Исследовательская работа на тему "Речевой этикет современной молодёжи"
Оценка 4.6

Исследовательская работа на тему "Речевой этикет современной молодёжи"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
rtf
русский язык
Взрослым
08.07.2018
Исследовательская работа на тему "Речевой этикет современной молодёжи"
В последнее время всё актуальней становится проблема сохранения родной речи, а также активного и уместного использования речевых этикетных формул. Данная исследовательская работа была проведена с целью выявления уровня владения нормами речевого этикета студентами СПО. Для решения данной цели был изучен теоретический материал по данному вопросу и проведено анкетирование студентов.
Исследовательская работа Речевой этивет современной молодёжи.rtf

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Вышневолоцкий медицинский колледж»

 

 

 

 

Исследовательская работа

Речевой этикет современной молодежи

 

 

 

 

Автор: Жидкова Диана Сергеевна

Группа: № 25

Специальность/профессия: Сестринское дело

Руководитель работы: Ефимова Ирина Валентиновна

Должность, место работы: преподаватель ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Вышний Волочёк

2018 г.

Содержание

 

Введение                                                                                                              3

1. Из истории речевого этикета                                                                           6

2. Формулы речевого этикета                                                                              8

3. Речевой этикет в интернете                                                                             13

4. Нецензурная лексика в молодежной среде

4.1. История возникновения                                                                      15

4.2. Почему ругаются матом: распространённые причины                       17

5. Сленг в молодежной среде                                                                              18

5.1. Что оказывает влияние на молодёжный жаргон?                               20

6. Анкетирование студентов колледжа                                                               22

Заключение                                                                                                           25

Список использованных источников                                                                  28

Приложения                                                                                                        29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек социален по своей природе, он не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.п. Каналом связи с другими людьми является общение. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении - речь. Речь человека - это его визитная карточка. По речи можно судить об уровне образования и интеллектуальном развитии человека, об уровне мышления и его социальной принадлежности, о его эмоциональном состоянии, психическом и физическом здоровье.

В процессе воспитания и социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно. Личностные качества и мировоззренческие ориентиры человека формируются не только при изучении социально-гуманитарных дисциплин, но и под воздействием читаемой им литературы, Интернета, телевидения, семьи, друзей и т.д.

Речевой этикет во многом способствует культуре общения. К сожалению, русская речевая  культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Выражение «как живем, так и выражаемся» - только половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и живем» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе. Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема сохранения и активного использования речевых этикетных формул. Занимаясь историей русской речевой культуры, мы задались вопросом: владеют ли студенты нашего колледжа нормами русского речевого этикета?

Цель: выявить уровень владения нормами речевого этикета студентами ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж».

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2. Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете.

3. Провести наблюдение о применении речевого этикета одногруппниками и студентами ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж»

4. Провести анкетирование среди студентов колледжа.

5. Проанализировать результаты анкетирования и выводы разместить в диаграммах.

6. Сделать выводы по теме исследования.

7. Разработать системы мер по предупреждению проблем речевого этикета студентов ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж».

Объектом исследования является коллектив студентов ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж».

Предмет исследования: речь студентов, уровень владения этикетными формулами.

Методы исследования:

1. Теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования);

2. Эмпирические (наблюдение, анкетирование).

Гипотеза: владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры студента – неразрывно связан с качеством обученности по предметам гуманитарного цикла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Из истории речевого этикета

 

Александр Сергеевич Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида: «Из уст безвластных и вельможных уст одна и та же речь звучит различно». Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.

Но прежде чем говорить о речевом этикете, необходимо рассмотреть, что означает такое понятие, как «этикет». Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер.

Этикетное значение имеют мимика и жесты, движения и одежда – все это когда-то называлось хорошими манерами, умением держать себя в обществе[1]. Но во все века и времена человек с «хорошими манерами» производит в обществе более благоприятное впечатление, потому что все люди очень чувствительны к этикетным знакам внимания. Представьте себе, если кто-то, с кем вы едва знакомы, вдруг перестал с вами здороваться: проходит мимо, даже не кивнул головой в ответ. Вам, вероятно, станет как-то не по себе, а возможно, вы даже захотите выяснить, в чем дело, уж не обидели ли вы этого человека.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение[2]. Это может быть юбилей учебного заведения, выпускной вечер, посвящение в профессию, презентация, научная конференция, совещание, просто общение с товарищами и коллегами и др. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, В. Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета: В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно»... Или, например, в Америке в особенности взаимоотношений входит требование корректности, уважительности, а главное — обязательности, безусловного исполнение принятого этикета: В американских школах есть такой предмет — «Public relationship»,«построение взаимоотношений». Даже дети знают основы взаимоотношений. Например, приходят гости на день рождения, и хозяин или хозяйка праздника  потом должны каждому написать открытку: «Спасибо, что ты пришел. Твой подарок был самый лучший».

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

2. Формулы речевого этикета

 

Мы решили остановиться на самых распространенных в условиях колледжа формулах речевого этикета: формулах приветствия, прощания, благодарности.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые в ходе разговора и в зависимости от того, С КЕМ, КОГДА, ГДЕ и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ вы общаетесь[3].

Одни из самых употребительных формул вежливости - формулы приветствия. Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим своё знакомство и выражаем желание продолжать его. К приветствию часто добавляют кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй или объятие (невербальное приветствие). Нас беспокоит, когда хороший знакомый, проходя мимо, только слегка кивает головой или вовсе не замечает нас. Ведь перестать здороваться - означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство! И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное к нему отношение и намерение вступить в контакт.

Этические нормы четко регламентируют очередность приветствия: младший первым приветствует старшего, мужчина – женщину, молодая девушка – взрослого мужчину.

Формулы приветствия в речевом этикете

Формула приветствия

Пример

Пожелание здоровья

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

Эмоциональные пожелания

Очень рад!

Уважительная форма

Моё почтение!

Специфическая форма

Здравия желаю!

Молодежный сленг

Хай! Хелло!

Уменьшительные формулы

Салютик! Приветик!

 

В русском языке основное универсальное приветствие — «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Глагол «здравствовать» в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср.: здороваться), о чем свидетельствует текст «Онежской былины»: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею». Следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья.

Из богатого в прошлом набора специальных формул сохранились немногие. Устойчивее других оказались приветствия утренние, дневные, вечерние: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», которые широко используются в современной русской речи наряду с «Здравствуйте!». В сравнении с формулами «Здравствуй!», «Здравствуйте!» у них есть даже некоторое преимущество. В приветствиях «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Доброе утро!» не содержится обращения на «Ты» или на «Вы» поэтому мы охотно прибегаем к ним, когда сомневаемся, как следует обращаться к данному человеку. Не решаясь выбрать «Здравствуй!» или «Здравствуйте», мы предпочитаем менее определённые, но как раз этим - то и удобные формулы типа «Добрый день!».[4]

Наверное, каждому из нас приходилось слышать и такие приветствия, как «Салютик!», «Приветик!». Они встречаются лишь в речи молодёжи и выражают в ней отношения полной непринуждённости, равенства, фамильярности. Однако будем помнить, что эти приветствия нелитературные. Они придают речи жаргонный характер и даже среди молодых людей возможны у хорошо знакомых людей.

Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения.

Формулы прощания

Формула прощания

Пример

Самая распространенная

До свидания!

Прощание на неопределенный срок

Прощайте! Мне пора!

Прощание-пожелание

Всего хорошего! Всего доброго!

Пожелание здоровья

Будьте здоровы! Бывайте здоровы!

Просторечные формулы

Счастливо!, Пока!, Всего!, Салют!

Устаревшие формулы

Честь имею откланяться!

Разрешите попрощаться!

Само по себе прощание привычное, автоматическое речевое действие. Для одних ситуаций мы применяем одни формы, для других другие. Следовательно, в разных ситуациях, с разными собеседниками у нас разные формы прощания.

Известно, что формулы прощания произносят при окончании беседы. Эта формула и означает, что разговор окончен. Много ли прощаний в русском языке?

Самое распространенное прощание – До свидания! Свидание в скором будущем состоится, мы расстаемся до новой встречи. «До» есть во многих прощаний. Например: До скорого свидания! До встречи в кинотеатре! До лета!… Много в русских прощаний таких уточнений.

Но в формуле прощаний, есть другие способы. Например: Прощайте! Мне пора! То есть мы прощаемся на неопределенный срок. У нас в русском языке есть и такие формулы прощания-пожелания: Всего хорошего! Всего доброго! Такие формулы используются либо самостоятельно, либо соединяются с другими словами.

А вот такие формулы прощания выходят из обихода:  Счастливо!, Пока!, Всего!, Салют! А такие совсем вышли из моды: Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!

Формулы благодарности

Исполать - «многия лета», «помоги бог»

Спасибо - «спаси бог»

Благодарю - «приношу благодарение»

Пожалуйста – пожалуй-ста,

«пожалую» – «отблагодарю», «дарю, потому что люблю»

«пожалуй» - «подари, если любишь

 

Слова благодарности почти во всех языках пришли в разговорную речь из языка торжественного ритуала. Постепенно «спускались они с небес», становясь обычными формулами выражения признательности, и постепенно утрачивали особенности книжных слов. Поэтому и русские формы по происхождению своему таковы же: «исполать», «спасибо», «благодарю». 

«Исполать» в значении «спасибо» известно с 16 века. Это искаженное в русском произношении греческое сочетание слов «многия лета», «помоги бог», т. е. «спасибо». (Так былинное «исполать тебе, добрый молодец!» оказывается вовсе не русским по происхождению словом). 

Окончательно укоренилось «спасибо», включив в себя все коренные смыслы сопутствующих ему некогда слов. «Спасибо» – сказанное с достоинством и значительно. По происхождению своему «спасибо»…: спаси бог!…

«Благодарю» – от русского «благодарствую», т. е. « приношу благодарение». Устаревшее слово «благодарствую» мы чаще встречаем в художественной литературе, редко - в речи людей старшего поколения.

«Пожалуйста» образовано от слова «пожалуй» с помощью усиливающей частицы «-ста». (ср. слово стать и устаревшие ныне спасибоста, здоровоста ). Исходное «пожалуй» появилось, очевидно, из «пожалую» - «отблагодарю», формы 1 лица ед. ч. от «пожаловать».Очевидно, что «пожалую» и более позднее «пожалуйста» означали «дарю, потому что люблю».   Конечно, частица «пожалуйста» далеко не всегда употребляется в качестве ответа на благодарность, и в таком случае «пожалуй» в его корне – глагол повелительного наклонения, то есть подразумевает «подари, если любишь».

Получается, формулы речевого этикета в русском языке разнообразны. Само по себе эти формулы привычные, автоматические речевое действия. Для одних ситуаций мы применяем одни формы, для других другие. Следовательно, в разных ситуациях, с разными собеседниками у нас разные формы общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Речевой этикет в интернете

 

В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые, в частности, представлены использованием глобальной компьютерной сети - Интернет (Internet).

Это в первую очередь связано с тем, что человечество за последнее столетие совершило огромный скачок в развитии науки и техники, что открыло новые просторы для деятельности человека. Так, возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, а впоследствии массовое распространение персональных компьютеров открыли новый вид взаимодействия «человек-компьютер», а развитие сети Интернет к взаимодействию «человек-компьютер» добавило возможность коммуникации «человек-компьютер-человек». Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. Интернет превращается в полноценный источник всевозможной полезной информации, а также становится основной формой виртуального общения[5].

В настоящее время интернет-дискурс изучается с разных сторон: исследуется специфика языковых средств электронной коммуникации, информационное пространство рассматривается в аспекте речежанровой дифференциации, изучается взаимосвязь и взаимовлияние языка и общества, языка и культуры. В последнее время в поле зрения лингвистов всё чаще попадает и этический аспект электронной коммуникации.

Наряду с традиционными конструкциями приветствия типа «привет» и «здравствуй» («здравствуйте») широко распространены и специфические, представляющие собой усечённые или графически изменённые стандартные формулы вежливости: прив; прива; дарова; здарофф; приветик.

Графическое изменение претерпели и этикетные формулы благодарности. Желание сэкономить время написания сообщения приводит к оригинальным решениям - возникновению акронимов и слоговых сокращений, смешению букв и цифр: - спс! - нз4 (ср.: СПС -спасибо, нз4  - не за что); - спокой ночи;  - СН -спс;  -  споки (ср.: СН, споки  - спокойной ночи); - спс  -  пжл; - Ссылочку кинь) // Плиз (ср.: пжл, плиз  -  пожалуйста). Последний пример иллюстрирует не только стремление к быстроте набора, но и особую прагматику включения английских слов в русскую речь. Так, английское «please» придаёт высказыванию умоляюще-ироничный оттенок.[6]

Вежливое, уважительное отношение к собеседнику, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными средствами: жестами, мимикой, позой, интонацией. Для этого в интернет-общении активно используются так называемые эмотиконы (смайлы), позволяющие выразить собственное отношение говорящего к сказанному. Чтобы выразить симпатию к собеседнику или показать, что общение с ним приятно, используется стандартный набор смайлов.

Итак, в интернет-коммуникации как относительно новой сфере виртуального общения, обладающей специфическими чертами, правила речевого поведения, в том числе и этикетного, находятся в процессе формирования. Мы можем говорить о трансформации традиционных этикетных средств и появлении нового интернет-этикета, который характеризуется свободой самовыражения, стремлением к речетворчеству, уменьшением количества коммуникативных барьеров. В заключение отметим, что, на наш взгляд, некорректно говорить об отсутствии этикетных норм в Интернете, скорее всего мы являемся свидетелями становления новых форм вежливости.

4. Нецензурная лексика в молодежной среде

 

4.1. История возникновения

 

«Плохие» слова не появились на пустом месте. То, что сейчас называется «ненормативной» лексикой, в древности было непременным атрибутом языческих обрядов, направленных на улучшение погоды, на задабривание духов плодородия, и при этом абсолютно не вызывало у людей отрицательных эмоций. Доказательством тому могут служить сохранившиеся название сел, озер и рек с явно неприличным звучанием. Религиозные деятели обсценную лексику не одобряли и со временем перевели ее в разряд «непристойной». Ругательства использовали все слои общества. Даже в переписке люди не стеснялись в выражениях. Но запретили использовать «матерные» слова только в 18 столетии, объявив их «непечатными», то бишь нецензурными.

Основных матерных слов три и обозначают они половой акт, мужские и женские гениталии, все остальные являются производными этих трех слов. Но ведь в других языках эти органы и действия тоже имеют свои названия, которые почему-то не стали ругательными словами? Чтобы понять причину появления матерных слов на русской земле, исследователи заглянули в глубь веков и предложили свой вариант ответа. Они считают, что на огромной территории между Гималаями и Междуречьем, на бескрайних просторах жили немногочисленные племена пращуров индоевропейцев, которые должны были размножаться, чтобы расширить свой ареал обитания, поэтому огромное значение придавалось детородной функции. А слова, связанные с детородными органами и функциями, считались магическими. Их запрещали произносить «всуе», чтобы не сглазить, не навести порчу. Нарушали табу колдуны, за ними неприкасаемые и рабы, которым закон был не писан. Постепенно появилась привычка выражаться матом от полноты чувств или просто для связки слов. Основные слова стали обрастать множеством производных. Не так давно, всего-то тысячу лет назад, в число ругательных вошло слово, обозначающее женщину легкого поведения «бл*ть». Происходит оно от слова «блевать», то есть «исторгать мерзость». Но самым главным матерным словом по праву считается то самое слово из трех букв, которое встречается на стенах и на заборах всего цивилизованного мира. Его в качестве примера и разберём. Когда же появилось это трехбуквенное слово? Одно скажу точно, что явно не в татаро-монгольские времена. В тюркском наречии татаро-монгольских языков этот «предмет» обозначается словом «кутах». Кстати, многие сейчас носят фамилию, происходящую от этого слова и ничуть не считают ее неблагозвучной: «Кутахов». А как же называли детородный орган в стародавние времена? Многие славянские племена его обозначали словом «уд», от которого, кстати говоря, происходит вполне приличная и цензурная «удочка». Но всё-таки у большинства племён детородный орган назывался не иначе, как «х*й». Однако это трёхбуквенное слово примерно в XVI веке заменилось на также трёхбуквенный более литературный аналог - «хер».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Почему ругаются матом: распространённые причины

 

Есть несколько наиболее известных причин, по которым люди выбирают для общения именно нецензурные слова.

Взросление. Зачастую подростки матерятся, желая самоутвердиться, проявить таким образом своё «мнение», бросить вызов обществу. Им кажется, что они действуют смело. Однако подобное поведение как раз является признаком слабости, плохо скрываемой неуверенности в себе. Важно донести это до молодого человека, чтобы он смог взглянуть на себя со стороны, отучиться от дурной привычки.

Сброс нервного напряжения, излишней агрессии. Многие люди прибегают к жёстким выражениям в конфликте, когда не хотят переводить его в драку. Напряжение снимается. В таких случаях можно посоветовать заняться физическими тренировками. Обучившись единоборствам, регулярно проводя время в спортзале, человек не только сумеет избавиться от негатива, но и приучит себя к дисциплине. Заниматься желательно с тренером, по жёсткому графику.

Стиль жизни. Распространено и ещё одно явление: люди не ругаются матом, а разговаривают с его помощью. Они настолько привыкли к этим словам, что вставляют их в обычную речь, не испытывая при этом особенных эмоций. Просто «для связки слов». Если вы относитесь как раз к таким людям, для вас самое важное – постараться посмотреть на себя со стороны. Обратите внимание, как вы будете выглядеть в обществе, где не принято так вести себя. Замечено, что чаще всего матерятся личности с неуравновешенной психикой, преступники. Безусловно, входить в эту разноликую группу – не для вас. Приложите небольшое усилие, и вы непременно избавитесь от неприятной для вас и окружающих привычки ругаться матом.

 

5. Сленг в молодежной среде

 

Молодежный жаргон — это словотворчество, а не коверкание языка. Хотя слова зачастую грубы и им придается смысл, противоположный первоначальному значению, они весьма важны для общения в подростковой среде. Это подтверждается и тем, что жаргон видоизменяется со временем, но не исчезает совершенно.[7]

Молодые люди стремятся к краткости, так как именно в этот период жизни стараются все делать быстрее, а значит, и говорить быстро.

Слова часто передают переживания, которые не известны и не понятны взрослым, но естественны в среде подростков. Потому что часто непереводимы.

Отмечают три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.

20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодежи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.

50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».

70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

В настоящее время на развитие молодежного сленга большое влияние оказывает компьютеризация (передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью).

Молодежный жаргон подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. Он – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутреннее устремление молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1. Что оказывает влияние на молодёжный жаргон?

 

1. Развитие компьютерных технологий.

Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонных слов. Вот некоторые из них:

Вирусняк – компьютерный вирус, нэт - Интернет, мыло – e-mail, геймер - игрок.

2. Современная музыкальная культура.

Одно из увлечений молодёжи – музыка. Она является частью жизни молодых людей. Молодёжный сленг, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей.Среди молодёжи сейчас более популярна зарубежная музыка, а русские исполнители и композиции порой воспринимаются недоверчиво и с презрением.

3. Иностранные языки.

Английский язык в молодёжных кругах считается самым «модным» и самым перспективным для изучения. Многие молодые люди знакомы с ним. Поэтому большая часть молодёжного жаргона – это слова, которые заимствованы с английского языка, но так и не переведены на русский язык. Интересно следующее: эти выражения понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык, настолько жаргонные слова влились в современную речь.

4. Уголовная лексика

Некоторым молодым людям кажется, что использование такой лексики в речи делает их «крутыми», авторитетными и возвышает над всеми окружающими.

5. Арготизмы, связанные с наркотиками, алкоголем

Они, в основном, подразделяются на слова, являющиеся наименованием наркомана, на наименования наркотиков и на слова, обозначающие действия, связанные с наркотиками.

Большинство новых сленговых слов возникает и эволюционирует вполне естественным образом из конкретных ситуаций. Так, появление новых предметов, вещей, объектов, идей или событий сопровождается появлением новых слов для их объяснения и описания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Анкетирование студентов колледжа

 

Нами была разработана анкета для опроса (Приложение 1) студентов 1 и 2 курсов ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж» с целью получения информации относительно их знаний о речевом этикете.

В анкетировании приняли участие 56 студентов, средний возраст которых составил 16-18 лет. Результаты анкетирования отражены в диаграммах (см. Приложения).

1) Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

а) да – 51 человек (91%)

б) нет – 5 человек (9%)

2) Какие формулы речевого этикета Вы знаете?

а) никаких – 1 человек (1%)

б) приветствие – 47 человек (22%)

в) просьба – 34 человека (16%)

г) прощание – 46 человек (21%)

д) поздравление – 41 человек (19%)

е) благодарность – 43 человека (20%)

е) другой вариант – 1 человек (1%) Извините, простите

3) Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?

а) да – 51 человек (91%)

б) нет – 4 человека (9%)

4) Почему вы считаете проблему речевого этикета актуальной?

а) молодежь не знает правил общения- 32 человека (40%)

б) нужно правильно говорить – 10 человек (14%)

в) в русском языке много бранных и матерных слов – 8 человек (10%)

г) люди не умеют себя правильно вести в различных общественных местах – 29 человек (36%)

5) Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

а) да – 45 человек (80%)

б) нет -10 человек (20%)

6) Какой формы приветствия Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в сети Интернет?

а) «Здравствуй(те)» - 8 человек (11%)

б) «Хеллоу» - 1 человек (1%)

в) «Привет»- 51 человек (71%)

г) «Здарова» - 5 человек (8%)

д) «Смайлик» - 4 человека (7%)

е) Другой вариант – 2 человека (2%) Доброе утро!, Добрый день!, Добрый вечер!

7) Если Вы даете положительный ответ на вопрос сверстника в сети Интернет, какой лексической формы Вы будете придерживаться?

а) Смайлик – 8 человек (11%)

б) «Да»- 40 человек (57%)

в) «Ок» - 19 человек (27%)

г) Другой вариант – 3 человека (5%) Хорошо

8) Какой формы прощания Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в сети Интернет?

а) Смайлик – 9 человек (13%)

б) «Пока» - 48 человек (72%)

в) «Пок» - 1 человек (1%)

г) «До свидания» - 7 человек (11%)

д) Другой вариант - 2 человека (3%) Игнорируют прощание, как обязательную форму речевого этикета.

 

9) Используете ли Вы нецензурную лексику?

а) да – 37 человек (66%)

б) нет – 19 человек (34%)

10) Как часто Вы используете нецензурную лексику?

а) часто – 10 человек (19%)

б) редко - 25 человек (48%)

в) иногда – 17 человек (33%)

11) Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

а) да - 40 человек (71%)

б) нет – 16 человек (29%)

12) Как часто Вы употребляете сленговые слова?

а) часто – 6 человек (13%)

б) редко- 25 человек (47%)

в) иногда – 19 человек (40%)

13) Считаете ли вы, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык?

а) да – 41 человек (74%)

б) нет – 15 человек (26%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Работа меня увлекла. В результате проведенного анкетирования и наблюдений за сверстниками, я пришла к выводу, что большинству студентов знакомо понятие речевого этикета. Респондентами были выделены основные формулы речевого этикета: приветствие, прощание, благодарность, поздравление и просьба. Большинство студентов считают проблему речевого этикета актуальной, поскольку молодежь не знает правил общения и не умеет себя вести в различных общественных местах. Признавая эти проблемы, опрошенные студенты выказали готовность к тому, чтобы контролировать процесс общения, как по телефону, так и в сети Интернет. Чаще всего в общении со сверстниками в сети Интернет молодые люди придерживаются неформальной формы приветствия «Привет», которая указывает на то, что собеседники находятся в дружеских или приятельских отношениях. Более половины опрошенных, давая положительный ответ на вопрос сверстников в сети Интернет, придерживаются привычной формы согласия «Да», но имеют место и случаи, когда активно употребляют заимствованную англоязычную форму «Ок». Интересен тот факт, что при выборе формул письменного этикета (приветствия и прощания), молодежь стала отдавать предпочтение смайлику, объясняя это нежеланием изнурять себя длительным набором букв, если сочетание смайликов может выполнить ту же функцию, да еще и выглядит веселее. Но в этом есть огромный минус. Люди перестают думать, излагать мысли, грамотно писать. По этим дивным "колобкам" иногда сложно уловить истинное настроение собеседника. Люди забывают русские слова.

Современное поколение все чаще в целях избегания повседневной банальности употребления слов литературного языка, в стремлении к большей экспрессивности речи, использует сленгизмы для обозначения новых реалий, предметов, явлений.

Чтобы сохранить богатство русской речи, нам необходимо внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладеть языковый культурой. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Ведь от нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника, а значит и на конечный результат общения.

Исходя из вышесказанного, я хотела бы предложить следующие советы для повышения речевой культуры:

• Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

• Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.

• Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.

• Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

• Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны.

• Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи.

• Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Старайтесь всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Помните, когда Вы не отвечаете на слова собеседника, Вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет.

• Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

• Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

• Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться при составлении учебного плана, в который будут включены факультативные и элективные занятия по речевому этикету, задачами которых является пропаганда грамотной русской речи, сохранение лексического богатства русского языка, повышения интереса к изучению русского языка и литературы

Я бы хотела, чтобы моё поколение было культурным и грамотным. Ведь мы будущее лицо нашей Великой страны!

 

 

Список использованных источников

 

Литература

1. Актуальные проблемы культуры речи. - М., 1970.

2. Виноградова Ю.В. Секреты этикета. На молодежной тусовке. М: Современная школа, 2008. – 176 с.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин - М: Высшая школа, 1988.

4. Голошубина О. К. Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере речевого жанра «разговор в мессенджере») // Молодой ученый – 2014. - №8. – С. 944-947.

5. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова.- 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. - 368 с.

6. Культура русской речи. Учебное пособие / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

7. Русский язык и культура речи. Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских учебных заведений / Под ред. А.Н. Краснова. – М., 2000.

8. Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века / Под ред. О.Б. Сиротининой. – М., 2000.

 

Интернет-сайты

http://www.i-u.ru

http://www.nasha-molodezh.ru

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/51725/

https://videouroki.net/razrabotki/nenormirovannaya-leksika-molodezhnyy-sleng-kak-byt.html

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Анкета

Уважаемые студенты!

Анкета проводится с целью получения информации относительно Ваших знаний о речевомэтикете.

Просим Вас серьёзно и внимательно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы! Анкета проводится анонимно.

Инструкция: Отвечая на вопросы анкеты, поставьте галочку напротив выбранного варианта ответа. В некоторых вопросах можно выбрать несколько вариантов ответа.

 

Ваш возраст______; Ваш пол: жен.; муж.

 

1) Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

а)да;

б)нет

2) Какие формулы речевого этикета Вы знаете?

а) никаких;

б) приветствие;

в) просьба;

г) прощание;

д) поздравление;

е) благодарность;

е) другой вариант ________________________________________

3) Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?

а) да;

б) нет

4) Почему вы считаете проблему речевого этикета актуальной?

а) молодежь не знает правил общения;

б) нужно правильно говорить;

в) в русском языке много бранных и матерных слов;

г) люди не умеют себя правильно вести в различных общественных местах.

5) Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?   

а) да;

б) нет

6) Какой формы приветствия Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в сети Интернет?

а) «Здравствуй(те)»;

б) «Хеллоу»;

в) «Привет»;

г) «Здарова»;

д) «Смайлик»

е) Другой вариант ________________________________

7) Если Вы даете положительный ответ на вопрос сверстника в сети Интернет, какой лексической формы Вы будете придерживаться?

а) Смайлик;

б) «Да»;

в) «Ок»;

г) Другой вариант _______________________

8) Какой формы прощания Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в сети Интернет?

а) Смайлик;

б) «Пока»;

в) «Пок»;

г) «До свидания»;

д) Другой вариант _______________________

9) Используете ли Вы нецензурную лексику?

а) да;

б) нет

10) Как часто Вы используете нецензурную лексику?

а) часто;

б) редко;

в) иногда

11) Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

а) да;

б) нет

12) Как часто Вы употребляете сленговые слова?

а) часто;

б) редко;

в) иногда

13) Считаете ли вы, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык?

а) да;

б) нет

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

 

 

Приложение 3.

Какие формулы речевого этикета Вы знаете?

 

 

Приложение 4.

Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?

Приложение 5.

Почему вы считаете проблему речевого этикета актуальной?

 

 

Приложение 6.

Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

 

 

Приложение 7.

Какой формы приветствия Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в сети Интернет?

 

Приложение 8.

Если Вы даете положительный ответ на вопрос сверстника в сети Интернет, какой лексической формы Вы будете придерживаться?

 

 

Приложение 9.

Какой формы прощания Вы придерживаетесь в общении со своими сверстниками в сети Интернет?

 

 

Приложение 10.

Используете ли Вы нецензурную лексику?

 

 

Приложение 11.

Как часто Вы используете нецензурную лексику?

 

 

 

Приложение 12.

Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

 

 

Приложение 13.

Как часто Вы употребляете сленговые слова?

 

 

Приложение 14.

Считаете ли вы, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык?

 

 

 



[1] Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. - 3-е изд. М.: ФОРУМ, - С. 24.

[2] Русский язык и культура речи. Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских учебных заведений / Под ред. А.Н. Краснова. – М., 2000. – С. 15.

[3] Сиротинина О.Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века / Под ред. О.Б. Сиротининой.- М., 2000

[4] Культура русской речи. Учебное пособие, Под ред.  Л.К. Граудиной и Е. Н. Ширяева – М.: Издательство НОРМА,2000

[5] Голошубина О.К. Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере речевого жанра «разговор в мессенджере») // Молодой ученый.- 2014.-№ 8.-С. 944-945

[6] http://www.nasha-molodezh.ru

[7] http://www.i-u.ru/

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вышневолоцкий медицинский колледж»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вышневолоцкий медицинский колледж»

Содержание Введение 3 1

Содержание Введение 3 1

Введение Человек социален по своей природе, он не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и…

Введение Человек социален по своей природе, он не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и…

Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных…

Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных…

Методы исследования: 1. Теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); 2

Методы исследования: 1. Теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); 2

Из истории речевого этикета

Из истории речевого этикета

Представьте себе, если кто-то, с кем вы едва знакомы, вдруг перестал с вами здороваться: проходит мимо, даже не кивнул головой в ответ

Представьте себе, если кто-то, с кем вы едва знакомы, вдруг перестал с вами здороваться: проходит мимо, даже не кивнул головой в ответ

Формулы речевого этикета Мы решили остановиться на самых распространенных в условиях колледжа формулах речевого этикета: формулах приветствия, прощания, благодарности

Формулы речевого этикета Мы решили остановиться на самых распространенных в условиях колледжа формулах речевого этикета: формулах приветствия, прощания, благодарности

Указание на время встречи

Указание на время встречи

Наверное, каждому из нас приходилось слышать и такие приветствия, как «Салютик!», «Приветик!»

Наверное, каждому из нас приходилось слышать и такие приветствия, как «Салютик!», «Приветик!»

Но в формуле прощаний, есть другие способы

Но в формуле прощаний, есть другие способы

Благодарю » – от русского « благодарствую », т

Благодарю » – от русского « благодарствую », т

Речевой этикет в интернете

Речевой этикет в интернете

Графическое изменение претерпели и этикетные формулы благодарности

Графическое изменение претерпели и этикетные формулы благодарности

Нецензурная лексика в молодежной среде 4

Нецензурная лексика в молодежной среде 4

Основные слова стали обрастать множеством производных

Основные слова стали обрастать множеством производных

Почему ругаются матом: распространённые причины

Почему ругаются матом: распространённые причины

Сленг в молодежной среде Молодежный жаргон — это словотворчество, а не коверкание языка

Сленг в молодежной среде Молодежный жаргон — это словотворчество, а не коверкание языка

Язык здесь отражает внутреннее устремление молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни

Язык здесь отражает внутреннее устремление молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни

Что оказывает влияние на молодёжный жаргон? 1

Что оказывает влияние на молодёжный жаргон? 1

Большинство новых сленговых слов возникает и эволюционирует вполне естественным образом из конкретных ситуаций

Большинство новых сленговых слов возникает и эволюционирует вполне естественным образом из конкретных ситуаций

Анкетирование студентов колледжа

Анкетирование студентов колледжа

Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети

Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети

Используете ли Вы нецензурную лексику? а) да – 37 человек (66%) б) нет – 19 человек (34%) 10)

Используете ли Вы нецензурную лексику? а) да – 37 человек (66%) б) нет – 19 человек (34%) 10)

Заключение Работа меня увлекла

Заключение Работа меня увлекла

Чтобы сохранить богатство русской речи, нам необходимо внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладеть языковый культурой

Чтобы сохранить богатство русской речи, нам необходимо внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладеть языковый культурой

Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи

Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи

Список использованных источников

Список использованных источников

Приложения Приложение 1

Приложения Приложение 1

Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети

Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети

До свидания»; д) Другой вариант _______________________ 9)

До свидания»; д) Другой вариант _______________________ 9)

Приложение 2. Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

Приложение 2. Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

Приложение 4. Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?

Приложение 4. Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?

Приложение 6. Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети

Приложение 6. Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети

Приложение 8. Если Вы даете положительный ответ на вопрос сверстника в сети

Приложение 8. Если Вы даете положительный ответ на вопрос сверстника в сети

Приложение 10. Используете ли

Приложение 10. Используете ли

Приложение 12. Употребляете ли

Приложение 12. Употребляете ли

Приложение 14. Считаете ли вы, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык?

Приложение 14. Считаете ли вы, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018