Исследовательская работа
учителя русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Рощинский
Каримовой Р.З. Содержание
I. Вступление
II.Повторы и их роль в поэме А.Т.Твардовского «За далью даль».
1.Понятие о лексических повторах как о фигуре речи.
2.Повторы в поэме
а) повторы слов разных частей речи;
б) разновидности повторов по особенностям расположения в
тексте;
в) повторы на основе устойчивых сочетаний;
г) скопление однокоренных слов в тексте;
д) анафоры в поэме;
е) период как разновидность повторов;
ё) роль эпифор в произведении;
ж) рефрен, стык, кольцо;
з) повторы в словообразовательных моделях;
и) использование многозначных слов, омонимов, омоформов,
параномасия
III.Заключение
IV. Список литературы I. Вступление.
А.Т.Твардовский знаменитый русский советский поэт 20 века. Он много
путешествовал. Поездом. Самолётов не любил, говорил, что это не поездка, а
«перемещение в пространстве»: ничего не услышишь, никого не увидишь,
кроме ушедшего в собственные заботы соседа. Возможно, поэтому в его
произведениях жизнь дана во всей глубине и правдивости, язык живой, лёгкий,
а образы – реальны, убедительны. За кажущейся простотой языка и
доступностью изображаемого стоит огромный труд человека, опыт мудреца,
талант виртуоза.
которая по выходе в свет стала событием в литературной жизни страны.
Писал он её долгих десять лет. Она вся устремлена в будущее, об этом
свидетельствует её название.
В 50е годы Твардовский работал над поэмой «За далью – даль»,
По форме «За далью даль» представляет дорожный дневник. Но это
не туристические зарисовки. Описывая свою поездку от Москвы до
Владивостока, Твардовский о многом размышляет, многое вспоминает.
Каждая «даль» как бы открывает новую «даль» в его памяти. Мы постепенно
ощущаем условность этой поездки, которая всё заметнее превращается в
путешествие во времени – в будущее.
Острейшие проблемы войны и мира, будущего всего человечества,
исторические судьбы народа и личности, поиски жизненного пути молодым
поколением, стремление проникнуть в глубинный смысл эпохи – вот что
составляет содержание раздумий лирического героя. Боли и радости
народные отзываются острым сопереживанием в его душе.
Таким образом, «За далью даль» это своеобразная энциклопедия жизни
страны, а главный герой – память о настоящем, прошлом, будущем. Понятия
эти взаимообусловлены и взаимосвязаны: говоря словами Р.М.Романовой,
«нет без прошлого настоящего, нет, и не может быть будущего без
настоящего – такова диалектика жизни».
В нашей работе мы хотим показать мастерство поэта через анализ
произведения, изучаемого в 8 классе по литературе. лексических повторов
Объект исследования – поэма А.Т.Твардовского «За далью – даль». Предмет
исследования – лексические повторы и их роль в данном тексте. Из проблемы
с учётом анализа текста и изучения литературы следует формулировка
рабочей гипотезы: использование
усиливает
выразительность текста, позволяет многосторонне развить образ, раскрыть
идейнотематическое содержание произведения.
В соответствии с целью, предметом исследования решались следующие
задачи:
изучить литературу о фигурах речи, в том числе о лексических повторах, как
об одном из их видов;
выделить лексические повторы в поэме А.Т.Твардовского;
определить их разновидности;
выявить роль лексических повторов в данном тексте.
Для решения поставленных задач были привлечены различные методы
исследования, такие как
изучение и анализ литературы по вопросам, относящимся к предмету
исследования;
выборка из текста необходимого материала;
классификация материала;
обобщение результатов.
Практическая значимость работы в том, что предлагаемый материал можно
использовать на уроках литературы, занятиях кружка. Понятие о лексических повторах как о фигурах речи.
Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них
фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их
роль в тексте.
Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его
эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.
Разные лингвисты дают разную классификацию повторов. Еще великий
Ломоносов в своем «Кратком руководстве к риторике на пользу любителей
сладкоречия» ( глава вторая) определил четыре вида «повторений»:1) когда
одно «слово в начале многих сложенных идей повторяется»;
2) когда одно слово «приложено дважды в начале речи, например: избавь,
избавь, российский род»; 3) когда « в начале и в конце то же слово
повторяется, например: скажите мне, леса, скажите»; 4) «Когда следующая
речь от того же слова начинается, которым первая окончилась, например:
похвальнее богатства благородие, благородия похвальнее добродетель». В
«Энциклопедическом словаре юного литературоведа» (составитель член
корреспондент АН СССР В.И.Новиков) она выглядит следующим образом:
повторяющиеся элементы могут находиться рядом и следовать один за
другим (константный повтор), могут быть разделены другими элементами
текста (дистантный повтор). Особый вид константного повтора – удвоение
понятия (тавтология), больше всего распространенное в фольклоре: «рано
ранешенько». По позиции, которую занимают повторяющиеся элементы в
строке, в строфе, абзаце, ученый выделяет анафору ( греч. anaphora –
вынесение вверх, повторение) – единоначатие, повторение слов или
словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф;
в конце фрагментов – эпифору ( греч.epiphora –повторение) – повторение
слова или словосочетания в конце стихотворной строки. Слова, стоящие в конце одной строки и составляющие начало последующей, называются
стыком или подхватом – построение, особенно любимое фольклором:
«Бочки накатали с лютым зельем,// с лютым зельем, черным порохом».
Подхват особенно наглядно демонстрирует роль повтора как средства для
достижения связности художественного текста. Бывает, что в одном повторе
совмещаются различные его виды. Так, строка «Ну что тебе надо еще от
меня?» начинает и завершает стихотворение А.А.Вознесенского «Исповедь»,
образуя кольцо. Эта же строка стоит в конце нескольких строф
стихотворения – это уже эпифора.
Львова к выделенным добавляет повторы словообразовательные,
омонимов, омоформ, однокоренных и многозначных слов. Она же
предлагает как разновидность параномасию, то есть использование слов,
имеющих в языке случайное звуковое сходство.
Все ученые рассматривают параллелизм и период в составе лексических
повторов.
Параллелизм (от греч. parallelos – рядом идущий) – употребление
одинаковых или сходных элементов, сопоставляемых по их близости или
по контрасту: звуков, значений, ритма сюжетных линий. Чаще, однако,
параллелизм рассматривается как фигура поэтической речи, один из видов
повтора. Для уподобления явлений создаются однотипные высказывания о
них – синтаксически однородные, лексически или ритмически сближенные
или противопоставленные.
Поэтическая фигура может состоять как из двух, так и из большего
количества параллельных образов:
« Как в двадцать лет
Силенки нет,
Не будет, и не жди,
Как в тридцать лет
Рассудка нет,
Не будет, так ходи.
Как в сорок лет
Зажитка нет,
Так дальше не гляди…
(А.Т.Твардовский.
«Страна Муравия»)
Синонимический параллелизм встречаем в русских народных песнях, в
карельской «Калевале», «Песне о Гайавате» Г.У.Лонгфелло:
Лишь одно узнал он горе,
Лишь одну печаль изведал.
(Перевод И.А.Бунина)
А вот параллелизм, построенный на противопоставлении:
От других мне хвала – что зола, От тебя и хула – похвала.
(А.А.Ахматова)
Обычно параллелизм строится на сопоставлении действий и уже на этой
основе – лиц (или предметов) и обстоятельств. Члены параллелизма могут
относиться к одной сфере жизни (например, звезды и волны: «В синем небе
звезды блещут, / В синем море волны хлещут»), но чаще к различным
сферам, как, например, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Волны и
люди». В этом случае из разнородных элементов создается единый
поэтический образ, причем второй параллельный ряд относится к главному
предмету изображения, а первый – к вспомогательному.
В русской песне картина природы служит средством для передачи
человеческих переживаний. Изображенное явление природы только как бы
припоминается, а невидимые чувства и переживания являются той
реальностью, ради воспроизведения которой и создан параллелизм.
Сходство между двумя явлениями не только внешнее, сколько внутреннее:
они сближены по тому общему впечатлению, которое вызывают
сопоставляемые образы. Известный литературовед А.Н.Веселовский назвал
такой параллелизм психологическим и дал его подробное описание в
работе «
в отражениях поэтического стиля». В фольклоре этот вид параллелизма
встречается чаще всех других художественных средств, за исключением
только эпитета.
Устойчивость подобных пар приводят к тому, что первый образ,
окруженный постоянным эмоциональносмысловым ореолом, вызывал
необходимое представление даже тогда, когда вторая, обозначающая
человеческое переживание, часть параллели опускалась.
Образ со временем приобретает ряд новых функций. Зачастую это зачин,
эмоциональный ключ к последующей картине, нередко и ко всей песне.
Возникает некоторая недоговоренность, создается лирический подтекст,
основанный на впечатлении, что сопоставляемые явления находятся между
собой в прочной связи. Подчас композиция всей песни может свестись к
параллелизму, особенно если эта песня невелика по размеру (русская
частушка, польский краковяк, украинская коломийка). В ряде случаев
первой части параллелизма как бы возвращается его реальность, но уже не
мифологическая, а сюжетнохудожественная; она изображает место или
время действия, как, например, в украинской песне:
Психологический параллелизм и его формы
Ой, взойди, взойди ты, зоренька вечерняя.
Ой, выйди, выйди, девчоночка моя верная.
Отталкиваясь от фольклорной образности, поэты находят свои
оригинальные параллельные ряды. У настоящего поэта самобытно звучит
даже параллелизм, в котором использованы традиционные образы. Так,
М.В.Исаковский смело сочетает в одном параллелизме образы двух
противоположных эмоциональных рядов – весело и грустного: Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Особое место в поэзии многих народов занимает отрицательный
параллелизм («антипараллелизм»). Вот начало популярной сербской
народной баллады в переводе А.С.Пушкина:
Что белеется на горе зеленой?
Снег ли то, али лебеди белы?
Был бы снег – он уж бы растаял,
Были б лебеди – они б улетели.
То не снег и не лебеди белы,
А шатер Аги Асанаги.
Двухчастная отрицательная конструкция – без первого утверждения – в
русском песенном фольклоре с его ярко выраженным монологизмом явно
преобладает над трехчастной, прямо или косвенно тяготеющей к диалогу.
Именно в этом виде ее охотнее всего и воспроизводят русские поэты:
Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»)
Периодом называется гармоническая по форме сложная синтаксическая
конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью
частей, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания.
( «Когда порой воспоминанье» Пушкина (26 строк) и «Когда волнуется
желтеющая нива» М.Лермонтова (16 строк), «О, долго буду я в молчанье ночи
тайной» А.Фета (12 строк).
Своим названием период обязан интонации в сложной синтаксической
конструкции: вначале голос плавно поднимается, как бы описывая кривую
линию, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после
чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции, замыкая линию. По
содержанию период представляет одно целое, развивает одну тему, раскрывая
её с известной полнотой и разносторонностью. Музыкальность и ритмичность
периода достигаются его структурой: он состоит из нескольких однотипных,
соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы,
сходное грамматическое строение, приблизительно одинаковый размер.
Повторение их создаёт ритмический рисунок речи.
Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с
однородными придаточными, которые стоят вначале.
В периоде употребительны придаточные времени, условия, причины, образа
действия, сравнительные и др. Например, период с уступительными
придаточными: Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и
как будто совестно было покинуть Наташу одну, заботы жизни
требовали её участия, и она невольно отдалась им. (Л.Толстой). Реже в
композицию периода вовлекаются те или иные распространённые члены
предложения.
Использование стилистических фигур, тропов, оценочной лексики усиливает
эмоциональность, образность этих конструкций. Лексические повторы в поэме
Лексический повтор является излюбленным средством художественной
выразительности в творчестве А.Т.Твардовского. Вспомним пронзительные
строки из «Василия Теркина»:
Переправа, переправа,
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле!
Следующий отрывок из поэмы «Страна Муравия»:
Площадь залита народом,
Площадь ходит хороводом,
Площадь до краев полна,
Площадь пляшет, как волна.
«Дом у дороги»:
И голос тот как будто вдаль
Взывал с тоской и страстью,
И нес с собой его печаль,
И боль, и веру в счастье.
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
Повторы во всех приведенных отрывках выполняют у Твардовского
экспрессивную роль: они помогают ярче выразить эмоции, отношение автора к
изображаемому и вызвать отклик в душах читателей.
В поэме «За далью даль», которая написана в форме путевого дневника,
предполагающего доверительные нотки повествования, искренность и
задушевность, проникновенность изложения, Твардовский выразился как
мастер использования повторов.
Мы классифицировали их по нескольким признакам: по частиречной
принадлежности, по особенностям расположения в тексте и по способу
образования.
Повторы слов разной части речи
В поэме преобладает повтор имен существительных (407). Это и понятно,
потому что поэт путешествует по России, путь его лежит от Урала до
Сибири, мелькают картины природы, встречаются новые люди и
вспоминаются старые друзья, истории, разворачиваются интересные события,
что требует использования существительных. На втором месте по частотности
– союзы 370 повторений, на третьем – предлоги: 281, реже – частицы: 102.
Они служат цели сконцентрировать внимание читателя на конкретных вещах
или сторонах явления, выделить основное в определенном понятии. Да ты и лучший друг надежный,
Наставник строгий и отец.
Но ты и льстец неосторожный,
И вредный, к случаю, квасец.
И крайним слабостям потатчик,
И на расправу больно скор.
И сам начетчик
И потатчик,
И не судья,
А прокурор.
Усилению смысловой значимости и убедительности высказывания, выделению
той или иной детали описания служат и наречные (их100), и местоименные
повторы (их188).
В поэме немного прилагательных(27).Это характерная черта стиля поэта, она
вызвана желанием автора избежать пестроты, сделать изложение простым,
доступным, динамичным Разновидности повторов по особенностям расположения в тексте.
В поэме обнаружены упорядоченные (регулярные: Батюшка Урал) и
нерегулярные повторы. Повторяющиеся элементы в одном случае находятся
рядом (Держись! И все держались там; как руку встретила рука), в другом
– следуют один за другими элементами текста:
Что в жизни много всяких далей,
Сумей одной не пренебречь.
Такая даль – твое заданье,
Твоя надежда или цель
И нужды нет всегда за далью
Скакать за тридевять земель (с.255).
Много в тексте константных, то есть расположенных рядом, близко друг к
другу, повторов слов. Они представляют отдельные, также однокоренные
слова; располагаются внутри одного предложения; но могут находиться в
разных, но внутри одной строки, а также в двух разных строках, заканчивая и
начиная строку:
В тылу проштрафился чутьчуть (с.241).
В таком взаимном береженье,
Блюдя черту – бортом
к борту (с.249).
За сбросом сброс гремел впридачу (с.251).
Он жизнь. А жизнь сильнее смерти.
Ей больше нужно от людей (с.238).
Пошел, пошел по самой бровке
Тот, что в тельняшке (с.250).
Пусть реки есть мощней намного –
Но Волгаматушка одна,
И званье матушки носила
В пути своем не век – не два (с.233).
Прочти хотя б до половины, Авось – прочтешь и до конца (с.231)
Дистантные, то есть расположенные далеко друг от друга повторы, образуют
красивые стилистические фигуры кольцо и стык.
Тыл – старший брат, за все ответчик,
И потому избрал он тыл (с.240).
И тут как раз вздохнул майор.
Майор, молчун тяжеловатый (с.240). Повторы на основе устойчивых сочетаний
В особую группу повторов в поэме можно выделить фразеологические или
построенные на основе устойчивых сочетаний, близкие к народнопоэтическим
речевым оборотам сочетания тавтологии («от края и до края», «деньга –
деньгою, слава – славой» и другие).
С одной стороны, поэт с их помощью создает особую мягкость, лирическую
глубину и задушевность звучания поэмы, приближает её к народной речи:
Все дни и дали в грудь вбирая,
Страна родная, полон я
Тем, что от края и до края
Ты вся – моя,
моя,
моя!
(с.253)
С другой стороны, усиливает эмоциональную напряжённость повествования,
создавая восходящую градацию («Вновь и вновь родится в споре»– с. 238).
Особенно много таких повторов в главе «На Ангаре», описывающей
перекрытие сибирской реки. Здесь идёт борьба, настоящий бой между
бурлящей непокорной рекой и людьми особой породы – сибиряками. Заезд в
заезд, бортом к борту, за сбросом сброс, за самосвалом – самосвал,
смена смене не желающая уступить место – героические люди; ярясь,
грозясь, крупной пеной богатея текущая, ревмя ревущая – река, и она не
выдерживает натиска машин и рабочих, сдается.
Твардовский, не скрывая своего восхищения, поёт гимн труженикам:
Немало житопережито,
Что хочешь будь и впредь со мной,
Ты здесь – венец красы земной,
Моя опора и защита
И песнь моя – народ родной!
Разновидность тавтограмм – удвоение, то есть повтор одинаковых слов
рядом:
Да, да. Не всем в аспирантуру,
Нет, нужно в жизнь пойти
сперва (с.243).
С утра, с утра в тот день воскресный,
Во что горазд принаряжён,
И городской народ и местный…(с.247). Пошел, пошел по самой бровке
Тот, что в тельняшке. Заспешил (с.253).
Таких повторов в поэме немного (6).С их помощью автор придает
повествованию интонацию взволнованности, у читателей возникает чувство
сопричастности к изображаемым событиям.
Таким образом, тавтограммы выполняют в поэме несколько функций:
они приближают язык поэмы к народной речи;
придают глубину и задушевность звучанию произведения;
создают эмоциональную напряженность повествования с помощью
получившихся в результате повторов градаций. Повторы в словообразовательных моделях
Обнаружены в поэме и словообразовательные повторы. Что же это такое?
Секрет изобразительной силы русского словообразования состоит в
том, считает лингвист Львова, что оно отличается исключительной
стилистической гибкостью. Путем присоединения приставок или суффиксов
создаются словообразовательные варианты, которые получают свою
стилистическую окраску и функциональную закрепленность.
Семантизация морфем – прием основан на выявлении смысла, значения
языковой единицы. Пользуясь им, писатели и поэты обыгрывают значение
морфем, привлекая тем самым внимание читателя к лексическому значению
слова. В рассматриваемой поэме словообразовательных повторов, основанных
на этом приеме, обнаружено немного, всего восемь.
Героя произведения от московского вокзала экспресс мчит туда, где изза
моря начинает свой путь каждый новый день – на Дальний Восток – край, до
конца не освоенный людьми, и поэт использует слова с приставкой не со
значением отсутствия (например, неоконченный путь). Сибирь до конца не
изведана, поэтому краса её «нерассказанная», шири «непроглядные»:
И с нерассказанной красой
Сквозь непроглядность этой шири
И дали длятся полосой.
(с.237)
Земля в этом краю не освоена людьми, об этом поэт рассказывает с помощью
прилагательных с приставкой не:
Земли нетоптаной, нерытой,
Таящей зря свои дары,
Необжитой, недомовитой,
И небом крытой до поры..
(с.244)
Вторая группа слов образована с помощью приставки с в значении «удаление
чегонибудь с какогонибудь места, поверхности». Долгая дорога сближает
людей, и когда приходит момент расставания, возникает чувство утраты: Съезжает вдруг жилец с квартиры,
Вдруг сходит спутник пассажир.
Нанизывние в тексте одноструктурных слов, построенных по одной
словообразовательной модели – сильное изобразительное средство,
придающее тексту особую напевность, лиричность, поэтичность.
Скопление однокоренных слов в тексте
Усилению эмоционального накала произведения способствует ещё одна
разновидность словообразовательного повтора – скопление однокоренных
слов в тексте. В поэме их обнаружено более двадцати. Соединение
родственных слов невольно заставляет вдуматься в их смысловую близость и
различие, искать причину неожиданного сопоставления однокоренных слов:
Отстал, взыщите, накажите,
Как наказан, так солдат(с. 229).
И этот долгий звездный пояс
Уж опоясал полземли (с. 237).
Так дочка дома – все
девчонка,
Вдруг – дочь. Твоя и не твоя.
Такие повторы содержат огромный эмоциональный заряд:
Повремени, крутое время! (с.229)
Мне эти памятны виденья
Какойто памятью другой (с.258)
Они выражают отношение автора к изображаемому.
Пусть жизнь своею жесткой мерой
Измерит емкость их потом (с.245). Моста не видя впереди
Мы видим плес её широкий (с.231).
Люблю! И что со мной ни делай,
А мне уже не разлюбить (с,241).
Итак, скопление однокоренных слов в тексте поэмы позволяет читателю
вслушиваться в в их смысловую близость, понять отношение автора к
изображаемому и почувствовать пафос произведения, получив огромный
эмоциональный заряд.
Разновидность повторов – использование многозначных слов,
омонимов, омоформ.
Твардовским в «Далях» используются многозначные слова, омонимы,
омоформы в качестве рифмующихся слов в строфе, которые образуют ещё
одну разновидность лексических повторов.
Мне с той поры в привычку стали
Тревожный свет кипящей стали (с.234).
В таких строках выразительные возможности слов и их эмоциональность
увеличиваются:
На путях большого мира
Мне дорог, мил и этот мир (с.243).
Не остывая, длился бой.
Вслед за кубамисундуками
Пошел в отгрузку дикий камень,
Бетонный лом, кирпичный бой (с.251).
Мол, край земли – оно понятно,
И в шалаше с любимым – рай,
Но на Арбат попасть обратно
Сложнее, чем на этот край (с.243).
Парономасия
В тексте поэмы также была обнаружена паронамасия или паронамазия (то
есть разнокоренные слова, имеющие в языке случайное звуковое сходство).
Играя на случайном звуковом сходстве слов, автор как бы заставляет
читателя поверить в мнимое родство этих слов по корню. При этом текст
приобретает дополнительную смысловую насыщенность, основанную на неожиданных ассоциациях. (Например, заглавия газетных статей: «Грани
гранита», «Нелады с наладкой»). У Твардовского:
И неизменно в эту пору
Я находил в тебе опору (с.260)
Ах, эти длительные дали
Дались они тебе спроста (с.259).
Тебя спешат согреть и водкой,
И сводкой
Совинформбюро(с.241).
Скорбеть о том не много проку,
Что низок детям отчий кров.
Иное дело, с чем в дорогу
Ты проводил родную кровь (с.261).
Здесь мастерство поэта сказывается не в игре созвучиями, а в смысловом
сближении разнокоренных слов на основе их образного переосмысления.
Анафора
Наиболее частыми в поэме Твардовского являются повторы слов или группы
слов в начале смежных строк (анафора). Первым словом анафористически
построенных фраз могут быть различные части речи. Чаще всего в этой роли
выступают служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).
Выразителен повтор союза и. Анафора этого союза широко употреблялась в
христианской литературе: в житиях святых, летописях. В Евангелии с
помощью этого повтора достигалась торжественность и величественность
повествования. Так получилось и в поэме:
Я сердце по свету рассеять
Готов. Везде хочу поспеть.
Нужны мне разом
Юг и север,
Восток и запад,
Лес и степь
И вольный плес равнинных рек,
И мой родной далекий город,
И тот, где не был я вовек;
И те края, куда я еду,
И те места, куда нетнет –
По зарастающему следу
Уводит память давних лет. Повторов с союзом и всего 73 в поэме.
Вот сцена перекрытия Ангары. Бой между рекой и людьми, энергия, напор,
единый дух народа тоже переданы через повтор союзов и частиц:
Машины шли, теснясь и пятясь,
Держась на той струне тугой:
Не сплоховать,
Не сбавить натиск,
Не проморгать беды лихой.
То был порыв души артельной,
Самозабвенный,
нераздельный,
В нем все слилось – ни дать
ни взять:
И удаль русская мирская,
И с ней повадка заводская,
И строя воинского стать;
И глазомер, и счет бесспорный,
И сметка делу наперед (с.249)
Предлог о в качестве анафоры помогает выразить не только накал страстей в
споре, но и показывают круг проблем, волнующих крестьян,
любознательность простого народа:
Там был приют суждений
ярых
О недалекой старине,
О прежних выдумщикахбарах,
Об ихней пище и вине;
О загранице и России,
О хлебных сказочных краях;
О боге, о нечистой силе,
О полководцах и царях;
О нуждах мира волостного,
Затменьях солнца и луны;
О наставленьях Льва Толстого
И притесненьях от казны…(с.234).
Повторы предлогов делают речь героев выразительной и максимально
убеждающей (в данном случае анафора соединяется с градацией): Над лесом кранов, эстакадой,
Над главной насыпьюгорой,
Над юным городом по скату,
Над Ангарой,
Над Ангарой –
Заря,
Заря прошла, сгорая
При свете утренней поры
И следом солнце красным
краем
Большое – вышло из горы (с. 253).
Много в поэме анафор, построенных на использовании самостоятельных
частей речи.
Хоть гдето, гдето, чуть маяча,
Изводит души до беды
Москва – мечта,
Москва – задача,
Москва – награда за труды (с.244).
Спор о месте в жизни, о призвании, долге ведется с использованием анафор:
не прятаться в Москве, которой «маловато на всех про всех её одной», а идти
осваивать новые края. Пришло время
Твое!
Твое по праву и по нраву.
Твое по счету голосов.
Несет тебе и честь и славу
Земли родимой этот зов,
взволнованно обращается поэт молодому поколению. В данных примерах
анафора способствует созданию параллельных конструкций. Благодаря
такому построению фраз акцентируется внимание на выделенных словах,
достигается лаконизм и ясность высказывания.
Выразительны предложения с анафорами местоимениями в сочетании с
союзами:
Подтянут к центрам захолустья,
Дадут запев Сибири всей.
А там еще и Братск, и Устье,
А там и братец Енисей,
А там…(с.247).
Анафора – сильное средство экспрессии: Да, я причастен гордой силе
И в этом мире – богатырь
С тобой, Москва,
С тобой, Россия,
С тобою, звездная Сибирь! (с.238)
Период
Часто анафористическое построение фраз способствует созданию
параллельных конструкций, называемых периодом.
Это синтаксическая структура, в которой подчеркнуто противопоставлены
две части как условие и следствие, причина и результат, основание и вывод,
причем одна из частей (обычно первая) объединяет несколько однородных
компонентов, придающих большую убедительность второй части. У
Твардовского и здесь своеобразие, предложение построено наоборот:
результат вначале, а дальше идут однородные компоненты:
И мы своим молодоженам,
Когда настала их пора,
На остановке всем вагоном
Желали всякого добра.
Как будто мы уже имели
На них особые права.
Как будто мы их к этой цели
И подготовили сперва.
Как будто наша в том заслуга,
Что старше мы друзей своих.
Как будто мы их друг для
друга
Нашли и поженили их (с.246).
Земля пробитых в глушь путей,
Несчетных верст и редких дымов,
Как мало знала ты людей,
Кому была б землей родимой!
Кому была бы той одной,
Что с нами в радости и в горе,
Как юг иль степь душе иной, Реже встречается период с «правильным», типичным строением:
Как взморье с памятной волной,
Как мне навек мое Загорье…(с.236).
Пусть реки есть, каким дорога
Сама собой туда дана
И в мире слава их полна;
Пусть реки есть мощней
намного –
но Волгаматушка одна! (с.233)
Стилистические фигуры нередко соединяются, дополняют одна другую,
сообщая речи волнующие интонации:
Ты знаешь: очередь твоя –
Самой в особом быть ответе
За все передние края.
За всю громоздкую природу,
Что в дело нам отведена,
За хлеб и свет, тепло и воду,
За все, чем в мире жизнь
Красна (с.244).
Анафора и градация соединились в этих отрывках. В нижних строках
присутствует еще и антитеза (восходящая градация построена на
противопоставлении). Использование данных фигур речи придают тексту
доверительные интонации, вызывают улыбку читателей, которые начинают
себя ощущать пассажирами этого вагона и смотреть на изображенное поэтом
глазами очевидца событий:
Родня, как есть она в природе:
И та, с которой век бы жил,
И та, с которой в обиходе
Столкнешься утром – день постыл.
И тот, что спать ложится рано,
И тот бессонный здоровяк,
Что из вагонаресторана
Приходит в полночь «на бровях».
И тот, что пьет всех больше чая,
Притом ворчит, что чай испит
И, ближних в храпе обличая,
Сам, как зарезанный, храпит.
И тот, что радио не любит,
И тот, что слушать дай да дай (с.242).
Эпифора Менее частотным является в поэме эпифористический повтор – повторение
слов и словосочетаний в конце строк. Он используется Твардовским также с
целью усиления различных оттенков экспрессии (эмоциональности).
И он таил в себе подспудный
Уже знакомый мне упрек.
Смотри, читалось в том упреке,
Как изобилен и широк
Не просто край иной,
далекий,
А Дальний, именно, Восток…(с,257).
Не то чтоб жаль, но както дико,
Хоть этот миг – желанный
миг:
была тетрадь – и стала книга
и унеслась дорогой книг.
Рефрен
Любит поэт использовать рефрен – ритмически повторяющийся стих.
Весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней
Два слова:
Батюшка Урал…
Не диво мне, что люд вагонный,
Среди своих забот, забав,
Невольно связь речей теряя,
На миг как будто шапку снял,
Примолкнет, сердцем повторяя
Два слова:
Батюшка Урал…
( «Две кузницы» с.235)
…А может, перед вспышкой новой
Он сам собою поостыл,
Всегда, везде зайти готовый
Тот спор на тему: Фронт и тыл…
…и неизмеренное море
Печали, тяжких мук и горя
И славы – тот душевный пыл,
Что вновь и вновь родится
в споре
на эту тему: фронт и тыл.
( «Фронт и тыл», с.238).
Рефрены придают высказыванию торжественное звучание, вызывают
чувство гордости за Родину, за историю страны.
Стык
Строки с рефреном в главе «Две кузницы» плавно переходят в стык, в
своеобразный вид лексического повтора, когда повторяющиеся слова в
начале и конце текстов имеют одинаковый состав. Стык позволяет выпукло и
рельефно изобразить описываемую ситуацию.
Я был в той кузнице, как дома,
Хоть знал,
Что это был Урал.
Урал! Завет веков…(с.235).
Сколько раз в дороге дальней
Я повторю – как лег, как
встал,
и все теплей и благородней
Два слова:
Батюшка Урал...
Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань…
А за Уралом –
Зауралье,
А там своя, иная даль (с.236).
Как сладко мне слова: «Я еду,
Я еду», повторять себе (с.230). Вовсю поют в стихах и прозе
Твои певцы.
А что в тылу!
В тылу совсем не та картина,
Хотя все то же существо (с.242).
В поэме обнаружено 20 случаев использования стыка.
Еще одна обнаруженная нами в поэме разновидность лексических
повторов – кольцо, когда строка начинается и заканчивается одним словом (в
поэме – 24 таких примера).
Кольцо
Кольцо может быть в стихе в одной строке:
Сибирь! Как свист пурги –
Сибирь,
Звучит и ныне это слово,
Но та ли только эта быль! (с.237).
И есть всегда в случайном сборе
Соседей – злостный тот сосед (с.242).
Зачем же вдруг! Ряды –
рядами.
И от беседы нет беды,
Поскольку мы же с вами сами
И есть те самые ряды…(с240).
А может занимать и несколько строк:
Семь тысяч рек
Ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих вдаль – семь тысяч рек.
(с.232).
Кольцо фиксирует внимание читателя на повторяющихся словах и
усиливает их роль в тексте, придает связность, дружеские, доверительные
интонации, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает
важнейшие мысли. III .Заключение
Повтор – одно из ярких средств художественной выразительности. Он
обладает тематическим и функциональным разнообразием.
В поэме А.Т.Твардовского «За далью – даль» повторы выполняют важную
роль. В этом произведении представлены разнообразные их виды:
константные, дистантные, удвоенные; тавтограммы, анафоры, эпифоры,
рефрен, период, стык, кольцо, повторы словообразовательных моделей,
многозначных слов, омонимов, парономасия и т. д. Они позволяют автору не
только приблизить язык поэмы к народному, но и придают глубину и
задушевность звучанию произведения, многосторонне развивают образ,
помогают раскрыть идейно тематическое содержание произведения, выразить
разнообразные оценки, передать чувства и состояния героев, их
взаимоотношения. С их помощью усиливается выразительность текста,
создается атмосфера доверительного разговора с читателем, поэма
приобретает публицистичность звучания.
Умение применять повторы – характерная особенность
индивидуального стиля А.Т Твардовского, известного поэта, патриота. Список
использованной литературы
1Н.Б.Абдалова Лексический повтор в поэме А.Т.Твардовского «Страна
Муравия» ж.№3 1990, с.67.
2.А.И.Горшков Русская словесность. От слова к словесности М.,
«Просвещение», 1997.
3.Краткий словарь литературоведческих терминов Пособие для учащихся
средней школы. М., «Просвещение», 1978.
4.В.Я.Коровин На подступах к риторике М., Мнемозина, 1996
5.С.И.Львова Уроки словесности. 59 классы. М., издательский дом «Дрофа»,
1997.
6.К.И.Мурзаханова Эволюция поэтического языка А.Т.Твардовского (на
материале последних поэм) ж.№3 1990,с.60.
7.А.Т.Твардовский Стихотворения и поэмы М., «Просвещение», 1983.
8.Н.Е.Цветкова Лексический повтор в стихотворной речи – ж РЯШ №1 1986,
с.63.
9.Энциклопедический словарь юного литературоведа/ сост. В.И.Новиков . М.,
Педагогика, 1987
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.