Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)
Оценка 4.9

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русский язык
9 кл
02.10.2017
Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)
Каждый из нас сегодня является активным пользователем сети Интернет. Интернет-сленг быстро проникает в сферу СМИ и телевидения, а также становится обыденным средством общения в повседневной жизни. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом, чаще безграмотном языке. В дальнейшем это может отразиться на речевой культуре целого поколения: сетевой язык уже превратился в новый стиль онлайн-общения, и правописания на сайтах, наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности Объектом исследовательской работы являются сообщения в социальной сети «Вконтакте» (на примере групп «Подслушано. Архангельск», «Ищу тебя. Архангельск», «Подслушано в 45 школе»). Предметом исследования является интернет-сленг жителей Архангельска, грамотность архангелогородцев. Цель данного исследования представляет собой попытку выявить влияние интерактивного общения на грамотность молодёжи и подростков города Архангельска.
Исследовательская работа.doc
Исследовательская работа на тему «Влияние интернет­общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска) Оглавление Приложения  1. Словарь интернет­сленга  2. Значения  «смайликов» 3. Результаты опроса 4. Примеры сообщений с ошибками 5. Ошибки на улицах Архангельск Введение Разноцветный экран и по нему – извивы радужных букв. Слово за словом ползут чужие воспоминания, мысли и мечты…Ни для кого не секрет, что сегодня Интернет завоевал прочные позиции не только в сфере профессиональной деятельности, но и стал средством общения и  развлечения. Всемирная сеть – это общение с миром посредством клавиатуры, то есть при помощи письменного языка, а значит, Интернет и грамотность тесно взаимосвязаны, вряд ли кто­то осмелится оспорить данное утверждение. Общение в  социальных сетях для многих из нас стало   неотъемлемой частью жизни. Большая часть подростков и молодёжи  проводит там все свое свободное время. «Средний возраст для выхода в социальные сети составляет 10 лет, это на год позже,  чем в Европе, но при этом дети из России пользуются интернетом более активно и с большим риском. Одним из факторов риска является то, что большинство российских детей пользуются Интернетом самостоятельно   ­   в   среднем   около   80%   детей   по   России   выходят   в   сеть   с   отдельных компьютеров   и   через   мобильные   телефоны   ­   то   есть   в   ситуациях,   когда   родители   их практически  не  контролируют.  В  то  время  как  европейские  дети  чаще   выходят  в  сеть   с 1 компьютера, находящегося в совместном пользовании членов семьи, или в школе. Другой настораживающий фактор ­ возрастание времени, проводимого онлайн. Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю ­ т.е. около одного­двух часов в день, каждый шестой ребенок ­ от 14 до 21 часа, каждый пятый ­ более 21 часа в неделю».[6] Часть этих детей, в прямом смысле, "живет в Интернете", проводя онлайн по двое или трое суток в неделю. Какое уж тут чтение художественной литературы, если на домашние задания времени катастрофически не хватает.  Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, нельзя не заметить, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют без соблюдения норм орфографии. В чатах, на форумах тексты   пишутся   без   знаков   препинания,   часто   без   прописных   букв,   с   многочисленными сокращениями и опечатками. Мы считаем, что тема нашей работы  актуальна, поскольку каждый из нас сегодня   является активным пользователем сети Интернет. Интернет­сленг быстро проникает в сферу СМИ   и   телевидения,   а  также   становится   обыденным   средством   общения   в   повседневной жизни. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом, чаще безграмотном языке. В дальнейшем это может отразиться на речевой культуре целого поколения: сетевой язык уже превратился в новый стиль онлайн­общения, и правописания на сайтах, наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности (См. Приложение «Ошибки на улицах Архангельска»).                      В качестве  объекта  исследования была выбрана самая популярная российская социальная  сеть   «ВКонтакте»,  которую  ежедневно  посещает   каждый  третий   пользователь Интернета (31 %), а  23 % делают это еженедельно. На сегодня «ВКонтакте» ­ это более 97 миллионов  пользователей  и 9­е место в списке самых крупных социальных сетей мира. Мы выдвинули гипотезу: неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков   препинания   негативно   сказывается   на   грамотности   учащихся,   снижает   культуру общения.           Объектом   исследования   являются сообщения в социальной сети «Вконтакте» (на примере групп «Подслушано. Архангельск»,   «Ищу тебя. Архангельск», «Подслушано в 45 школе»).           Предметом исследования является интернет­сленг жителей Архангельска, грамотность архангелогородцев.                   Цель    данного   исследования   представляет   собой   попытку   выявить     влияние интерактивного общения на грамотность молодёжи и подростков города Архангельска.         Задачи: 2   на   основе  анализа  различной   литературы   по   проблеме   определить степень изученности избранной темы;  Проанализировать   типичные   языковые   особенности   и   речевые   ошибки   в   текстовых сообщениях;  Изучить   часто   употребляемые   сленговые   выражения   и   сокращения   слов   и   выявить   особенности  влияния языка интернет­общения на русский язык; выяснить   степень   влияния   использования   интерактивного   общения   на   грамотность школьников (разработать анкету и провести опрос среди учащихся 9­11 классов) Для  решения   поставленных  задач   использованы  следующие  научно–исследовательские методы: изучение публикаций и статей, посвященных данной проблеме; опрос и анкетирование анализ; наблюдение за процессом интерактивного общения школьников; изучение и обобщение опыта работы. Некоторые   аспекты   данной   проблемы   рассматриваются   в   трудах   таких   ученых,   как   А.В. Текучев, Т.Г. Рамзаева,  Д.Р.  Виноградова, Т.Ю.Виноградова,  Г.Г. Иванов,  Леонтович,  О.А Лесников,  С.В.Трофимова  и др. Авторы сходятся во  мнении,  что новые  формы  общения существенно   влияют   на   языковую   ситуацию   и   требует   серьезных   лингвистических исследований. Практическая значимость работы. В данной   исследовательской работе мы попытались    показать негативное влияние интернет­сленга на грамотность, привлечь внимание детей и  взрослых к поставленной  проблеме. Глава1. Проблема влияния интернет­сленга на русский язык. Сегодня   как   никогда   остро   стоит   проблема   чистоты   русского   языка   и   общего   уровня грамотности   населения.   С   приходом   Интернета,   которым   пользуется   большой   процент населения  России,   многие  стали  забывать,   как  правильно  писать   на  своем   родном   языке. «Автоматическая   проверка   орфографии   и   пунктуации   в  Word   делает   людей   ленивее.   Все   чаще   слова   заменяют   «лайки»   и   другие   отметки   в   социальных   сетях.   Общение   в социальных сетях не требует вдумчивого написания, появляется слишком много сокращений и сленга, за которыми порой становится не виден русский язык».[2]  Обсуждение влияния Интернета на русский   язык   происходит   уже   не   один год.  Сегодня многие   лингвисты,   учёные,   политики,   общественные   деятели   всерьёз   обеспокоены   данной проблемой.   Существуют   две   точки   зрения   по   поводу   проникновения   интернет­сленга   в литературный язык. Большая группа исследователей сходится во мнении, что данное явления приведет   к   «умиранию»   русского   языка,   и   призывают   решительно   бороться   с   ним.   Ведь статистика   показывает,   что   в   сочинениях   школьников   уже   проскальзывают   слова «красавЧЕГ», «прЕВЕД» и подобные. Другие же ученые считают, что интернет­сленг – это всего лишь закономерное явление в развитии русского общества, и нужно относиться к нему спокойно. 3  В.   Семенцов,   кандидат   педагогических   наук:   «Речевое   поведение   отражается   на повседневном поведении человека. Привычка общаться на интернет­сленге сказывается и на грамотности.   Человек   привыкает   писать   слова   так,   как  слышит,   и   со   временем   начинает сомневаться в своих знаниях русского языка. Спасение от беды только в одном: у молодежи должны быть перед глазами достойные примеры для подражания».[7]  В. Свинцов, главный редактор интернет­портала «Грамота.ру»:«Забавы с языком в Интернете напоминают   комнату смеха.  Смех  отражает  вполне  реальную  проблему:   трудность  нашей орфографии. Необходимо понять, что родной язык — не скучный набор правил, которые нужно запомнить, что это целый мир со своими тайнами и загадками. Разрушить «великий и могучий» интернет­языку не по силам»[7]  Александр Стрешнев, психолог:«Интернет­сленг распространяет в Сети молодежь, потому что   он   стал   символом   принадлежности   к   определенной   группе,   субкультуре.   Это своеобразный   протест   против   традиционной   культуры,   которая   учит   правильно   говорить, размышлять   о   достойных   вещах,   хорошо   выглядеть   в   глазах   окружающих.   Молодежь, изъясняющаяся на «албанском», наслаждается ощущением свободы и вседозволенности».[8]  М. А. Кронгауз, директор Института лингвистики РГГУ, профессор, доктор филологических наук: «Для русского языка свойственна игра. интернет­язык явился очередной игрой и уже сейчас сходит на нет. В любом случае, русский язык намного мудрее и жизнеспособнее, чем думают некоторые. И он никогда   не умрет.  Язык справляется со своей главной задачей ­ позволяет   нам   свободно   общаться   друг   с   другом.   Он   не   обеднел,   напротив,   обогатился множеством новых слов, охватил области жизни, недоступные для него в советскую эпоху. В конце концов язык не может портиться сам по себе, его портят те, кто на нем говорит»[7]          Как мы видим, все учёные единогласно признают влияние интернет­общения на общую грамотность, объясняя  общение в Интернете «игрой», желанием свободы и самовыражения молодёжи.   Но   серьёзной   угрозы   русскому   литературному   языку,   по   словам   лингвистов, Интернет­язык не представляет.                 Но   не   только   филологов   волнует   будущее   русского   языка   –   сами   пользователи Интернета буквально «кричат» о падении грамотности, активно обсуждая данную проблему на всевозможных форумах. Наиболее популярные вопросы для обсуждения: «Какие способы сохранения грамотного русского языка вы видите?», «Можно ли повышать свою грамотность и как?», «Ваше мнение: снижают ли грамотность форумы, чаты, аськи и прочее?». На эти вопросы   откликнулось   множество   пользователей,   большинство   из   которых   считают,   что Интернет   действительно   ухудшает   грамотность   и   представляет   реальную   угрозу   нашему языку.   Приведём   наиболее   интересные   высказывания,   естественно,   сохраняя   авторское написание слов и предложений: 4  «Однозначно   да.  При  общении   в  форуме,  аське   и  т.д.  используются   различные  словечки, жаргонизмы,   некоторые   слова   умышленно   коверкаються...   К   этому   делу   быстренько привыкаешь,   а   потом   уже   не   замечаешь,   как   и   в   повседневной   жизни   используешь   эти словечки…»[12]  «А вообще нужно писать грамотно, я например уже на лекциях иногда стал писать «ето» вместо «это»  ».[18]  «Народ   (ребята,   товарищи,   граждане),   проймите   вы,   что   ваши   посты   в   некотором   роде являются  вашей характеристикой.  Если  я вижу,  что 19­ти летний «человек»  допускает  5 ошибок в слове из 4 букв, то какую картину должна нарисовать моя больная фантазия про этого индивидума?  »[13]  «Благодаря Интернету и СМИ     в России стремительно рождается «расеянский язык», не имеющий ничего общего с великим и могучим. Хочешь уничтожить народ – уничтожь его язык. Язык – национальное мышление, за каждым словом в нашей голове возникает образ. В Сверхновой   России   придётся   вводить   специальный   орган   –  по   защите   русского   языка.   И немилосердно штрафовать за быдлячью  неграмотность!»[13]        Таким образом, проанализировав данные сообщения, мы видим, что авторы высказываний сами нередко допускают орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки. Это что свидетельствует о том, что люди, попавшие в «плен интернет­сленга, даже желая быть грамотными, не могут писать без ошибок.             Противопоставляя   себя   большинству,   нашлись     те,   кто   считают,   что   Интернет   не способствует   снижению     грамотности.   Их   позиция   вполне   обоснована   и   даже   вызывает уважение. Познакомимся с некоторыми из них:  «Почему же он должен снижать? Если у меня уже сформировалась грамотность, то неужели какой­то   форум   может   её   испортить?   Другое   дело,   что   ради   экономии   времени   я   часто набираю быстро и не проверяю, что пишу. Поэтому в этом смысле, может быть грамотность или скорее даже просто правильное написание слов иногда и страдает...»[12]  «Все кричат о том, что русский язык приходит в упадок с появлением соцсетей, дескать, раньше   Пушкин   писал   один   роман,   но   зато   огого­какой.   А   сейчас   девочки   смс­ками   и сообщениями вконтакте могут целую поэму за день настрочить, причем похлеще Войны и Мира по объему. Но никому не приходит в голову, что язык (не только русский, а вообще как феномен) ­ живое существо. Язык меняется и это нормально. Не нужно выходить на негатив и искуственно прививать молодежи любовь к Радищеву (слишком сложно для понимания), но обязательно нужно обращать внимание на современную КАЧЕСТВЕННУЮ литературу»[14]  5  «Грамотными   не   рождаются,   грамотными   становятся!   Всё   зависит   от   воспитания,   если ребенок   слышит   мат­перемат,   то   также   будет   писать   и   в   соцсетях,   и   на   заборе!   Надо прививать с детства и культуру речи и грамотность её написания.»[13]   «Да нет никаких проблем с лайками и социальными сетями. Русский язык нас всех переживет. Сотни миллионов людей во всем мире говорят по­русски, а это значит, что ничего языку не угрожает»[8]           На одном сайте был проведен вопрос: «Сейчас в блогах, форумах постоянно видишь слова, написанные с ошибками. Причем многие из них сделаны явно специально. Как вы к этому относитесь?» 30 % посетителей ответили, что им все равно, кто как пишет: «Пешу каг хачу!!!!», но 70 % говорят, что неграмотная речь и «олбанский язык» выводят их из себя: «Поддержим русский язык, чтобы к этим ошибкам никто не привык».[9]               Таким   образом,   отношение   к   проблеме   влияния   Интернета   на   язык   крайне   неоднозначное. Радует   тот факт, что среди молодёжи очень мало равнодушных к данному вопросу: большинство людей понимает, что проблема есть и необходимо бороться за чистоту русского языка. Глава 2. О некоторых особенностях интернет­общения. 2.1.Чем общение в сети Интернет привлекает людей.         Социальные сети сегодня – один из самых популярных способов развлечения и общения. Они быстрые, удобные и несложные в использовании. С собеседником можно переписываться, говорить и даже видеть его. Социальные сети доступны всем и каждому в любое время суток. Необходимы   лишь   компьютер   и   подключение   к   Интернету.   Как   считают   психологи,   на данный момент существует несколько причин, побуждающих людей к интернет ­ общению. «Во­первых,   это   недостаток   общения   в   реальной   жизни.   В   подобных   случаях пользователи быстро теряют интерес к интернет ­ общению, если личная жизнь становится насыщенной, интересной, появляются новые знакомства».[2] Во­вторых,   это   возможность   реализации   качеств   личности,   проигрывания   ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам невозможных в реальной жизни.. Общение в Интернете   напоминает   такую   картину:   все   пользователи   находятся   в   большой   комнате, занимаются своими делами и время от времени выходят в центр и что­то кричат. В ответ их могут   похлопать   по   плечу   или   ответить,   а   могут   и   совсем   обойти   вниманием.   Иногда   у пользователей может возникать чувство неопределенности ­ заметили окружающие выкрик или нет.  Ввиду   стремительного   развития,   у   социальных   сетей   появились   свои специализированные особенности:  Ник­нейм   (англ.   nickname   –   прозвище,   кличка)   –   формальное   имя   для   идентификации личности,так   как   большинство   пользователей   используют   не   своё   настоящее   имя,а 6 выдуманное – «ник». Интернет даёт возможность каждому выбрать имя самому, сделав его «говорящим».   Особый   сленг   (сокращения,   стиль   общения)   конкретной   группы   людей,   пребывающей   в частом   контакте,   служащий   опознавательным   знаком.   Более   свободный   стиль   общения, объясняется   тем,   что   пользователь   «виртуален»   ­   его   «имя»   и   личная   информации формальны.  2.2. Роль "смайликов" в интерактивном общении.              «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой­нибудь типографический знак, обозначающий улыбку – какую­нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы  мог сопроводить  ответ  на ваш  вопрос», ­ писал  Владимир  Набоков.[14]  Современные пользователи Интернета  уже активно применяют то, о чём только догадывался В.Набоков. Особенность   Интернет­общения   состоит   в   том,   что   собеседники   практически   полностью лишены, тембра голоса, его силы, эмоциональной окраски, дикции, жестов и мимики. Такая нехватка эмоциональности компенсируется введением «смайликов» (от английского "smile" ­ "улыбка"),  которые получили чрезвычайно широкое распространение. Но смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая степень   его   эмоций.   Как   видно   в   приложении,   эмоциональная   палитра   смайликов   весьма бедна (См.приложение «Значение смайликов»). Общаясь в сети при помощи коротких фраз, обозначая   эмоции   картинками­смайликами,   подростки   вырабатывают   свой   новый   язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернетовским языком. Но смайлы, на  наш  взгляд,    не  такие   безобидные,  как   кажутся:  их   частое  использование  приводит   к обеднению   языка   и   к   неумению   пользоваться     его   лексическими   и   синтаксическими возможностями для выражения чувств и эмоций. Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном   общении   используется   так   называемый   "капс"   (от   английского   "CapsLock" ­написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется   как   повышение   голоса.   Недостаточность   или   невозможность   передачи   в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами ­ большим количеством восклицательных знаков, Новый мир и новый стиль жизни в этом мире требует и новых языковых средств коммуникации либо трансформации старых. Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику. 2.3. Формы интернет­общения. На сегодняшний день существует две формы общения в интернете: offline общение и online общение. Рассмотрим их существенные отличия. Offline  общение – это общение  на форумах, в блогах,  в чатах, через  электронную 7 почту.   Такое   общение   не   предполагает   спонтанности,   сиюминутности,   сообщение отправляется с учётом того, что адресат прочтёт его через какое­то время. Online  общение.  Данный вид интернет­общения является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому в online общении они отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5­6 слов. Так постепенно начал вырабатываться письменной и устной речи или, как его еще по­другому называют, интернет­сленг. Он начал наполнять письма пользователей все большим и большим количеством сленга. Глава 3. Влияние интернет­общения на грамотность архангелогородцев  (на примере  сообщений социальной сети "Вконтакте") Материалом для данного исследования послужили публичные сообщения­объявления в   наиболее   популярных   группах   у   жителей   г.Архангельска   и   учащихся     нашей   школы: «Подслушано. Архангельск.» (64.720 человек), «Ищу тебя. Архангельск.»  (44.374 человек), «Подслушано в 45 школе.» (266 человек) (социальная сеть «Вконтакте»). Возрастной состав участников данных групп от 12 до 45 лет. Гендерный состав ­  65% женского населения, 35 % мужского.   Анализ   сообщений   позволяет   нам   сделать   вывод   о   том,   что     60   % архангелогородцев     пишут   относительно   грамотно,   40   %   ­   допускают   значительное количество   ошибок.  Опираясь   на   данные   сообщения,   нам   удалось     составить   словарь Интернет­сленга     архангелогородцев   (См.   приложение   «Словарь   Интернет­сленга»). Неграмотность жителей нашего города  можно условно разделить на два вида: неграмотность нарочитая и неграмотность по незнанию или невнимательности.      3.1. "Олбанский" язык в Архангельске Неграмотность нарочитая, или «олбанский язык». «Под "олбанским" мы имеем в виду не   язык   албанцев,   а   наш   родной,   русский,   но   –   своеобразный»,   ­   говорит   академик В.Костомаров   о   новом   веянии   в   молодежной   речи.   Костомаров   связывает   это   явление   с поиском новых возможностей русского языка. Он полагает, что действующий свод правил орфографии и пунктуации, утвержденный в 1956 году уже не удовлетворяет сегодняшнюю молодежь. "Она и выдумала своеобразную лингвистическую игру, построенную на эпатаже ­ "смеховую лабораторию опробования возможностей языка", как выразился один лингвист.[1]   Основой «олбанского» языка является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «олбанский». Это, во­первых, кредо «пиши, как слышишь», во­вторых, написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и, в­третьих, использование буквосочетания «сч» на 8 месте   буквы   «щ».   Слова   печатаются   так,   как   они   слышатся   и   произносятся(«дефачка»), звонкие   согласные   меняются   на   глухие,   А  на   О,   и   наоборот   (например,   «кросафчег»,   «с празднегом», «превед»). Все это называется «олбанским языком».[4] Следование   этим   «правилам»   привело   к   таким   повсеместно   известным   чеканным формулам, как «Аффтарвыпиййаду» (= данное произведение никуда не годится), «пешиесчо» (= радуй нас новыми творческими успехами). Если текст понравился, его награждают типовой похвалой "Аффтар жжот!" Если пост показался скучным ­ "Низачот", "Ацтой", «Неасилил". Такое   откровенное   коверкание   языка   ­   отнюдь   не   признак   тотальной   безграмотности посетителей блогов и чатов. Чаще всего это способ передать нюансы своих эмоций: иронию, сарказм, удивление, негодование. Поэтому этот язык становится проводником хамства. Так как стихию интернета невозможно обуздать, нужно воспитывать людей быть вежливыми. Говоря   о   жителях   Архангельска,   нужно   сказать,   что   «олбанский»   язык   заметно утрачивает   свою   популярность.   Среди   всех   сообщений,   участвующих   в   исследовании,   не более 10% пользователей намеренно допускают ошибки, применяют этот язык как средство общения   в   Интернете.   Судя   по   всему,   это   говорит   о   достаточно   высоком   культурном, нравственном   и   интеллектуальном   уровне   поморов,   отсутствии   негативных   эмоций,   на взаимоуважении,   доброжелательности,   терпимости   друг   к   другу.   О   чём     же   пишут архангелогородцы? Что волнует жителей нашего города? Конечно, на первом месте стоят сообщения   личного   характера   (   их   около   80   %):   одиночество,     желание   обрести   друзей, семью, о любви к родителям,  Сообщений, посвященных социальным темам, гораздо меньше – всего   20   %.   благоустройство   города,   проблемы   общественного   транспорта,   отношение   к пожилым людям) Отрадно,   что   в   преддверии   70­летия   Победы   в   Великой   Отечественной   войне, подрастающее поколение нашего города пишут  сообщения, в которых живёт память о войне, о её немыслимом ужасе и беспредельной стойкости людей. Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по­прежнему помним, какой ценой досталась  нашим дедам и прадедам Победа. 3.2. Основные типы ошибок архангелогородцев. 9 Некоторые архангелогородцы не овладели в школе нормами орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки. Более того, подростки начинают  использовать сленг в повседневной жизни: в учебных тетрадях, в общении между собой, даже в разговоре с взрослыми. Сейчас школьники делают примерно вдвое больше ошибок, потому что вместо чтения постоянно общаются в Интернете. Далее мы перешли к изучению структуры и орфографии коротких интерактивных сообщений, поскольку,  главным    их недостатком, с точки зрения лингвистов,  является несоблюдение норм   литературного   языка.   Проведенное   исследование   показывает,   какие   именно   ошибки совершаются в Интернете: 1.Графические – 28 % Отсутствие   прописной   буквы   в   начале   предложения   и   при   написании   имен собственных. Употребление прописных и строчных букв не по правилам, меняются функции прописных. Прописными выделяется наиболее значимая информация, наиболее важное слово: «С ПРАЗДНИКОМ 8 МАРТА щастя здоровья ЛЮБВИ найти своего принца». Прописная буква   используется   для   передачи,   например,   изменения   высоты   голоса:   «А­А­А­а­а… прикольненько   буду   знать».   При   неформальном   стиле   отношений   весь   текст   подаётся строчными («лень клацать­и так поймут»). 2.Орфографические – 20 % Слитное,   полуслитное,   раздельное   и     дефисное   написание:   «Засвободу!», «Потомушо…», «Ктонить бу?» Незнание основных орфограмм. 3. Лексические – 12 % Сокращения слов. Точка при сокращении часто опускается: «Еду во вт». Как видно из проведенных исследований очень популярным ( 100% ) в интерактивном общении является использование смайликов (от анг smile ­ улыбка).  На уровне лексики   часто употребляется просторечная, нередко грубо­просторечная лексика, жаргонизмы, распространенные в среде пользователей Интернет: забанить, хакнуть, отмодерасить, макаронизмы: «Хай, пипл, как дела?», «Как твоя джоб ­ движется?» 4.Синтаксические – 10 % 5.Пунктуационные – 30 % Запятые могут отсутствовать при обращении, между частями сложного предложения, однородными   членами   предложения.   Зачастую     отсутствуют   знаки     завершения.   Кроме ошибок,   как   нарочитых,   так   и   допущенных   по   неграмотности,   Интернет   изобилует 10 опечатками: полько (только), учудщает (ухудшает), доспуп (доступ). Это происходит потому, что большинство  людей не проверяют правильность набранного текста.  Таким образом, мы можем говорить   о влиянии Интернета на   все разделы русского языка:   графику,орфографию,   лексику,   синтаксис,   пунктуацию.   Преобладающим   видом ошибок архангелогородцев являются графические, орфографические и пунктуационные. Их причины ­  недостаточное знание правил русского языка и дань модному сленгу Интернета. Глава 4. Анализ результатов социологического опроса Для получения более объективного представления о взаимодействии русского литературного языка и Интернет-сленга нами было проведен опрос среди старшеклассников МБОУ СОШ № 45.(См. приложение « Результаты опроса. Диаграммы»). В опросе приняли участие 120 учащихся 9-11 классов нашей школы. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: 1. Влияет ли интерактивный  обмен сообщениями на вашу грамотность? 2.Задумываешься ли ты о правописании слов и предложений, общаясь в Интернете? 3.Что из перечисленного ты используешь в интернет ­ общении? 4.Какие  орфографические и лексические отклонения  от русского литературного языка ты чаще используешь? 5.Используешь ли ты интернет - сленг в повседневной жизни? Проанализировав ответы учащихся 9-11 классов нашей школы, мы пришли к выводам: 1.Более   половины  опрошенных   (55  %)    считает,  что интерактивное  общение   влияет   на грамотность; 45%   учеников ответили, что интерактивное общение не оказывает никакого влияния на нашу грамотность. 2. 69 %   опрошенных стараются соблюдать нормы при общении в сети Интернет; 21%   ­ замечают ошибки у своих товарищей, 5 % ­  вообще не задумываются о правописании,  а  5 % ­ целенаправленно нарушают правила. 3.В   интерактивном   общении   широко   распространены   следующие   моменты:   неверная постановка   знаков   препинания,   отражение   особенностей   разговорной   речи   («чё»,   «токо», «щас», «ваще»), передача эмоций при помощи «смайликов » и растянутых гласных («Ну­у­у­ у, не зна­а­аю я!»); использование латиницы, цифровой записи вместо буквенной. 4. В том, что при общении в Интернете   употребляют жаргонную лексику, призналось 60% опрошенных.   И   лишь   7   %   сказали,   что   иногда   пользуются   и   «олбанским»   языком. Графическая   форма   некоторых   слов   приближена   к   звуковой   и   похожа   на   транскрипцию, например: «Всю жизнь мечтала побывать в мужской шкуре, мона?». «Эт­хрошо!», «А ниччё, мило», «Ну, чё?», или «Оставь Змейа­а­а­­­э­эээ!!!!!!!!!!!!!!!!»   11 5. Как выяснилось, половина опрошенных применяют в повседневной жизни Интернет-сленг лишь иногда, 33% - никогда не употребляли подобную лексику,12% признаются, что они часто ей пользуются интернет - сленгом. И наконец, 5% всегда употребляют Интернет-сленг. Таким   образом,   проведенный   опрос   показал,   что   большинство   учащихся   нашей   школы употребляют Интернет­ сленг, который активно перебирается в активную речь молодежи, а это ведет к безграмотности.  Заключение    Благодаря   развитию   информационных   технологий   возможности   современного   человека значительно   расширились.   В   последнее   время   виртуальное   общение   вытесняет   личное.   В русском языке, который   постоянно  развивается и обновляется,  появился новый стиль речи ­   язык   интернет­общения.   В   связи   с   этим   противники   интернет­сленга   бьют   тревогу, утверждая,   что   интерактивное   общение   представляет   серьёзную   угрозу   грамотности подрастающего поколения. Опираясь   на   результаты   исследования,   можно   утверждать,   что   наша   гипотеза   нашла объективное подтверждение: Внедрение   в   повседневную   жизнь   практики   обмена   короткими   интерактивными сообщениями   через   социальные   сети   приводит   к   снижению   орфографической   и синтаксической грамотности.  Также мы увидели, что   в интерактивном общении отражаются многие негативные процессы, произошедшие с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к   чтению   хорошей   литературы,   понижение   требований   к   знанию       русского       языка       и литературы. С одной стороны SMS ­  причина неграмотности современной молодежи, а с другой ­ зеркало общего уровня образованности и культуры адресанта.  Если   подумать,   то   быть   грамотным   сегодня   не   так   уж   и   сложно.   В   наши   дни   нет необходимости стоять в очереди в  библиотеке, чтобы узнать о правописании того или иного слова ­ сегодня ты можешь повысить уровень своей грамотности, не выходя из своей комнаты. используя   В   Интернете   существуют   электронные   версии   всех   словарей,   создаются специальные   справочно­информационные   порталы,   например,   такие   как   «ГРАМОТА.РУ   – русский язык для всех». На нем предусмотрена программа проверки правильности написания слов. Также на этом портале можно задавать специалистам вопросы о происхождении того или   иного   слова,   о   правилах   пунктуации   и   о   многих   других   вещах,   касающихся   нашего родного языка. В   Архангельске   решение     проблемы     безграмотности   тоже   является   одной   из приоритетных. Для повышения престижа грамотности в Архангельске ежегодно проводятся 12 конкурсы, такие как   «Юный лингвист», «Грамотей», фестивали «Живое слово», «Живая классика» всевозможные олимпиады, научно­практические конференции «Шаг в будущее», «Юность   Поморья»   и   др.   Ведущие   преподаватели   САФУ   приглашают   всех   желающих посетить лекции, посвященные актуальным проблемам языка. Хотя   исследование   показало,   что   «сетевой   язык»   употребляют   большинство пользователей,  в том числе  и ученики  нашей  школы, мы  полагаем,  что этот сленг скоро выйдет  из моды,  но совсем не исчезнет. Безграмотность в современном информационном обществе   все   же   должна   признаваться   пороком,   а   писать   и   говорить   правильно,   должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка.  Библиографический список  .  ru›news  __   russia      ://   oddom  .  ru   /  psiholog      __3778(дата обращения 12.01.2015 г.)   /525635 (дата обращения: 13112014 г.) 1.Академики не считают, что русский язык за последнее время сильно деградировал.//Режим доступа: kam  2.Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. ­ М.: Можайск­Терра, 2000 3.Бергельсон,   М.Б.   Языковые   аспекты   виртуальной   коммуникации   /   М.Б.Бергельсон   // Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация.­ 2002.­ №1.– С.55­67. 4.Великий и могучий «олбанский» язык. Zachem_nam_olbanskiy_yazyk.html.// Режим доступа: http  5.Гусейнов,   Г.Г.   Заметки   к   антропологии   русского   Интернета:   особенности   языка   и литературы сетевых людей / Г.Г.Гусейнов // Новое литературное обозрение. – 2000. ­ № 43. – С.56. 6.Копыл В.И. Общение в Интернете. Изд­во: АСТ. 2005. 7.Российская   газета//   Федеральный   выпуск   №5517   (141).//   Режим   доступа: http://www.rg.ru/2011/07/01/yazyk.html (дата обращения: 30.01.2015 г.) 8.Грамотность (дата обращения: 12.12.2014 г.) 9.Подслушано обращения 25.01.2015 г.) 10.Ищу     тебя   18.01.2015 г.) 11.Подслушано (дата обращения: 30.01.2015 г.)     грамотного       обращения:18.12.2014 г.)     Форум.//   Режим   доступа:  62live.ru›threads/1597/     .ВКонтакте.//   Режим   доступа:  vk.com›best_  ).ВКонтакте.//:  vk.com›public61631855     .ВКонтакте.// Режим доступа:vk   .  com›arkha  .  search (дата обращения     общения   в   интернете.Наш       в     45      школе     (  Архангельск   Режим   доступа::  gramota    .  forum   24.ru   .     Архангельск       Архангельск       общения.// 12.Форум    arhangelsk  (дата               (дата 13 //    .  irk  снижается?   Уровень  /  family    .  ru   /  forum  грамотности  /55392/?  page    /  education     13.Форум: http   ://   www  14.Чем знаменит день 19 сентября? День рождения смайлика // Режим доступа:  shkolazhizni.ru›Статьи›День рождения смайлика (дата обращения: 12.01.2015 г.) 15.Энциклопедический   словарь   Ф.А.   Брокгауза   и   И.А.   Ефрона.//   Режим   доступа: http   =2.(дата обращения: 25.11.2014 г.) Режим    ://   www   .  vehi    .  net    /  brokgauz    / (дата обращения: 15.11.2014 г) доступа: 14

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)

Исследовательская работа на тему  «Влияние интернет-общения на грамотность школьника» (на примере г.Архангельска)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2017