Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
10 кл—11 кл
04.03.2018
В современном мире много рекламы. А все потому, что в наше время она является вполне привычным средством распространения информации . Рекламируются практически все - от продуктов питания до техники. Но появилась проблема: "сегодняшние" люди стали избалованы разнообразными вывесками, баннерами и прочими рекламными объявлениями, которые уже не производят на них прежнего эффекта. Поэтому специалисты по рекламе вынуждены прибегать к новым средствам воздействия на потенциального покупателя через рекламу.
Исследование.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №3
Исследовательская работа по русскому языку
Приемы речевого воздействия в рекламе
Выполнил ученик 10 класса
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Медлярская Ирина Михайловна
г. ЮжноСахалинск
2016 2 Содержание
3
Введение……………………………………………………………стр. 2
Глава 1. Из истории рекламы…………………………………….стр.4
Глава 2. Становление рекламы в России………………………..стр.5
Глава 3. Психолингвистика. ………………………………………стр.6
Глава 4. Речевое воздействие.
Уровни и виды речевого воздействия……………………………..стр.7
Глава 5. Приемы речевого воздействия в рекламе………………стр.11
Заключение………………………………...………………………стр.14
Список использованной литературы…………………...………...стр.15 Введение
4
В современном мире много рекламы. А все потому, что в наше время
она является вполне обыденным и привычным средством распространения
информации о том или ином товаре, услуге. Рекламируются практически все
от продуктов питания до техники. Но появилась проблема: "сегодняшние"
люди стали избалованы разнообразными вывесками, баннерами и прочими
рекламными объявлениями, которые уже не производят на них прежнего
эффекта. Поэтому специалисты по рекламе вынуждены прибегать к новым
средствам воздействия на потенциального покупателя через рекламу.
Русский язык обладает настолько богатыми и выразительными
средствами всех уровней, что позволяет одно и то же явление, предмет, одни
и те же ситуации описывать поразному.
А это приводит к возможности создавать манипулятивные картины
действительности, которые, с одной стороны, ориентированы на
подсознательное психологическое воздействие на потребителя, а с другой
создают образ такой действительности, которая целиком подчинена
авторской позиции и моделирует авторскую точку зрения на рекламируемый
объект.
Таким образом, сталкиваясь с языковым манипулированием1, мы имеем
дело не с объективным описанием действительности, а с вариантами ее
субъективной интерпретации2.
Цель: выявить основные уровни и виды приемов речевого воздействия
(манипулирования) в рекламе на людей.
1 Манипулятивное воздействие — это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по
общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.
2 Субъективность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки
зрения, чувства, убеждения и желания. 5 В связи с этим я смог выявить следующие задачи:
6
1.
2.
ознакомиться с информационными статьями по данной теме;
изучить рекламные объявления, распространенные на территории
нашего города и демонстрирующиеся по телевидению;
3.
проанализировать полученную информацию и выделить наиболее
популярные приемы воздействия на потребителя.
Область исследования средства массовой информации,
психолингвистика
Объектом моего исследования являлась реклама, размещенная на
территории города и демонстрирующаяся по телевидению.
Предметом моего исследования различные речевые уловки и приемы в
рекламе.
Гипотеза: Если потребитель не осведомлен о приемах речевого
воздействия в рекламе, то он может легко попасться на уловки рекламистов и
приобрести неэффективный, возможно даже некачественный товар, а в
большинстве случаев попросту ненужный для его обихода.
Основные методы и приемы исследования: сбор информации
(посредством просмотра рекламных объявлений), индуктивный метод, работа
с научной литературой и анализ отобранных реклам.
Материал для моей исследовательской работы был собран на
территории ЮжноСахалинска, в сети интернет.
Актуальность моей работы заключается в необходимости в наше время
отличать реальные свойства товара/услуги от обещанных маркетологами. Глава 1. Из истории рекламы
7
Первые источники рекламы относятся ещё к глубокой древности.. Даже
в то время древние предприниматели в лице торговцев рабами ставили перед
собою цель склонить на свою сторону потенциального потребителя, захватить
его внимание и заставить совершить выгодную для них сделку.
Первой рекламной информацией древнего мира был египетский
папирус, информирующий о продаже раба.
Но самый глобальный этап в истории рекламы начался только после
появления печатного станка и массового появления книг.
К 1472 г. относят самую первую печатную рекламу в мире. В Лондоне
на двери одной из церквей было размещено рекламное объявление по продаже
молитвенников.
Первая реклама просто сообщала людям о наличия для продажи какого
либо товара. Но постепенно такая реклама перестала работать и рекламисты
стали активно использовать различные уловки и хитрости для привлечения
внимания покупателей именно к своему товару. Глава 2. Становление рекламы в России
8
Реклама в России, как и в странах Западной Европы, стала развиваться
также рано. Первые она дала о себе знать около XXI вв. – русские торговцы
разными способами старались предлагать свою продукцию покупателям.
Огромный вклад в ранний этап развития реклама на Руси сыграли лубки
– народные картины.
«Потешные» листы стали появляться в каждом русском доме, как у
высшей верхушки общества (дворян, купцов), так и у обычных крестьян.
Первые печатные объявления, содержащие рекламу, появились при
Петре I в XVII веке. Но только через 100 лет они получили массовое
распространение.
Печатная реклама в XIX веке отнюдь не была единственным средством
донесения информации о товарах для людей. В это время рекламу стали
размещать на специальных круглых тумбах.
С 60ых по 70е годы появились первые рекламные организации –
«Росторгреклама», «Союзторгреклама» и «Главкоопторгреклама».
После распада Советского Союза произошли большие изменения в
рекламе в России. Многие старые рекламные службы и агентства распались, а
на их месте возникли новые.
Границы рекламного рынка в России в настоящее время широко
развиваются. Появляются новые кампании, предприятия и организации, что
ведёт в свою очередь к возникновению новых клиентов.
Растёт число рекламных агентств, которые оказывать свои услуги и
проводят рекламные кампании. 9 Глава 3. Психолингвистика3.
10
Теория языковых значений, связь языка и мышления являются
важнейшим аспектом лингвистических знаний. В рамках психологии
мышление как высшая форма психической деятельности изучается на
протяжении многих веков. Поэтому, в языкознании проблематика
соотнесения языка и мышления составляет наряду с происхождением языка
вечную проблему.
Процессы массовой коммуникации попадают в сферу наук о языке, о
порождении и восприятии речи, поскольку в ее (массовой коммуникации)
структуру обязательно включается текст, передаваемый с помощью
технических средств. Лингвистика традиционно изучает вербальные тексты, в
том числе и относящиеся к массовой коммуникации.
Все вышесказанное самым непосредственным образом относится к
рекламной коммуникации. Воздействие в рамках рекламной коммуникации
всегда направлено на достижение конкретных целей, так как «ни один
рекламодатель не будет платить деньги за рекламный текст, который только
сообщает о товаре, но который не побуждает к покупке».
Поэтому большое значение приобретают вопросы о возможностях,
эффективности влияния на сознание реципиентов4 с помощью рекламных
текстов. Реклама понимается как «коммуникация, использующая средства
массовой информации с целью склонить (к чемуто) или повлиять (както) на
аудиторию». Здесь в полной мере актуализируются требования по
оптимальному подбору наиболее выразительных языковых средств.
3 Психолингвистика раздел психологии и языкознания, изучающий взаимоотношения языка, мышления и сознания —
речевого поведения.
4 Реципи нт — (лат. recipere — получать, принимать) это объект или субъект, получающий (принимающий) чтолибо от
другого объекта или субъекта, называемого в противоположность донором.
ее 11 Глава 4. Речевое воздействие
12
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством
языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Слово — это один из главных инструментов PRспециалиста5 и
рекламиста, это сердце и рычаг любой рекламы. Правильная,
спланированная и нацеленная на достижение поставленной цели речь —
залог успеха в этих областях.
Речевое воздействие, в широком смысле – воздействие на
индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое
разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью
сообщений на естественном языке.
Суть языкового манипулирования в рекламе заключается в том, что
информация о товаре/услуге подается таким образом, чтобы потребитель на
ее основе уже самостоятельно сделал определенные выводы. Так как
потребитель приходит к этим выводам сам, он автоматически принимает это
знание за свое собственное, а, следовательно, относится к информации с
большим доверием и менее критично.
Существуют некоторые сферы жизни, в которых речевое воздействие, а
часто и подлинное языковое манипулирование практикуются особенно часто и
играют очень важную роль. Прежде всего, следует назвать две обширных
сферы, всегда привлекающие к себе повышенное общественное внимание. Это,
с одной стороны, политическая, а с другой – рекламная коммуникация. Они,
кстати, весьма близки, а в некоторых своих формах почти совпадают (в
случае политической рекламы, которая во многом строится по образу и
5 Менеджер по связям с общественностью (именно так расшифровывается термин PR Public Relations) — это специалист,
занимающийся формированием и поддержанием положительного общественного мнения о компании, персоналии (человеке),
продукте/товаре. 13
подобию коммерческой; существует также и такая специфическая сфера, как
социальная реклама).
Уровни и виды речевого воздействия
Я считаю, что реклама способна оказывать воздействие на адресата, для
достижения этой цели используются языковые средства различных уровней.
Это доказывают работы многих докторов психологических и филологических
наук, таких как Стернин6 Иосиф Абрамович, Доценко7 Евгений Леонидович,
Иссерс8 Оксана Сергеевна и другие.
В процессе работы по данной теме мне удалось выделить следующие
основные уровни речевого воздействия в просмотренной рекламе:
•
Синтаксический – установление причинноследственных связей прямые
вопросы, связки, уточняющие дополнения (дополнение наречиями и
прилагательными, глаголы и наречия, относящиеся ко времени, порядковые
числительные, употребляются подчинительные союзы со значением причины
и следствия – так что, потому что, следовательно, в результате чего, так как,
в связи с и т.д.).
•
Лексический использование лексики долженствования (глаголы в
повелительном наклонении), научной лексики, придающей большую
весомость рекламному продукту, использование языковых клише («научно
доказано...», «опытным путем мы выяснили», «вопервых, вовторых» и
т.д.)., не стоит забывать об эмоциональной составляющей слова. Например,
6 И.А. Стернин профессор кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета, доктор
филологических наук, заслуженный деятель науки РФ.
7 Е. Л. Доценко доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии института
психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ.
8 О. С. Иссерс советский российский филолог, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретической и
прикладной лингвистики; декан факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета 14
как можно употреблять синонимы (шпион – разведчик, убил – ликвидировал).
Одним из наиболее ярких средств речевого воздействия является метафора.
Её использование – это один из самых излюбленных приёмов журналистов и
рекламщиков.
Изучая научную литературу по данной теме, я пришел к выводу, что
большая часть филологов сходится во мнениях, и они выделяют практически
одинаковую классификацию речевых приемов.
Наиболее распространенные виды речевых приемов
•
Сравнение признаков (Нет числа этим восторженным
существительным, числительным и прилагательным, призванным создать у
целевой аудитории впечатление, что только этот продукт заслуживает
внимания, а все остальное – устаревшее и неэффективное. «Новинка»,
«уникальный», «революционный», «первый», «единственный», «больше»,
«эффективней» и так далее.)
•
Установление причинноследственных связей (Употребляются
подчинительные союзы со значением причины и следствия. В большинстве
случаев рекламисты не выстраивают предложения полностью, а делают так,
чтобы зритель сам провел причинноследственные связи и сделал вывод,
разумеется, в пользу товара.)
Запугивание (Люди пугливы. Особенно в том, что касается здоровья и
•
внешнего вида. Чем старше человек, тем больше он думает о здоровье.
Внешний вид также имеет для людей большое значение. В первой части
рекламного ролика озвучивается проблема, а во второй способ ее решения.
Самые яркие примеры применения этого пункта: рекламы, где стариков и
взрослых пугают повышенным уровнем холестерина, реклама зубной пасты, 15
где прохожим предлагают замерить количество бактерий на зубах, а потом
они сильно удивляются тому, что бактерий слишком много.)
Обращение к авторитетам (Человек не может быть компетентен
•
абсолютно во всех сферах жизни, поэтому ему свойственно прислушиваться к
людям, которые более компетентны и более авторитетны в тех или иных
вопросах. Именно поэтому в нашей рекламе столько людей в белых халатах и
экспертов лабораторий. Людям необходимо знать, что их выбор оправдан, а
товар, который они собираются приобрести, уже опробовали и подтвердили
его качество компетентные специалисты.)
•
Обращение к простым людям (Прием прямо противоположный
предыдущему, но от этого не менее эффективный. Люди в "белых халатах"
это хорошо, но ведь мы все с вами, как говорится, простые смертные. Все
хотят быть красивыми, умными, здоровыми, успешными, а значит, мы можем
полагаться на мнения друг друга, на мнения людей, попробовавших данный
товар/услугу до тебя. Этим и любят пользоваться специалисты по рекламе.
Чаще всего данный прием речевого воздействия встречается в виде рекламы
отзыва.)
•
Внушение (Приём основан на побуждение собеседника, принять на
веру сказанное без обдумывания и критического осмысления. Основой
внушения является ключевая фраза рекламного ролика, состоящая из
двух частей: в одной, как правило, звучит проблема, а в другой части
— руководство к действию, к решению данной проблемы)
Подмена понятий (Понятие ставится в один ряд с негативными
•
(позитивными) понятиями, вследствие чего и само приобретает негативный
(позитивный) смысл. Например, доказывается, что товар "А" – просто сказка) 16
Убеждение (Воздействие на сознание личности через обращение к ее
•
собственному критическому суждению. Языковым средством,
используемым в данном способе воздействия, является лексика
долженствования. В первой части текста обозначена проблема в виде
вопросительной конструкции, во второй части предлагается её решение) 17
Глава 5. Исследование. Приемы речевого воздействия в рекламе.
В ходе своего исследования я изучил рекламные ролики и объявления в
СМИ. Выяснилось, что реклама богата различными приемами речевого
манипулирования.
1. Сравнение признаков, качеств («Чистая линия»)
Лексический уровень: Впервые; в 2 раза больше; крепче в 2 раза; еще
красивее (прилагательные в простой сравнительной степени "крепкий" и
"красивый", образованные в первом случае с помощью суффикса е, а во
втором ее .)
2. Установление причинноследственных связей («Панангин»)
Синтаксический уровень:
Если буду принимать Панангин, сердце будет здоровым (придаточное
следствия)
Лексический уровень: Панангин питание для сердца (перефраз)
3. Запугивание («Йодомарин»)
Синтаксический уровень: Усталость. Проблемы с концентрацией.
Снижение работоспособности (использование односоставных назывных
предложений позволяет акцентировать внимание на рекламируемом
продукте)
4. Обращение к простым людям (Приложение4)
Лексический уровень: Как правило, это общедоступная лексика разговорного
характера.“... я превратилась в “вопросительный знак”...”; “... хотелось
лезть на стену…”;“... Я его пила во внутрь…” 5. Внушение (“Базирон АС от прыщей на лице”)
18
Синтаксический уровень: “Выкиньте из головы все, что знали
раньше”. ( Обобщённоличные предложения — предложения, в которых
действие относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Обобщённо
личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само
действие, а не лиц, которые его производят.) "Выкиньте" (глагол в
повелительном наклонении)
Лексический уровень: Прыщи это заболевание, известное как акне.
(теоретическое суждение)
6. Подмена понятий (Реклама Вольтарен Эмульгель)
Синтаксический уровень: Можно увидеть тот же прием, что и в
предыдущем ролике использование обобщённоличных предложений. Вновь
нам указывают на конкретное действие призывают "позаботиться" о
родителях при помощи глагола в повелительном наклонении.
7. Убеждение. Социальная реклама.
7.1 Реклама материнского капитала
Синтаксический уровень: Подрастет Анечка подумаем о Славике.
Вырастет Славик работать пойду ( бессоюзное сложное предложение,
вторая часть которого заключает в себе следствие)
Лексический уровень: Петенька, капитальчик, квартиру еще больше
купим… (эмоциональноокрашенная лексикауменьшительноласкательные
суффиксы и прилагательное в простой сравнительной степени)
7.2 Реклама ВТБ24 – «Люди и деньги» (акцентирование внимания
аудитории на личность знаменитого актера – В. Машкова ) 19
Лексический уровень: Лучше смотреть на деньги, а видеть людей. Людей,
события, вещи, свершения, возможности (градация)
Синтаксический уровень: Есть такие, у которых дар. (неполное
предложение)
7.3 Реклама МегаФон – Филолог (2016) (Евгений Стычкин)
Лексический уровень: «А 50% это падение или еще снижение?» (антитеза,
риторический вопрос); «Например, фантастическое или ошеломительное»
(градация); «улетное падение» (оксюморон); «наверное, падение; мне
кажется, что…; например» (использование вводных слов для того, чтобы
показать высокий культурный уровень героев)
Синтаксический уровень: гор используются вопросительные предложение, для
того, чтобы зрительная аудитория также отвечала на вопросы.
Опрос
Исходя из итогов наблюдений, я решил провести опрос (в качестве
опрашиваемых выступили люди разных возрастов), где от опрашиваемых
требовалось ответить на вопрос «Влияет ли реклама на выбор товара,
который вы хотите приобрести?» Также были предложены 4 варианта ответа.
Было опрошено 33 человека.
Да, но придерживаюсь правила «доверяй, но проверяй»30,3%
Да, реклама помогает в выборе продукции30,3%
Нет, только личному опыту18,18%
Нет, т.к. в рекламе освещены только положительные аспекты товара21,21% 20
Таким образом, мы видим, что всётаки люди доверяют рекламе, и она
влияет на выбор товара. Хотя есть и такие, которые полагаются только на
личный опыт.
Заключение
На современном рекламном рынке очень активно используются многие
методы манипулирования. Они являются эффективными за счёт обращения к
знаниям и стереотипам, которые находятся в сознании людей. Однако,
реклама, к сожалению, не всегда несёт в себе правдивую и честную
информацию.
Проанализировав собранный материал, я пришел к следующим выводам:
•
В каждом рекламном ролике присутствует хотя бы один из
способов речевого воздействия, следовательно, реклама оказывает некое
влияние на адресата;
•
Эффективность речевого воздействия зависит от особенностей
самого воздействия, от индивидуальных особенностей реципиента и от
ситуации воздействия;
Реклама проникла во все сферы нашей жизни, и поэтому хочется,
чтобы мы могли противостоять ее воздействию, чтобы мы не следовали слепо
за всеми уловкам рекламистов, а приобретали лишь качественные и нужные
товары и услуги. Список использованной литературы
21
Бердышев С.Н. Рекламный текст. Методика составления и
1.
оформления. М.: Дашков и Ко, 2008.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик
2.
рилейшнз»: Учебное пособие. – 2е издание. СПб.: Питер, 2003.
Иссерс О.С. Речевое воздействие. Учебное пособие. 2е изд. М.:
3.
Флинта: Наука, 2011.
Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Издво
4.
«КО», 2001.
5.
6.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=561038#1
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/4be4c2903db5c4ef05a5
6aac5078c5b3/1009689A.htm
7.
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RECHEVOE_
VOZDESTVIE.html
8.
9.
http://www.lingexpert.ru/conference/langlaw3/melikyan_tarabrina.html
http://nauchforum.ru/node/6646
10.
http://otherreferats.allbest.ru/marketing/00032329_0.html
11.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Речь
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Исследовательская работа по русскому языку "Приемы речевого воздействия в рекламе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.