Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»
Оценка 4.7

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русский язык
9 кл
27.02.2019
Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»
Наша речь не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Выразительность речи - это одна из актуальнейших проблем нашего общества. Научные исследования, проведенные академиком Л.Н. Глученко, показывают, что у 80% граждан Российской Федерации, имеющих высшее образование, остро стоит вопрос о совершенствовании выразительности своей речи. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи. Для решения вопроса по данной теме провели исследование выразительных средств, которые использовал в своей лирики Сергей Есенин и другие мастера слова.
1 ИЗО в лирике Есенина.doc
«Уровень выразительности    речи  мастеров слова и   современного школьника»  Содержание  Введение. ……………………………………………….…………………………….2   объект   Раздел 1. Основная часть. Теоретическое обоснование проблемы.  Фразеология лингвистического как исследования…………………………………………………………………..4 1.1. Предмет и задачи фразеологии………………………………………………………….4 1.2. Лингвисты о  фразеологизмах……………………………..…………………………….5 1.3. Классификация фразеологизмов по  В.В. Виноградову………………………………5 1.4. Грамматическая классификация………………………………………………………...6 1.5. Источники появления фразеологизмов в русском языке……………………………..7   Раздел 2. Практическое  содержание  исследования…………………………10 2.1. Письменный опрос учителей школы на предмет использования  фразеологизмов………………………………………………………………………………10 2.2. Письменный опрос учеников школы на предмет использования  фразеологизмов………………………………………………………………………………10 2.3. Социологический опрос своих родителей на предмет  знаний  фразеологизмов………………………………………………………………………………11 2.4. Использование фразеологизмов в художественных произведениях………………..12   Заключение …………………………………………………………………… 14 Список литературы ………………………………………………………… 17 Приложения……………………………………………………………………. 18 Введение.  Я с детства люблю читать стихи русских поэтов о родной природе. Моё особое   внимание   привлекает   творчество   русского   поэта   начала   ХХ   века   Сергея Александровича Есенина (1895 – 1925).  В   руках   у   меня   томик  стихов поэта.   Непременным     атрибутом     лирики   поэта     конкретные,   с   индивидуальными   чертами характера   предметы   и   явления:   «берёзы   стоят,   как   большие   свечки»,     «слухают   ракиты посвист ветряной», «как метель, черёмуха машет рукавом»,   «пригорюнились девушки­ели», «звонко   чахнут   тополя»,   «старый   клён   на   одной   ноге»   и   т.д.   Есенинские   выразительные средства заинтересовали меня.   Актуальность исследования обусловлена тем, что  знания средств  выразительности в художественных   текстах   востребованы     среди   выпускников   9,   11   классов   на   итоговой аттестации.     Данная работа посвящена исследованию употребления выразительных средств русского языка в  поэзии С.Есенина. Цель   исследования  ­     выявить     изобразительно­выразительные   средства     в   стихах С.Есенина и речи моих одноклассников.           Для достижения цели поставили перед собой следующие задачи:    прочитать стихи С. Есенина;  изучить используемые поэтом поэтические средства языка; изучить используемые моими одноклассниками  поэтические средства языка Объект исследования – стихотворения С. Есенина Предмет исследования – изобразительно­выразительные средства  русского языка.  Гипотеза: На основе лирических произведений   можно совершенствовать знания по теме «Языковые средства языка»?                     Решение поставленных задач предопределило выбор методов исследования: использовали методы исследования, наблюдения,  опроса, анализа и  обобщения.           Ожидаемые результаты: Результаты данного исследования могут быть использованы при   подготовке   в   итоговой   аттестации   выпускников,   затрагивающих   проблемы изобразительно­выразительных средств в текстах художественной литературы.            Свою  работу  начала  с обзора литературы по теме исследования: Изучила   словари,   в   которых   представлены   справочные   материалы   по   теме исследования.   Авторы   словарей:   Толковый   словарь   русского   языка.   в   4­х   томах.   Под редакцией профессора Д.Н. Ушакова,  Краткий словарь литературоведческих терминов. Л. Тимофеев, Н. Венгров и другие. Научиться   употреблять   изобразительные   средства   языка   можно   на   примере произведений   русских   классиков,   поэтому   решено   было   обратиться   к   творчеству   А.С. Пушкина,  Сергея Есенина, М Ю. Лермонтова, Б.Пастернака и др .  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1.  Теоретическое обоснование проблемы 1.1. Понятие выразительности    Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее   свойства   и   особенности   могут   будить   мысли   и   чувства   людей,   могут   поддерживать обостренное   внимание   и   вызывать   интерес   к   сказанному   или   написанному.   Вот   эти особенности   речевой   структуры   и   дают   основание   называть   ее   выразительной. Выразительностью   речи   называются   такие   особенности   ее   структуры,   которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной1.    Выразительность речи ­ это одна из актуальнейших проблем нашего общества. Научные   исследования,   проведенные   десять   лет   назад   академиком   Л.Н.   Глученко, показывают, что у 80% граждан Российской Федерации, имеющих высшее образование, остро стоит вопрос о совершенствовании выразительности своей речи. Для этого надо знать   и  владеть   приемами     выразительной   речи.   Изучением   рассматриваемой   темы занимались такие ведущие ученые, как Фомина Л.Р., Голуб И.Б., Никифоренко Л.И., Розенталь Д.Э. и др.2         Человек – существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю,   значит, я существую», – писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна.  Главной  функцией   речи   является  видоизменение   внутреннего  образа  человека, возникшего   в   результате     подсознательной   внутренней   или   духовной   работы,   в   сознании 1 Одинцов В. В.  Стилистика текста. М.: Едиториал УРСС, 2004. 53с. 2 http://www.coolreferat.com слушающего. Выразительно может говорить человек, который обладает: ­ самостоятельностью мышления;  ­ неравнодушием к тому, о чем он говорит или пишет;  ­ хорошим знанием языка, его выразительными возможностями;  ­ хорошим знанием свойств и особенностей языковых стилей;  ­ систематической и осознанной тренировкой речевых навыков3.          Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова не сделает речь   живой,   если   не   владеть   вышеназванными   условиями   выразительности   речи.   Нужно умение   выстраивать   из   слов   такие   предложения,   которые   позволяли   бы   использовать разнообразные интонации4. Глава 2 2.1. Выразительно­изобразительные средства языка Выразительные   средства   языка   сводят   к   так   называемым   выразительно­ изобразительным, т. е.  к тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Даже отдельный   звук,   не   говоря   уже   о   какой­то   их   комбинации,   может   оказаться   в   речи выразительным5.  Изобразительно­выразительные   средства,   или   тропы,   выполняют функцию   красочного   изображения   предметов   и   явлений   действительности   и ассоциативно связаны с теми ощущениями, которые мы получаем при помощи наших чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса)6.       Тропы  –  это   обороты  речи,  в  которых  слово  или  выражение  употреблено   в переносном   значении.  В   основе   тропа   лежит   сопоставление   двух   понятий,   которые представляются   нам   близкими   в   каком­либо   отношении.   Одними   из   наиболее распространенных видов тропов являются метафора, сравнение, эпитет.  Метафора  (от   греч.  metaphora  ­   перенос)   –   слово   или   выражение,   которое употребляется в переносном смысле для обозначения какого­либо предмета или явления на основе сходства его в каком­нибудь отношении с другим предметом или явлением. Сходство между предметами или явлениями в метафоре может быть основано на самых различных 3 Солганик Г. Я. Стилистика текста. М.:  Наука,  2003. 86с. 4 Жанры журналистики. // http://constitutions.ru/archives/1831/2 5 http://clhttp://clck.yandex.ru 6 Своеобразие жанров Интернет­журналистики .// http://www.bestreferat.ru/referat­112483.html чертах   (сравните   привычные   выражения   в   обиходной   речи,   уже   не   воспринимаемые   как метафора: встает солнце, идет дождь, пришла зима и др.) Метафора может быть простой, а может быть и развернутой, построенной на различных ассоциациях по сходству7. В метафоре есть   три   элемента:   информация   о   том,   что   сравнивается;   информация   о   том,   с   чем сравнивается;   информация   об   основании   сравнения,   то   есть   об   общем   признаке   в сравниваемых предметах (явлениях). Чем больше усилий требует метафора для того, чтобы сознание   превратило   скрытое   сравнение   в   открытое,   тем   выразительнее,   очевидно,   сама метафора.   Метафоризируются   обычно   глаголы   и   прилагательные,     потому   что   они   чаще других частей речи оказываются в позиции сказуемого, а эта позиция, в свою очередь, нужна для   «стыка»,   встречи   двух   значений,   обозначающих   сходные   признаки   двух   предметов. Метафора   оказывает   очень   большое   влияние   на   выразительность   речи.   Не   случайно   так велико   ее   место   в   речи   художественной.   И   чем   метафора   свежее,   непривычнее,   тем   она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры, логическая и эстетическая норма8.        Олицетворение  –   представление   неодушевлённого   предмета,   явления   или отвлеченного понятия в виде живого лица. Является разновидностью метафоры 9.     Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим. Сравнение подразумевает сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснить одни из них при помощи других. «Сравнение – одно из естественнейших и действительнейших   средств   для   описания»,   –   указывал   Л.   Н.   Толстой.       Сравнения выражаются различными способами:    1) оборотами с союзами как, словно, будто, точно и др.;    2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия;    3) существительным в творительном падеже;    4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и др.).        Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сближаются по какому­то общему у них признаку, используются сравнения развернутые, в которых сопоставляются многие схожие черты10.   Эпитет  (от   греч.epitheton  ­   приложение)   –   определение,   придающее   выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одного из впечатлений о предмете11. Эпитет – это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда 7 Роды, виды и жанры журналистики. Журналистика для начинающих.// http://youngjournal.v­ teme.com/rody_vidy_i_zhanry_zhurnalistiki 8 http://clhttp://clck.yandex.ru 9 Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1988. 96с. 10 Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1988. 184с. 11 Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1988. 226с. попадает   в   речь.   В   словосочетании   «деревянная   полка»   прилагательное   «деревянная»   не эпитет;   в  словосочетаниях   «деревянный   взгляд»   или   «деревянная   походка»  это  же   слово стало   эпитетом.   Эпитет   ведет   сознание   от   значения   слова   к   личностному   смыслу,   а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом12.         К другим изобразительным средствам языка относятся:        Метонимия (от греч. metonomadzo – переименовывать) – это вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи13. Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении не на основе сходства предметов, как метафора, а на основе   разного   рода   связей   между   двумя   предметами   или   явлениями.   Упомянутая   связь может быть:    1) между содержимым и содержащим;    2) между автором и его произведением;    3) между действием или его результатом и орудием этого действия;    4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан;    5) между местом действия и людьми, находящимися на этом месте14.        Синекдоха  (от   греч.  synekdoche)   –   один   из   тропов,   разновидность   метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений15.  Обычно в синекдохе употребляется:    1) единственное число вместо множественного;    2) множественное число вместо единственного;    3) часть вместо целого;    4) родовое название вместо видового;    5) видовое название вместо родового.      Разнообразие   значений,   присущих   метонимии   и   синекдохе,   позволяет   широко использовать эти тропы в разных стилях, главным образом, в художественных произведениях и   в   публицистике,   где   наряду   с   метафорой   они   способствуют   живописности   и экспрессивности речи16. 12 http://clhttp://clck.yandex.ru 13 Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1988. 99с. 14 Роды, виды и жанры журналистики. Журналистика для начинающих.// http://youngjournal.v­ teme.com/rody_vidy_i_zhanry_zhurnalistiki 15 Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1988. 172с. 16 Роды, виды и жанры журналистики. Журналистика для начинающих.// http://youngjournal.v­ teme.com/rody_vidy_i_zhanry_zhurnalistiki Перифраза  (перифраз) (от греч.  periphrasis, от  peri  – вокруг, около,  phradzo  ­ говорю) – описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, чтобы избежать   повторения,   придать   повествованию   большую   выразительность,   указать   на характерные признаки того, что заменено17.         Аллегория  (иносказание) – троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного   понятия   при   помощи   конкретного   жизненного   образа.   Аллегория   часто используется   в   баснях   и   сказках,   где   носителями   свойств   людей   выступают   животные, предметы, явления природы18.           Оксиморон  (оксюморон;   от   греч,  oxymoron  –   букв.   остроумно­глупое)   – стилистическая фигура, соединение противоположных  или контрастных по смыслу слов19.        Гипербола  (от   греч.  hyperbole  ­   преувеличение)   –   средство   художественного изображения, основанное на преувеличении 20.      Литота (от греч.  litotes  ­ простота) – выражение, содержащее в противоположность гиперболе   непомерное   преуменьшение   размера,   силы,   значения   какого­либо   предмета   или явления21. Глава 3 3.1. Изобразительно­выразительные средства русского языка  в поэзии мастеров  слова.  ение   (троп) –   сопоставление   двух   предметов,   явлений,   качеств   на   основании сходства: Густое, как синька,   море (К. Паустовский). Сравнение всегда двучленно: в нем называется оба сопоставляемых предмета. В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства, например: Лебеди скользили по   воде,   как   два   огромных   черных   букета   (С.Довлатов). Имеет   формальный показатель: союзы (как, будто, словно, точно), предлоги (подобно,  вроде, наподобие), лексические   средства   (подобный,   похожий,   напоминать,   смахивать,   походить).   В сравнении   употребляется   творительный   падеж   имени   существительного,   так называемый   творительный   сравнения: Раненым   медведем   мороз   дерет   (Н. Асеев). Различают   сравнения   общеязыковые   (белый,   как   снег)   и   индивидуально­ 17 Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1988. 126с. 18  Роды, виды и жанры журналистики. Журналистика для начинающих.// http://youngjournal.v­ teme.com/rody_vidy_i_zhanry_zhurnalistiki 19 Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1988. 116с. 20 Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1988. 39с. 21 Роды, виды и жанры журналистики. Журналистика для начинающих.// http://youngjournal.v­ teme.com/rody_vidy_i_zhanry_zhurnalistiki авторские: Чай в стаканах жидкий, как декабрьская заря (А. Мариенгоф).22    А   теперь   перейдем   непосредственно   к   нашему   исследованию.  Изобразительно­ выразительные   средства   русского   языка     в   поэзии  С.А.   Есенина.   Поэт   оставил   нам чудесное   поэтическое   наследство.   Его   талант   раскрылся   особенно   ярко   и   самобытно   в лирике.          Есенин   обладал   неповторимым   даром   глубокого   поэтического самораскрытия: Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное­ Дышит запахом меда и роз.        Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы: Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и в росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой, вы, луга и дубравы,­ Я одурманен весной.          В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.   В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.          Цветовая   гамма   способствует   передаче   тончайших   настроений,   придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета поэта ­  синий, голубой и золотой.           В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. 22 seznaika.ru›Литература›Материалы к ЕГЭ›На Сёзнайке.ру Тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности отличает поэтику Есенина. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения   и   образы.   Но   он   создает   их   по   фольклорному   принципу:   он   берет   для   образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно   существительное   другим.   Вот,   например,   образ   луны.   Поэт   говорит:   «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде!» или «Хорошо бы, на стог,   улыбаясь, мордой   месяца   сено   жевать».   Или   «Луна,   как   желтый   медведь,   в   мокрой   траве ворочается». Лягушка, морда, медведь – все очень конкретно и сразу и сразу переносит в ту обстановку, которую в данном стихотворении описывает поэт.        Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради   красивой   формы,   а   для   того,   чтобы,   полнее   и   глубже   выразить   себя.  Отсюда стремление   к   всеобщей   гармонии,   к   единству   всего   сущего   на   земле.   Поэтому   один   из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это,  по Есенину,  дети одной матери­природы.          Примером   полного   взаимопроникновения   природы   и   человека   может   служить стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка – девушка.  Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы­ветви Ты лунный гребешок?          Строй   сравнений,   образов,   метафор,   всех   словесных   средств,     взят   из крестьянской жизни, родной и понятной. Здесь даже мельница – бревенчатая птица       С крылом единственным – стоит, глаза смежив.          Солнце сравнивается с сохой, месяц с ягненком или пастушьим рожком. Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение.            Есенинское  олицетворение  наряду   с   общими   для   метафоры   и  сравнения формами (глагольная: «прибрела весна»; именная: «подол вечера»; эпитетная: «сонная тишина») имеет и свои специфические. Например, эпитет иногда выступает в форме наречия   («Плывет   задумчиво   луна»)   или   краткого   прилагательного   («Осенний   день пуглив и дик»). Изобразительно­выразительные   средства   русского   языка     в   поэзии  А.С. Пушкина,     Изобразительно­выразительные   средства   русского   языка     в   поэзии  М   Ю. Лермонтова.  Изобразительно­выразительные средства русского языка  в поэзии Б.Пастернака и др .  Глава 2. Экспериментальное обоснование. Основные источники богатства и выразительности русской речи Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским   полом   говорить   прилично.   Но   если   бы   он   российскому   языку   был   искусен,   то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем   великолепие   ишпанского,   живость   французского,   крепость   немецкого,   нежность итальянского,   сверх   того,   богатство   и   сильную   в   изображении   краткость   греческого   и латинского языка». Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка? Есть   специальные   языковые   средства   выразительности   речи.   Они   очень   разнообразны. Любой   раздел   языка: фонетика,   лексика,   грамматика   —   обладает   ими.   Первый   критерий богатства  речи  —  это  количество   слов,  которые   мы  используем.  У  Пушкина,  например,   в обращении   было   более   двадцати   тысяч   слов.   Но   о   богатстве   речи   судят   не   только   по количеству   слов,   а   прежде   всего   по   умению   использовать   эти   слова,   учитывая   их   разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство   является   источником   выразительности   речи.   В   фонетике   такими   средствами являются звуки, их подбор и сочетание, богатейшие особенности русской интонации. Под   пером   писателя   часто   оживают   окружающие   нас   предметы:   море   дышит   полной грудью, лес настороженно молчит, волны ласкаются к берегу... В рассказе «Железная старуха» А. Платонов пишет: Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету. Малолетний Егор сидел под деревом и слушал голос листьев, их кроткие бормочущие слова. ...Ветер умолкал, а потом снова медленно бормотал, шевеля листья и повторяя прежние слова.   При   олицетворении   описываемый   предмет   внешне   уподобляется   человеку:   Зеленая прическа, девическая грудь, о тонкая березка, что загляделась в пруд? (С. Есенин) Еще чаще неодушевленным   предметам   приписываются   действия,   которые   доступны   лишь   людям:   И цветущие кисти черемух мыли листьями рамы фрамуг. (Б. Пастернак) Изрыдалась осенняя ночь   ледяными   слезами.   (А.   Фет)   Особенно   часто   писатели   обращаются   к   олицетворению, описывая картины природы: Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. (С. Есенин) Другим видом тропов является сравнение Сравнение ­ оригинальное, необычное сопоставление,   уподобление   двух   предметов   или   явлений,   имеющих общий признак. Сравнение выявляет не любой (случайный), а важный признак   сравниваемых   объектов.   Оратор,   использующий   сравнения, должен выбирать только самые выразительные и свежие из них.         2.1.    Для анализа изобразительно­выразительных средств в поэзии мастеров слова остановилась на таком тропе как сравнение.  Сергея Есенина  мною  было проанализировано 23 стихотворения.      В ходе анализа было найдено и рассмотрено 60  примеров изобразительно­выразительных средств (Приложение 1). Из них, как я  выяснила, преобладающим выразительным  средством является: Олицетворение 16  случаев =36% /  Запели тесаные дроги ,Бегут равнины и кусты/ сравнение 9 случаев  =20%  / село, как большая семья,  задачи решала, что орешки  щёлкала, стрелой сверкнула молния, дома растут, как грибы, боль от утраты, как  фронтовая рана  и т.д./ метафора 11  раз  =24% эпитет 7  раз  =16% оксиморон 2  случая =4% / помолодевшие люди старшего поколения, жаркая зима;/          Таким   образом,   изобразительно­выразительные   средства   в   поэзии   С.   Есенина присутствуют. 2.2 Письменный опрос учеников класса  на предмет использования ИВС.  Вывод:   Таким образом, мы пришли к выводу,  что мои одноклассники все­таки знают распространённые  ИВС, но не всегда  используют в создании творческих работ.   Заключение          В ходе работы над проектом удалось   достичь цели проекта, а именно,  провести исследования   в   области   языкознания,   изучить     литературы   по   вопросу   исследования, научиться находить ИВС в текстах, умело их употреблять на уровне знаний шестиклассников. В 6­м классе школьники узнают, что сравнение может быть выражено не только   словами   с   союзами   как,   будто,   словно,   точно,   как   будто,   но   и существительным   в   творительном   падеже:   «великолепными   коврами, блестя на солнце, снег лежит». Снег, сияющий на солнце, сравнивается с коврами. Такое сравнение можно (разумеется, только для эксперимента) заменить оборотом с союзом как: снег лежит, как великолепные ковры.              Мои   предположения подтвердились:  На основе лирических произведений   С.А. Есенина можно совершенствовать знания  по теме «Языковые средства языка»        Анализ  стихов  С. Есенина показал, что самыми распространёнными оказались такие  изобразительно­выразительные средства,  как  олицетворение 16  случаев =36% Выполнение данного исследования помогло мне расширить лингвистические знания, подробнее проанализировать поэзию С.Есенина, а также находить выразительные средства языка в его стихах. Кропотливая исследовательская работа позволила  определить  уровень использования ИВС в   речи   мастеров слова. Лирические тексты которых помогают им ярко,   логично, последовательно изложить  свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших  русских поэтов.. В   ходе   исследовательской   деятельности   научились   отбирать   и   систематизировать материал   по     теме,   выделять   главное.   Учились   проводить   опрос,   обрабатывать   данную информацию. Считаем свой проект нужным не только для расширения своих знаний по теме «Изобразительно­выразительные   средства   языка»,   но   и   самое   главное,     для   воспитания   в молодом  поколении  школьников      бережного  отношения  к  своему  родному языку,  языку своих предков. Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при   помощи   другого;   в   художественно   литературе   широко   распространены   широкие сравнения,   материализующиеся   в   целых   фрагментах   текста.   («Он   (стих   Пушкина)   нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря». В.Г. Белинский). Каков же результат нашей работы?   Выступила на школьной научно­практической конференции «Виват, Наука!»  Информационные ресурсы. 1. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. М.: Просвещение, 1987. 2. Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение,1988. 3. Толковый словарь русского языка. в 4­х томах. Под редакцией профессора Д.Н.  Ушакова. Издательство «Терра», М., ­ 1996 4. Краткий словарь литературоведческих терминов. Л. Тимофеев, Н. Венгров.  Издательство « Учпедиз », М., ­ 1963 5. Одинцов В. В.  Стилистика текста. М.: Едиториал УРСС, 2004. 53с. 6. http://www.coolreferat.com 7. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М.:  Наука,  2003. 86с. 8. Жанры журналистики. // http://constitutions.ru/archives/1831/2 «Учимся у мастеров слова» Приложение 1   Сравнение  Сравнение   ­   оригинальное,   необычное   сопоставление,   уподобление двух   предметов   или   явлений,   имеющих   общий   признак.   Сравнение выявляет   не   любой   (случайный),   а   важный   признак   сравниваемых объектов. Оратор, использующий сравнения, должен выбирать только самые выразительные и свежие из них. у  Мастерские  сравнения  М.Ю.Лермонтова  в  романе  "Герой  нашего  времени":  "Воздух  чист и свеж,  как поцелуй ребёнка", "Я возвратился в  Кисловодск  утра,  бросился  в  постель  и  заснул  сном  Наполеона после Ватерлоо". часов  в  пять  Это ­ метафорические сравнения; в них  ­  элемент  яркой  неожиданности,  они  сразу  же  слушателей  обращать на себя внимание.  заставляют  Её любовь к сыну была подобна  безумию (Горький) – сравнение  выражено лексически (при  помощи слов «подобный»,  «похожий»)   Тихо прожил, тихо и умру, как в  своё время высохнет и свалится  лист вот с этого кустика.  (И.Бунин) – сравнение выражено  придаточным предложением со  значением сравнения. «Не лещи, а поросята, ­ говорит  наш хозяин, ­ а вот не клюют».  (И.Северянин) – отрицательное  сравнение. Приложение 2 Опросный лист_____________________ 1. Из приведенного перечня выберите, пожалуйста, часто употребляемые вами ИВС. 1. Морочить голову 2. Кавардак в голове 3. Руки прочь 5. Спустя рукава 6. Мастер на все руки 7. Как рукой сняло 8. Ума палата 9. Задний ум 10. Чтоб не сглазить 12. Пыль в глаза пускать 13. Нос повесить 14. Нос по ветру держать 15. Водить за нос 16. Зарубить на носу 17. Типун тебе на язык 19. Брать себя в руки 20. Вертеть хвостом 21. Вешать голову (нос) 22. Вогнать в краску  23. Воротить нос 24. Встать не с той ноги 25. Выводить из себя 26. Глаза на лоб лезут 27. До белого каления 28. Гора с плеч свалилась 29. Сидеть на иголках 30. Как угорелый 31. Ком в горле 32. Крокодиловы слезы 33. Кусать локти 34. Попался под горячую руку 35. Привести в себя 36. Сквозь зубы 37. Уши вянут 38. Семи пядей во лбу 39. Золотые руки 40. Палец в рот не клади 2. Назовите те варианты, которые не предложены. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Рис.1 Результаты опроса учащихся  на понимание значений самых Мастер-класс «Искусство сравнивать» распространённых фразеологизмов. Приложение 3. Вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на на сопоставлении одного явления или предмета с другим называется __________________     Цель  : Определить роль сравнения в русском языке. Гипотеза ( предположение) ­ Будет ли наша  речь бедна без сравнений. Сравнение обычно строится из двух частей: объекта сравнения и средства сравнения.  Объекты и средства сравнений соединяются обычно сравнительными союзами :  как, словно, будто, точно, как будто,  а также  существительным в творительном падеже. ­ например грудь колесом, губы бантиком, нос крючком. У  А.С. Пушкина: талия, как __________, У Б. Пастернака: смех серебрист, как ____________, У С.Есенина:   седина, словно ______________________, У  М.Е. С­Щедрина: застенчивый , как _______________, У С.С­Ценского: плечи, как ________________________. Сам себе мастер!    Сказка о розе.                 Жил когда­то на свете  царь. Многие завидовали его богатствам, а для него  дороже всех сокровищ была единственная дочь ­ красавица принцесса. Вокруг дворца  цвели чудесные розы. Взглянул царь  на них однажды и воскликнул:  « Ни одна самая прекрасная роза на свете не   сравнится   с   красотой   моей   дочери!» 1.Услышала это злая колдунья     разгневалась. Еще бы! Ведь она жила в Неведомом саду, где цвела ее любимая, как  ____________,   белая роза. Она берегла ее пуще глаза и заставляла свою дочь стеречь ее днем и ночью.  В тот же миг явилась колдунья перед королем и сказала: «Как смеешь ты говорить, что твоя дочь ­ прекраснее самой прекрасной розы?! Она зарычала,  точно   ______. Ты   пожалеешь о своих словах: с этой минуты принцесса станет немой,  как _________,  и будет жить,  точно ______________! Только белая роза из моего неведомого сада снимет колдовство, только  пусть кто­нибудь попробует добыть ее!             2. Колдунья исчезла, а принцесса вмиг онемела, будто___________! Царь заплакал как   ________  и     сказал:   «Кто   добудет   белую   розу   из   Неведомого   сада   и   расколдует принцессу, тот  получит ее  в жены!                3. Решил царский  сын  дальнего государства  отправиться на поиски Неведомого сада.Трудным был его путь. Он уже стал думать, что погибнет  в этих диких местах. Вдруг услышал,  пение птиц, и проскользнул, как ________, на их голоса. Юноша  увидел, похожий на________________,   прекрасный сад ­ оттуда веяло  свежестью и прохладой,  доносился дивный запах цветов.             4. Но тут, словно____________,  путь ему преградила огромная  черная кошка. «Кто ты такой и как тут очутился?» ­ спросила она.Рассказал юноша  ей всю правду. До слез стало жалко   несчастную   принцессу,   а   отважный   юноша,  похожий  на______________   ,   очень понравился. К тому же ей давно хотелось погулять по белу свету в свое удовольствие.Она сама привела его к тому месту, где цвела Белая роза.« Бери свой цветок, да беги отсюда без оглядки, пока не вернулась моя мать, она разорвет тебя на клочки!» ­ крикнула кошка.Юноша сорвал   цветок   ­   и   в   тот   же   миг   всю   его   усталость   как___________   сняло.   Бросился   он, точно____________,  из сада.       Добрался он до дворца, приколол Белую розу к волосам принцессы, исчезли злые чары. Счастливый царь с радостью отдал ему свою дочь в жены. А Белая роза сама собой перенеслась в их сад. Говорят, она до сих пор там цветет. Наша речь без сравнений бедна.

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности речи мастеров слова и современного школьника»

Исследовательская работа по литературе «Уровень выразительности    речи  мастеров  слова и   современного школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019