Исследовательская работа по теме «Ох уж эти фразеологизмы!»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 22.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

фильм "Соц.опрос"

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Выступление к проекту.docx
Выступление к проекту  «Ох уж эти фразеологизмы!» I. Введение   Актуальность: (1 слайд)     ­ Готовясь к олимпиаде по русскому языку, я столкнулась с проблемой  отсутствие   «багажа»     знаний   о   фразеологизмах,   с   большим   трудом   находила фразеологические   обороты,   не   понимала       значение   многих   из   них,   не   умела употреблять фразеологизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского   языка,  часть   культуры   нашего   народа, –  должны   возвратиться   в  речь подростков и обогатить её.   Хочу узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу. (2 слайд) ­ Я поставила перед собой   цель:  проведя определённые исследования в области языкознания, изучить «природу»   фразеологизмов и учиться на примере русских   народных   сказок   и   произведений   русских   писателей­классиков употреблять фразеологизмы в своей речи  Для достижения цели должна решить  следующие  задачи:  выяснить источники происхождения фразеологизмов; • произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах; • • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;  • составить свой словарь фразеологизмов. (3слайд)   ­  В   своей   работе   я   использовала   методы   исследования,   наблюдения, социологического опроса, логический анализ, метод обобщения  ­ Мною был составлен план­график подготовки и реализации проекта: (4слайд)  II. Основная часть 1 Понятие фразеологизм ­   Вставлять   палки   в   колёса,   водить   за   нос,   кот   наплакал…     Как   часто   мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?        (5 слайд)         Русский учёный Н. М. Шанский утверждал: «Для тех, кто интересуется историей, культурой   своего   народа,   фразеология   –   одна   из   самых   увлекательных   и занимательных  сфер языка».(6 слайд) ­  Исследуя разные информационные источники, я познакомилась  с понятием   «фразеологизм».       Узнала,   что   фразеологизмы   –   это   устойчивые сочетания   слов,   близкие   по   лексическому   значению   одному   слову.   Поэтому фразеологизмы   часто   можно   заменить   одним   словом,   менее   выразительным. Давайте   рассмотрим   это   утверждение     на   примерах:   на   краю   света   (земли)   – далеко; намылить шею – проучить, наказать;  пешком ходит под стол – маленький; зуб на зуб не попадает – замёрз; зарубить на носу – запомнить; как в воду глядеть – предвидеть и т.д.   Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18   века   они   объяснялись   в   специальных   сборниках   и   толковых   словарях   под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки.   Еще   М.   В.   Ломоносов,   составляя   план   словаря   русского   литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идиоматизмы», «речения», то   есть   обороты,   выражения.   Однако   фразеологический   состав   русского   языка стал изучаться сравнительно недавно. 2 Источники  фразеологизмов Работая над проектом, я познакомилась с источниками   фразеологизмов:  (7 слайд) 1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица); 2) старославянские (ищите и обрящете); 3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту); 4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку) Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей   нашей   Родины,   с   некоторыми   обычаями   предков,   их   работой.   Так выражение «Семь раз отмерь, один раз отрежь»………. ­ Очень интересными мне показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:      (8 слайд) Сизифов труд – бесконечная, бесплодная (бесполезная) работа. Яблоко раздора ­ причина спора, вражды. ­ Познакомилась с фразеологизмами, пришедшими из Библии: (9 слайд) Зарыть   талант   в   землю   –   о   человеке,   не   развивающем   свои   природные способности.Манна небесная – неожиданная удача, чудесная помощь. 3. Фразеологизмы: синонимы, антонимы, омонимы ­   Узнала,   что   у   фразеологизмов   бывают   омонимы,   синонимы   и   антонимы  (10 слайд) ­ Примеры фразеологизмов­ омонимов (11 слайд) Пустить петуха  ­ означает  фальшиво произвести мелодию Пустить петуха – это поджечь что­то.  ­ Примеры фразеологизмов­ синонимов (12 слайд) Ума палата ­ семи пядей во лбу   Голова на плечах ­ светлая голова.  ­ Примеры фразеологизмов­антонимо (13 слайд) Хоть пруд пруди ­  кот наплакал.  Засучив рукава – спустя рукава. 4.Употребление фразеологизмов в произведениях художественной литературы  (14 слайд) ­Мною была проведена определённая исследовательская работа, в  результате которой я узнала, употребляют ли наши писатели в своих  произведениях фразеологизмы Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них я  нашли 13 фразеологизмов: вот некоторые из них  «Две собаки»: ходить на задних лапах;   «Обезьяна»: мартышкин труд;  «Кот и повар»: а Васька слушает да ест; В рассказах Николая Носова были найдены такие  фразеологизмы:   бежать во всю прыть, бить  баклуши,  броситься наутёк15   слайд)  Знакомясь   со   сказками     Салтыкова­Щедрина     и     русскими народными сказками, я нашла много  фразеологизмов. ­Такая кропотливая исследовательская работа позволила мне  сделать вывод: наши   писатели   очень   часто   употребляют   в   своих   произведениях фразеологические   обороты,   которые   помогают   им   ярко,   образно   дать характеристику   герою,  логично,   последовательно   изложить     свои   мысли, сделать   речь   насыщенной,   эмоциональной,   богатой.   К   чему   и   нам   надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков. 5.Социологический опрос       Мне     стало   интересно,   а   знают   ли   окружающие   меня   люди   о   фразеологизмах?   Я   провела   социологический   опрос   среди   взрослых (родителей и педагогов школы)  и детей               (16 слайд) Были заданны следующие вопросы: ­ Давайте послушаем ответы на эти вопросы (видеоролик) В результате опроса я узнала, что: (17 вопрос) ­ 62% взрослых знают, что такое фразеологизм; из детей 80% знают. ­ чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной разговорной речи, дети – в художественных произведениях и в баснях; ­из   всего   богатства   фразеологизмов   чаще   всего   в   речи   наших респондентов звучали фразеологизмы  бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу; ­респонденты­взрослые впервые услышали фразеологические обороты в школе, респонденты­дети – в детском саду и в школе; ­среди   респондентов­взрослых   65   %   не   употребляют   в   своей   речи фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в своей речи 45 %; ­происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей неизвестным и только 15 %   взрослых назвали источником происхождения Библию и мифы и  21   %  детей назвали древнюю Русь.       Я пришла к выводу, что, для того чтобы ребята и взрослые лучше знали русский   язык,   могли   употреблять   в   своей   речи   фразеологизмы,   им необходимо разъяснить, что же такое фразеологизмы, с какой целью мы их употребляем,   происхождение   и   значение   некоторых   фразеологизмов. Поэтому, следующий этап ­  создание своего фразеологического словаря.6.Фразеологические словари   ­   Я   узнала,   что   существуют   фразеологические   словари,  в   которых представлены   источники   происхождения   фразеологизмов,   их   значение, например, Н.М. Шанский,   «Учебный фразеологический словарь» (18 слайд) (19­21   слайды).­   Я   предложила   своим   одноклассникам   создать   свой классный фразеологический словарь. Для этого каждый ученик нашего класса выбрал понравившийся ему фразеологизм, нашёл его значение и нарисовал к нему   иллюстрацию.   Теперь   на   уроках   русского   языка   и   литературы   мы пользуемся своим словарём  III.Заключение ­ Каков же результат моей работы? (22 слайд) Самое главное – я   узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала.  Поистине, велик и могуч наш русский язык!  Я  и мои одноклассники  усвоили  значение понятия «фразеологизм». Познакомились с источниками фразеологизмов русского языка. Составили словарь фразеологизмов и продолжаем над ним работать. Работала с фразеологизмами­омонимами, синонимами, антонимами.  Узнала историю происхождения многих фразеологизмов. Я пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать,   обращаться   к   различным   словарям,   вести   поисковую   работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных. ­   В   дальнейшем   я   хотела   бы   продолжить   работу   над   этой   интересной   и увлекательной темой: 1 провести классные часы о фразеологизмах для учащихся младших классов и среднего звена; (23 слайд) Литература  (24 слайд) Спасибо за внимание!