы.
3. Определение методов исследований.
4. Планирование.
5. Сбор материала, работа с литературой, интернетом.
6. Обработка информации.
7. Сравнение результатов с гипотезой.
8. Выводы.
9. Оформление работы.
Область практического применения:
Целесообразно использовать материалы данного научного проекта в
процессе преподавания русского языка и литературы в школе. Результаты
исследований могут быть представлены в форме сообщений, докладов,
презентаций на уроках, факультативных занятиях, внутришкольных конференциях,
помещены в школьные стенгазеты. В данном случае учащиеся не только знакомят
своих одноклассников с результатами проделанной научной работы (выполняют
просветительскую функцию), но еще и стимулируют интерес других к научной
деятельности.
Методы исследования:
Теоретический (изучение имеющейся литературы по теме).
Социологический метод ( интернетопрос)
Практическое применение
данной работы возможно на уроках
литературного чтения в школе, в кружках, во внеурочное время и на классном
часе.
Таким образом, из данного исследования я сделал следующие выводы:
культура, мораль, нравственность вырабатывались на протяжении многих веков.
Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.
С помощью слов можно рассказать решительно обо всем. В каждом случае звучит
свое приветствие, особое пожелание.
Для начала я расскажу вам, что такое этикет и как он возник.
5II. Теоретическая часть.
2.1 История этикета. Из истории Франции, Египта, России.
Если обратимся к словарю Ожегова, то слово «этикет» имеет следующее
значение: ЭТИКЕТ, а, м. Установленный, принятый порядок поведения, форм
обхождения. Дипломатический э. Речевой э. II прил. этикетный, ая, ое.
Итак, этикет – это совокупность правил поведения, которые касаются
внешнего проявления отношения к людям.
Этикет в стихах
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ.
Этот самый этикет.
Нормы поведения существовали уже в Древнем Египте, Греции, Индии, во
Франции. Слово «этикет» появилось во Франции при короле Людовике XIV (рис.
1).Этикет означал воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Средневековый рыцарь, приветствуя, снимал шлем. Так он показывал, что
он находится среди друзей. Позже дворяне снимали или приподнимали шляпу и
также хотели показать, что они находятся среди друзей. Потом уже стали снимать
шляпу перед вышестоящим лицом, а когда приветствовали равного, то просто
притрагивались к головному убору. Женщин всегда приветствовали, снимая
головной убор.
6Даже короли Франции, приветствовали женщин, дотрагиваясь рукой к
шляпе. И так сохранился ритуал и в XIX веке. И не менялся на протяжении
многих столетий.
Этикет в Египте. С давних времен философы, писатели давали
многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом. В
Древнем Египте в III тысячелетии до н.э. был сборник добрых советов «Поучения
Кочемни», в котором в виде рекомендации отца сыновьям давались правила
приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда египтяне пользовались
столовыми приборами, а также есть красиво, бесшумно.
Этикет в России. В русский язык слово «этикет» вошло в начале XVII века.
Первая книга по этикету называлась «Домострой».
В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни.
ПетрI , который много путешествовал по Европе, очень хотел перенять их обычаи,
нравы. При Петре I в 1717 году вышла книга о хороших манерах «Юности
честное зерцало». Она была адресована молодежи и рассказывала о правилах
поведения в обществе. Воспитанный дворянин должен быть вежливым и учтивым,
знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к
старшим.
Приветствие. Уважая людей, нужно любить свой народ, и свой язык, и свою
национальную культуру. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила
трактуются поразному. К примеру, приветствие. Как люди приветствуются друг
друга? У каждого народа существует свои обычаи приветствовать друг друга, но
люди встречаясь, одинаково желают друг друга добра и благополучия, хорошего
дня или успехов в труде.
Обычай рукопожатия имеет свою историю. Человек протягивал
невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак
отсутствия враждебных намерений. Сейчас эта традиция сохранилась и у нас.
Люди подают при встрече друг другу руки.
Англичане приветствуют знакомого вопросом «How do you do?»
( означает дословно « Как ты действуешь?», французы приветствуют?
«Comment ca va?» означает( Как оно идет?), немцы приветствуют
– Wie gents? ( Как идется?)
Итальянцев не интересуют дела знакомого, при встрече он воскликнет:
«Come cta?» «Как стоишь?», китаец поинтересуется: «Ел ли ты сегодня?», зулусы
говорят: «Я тебя увидел!», гренландцы просто скажут: « Хорошая погода!», а
индейцы оптимистично воскликнут: «Все хорошо!». Персы посоветуют: «Будь
весел!», арабы приветствуют: «Мир с тобой!», а евреи – «Мир вам». Самы
распространенные приветствия у монголов: «Как ваш скот?» и «Как кочуете?». В
7Малайзии спрашивают: «Куда ты идешь?» ( на что расплывчато отвечают:
«Погулять»). Знаменитый «Салам!» означает «Мир тебе!» ( как и «Шалом»).
Индейцы из племени маори для приветствия должны прикоснуться друг
другу носами (рис.5). Жители племени масаи в Африке перед тем, как
приветствовать друг друга, плюют на руки. Эскимосы, приветствуя друга,
легонько стучат ему кулаком по голове и по плечам. Латиноамериканцы
обнимаются.
Вежливый разговор по телефону. Услышав телефонный звонок, поспеши
взять трубку, а сказав «алло», не забудь ответить на приветствие. Если тебя
попросили пригласить к телефону когото из домашних, твоё любопытство – «кто
это?», «а зачем она вам?» будет бесцеремонно. А вот поинтересоваться, не
передать ли чтолибо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно,
и любезно с твоей стороны. Если тебе позвонили, а ты занят, то скажи,
извинившись, что перезвонишь.
III.Исследовательская часть.
3.1 Анкетирование
Уже в школе мы понимаем, что легче в обществе тому человеку, который
обладает культурой общения. И это не случайно, ведь она свидетельствует об
интеллекте и этике ученика, его воспитании.
Многие учащиеся знают правила этикета. Однако не все дети
используют в своей речи слова «спасибо», «благодарю», «простите», «извините».
В школе существуют определенные правила, которые должны соблюдать
все школьники и учителя. Поэтому познакомимся с моим исследованием,
проведенным в школелицее №9 среди учащихся 5 –х классов. Цель: узнать,
воспитаны ли ученики нашей школы, обладают ли культурой поведения. Всего в
анкетировании участвовало 57 учащихся. Были предложены следующие вопросы:
Здороваешься ли ты с учителями? «Да» 50 учащихся, что составило 88%,
«иногда» 7 учащихся (12%).
Здороваешься ли ты с техперсоналом? «Да» 10 (18%); «нет» 9 (16%);
иногда – 38 (14%).
Благодаришь ли ты работников столовой? «Да» 18(32%); «нет» 8(14%);
«иногда» 31(54%).
По утрам говоришь ли ты «доброе утро»? «Да» 23(40%); «нет» 13(23%);
«иногда» 21(37%).
Здороваешься ли ты с одноклассниками? «Да» 48(84%); «иногда» 9 (16%).
Какие слова используете для приветствия: «приветик» 9(16%); «здорово»
29(51%); «здравствуйте» 19(33%).
Используешь ли ты в своей речи слова «спасибо, благодарю» «всегда»
47 (82%); «иногда» 10(18%).
Используешь ли ты в своей речи слова «простите, извините» «всегда» 53
(93%); «иногда» 4(7%).
8Какие слова ты используешь. Если тебе нужно отказаться от чеголибо?
«не буду» 0, «»извините, не могу» 0, «не хочу» 57 (100%).
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся 5 классов соблюдают
правила этикета, здороваются с учителями и одноклассниками, говорят друг другу
вежливые слова. Но вместе с тем, есть и отрицательные стороны: только 18%
учащихся всегда здороваются с техперсоналом, только 32% учащихся благодарят
работников школьной столовой. И при отказе от какоголибо поручения 100%
наших учащихся отвечают «не хочу». Все это приводит к размышлениям о том, что
нам надо уважать труд техперсонала и работников школьной столовой. Мы
должны научиться относиться к ним доброжелательно, ведь от их труда зависит
наш комфорт в школе. Они нам создают атмосферу чистоты, порядка и вкусного
обеда.
3.2 Рекомендации
Хотелось бы дать несколько рекомендаций, как вести себя в школе.
В школу приходить лучше за 1015 минут до начала зарядки.
На время уроков обязательно выключай звук на мобильном телефоне.
Соблюдай чистоту и порядок на своей парте.
На перемене надо отдыхать. Не кричи, не принимай участия в потасовках.
Лучше наберись сил перед следующим уроком.
В школьной столовой соблюдай очередь.
Посуду после еды убирай за собой и благодари работников столовой.
Наверняка вам трудно запомнить все эти правила. Как их запомнить?
Когда эти правила вы соблюдаете каждый день, то любой полезный навык
становится привычкой.
IV. Заключение
Итак, в ходе работы над научным проектом пришли к выводу, что тема
актуальна.
В своем исследовании выявили, почему школьники не всегда культурно
ведут себя. Для этого было проведено анкетирование в 5 классе. Изучая историю
этикета других стран выявили, что этикет означает воспитанность, хорошие
манеры, умение вести себя в обществе. В каждой стране своя культура поведения,
во многих странах существовали рекомендации, выпускались специальные книги о
правилах этикета.
Нами были проведены исследования над культурным поведением учащихся
нашей школы. В эксперименте участвовали учащиеся 5 классов. В своей работе
сделали следующие выводы: учащиеся 5 классов соблюдают правила этикета,
здороваются с учителями и одноклассниками, говорят друг другу вежливые слова.
Но вместе с тем, есть и отрицательные стороны: только 18% учащихся всегда
здороваются с техперсоналом, только 32% учащихся благодарят работников
школьной столовой. И при отказе от какоголибо поручения 100% наших учащихся
9отвечают «не хочу». Все это приводит к размышлениям о том, что нам надо
уважать труд техперсонала и работников школьной столовой. Мы должны
научиться относиться к ним доброжелательно, ведь от их труда зависит наш
комфорт в школе. Они нам создают атмосферу чистоты, порядка и вкусного
обеда.
В своей работе, с целью улучшить культурное поведение учащихся,
разработали и дали несколько рекомендаций о поведении учащихся в школе.
Приложение
Рисунок 1. Король Франции Людовик X IV. Рис.2 Обычай рукопожатия в Египте.
10Рис.3 Приветствие буддистов. Рис.4 Приветствие индейцев.
Рис.5 Приветствие индейцев из племени маори. Рис.6 разговор по телефону.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Здороваешься ли ты с учителями? «Да» 50 учащихся, что составило
88%, «иногда» 7 учащихся (12%).
12%
50
88%
7
11Здороваешься ли ты с техперсоналом? «Да» 10 (18%); «нет» 9 (16%);
иногда – 38 (14%).
29%
38%
33%
10
9
38
Благодаришь ли ты работников столовой? «Да» 18(32%); «нет» 8(14%);
«иногда» 31(54%).
43%
40%
18%
18
8
31
По утрам говоришь ли ты «доброе утро»? «Да» 23(40%); «нет» 13(23%);
«иногда» 21(37%).
1237%
40%
23%
23
13
21
Здороваешься ли ты с одноклассниками? «Да» 48(84%); «иногда» 9 (16%).
16%
84%
48
9
Какие слова используете для приветствия: «приветик» 9(16%); «здорово»
29(51%); «здравствуйте» 19(33%).
16%
33%
51%
9
29
19
Используешь ли ты в своей речи слова «спасибо, благодарю» «всегда» 47
(82%); «иногда» 10(18%).
1318%
82%
47
10
Используешь ли ты в своей речи слова «простите, извините» «всегда» 53
(93%); «иногда» 4(7%).
3%
97%
53
4
Какие слова ты используешь. Если тебе нужно отказаться от чеголибо? «не
буду» 0, «»извините, не могу» 0, «не хочу» 57 (100%).
0
0
57
100%
14Список литературы
1. Г.Остер. «Книга для непослушных детей и их родителей. Послушным
детям читать запрещается!». Издательство "РОСМЭН" (1995 г.)
2. Сайт www.knigge.ru
3. Сайт http://www.km.ru
4. Соловьева. Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы:
Учитель.2003.№6. с.60.
15Глосс рийаа
Прив тствие
еа
— жест, слово, словосочетание, письменное послание (и их
совмещение) или иной ритуал для вступления в контакт человека (группы людей) с
другим человеком (с группой людей).
Приветствием демонстрируется отношение к тому человеку, кого
Будд змиа
приветствуют. Формы приветствия зависят от культуры, времени и моды.
(санскр. बबबबब बबबब, buddha dharma IAST; пали बबबबब बबबब, buddha
佛 教 fójiào) — религиозно
dhamma, «Учение Просветлённого»[1]; кит.
философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее
около VI
Основателем учения
считается Сиддхартха Гаутама,
впоследствии получивший имя Будда
Шакьямуни[2].
до н. э. в Древней Индии.
века
Инд йцыеа
— общее
название коренного населения Америки (за
исключением эскимосов и алеутов).
Название возникло от ошибочного
представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.)
конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По
антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. Общая
приблизительная численность индейцев в Америке — свыше 30 млн чел. (оценка на
середину 1960х гг.). По данным на начало XXI века, их общая численность
превышает 60 млн чел., а с учётом так называемых детрибализованных индейцев
(утративших племенную принадлежность) — около 75 млн чел. Ныне существует
около 1 тысячи индейских народов, а в конце XV века было около 2200.
Доброе утро приветствие в утреннее время
М ориаа
— коренной народ, основное население Новой Зеландии до
прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии по переписи 2013 около 600
тысяч человек, что составляет приблизительно 15 % населения страны.
Значительное число (около 155 тыс.) маори живут в Австралии и около 3,5 тыс.
вСША. Около 13 тысяч маори живут на островах Кука (государство в «свободной
ассоциации» с Новой Зеландией), где они также являются коренным народом и
составляют большую часть населения (87,7 %).
При встрече жители Египта прикасаются щеками друг к другу и
похлопывают по спине. Если мужчины давно не виделись и хорошо знакомы, при
встрече они могут обнять друг друга и поцеловать друг друга в обе щеки. Поцелуй
в щеку между мужчиной и женщиной при встрече абсолютно неприемлем.
1617