Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
15.02.2018
В данной работе рассматриваются проблемы нравственного воспитания младших школьников в системе дополнительного образования. рассматриваются пути решения данной проблемы. А также теоретически обосновываются и экспериментально проверяются методы нравственного воспитания младших школьников в системе дополнительном образовании. Практической базой исследования явилось муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Ровесник» с. Соболево.
Исследовательская работа по нравственному воспитанию.docx
Российская Федерация
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»
Исследовательская работа по теме:
«Нравственное воспитание младших школьников
в системе дополнительного образования».
Автор: Кузьменко София Ильинична,
педагог дополнительного образования
руководитель клуба «Моя малая Родина»
1 с. Соболево, 2017г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Констатирующий этап………………………………………………….4
2. Формирующий этап…………………………………………………….7
3. Контрольный этап………………………………………………….......9
4. Анализ результатов работы……………………………………...........10
Литература…………………………………………………………............11
2 Введение
В образовательных организациях дополнительного образования детей
(далее ОО) накоплен не малый опыт и серьезный потенциал в сфере
формирования нравственной культуры у детей и молодежи. Однако следует
отметить ряд проблем,
значительно снижающих эффективность
обозначенного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Одной из проблем, является слабое программнометодическое
освещение вопросов нравственного воспитания в ОО дополнительного
образования детей. Анализ исходного состояния образовательных программ в
ОО данного типа показал, что при наибольшем количестве программ
художественноэстетического, общекультурного направления (85 %), лишь
сотая часть их ставит целью нравственное просвещение или приобщение к
духовнонравственной культуре и ценностям общества.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы
исследования: «Нравственное воспитание младших школьников в системе
дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить методы нравственного воспитания младших школьников в системе
дополнительном образовании.
Объект исследования – нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования – методы нравственного воспитания младших
школьников в системе дополнительном образовании.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования
мы поставили следующие задачи:
3 1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме нравственного
воспитания младших школьников.
2.Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном
возрасте.
3.Обосновать систему методов нравственного воспитания младших
школьников в системе дополнительного образования.
4. В опытной работе проверить эффективность методов.
Методы исследования:
изучение психологопедагогической и методической литературы по
проблеме исследования;
наблюдение за деятельностью школьников: анкетирование, беседа,
опрос;
опытноэкспериментальная работа, направленная на нравственное
воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьников в
системе дополнительного образования станет более эффективным при
соблюдении следующих педагогических условий:
выбор методов и форм работы ведется учетом возрастных
особенностей детей;
содержание, организация и формы работы имеют выраженную
нравственную, гуманистическую, общекультурную направленность;
занятия имеют специально разработанное программнометодическое
обеспечение.
Практической базой исследования явилось муниципальное
образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр
внешкольной работы «Ровесник» с. Соболево. В экспериментальной работе
участвовало 20 детей младшего школьного возраста.
Работа по нравственному воспитанию
4 1. Констатирующий этап
В начале учебного года в объединении была проведена игровая
программа «Давайте познакомимся».
Цель: изучить уровень нравственного развития личности обучающихся и
духовнонравственной атмосферы в коллективе объединения.
Дети играли в игру «Магазин». (Разработана О. В.Соловьевым). Первый
этап игры проходит в виде «куплипродажи». Ребятам предлагается
сформировать несколько небольших групп (по 5 человек в одной группе). Все
дети играют роль покупателей нравственных ценностей. «Купляпродажа»
осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные
качества: вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость,
которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в
неряшливость,
обмен на свои отрицательные:
недисциплинированность, жадность или же на свои положительные, которые у
грубость,
них имеются в избытке. После проведенной «куплипродажи», мы вместе с
детьми подвели итоги сделки. Обсудили, что нужно сделать для того, чтобы
«приобретённые», «купленные» положительные качества закрепить в
деятельности коллектива объединения. Результаты фиксируются в таблице.
На
втором этапе игры, в конце учебного года, детям предлагается
«приобрести» те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось
сформировать в своем характере в течение этого учебного года, а на аукцион
выставить «ненужные вещи», т.е. те отрицательные качества, которые ещё
сохранились у обучающихся объединения. При завершении игры мы подвели
итоги «торгов», помогли детям проанализировать результаты работы
коллектива объединения за прошедший период.
Также, была проведена диагностика нравственной воспитанности детей
по методике М.И. Шиловой адаптированной к условиям дополнительного
образования детей [Приложение 1]. Анализ психологических и нравственных
5 качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить
процесс развития личности, динамику ее становления. Содержательная
сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его
нравственную воспитанность. По уровню воспитанности обучающихся и
общей диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, педагог
как в отношении всего
может моделировать воспитательную работу,
коллектива, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого
отдельного ребенка в группе. Это доступная диагностическая программа,
которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности
школьника: отношение к обществу, патриотизм; отношение к умственному
труду; отношение к физическому труду; отношение к людям (проявление
нравственных качеств личности); саморегуляция личности (самодисциплина).
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся
качеств от 3го уровня до нулевого уровня.
Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют
педагоги. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому
показателю и вычисляется средний балл. Полученные средние баллы по
каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем
показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет
уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности воспитаника.
Невоспитанность от 0 до 10 баллов характеризуется отрицательным
опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием
педагогических воздействий,
саморегуляции.
неразвитостью самоорганизации
и
Низкий уровень воспитанности от 11 до 20 баллов представляется
слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое
регулируется в основном требованиями старших и другими внешними
6 стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация
ситуативны.
Средний уровень воспитанности от 21 до 40 баллов характеризуется
самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя
активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности от 31 до 40 баллов определяется устойчивой
и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе
активной общественной, гражданской позиции.
Так формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо,
однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа»,
помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в
группе и предусмотреть целенаправленную работу как с коллективом в целом,
так и с отдельными детьми.
По результатам анализа сводного листа на констатирующем этапе
[Приложение 5] видно, что у детей преобладают признаки второго уровня
проявления нравственноволевых качеств личности. Наиболее яркими
качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы
детей являются любознательность, отношение к физическому труду,
отношение к людям. Низкие показатели по графам: гордость за свою страну,
служение своим силам, забота о своём учреждении, самодисциплина.
2. Формирующий этап
В начале воспитательной работы нами был разработан календарный план
мероприятий на 20162017 учебный год, направленный на формирование
нравственных качеств обучающихся младших групп. [Приложение 2] При
разработке мероприятий были отобраны самые оптимальные методы и
формы работы с учетом возможностей и психологических особенностей
младших школьников. В своей работе мы руководствовались изречением
7 Сократа: «Не насиловать душу ученика, а вести его за собой, давать ему
делать робкие шаги».
При разработке плана решались следующие задачи: содействовать
творческому развитию каждого обучающегося; развивать субъектность
личности каждого обучающегося; воспитывать у детей любознательность,
самостоятельность, честность, личную инициативу; добиваться того, чтобы
каждый ребенок чувствовал себя равноправным членом коллектива, был
активным, общительным, разделял с педагогом ответственность за качество
знаний, умений, уровень овладения нравственноэтическими нормами;
создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного,
эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.
Для решения этих задач, мы выбрали коллективную деятельность и игру как
основные формы организации воспитательной работы.
В ходе формирующего этапа работы были проведены этические беседы.
Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или
фильма. 1. С кем бы хотел подружиться? 2. Почему? Какие качества
привлекают в герое? 3. А кто вам в жизни помогает в трудную минуту? 4. А
чем могут помочь телевизионные и литературные герои? В ходе бесед мы
вместе с детьми сделали вывод, что вымышленные герои могут помочь,
только показав пример силы или находчивости в выходе из критической
ситуации, в трудную минуту помогают близкие люди – мама, папа, друзья,
родственники. Проводились этические беседы о добре, трудолюбии,
уважении, любви по мотивам русских народных сказок.
Были проведены мероприятия: Конкурсно – игровая программа: «Что
такое доброта и что значит быть добрым?» [Приложение 3].
Цель: дать детям понятие, что доброта – одно из лучших качеств человека.
Сюжетноролевая игра: «Какой я?».
8 Цель: учить детей взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым
людям, воспитание культуре межличностных отношений.
Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику».
2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита».
Дети были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на
данную ситуацию. Дети отлично справились с таким видом работы, сценки
получились естественными, интересными. Можно сделать вывод о том, что
ребята хорошо знают правила этикета и умеют применять полученные знания.
Далее мы провели дискуссию о правилах этикета, дети сравнивали своё
поведение в повседневной жизни с правилами поведения и пришли к выводу,
что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные
поступки.
Для воспитания чувства уважения, благодарности к ветеранам Великой
Отечественной войны была организованна акция «Подарок ветерану»,
экскурсия в краеведческий музей «Зал боевой славы». Дети изготавливали
сувениры и подарки для ветеранов и тружеников тыла.
Для сплоченности коллектива, для воспитания культуры межличностных
были организованны творческие мастерские:
взаимоотношений
«Мастерская Деда Мороза», «Птичья столовая». Задача мероприятий
была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой,
уважать мнения друг друга. Работа шла дружно и весело. Ребята делились
своими творческими идеями, принимали совместные решения, проявляли
уважение к мнению друг друга, действовали сообща.
Для воспитания уважения к народным традициям, чувства гордости за свой
народ были проведены конкурсно – игровые программы:
«Именины
Домовёнка», «Рождество Светлый праздник», «Масленица». Дети
в проведении данных
принимали активное участие в подготовке и
мероприятий.
9 Для воспитания чувства любви и уважения к мамам к празднику «День
Матери» дети готовили подарки.
Вместе с экологическим объединением организовали воспитательное дело
«Живи ручей».
Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.
Дети очистили часть ручья от мусора, изготовили и развесили листовки с
призывом «Не засоряйте ручей!».
3. Контрольный этап
В рамках контрольного этапа была проведена повторная диагностика
изучения уровня нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.
Данные записали в сводный лист. [Приложение 5] Для сравнения
результатов диагностики были составлены сравнительные диаграммы по
каждому показателю. Из составленных диаграмм мы видим, что на том же
уровне остались восемь детей и три на низком уровне в показателе
«Отношение к обществу. [Приложение 6] Ребята плохо интересуются
историческим прошлым.
Два ребенка на низком уровне остались в
показателях «Отношение к умственному труду» [Приложение 7], трое детей
остались на том же уровне. Остальные дети показали на 12 балла больше, чем
на констатирующем этапе. В показателях «Отношение к физическому труду»
[Приложение 8], только четыре ребенка остались на том же уровне.
Остальные дети показали средний результат с ростом на 0,51 балла. Высокие
баллы по показателям «Отношение к людям».[Приложение 9] Только три
ребенка остались на том же уровне. Высокий уровень у всех детей и заметно
вырос по показателям «Самодисциплина». [Приложение 10] На высоком
уровне нравственной воспитанности оказалось большее число детей, чем до
эксперимента.
Особенно повысились показатели по критерию
10 «Самодисциплина». Дети стали более активно принимать участие в
общественных делах.
4. Анализ результатов работы
Данная работа показала, что у детей, средний уровень нравственного
воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими
умениями. Работу по формированию нравственности надо продолжать.
Вывод: необходимо проведение тематических бесед, конкурсов, викторин,
совместное с детьми обсуждение пословиц, поговорок, отрывков из русских
народных сказок. Следует обратить внимание на развитие у ребят чувства
гордости за свою страну, село, образовательную организацию, свой коллектив,
что является проявлением патриотизма. Необходимо поддерживать
заинтересованность детей историей и культурой своего Отечества, прививать
любовь к родному краю, природе, своим родным и близким.
Список литературы
1. Аверина, Н.Г. О духовнонравственном воспитании младших
школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. 2005 №11 С. 6871
2. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В.
Бабаян // Педагогика 2005 №2. С. 6768
3. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей
4.
5.
/Л.И.Божович // Вопросы психологии. М. :Просвещение, 1975. 254с.
Диагностика нравственноэстетической
воспитанности детей и подростков в учреждении дополнительного
Дайлидене,
В.С.
образования детей / В. С. Дайлидене, И.А. Форхшатова. Оренбург :
Издво ОГПУ, 2008 128 с.
Евладова, Е.Б. Духовнонравственное воспитание школьников в
системе дополнительного образования детей. Вера и время / Е.Б.
11 [Электронный
Евладова
доступа: //www.verav.ru/common/mpublic.php?num=17
Жукова, Н.Н. О духовнонравственном воспитании в контексте
ресурс].
Режим
6.
повышения квалификации педагогов дополнительного образования
детей / Н.Н. Жукова // Вестник ИРО. 2009. №4 (7). С.36.
7. Леднев, В.С. Духовнонравственная культура в образовании человека /
В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 №6 –3.
Шилова, М.И. Теория и технология отслеживания результатов
воспитания школьников / М.И. Шилова // Клас. рук. 2000. Теория
воспитания. № 6. C. 1943.
Шанина, Н.Н. Духовнонравственное воспитание в системе
8.
9.
дополнительного образования детей / Н.Н. Шанина [Электронный
ресурс]Режим доступа: //www.reos.ru/reos/giep/giep.nsf/html/STATYA14
12
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Исследовательская работа по теме: "Нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.