Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
администрации
Взрослым
16.10.2017
Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"
В данной работе описаны эмоции, сопровождающие пациента при подготовке к манипуляции, что такое врачебная тайна, характеристика типов медицинских сестер по Харди, как проводить болезненные манипуляции, выполнять интимные манипуляции, проведена исследовательская работа и даны рекомендации медицинским сестрам перед проведением медицинских манипуляций.
октябрь.doc
Тема: Психология выполнения медицинских манипуляций ОГЛАВЛЕНИЕ Медицинская сестра, как посредник между врачом и    Эмоции, сопровождающие пациента при подготовке к  ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. ГЛАВА 1.      ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1. пациентом …………………………………………………….................... 1.2. манипуляции ……………………………………………….……………... Медицинская сестра и больной ……………………………... 1.3. Врачебная тайна ……………………………………................ 1.4. 1.5. Характеристика типов медицинских сестер……….. ………. Выполнение интимных манипуляций……………………...... 1.6. 1.7. Болезненные манипуляции……………………........................ ГЛАВА 2.     ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1.            Методы исследования используемые в данной работе …….……………………………………………………………....... 2.2.    Анкетирование   пациентов   в   ГУЗ   СО   «Аркадакская РБ»…………...….………………………………………………. …………. 2.3.           Рекомендации медицинским сестрам ГУЗ СО «Аркадакская РБ» перед выполнением манипуляций…………………………………. 2.4.           Повторное анкетирование пациентов ГУЗ СО «Аркадакская РБ»………………………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………... ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ № 2............................................................................. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.………………………………………………….... ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ № 8.…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ № 9.…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ № 10.………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ № 11.………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ № 12.………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ № 13.………………………………………………… 3 7 7 8 9 11 12 13 15 17 17 18 24 27 36 39 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 ВВЕДЕНИЕ Сестринский персонал играет чрезвычайно важную роль в организации   распространении   информации, и   оказании   медицинской   помощи, консультировании   и   обучении   пациента,   наблюдении   и   оценке   результатов лечения.   Правильная   организация   обследования   пациента,   психологическая подготовка   –   обязательная   составная   часть   единого   процесса   оказания качественной   медицинской   помощи.   Медицинским   сестрам   принадлежит важнейшая   роль   в   обеспечении   этого   процесса.   Без   ее   понимания,   как   и особенностей   психологической   подготовки   больного   невозможно   добиться успехов в лечении пациентов на современном этапе развития медицины.  Основные   этические   и   психологические   нормы,   которые формировались   в   процессе   предоставление   медицинской   помощи   больным, были   обобщены   и   сформированы   учеными­врачами   разных   эпох.  Итак,   в древнеиндийской   книге   «Аюрведа»   («Книга   жизни»   ­   V­VI   вв.   до   н.э.) находим достаточно четкий портрет медицинского работника: «Он должен иметь   чистое,   сочувственное   сердце,   правдивый   характер,   спокойный темперамент,   выделяться   большой   умеренностью   и   порядочностью, постоянным   стремлением   делать   добро».   Первые   научные   обобщения народного   опыта   лечения   и   правил   поведения   медицинского   работника   у постели больного находим в трудах Гиппократа (V­VI вв. До н. Э) и других ученых Древней Греции и Рима. В «Клятве Гиппократа» четко сформулирован профессиональный   долг:   «Честно   и   добросовестно   служить   больному человеку, в своих действиях воздерживаться  от нанесения любого вреда и несправедливости».   По   предложению   голландского   врача   Николаса  ван 3 Пульпа   (XVII   в.),   Эмблемой   медиков   стала   горящая   свеча.   Внутреннее содержание этого символа исказано  в девизе: «сгорают, чтобы светить». Как и в Древней Греции, врачи Средневековья приносили клятву на верность   своей   профессии.   Выдающийся   представитель   средневековой медицины   арабский   философ   и   врач   Авиценна   (IX­X   вв.)   В   своем   труде «Канон врачебной науки» пишет о том, что врач должен обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва. Представители   медицинской  науки XVIII­XIX  вв. тоже внесли  свой вклад   в   развитие   этических   идей,   и   среди   них   значительное   место принадлежит  Д. С. Самойловичу. По его словам, «медицинские работники должны   быть   милосердными,   сострадательными,   услужливыми,   должны любить ближнего, как самого себя». Актуальность.  Психологический аспект в работе медицинских сестер заключается в умении подойти к каждому больному, найти ключ к его личности, создать контакт   с   ним.   Следовательно,   чем   выше   уровень   психологической подготовки сестры, тем выше уровень ее работы в целом. В работе с больными большое значение имеет и личность сестры, и ее отношения с коллегами, и личность   больного.   Психические   факторы   имеют   большое   значение   в повседневной   лечебной   деятельности.   Целью   заботы   медицинской   сестры должно быть не только физическое здоровье больного, но и его психическая уравновешенность. Одним   из   самых   важных   умений,   которыми   должна   обладать медицинская сестра, является умение понять больного. О личности больного может   многое   рассказать   не   только   содержание   его   речи,   но   и   мимика, жестикуляция, поза, стиль разговора. Необходимо такое понимание больного, которое   основано   на   связях   впечатлений   и   поведения   больного   с   его заболеванием. Медицинский работник должен уметь вжиться, вчувствоваться в   то,   что   волнует   больного.   Необходимым   условием   контакта   с   больным 4 является   умение   выслушать   его.   Сестра   должна   слушать   с   интересом, адекватно   реагируя   на   услышанное.   Лучше   поближе   расположиться   к больному, так как чем меньше расстояние между собеседниками, тем теснее и доверительнее контакт. Необходимо поощрять желание пациента высказаться о   своих   проблемах,   опасениях,   беспокойстве.   В   этом   медицинской   сестре могут   помочь   различные   психологические   навыки.   Сестра   должна   принять свободную, располагающую к разговору позу, вовремя задать вопросы. Также   одобрительный   кивок   головой. располагают   к   разговору   улыбка, Доверительная беседа приносит больному значительное облегчение. Одной из самых главных задач в деятельности медицинской сестры является умение рассеять страхи, опасения больных, тревогу и чувство  неуверенности. Для больного   человека   забота   и   внимание   необходимы   как   физически,   так   и психически. Человек, желая выздороветь, ищет помощи, поддержки, заботы. Если   больной   не   получает   нужных   ему   эмоций   и   действий   со   стороны медицинской   сестры,   то   он   может   стать   обидчивым,   замкнутым,   испытать чувство неудовлетворенности, которое отрицательно сказывается на процессе лечения.   Забота   сестры   заключается   не   только   в   ее   действиях,   но   и   в   ее словах.   Помимо   содержания   слов   сестры,   очень   важно   как   их   говорят, эмоциональная окраска речи. Терпение, вежливость и ласковость являются неотъемлемыми   составляющими   хорошего   стиля   работы.   Такой   подход, безусловно,   помогает   гораздо   продуктивнее   решить   проблемы   пациента. Подготовка   больного,   необходимые   советы,   направления   его   поведения, действий во время болезни оказывают нужную помощь. Важным   фактором   в   работе   медицинских   сестер   является   доверие больных   и   вера   в   свое   выздоровление.   Невнимательность,   запаздывание сестры, неудовлетворенность просьб больного усугубляют у больного чувство беззащитности, беспомощности, зависимости.  5 Цель  исследования:  изучение влияния психологической подготовки пациента на выполнение сестринских манипуляций. Задачи: 1. Ознакомиться с обязанностями медицинской сестры. 2. Рассмотреть особенности общения медицинской сестры с пациентом. 3. Рассмотреть типы медицинских сестер.  4. Разработать анкету для пациентов ГУЗ СО «Аркадакская РБ». 5.   Проанализировать   данные   анкетирования,   оценить   уровень   подготовки пациентов к манипуляциям. 6. Разработать практические рекомендации для медицинского персонала ГУЗ СО «Аркадакская РБ» по подготовке пациентов к различным манипуляциям. 7. Провести повторное анкетирование  пациентов ГУЗ СО «Аркадакская РБ». Объект исследования: пациенты ГУЗ СО «Аркадакская РБ». Предмет   исследования:   изучить,   влияет   ли     психологическая подготовка пациентов на выполнение манипуляций. Методы исследования:   изучение и анализ научно – методической, справочной, специальной литературы;   анкетирование;   анализ. Гипотеза: психологическая подготовка помогает пациенту преодолеть страх перед манипуляциями.  6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1. Медицинская сестра, как посредник между врачом и пациентом Специалист общается с больными, успокаивая их и ухаживая за ними. Помимо   этого,   практически   каждая   медицинская   сестра   может столкнуться с такими обязанностями, как:  оказание первой помощи. Это должен уметь каждый медицинский работник, от младшего до старшего персонала;  внутримышечные и внутривенные инъекции. Медсестра должная знать анатомию и четко выполнять данную манипуляцию;    больными;     уход за больными; забор анализов; распределение лекарственных препаратов и контроль их приема установка систем, при необходимости; стерилизация медицинских инструментов; ведение документации; подготовка больных к операциям и другим процедурам; 7 подготовка операционной и т.д.  Данная   профессия   в   первую   очередь   подходит   людям   с   высоким уровнем эмпатии (умение сопереживать) и сострадания.  Медсестра   должна   быть   хорошим   психологом   и   уметь   успокоить больного перед процедурой. Важно понимать, что медсестра – это профессия, требующая высокого уровня стрессоустойчивости. Больные бывают разными и   далеко   не   все   выздоравливают.   Также   данная   профессия   предполагает высокий   уровень   концентрации   внимания,   аккуратности,   точности, ответственности и умения самоорганизовываться.    Задачи   медицинской   сестры:   создавать   атмосферу   доверия, способствовать   сохранению   и   развитию   возможностей   пациента, способствовать личностному росту и развитию пациента в процессе решения его проблем, действовать на основе правовых, этических и моральных норм. При   общении   с   пациентом   и   выполнении   сестринских   манипуляций медсестра   обязана   соблюдать   этико­деонтологические   нормы   и   принципы поведения, создавать общий доброжелательный настрой, проявлять выдержку, терпимость,   готовность   помочь   пациенту,   создавать   обстановку   доверия между врачом и пациентом, способствовать повышению авторитета врача и лечебного учреждения. При выполнении сестринских манипуляций медсестра обязана:   создавать общий доброжелательный настрой; соблюдать этические принципы поведения;   проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациентам; создавать обстановку доверия между медицинским персоналом и пациентом. 1.2.  Эмоции, сопровождающие пациента при подготовке к манипуляции Во   время   проведения   различных   манипуляций   пациента   могут сопровождать негативные эмоции, а именно: 8 1.  Страх   ­   это   эмоция,   которую   испытывает   человек   и   знает   чего конкретно   боится.   Страх   сопровождается   выраженными   признаками соматической реакции: повышение артериального давления, учащенный пульс, дрожание, тик, холодный пот, расширенные зрачки, повышенный мышечный тонус, бледность, тенденция к опорожнению мочевого пузыря и кишечника. Страх   может   мешать   пациенту   подготовиться   к   болезненным   и интимным процедурам. В итоге пациент всеми способами будет избегать этих вмешательств. Пациент пытается защититься от вмешательства руками, что мешает медицинскому работнику, выполнит запланированное.  Люди обычно боятся неизвестного. Пациент боится почти всего, что с ним делают. Это страх от незнания и от неизвестной опасности. В этом случае нужно   доступное   информирование   пациента.   Объяснение   необходимости вмешательства   и   его   характера   должно   соответствовать   образовательному уровню   пациента.   Если   пациент   не   понимает   объяснения,   то   медсестре следует винить в этом себя.  Нельзя   иронизировать   над   пациентом,   испытывающим   страх,   надо помочь   пациенту   справиться   со   своим   страхом,   успокоить.   Страхи   и беспокойство могут вызвать боль особенно в случаях, когда человек уже ждет ее.   Иногда,   если   пациент   испытывает сильный   страх,   медсестре   следует сказать   об   этом   врачу,   который   пригласит   пациента   к   психологу   или психиатру. 2.  Тревога – это психическое состояние, аналогичное страху, но при нем человек не знает, чего он конкретно боится. Это беспредметный страх, страх   перед   неопределенной   и   неизвестной   опасностью.   Тревога   также сопровождается вегетативными симптомами. 3.  При   длительном   обследовании   усиливается   напряженность пациента.   Оно   обостряется   неудобным   положением   тела,   физической нагрузкой.   Возникает   неприятное   чувство   беспомощности,   зависимости   от 9 медперсонала. О предстоящих манипуляциях следует заранее предупреждать пациента. Снять чувство беспокойства, страха, поддерживать психологический контакт с пациентом на протяжении проведения манипуляции – нравственный долг медсестры перед больным человеком. 1.3. Медицинская сестра и больной Работа медицинской сестры связана не только с большой физической нагрузкой,   но   и   с   большим   эмоциональным   напряжением.   Последнее возникает   при   общении     с   больным,   которых   отличает   повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.п. Очень важно быстро установить контакт с больным.   Сестра   постоянно   находится   среди   больных,   поэтому   ее   четкие действия   и   профессиональное   выполнение   предписаний   врача,   ее доброжелательное,   теплое   отношение   к   больному   оказывают   на   него психотерапевтическое   воздействие.   Эти   факторы,   а   именно:   забота   и внимание   ­   являются   основой   контакта   между   медицинской   сестрой   и больным.   Огромное   значение   при   этом   имеют   словесная   форма, эмоциональная окраска и тон речи.  В   ласковом   и   вежливом   обращении,   доброй   улыбке   выражаются заботливость и внимание больным. Однако внимание и теплота со стороны медицинской   сестры   никогда   не   должны   носить   интимного   характера,   не должны побуждать больных преодолеть дистанцию между ними и сестрой. О возможности этого медицинская сестра не должна забывать и соответственно регламентировать свои поступки и наблюдать за поведением больного. Большое значение в общении медицинской сестры с больным играют вера в выздоровление, уверенность, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь при ухудшении состояния. 10 При установлении контакта необходимо понять переживания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медицинской сестры   к   состраданию.   Сочувственный   отклик   на   жалобы   больного, стремление   облегчить   его   болезненные   переживания   порой   оказывают   не меньшее   лечебное   действие,   чем   назначение   медикаментозных   средств,   и вызывают горячую благодарность со стороны пациентов.   Иногда   важно   просто   выслушать   больного,   но   не   формально,   а   с   соответственно   реагируя   на элементами   эмоционального   участия, услышанное.   Умение   выслушать   больного   помогает   получить   самую необходимую информацию о больном. Кроме того, во время беседы больной успокаивается, снимается его внутренняя напряженность.  В   повседневном   общении   медицинской   сестры   и   больного   нужны рациональность, научная обоснованность и тщательность в проведении всех диагностических   и   лечебных   манипуляций.   Недопустимо   применение   с лечебной   целью   без   ведома   врача   предлагаемых   родственниками   больного средств   народной   медицины.   От   медицинской   сестры   требуется   не механическое, а глубоко продуманное выполнение назначений с пониманием неповторимого своеобразия в течение заболевания и особенностей действия применяемых лечебных средств. 1.4. Врачебная тайна Медицинский   работник,   а   в   частности   медицинская   сестра,   должен строго хранить врачебную тайну. Под врачебной тайной, согласно ФЗ № 323 от   21.11.2011   г.   «Об   основах   охраны   здоровья   граждан   в   РФ»   понимают следующее:  •   факт обращения человека за медицинской помощью;  •   физическое и психическое состояние пациента;  •   диагноз больного;  11 •   прогнозы по состоянию и развитию заболевания для конкретного  пациента;  •   подробности лечения, врачебные назначения;  •   прочие факты, выявленные при обследовании и в процессе лечения  больного;  •   сведения, предоставленные доктору самим пациентом. При решении вопроса о врачебной тайне иногда приходится учитывать, не наносит ли это ущерб обществу. В тех случаях, когда само сохранение врачебной тайны может принести вред обществу или окружающим больного   (например,   при   венерических,   инфекционных,   психических лицам   заболеваниях   и   т.д.),  медицинский   работник   должен   принять   необходимые меры, не нанося при этом психологического ущерба больному. В   практике   медицинского   работника   нередко   бывают   случаи,   когда врачебная   тайна   связана   с   обманом,   которой   С.П.   Боткин   назвал   «святой ложью». Например, не следует говорить обреченному больному о тяжести его болезни.   Слова   надежды   на   выздоровление,   высказанные   таким   людям, приносят им облегчение.   Нельзя   разглашать   сведения   не   только   о   характере   и   возможном исходе заболевания, но и сведения об интимной жизни больных, так как это может   причинить   им   дополнительные   страдания   и   подорвать   доверие   к медицинским работникам. Медицинская сестра не должна рассказывать о том, что случилось в соседнем   отделении,   распространять   вести   о   тяжелобольных,   так   как   это может   обострить   болезненную   ипохондричность,   усилить   страх   и беспокойство больных за свое здоровье. 1.5. Характеристика типов медицинских сестер Венгерский психолог Иштван Харди обратил внимание на особенности различных   типов   медицинских   сестер,   с   тем,   чтобы   помочь   специалистам 12 увидеть себя со стороны, так как личность медсестры, стиль ее поведения могут   оказывать   на   больных   как   позитивное   (лечебное),   так   и   негативное (психотравмирующее) действие. И.   Харди   в   книге   «Врач,   сестра,   больной»   описывает   6   типов медицинских сестер по характеристике их деятельности.  1.   Сестра­рутинер.   Наиболее   характерная   черта   ее   –   механическое выполнение   своих   обязанностей.   Полученные   задачи   она   выполняет   с необыкновенной   тщательностью,   скрупулезностью,   проявляя   ловкость   и умение. Выполняет все, что нужно для ухода за больным, но самого­то ухода нет,   так   как   работает   автоматически,   безразлично,   не   сопереживая,   не сочувствуя ему. Такая сестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное. 2.   Сестра,   «играющая   заученную   роль».   Такая   сестра   в   процессе работы   разыгрывает   какую­нибудь   роль,   стремясь   к   осуществлению определенного   идеала.   Если   ее   поведение   переходит   допустимые   границы, исчезает   непосредственность,   появляется   искренность.   Она   играет   роль альтруиста, благодетеля, проявляя «артистические» способности. Поведение искусственное, показное. 3.   Тип   «нервной»   сестры.   Это   эмоционально   лабильные   личности,   В   результате   они   часто склонные   к   невротическим   реакциям. раздражительные, вспыльчивые,  могут  быть  грубыми. Такую  сестру   можно видеть хмурой, как бы обиженной среди ни в чем не повинных больных. Она очень   ипохондрична,   боится   заразиться   или   заболеть   «тяжелой   болезнью». Нередко отказывается выполнять различные задания якобы потому, что не может поднимать тяжести, болят ноги и т.д. Такие сестры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на больных. 4.   Тип   личности   с   мужеподобной,   сильной   психикой.   Таких   людей издали   можно   узнать   по   походке.   Они   отличаются   настойчивостью, 13 решительностью,   нетерпимостью   к   малейшим   беспорядкам.   Нередко   они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с больными. В благополучных случаях такие сестры могут быть хорошими организаторами. 5. Сестра материнского типа. Такая сестра выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы о больных, сочувствия. Работа для нее – неотъемлемое   условие   жизни.   Она   все   может   и   всюду   успевает.   Забота   о больных – жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и ее личная жизнь. 6.   Тип   специалиста.   Это   сестры,   которые   благодаря   какому­то особому   свойству   личности,   особому   интересу   получают   специальное назначение.   Они   посвящают   свою   жизнь   выполнению   сложных   задач, например, в  специальных  лабораториях;  фанатически  преданы  своей  узкой специальности. Личность медицинской сестры, стиль и методы ее работы, владение техникой психологического воздействия на больных и умение обращаться с ними – все это является важным звеном в сложной системе мероприятий, обеспечивающих лечебный процесс. 1.6. Выполнение интимных манипуляций Большое   место   в   работе   медицинской   сестры   занимает   выполнение интимных манипуляций.  Это очистительные и лечебные клизмы, обработка наружных   половых   органов,   спринцевание   у   женщин,   манипуляции   на молочных железах, подача судна, мочеприемника, и др.  Выполнение этих «рядовых» для медицинской сестры манипуляций, у больных вызывает естественное чувство стыдливости, неловкости, как перед медицинским работником, так и особенно перед соседями по палате. Об этом надо   помнить,  учитывать   легкую  ранимость   психики   больного,  щадить   его самолюбие, стыдливость, которая формируется у человека с раннего детства. Особенно   чувствительна   и   ранима   психика   женщин,   страдающих 14 заболеваниями тазовых и половых органов, мочевыводящих путей, молочных желез и др. Выполняя   интимные   манипуляции   медицинской   сестре   необходимо учитывать   чувство   стыда,   неловкости,   дискомфорта   у   пациента.   Поэтому создавать   условия   интимности,   уединения   пациента,   щадить   самолюбие, учитывать  легкую ранимость психики,  медицинская  сестра  не имеет права демонстрировать их окружающим, особенно соседям по палате, подчеркивать немощность   пациента,   неопрятность,   неспособность   обслужить   себя   и   т.д. При   уходе   за   пациентом   чистота   принципиально   необходима.   Это   чистота помещения, чистота самого пациента, психологическая чистота (гигиена).    Деонтологическим   долгом   медицинской   сестры   является   щажение ранимой психики больного, соблюдение  профессионального такта. Каждый больной   ожидает   от   медицинской   сестры   не   только   облегчения   своих страданий, но и сохранения тайны о своем здоровье перед окружающими. И об этом всегда надо помнить.  При выполнении интимной манипуляции медицинская сестра должна следить   за   своей   речью,   мимикой,   жестами,   силой   голоса,   не   проявлять брезгливости к больному и неприязненного отношения к своей работе. Нужно умело   использовать   слово   как   важный   психотерапевтический   фактор.   Во время манипуляции следует поддерживать контакт с больным, осведомляться о его самочувствии, неприятных ощущениях. Желательно любую интимную манипуляцию выполнять не в палате, на глазах у соседей, а в специально приспособленном помещении (клизменная, процедурная и др.). Ведь и для окружающих больных вид обнаженного соседа, да   еще   в   непривычной   позе,   дополнительные   запахи,   техника   самой манипуляции   служат   источником   отрицательных   эмоций.   Выполняя манипуляцию, не следует без особой необходимости обнажать тело больного, особенно его «закрытые зоны». Для прикрытия рекомендуется пользоваться 15 специальными простынями с разрезом, пеленками и др. Если манипуляция все же выполняется в палате (подача судна, мочеприемника, клизма), больного лучше   отгородить   ширмой.   Следует   учитывать   особенности   работы   с женщинами   и   мужчинами,   подростками   и   больными   пожилого   возраста, проявляя индивидуальный подход. 1.7. Болезненные манипуляции Если   медсестре   предстоит   сделать   болезненную   процедуру,   то   ей следует сообщить об этом пациенту непосредственно перед манипуляцией, а не накануне,  и при  этом выразить   сожаление, что  в  данном  случае нельзя поступить   иначе.   Объяснения   должны   соответствовать   уровню   понимания пациента. Боль не должна быть для пациента неожиданностью. Если его не предупредить,   то   он   начинает   бояться   и   таких   манипуляций,   которые   не сопровождаются болевыми ощущениями. Одним из методов ослабления болей является отвлечение внимания больного.   Часто   вниманием,   заботой,   рассеиванием   страхов   легче   утолить боль, чем болеутоляющими средствами.  При проведении мелких хирургических вмешательств больным бывает приятно, если рядом стоит медсестра. Перед проведением серьезного вмешательства больному объясняется характер   манипуляции   и   возможность   побочных   явлений,   после   чего   его просят   дать   подписку   в   том,   что   он   был   ознакомлен   с   характером вмешательства и согласен на него. Подписка не защищает медсестру от юридической ответственности в случае   халатного   отношения   к   своим   обязанностям,   а   лишь   является документом о том, что пациент проинформирован. Добровольное согласие на медицинское   вмешательство,   дается   пациентом   согласно   статье   20 Федерального Закона № 323­ФЗ. 16 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Метод исследования используемый в данной работе Метод анкетирования – психологический метод, в котором в качестве средства   для   сбора   сведений   от   респондента   используется   специально оформленный список вопросов – анкета.   В социологии анкетирование – это метод опроса, используемый для составления   статических   (однократное   анкетирование)   или   динамических (при   многократном   анкетировании)   статистических   представлений   о 17 состоянии общества, общественного мнения, состояния социальной и прочей напряженности с целью прогнозирования действий или событий. Анкетирование   в   психологии   используется   с   целью   получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт   психолога   с   респондентом   при   анкетировании,   в   отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко   следовать   намеченному   плану   исследования,   так   как   процедура «вопрос­ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить   высокий   уровень   массовости   исследования.   Особенностью   этого метода   можно   назвать   его   анонимность   (личность   респондента   не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким­то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. Преимущество метода анкетирования:   экономичность; оперативность;  собранную   информацию   легко   систематизировать   и анализировать;     не требует большого количества людей для проведения; высокий уровень массовости исследования; прост в проведении; самостоятельность респондента. 2.2. Анкетирование пациентов в ГУЗ СО «Аркадакская РБ» В   период   с   20   апреля   по   10   мая   среди   30   пациентов   ГУЗ   СО «Аркадакская   РБ»   было   проведено   анкетирование,   в   которое   входило   11 вопросов.   Анкетирование   проводилось   анонимно   в   виде   тестовых   заданий. 18 Были   опрошены   пациенты   терапевтического, инфекционного отделений в количестве 10 человек.    хирургического   и Анкета для пациентов ГУЗ СО «Аркадакская РБ»: 1. Как часто во время пребывания в данной больнице медицинские сестры относились к Вам вежливо и с уважением? а) никогда б) иногда в) в большинстве случаев г) всегда 2. Как часто во время пребывания в данной больнице медицинские сестры внимательно выслушивали Вас? а) никогда б) иногда в) в большинстве случаев г) всегда 3. Как часто во время пребывания в данной больнице медицинские сестры все понятно Вам объясняли? а) никогда б) иногда в) в большинстве случаев г) всегда 4. Как часто во время пребывания в данной больнице медицинские сестры быстро отзывались на Вашу просьбу о помощи? а) никогда б) иногда в) в большинстве случаев г) всегда 19 5. Были ли отмечены по отношению к Вам нарушения этики (грубость, не вежливое обращение) со стороны медицинских сестер? а) всегда б) в большинстве случаев в) иногда г) никогда 6. Перед проведением различных манипуляций объясняли ли Вам, с какой целью, каким образом будет проводиться манипуляция? а) никогда б) иногда в) в большинстве случаев г) всегда 7. Предупреждали ли Вас о болезненной процедуре? а) никогда б) иногда в) в большинстве случаев г) всегда 8. Получали ли Ваше согласие на выполнение процедуры? а) никогда б) иногда в) в большинстве случаев г) всегда 9. Создавали ли медицинские сестры условия уединения для выполнения интимных манипуляций? 20 а) никогда б) иногда в) в большинстве случаев г) всегда 10.   Сохранили   ли   медицинские   сестры   тайну   о   Вашем   здоровье   перед окружающими? а) никогда б) иногда в) в большинстве случаев г) всегда 11.   Поддерживала   ли   медицинская   сестра   контакт   с   Вами   во   время проведения интимных или болезненных манипуляций? а) никогда б) иногда в) в большинстве случаев г) всегда Так   же   пациентам   предлагалось   определить   тип   медицинской сестры, в каждом отделении (Приложение 1):  сестра­рутинер;  сестра, «играющая заученную роль»;  тип «нервной» сестры;  тип личности с мужеподобной психикой;  сестра материнского типа;  тип специалиста. 21 При анализе полученных ответов, после проведенного анкетирования, были получены следующие результаты: 1) На вопрос «Как часто во время пребывания в больнице медицинские сестры   относились   к   Вам   вежливо   и   с   уважением?»   в   терапевтическом отделении 1 человек ответил «никогда», 2 – «иногда», 3 – «в большинстве случаев»,   4   –   «всегда».   В   хирургическом   отделении   2   человека   ответили «никогда»,   4   –   «в   большинстве   случаев»,   4   –   «всегда».   В   инфекционном отделении 5 – «никогда», 1 – «иногда», 1 – «в большинстве случаев», 3 – «всегда». 2)   На   вопрос   «Как   часто   во   время   пребывания   в   данной   больнице медицинские   сестры   внимательно   выслушивали   Вас?»   в   терапевтическом отделении 1  человек  ответил  «иногда», 3 – «в  большинстве  случаев»,  6 – «всегда».   В   хирургическом   отделении   8   человек   ответили   «никогда»,   1   – «иногда»,   1   –   «всегда».   В   инфекционном   отделении   7   человек   ответили «никогда», 1 – «иногда», 2 – «всегда». 3)   На   вопрос   «Как   часто   во   время   пребывания   в   данной   больнице медицинские   сестры   все   понятно   Вам   объясняли?»   в   терапевтическом отделении 3 человека ответили «иногда», 2 – «в большинстве случаев», 5 – «всегда».   В   хирургическом   отделении   1   человек   ответил   «никогда»,   1   – «иногда»,   4   –   «в   большинстве   случаев»,   4   –   «всегда».   В   инфекционном отделении 5 человек ответили «иногда», 2 – «в большинстве случаев», 3 – «всегда». 4)   На   вопрос   «Как   часто   во   время   пребывания   в   данной   больнице медицинские   сестры   быстро   отзывались   на   Вашу   просьбу   о   помощи?»   в терапии 1 пациент ответил – «никогда», 4 – «в большинстве случаев», 5 – «всегда».   В   хирургическом   отделении   3   –   «иногда»,   3   –   «в   большинстве случаев», 4 – «всегда». В инфекционном отделении 2 человека ответили – «никогда», 3 – «иногда», 1 – «в большинстве случаев», 4 – «всегда». 22 5)   На   вопрос   «Были   ли   отмечены   по   отношению   к   Вам   нарушения этики (грубость, не вежливое обращение) со стороны медицинских сестер?» в терапии   7   человек   ответили   «никогда»,   3   –   «иногда».   В   хирургическом отделении 2 человека – «никогда», 4 – «иногда», 4 – «в большинстве случаев». В инфекционном отделении 2 – «никогда», 2 – «иногда», 5 – «в большинстве случаев», 1 – «всегда». 6) На вопрос  «Перед проведением различных манипуляций объясняли ли Вам, с какой целью, каким образом будет проводиться манипуляция?» в терапии 5 человек ответили «никогда», 2 – «иногда», 1 – «в большинстве случаев»,   2   –   «всегда».   В   хирургии   7   –   «никогда»,   1   –   «в   большинстве случаев»,   2   –   «всегда».   В   инфекционном   отделении   5   человек   ответили «никогда», 1 – «иногда», 3 – «в большинстве случаев», 1 – «всегда».   7) На вопрос «Предупреждали ли Вас о болезненной процедуре?» в терапевтическом отделении 3 человека ответили «никогда», 2 – «иногда», 2 – «в   большинстве   случаев»,   3   –   «всегда».   В   хирургическом   отделении   3   – «иногда»,   2   –   «в   большинстве   случаев»,   5   –   «всегда».   В   инфекционном отделении 1 «никогда», 5 – «в большинстве случаев», 4 – «всегда». 8) На вопрос «Получали ли Ваше согласие на выполнение процедуры?» в терапевтическом отделении 3 человека ответили «никогда», 2 человека – «в большинстве случаев», 5 – «всегда». В хирургическом отделении 2 человека ответили «никогда», 1 – «иногда», 1 – «в большинстве случаев», 6 – «всегда». В инфекционном отделении 2 человека ответили «никогда», 1 – «иногда», 4 – «в большинстве случаев», 3 – «всегда». 9) На вопрос «Создавали ли медицинские сестры условия уединения для   выполнения   интимных   манипуляций?»  в   терапевтическом   отделении  1 человек   ответил  «никогда»,  2  –  «иногда»,  7  –  «всегда».   В   хирургическом отделении 1  пациент  ответил  «иногда», 7 – «в  большинстве  случаев», 2 – 23 «всегда».  В  инфекционном   отделении 2  человека   ответили «никогда», 4 – «иногда», 2 – «в большинстве случаев», 2 – «всегда». 10)   На   вопрос   «Сохранили   ли   медицинские   сестры   тайну   о   Вашем здоровье   перед   окружающими?»   в   терапевтическом   отделении   10   человек ответили   «всегда».   В   хирургическом   отделении   1   человек   ответил   «в большинстве случаев», 9 человек – «всегда». В инфекционном отделении 2 – «в большинстве случаев» и 8 человек – «всегда». 11) На вопрос «Поддерживала ли медицинская сестра контакт с Вами во время проведения интимных или болезненных манипуляций?» в терапии 5 человек ответили « никогда», 3 – « иногда», 1 – «в большинстве случаев», 1 – «всегда». В хирургии 7 человек – «никогда», 2 – «иногда», 1 – «в большинстве случаев».  В  инфекционном   отделении 3  человека  ответили «никогда», 2 – «иногда», 2 – «в большинстве случаев», 2 – «всегда». По отношению к пациентам со стороны медицинского персонала было выделено несколько типов медицинских сестер:  1. Пациенты из терапевтического отделения 5 человек отметили  тип   заученную   роль»   и   5   человек   выбрали   сестру сестры,   «играющую   материнского типа. К этим медицинским сестрам пациенты не имеют никаких претензий и уверяют, что они являются специалистами своего дела. 2. В хирургическом отделении 2 тяжелобольных пациентов выделило тип   специалиста   и   сестру   материнского   типа,   4   человека   выбрали мужеподобный   тип   медицинской   сестры,   отметив   это   тем,   что   они   очень серьезно   относятся   к   своей   работе,   настойчивы,   строги   и   решительны. Остальные   4   человека   считают,   что   медицинские   сестры   хирургического отделения   относятся   к   «нервному»   типу,   так   как   они   плохо   влияют   на больных из­за грубости и раздражительности. 24 3. Медицинских сестер инфекционного отделения 3 пациента отнесли к мужеподобному и 7 к «нервному» типу, склоняясь на то, что они полностью загружены работой. 2.3.   Рекомендации   медицинским   сестрам   ГУЗ   СО   «Аркадакская   РБ» перед выполнением манипуляций   После   проведенного   анализа   анкетирования   пациентов   были разработаны рекомендации медицинским сестрам по общению с пациентом. Существуют   правила   эффективного   общения,   применение   которых помогает   установить   взаимоотношения   между   медицинским   работником   и пациентом.   Поддержать   атмосферу   доверия   и   сотрудничества,   создать   и сохранить   спокойную,   уважительную   и   доброжелательную   атмосферу медицинская сестра сможет с помощью нескольких приемов: 1. «Имя собственное». Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и   отчеству   (если   этого   требует   возраст)   и   на   «вы»,   что   способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это. 2.   «Комфортная   обстановка».   Беседу   с   пациентом   проводят,   по возможности   обеспечив   ему   удобное   место,   учитывая   освещение,   наличие шума,   мебель,   помещение,   присутствие   посторонних   и   т.д.   Необходимо помнить   о   межличностной   дистанции,   расположиться   так,   чтобы   лицо находилось   на   одном   уровне   с   лицом   пациента.   Обязательно   напоминают пациенту   о   конфиденциальности   беседы.  Возможно,   пациент   будет чувствовать себя скованно в присутствии посторонних людей, поэтому лучше спланировать беседу так, чтобы в этот момент не было соседей по палате, а 25 посетителей можно попросить временно выйти в холл, если только пациент не будет возражать. 3. «Зеркало отношений». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении   лица,   свидетельствующем,   что   «я   —   ваш   друг».   У   пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует   быть   фамильярным   в   беседе,   разговаривать   свысока   или пренебрежительно. 4.   «Построение   беседы».   Разговор   с   пациентом   начинают   с подчеркивания  его   достоинств   и положительных   достижений   в устранении проблемы   со   здоровьем.   Нежелательно   начинать   беседу   со   сложной   для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно.   Терпеливо   и   внимательно   выслушивают   проблемы   пациента. Следует,   уточняя   подробности,   поддерживать   разговор   в   нужном направлении.   Это   приводит   к   удовлетворению   одной   из   самых   важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента. 5.   «Золотые   слова».   Прием   заключается   в   высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами   одобрения   и   похвалы.   Тем   самым   происходит   как   бы   «заочное» удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к   образованию   у   него   положительных   эмоций   и   обусловливает расположенность к медицинскому работнику. 6. «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво,   с   максимальным   проявлением   дружелюбия   (без   заискивания), проверяя,   правильно   ли   понимает   сказанное   собеседник.   Нужно   стараться 26 вести   беседу   с   учетом   индивидуальных   возрастных   и   личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу:   это   дает   возможность   понаблюдать   за   пациентом   и   собраться   с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да». При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по­другому. 7.   «Профессиональная   тишина».   В   разговоре   с   пациентом   избегают употребления   медицинских   терминов.   Информируют   пациента   о   лечебных мероприятиях   и   ожидаемых   результатах   в   пределах   профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации. 8. «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли   знание   психологических   Искусство   общения, смыслового   барьера. особенностей   и   применение   психологических   методов   крайне   необходимы специалистам,   работа   которых   предполагает   постоянные   контакты   типа «человек — человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе особенно необходимо медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Важны и природные способности, и образование. 9.   В   соответствии   с   действующим   законодательством информированное добровольное согласие на получение медицинской помощи является   обязательным   и   без   него   не   может   быть   осуществлена   любая медицинская помощь. 27 10. Принцип полноты оказания медицинской  помощи подразумевает профессиональное   оказание   медицинской   помощи     и   профессиональное   применение   всего   имеющегося   арсенала отношение   к   пациенту, здравоохранения   для   проведения   качественной   диагностики   и   лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. 11.   Перед   интимными   и   болезненными   процедурами   медицинская сестра   должна   разъяснить   в   доступной   форме   значение,   смысл   и необходимость   их   для   успешного   лечения   и   снять   психоэмоцианальное напряжение. 12.   Медицинская   сестра   должна   сохранять   в   тайне   от   третьих   лиц доверенную   ей   или   ставшую   ей   известной   в   силу   исполнения профессиональных   обязанностей   информацию:   о   факте   обращения   за медицинской   помощью, о  состоянии  здоровья  пациента,  диагнозе,  лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. 13. В ходе манипуляций медсестре не избежать физического контакта с   пациентов.   Поэтому   необходимо   помнить   –   телесный   контакт   всегда эмоционален   (передача   внутреннего   состояния,   эмоций).   Необходимо учитывать   зоны   общения.   Для   того,   чтобы   выполнять   манипуляции   в интимной зоне необходимо добиваться доверия к себе (Приложение 1). Помимо рекомендаций медицинским сестрам предложена памятка для эффективного   общения   с   пациентами   в   медицинских   учреждениях (Приложение 2). 2.4. Повторное анкетирование пациентов ГУЗ СО «Аркадакская РБ» После   предложенных   рекомендаций   для   медицинских   работников было   проведено   повторное   анкетирование   в   период   с   11   по   16   мая.   По анкетированию были получены следующие результаты: 28 1)   На   вопрос   «Как   часто   во   время   пребывания   в   данной   больнице медицинские   сестры   относились   к   Вам   вежливо   и   с   уважением?»   в терапевтическом отделении 1 человек ответил «иногда», 3 – «в большинстве случаев»,   6   –   «всегда».   В   хирургическом   отделении   1   человек   ответил «иногда»,   4   –   «в   большинстве   случаев»,   5   –   «всегда».   В   инфекционном отделении 2 человека ответили «никогда», 4 – «в большинстве случаев», 4 – «всегда» (Табл. 1). Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Как часто во время пребывания в данной больнице медицинские сестры относились к Вам вание вание вание вание вание вание вежливо и с уважением? Никогда Иногда в 1 2 3 большинстве случаев Всегда 4 0 1 3 6 2 0 4 4 0 1 4 5 5 1 1 3 2 0 4 4 Таблица 1. Сравнительные показатели анкетирования 2)   На   вопрос   «Как   часто   во   время   пребывания   в   данной   больнице медицинские сестры внимательно выслушивали  Вас?» в терапии 1 пациент ответил «иногда», 1 – «в большинстве случаев», 8 – «всегда». В хирургии 3 – «никогда»,   1   –   «иногда»,   2   –   «в   большинстве   случаев»,   4   –   «всегда».   В инфекционном отделении 4 человека ответили «никогда», 1 – «иногда», 1 – «в большинстве случаев», 4 – «всегда» (Табл. 2). Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Как   часто   во   время   пребывания   в   данной   больнице   медицинские   сестры   внимательно вание вание вание вание вание вание выслушивали Вас? 29 Никогда Иногда в большинстве случаев Всегда 0 1 3 6 0 1 1 8 8 1 0 1 3 1 2 4 7 1 0 2 4 1 1 4 Таблица 2. Сравнительные показатели анкетирования 3)   На   вопрос   «Как   часто   во   время   пребывания   в   данной   больнице медицинские   сестры   все   понятно   Вам   объясняли?»   в   терапии   1   человек ответил «иногда», 5 – «в большинстве случаев», 4 – «всегда». В хирургии 1 – «иногда»,   3   –   «в   большинстве   случаев»,   6   –   «всегда».   В   инфекционном отделении 3 человека ответили «иногда», 3 – «в большинстве случаев», 4 – «всегда» (Табл. 3). Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Как часто во время пребывания в данной больнице медицинские сестры все понятно Вам вание вание вание вание вание вание объясняли? Никогда Иногда в большинстве случаев  Всегда 0 3 2 5 0 1 5 4 1 1 4 4 0 1 3 6 0 5 2 3 0 3 3 4 Таблица 3. Сравнительные показатели анкетирования 4)   На   вопрос   «Как   часто   во   время   пребывания   в   данной   больнице медицинские   сестры   быстро   отзывались   на   Вашу   просьбу   о   помощи?»   в терапевтическом отделении 1 человек ответил «никогда», 1 – «иногда», 1 – «в большинстве случаев», 7 – «всегда». В хирургическом отделении 1 человек ответил   «иногда»,   5   –   «в   большинстве   случаев»,   4   –   «всегда».   В инфекционном   отделении   2   человека   –   «иногда»,   2   –   «в   большинстве случаев», 6 – «всегда» (Табл. 4). 30 Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное Повторное Первичное Повторное Первичное Повторное анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ вание вание вание вание вание вание Как часто во время пребывания в данной больнице медицинские сестры быстро отзывались на Вашу просьбу о помощи? Никогда Иногда в большинстве 1 0 4 1 1 1 0 3 3 0 2 2 0 1 5 2 3 1 случаев Всегда 5 7 4 4 4 Таблица 4. Сравнительные показатели анкетирования 6 5)   На   вопрос   «Были   ли   отмечены   по   отношению   к   Вам   нарушения этики (грубость, не вежливое обращение) со стороны медицинских сестер?» в терапевтическом   отделении   9   человек   ответили   «никогда»,   1   –   «в большинстве   случаев».   В   хирургическом   отделении   5   человек   ответили «никогда»,   4   –   «иногда»,   1   –   «в   большинстве   случаев».   В   инфекционном отделении 6 человек ответили «никогда», 3 – «иногда», 1 – «в большинстве случаев» (Табл. 5). Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Были   ли   отмечены   по   отношению   к   Вам   нарушения   этики   (грубость,   не   вежливое вание вание вание вание вание вание обращение) со стороны медицинских сестер? Никогда Иногда в 7 3 0 9 0 1 2 4 4 большинстве случаев Всегда 0 0 0 5 4 1 0 2 2 5 1 6 3 1 0 Таблица 5. Сравнительные показатели анкетирования 31 6) На вопрос «Перед проведением различных манипуляций объясняли ли Вам, с какой целью, каким образом будет проводиться манипуляция?» в терапевтическом отделении 3 человека ответили «никогда», 1 – «иногда», 3 – «в большинстве случаев», 3 – «всегда». В хирургии  4 человека – «никогда», 1 – «иногда», 5 – «всегда».  В  инфекционном   отделении 3 – «никогда», 1 – «иногда», 2 – «в большинстве случаев», 4 – «всегда» (Табл. 6). Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное Повторное Первичное Повторное Первичное Повторное анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ вание вание вание вание вание вание Перед   проведением   различных   манипуляций   объясняли   ли   Вам,   с   какой   целью,   каким образом будет проводиться манипуляция? 7 Никогда 0 Иногда в 1 большинстве 5 2 1 3 1 3 4 1 0 5 1 3 3 1 2 случаев Всегда 2 3 2 5 1 Таблица 6. Сравнительные показатели анкетирования 4 7) На вопрос «Предупреждали ли Вас о болезненной процедуре?» в терапии   1   человек   ответил   «никогда»,   4   –   «иногда»,   2   –   «в   большинстве случаев», 3 – «всегда». В хирургическом отделении 2 человека ответили «в большинстве случаев», 8 – «всегда». В инфекционном отделении 1 – «иногда», 4 – «в большинстве случаев», 5 – «всегда» (Табл. 7). Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ вание вание вание Предупреждали ли Вас о болезненной процедуре? Никогда Иногда в большинстве 3 2 2 1 4 2 0 3 2 вание вание вание 0 0 2 1 0 5 0 1 4 32 случаев Всегда 3 3 5 8 4 Таблица 7. Сравнительные показатели анкетирования 5 8) На вопрос «Получали ли Ваше согласие на выполнение процедуры?» в терапевтическом отделении 1 человек ответил «никогда», 3 – «иногда», 1 – «в большинстве случаев», 5 – «всегда». В хирургическом отделении 1 человек ответил «никогда», 1 – «иногда», 3 – «в большинстве случаев», 5 – «всегда». В инфекционном отделении 1 – «никогда», 1 – «иногда», 2 – «в большинстве случаев», 6 – «всегда» (Табл. 8). Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ Первичное анкетиро­ Повторное анкетиро­ вание вание вание вание вание вание Получали ли Ваше согласие на выполнение процедуры? Никогда 1 1 Иногда в 3 большинстве 3 0 2 1 3 1 2 1 1 случаев Всегда 5 5 6 5 2 1 4 3 1 1 2 6 Таблица 8. Сравнительные показатели анкетирования 9) На вопрос «Создавали ли медицинские сестры условия уединения для   выполнения   интимных   манипуляций?»  в   терапевтическом   отделении  1 человек ответил «никогда», 1 – « в большинстве случаев», 8 – «всегда». В хирургическом отделении 2 – «иногда», 3 – «в большинстве случаев», 5 – «всегда».   В   инфекционном   отделении   1   человек   ответил   «никогда»,   3   – «иногда», 2 – «в большинстве случаев», 4 – «всегда» (Табл. 9). Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное Повторное Первичное Повторное Первичное Повторное анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ Создавали   ли   медицинские   сестры   условия   уединения   для   выполнения   интимных вание вание вание вание вание вание 33 манипуляций? Никогда Иногда в большинстве случаев Всегда 1 2 0 7 1 0 1 8 0 1 7 2 0 2 3 5 2 4 2 2 1 3 2 4 Таблица 9. Сравнительные показатели анкетирования 10)   На   вопрос   «Сохранили   ли   медицинские   сестры   тайну   о   Вашем здоровье   перед   окружающими?»   в   терапевтическом   отделении   1   человек ответил «в большинстве случаев», 9 – «всегда». В хирургическом отделении 10 человек ответили «всегда», в инфекционном 10 ­ «всегда» (Табл. 10). Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное Повторное Первичное Повторное Первичное Повторное анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ вание вание вание вание вание вание Сохранили ли медицинские сестры тайну о Вашем здоровье перед окружающими? 0 Никогда Иногда 0 0 в 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 2 большинстве случаев Всегда 10 9 9 10 8 Таблица 10. Сравнительные показатели анкетирования 10 11) На вопрос «Поддерживала ли медицинская сестра контакт с Вами во   время   проведения   интимных   или   болезненных   манипуляций?»   в терапевтическом отделении 1 человек ответил «никогда», 1 – «иногда», 4 – «в большинстве   случаев»,   4   –   «всегда».   В   хирургическом   отделении   3   – «никогда»,   1   –   «иногда»,   2   –   «в   большинстве   случаев»,   4   –   «всегда».   В инфекционном отделении 2 человека ответили «никогда»,3 – «в большинстве случаев», 5 – «всегда» (Табл. 11).  Терапевтическое Хирургическое Инфекционное отделение отделение отделение Первичное Повторное Первичное Повторное Первичное Повторное 34 анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ анкетиро­ Поддерживала ли медицинская сестра контакт с Вами во время проведения интимных или вание вание вание вание вание вание болезненных манипуляций? Никогда Иногда в 5 3 1 большинстве  случаев Всегда 1 1 1 4 4 7 2 1 0 3 1 2 4 3 2 2 2 2 0 3 5 Таблица 11. Сравнительные показатели анкетирования По   отношению   к   пациентам   со   стороны   медицинских   сестер   было выделено и охарактеризовано несколько типов медицинских сестер: 1.   В   терапевтическом   отделении   1   пациент   выделил   тип   «нервной» медицинской сестры, охарактеризовав ее тем, что она плохо влияет на него. Остальные 9 человек выделили сестру материнского типа и отметили, что она проявляет заботу и очень серьезно относится к своей работе.  2.   В   хирургическом   отделении   3   человека   отметили   тип   «сестра­ рутинер», объясняя это тем, что она ловко  и умело справляется  со своей работой.   5   человек   выделили   сестру   материнского   типа,   так   как   она   не остается равнодушной ни к кому. И 2 человека остались не довольными из­за сестры «нервного» типа. 3. В инфекционном отделении 4 человека отметили сестру, «играющую заученную роль» и охарактеризовали ее тем, что она пытается угодить всем больным   и   всегда   стремится   идти   к   цели,   поставленной   перед   собой.   6 человек   выделили   тип   личности   с   мужеподобной   психикой,   так   как   она решительна и настойчива.  Также по этим результатам были созданы диаграммы (Приложения №3 ­ №13), на которых можно наглядно всё увидеть. Таким   образом,   в   своей   работе   мы   подтвердили,   что   личность медицинской   сестры,   стиль   и   методы   ее   работы,   владение   техникой 35 психологического воздействия на больных и умение обращаться с ними – все это влияет на психологическую подготовку пациентов. При   выполнении   интимной   манипуляции   деонтологическим   долгом медицинской  сестры  является  щажение ранимой психики  больного.  Нужно умело использовать слово как важный психотерапевтический фактор. Чтобы   избежать   многочисленных   последствий,   нужно   предупредить пациента заранее о болезненной манипуляции, положительно настроить его, но и не следует опускать руки при ее выполнении. На   основе   проведения   практического   исследования   и   анализа   были сделаны выводы о том, что медицинским сестрам нужно соблюдать этикет общения,   максимально   избегать   ненужных   негативных   психологических воздействий. При   общении   с   пациентом   и   выполнении   сестринских   манипуляций медсестра   обязана   соблюдать   этико­деонтологические   нормы   и   принципы поведения, создавать общий доброжелательный настой, проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациентам создать обстановку доверия между врачом   и   пациентом,   способствовать   повышению   авторитета   врача   и лечебного учреждения.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 Медицинская   сестра   ­   это,   пожалуй,   самая   гуманная   профессия. Человек, выбравший ее, должен обладать такими духовными качествами, как доброта,   терпение,   отзывчивость,   чуткость,   сострадание,   милосердие. Недаром в прошлом медицинских сестер называли сестрами милосердия. Во все   времена   у   разных   народов   уход   за   больными,   в   основном   за родственниками, осуществляли женщины. С появлением христианства забота о больных и неимущих стала более распространенной. Заботиться стали не только о родных, ведь понятие «близкий» изменилось: каждый человек ­ наш близкий, каждый ­ брат или сестра. Данная   профессия   в   первую   очередь   подходит   людям   с   высоким уровнем эмпатии (умение сопереживать) и сострадания. Медсестра должна быть хорошим психологом и уметь успокоить больного перед процедурой. Важно понимать, что медсестра – это профессия, требующая высокого уровня стрессоустойчивости.   Больные   бывают   разными   и   далеко   не   все выздоравливают.   Также   данная   профессия   предполагает   высокий   уровень концентрации внимания, аккуратности, точности, ответственности и умения самоорганизовываться. Этический   кодекс   медицинской   сестры   России   основой   ее профессиональной деятельности считает гуманность и милосердие. Будущие медицинские сестры, давая клятву, обещают служить идеалам гуманности и даже под угрозой не использовать свои медицинские знания в ущерб людям. Правильная   организация   обследования   пациента,   психологическая подготовка   –   обязательная   составная   часть   единого   процесса   оказания качественной медицинской помощи. При   общении   с   пациентом   и   выполнении   сестринских   манипуляций медсестра   обязана   соблюдать   этико­деонтологические   нормы   и   принципы поведения, создавать общий доброжелательный настой, проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациентам создать обстановку доверия.  37 Целью   моей   дипломной   работы   являлось   изучить,   влияет   ли психологическая   подготовка   пациента   на   выполнение   сестринских манипуляций. У   каждой   медицинской   сестры   есть   свои   обязанности,   но   помимо этого,   она   должна   уметь   общаться   с   пациентами,   ухаживать   за   ними   и правильно подготавливать к манипуляциям. Есть   эмоции,   сопровождающие   пациента   при   подготовке   к манипуляциям,   которые   препятствуют   медицинской   сестре   в   выполнении своей работы. Иногда, если медицинская сестра не справляется с пациентом, то ей следует сообщить об этом врачу. При установлении контакта необходимо понять переживания больного и   сочувственно   принять   их.   Сочувственный   отклик   на   жалобы   больного, стремление   облегчить   его   болезненные   переживания   порой   оказывают   не меньшее лечебное действие, чем назначение медикаментозных средств. Медицинская сестра обязана строго хранить врачебную тайну. Нельзя разглашать сведения о характере и возможном исходе заболевания и сведения об интимной жизни больных, так как это может причинить им дополнительные страдания и подорвать доверие к медицинским работникам. Каждый больной ожидает от медицинской сестры не только облегчения своих страданий, но и сохранения тайны о своем здоровье перед окружающими. Личность медицинской сестры, стиль и методы ее работы, владение техникой психологического воздействия на больных и умение обращаться с ними – все это влияет на психологическую подготовку пациентов. При   выполнении   интимной   манипуляции   деонтологическим   долгом медицинской  сестры  является  щажение ранимой психики  больного.  Нужно умело использовать слово как важный психотерапевтический фактор. 38 Чтобы   избежать   многочисленных   последствий,   нужно   предупредить пациента заранее о болезненной манипуляции, положительно настроить его, но и не следует опускать руки при ее выполнении. На   основе   проведения   практического   исследования   и   анализа   были сделаны выводы о том, что медицинским сестрам нужно соблюдать этикет общения,   максимально   избегать   ненужных   негативных   психологических воздействий. Таким   образом,   можно   сделать   выводы,   что   цель   моей   дипломной работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. 39 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Грандо   А.А.   Врачебная   этика   и   медицинская   деонтология.   Киев, Головное издательство «Вища школа», 2012г. 2. Матвеев. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Москва, «Медицина»,  2015г. 3. Остапенко А.Л. этика и деонтология среднего медицинского работника. Ленинград, «Медицина», 2012г. 4. Шкуренко   Д.А.   Общая   и   медицинская   психология.   Ростов­на­Дону, «Феникс», 2013г. 5. http://edunews.ru  6. http://www.sestrinskoedelo.ru 7. http://4anosia.ru 8. http://nsportal.ru  9. http://chereshneva.ucoz.ru  10.http://www.generalmedic.ru  11.http://www.informio.ru  12.http://studopedia.ru  13.http://yamedsestra.ru 40 ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1 Определение типов медицинских сестер по Харди Определите тип медицинской сестры по следующим характеристикам:    Сестра­рутинер  Сестра, «играющая заученную роль»  Тип «нервной» сестры  Тип личности с мужеподобной психикой  Сестра материнского типа  Тип специалиста 1.   Сестра­рутинер.   Наиболее   характерная   черта   ее   –   механическое выполнение   своих   обязанностей.   Полученные   задачи   она   выполняет   с необыкновенной   тщательностью,   скрупулезностью,   проявляя   ловкость   и умение. Выполняет все, что нужно для ухода за больным, но самого­то ухода нет,   так   как   работает   автоматически,   безразлично,   не   сопереживая,   не сочувствуя ему. Такая сестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное. 2.   Сестра,   «играющая   заученную   роль».   Такая   сестра   в   процессе   работы разыгрывает   какую­нибудь  роль, стремясь к  осуществлению  определенного идеала.   Если   ее   поведение   переходит   допустимые   границы,   исчезает непосредственность,   появляется   искренность.   Она   играет   роль   альтруиста, 41 благодетеля, искусственное, показное.   проявляя   «артистические»   способности.   Поведение 3. Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим   реакциям.   В   результате   они   часто   раздражительные, вспыльчивые, могут быть грубыми. Такую сестру можно видеть хмурой, как бы обиженной среди ни в чем не повинных больных. Она очень ипохондрична, боится заразиться или заболеть «тяжелой болезнью». Нередко отказывается выполнять   различные   задания   якобы   потому,   что   не   может   поднимать тяжести, болят ноги и т.д. Такие сестры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на больных. 4.  Тип  личности   с  мужеподобной,  сильной   психикой.  Таких   людей   издали можно узнать по походке. Они отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с больными. В благополучных случаях такие сестры могут быть хорошими организаторами. 5.   Сестра   материнского   типа.   Такая   сестра   выполняет   свою   работу   с проявлением максимальной заботы о больных, сочувствия. Работа для нее – неотъемлемое   условие   жизни.   Она   все   может   и   всюду   успевает.   Забота   о больных – жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и ее личная жизнь. 6.   Тип   специалиста.   Это   сестры,   которые   благодаря   какому­то   особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях; фанатически преданы своей узкой специальности. 42 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 43 ПРИЛОЖЕНИЕ №3 44 ПРИЛОЖЕНИЕ №4 45 ПРИЛОЖЕНИЕ №5 46 ПРИЛОЖЕНЕ №6 47 ПРИЛОЖЕНИЕ №7 48 ПРИЛОЖЕНИЕ №8 49 ПРИЛОЖЕНИЕ №9 50 51 ПРИЛОЖЕНИЕ №10 52 ПРИЛОЖЕНИЕ №11 53 ПРИЛОЖЕНИЕ №12 54 ПРИЛОЖЕНИЕ №13 55

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"

Исследовательская работа "Психология выполнения медицинских манипуляций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2017