Исследовательская работа по теме «Ох уж эти фразеологизмы!»
Оценка 4.6

Исследовательская работа по теме «Ох уж эти фразеологизмы!»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
4 кл
22.01.2017
Исследовательская работа по теме  «Ох уж эти фразеологизмы!»
фильм "Соц.опрос"
Публикация является частью публикации:
Выступление к проекту.docx
Выступление к проекту  «Ох уж эти фразеологизмы!» I. Введение   Актуальность: (1 слайд)     ­ Готовясь к олимпиаде по русскому языку, я столкнулась с проблемой  отсутствие   «багажа»     знаний   о   фразеологизмах,   с   большим   трудом   находила фразеологические   обороты,   не   понимала       значение   многих   из   них,   не   умела употреблять фразеологизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского   языка,  часть   культуры   нашего   народа, –  должны   возвратиться   в  речь подростков и обогатить её.   Хочу узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу. (2 слайд) ­ Я поставила перед собой   цель:  проведя определённые исследования в области языкознания, изучить «природу»   фразеологизмов и учиться на примере русских   народных   сказок   и   произведений   русских   писателей­классиков употреблять фразеологизмы в своей речи  Для достижения цели должна решить  следующие  задачи:  выяснить источники происхождения фразеологизмов; • произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах; • • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;  • составить свой словарь фразеологизмов. (3слайд)   ­  В   своей   работе   я   использовала   методы   исследования,   наблюдения, социологического опроса, логический анализ, метод обобщения  ­ Мною был составлен план­график подготовки и реализации проекта: (4слайд)  II. Основная часть 1 Понятие фразеологизм ­   Вставлять   палки   в   колёса,   водить   за   нос,   кот   наплакал…     Как   часто   мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?        (5 слайд)         Русский учёный Н. М. Шанский утверждал: «Для тех, кто интересуется историей, культурой   своего   народа,   фразеология   –   одна   из   самых   увлекательных   и занимательных  сфер языка». (6 слайд) ­  Исследуя разные информационные источники, я познакомилась  с понятием   «фразеологизм».       Узнала,   что   фразеологизмы   –   это   устойчивые сочетания   слов,   близкие   по   лексическому   значению   одному   слову.   Поэтому фразеологизмы   часто   можно   заменить   одним   словом,   менее   выразительным. Давайте   рассмотрим   это   утверждение     на   примерах:   на   краю   света   (земли)   – далеко; намылить шею – проучить, наказать;  пешком ходит под стол – маленький; зуб на зуб не попадает – замёрз; зарубить на носу – запомнить; как в воду глядеть – предвидеть и т.д.   Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18   века   они   объяснялись   в   специальных   сборниках   и   толковых   словарях   под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки.   Еще   М.   В.   Ломоносов,   составляя   план   словаря   русского   литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идиоматизмы», «речения», то   есть   обороты,   выражения.   Однако   фразеологический   состав   русского   языка стал изучаться сравнительно недавно. 2 Источники  фразеологизмов Работая над проектом, я познакомилась с источниками   фразеологизмов:  (7 слайд) 1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица); 2) старославянские (ищите и обрящете); 3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту); 4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку) Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей   нашей   Родины,   с   некоторыми   обычаями   предков,   их   работой.   Так выражение «Семь раз отмерь, один раз отрежь»………. ­ Очень интересными мне показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:      (8 слайд) Сизифов труд – бесконечная, бесплодная (бесполезная) работа. Яблоко раздора ­ причина спора, вражды. ­ Познакомилась с фразеологизмами, пришедшими из Библии: (9 слайд) Зарыть   талант   в   землю   –   о   человеке,   не   развивающем   свои   природные способности. Манна небесная – неожиданная удача, чудесная помощь. 3. Фразеологизмы: синонимы, антонимы, омонимы ­   Узнала,   что   у   фразеологизмов   бывают   омонимы,   синонимы   и   антонимы  (10 слайд) ­ Примеры фразеологизмов­ омонимов (11 слайд) Пустить петуха  ­ означает  фальшиво произвести мелодию Пустить петуха – это поджечь что­то.  ­ Примеры фразеологизмов­ синонимов (12 слайд) Ума палата ­ семи пядей во лбу   Голова на плечах ­ светлая голова.  ­ Примеры фразеологизмов­антонимо (13 слайд) Хоть пруд пруди ­  кот наплакал.  Засучив рукава – спустя рукава. 4.Употребление фразеологизмов в произведениях художественной литературы  (14 слайд) ­Мною была проведена определённая исследовательская работа, в  результате которой я узнала, употребляют ли наши писатели в своих  произведениях фразеологизмы Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них я  нашли 13 фразеологизмов: вот некоторые из них  «Две собаки»: ходить на задних лапах;   «Обезьяна»: мартышкин труд;  «Кот и повар»: а Васька слушает да ест; В рассказах Николая Носова были найдены такие  фразеологизмы:   бежать во всю прыть, бить  баклуши,  броситься наутёк 15   слайд)  Знакомясь   со   сказками     Салтыкова­Щедрина     и     русскими народными сказками, я нашла много  фразеологизмов. ­Такая кропотливая исследовательская работа позволила мне  сделать вывод: наши   писатели   очень   часто   употребляют   в   своих   произведениях фразеологические   обороты,   которые   помогают   им   ярко,   образно   дать характеристику   герою,  логично,   последовательно   изложить     свои   мысли, сделать   речь   насыщенной,   эмоциональной,   богатой.   К   чему   и   нам   надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков. 5.Социологический опрос       Мне     стало   интересно,   а   знают   ли   окружающие   меня   люди   о   фразеологизмах?   Я   провела   социологический   опрос   среди   взрослых (родителей и педагогов школы)  и детей               (16 слайд) Были заданны следующие вопросы: ­ Давайте послушаем ответы на эти вопросы (видеоролик) В результате опроса я узнала, что: (17 вопрос) ­ 62% взрослых знают, что такое фразеологизм; из детей 80% знают. ­ чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной разговорной речи, дети – в художественных произведениях и в баснях; ­из   всего   богатства   фразеологизмов   чаще   всего   в   речи   наших респондентов звучали фразеологизмы  бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу; ­респонденты­взрослые впервые услышали фразеологические обороты в школе, респонденты­дети – в детском саду и в школе; ­среди   респондентов­взрослых   65   %   не   употребляют   в   своей   речи фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в своей речи 45 %; ­происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей неизвестным и только 15 %   взрослых назвали источником происхождения Библию и мифы и  21   %  детей назвали древнюю Русь.       Я пришла к выводу, что, для того чтобы ребята и взрослые лучше знали русский   язык,   могли   употреблять   в   своей   речи   фразеологизмы,   им необходимо разъяснить, что же такое фразеологизмы, с какой целью мы их употребляем,   происхождение   и   значение   некоторых   фразеологизмов. Поэтому, следующий этап ­  создание своего фразеологического словаря. 6.Фразеологические словари   ­   Я   узнала,   что   существуют   фразеологические   словари,  в   которых представлены   источники   происхождения   фразеологизмов,   их   значение, например, Н.М. Шанский,   «Учебный фразеологический словарь» (18 слайд) (19­21   слайды).­   Я   предложила   своим   одноклассникам   создать   свой классный фразеологический словарь. Для этого каждый ученик нашего класса выбрал понравившийся ему фразеологизм, нашёл его значение и нарисовал к нему   иллюстрацию.   Теперь   на   уроках   русского   языка   и   литературы   мы пользуемся своим словарём  III.Заключение ­ Каков же результат моей работы? (22 слайд) Самое главное – я   узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала.  Поистине, велик и могуч наш русский язык!  Я  и мои одноклассники  усвоили  значение понятия «фразеологизм». Познакомились с источниками фразеологизмов русского языка. Составили словарь фразеологизмов и продолжаем над ним работать. Работала с фразеологизмами­омонимами, синонимами, антонимами.  Узнала историю происхождения многих фразеологизмов. Я пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать,   обращаться   к   различным   словарям,   вести   поисковую   работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных. ­   В   дальнейшем   я   хотела   бы   продолжить   работу   над   этой   интересной   и увлекательной темой: 1 провести классные часы о фразеологизмах для учащихся младших классов и среднего звена; (23 слайд) Литература  (24 слайд) Спасибо за внимание!

Исследовательская работа по теме «Ох уж эти фразеологизмы!»

Исследовательская работа по теме  «Ох уж эти фразеологизмы!»

Исследовательская работа по теме «Ох уж эти фразеологизмы!»

Исследовательская работа по теме  «Ох уж эти фразеологизмы!»

Исследовательская работа по теме «Ох уж эти фразеологизмы!»

Исследовательская работа по теме  «Ох уж эти фразеологизмы!»

Исследовательская работа по теме «Ох уж эти фразеологизмы!»

Исследовательская работа по теме  «Ох уж эти фразеологизмы!»

Исследовательская работа по теме «Ох уж эти фразеологизмы!»

Исследовательская работа по теме  «Ох уж эти фразеологизмы!»
Скачать файл