Городское соревнование юных исследователей
«Шаг в будущее Юниор»
Направление:
Проблемы человека и общества.
Тема:
Школьная форма? Всегда «за»!
МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов,
Войтова Валерия Юрьевна
Автор работы:
4 класс
Научный руководитель:
Ширгазина Рузиля Кашифовна, учитель начальных классов высшей
квалификационной категории,
МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов. г. Сургут
Оглавление.
2
Стр.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История возникновения школьной формы………………………….46
Глава 2. Школьная форма за рубежом………………………………………...7
Глава 3.Точки зрения специалистов на проблему…………………………8 9
Глава 4. Результаты анкетирования………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………….1113
Список литературы …………….……… …………………………………..14
Приложение 12. Модельеры предлагают……………………………1516 3
Введение.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что во многих
школах России перестала существовать школьная форма. Периодически в
нашей стране возникает волна интереса к отсутствующей школьной форме.
Перед началом учебного года во многих средствах массовой информации
обсуждается вопрос введения школьной формы, свое мнение высказывают
педагоги, ученики, родители, директора школ, журналисты, социологи,
модельеры. Тогда я заинтересовалась вопросом существования школьной
формы в странах Европы и ее происхождением. В данной работе я решила
исследовать проблему необходимости введения школьной формы в
Российских школах. Для этого я проанализировала историю происхождения
школьной формы в нашей стране и в зарубежных странах. Мне было
интересно выяснить мнение моих одноклассников, учителей школы и
родителей по вопросу: «Нужна ли школьная форма?»
Цель исследования: изучить историю школьной формы и предлагать
современные модели для школьников.
Задачи исследования:
Познакомиться с историей школьной формы в России
Познакомиться с историей школьной формы за рубежом
Изучить точки зрения психологов, врачей по проблеме исследования.
Методы исследования:
работа с источниками и их анализ;
беседы с людьми;
анкетирование.
Объект исследования: школьная форма 4
Предмет исследования модели нового школьного костюма.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что с введением нового
школьного костюма в школе создастся благоприятная обстановка для учёбы,
улучшится дисциплина, школа приобретёт своё лицо.
Глава 1. История возникновения школьной формы.
У школьной формы в России богатая история. В школах царского
времени школьная форма была только у детей привилегированных классов.
Гимназисты носили строгие костюмы темного цвета с воротником стойкой и
металлическими пуговицами. Гимназистки одевались в темные длинные
платья с черными фартуками. Дети простого люда ходили в школы в своей
обычной ежедневной одежде.
История школьной формы в России начинается в 1834г. Тогда был принят
закон, утверждающий общую систему всех гражданских мундиров в империи. 5
Но форма была введена лишь для мальчиков. Её фасон менялся 4 раза в 1855,
1868, 1896 и в 1913 годах. А в 1896 году было утверждено положение о
гимназической форме для девочек. Форма учащихся средних учебных заведений
имела полувоенный характер. Гимназический и студенческий мундир входили в
систему всех гражданских мундиров Российской империи, отличались
изысканной простотой и являлись отличительным признаком принадлежности к
высшему обществу.
До 1917 года школьная форма была сословным признаком так, как
учились в гимназиях только дети состоятельных семей. Форму носили не только в
гимназии, но, и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была
предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного
фасона, а девочкам тёмные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
В 1918 году декрет о «единой школьной форме» отменил форму учащихся,
признав её наследием царскополицейского режима. Но, в 1949 году единая
школьная форма была введена для всех учащихся. Она была доступной по цене, но
однообразной, т.к. основной задачей было одеть всех после долгих лет нищеты.
Коричневое шерстяное платье с черным фартуком для девочек и строгий синий
костюм для мальчиков. Только в торжественных случаях девочки меняли черный
фартук на белый, а мальчики наряжались в белые рубашки.
Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассникимальчики 1
сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с
кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма
для девочек практически не изменилась. 6
В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько
моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным
(повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком,
завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно
украшены кружевными отложными воротничками и манжетами. Ношение
воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки
могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые
(парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В целом,
форма для девочек практически полностью копировала форму российской
дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки
носили соломенные шляпки. Строгость нравов
эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые
незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной
формы сурово карались администрацией учебного заведения.
В 80х годах, когда контроль над соблюдением школьной формы стал менее
строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими 7
нарукавными нашивками. Процесс демократизации школьной одежды начался
изнутри, подросткам были необходимы перемены. Наступил экономический
кризис в стране. Произошло расслоение населения. Изменились материальные
возможности разных слоев населения. В 1988году в порядке эксперимента
некоторым школам разрешено было отказаться от ношения школьной формы, а
через четыре года она была официально отменена во всех образовательных
учреждениях Российской Федерации, согласно «закону об образовании». В начале
девяностых годов школьная форма стала свободной.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но
многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые
школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность
учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы,
принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по
согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму
вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих
школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового
стиля.
Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с
белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний
звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники.
Глава 2. Школьная форма за рубежом.
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма,
является Великобритания. В некоторых колледжах рекомендуется носить
школьную форму стоимость, которой входит в стоимость обучения за один 8
учебный год. Во Франции единая школьная форма существовала в 1927—1968
годах. В Польше — до 1988 года.
В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а
также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда брюки и
юбки темносинего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении.
В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся
формой, так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно,
даже во времена Третьего рейхашкольники не имели единой формы — они
приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда (или
иных детских общественных организаций).
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В
государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах
введены правила ношения одежды . На Кубе форма обязательна для всех
учащихся школ и высших учебных заведений.
В Японии на пике моды одежда, напоминающая школьную форму,
неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен
школы носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц:
белые блузки, темноголубые плиссированные миниюбки, высокие, до колен,
гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли. Католические
школы, например, в Брюсселе, используют определенного вида форму, в
частности, с обязательной типовой юбкой плиссе синего цвета. Ношение
формы в католических школах практически всегда является обязательным.
Глава 3.Точки зрения специалистов на проблему
Мы изучили разные точки зрения на поднятую нами проблему. 9
Мнение врачей сводится к мысли, что одежда ребёнка должна быть, прежде
всего, безопасной для здоровья. Поясничнокрестцовая область и нижняя
часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие
функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы,
спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению
нервных окончаний и спазму сосудов. Нарушенное кровоснабжение
одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для
организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов,
происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение
венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом
тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы,
мочевого пузыря, кишечника. А именно в такую, не самую лучшую, с точки
зрения медицины, одежду одевается большинство подростков.
Валеологи считают, что
• Одежда должна быть: чистой, удобной, не стеснять движений.
• Сшитый по последней моде костюм, но не отвечающий данным
требованиям, проигрывает рядом со скромной, но чистой формой.
• Одежда должна быть: разнообразной, соответствовать возрасту,
полу.
• Не всё равно, что на тебе одето, было бы тепло, но не жарко, не
мешало бы двигаться и работать. Она должна меняться в течение
дня, в течение года.
Психологи, размышляя на эту тему, считают, что школьная форма нужна.
Она приучает к дисциплине, развивает дух корпоративности. Отсутствие
школьной формы подчеркивает усиливающееся в последнее время
социальное неравенство. Вопрос только в том, какая она будет? Самый
лучший цвет для формы – это неяркий темно – синий, темно – зеленый и их
вариации. Исключаются яркие, насыщенные цвета. Они пробуждают у ребенка 10
агрессию. Черный, напротив, способствует депрессии. Кстати, сочетание
черного с белым, которое требуют во многих российских школах,
допускается лишь в исключительных случаях – на парадах, торжественных
линейках. Столь резкий контраст утомляет зрение и способен вызвать
головную боль.
Доводы за школьную форму:
• Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к
сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности,
коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
• Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность
конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет
разницу между учениками из семей различного материального достатка,
препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
• Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном
уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет
соответствовать санитарногигиеническим требованиям и не отразится
отрицательно на их здоровье.
• Если единая форма существует, её производство можно целевым образом
дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть
бремени расходов на обучение детей.
Доводы против школьной формы:
• Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
• Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в
одежде.
• Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над
личностью.
• Форма может быть слишком дорогой для бедных семей. 11
Глава 4. Результаты анкетирования
У школьной формы есть противники и сторонники. Современные
школьникиподростки в большинстве своем выступают резко против введения
формы. По результатам нашего анкетирования среди учащихся начальной
школы оказалось, что 90% опрошенных учеников нашей школы за школьную
форму. Эти ребята считают, что форма дисциплинирует, прививает вкус и
умение носить деловую одежду. Родители и учителя, которых мы спросили, в
основном, высказываются за введение формы, аргументируют это тем, что
деловой стиль в одежде будет располагать учеников к дисциплинированности
и собранности. Можно сказать, что 100% взрослых, особенно родители
учащихся старших классов, не возражают против введения школьной формы,
правда, с оговоркой, что она должна быть современной, «стильной». Они
говорят,
положит конец соревнованиям в одежде: «кто дороже сегодня одет».
она
что
Как вы относитесь к школьной форме в нашей школе? 12
Заключение.
Завершая свою работу, я всё же попытаюсь высказать свою точку
зрения на вопрос «Кому же она нужна школьная форма?»
Вопервых, наверное, школьная форма – это некий показатель уровня школы.
Во многих престижных школах мира введена форма с именными эмблемами,
значками школы, очень яркая и красивая. Я считаю, что если форма серая,
блеклая, не радует глаз, то никакой дисциплины она не принесет, будет
только раздражать, злить учеников. Если уж вводить форму, то пусть она
будет красивой, модной, яркой. (Приложение 12)
Вовторых, родителям. Они считают, что вместе с введением формы они
избавятся от проблемы «совсем нечего одеть в школу», «я хуже всех
одеваюсь…» и т.д.
В заключении хотелось бы сказать следующее: в школьной форме
наших дней одинаковое количество плюсов и минусов. Но, все же, форма 13
помогает воспитывать внутреннюю дисциплину, прививает вкус.
Идеальный вариант – это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из
нескольких аксессуаров для разных времен года. Я думаю, что
предпочтительней, конечно, удобная практичная одежда, которая не мнется и
не требует особого ухода, как в нашей школе. С 2005 года в нашей школе
ввели школьную форму, и каждый год усовершенствуется, появляются новые
модели. Довольны родители и ученики. Ведь народная мудрость права
встречают всётаки по одёжке.
Вот школьная форма для учащихся нашей школы. 14 15 16 17
Список литературы.
1. Кибалова Л., Гебренова О. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага:
Артия, 1986.
2. Сестры Сорины. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. М.:
Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», «ГНОМПРЕСС», 1998 18
3. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. 4.2. Русский
дизайн. Производственное искусство. М.: МГХПУ им С.Г. Строганова, 1998.
4.Информационные ресурсы
• http://ru.wikipedia.org
• http://planetashkol.ru/articles/22129/
• http://nechto.fryazino.net/html/vseobovsem/izistoriishkolnoy
formyi.html
5. Закон об образовании.
Приложение 12.
Модельеры предлагают… 19 20 21
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Исследовательская работа по теме "Школьная форма? Всегда «за»!" и презентация.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.