Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Оценка 4.6

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
doc
русская литература +1
Взрослым
29.01.2017
Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Таблица "Функции повторов в поэме".
За далью - даль.doc
Исследовательская работа  учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Рощинский Каримовой Р.З. Содержание I. Вступление II.Повторы и их роль в поэме А.Т.Твардовского «За далью ­ даль». 1.Понятие о лексических повторах как о фигуре речи. 2.Повторы в поэме  а) повторы слов разных частей речи; б) разновидности  повторов  по особенностям расположения в  тексте; в) повторы на основе устойчивых сочетаний; г) скопление однокоренных слов в тексте; д) анафоры в поэме; е) период как разновидность повторов; ё)  роль эпифор в произведении; ж) рефрен, стык, кольцо; з) повторы в словообразовательных моделях; и) использование многозначных слов, омонимов, омоформов,  параномасия III.Заключение IV. Список литературы I. Вступление. А.Т.Твардовский  ­ знаменитый русский советский поэт 20 века. Он много  путешествовал. Поездом. Самолётов не любил, говорил, что это  не поездка, а  «перемещение в пространстве»: ничего не услышишь, никого не увидишь,  кроме ушедшего в собственные заботы соседа. Возможно, поэтому в   его  произведениях жизнь дана во всей глубине и правдивости, язык живой, лёгкий, а образы – реальны, убедительны. За кажущейся простотой языка  и  доступностью изображаемого  стоит огромный труд человека, опыт мудреца,  талант  виртуоза.   которая  по выходе в свет стала событием в литературной жизни страны.  Писал он её   долгих  десять лет. Она вся устремлена в будущее, об этом  свидетельствует её название. В 50­е годы Твардовский  работал над поэмой «За далью – даль»,  По форме «За далью ­ даль»  представляет дорожный дневник. Но это  не туристические зарисовки. Описывая свою поездку от Москвы до  Владивостока, Твардовский о многом размышляет, многое вспоминает.  Каждая «даль» как бы открывает новую «даль» в его памяти. Мы постепенно  ощущаем условность этой поездки, которая всё заметнее превращается в  путешествие во времени – в будущее. Острейшие проблемы войны и мира, будущего всего человечества,  исторические судьбы народа и личности, поиски жизненного пути молодым  поколением, стремление проникнуть в глубинный смысл эпохи – вот что  составляет содержание раздумий лирического героя. Боли и радости  народные отзываются острым сопереживанием в его душе. Таким образом, «За далью ­ даль» ­ это своеобразная энциклопедия жизни  страны, а главный герой – память о настоящем, прошлом, будущем. Понятия  эти взаимообусловлены и взаимосвязаны: говоря словами Р.М.Романовой,   «нет  без прошлого настоящего, нет, и не может быть будущего без  настоящего – такова диалектика жизни». В нашей работе мы хотим показать мастерство поэта через анализ  произведения, изучаемого в 8 классе по литературе. лексических   повторов   Объект исследования – поэма А.Т.Твардовского «За далью – даль». Предмет исследования – лексические повторы и их роль в данном тексте. Из проблемы с   учётом   анализа   текста   и   изучения   литературы   следует   формулировка рабочей   гипотезы:   использование     усиливает выразительность   текста,   позволяет   многосторонне   развить   образ,   раскрыть идейно­тематическое содержание произведения. В   соответствии   с   целью,   предметом   исследования   решались   следующие задачи: ­изучить литературу о фигурах речи, в том числе о лексических повторах, как об одном из  их видов; ­выделить   лексические повторы в поэме  А.Т.Твардовского; ­ определить их разновидности; ­выявить роль  лексических повторов в данном тексте. Для   решения   поставленных   задач   были   привлечены   различные   методы исследования, такие как ­изучение   и   анализ   литературы   по   вопросам,   относящимся   к   предмету исследования; ­выборка из текста необходимого материала; ­классификация материала; ­обобщение результатов. Практическая значимость работы в том, что предлагаемый материал можно использовать на уроках литературы, занятиях кружка. Понятие о лексических повторах как о фигурах речи. Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них  фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их  роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его  эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Разные лингвисты дают разную классификацию повторов.  Еще великий  Ломоносов  в своем «Кратком руководстве к риторике на пользу любителей  сладкоречия» ( глава вторая) определил четыре вида «повторений»:1) когда   одно «слово в начале многих сложенных идей повторяется»; 2) когда  одно слово «приложено дважды в начале речи, например: избавь,  избавь, российский род»; 3) когда « в начале и в конце то же слово  повторяется, например: скажите мне, леса, скажите»; 4) «Когда следующая  речь от того же слова начинается, которым первая окончилась, например:  похвальнее богатства благородие, благородия похвальнее добродетель». В  «Энциклопедическом словаре юного литературоведа» (составитель член­ корреспондент АН СССР В.И.Новиков) она выглядит следующим образом: повторяющиеся элементы могут находиться рядом и следовать один за  другим (константный повтор), могут быть разделены другими элементами  текста (дистантный повтор). Особый вид константного повтора – удвоение понятия (тавтология), больше всего распространенное в фольклоре: «рано­ ранешенько». По позиции, которую занимают повторяющиеся элементы в  строке, в строфе, абзаце, ученый выделяет анафору ( греч. anaphora –  вынесение вверх, повторение) – единоначатие, повторение слов или  словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф; в конце фрагментов – эпифору ( греч.epiphora –повторение) – повторение  слова или словосочетания в конце стихотворной строки. Слова, стоящие в конце одной строки и составляющие начало последующей, называются  стыком или подхватом – построение, особенно любимое фольклором:  «Бочки накатали с лютым зельем,// с лютым зельем, черным порохом».  Подхват особенно наглядно демонстрирует роль повтора как средства для  достижения связности художественного текста. Бывает, что в одном повторе  совмещаются различные его виды. Так, строка «Ну что тебе надо еще от  меня?» начинает и завершает стихотворение А.А.Вознесенского «Исповедь»,  образуя кольцо. Эта же строка стоит в конце нескольких строф  стихотворения – это уже эпифора. Львова к выделенным добавляет повторы  словообразовательные,  омонимов, омоформ, однокоренных и многозначных слов.  Она же  предлагает как разновидность параномасию, то есть использование слов,  имеющих в языке случайное звуковое сходство. Все ученые рассматривают параллелизм и период в составе лексических  повторов. Параллелизм (от греч. parallelos –  рядом идущий) – употребление  одинаковых или сходных элементов, сопоставляемых по их близости или  по контрасту: звуков, значений, ритма сюжетных линий. Чаще, однако,  параллелизм рассматривается как фигура поэтической речи, один из видов  повтора. Для уподобления явлений создаются однотипные высказывания о  них – синтаксически однородные, лексически или ритмически сближенные  или противопоставленные. Поэтическая фигура может состоять как из двух, так и из большего  количества параллельных образов:              « ­ Как в двадцать лет Силенки нет, ­         Не будет, и не жди,          ­ Как в тридцать лет Рассудка нет, ­        Не будет, так ходи.    ­ Как в сорок лет Зажитка нет, ­               Так дальше не гляди… (А.Т.Твардовский. «Страна Муравия»)    Синонимический параллелизм встречаем в русских народных песнях, в  карельской «Калевале», «Песне о Гайавате» Г.У.Лонгфелло:                   Лишь одно узнал он горе,                      Лишь одну печаль изведал. (Перевод И.А.Бунина) А вот параллелизм, построенный на противопоставлении:                                                     От других мне хвала – что зола, От тебя и хула – похвала. (А.А.Ахматова)  Обычно параллелизм строится на сопоставлении действий и уже на этой  основе – лиц (или предметов) и обстоятельств. Члены параллелизма могут  относиться к одной сфере жизни (например, звезды и волны: «В синем небе звезды блещут, / В синем море волны хлещут»), но чаще к различным  сферам, как, например, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Волны и  люди». В этом случае из разнородных элементов создается единый  поэтический образ, причем второй параллельный ряд относится к главному предмету изображения, а первый – к вспомогательному.  В русской песне картина природы служит средством для передачи  человеческих переживаний. Изображенное явление природы только как бы  припоминается, а невидимые чувства и переживания являются той  реальностью, ради воспроизведения которой и создан параллелизм.  Сходство между двумя явлениями не только внешнее, сколько внутреннее: они сближены по тому общему впечатлению, которое вызывают  сопоставляемые образы. Известный литературовед А.Н.Веселовский назвал такой параллелизм психологическим и дал его подробное описание в  работе « в отражениях поэтического стиля». В фольклоре этот вид параллелизма  встречается чаще всех других художественных средств, за исключением  только эпитета.  Устойчивость подобных пар приводят к тому, что первый образ,  окруженный постоянным эмоционально­смысловым ореолом, вызывал  необходимое представление даже тогда, когда вторая, обозначающая  человеческое переживание, часть параллели опускалась.  Образ со временем приобретает ряд новых функций. Зачастую это зачин,  эмоциональный ключ к последующей картине, нередко и ко всей песне.  Возникает некоторая недоговоренность, создается лирический подтекст,  основанный на впечатлении, что сопоставляемые явления находятся между собой в прочной связи. Подчас композиция всей песни может свестись к  параллелизму, особенно если эта песня невелика по размеру (русская  частушка, польский краковяк, украинская коломийка). В ряде случаев  первой части параллелизма как бы возвращается его реальность, но уже не  мифологическая, а сюжетно­художественная; она изображает место или  время действия, как, например, в украинской песне: Психологический параллелизм и его формы  Ой, взойди, взойди ты, зоренька вечерняя. Ой, выйди, выйди, девчоночка моя верная. Отталкиваясь от фольклорной образности, поэты находят свои  оригинальные параллельные ряды. У настоящего поэта самобытно звучит  даже параллелизм, в котором использованы традиционные образы. Так,  М.В.Исаковский смело сочетает в одном параллелизме образы двух  противоположных эмоциональных рядов – весело и грустного: Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег, на крутой. Особое место в поэзии многих народов занимает отрицательный  параллелизм («антипараллелизм»). Вот начало популярной сербской  народной баллады в переводе А.С.Пушкина:  Что белеется на горе зеленой? Снег ли то, али лебеди белы?      Был бы снег – он уж бы растаял,    Были б лебеди – они б улетели. То не снег и не лебеди белы, А шатер Аги Асан­аги. Двухчастная отрицательная конструкция – без первого утверждения – в  русском песенном фольклоре с его ярко выраженным монологизмом явно  преобладает над трехчастной, прямо или косвенно тяготеющей к диалогу.  Именно в этом виде ее охотнее всего и воспроизводят русские поэты:     Не ветер бушует над бором. Не с гор побежали ручьи, Мороз – воевода дозором Обходит владенья свои. (Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос») Периодом называется гармоническая по форме сложная синтаксическая  конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью  частей, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. ( «Когда порой воспоминанье» Пушкина (26 строк) и «Когда волнуется  желтеющая нива» М.Лермонтова (16 строк), «О, долго буду я в молчанье ночи тайной» А.Фета (12 строк). Своим названием период обязан интонации в сложной синтаксической  конструкции: вначале голос плавно поднимается, как бы описывая кривую  линию, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после  чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции, замыкая линию. По  содержанию период представляет одно целое, развивает одну тему, раскрывая её с известной полнотой и разносторонностью. Музыкальность и ритмичность  периода достигаются его структурой: он состоит из нескольких однотипных,  соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы,  сходное грамматическое строение, приблизительно одинаковый размер.  Повторение их создаёт ритмический рисунок речи. Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с  однородными придаточными, которые стоят вначале. В периоде употребительны придаточные времени, условия, причины, образа  действия, сравнительные и др. Например, период с уступительными  придаточными:   Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и  как будто совестно было покинуть Наташу одну,­ заботы жизни  требовали её участия, и она невольно отдалась им. (Л.Толстой). Реже в  композицию периода вовлекаются те или иные распространённые члены  предложения. Использование стилистических фигур, тропов, оценочной лексики усиливает  эмоциональность, образность этих конструкций. Лексические повторы в поэме Лексический повтор является излюбленным средством художественной  выразительности в творчестве А.Т.Твардовского. Вспомним пронзительные  строки из  «Василия Теркина»: Переправа, переправа, Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле! Следующий отрывок из поэмы «Страна Муравия»: Площадь залита народом, Площадь ходит хороводом, Площадь до краев полна, Площадь пляшет, как волна. «Дом у дороги»: И голос тот как будто вдаль Взывал с тоской и страстью, И нес с собой его печаль, И боль, и веру в счастье. Коси, коса, пока роса, Роса долой – и мы домой. Повторы во всех приведенных отрывках выполняют у Твардовского  экспрессивную роль: они помогают ярче выразить эмоции, отношение автора к изображаемому и вызвать отклик в душах читателей. В поэме «За далью ­ даль», которая написана в форме путевого дневника,  предполагающего доверительные нотки повествования, искренность и  задушевность,  проникновенность изложения,  Твардовский выразился как  мастер использования повторов. Мы классифицировали их по нескольким признакам: по частиречной  принадлежности, по  особенностям расположения в тексте и по способу  образования. Повторы слов разной части речи В поэме преобладает повтор имен существительных (407). Это и понятно,  потому что поэт путешествует по России, путь его лежит от  Урала до  Сибири, мелькают картины природы,  встречаются новые люди и  вспоминаются  старые друзья, истории, разворачиваются интересные события, что требует использования существительных. На втором месте по частотности – союзы  ­ 370 повторений, на третьем – предлоги: 281, реже – частицы: 102.  Они служат цели сконцентрировать внимание читателя на конкретных вещах  или сторонах явления, выделить основное в определенном понятии. Да ты и лучший друг надежный,  Наставник строгий и отец. Но ты и льстец неосторожный, И вредный, к случаю, квасец. И крайним слабостям потатчик, И на расправу больно скор. И сам начетчик И потатчик, И не судья, А прокурор. Усилению смысловой значимости и убедительности высказывания, выделению той или иной детали описания служат и наречные (их100), и местоименные  повторы (их188). В поэме немного прилагательных(27).Это характерная черта  стиля поэта, она  вызвана желанием автора избежать пестроты, сделать изложение простым,  доступным, динамичным Разновидности повторов по особенностям расположения в тексте. В поэме  обнаружены упорядоченные (регулярные: Батюшка Урал) и  нерегулярные повторы. Повторяющиеся элементы  в одном случае находятся  рядом (Держись! И все держались там; как руку встретила рука), в другом  – следуют один за другими элементами текста: Что в жизни много всяких далей, Сумей одной не  пренебречь. Такая даль – твое заданье, Твоя надежда или цель И нужды нет всегда за далью Скакать за тридевять земель (с.255). Много в тексте  константных, то есть расположенных рядом, близко друг к  другу, повторов слов. Они представляют  отдельные, также   однокоренные  слова; располагаются внутри одного  предложения; но могут находиться в  разных, но внутри одной строки, а также в двух разных строках, заканчивая и  начиная строку: В тылу проштрафился чуть­чуть (с.241). В таком взаимном береженье, Блюдя черту – бортом  к борту (с.249). За сбросом  сброс гремел впридачу (с.251). Он жизнь. А жизнь сильнее смерти. Ей больше нужно от людей (с.238). Пошел, пошел по самой бровке Тот, что в тельняшке (с.250). Пусть реки есть мощней намного – Но Волга­матушка одна, И званье матушки носила В пути своем не век – не два (с.233). Прочти хотя б до половины, Авось – прочтешь и до конца (с.231) Дистантные, то есть расположенные далеко друг от друга повторы, образуют красивые  стилистические фигуры ­  кольцо и стык.   Тыл – старший брат, за все ответчик,­ И потому избрал он  тыл (с.240). И тут как раз вздохнул майор. Майор, молчун тяжеловатый (с.240). Повторы на основе устойчивых сочетаний В особую группу повторов в поэме можно выделить фразеологические или  построенные на основе устойчивых сочетаний, близкие к народнопоэтическим речевым оборотам сочетания  ­ тавтологии («от края и до края», «деньга –  деньгою, слава – славой» и другие). С одной стороны, поэт с их помощью создает особую мягкость, лирическую  глубину и задушевность звучания поэмы, приближает её к народной речи: Все дни и дали в грудь вбирая, Страна родная, полон я  Тем, что от края и до края  Ты вся – моя,              моя,             моя!                            (с.253) С другой стороны, усиливает эмоциональную напряжённость  повествования,  создавая  восходящую градацию («Вновь и вновь родится в споре»– с. 238).  Особенно много таких повторов в главе «На Ангаре», описывающей  перекрытие сибирской реки. Здесь идёт борьба, настоящий бой между  бурлящей непокорной рекой и людьми особой породы – сибиряками. Заезд в  заезд, бортом к борту, за сбросом сброс, за самосвалом – самосвал,  смена смене не желающая уступить место – героические люди; ярясь,  грозясь, крупной пеной богатея текущая, ревмя ревущая – река, и она не  выдерживает натиска машин и рабочих, сдается. Твардовский, не скрывая своего восхищения, поёт гимн труженикам:  Немало жито­пережито, Что хочешь будь и впредь со мной,­ Ты здесь – венец красы земной, Моя опора и защита И песнь моя – народ родной! Разновидность тавтограмм – удвоение, то есть повтор одинаковых слов  рядом: Да, да. Не всем в аспирантуру,­  Нет, нужно в жизнь пойти                                                   сперва (с.243). С утра, с утра в тот день воскресный, Во что горазд принаряжён, И городской народ и местный…(с.247). Пошел, пошел по самой бровке Тот, что в тельняшке. Заспешил (с.253). Таких повторов в поэме немного (6).С их помощью автор придает  повествованию  интонацию взволнованности, у читателей возникает чувство  сопричастности к изображаемым событиям. Таким образом, тавтограммы выполняют в поэме несколько функций: ­они приближают язык поэмы к народной речи; ­придают глубину и задушевность звучанию произведения; ­создают эмоциональную напряженность повествования с помощью   получившихся в результате повторов градаций. Повторы в словообразовательных моделях Обнаружены в поэме и словообразовательные повторы. Что же это такое? Секрет изобразительной силы русского словообразования состоит в  том, считает лингвист Львова, что оно отличается исключительной  стилистической гибкостью. Путем присоединения приставок или суффиксов  создаются словообразовательные варианты, которые получают свою  стилистическую окраску и функциональную закрепленность. Семантизация морфем – прием основан на выявлении смысла, значения  языковой единицы. Пользуясь им, писатели и поэты обыгрывают значение  морфем, привлекая тем самым внимание читателя к лексическому значению  слова. В рассматриваемой поэме словообразовательных повторов, основанных на этом приеме, обнаружено немного, всего восемь. Героя произведения от московского вокзала экспресс мчит туда, где из­за  моря начинает свой путь каждый новый день – на Дальний Восток – край, до  конца не освоенный людьми, и поэт использует слова с приставкой не со  значением отсутствия (например, неоконченный путь). Сибирь до конца не  изведана, поэтому краса её «нерассказанная», шири «непроглядные»: И с нерассказанной красой Сквозь непроглядность этой шири И дали длятся полосой. (с.237) Земля в этом краю не освоена людьми, об этом поэт рассказывает с помощью  прилагательных с приставкой не: Земли нетоптаной, нерытой, Таящей зря свои дары, Необжитой, недомовитой, И небом крытой до поры..            (с.244) Вторая группа слов образована с помощью приставки с  в значении  «удаление чего­нибудь с какого­нибудь места, поверхности». Долгая дорога сближает  людей, и когда приходит момент расставания, возникает чувство утраты: Съезжает вдруг жилец с квартиры, Вдруг сходит спутник­ пассажир. Нанизывние в тексте одноструктурных слов, построенных  по одной  словообразовательной модели – сильное изобразительное средство,  придающее тексту особую напевность, лиричность, поэтичность. Скопление однокоренных слов в тексте Усилению эмоционального накала произведения способствует ещё одна  разновидность словообразовательного повтора – скопление однокоренных  слов в тексте. В поэме их обнаружено более двадцати. Соединение  родственных слов невольно заставляет вдуматься в их смысловую близость и  различие, искать причину неожиданного сопоставления однокоренных слов: Отстал, взыщите, накажите, Как наказан, так солдат(с. 229). И этот долгий звездный пояс Уж опоясал полземли (с. 237). Так дочка дома – все                                                        девчонка, Вдруг – дочь. Твоя и не твоя. Такие повторы содержат огромный эмоциональный заряд: Повремени, крутое время! (с.229) Мне эти памятны виденья Какой­то памятью другой (с.258) Они выражают отношение автора к изображаемому. Пусть жизнь своею жесткой мерой Измерит емкость их потом (с.245). Моста не видя впереди Мы видим плес её широкий (с.231). Люблю! И что со мной ни делай, А мне уже не разлюбить (с,241). Итак, скопление однокоренных слов в тексте поэмы позволяет читателю  вслушиваться в в их смысловую близость, понять отношение автора к  изображаемому и почувствовать пафос произведения, получив огромный  эмоциональный заряд. Разновидность повторов – использование многозначных слов, омонимов, омоформ. Твардовским в «Далях» используются многозначные слова, омонимы,  омоформы в качестве рифмующихся слов в строфе, которые образуют ещё  одну разновидность лексических повторов. Мне с той поры в привычку стали Тревожный свет кипящей стали (с.234). В таких строках выразительные возможности слов и их эмоциональность  увеличиваются: На путях большого мира Мне дорог, мил и этот мир (с.243). Не остывая, длился бой. Вслед за кубами­сундуками Пошел в отгрузку дикий камень, Бетонный лом, кирпичный бой (с.251). Мол, край земли – оно понятно, И в шалаше с любимым – рай, Но на Арбат попасть обратно Сложнее, чем на этот край (с.243). Парономасия В тексте поэмы также была обнаружена паронамасия или паронамазия (то  есть разнокоренные слова, имеющие в языке случайное звуковое сходство). Играя на случайном звуковом сходстве слов, автор как бы заставляет  читателя поверить в мнимое родство этих слов по корню. При этом текст  приобретает дополнительную смысловую насыщенность, основанную на неожиданных ассоциациях. (Например, заглавия газетных  статей: «Грани  гранита», «Нелады с наладкой»). У Твардовского: И неизменно в эту пору Я находил в тебе опору (с.260) Ах, эти длительные дали Дались они тебе спроста (с.259). Тебя спешат согреть и водкой, И сводкой Совинформбюро(с.241). Скорбеть о том не много проку, Что низок детям отчий кров. Иное дело, с чем в дорогу Ты проводил родную кровь (с.261). Здесь мастерство поэта сказывается не в игре созвучиями, а в смысловом  сближении разнокоренных слов на основе их образного переосмысления.  Анафора Наиболее частыми  в поэме Твардовского являются повторы слов или группы  слов в начале смежных строк (анафора). Первым словом анафористически  построенных фраз могут быть различные части речи. Чаще всего в этой роли  выступают служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Выразителен повтор союза и. Анафора этого союза широко употреблялась в  христианской литературе: в житиях святых, летописях. В Евангелии с  помощью этого повтора достигалась торжественность и величественность  повествования. Так получилось и в поэме: Я сердце по свету рассеять Готов. Везде хочу поспеть. Нужны мне разом Юг и север, Восток и запад, Лес и степь И вольный плес равнинных рек, И мой родной далекий город, И тот, где не был я вовек; И те края, куда я еду, И те места, куда нет­нет – По зарастающему следу Уводит память давних лет. Повторов с союзом и всего ­ 73     в поэме. Вот сцена перекрытия Ангары. Бой между рекой и людьми, энергия, напор,  единый дух народа тоже переданы через повтор союзов и частиц: Машины шли, теснясь и пятясь, Держась на той струне тугой: Не сплоховать,  Не сбавить натиск, Не проморгать беды лихой. То был порыв души артельной, Самозабвенный,                               нераздельный,­ В нем все слилось – ни дать                                                  ни взять: И удаль русская мирская, И с ней повадка заводская, И строя воинского стать; И глазомер, и счет бесспорный, И сметка делу наперед (с.249) Предлог  о в качестве анафоры помогает выразить  не только накал страстей в споре, но и показывают круг проблем, волнующих крестьян,   любознательность простого народа: Там был приют суждений                                               ярых О недалекой старине, О прежних выдумщиках­барах, Об ихней пище и вине; О загранице и России, О хлебных сказочных краях; О боге, о нечистой силе, О полководцах и царях; О нуждах мира волостного, Затменьях солнца и луны; О наставленьях Льва Толстого И притесненьях от казны…(с.234). Повторы предлогов делают речь героев выразительной и максимально  убеждающей (в данном случае  анафора соединяется  с  градацией): Над лесом кранов, эстакадой, Над главной насыпью­горой, Над юным городом по скату, Над Ангарой, Над Ангарой – Заря, Заря прошла, сгорая При свете утренней поры И следом солнце красным                                                    краем Большое – вышло из горы (с. 253). Много в поэме анафор, построенных на использовании самостоятельных  частей речи. Хоть где­то, где­то, чуть маяча, Изводит души до беды Москва – мечта, Москва – задача, Москва – награда за труды (с.244). Спор о месте в жизни, о призвании, долге ведется с  использованием  анафор:  не прятаться в Москве, которой «маловато на всех про всех её одной»,­ а идти осваивать новые края. Пришло время Твое! Твое по праву и по нраву. Твое по счету голосов. Несет тебе и честь и славу Земли родимой этот зов,­      взволнованно обращается поэт молодому поколению. В данных примерах   анафора способствует созданию параллельных конструкций. Благодаря  такому построению фраз акцентируется внимание на выделенных словах,  достигается лаконизм и ясность высказывания.  Выразительны предложения с анафорами­ местоимениями в сочетании с  союзами: Подтянут к центрам захолустья, Дадут запев Сибири всей. А там еще и Братск, и Устье, А там и братец Енисей, А там…(с.247). Анафора – сильное средство экспрессии: Да, я причастен гордой силе И в этом мире – богатырь С тобой, Москва, С тобой, Россия, С тобою, звездная Сибирь! (с.238) Период Часто анафористическое построение фраз способствует созданию  параллельных конструкций, называемых периодом. Это синтаксическая  структура, в которой подчеркнуто противопоставлены  две части как условие и следствие, причина и результат, основание и вывод,  причем одна из частей (обычно первая) объединяет несколько однородных  компонентов, придающих большую убедительность второй части. У  Твардовского и здесь своеобразие, предложение построено  наоборот:  результат вначале, а дальше идут однородные компоненты: И мы своим молодоженам, Когда настала их пора, На остановке всем вагоном Желали всякого добра. Как будто мы уже имели На них особые права. Как будто мы их к этой цели И подготовили сперва. Как будто наша в том заслуга, Что старше мы друзей своих. Как будто мы их друг для                                                   друга Нашли и поженили их (с.246). Земля пробитых в глушь путей, Несчетных верст и редких дымов, Как мало знала ты людей, Кому была б землей родимой! Кому была бы той одной, Что с нами в радости и в горе, Как юг иль степь душе иной, Реже встречается период с «правильным», типичным строением: Как взморье с памятной волной, Как мне навек мое Загорье…(с.236). Пусть реки есть, каким дорога Сама собой туда дана И в мире слава их полна; Пусть реки есть мощней  намного – но Волга­матушка одна! (с.233) Стилистические фигуры нередко соединяются, дополняют одна другую, сообщая речи волнующие интонации: Ты знаешь: очередь твоя – Самой в особом быть ответе За все передние края. За всю громоздкую природу, Что в дело нам отведена, За хлеб и свет, тепло и воду, За все, чем в мире жизнь  Красна (с.244).  Анафора и градация соединились в этих  отрывках. В нижних строках  присутствует еще и антитеза (восходящая градация построена на  противопоставлении).  Использование данных фигур речи придают тексту  доверительные интонации, вызывают улыбку читателей, которые начинают  себя ощущать пассажирами этого вагона и смотреть на изображенное поэтом  глазами очевидца событий: Родня, как есть она в природе: И та, с которой век бы жил, И та, с которой в обиходе Столкнешься утром – день постыл. И тот, что  спать ложится рано, И тот бессонный здоровяк, Что из вагона­ресторана Приходит в полночь «на бровях». И тот, что пьет всех больше чая, Притом ворчит, что чай испит И, ближних в храпе обличая, Сам, как зарезанный, храпит. И тот, что радио не любит, И тот, что слушать дай да дай (с.242). Эпифора Менее частотным является в поэме  эпифористический повтор – повторение  слов и словосочетаний в конце строк. Он используется Твардовским также с  целью усиления различных оттенков экспрессии (эмоциональности). И он таил в себе подспудный Уже знакомый мне упрек. Смотри, читалось в том упреке, Как изобилен и широк Не просто край иной,                                           далекий, А Дальний, именно, Восток…(с,257). Не то чтоб жаль, но как­то дико, Хоть этот миг – желанный                                                миг: была тетрадь – и стала книга и унеслась дорогой книг. Рефрен  Любит поэт использовать рефрен – ритмически повторяющийся стих.  Весь фронт огромный повторял Со вздохом нежности сыновней Два слова:                      ­Батюшка Урал… Не диво мне, что люд вагонный, Среди своих забот, забав, Невольно связь речей теряя, На миг как будто шапку снял, Примолкнет, сердцем повторяя Два слова:                    ­Батюшка Урал… ( «Две кузницы» с.235) …А может, перед вспышкой новой Он сам собою поостыл, Всегда, везде зайти готовый Тот спор на тему: Фронт и тыл… …и неизмеренное море Печали, тяжких мук и горя И славы – тот душевный пыл, Что вновь и вновь родится                                                в споре на эту тему: фронт и тыл. ( «Фронт и тыл», с.238). Рефрены придают высказыванию торжественное звучание, вызывают   чувство гордости за Родину, за историю страны. Стык  Строки с рефреном в главе «Две кузницы» плавно переходят в стык, в  своеобразный вид лексического повтора, когда повторяющиеся  слова  в  начале и конце текстов  имеют одинаковый состав. Стык позволяет выпукло и  рельефно изобразить  описываемую ситуацию. Я был в той кузнице, как дома, Хоть знал, Что это был Урал. Урал! Завет веков…(с.235). Сколько раз в дороге дальней Я повторю – как лег, как                                             встал,­ и все теплей и благородней Два слова:                  ­Батюшка Урал... Урал! Невольною печалью Я отдаю прощанью дань… А за Уралом – Зауралье, А там своя, иная даль (с.236). Как сладко мне слова: «Я еду, Я еду»,­ повторять себе (с.230). Вовсю поют в стихах и прозе Твои певцы.                         А что в тылу! В тылу совсем не та картина, Хотя все то же существо (с.242). В поэме обнаружено 20 случаев использования стыка. Еще   одна   обнаруженная   нами   в   поэме     разновидность   лексических повторов – кольцо, когда строка начинается и заканчивается одним словом  (в поэме – 24 таких примера). Кольцо Кольцо может быть в стихе  в одной строке: Сибирь! Как свист пурги –  Сибирь,­ Звучит и ныне это слово, Но та ли только эта быль! (с.237). И есть всегда в случайном сборе Соседей – злостный тот сосед (с.242). Зачем же вдруг! Ряды – рядами. И от беседы нет беды, Поскольку мы же с вами сами И есть те самые ряды…(с240). А может занимать и  несколько строк: Семь тысяч рек Ни в чем не равных: И с гор стремящих бурный бег, И меж полей в изгибах плавных Текущих вдаль – семь тысяч рек. (с.232). Кольцо фиксирует внимание читателя на повторяющихся словах и  усиливает их роль в тексте, придает связность, дружеские, доверительные  интонации, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает  важнейшие мысли. III .Заключение Повтор   –   одно   из   ярких   средств   художественной   выразительности.   Он обладает тематическим и функциональным разнообразием.   В поэме А.Т.Твардовского «За далью – даль» повторы   выполняют важную роль.   В   этом   произведении   представлены   разнообразные   их   виды: константные,   дистантные,   удвоенные;   тавтограммы,   анафоры,   эпифоры, рефрен,   период,   стык,   кольцо,     повторы   словообразовательных   моделей, многозначных слов, омонимов, парономасия и т. д. Они позволяют автору не только   приблизить   язык   поэмы   к   народному,   но   и   придают   глубину   и задушевность   звучанию   произведения,   многосторонне     развивают   образ, помогают раскрыть идейно­ тематическое содержание произведения, выразить разнообразные   оценки,   передать   чувства   и   состояния   героев,   их взаимоотношения.   С   их   помощью   усиливается   выразительность   текста, создается   атмосфера   доверительного   разговора   с   читателем,   поэма приобретает публицистичность звучания. Умение   применять   повторы   –   характерная   особенность индивидуального стиля А.Т Твардовского, известного поэта, патриота. Список использованной литературы 1Н.Б.Абдалова Лексический повтор в поэме А.Т.Твардовского «Страна  Муравия» ­ ж.№3 1990, с.67. 2.А.И.Горшков Русская словесность. От слова к словесности М.,  «Просвещение», 1997. 3.Краткий словарь литературоведческих терминов Пособие для учащихся  средней школы. М., «Просвещение», 1978. 4.В.Я.Коровин На подступах к риторике  М., Мнемозина, 1996 5.С.И.Львова Уроки словесности. 5­9 классы. М., издательский дом «Дрофа»,  1997. 6.К.И.Мурзаханова Эволюция поэтического языка А.Т.Твардовского (на  материале последних поэм)­ ж.№3 1990,с.60. 7.А.Т.Твардовский Стихотворения и поэмы М., «Просвещение», 1983. 8.Н.Е.Цветкова Лексический повтор в стихотворной речи – ж РЯШ №1 1986,  с.63. 9.Энциклопедический словарь юного литературоведа/ сост. В.И.Новиков .­ М., Педагогика, 1987

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"

Исследовательская работа по поэме А.Т.Твардовского"За далью-даль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017