Выступление к проекту
«Ох уж эти фразеологизмы!»
I. Введение
Актуальность: (1 слайд)
Готовясь к олимпиаде по русскому языку, я столкнулась с проблемой
отсутствие «багажа» знаний о фразеологизмах, с большим трудом находила
фразеологические обороты, не понимала значение многих из них, не умела
употреблять фразеологизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт
русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в речь
подростков и обогатить её. Хочу узнать как можно больше о фразеологизмах,
проведя определённую поисковую работу.
(2 слайд) Я поставила перед собой цель: проведя определённые исследования в
области языкознания, изучить «природу» фразеологизмов и учиться на примере
русских народных сказок и произведений русских писателейклассиков
употреблять фразеологизмы в своей речи
Для достижения цели должна решить следующие задачи:
выяснить источники происхождения фразеологизмов;
• произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;
•
• познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
•
составить свой словарь фразеологизмов.
(3слайд) В своей работе я использовала методы исследования, наблюдения,
социологического опроса, логический анализ, метод обобщения
Мною был составлен планграфик подготовки и реализации проекта: (4слайд)
II. Основная часть
1 Понятие фразеологизм
Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал… Как часто мы
употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение? (5
слайд)
Русский учёный Н. М. Шанский утверждал: «Для тех, кто интересуется историей,
культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и
занимательных сфер языка».(6 слайд) Исследуя разные информационные источники, я познакомилась с
понятием «фразеологизм». Узнала, что фразеологизмы – это устойчивые
сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому
фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
Давайте рассмотрим это утверждение на примерах: на краю света (земли) –
далеко; намылить шею – проучить, наказать; пешком ходит под стол – маленький;
зуб на зуб не попадает – замёрз; зарубить на носу – запомнить; как в воду глядеть –
предвидеть и т.д.
Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца
18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под
различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и
поговорки.
Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного
языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идиоматизмы», «речения»,
то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка
стал изучаться сравнительно недавно.
2 Источники фразеологизмов
Работая над проектом, я познакомилась с источниками фразеологизмов: (7
слайд)
1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица);
2) старославянские (ищите и обрящете);
3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);
4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)
Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер
русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с
историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так
выражение «Семь раз отмерь, один раз отрежь»……….
Очень интересными мне показались фразеологизмы, пришедшие из мифов: (8
слайд)
Сизифов труд – бесконечная, бесплодная (бесполезная) работа.
Яблоко раздора причина спора, вражды.
Познакомилась с фразеологизмами, пришедшими из Библии: (9 слайд)
Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные
способности.Манна небесная – неожиданная удача, чудесная помощь.
3. Фразеологизмы: синонимы, антонимы, омонимы
Узнала, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы (10
слайд)
Примеры фразеологизмов омонимов (11 слайд)
Пустить петуха означает фальшиво произвести мелодию
Пустить петуха – это поджечь чтото.
Примеры фразеологизмов синонимов (12 слайд)
Ума палата семи пядей во лбу
Голова на плечах светлая голова.
Примеры фразеологизмовантонимо (13 слайд)
Хоть пруд пруди кот наплакал.
Засучив рукава – спустя рукава.
4.Употребление фразеологизмов в произведениях художественной
литературы
(14 слайд) Мною была проведена определённая исследовательская работа, в
результате которой я узнала, употребляют ли наши писатели в своих
произведениях фразеологизмы
Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них я
нашли 13 фразеологизмов: вот некоторые из них
«Две собаки»: ходить на задних лапах;
«Обезьяна»: мартышкин труд;
«Кот и повар»: а Васька слушает да ест;
В рассказах Николая Носова были найдены такие фразеологизмы:
бежать во всю прыть, бить
баклуши, броситься наутёк15 слайд) Знакомясь со сказками СалтыковаЩедрина и русскими
народными сказками, я нашла много фразеологизмов.
Такая кропотливая исследовательская работа позволила мне сделать вывод:
наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях
фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать
характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли,
сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо
стремиться. А учиться нужно у наших классиков.
5.Социологический опрос
Мне
стало интересно, а знают ли окружающие меня люди о
фразеологизмах? Я провела социологический опрос среди взрослых
(родителей и педагогов школы) и детей (16 слайд)
Были заданны следующие вопросы:
Давайте послушаем ответы на эти вопросы (видеоролик)
В результате опроса я узнала, что: (17 вопрос)
62% взрослых знают, что такое фразеологизм; из детей 80% знают.
чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной
разговорной речи, дети – в художественных произведениях и в баснях;
из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи наших
респондентов звучали фразеологизмы бить баклуши, разбиться в лепёшку,
зарубить на носу;
респондентывзрослые впервые услышали фразеологические обороты в
школе, респондентыдети – в детском саду и в школе;
среди респондентоввзрослых 65 % не употребляют в своей речи
фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в
своей речи 45 %;
происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей
неизвестным и только 15 % взрослых назвали источником происхождения
Библию и мифы и 21 % детей назвали древнюю Русь.
Я пришла к выводу, что, для того чтобы ребята и взрослые лучше знали
русский язык, могли употреблять в своей речи фразеологизмы, им
необходимо разъяснить, что же такое фразеологизмы, с какой целью мы их
употребляем, происхождение и значение некоторых фразеологизмов.
Поэтому, следующий этап создание своего фразеологического словаря.6.Фразеологические словари
Я узнала, что существуют фразеологические словари, в которых
представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение,
например, Н.М. Шанский, «Учебный фразеологический словарь» (18 слайд)
(1921 слайды). Я предложила своим одноклассникам создать свой
классный фразеологический словарь. Для этого каждый ученик нашего класса
выбрал понравившийся ему фразеологизм, нашёл его значение и нарисовал к
нему иллюстрацию. Теперь на уроках русского языка и литературы мы
пользуемся своим словарём
III.Заключение
Каков же результат моей работы? (22 слайд)
Самое главное – я узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не
слышала.
Поистине, велик и могуч наш русский язык!
Я и мои одноклассники усвоили значение понятия «фразеологизм».
Познакомились с источниками фразеологизмов русского языка.
Составили словарь фразеологизмов и продолжаем над ним работать.
Работала с фразеологизмамиомонимами, синонимами, антонимами.
Узнала историю происхождения многих фразеологизмов.
Я пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими
оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше
читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу,
обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.
В дальнейшем я хотела бы продолжить работу над этой интересной и
увлекательной темой:
1 провести классные часы о фразеологизмах для учащихся младших
классов и среднего звена;
(23 слайд) Литература
(24 слайд) Спасибо за внимание!