Исследовательская работа на тему "Правила этикета" Г.Остер

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 04.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель проекта - узнать, насколько ребята владеют правилами этикета. Одним словом, знаем ли мы этикет, попытался выяснить в своем исследовании, почему школьники не всегда культурно ведут себя. Для этого я провел анкетирование в классе, наблюдал за ребятами. План моего исследования состоит в следующем: Рассказать об истории этикета. Рассказать о разных видах этикета в классе. Составить основные правила поведения для школьников.
Иконка файла материала исследовательская работа.docx
Тема: Правила этикета. Григорий Остер  «Книга для непослушных детей и их родителей».               I.Введение   Тема     моей   исследовательской   работы   возникла   случайно.   Как­то   я прочитал книгу  Григория  Остера.  В своей   «Книге для непослушных детей и их родителей.   Послушным   детям   читать   запрещается!»   Г.Остер   нарочно   дает   нам неправильные   советы….  Недавно     ученые   открыли,   что     на   свете   бывают непослушные   дети,   которые   все     делают   наоборот.     Им   дают   полезный   совет: "Умывайтесь  по утрам" ­  они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" ­ они тут   же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно   давать   не полезные,   а вредные советы. Они все   сделают наоборот,  и получится как раз правильно. Если руки за обедом             Вы испачкали салатом             И стесняетесь о скатерть             Пальцы вытереть свои,             Опустите незаметно              Их под стол, и там спокойно             Вытирайте ваши руки              Об соседские штаны.             Если вас по телефону              Обозвали дураком              И не стали ждать ответа,              Бросив трубку на рычаг,              Наберите быстро номер              Из любых случайных цифр              И тому, кто снимет трубку,              Сообщите — сам дурак. Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе,  Ты оставь подарок дома —  Пригодится самому.  Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай.  Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. Выбирай куски помельче, Чтоб быстрее проглотить.  Не хватай салат руками —  Ложкой больше зачерпнешь.  3Если вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье —  Трудно будет вынимать. Цель   моего   проекта  ­  узнать,   насколько   ребята   владеют   правилами этикета.  Одним   словом,     знаем   ли   мы   этикет,    попытался   выяснить   в   своем исследовании, почему школьники не всегда культурно ведут себя. Для этого я провел  анкетирование в классе, наблюдал за ребятами. План моего исследования состоит в следующем:  Рассказать об истории этикета. Рассказать о разных видах этикета в классе. Составить основные правила поведения для школьников. Я   думаю,   что тема моей работы является актуальной.   С первых дней в школе   ребята   знакомятся   с   правилами   поведения   в   школе,   в   столовой,   на перемене. Однако не все школьники культурно ведут себя. Ребята   не   задумываются,   что   та   или   иная   ситуация   иногда   требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому я решил изучить хотя бы некоторые из них и познакомить с ними своих сверстников. В ходе исследования   я провел анкетирование учащихся     5­ых   классов нашей школы, где я   выяснил   уровень сформированности правил этикета. Объект исследования: учащиеся 5 классов. Предмет   исследования:    правила   речевых   приветствий,   поведения   в школе. Задачи: 1. Изучить историю этикета. 2. Рассмотреть  правила общения у различных народов. 3. Исследовать правила поведения школьников. Актуальность   этой   работы   определяется   недостаточной   изученностью поставленной   проблемы.   Нами   было   проведено   анкетирование,   интернет­опрос, которые убедили нас, что наша работа необходима и актуальна. Ожидаемый результат:  ­  изучены приветствия разных народов; ­ проанализированы  вежливые слова, фразы в русских и казахских языках; Гипотеза: Если мы изучим  правила этикета, то мы выявим, что ,используя в своей   повседневной   жизни   вежливые   слова,   мы   формируем   свой   характер,     в будущем нам легко будет общаться с окружающими нас людьми. Одним словом, мы становимся коммуникабельными и вежливыми, нам легко общаться с людьми. Новизна исследования: 4В   данной   работе   впервые   рассматриваются   вежливые   фразы,   слова   в сопоставительном аспекте.             Этапы исследования: 1. Выбор темы проекта. 2. Постановка цели и задач, гипотезы. 3. Определение методов исследований. 4. Планирование. 5. Сбор материала, работа с литературой, интернетом. 6. Обработка информации. 7. Сравнение результатов с гипотезой. 8. Выводы. 9. Оформление работы. Область практического применения:      Целесообразно   использовать   материалы   данного   научного   проекта   в процессе   преподавания   русского   языка   и   литературы   в   школе.   Результаты исследований   могут   быть   представлены   в   форме   сообщений,   докладов, презентаций на уроках, факультативных занятиях, внутришкольных конференциях, помещены в школьные стенгазеты. В данном случае учащиеся не только знакомят своих одноклассников с результатами проделанной научной работы (выполняют просветительскую функцию), но еще и стимулируют интерес других к научной деятельности.  Методы исследования: Теоретический (изучение имеющейся литературы по теме). Социологический метод ( интернет­опрос) Практическое применение  данной   работы   возможно   на   уроках литературного чтения   в школе, в кружках, во внеурочное время и на классном часе. Таким   образом,   из   данного   исследования   я   сделал   следующие выводы: культура, мораль, нравственность вырабатывались на протяжении многих веков. Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. С помощью слов можно рассказать решительно обо всем. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание.  Для начала я расскажу вам, что такое этикет и как он возник.  5II. Теоретическая часть. 2.1 История этикета. Из истории Франции, Египта, России. Если обратимся к словарю Ожегова, то слово «этикет» имеет следующее значение:  ЭТИКЕТ,  ­а,   м.  Установленный,  принятый   порядок   поведения,  форм обхождения. Дипломатический э. Речевой э. II прил. этикетный, ая, ­ое. Итак,   этикет   –   это   совокупность   правил   поведения,   которые   касаются внешнего проявления отношения к людям.  Этикет в стихах Что такое этикет –  Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить?  Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них дает ответ. Этот самый этикет. Нормы поведения существовали уже в Древнем Египте, Греции, Индии, во Франции. Слово «этикет» появилось во Франции при короле Людовике XIV (рис. 1).Этикет означал воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Средневековый рыцарь,  приветствуя, снимал шлем. Так он показывал, что он находится среди друзей. Позже дворяне снимали или приподнимали шляпу  и также хотели показать,  что они находятся среди друзей. Потом уже стали снимать шляпу перед вышестоящим лицом, а когда приветствовали равного,   то просто притрагивались   к     головному   убору.   Женщин   всегда   приветствовали,   снимая головной  убор.  6Даже   короли   Франции,   приветствовали   женщин,   дотрагиваясь   рукой   к шляпе. И так сохранился ритуал и в  XIX  веке.   И не менялся на протяжении многих столетий. Этикет   в   Египте.   С   давних   времен   философы,   писатели   давали многочисленные   рекомендации   относительно   поведения   человека   за   столом.   В Древнем Египте в III тысячелетии до н.э. был сборник добрых советов «Поучения Кочемни»,   в   котором   в   виде   рекомендации   отца   сыновьям   давались   правила приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда египтяне пользовались столовыми приборами, а также есть красиво, бесшумно. Этикет в России. В русский язык слово «этикет» вошло в начале XVII века. Первая книга по этикету называлась «Домострой».   В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. ПетрI , который много путешествовал по Европе, очень хотел перенять их обычаи, нравы.   При   Петре  I     в 1717 году вышла книга о хороших манерах «Юности честное   зерцало».   Она   была   адресована     молодежи   и   рассказывала   о   правилах поведения в обществе. Воспитанный дворянин должен быть вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим. Приветствие.  Уважая людей, нужно любить свой народ, и свой язык, и свою национальную культуру. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила трактуются по­разному.  К примеру, приветствие. Как люди приветствуются друг друга?  У каждого народа существует свои обычаи приветствовать друг друга, но люди встречаясь, одинаково  желают друг друга добра  и благополучия, хорошего дня или успехов в труде. Обычай рукопожатия имеет свою историю. Человек протягивал  невооруженную   ладонь   с   вытянутыми   пальцами   правой   руки   в   знак отсутствия враждебных намерений.   Сейчас эта традиция сохранилась и у нас. Люди подают при встрече друг другу руки. Англичане приветствуют знакомого вопросом «How do you do?» ­   (   означает   дословно   «   Как   ты   действуешь?»,   французы   приветствуют? «Comment ca va?» ­ означает( Как оно идет?), немцы приветствуют  – Wie gents? ( Как идется?) Итальянцев   не   интересуют   дела   знакомого,   при   встрече   он   воскликнет: «Come cta?» ­ «Как стоишь?», китаец поинтересуется: «Ел ли ты сегодня?», зулусы говорят: «Я тебя  увидел!»,  гренландцы просто  скажут: «  Хорошая погода!», а индейцы   оптимистично   воскликнут:   «Все   хорошо!».   Персы   посоветуют:   «Будь весел!»,   арабы   приветствуют:   «Мир   с   тобой!»,   а   евреи   –   «Мир   вам».   Самы распространенные приветствия у монголов: «Как ваш скот?» и «Как кочуете?». В 7Малайзии   спрашивают:   «Куда   ты   идешь?»   (   на   что   расплывчато   отвечают: «Погулять»). Знаменитый «Салам!» означает «Мир тебе!» ( как и «Шалом»). Индейцы из племени маори для приветствия должны прикоснуться друг другу   носами   (рис.5).   Жители   племени   масаи   в   Африке   перед   тем,   как приветствовать   друг   друга,   плюют   на   руки.   Эскимосы,   приветствуя   друга, легонько   стучат   ему   кулаком   по   голове   и   по   плечам.   Латиноамериканцы обнимаются. Вежливый разговор   по телефону. Услышав телефонный звонок, поспеши взять   трубку,  а  сказав   «алло»,   не   забудь   ответить   на   приветствие.    Если   тебя попросили пригласить к телефону кого­то из домашних, твоё любопытство – «кто это?»,   «а   зачем   она   вам?»   ­   будет   бесцеремонно.   А   вот   поинтересоваться,   не передать ли что­либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и   любезно   с   твоей   стороны.   Если   тебе   позвонили,   а   ты   занят,   то   скажи, извинившись, что перезвонишь. III.Исследовательская часть.  3.1 Анкетирование Уже в школе мы понимаем, что легче в обществе тому человеку, который обладает   культурой  общения.  И   это   не  случайно,  ведь   она   свидетельствует   об интеллекте и этике ученика, его воспитании. Многие   учащиеся   знают   правила   этикета.   Однако   не   все   дети используют в своей речи слова «спасибо», «благодарю», «простите», «извините». В школе существуют определенные правила, которые должны соблюдать все   школьники   и   учителя.   Поэтому   познакомимся   с   моим   исследованием, проведенным   в   школе­лицее   №9   среди   учащихся   5   –х   классов.     Цель:   узнать, воспитаны ли ученики нашей школы, обладают ли культурой поведения. Всего в анкетировании участвовало 57 учащихся. Были предложены следующие вопросы: Здороваешься ли ты с учителями? «Да» ­ 50 учащихся, что составило 88%, «иногда» ­7 учащихся (12%). Здороваешься ли ты с техперсоналом? «Да» ­ 10 (18%); «нет» ­ 9 (16%); иногда – 38 (14%). Благодаришь ли ты работников столовой? «Да» ­18(32%); «нет» ­ 8(14%); «иногда» ­ 31(54%). По утрам говоришь ли ты «доброе утро»? «Да» ­23(40%); «нет» ­13(23%); «иногда» ­ 21(37%). Здороваешься ли ты с одноклассниками? «Да» ­48(84%); «иногда» ­9 (16%). Какие слова используете для приветствия: «приветик» ­  9(16%); «здорово» ­ 29(51%); «здравствуйте» ­ 19(33%). Используешь ли ты в своей речи слова «спасибо, благодарю»  ­ «всегда» ­ 47 (82%); «иногда» ­ 10(18%). Используешь ли ты в своей речи слова «простите, извините»  ­ «всегда» ­ 53 (93%); «иногда» ­ 4(7%). 8Какие слова ты используешь. Если тебе нужно отказаться от чего­либо?  ­ «не буду» ­0, «»извините, не могу» ­ 0, «не хочу» ­ 57 (100%). Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся 5 классов соблюдают правила этикета, здороваются с учителями и одноклассниками, говорят друг другу вежливые  слова. Но  вместе  с тем, есть  и  отрицательные стороны: только 18% учащихся всегда здороваются с техперсоналом, только 32% учащихся благодарят работников   школьной столовой. И при отказе от какого­либо поручения 100% наших учащихся отвечают «не хочу». Все это приводит к размышлениям о том, что нам   надо   уважать   труд   техперсонала   и   работников   школьной   столовой.   Мы должны научиться относиться к ним доброжелательно, ведь от их труда зависит наш комфорт  в школе. Они нам создают атмосферу чистоты, порядка и вкусного обеда. 3.2 Рекомендации Хотелось бы дать несколько рекомендаций, как вести себя в школе. В школу приходить лучше за 10­15 минут до начала зарядки. На время уроков обязательно выключай звук на мобильном телефоне. Соблюдай чистоту и порядок на своей парте. На перемене надо отдыхать. Не кричи, не принимай участия в потасовках. Лучше наберись сил перед следующим уроком. В школьной столовой соблюдай очередь. Посуду после еды убирай за собой и благодари работников столовой. Наверняка вам трудно запомнить все эти правила.  Как их запомнить?  Когда эти правила вы соблюдаете каждый день, то любой полезный навык становится привычкой. IV. Заключение Итак, в ходе работы над научным проектом пришли к выводу, что тема актуальна. В  своем   исследовании   выявили,  почему   школьники   не  всегда   культурно ведут себя. Для этого было проведено  анкетирование в 5 классе. Изучая историю этикета   других   стран   выявили,   что   этикет   означает   воспитанность,   хорошие манеры, умение вести себя в обществе. В каждой стране своя культура поведения, во многих странах существовали рекомендации, выпускались специальные книги о правилах этикета. Нами были проведены исследования над культурным поведением учащихся нашей школы. В эксперименте участвовали учащиеся 5 классов. В своей работе сделали   следующие    выводы:   учащиеся   5  классов  соблюдают   правила   этикета, здороваются с учителями и одноклассниками, говорят друг другу вежливые слова. Но вместе с тем, есть и отрицательные стороны: только 18% учащихся всегда здороваются   с   техперсоналом,   только   32%   учащихся   благодарят   работников школьной столовой. И при отказе от какого­либо поручения 100% наших учащихся 9отвечают   «не   хочу».   Все   это   приводит   к   размышлениям   о   том,   что   нам   надо уважать   труд   техперсонала   и   работников   школьной   столовой.   Мы   должны научиться   относиться   к   ним   доброжелательно,   ведь   от   их   труда   зависит   наш комфорт     в   школе.   Они   нам   создают   атмосферу   чистоты,  порядка   и   вкусного обеда.   В   своей   работе,   с   целью   улучшить   культурное   поведение   учащихся, разработали и  дали несколько рекомендаций о поведении учащихся в школе. Приложение Рисунок 1. Король Франции Людовик X IV.                   Рис.2 Обычай рукопожатия в Египте.                                 10Рис.3 Приветствие буддистов.                                                  Рис.4 Приветствие индейцев.                            Рис.5   Приветствие индейцев из племени маори.                Рис.6 разговор по телефону.                           АНКЕТИРОВАНИЕ Здороваешься ли ты с учителями? «Да» ­ 50 учащихся, что составило 88%, «иногда» ­7 учащихся (12%). 12% 50 88% 7 11Здороваешься ли ты с техперсоналом? «Да» ­ 10 (18%); «нет» ­ 9 (16%); иногда – 38 (14%). 29% 38% 33% 10 9 38 Благодаришь ли ты работников столовой? «Да» ­18(32%); «нет» ­ 8(14%);  «иногда» ­ 31(54%). 43% 40% 18% 18 8 31 По утрам говоришь ли ты «доброе утро»? «Да» ­23(40%); «нет» ­13(23%);  «иногда» ­ 21(37%). 1237% 40% 23% 23 13 21 Здороваешься ли ты с одноклассниками? «Да» ­48(84%); «иногда» ­9 (16%). 16% 84% 48 9 Какие слова используете для приветствия: «приветик» ­  9(16%); «здорово» ­ 29(51%); «здравствуйте» ­ 19(33%). 16% 33% 51% 9 29 19 Используешь ли ты в своей речи слова «спасибо, благодарю»  ­ «всегда» ­ 47 (82%); «иногда» ­ 10(18%). 1318% 82% 47 10 Используешь ли ты в своей речи слова «простите, извините»  ­ «всегда» ­ 53 (93%); «иногда» ­ 4(7%). 3% 97% 53 4 Какие слова ты используешь. Если тебе нужно отказаться от чего­либо?  ­ «не буду» ­0, «»извините, не могу» ­ 0, «не хочу» ­ 57 (100%). 0 0 57 100% 14Список литературы  1. Г.Остер.  «Книга для непослушных детей и их родителей. Послушным  детям читать запрещается!». Издательство "РОСМЭН" (1995 г.) 2. Сайт www.knigge.ru 3. Сайт  http://www.km.ru 4. Соловьева. Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы:  Учитель.­2003.­№6.­ с.60. 15Глосс рийаа Прив тствие еа  — жест, слово, словосочетание, письменное послание   (и   их совмещение) или иной ритуал для вступления в контакт человека (группы людей) с другим человеком (с группой людей). Приветствием   демонстрируется   отношение   к   тому   человеку,   кого Будд змиа приветствуют. Формы приветствия зависят от культуры, времени и моды.  (санскр. बबबबब  बबबब, buddha   dharma IAST; пали बबबबब बबबब, buddha   佛 教 fójiào) — религиозно­ dhamma, «Учение   Просветлённого»[1];   кит. философское учение   (дхарма)   о   духовном   пробуждении   (бодхи),   возникшее около VI   Основателем   учения считается Сиддхартха   Гаутама,   впоследствии   получивший   имя   Будда Шакьямуни[2].   до н. э. в Древней   Индии. века   Инд йцыеа  —   общее   название коренного   населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов).   Название   возникло   от   ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца   XV   века,   считавших   открытые   ими   заатлантические   земли Индией.   По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. Общая приблизительная численность индейцев в Америке — свыше 30 млн чел. (оценка на середину   1960­х   гг.).   По   данным   на   начало   XXI   века,   их   общая   численность превышает 60 млн чел., а с учётом так называемых детрибализованных индейцев (утративших племенную принадлежность) — около 75 млн чел. Ныне существует около 1 тысячи индейских народов, а в конце XV века было около 2200. Доброе утро приветствие в утреннее время М ориаа  —   коренной   народ,   основное   население Новой   Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии по переписи 2013 около 600 тысяч   человек,   что   составляет   приблизительно   15 %   населения   страны. Значительное число (около 155 тыс.) маори живут в Австралии и около 3,5 тыс. вСША. Около 13 тысяч маори живут на островах Кука (государство в «свободной ассоциации» с Новой Зеландией), где они также являются коренным народом и составляют большую часть населения (87,7 %). При   встрече жители  Египта прикасаются   щеками   друг   к   другу   и похлопывают по спине. Если мужчины давно не виделись и хорошо знакомы, при встрече они могут обнять друг друга и поцеловать друг друга в обе щеки. Поцелуй в щеку между мужчиной и женщиной при встрече абсолютно неприемлем. 1617