ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»
Оценка 5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл +1
20.01.2017
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»
анкеты
Актуальность этой темы очевидна.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОЦИАЛЬНО­ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА………..5 1.1 Характеристика позднего периода жизни…………………………………..5 1.2 Социально­психологические проблемы лиц пожилого возраста………….9 1.3 Социальная работа с пожилыми людьми в Республике Беларусь………..16 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ПРОБЛЕМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………………………...20 2.1 Программа исследования……………………………………………………20 2.2. Методика исследования…………………………………………………….20 2.3 Рекомендации по организации работы с людьми пожилого возраста…...28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….34 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. В Республике Беларусь в последние десятилетия, как и во всем мире, идет активный процесс постарения населения – в настоящее время в стране проживает   более   1   млн.   751   тыс.   человек   в   возрасте   60   лет   и   старше. Характерной особенностью этого процесса является значительное увеличение среди   всего   пожилого   населения   численности   лиц   старческого   возраста; сегодня   каждый   четвертый   пожилой   человек   уже   перешагнул   75­летний рубеж. Удельный вес населения старше 60 лет составляет 18%. Современные тенденции постарения населения носят устойчивый характер. В  последнее   десятилетие,  в  связи   с   увеличением   продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим   проблемам. Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными.  Необходимость   сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований [24,с.101­102]. Актуальность   этой   темы   очевидна   ­знания   о   характеристиках, закономерностях,   индивидуальных особенностях   психического   развития   и   психического   старения   пожилых людей необходимы для создания оптимальных условий жизни людям разных возрастов, для оказания им социально­психологической помощи.   движущих   силах,   механизмах, Цель исследования: рассмотреть социально­психологические проблемы лиц пожилого возраста. Поставленная цель исследования обусловило решение следующих задач: 1. дать характеристику позднего периода жизни;  2.   описать   социально­психологические   проблемы   лиц   пожилого возраста; 3.   проанализировать   социальную   работу   с   пожилыми   людьми   в Республике Беларусь; 4.   провести   исследование   социально­психологических   проблем   лиц пожилого возраста; 5.разработать рекомендации по организации работы с людьми пожилого возраста. Предмет:  особенности социально­психологических проблем пожилых людей. Объект исследования: люди пожилого возраста. Проблемами пожилых в аспекте психологии и социологии занимались М.Д.   Александрова,   А.В.   Дмитриев,   З.М.   Саралиева,   В.Д.   Шапиро,   Л.С. Шилова И.С. Кон, а.Л. Азарова, В.А.Сятковский, Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев, 3 Л.Т. Шинелева  и др. Значительный вклад в развитие геронтологии внесли: выдающийся   отечественный   психолог   Б.Г.   обосновавший необходимость   комплексного   подхода   к   процессу   старения;   современные геронтологи Г.С. Абрамова, В.Д. Альперович, О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, А.А. Козлов, Р.С. Яцемирская, а также зарубежные авторы А. Адлер, Э. Берн, К. Хорни, Э. Фромм, Т. Шибутани.    Ананьев, Методы исследования:  1.теоретический   анализ   литературных   источников   по   проблеме исследования;  2.обобщение и систематизация;  3.беседа; 4.анкетирование; 5.математическая обработка данных; 6.графическое моделирование Базой исследования явилось учреждение социального назначения «Дом ветеранов для одиноких престарелых граждан и инвалидов» г. Могилева. 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОЦИАЛЬНО­ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 1.1 Характеристика позднего периода жизни Поздний   возраст   ­   заключительный   период   онтогенеза,   ярким проявлением   которого   выступает   действие   процессов   старения.   Будучи связанными со всей историей индивидуального развития человека, старость и старение являются конечными эффектами стадии возрастного этапа [23,с.18]. В   настоящее   время   существуют   различные   определения   старения. Старение  ­ постепенное ослабление реактивности клеток за счёт изменения физико­химической структуры клеточного вещества.  Старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде.  Старение   ­   изменение   поведения   организма   с   возрастом,   которое приводит к снижению выживания и приспособления. Старение характеризуют универсальностью, эндогенностью, постепенностью и разрушительностью.  Старение   ­   неизбежно   возникающий,   закономерно   развивающийся разрушительный   процесс   ограничения   адаптационных   возможностей организма, увеличения вероятности смерти, сокращения продолжительности жизни, способствующий развитию возрастной патологии.  В соответствии с современными физиологическими представлениями в позднем возрасте существуют как связанные изменения между старением и болезнями, так и независимое развитие старения и болезни. В первом случае речь идёт о патологическом старении, а во втором о нормальном старении. Подобное   разделение   является   весьма   условным,   так   как   постепенные изменения,   приближающие   смерть,   можно   рассматривать   как   почву   для возникновения болезни. В частности, исследования на животных, в которых были   исключены   болезнетворные   внешние   влияния   и   индивидуальные наследственные различия, показали, что развитие болезни является составной частью старения [26,с.89­90]. Пожилой и старческий возраст так же, как и любой другой возрастной этап   онтогенеза   человека,   имеет   неравномерность   изменений   и гетерохронность фаз развития. В поздний период жизни человека наблюдается специфическое   соотношение   между   сохранностью   психофизиологических функций, действий, мотивации и особенностями личности. Старение   ­   биологическое   явление,   присущее   всем   формам   живой материи и сопровождающееся участием жизненных функций организма. 5 Возрастные группы старости: 1.от   60   до   75   лет   ­   для   людей   характерно   сохранение   достаточно высокого   уровня   активности,   а   наиболее   значимыми   проблемами   для   них являются   нарушение   социально­психологической   адаптации   и   вызываемый этим психологический дискомфорт.  2.старше   75   лет   ­   на   первый   план   выходят   медицинские   проблемы, связанные   с   ухудшением   здоровья,   слабостью   и   часто   необходимостью постоянного ухода [10,с.51]. Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение времени   реакции   считается   наиболее   общим   и   универсальным   признаком начала старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов   жизнедеятельности,   охватывающих   как   большинство   сенсорных функций (зрение, слух, вкус, осязание), так и моторику, восприятие нового, запоминание ­ все поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях [6,с.210].  В   разных   теориях   с   различных   методологических   позиций рассматриваются причины психологических изменений в старости. Наиболее известна   каскадная   модель   которая   предложена психогеронтологами,   принадлежащими   к   школе   бихевиоризма.   Один   из   ее авторов, Биррен, выделил первичное и вторичное старение.    старения, Первичное   (внешнее)   старение  отягощенный хроническими болезнями.  ­   это   нормальный   процесс,   не Вторичное   (внутреннее)   старение  связано   с   патологическим ухудшением   здоровья   и   сопровождается   разнообразными   хроническими заболеваниями,   влияющими   на   функционирование   мозга   (сердечно­ сосудистые заболевания, рак и т.п.).  На оба эти процесса оказывает влияние стиль жизни: место жительства, стрессы, морально­этические принципы, социоэкономический статус и многие другие   его   составляющие.   Ухудшение   здоровья   при   вторичном   старении отличается от тех изменений, которые могут происходить перед смертью, и характеризуется когнитивным засыпанием.  Период   терминального   старения   (приближающаяся   смерть)   может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.  Каскадная   модель   объясняет   некоторые   аспекты   интеллектуального функционирования в процессе старения:  ­ первичное старение скорость перцепции,  ­ вторичное старение рассуждение,  ­ терминальное старение вербальные понятия.  6 Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС.  Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения (индукцию, решение абстрактных задач, формальные операции: выводы, заключения, предположения).  Наконец,   в   терминальном   периоде   нарушения   затрагивают   и   другие уровни интеллекта, дополняя картину изменениями в понятийном мышлении (в нахождении информации и владении повседневными знаниями: словарный запас,   понятливость,   объем   запоминаемой   и   хранящейся   в   памяти информации).  Изменение   силы   и   подвижности   психических   процессов   в   старости сугубо   индивидуально.   В   основе   индивидуального   характера   изменений психической   деятельности   в   старости   лежат   как   гетерохронность   в нарушениях памяти, интеллекта, творческих возможностей, так и жизненный опыт,   степень эрудированности и качества личности, присущие конкретному человеку.    индивидуальные   качества,   уровень   одаренности, Это способствует формированию собственных механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям, определяя уровень интеллектуальной активности. Нормы же половозрастного ослабления психических функций в старости отсутствуют [13,с.20]. С   возрастом   у   пожилых   снижается   эффективность   когнитивных функций, прежде всего восприятия и памяти. Восприятие становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, что может привести   к   «обману   чувств».   Происходят   довольно   интересные   изменения памяти. Чем старше становиться человек, тем лучше он помнит события 30­50 летней давности и совсем не помнит, что было вчера. В пожилом возрасте особенно   велико   снижение   тех   функций   памяти,   которые   осуществляют активное восприятие и долгосрочное хранение информации. Способность же к пассивному краткосрочному удержанию, напротив, с возрастом ослабевает незначительно.  Социально ­психологические факторы, этому способствующие: ­   прекращение   профессиональной   деятельности,   отсутствие заменяющих ее занятий, которые требовали бы напряжения мысли; ­ происходит перестройка мышления, оно становиться более инертным, малоподвижным   со   склонностью   застревать   на   мелочах,   деталях,   т.е. замедляются   процессы   абстрактно­логического   мышления.   Отличительным признаком такого изменения является критическое отношение к содержанию переживаний   человека,   появляются   идеи   самообвинения   в   никчемности, ущербности, бессмысленности дальнейшей жизни [2,с.31].  7 Уровень интеллекта у большинства людей пожилого возраста, начинает снижаться после 50 ­ летнего возраста. Флюидный интеллект  (способность приобретать совершенно новые знания) начинает снижаться с возрастом, в то время как кристализированный интеллект (умение анализировать проблему, делать выводы на основе накопленных знаний) развивается и прогрессирует на протяжении   всей   жизни.   Интеллект   пожилого   человека   скорее   можно расценивать, как мудрость.  Мудрость   ­   когнитивное   качество,   в   основе   которого   лежит кристаллизованный   интеллект,   связанный   с   опытом   и   личностью. Формирование мудрости ­ положительный аспект старения; мудрость обычно увеличивает   количество   знаний   о   практической   стороне   жизни   и   поможет человеку понять существующую действительность.   Способность   запоминать,   хранить   и   воспроизводить   новую информацию,   вспоминать   названия   и   сосредотачиваться   в   процессе деятельности снижается с возрастом, особенно у лиц старше 70 лет. Более того,   память   может   снижаться   при   относительной   сохранности   других интеллектуальных   функций.   Характерны   сложности   при   вспоминании названий   предметов   и   дат   событий,   несмотря   на   сохранение   памяти   на собственно события или различные черты человека, имя которого вспомнить невозможно (старческая забывчивость). Также пожилые люди иногда не могут вспомнить недавно полученную информацию или новые имена.  Этот тип нарушения памяти называют доброкачественной старческой забывчивостью или связанными с возрастом нарушениями памяти. При этом типе,   в   отличие   от   болезни   Альцгеймера,   нарастания   нарушений   не происходит   в  течение   многих   лет   или   оно   минимально,  поэтому   этот   тип нарушения   памяти   значительно   не   влияет   на   профессиональную   и повседневную деятельность человека.  Доброкачественная   старческая   забывчивость   в   различной   степени наблюдается   у   большинства   пожилых   лиц   и   иногда   может   создавать клиническую   проблему,   требующую   решения:   является   она   лишь составляющей   общего   процесса   старения   или   ранним   симптомом   болезни Альцгеймера. Решение этой проблемы обычно возможно на основе тщательной оценки когнитивного статуса на протяжении нескольких месяцев или лет, что изложено   в   нашей   статье.   Повторение   услышанных   слов,   например, последовательности   чисел,   ориентация   во   времени   и   пространстве, способность   к   обучению   и   запоминанию   определенных   терминов, математические   способности   и   счет,   а   также   память   (в   особенности долгосрочная память) остаются на более высоком уровне при старении, чем при болезни Альцгеймера.  8 Высокий интеллектуальный уровень, хорошо организованная работа и улучшение   слуха   компенсируют   многие   прогрессирующие   нарушения   при старении [3,с.269­270]. 1.2 Социально­психологические проблемы лиц пожилого возраста Для понимания личности в старости необходимо рассмотреть влияние внешних условий на представление пожилых о себе и их удовлетворенностью жизнью.   Общая   проблема   ­   довлеющее   влияние   стереотипов   «типичного» пожилого   человека.   Существует   множество   описаний   особенностей, характеризующих   личность   пожилого   человека.   Согласно   исследованиям, проведенным   О.В.   Красновой,   представители   различных   возрастных   групп выделяли   такие   особенности   стариков,   как   мудрость,   наличие   большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Но вместе с тем отмечаются и негативные их характеристики: эгоистичность, жадность, упрямство,   интеллектуальная   деградация, консерватизм, критическое отношение к молодым людям [10, с.170].   безразличие   ко   всему, Под   воздействием   негативных   мнений   пожилые   люди   обесценивают себя,   теряют   самоуважение,   у   них   падает   мотивация   и   как   следствие снижается,   социальная   активность.   Негативные   стереотипы   характеризуют пожилого человека, как склонного к болезням, консервативного, ворчливого и недовольного жизнью; т.е. в целом абсолютно несчастного. И если пожилой человек не научился дистанцироваться от мнений окружающих, он начинает «приглядываться»   к   себе,   контролировать   автоматически   выполняемые действия,   т.е.   по   сути,   он   занимается   саморазрушением,   тем   самым, подтверждая   пониженную   социальную   оценку.   Иначе   говоря,   старые   люди перестают развиваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве. Таким   образом,   успешность   личностного   и   социально­ психологического   развития  человека,   во   все  периоды  жизни,  и  особенно  в поздние годы, зависит, от того насколько он сам выступает созидателем своей жизни. Старческому   возрасту   сопутствует   нарастание   беспокойства, тревожности,   появления   или   усиления   таких   черт,   как   мнительность, неуживчивость,   раздражительность,   черствость.   Изменения   при   старении происходят на биологическом уровне. Изменяется внешность, подвижность, а также работа сенсорных систем,­ слух, зрение, вкус и обоняние, как правило, с возрастом начинают работать менее эффективно. То есть, основу состояния, и динамики личностных изменений составляют, прежде всего, естественные физиологические   процессы   старения   организма,   что   с   неизбежностью 9 вызывает   изменения   эмоционально   ­   волевой   сферы   личности.   Изменяется темперамент, пожилой человек больше обращает внимание на себя, снижается инициативность, возрастает пассивность [12,с.16­17].  В характере пожилых происходит заострение некоторых специфических черт. На первый план начинают выступать повышенная раздражительность, ворчливость,   угрюмость,   развивается   педантизм,   скупость,   мелочность. Наблюдается эгоизм, подчеркнутая забота о своем благополучии, питании, здоровье.   Характерологические   изменения,   свойственные   нормальному старению   рассматриваются,   как   происходящие   за   счет   продолжения   и усиления, присущих людям в более молодом возрасте [16,с.127].  Другими словами, в старости за счет возрастных изменений происходит сдвиг   в  негативную   сторону  присущих  ранее   человеку   черт  характера.  Но наряду   с   указанными   ущербными   сдвигами   характера   у   многих   пожилых людей   наблюдаются   и   положительные   изменения.   Наблюдается умиротворенность,   отход   от   мелочных   интересов   жизни   к   осмыслению главных   ценностей,   сглаживание противоречивых черт характера.    переоценку   своих   возможностей, Вероятно,   что   изменения   характера   в   пожилом   возрасте   также объясняются некоторыми неизбежными органическими процессами [18,с.75]. Такие основные аспекты, характеризующие личность старого человека, как интро ­ и  экстравертированность, невротические  состояния (стабильность), психотизм   (сила   суперэго)   изменяются,   когда   люди   становятся   старше.   С возрастом мужчины и женщины становятся более интровертированными, т.к. по мере старения общество меньше реагирует на их нужды, это заставляет, в свою очередь пожилых людей уходить в себя, из­за чего и наблюдается сдвиг в сторону   интроверсии.   Также   для   обоих   полов   существует   снижение нейротизма,   но   в   любом   возрасте   женские   показатели   остаются   более высокими, чем у мужчин [25,с.253]. В   эмоциональной   сфере   появляются   неконтролируемые   усиления аффективных   реакций   (сильное   нервное   возбуждение   со   склонностью   к грусти, слезливости). Пожилые люди могут испытывать эмоции, не знакомые им в период их молодости. У них не наблюдается сокращения способности чувствовать   положительные   эмоции,   например,   счастье   и   радость. Отрицательные   эмоции,   напротив,   не   становятся   менее   сильными, проявляются   реже,   чем   раньше.   Кроме   того,   у   пожилых   людей   реже наблюдаются внезапные перепады настроения, они менее склонны впадать в смятение и способны лучше контролировать свои эмоции [21,с.127].  Согласно   новым   представлениям,   пожилой   возраст   ­   один   из   этапов продолжения   эмоционального   роста;   т.е.   эмоциональное   благополучие человека приходит в упадок только в период, предшествующий смерти, «в 10 точке, где когнитивные и физиологические проблемы серьезно затрагивают жизнедеятельность человека» [15,с.108].  Подходы   к   анализу   особенностей   познавательной   сферы   людей пожилого возраста также различны, т.е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. В целом динамика познавательных   функций   в   старости   зависит   от   образования,   здоровья, профессиональной   деятельности,   которая   была   связана   с   постоянной тренировкой интеллектуальных функций. Это определено всем образом жизни человека.  В мотивационно ­ потребностной сфере в пожилом возрасте происходит изменение   потребностей.   Так,   изучая   структуру   потребностей   пожилых людей,   Кароль   Рощак   выявил,   что   сам   комплекс   потребностей   не претерпевает принципиальных изменений у пожилых людей по сравнению с людьми   зрелого   возраста.   По   данным   исследования,   изменяется   структура потребностей,   т.е.   потребности   пожилых   людей   смещены   в   определенном направлении, прослеживается выдвижение в центр потребности в избегании страдания,   потребности   в   безопасности,   в   автономии   и   независимости, потребности в проецировании на других своих психологических проявлений. В то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребности в   творчестве,   любви,   в   самоактуализации   и   чувстве   общности.   То   есть   в группе   «ведущих   потребностей»   доминирует   потребность   в   избегании страданий. Также в работе К. Рощака были выявлены гендерные различия в характеристике   потребностей   у   пожилых   мужчин   и   женщин.   Основной потребностью для женщин является потребность в охране и заботе о других. Кроме   того,   женщины   имеют   достаточно   стабильный,   жесткий   взгляд   на жизнь.   У   мужчин   выделяется   потребность   в   личной   и   материальной автономии,   независимости,   у   них   ярче   проявляется   тенденция   к авторитаризму и эгоцентризму. Таким   образом,   иерархия   потребностей   в   старости   преобразуются таким   образом,   что   происходит   как   бы   «децентрализация»   ее   отдельных звеньев,   движущейся   потребность,   является   стремление   утвердить   свою индивидуальность [5,с.46­47]. В   социальной   сфере   в   старости   происходит   нарушение   социальных связей, сужение круга интересов. Изменяется характер общения с социальным окружением,   ухудшаются   процессы   социальной   адаптации.   Общение происходит   в   основном   с   людьми   своего   возраста,   с   членами   семьи.   По данным   исследований   П.   Балтеса   и   Лонга   умышленное   сокращение социальных   контактов   в   старости   является   компенсаторным   и   защитным механизмом.   В   пожилом   возрасте   могут   наблюдаться   даже   отрицательные последствия   социальных   отношений   (например,   гиперопека   укрепляет 11 зависимость)[2,с.39].   Психологически   личность   настраивается   на   анализ прожитых   лет   и   подведения   итогов   жизни,   из­за   чего   может   возникать состояние   неудовлетворенности,   специфические   для   пожилого   возраста психологические реакции: боязнь физической немощи, ненужности родным. Таким образом, изменения в пожилом возрасте происходят в различных сферах   жизнедеятельности   человека.   описанные   выше, свидетельствуют   об   изменении   социально­психологического   состояния   в старости.   Данные, Противоречивость   данных   различных   исследований,   касающихся социально­психологического   состояния   пожилого   человека   объясняются широким диапазоном индивидуальных различий, которые предположительно заостряются на этапе поздней взрослости. Так,   различные   формы   поведения   пожилых   людей   в   однотипных ситуациях   отражает   особенности   реагирования   на   собственное   старение. Именно   эта   сторона   жизни   человека   определяет   его   отношение   к   личным потерям,   утрате   прошлых   возможностей,   также   как   и   новое   восприятие окружающего.   Как   отмечает   Н.Ф.Шахматов,   отношение   к   собственному старению ­ активный элемент психической жизни в старости. В оформлении этого чувства определяющим является моменты осознания факта физических и психических   возрастных  изменений, признание   естественности  ощущений физического   нездоровья.   На   последующих   этапах   старения   отношение   к продолжающимся   выявляться   новым   изменениям   в   физическом   статусе находятся   уже   под   воздействием   сформировавшейся   новой   жизненной   по позиции,   нового   уровня   самосознания.   Эта   новая   позиция   формируется   за счет установившихся новых отношений пожилого человека с его окружением, но   в   большей   степени   зависит   от   его   самого.   При   этом   отсутствует депрессивная проекция на прошлое, отсутствуют попытки найти виноватого или   винить   себя   в   неправильной   (с   сегодняшней   точки   зрения)   прожитой жизни.   Именно   при   этом   варианте   психического   старения   имеется   полное согласие   с   самим   собой,   согласие   с   естественным   ходом   событий   и   с неминуемостью завершения собственной жизни. По мнению Н.Ф.Шахматова, такая активная позиция в отношении собственной старости в большей мере способствует сохранности личности в позднем возрасте [22,с.164­165]. В то же время в отечественной геронтологической литературе описаны варианты   неадекватных   установок   в   отношении   к   собственной   старости, вплоть   до   полного   ее   неприятия.   В   качестве   таких   вариантов   описывают регрессию   (возвращение   к   прошлым   формам   поведения,   проявляющихся   в форме   «детского»   требования   помощи   независимо   от   состояния), добровольную изоляцию от окружающих (пассивность и минимальное участие в общественной жизни), бунт против процессов старения (отчаянные попытки 12 сохранить уходящую зрелость). При неадекватном отношении к старости у пожилых людей возникает ощущение неудовлетворенности жизнью, оскудение чувств, что вместе с хроническим недомоганием и прогрессирующей утратой интереса   к   окружающему   провоцирует   негативные   изменения   личности   в форме  «заострения»  личностных   черт.  Эта   новая   позиция   в   большей   мере зависит от самого пожилого человека [7,с.90]. Таким образом, отношение к собственному старению является важной составляющей   психической   жизни   в   старости.   И   если   пожилой   человек считает   физические   и   психические   изменения,   которые   с   ним   происходят вполне естественными для данного возраста, это ставит человека на новый уровень самосознания. Выделено 5 типов стареющей личности: 1.конструктивный; 2.зависимый («кресло­качалка»); 3.защитный; 4.агрессивно­обвинительный; 5.самообвинительный. Конструктивный   тип  ­   пожилые   люди   данного   типа   более уравновешенны, у них сохраняются способность радоваться жизни, хорошие, теплые   отношения   с   другими   людьми.   Пожилые   люди   не   драматизируют окончания   своей   профессиональной   деятельности,   стараются   сохранять оптимистическое   отношение   к   жизни.   Самооценка   этой   группы   пожилых людей   довольно   высока,   т.к.   они   имеют   постоянные   планы   на   будущее, рассчитывают на помощь окружающих. Зависимый   тип   («кресло­качалка»)  ­   пожилые   люди   данного   типа полагаются   не   на   себя,   а   на   помощь   других.   В   основном   они   зависят   от партнера   по   браку   или   от   своего   ребенка.   Не   имеют   высоких профессиональных претензий, поэтому охотно уходят из профессиональной среды. Защитный тип (оборонительный) ­ для пожилых людей данного типа характерны преувеличенная сдержанность, они неохотно принимают помощь от других, их постоянно беспокоит мысль о старости, которую они пытаются заглушить активностью «через силу». Агрессивно­обвинительный   тип  ­   люди   данного   типа   агрессивны, взрывчаты,   подозрительны,   враждебно   относятся   к   окружающим.   Винят   в собственных неудачах других, а также обстоятельства. Самообвинительный   тип  ­   пожилые   люди   с   пассивным   типом безропотно принимают свои трудности. Свою враждебность они направляют, прежде всего, на самих себя. Они больше подвержены одиночеству, смерть же воспринимают как избавление от несчастного существования [25,с.120­121]. 13 Ф.Гизе   на   X   психологическом   конгрессе   в   Боне,   выделял   3   типа стариков и старости: 1.   старик   ­   негативист,   отрицающий   у   себя   какие   ­   либо   признаки старости; 2. старик ­ экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности; 3.   интровертированный   тип,   остро   переживающий   процесс   старения [5,с.52]. И.С.Кон   выделяет   несколько   типов   разных   социально   ­ психологических типов старости, используя направленность деятельности К позитивным благополучным типам, относятся: 1. активная, творческая старость; 2. энергия направлена на устройство собственной жизни, материальное благополучие, отдых и т.д.; 3. главное приложение своих сил люди данного типа старения находят в семье; 4. смыслом жизни людей данного типа является забота об укреплении собственного здоровья. Все 4­е типа старости И.Кон считает психологически благополучными, и   замечает,   что   есть   и   отрицательные   типы.   К   таковым   он   относит агрессивных старых ворчунов, разочаровавшихся в себе и собственной жизни, одиноких и глубоко несчастных неудачников, критикующих все, кроме себя [9,с.174]. Рассмотренные   типы   личности   подтверждают,   что   социально­ психологические   изменения   зависят   от   индивидуальных   особенностей человека, от всей истории его жизни.  Люди   позднего   возраста   вынуждены   приспосабливаться   не   только   к новой   ситуации   вовне,   но   и   реагировать   на   изменения   в   самих   себе. Значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей оказывают негативные социальные стереотипы, о которых говорилось выше. Под   воздействием   исподволь   проникших   в   сознание   негативных   мнений, многие   пожилые   теряют   самое   главное   ­   веру   в   себя.   Ссылаясь,   на многочисленные исследования Г.Крайг пишет о том, что «в любом возрасте мнения   о   своих   возможностях   и   способностях   оказывают   значительное влияние   на   эффективность   деятельности   субъекта»   [20,с.39].   Поэтому основной   проблемой   пожилого   возраста   является   понимание   и   принятие пожилым и старым человеком своего «Я» во всех его проявлениях. Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что отражается в его «Я­концепции». По данным исследований пожилые люди 14 в   самохарактеристиках   отмечают   перевес   положительных   качеств   над отрицательными   и   нарастание   некритичности   к   себе,   например, неадекватность   самооценки   в   сторону   завышения.   Зарубежные   авторы, например, Комман, обнаружил, что самовосприятие с возрастом возрастает, пожилой   человек   позитивно   оценивает   свою   внешность,   свое   поведение   и ценности жизни. По результатам зарубежных исследований у людей старше 60 лет более высокая самооценка, чем у молодых.   Комман выделил два  фактора повышения самооценки в пожилом возрасте.  Первый фактор связан с уменьшением с возрастом расхождения между реальным   и  идеальным   «Я»,  т.е.   происходит   сближение   того,  чем   человек хотел стать и чем он стал. Это ведет к удовлетворению жизнью.  Второй фактор связан с появлением умения строить разные отношения с разными людьми [19,с.74].   На   понижение   самооценки   влияют   отсутствие   свободы   выбора, возможность   самостоятельно   осуществлять   контроль   над   ситуацией. Существенно влияет на самооценку в пожилом возрасте расхождение между реальной   ситуацией   старого   человека   и   идеальной   оценкой   своих возможностей в прожитой жизни, чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях,   тем   глубже   неудовлетворенность   жизнью   и   ниже   самооценка личности.Самооценка   всегда   носит   субъективный   характер,   независимо   от того,   лежат   ли   в   его   основе   собственные   суждения   человека   о   себе   или интерпретация   суждений   других   людей.   По   данным   многих   авторов, самооценка находится в тесной зависимости от занятости, состояния здоровья и эмоционального тонуса старых людей, т.е., она не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств. В   исследованиях   Л.В.Бороздиной   и   О.Н   Молчановой   по   изучению динамики самооценки в зрелости и старости, было обнаружено, что наряду с общим   снижением   ценности   «Я»   с   возрастом   нарастают   факторы компенсации, которые поддерживают стабильность «Я ­ концепции», которые были названы психологическим витауктом [13,с.18].  Будущее   для   лиц   позднего   возраста   нередко   представляется угрожающим,   ожидаемые   изменения   ­   негативными,   поэтому   характерной чертой «Я­концепции» является обращенность в прошлое. По мнению М.В. Ермолаевой, характерный отлет сознания в прошлое имеет особое значение в старости. Былое для пожилых людей более значимо, чем будущее, они как бы погружены в него. Пожилые люди должны "подвести итоги" и смириться с прошлым.   Через   воспоминания   они   могут   пересмотреть,   "переоценить", возможно, принять свою жизнь[8,с.33]. 15 Ученые   сходятся   во   мнении   о   том,   что   поздний   период   связан   с самооценкой прожитой жизни. Важнейшей характеристикой позднего возраста является   стремление   к   осмыслению   жизни,   подведению   итогов   своей деятельности.   Мудрость   позволяет   пожилому   человеку   сохранить достоинство   и   целостное   «Я»   перед   лицом   физического   распада   и   даже неминуемой смерти. Период   старения   ­   важный   период   развития   и   окончательного формирования   личности.   Годы   поздней   взрослости   можно   причислить   к одному   из   самых   трудных   этапов   жизни   человека.   На   них   накладываются «нагрузки»,   характерные   только   для   заключительных   жизненных   стадий [21,с.134]. 1.3 Социальная работа с пожилыми людьми в Республике Беларусь Сегодня в Республике Беларусь проживает около 2,5 млн пенсионеров, из них: 152 тыс. одиноких граждан пожилого возраста, более 590 тыс. одиноко проживающих   пожилых,   63   тыс.   ветеранов   Великой   Отечественной   войны. Число людей старше 60 лет во всем мире растет и в ближайшие десятилетия будет   неуклонно   увеличиваться,   то   есть   пожилые   люди   составляют   и   в перспективе   останутся   одним   из   наиболее   многочисленных   социально­ демографических слоев большинства государств. С   целью   улучшения   положения   пожилых   людей,   принятия дополнительных   мер   по   их   социальной   защите   и   обеспечения   достойной старости в нашей республике реализуются две комплексные программы: 1. Республиканская программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войны, на 2006–2010 годы. 2.   Программа   по   совершенствованию   системы   социальной   работы   с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года. Над   реализацией   этих   программ   работают   многие   ведомства,   но Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь является их координатором и исполнителем. Создана национальная модель социальной защиты человека, и в первую очередь пожилого, главной целью которой является переход от заявительного принципа к выявительному. Необходимо   «дойти»   до   каждого   конкретного   пожилого   человека, особенно одиноко проживающего [14]. Важнейшей   составляющей   системы   социальной   защиты   является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получают более 2,4 млн человек. 16 Гарантированное   Конституцией   Республики   Беларусь   право   на   пенсионное обеспечение закреплено в Законе Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596­XII «О пенсионном обеспечении» и других законодательных актах. Законом о пенсионном обеспечении предусматривается предоставление трудовых пенсий (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой), а также социальных пенсий.   Право   на   трудовую   пенсию   обусловлено   предварительной   уплатой обязательных страховых взносов. Одним   из   приоритетных   направлений   государственной   социальной политики   в   области   пенсионного   обеспечения   является   последовательное повышение   уровня   пенсий.   Такое   повышение   осуществляется   путем пересмотра   их   размеров   с   учетом   роста   средней   заработной   платы   в республике и изменения бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. С   1   июля   2008   г.   на   основании   Декрета   Президента   Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 12 «Об установлении размеров социальных пенсий»   увеличены   социальные   пенсии.   Реализация   положений   Декрета позволила   обеспечивать   их   выплаты   на   уровне   не   ниже   50   %   бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. В результате указанных перерасчетов рост пенсий в текущем году по отношению   к   декабрю   2007   г.   в   среднем   составил   118,7   %.   В   январе   – сентябре   2008   г.   относительно   соответствующего   периода   2007   г. среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 26,5 %. Повышаются минимальные пенсионные выплаты и их «наполненность». Рост среднемесячного размера минимальной пенсии по возрасту за январь – сентябрь 2008 г. к аналогичному периоду 2007 г. составил 123,1 %, а его соотношение с бюджетом прожиточного минимума пенсионера – 113,8 %. Одним из значимых решений в области пенсионного обеспечения в 2008 г.   явилось   принятие   Закона   Республики   Беларусь   «О   профессиональном пенсионном   страховании»,   предусматривающего   формирование   отдельного источника   финансирования   досрочных   пенсионных   выплат   работникам, занятым в неблагоприятных условиях, и постепенное освобождение от таких расходов общей пенсионной системы. Новый вид обязательного социального страхования был введен с 1 января 2009 г. [17,с.53]. Пожилым   людям   требуется   не   только   социальная,   но   медицинская помощь.   Медицинское   обслуживание   людей   пожилого   возраста осуществляется всеми организациями здравоохранения. С целью улучшения качества   их   медицинского   обслуживания   в   республике   создана гериатрическая служба. Во всех областях на функциональной основе, а в г. Минске   –   на   штатной   основе   созданы   гериатрические   центры,   которые 17 занимаются организацией работы по медицинскому обслуживанию пожилого населения. Старение   населения   требует   структурных   преобразований   в здравоохранении,   направленных   на   увеличение   объемов   и   доступности медико­социальной   помощи   пожилым   людям,   долгожителям   и   одиноко проживающим   инвалидам.   Анализ   работы   сельских   участковых   больниц показал,   что   их   основным   контингентом   являются   больные   старших возрастных   групп,   частично   или   полностью   утратившие   способность   к передвижению и самообслуживанию, по состоянию здоровья нуждающиеся не в активном лечении, а в медицинском и социальном уходе и наблюдении, то есть в медико­социальной помощи.   Министерство   Реализуя проводимую Правительством Республики Беларусь политику усиления медико­социальной защищенности людей пожилого и старческого возрастов, здравоохранения   Республики   Беларусь активизировало   работу   по   созданию   больниц   сестринского   ухода   на   базе сельских   участковых   больниц,   совершенствованию   законодательной   базы, регламентирующей их функционирование. Поскольку основными пациентами таких   больниц   являются   пожилые   люди,   основным   требованием   при   их организации   является   создание   уютных   и   комфортабельных   условий пребывания.   Вместе   с   тем   больница   сестринского   ухода   является медицинским учреждением, в котором предусмотрено проведение врачебного осмотра,   а   ежедневный   уход   и   наблюдение   за   пациентами   осуществляют медицинские   сестры.   При   необходимости   в   больницы   сестринского   ухода выезжают   профильные   специалисты,   врачи   «скорой   помощи».   Важным моментом организации работы больниц сестринского ухода является участие в уходе за пациентами не только медицинских работников, но и работников социальной   сферы,   сестер   милосердия.   Организация   и   работа   больниц сестринского   ухода   позволят   не   только   усилить   медико­социальную защищенность людей пожилого возраста, но и повысить качество их жизни [14]. Выводы Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.  1.Поздний   возраст   ­   заключительный   период   онтогенеза,   ярким проявлением которого выступает действие процессов старения.  2.Период   старения   ­   важный   период   развития   и   окончательного формирования личности. 3.Старение   ­   биологическое   явление,   присущее   всем   формам   живой материи   и   сопровождающееся   участием   жизненных   функций   организма. 18 Старение   проявляется   в   снижении   поведенческих,   физиологических   и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде.  4.Возрастные группы старости: от 60 до 75 лет и старше 75 лет. 5.Биррен выделил первичное и вторичное старение.  6.С   возрастом   у   пожилых   снижается   эффективность   когнитивных функций, прежде всего восприятия и памяти. 7.Старческому   возрасту   сопутствует   нарастание   беспокойства, тревожности,   появления   или   усиления   таких   черт,   как   мнительность, неуживчивость,   раздражительность,   черствость.   Изменения   при   старении происходят на биологическом уровне. Изменяется внешность, подвижность, а также работа сенсорных систем,­ слух, зрение, вкус и обоняние, как правило, с возрастом начинают работать менее эффективно.  8.В   мотивационно   ­   потребностной   сфере   в   пожилом   возрасте происходит изменение потребностей.  9.В  социальной   сфере   в  старости   происходит   нарушение   социальных связей, сужение круга интересов. Изменяется характер общения с социальным окружением, ухудшаются процессы социальной адаптации.  10.Выделено 5 типов стареющей личности: конструктивный, зависимый агрессивно­обвинительный, защитный,   («кресло­качалка»), самообвинительный.   11.С   целью   улучшения   положения   пожилых   людей,   принятия дополнительных   мер   по   их   социальной   защите   и   обеспечения   достойной старости в Республике Беларусь реализуются две комплексные программы: Республиканская   программа   социальной   поддержки   пожилых   людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войны, на 2006–2010 годы и Программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года. ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 2.1 Программа исследования  Объектом   исследований   являются   пожилые   люди   учреждения социального назначения «Дом ветеранов для одиноких престарелых граждан и инвалидов», расположенного по адресу: г. Могилёв, ул. Бялыницкого­Бирули, д. 7. 19 Для изучения социально­психологических проблем   были   проведены беседы и анкетирование, в котором   приняло участие 20 пожилых людей в возрасте 70­85 лет (14 мужчин и 6 женщин).  Цель исследования – изучение социально­психологических проблем.   Программа исследования включала в себя следующие задачи: 1. составление обзора литературы по теме исследования; 2. сбор экспериментальных данных; 3. анализ и статистическая обработка полученных данных. 2.2. Методика исследования У   лиц   пожилого   возраста   учреждения   социального   назначения   «Дом ветеранов для одиноких престарелых граждан и инвалидов»   исследовались следующие   показатели   здоровья:   демографические,   заболеваемости   и самооценка здоровья.  Изначально   был   проведен   опрос   самооценки   своего   здоровья   среди пожилых мужчин (14 чел.) и женщин (6 человека). Результаты анкетирования сведены в таблицу 2.2.1 Таблица 2.2.1 ­Сводный анализ данных, полученных при анкетировании Кол­во опрошенных 20 № вопросов Варианты ответов Соотнош ение ответов, % 1 2 3 жалобы хронические заболевания в анамнезе функциональные отклонения и  органические изменения хронические заболевания в стадии  стойкой ремиссии функциональные изменения в органах и  системах, не влияющие на их  деятельность и трудоспособность хронические заболевания в стадии  компенсации, субкомпенсации или  декомпенсации 4 86 10 97 3 100 На   основе   информации,   сведенной   в   таблицу   2.2.1,   были   построены круговые   диаграммы   по   каждому   вопросу,   что   наглядно   показывает процентное   соотношение   ответов   среди   опрошенных   и   поможет   сделать выводы по поднятой проблеме.  20 Результаты:1.   Есть   ли   у   вас   жалобы,   хронические     заболевания   в анамнезе, функциональные отклонения и органические изменения? Рисунок 2.2.1 ­Процентное соотношение жалоб, хронических  заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений 2. Есть ли у вас хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные   изменения   в   органах   и   системах,   не   влияющие   на   их деятельность и трудоспособность? Рисунок 2.2.2­Процентное соотношение хронических заболеваний в стадии стойкой ремиссии, функциональных изменений в органах и системах, не влияющих на их деятельность и трудоспособность 3.   Есть   ли   у   вас   хронические   заболевания   в   стадии   компенсации, субкомпенсации или декомпенсации? Рисунок 2.2.3 ­Процентное соотношение хронических заболеваний в стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации 21 Таким   образом,   для   проведения   анкетирования   было   разработано   3 вопроса, касающиеся проблемы состояния здоровья.  При   оценке   здоровья   лиц   пожилого   возраста   распределяются   по группам здоровья:  1­я   группа   (здоровые)   —   это   лица,   которые   не   имеют   жалоб, хронических   заболеваний   в   анамнезе,   функциональных   отклонений   и органических изменений;  2­я   группа   (практически   здоровые)   —   лица,   у   которых   имеются хронические   заболевания   в   стадии   стойкой   ремиссии,   функциональные изменения   в   органах   и   системах,   не   влияющие   на   их   деятельность   и трудоспособность;  3­я   группа   —   больные   хроническими   заболеваниями   в   стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации. Проанализировав полученные данные,  можно распределить опрошенных лиц по группам здоровья: ­2 чел. имеют 1 группу здоровья (здоровые); ­13   чел.   из   опрошенных   имеют   2   группу   здоровья   (практически здоровые); ­5 человек ­3 группу здоровья (больные хроническими заболеваниями) (рис.2.2.4).  Рисунок 2.2.4­Группы здоровья лиц пожилого возраста учреждения социального назначения «Дом ветеранов для одиноких престарелых граждан и инвалидов»   Таким   образом,   можно   сделать   следующий   вывод:     большинство опрошенных лиц пожилого возраста имеют 2 группу здоровья: практически здоровы,   имеются   хронические   заболевания   в   стадии   стойкой   ремиссии, функциональные   изменения   в   органах   и   системах,   не   влияющие   на   их деятельность   и   трудоспособность.   Есть   риск   возникновения   хронических заболеваний. Были   проанализированы   медицинские   карты   лиц   пожилого   возраста. Причем данные брались за 2012­2013 гг. и по ним проводилась сравнительная характеристика. 22 Заболеваемость   по   основным   классам   болезней   в   2011   ­   2013   гг. (зарегистрировано   больных   с   диагнозом,   установленным   впервые   в   жизни) представлена в таблице 2.2.2. Таблица 2.2.2­ Заболеваемость лиц пожилого возраста  по основным классам болезней Болезни Год 2012 2013     нарушения, инфекционные и паразитарные болезни новообразования болезни   крови,   кроветворных   органов   и отдельные вовлекающие иммунный механизм болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ болезни нервной системы болезни уха болезни системы кровообращения болезни органов дыхания болезни органов пищеварения болезни мочеполовой системы травмы,   отравления   и   некоторые   другие последствия воздействия внешних причин 15 чел. 7 чел. 16 чел. 2 чел. 1 чел. 1 чел. 16 чел. 6 чел. 3 чел. 1 чел. 10 чел. 12 чел. 7 чел. 18 чел. 2 чел. ­ ­ 18 чел. ­ ­ ­ 6 чел. Исходя из данных таблицы 2.2.2 можно сказать, что большой процент заболеваний приходится на инфекционные и паразитарные болезни, а также на болезни крови. Так в 2012 г. было зарегистрировано 15 случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, а к 2013 г. заболеваемость инфекционными и паразитарными   заболеваниями   снизилась   до   12   случаев.   Что   касается заболеваний органов кровообращения, то можно сказать, что заболеваемость повысилась в 2013 г. по сравнению с 2012 г. с 16 случаев до 18. Объяснить высокую   заболеваемость   органов   кровообращения   можно   особенностями возраста. К 2013 г. наблюдается полное выздоровление лиц пожилого возраста, страдающих   в   2012   г.   болезнями   нервной   системы,   уха,   органов   дыхания, пищеварения, мочеполовой системы. Представим   заболеваемость   лиц   пожилого   возраста     по   основным классам болезней на рис. 2.2.5. 23 Рисунок 2.2.5­ Заболеваемость лиц пожилого возраста  по основным классам болезней Таким образом, исходя из рис.2.2.5 можно сказать, что заболеваемость  лиц   пожилого   возраста     по   основным   классам   болезней   учреждения социального назначения «Дом ветеранов для одиноких престарелых граждан и инвалидов»  с 2012 по 2013 гг. снизилась. В зависимости от пола отмечается большая заболеваемость у мужчин по сравнению с женщинами (таблица 2.2.3). Таблица 2.2.3­ Заболеваемость лиц пожилого возраста в зависимости от пола Года 2012 2013 Мужчины 14 чел 12 чел. Половой состав Женщины 6 чел. 3 чел. На основании таблицы 2.2.3 для наглядного выявления заболеваемости лиц   пожилого   возраста     в   зависимости   от   пола   построена   диаграмма (рис.2.2.6). Рисунок 2.2.6­Заболеваемость лиц пожилого возраста в зависимости от пола Таким образом, исходя из рис.2.2.6 можно сказать, что заболеваемость мужчин пожилого возраста с 2012 по 2013 г. снизилась со 14 случаев до 12 случаев. Также снизилась заболеваемость женщин с 6 до 3 случаев. Было проведено  анкетирование по проблеме отношения к жизни  у пожилых людей (Приложение 1). На вопрос «Считаете ли вы, что пенсионеры­жизнерадостные люди?» 25%   пожилых   людей   в   целом   склонны   оценивать   пенсионеров   как жизнерадостных, 42%  считают,  что «скорее   да», 26%­«скорее  нет»  и 7 % склоняются к отрицательной оценке (рис.2.2.7). 24 Рис.2.2.7.­Самооценка пенсионерами настроения (жизнерадостность) На   вопрос   «Вы   считаете,   что   пенсионеры   могут   быть   полезны   для общества   в  целом?»  пожилые   люди   считают,  что   могут   быть   полезны   для общества:   более   80%   ответили   на   данный   вопрос   «да»   или   «скорее» (рис.2.2.8). Рис.2.2.8. ­Мнение пенсионеров: «Вы считаете, что пенсионеры могут быть полезны для общества в целом?» При   ответе   на   вопрос   в   анкете   «Вы   считаете,   что   в   основном пенсионеры активные люди», видится тенденция: более 60% пожилых людей выбрали ответ «да», или «скорее да». Причем, этот показатель еще выше для вопроса «Вы считаете себя активным человеком?» Положительно («да» или «скорее да») ответили  более 70% опрошенных. Это может обозначать как большую готовность проявлять активность в жизни (рис.2.2.9). «Вы считаете, что в основном пенсионеры          «Вы считаете себя активным человеком?»  активные люди»? 25 Рис.2.2.9.­ Самооценка активности На   вопрос   «Чувствуете   ли   вы   себя   одинокими»?   11   %   ответили   на данный вопрос «да» или «скорее да». В целом, большинство опрошенных лиц не считают себя одинокими (89 %) (рис.2.2.10). Рис.2.2.10. Степень одиночества. Таким   образом,   согласно   анкетированию   по   проблеме   отношения   к жизни   у   большинства   лиц   пожилого   возраста   отмечается   положительная мотивация к жизни. С людьми пожилого возраста велось исследование проявлений тревоги согласно методике Тейлора (Приложение 2). Результаты  методики приведены в таблице 2.2.4. Таблица 2.2.4 Результаты исследования проявлений тревоги Показатели Количество человек очень высокий уровень тревоги высокий уровень тревоги средний (с тенденцией к высокому) уровень средний (с тенденцией к низкому) уровень низкий уровень 0 1 10 7 2 Для наглядности представим полученные результаты на рис. 2.2.11. Рис.2.2.11Степень проявления тревожности 26 Таким   образом,   исходя   из   рис.   2.2.11,   можно   сказать,   что   у   всех испытуемых   лиц   отмечается   тревожность   разной   степени.   Больше   всего отмечается   лиц   50   %   средний   (с   тенденцией   к   высокому)   уровень тревожности. Лиц с очень высоким уровнем тревоги выявлено не было. В учреждении социального назначения «Дом ветеранов для одиноких престарелых граждан и инвалидов»  2­3 раза в неделю  проводятся досуговые мероприятия. Было   проведено   анкетирование   содержательного   досуга   пожилых людей (Приложение 3).  Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы: 1.10   человек   свое   свободное   время   общается   с   друзьями,   7   чел. занимается активным отдыхом, 3 чел. выбирают пассивных отдых. 2.12 человек использует свое свободное время, читая журналы и книги, 8 чел.занимается прикладным творчеством. 3.   8   человек   считает,   что   культурно­досуговое   учреждение   может наиболее успешно заниматься организацией досуга пожилых людей, 7 чел.­ библиотека, 5 чел.­музей. 4.9 человек считает, что наиболее интересным мероприятием является участие   в   художественной   самодеятельности,   3   чел.   ­участие   в народных   гуляниях,   3   чел.­вечера­встречи   с   интересными   людьми,   5чел.­ занятия в клубах по интересам 5. Для всех пожилых людей наиболее интересна групповая организация аудитории. Таким   образом,   важным   моментом   в   организации   досуга   людей старшего поколения в учреждении социального назначения «Дом ветеранов для одиноких престарелых граждан и инвалидов»  является непосредственное их участие в творческой деятельности учреждений культуры, художественных коллективов, любительских объединений и клубов по интересам. 2.3   Рекомендации   по   организации   работы   с   людьми   пожилого возраста Исходя из анализа психологической работы в учреждении социального назначения «Дом ветеранов для одиноких престарелых граждан и инвалидов» г.   Могилева,   можно   сказать,   что     комплексная   психологическая   работа должна   быть   направлена   на:  осмысление   и   принятие   жизненного   пути; осознание собственной мудрости; принятие себя, подтверждение собственной значимости.  Таким   образом,   в   психолого­педагогическую   помощь   целесообразно включать:  обучение   навыкам   саморегуляции;   упражнения   на   повышение уровня   общего   фона   настроения;   ознакомление   с   понятием 27 психосоматического   здоровья;   упражнения   и   практические   советы   по поддержанию адекватной работы памяти и внимания.  Во   время   групповых   встреч   необходимо   особое   внимание   уделять  принятию   жизненного   пути.   Многие   пожилые   люди   имеют одобрению, настоятельную необходимость рассказать о нем.  Необходима   организация   таких   видов   деятельности,   которая   бы  делиться   мудростью   и   опытом;   ­   реализовывать   духовно­ позволяла: познавательные, творческие потребности; потребность в общении.  Данные задачи могут быть реализованы как в традиционной групповой работе, так   и   в   других   видах   деятельности.   При   этом   групповая   работа   может проводиться в русле различных психотерапевтических методик. Кроме этого необходимо использовать все обстоятельства, которые так или иначе могут положительно влиять на психологическое здоровье пенсионеров. Работа   по   психологическому   блоку   должна   проводиться   не   только самим психологом, но и всегда, всем персоналом. Очень важно, чтобы все работники  организации  понимали   цену  своего   влияния  на  психологическое состояние посетителей и владели основами психологических знаний. Таким образом,  обучение   всех   работников   организации конструктивному взаимодействию с данной категорией граждан.   необходимо Наиболее важное условие, обеспечивающее эффективную работу– это организация совместной достаточно свободной деятельности. Необходимо   организовывать   посильное   участие   пожилых   людей   в общественной   деятельности,  что   благоприятно   сказывается   как   на самочувствии самих пожилых людей, так и на работе учреждения в целом, так как   представляет   возможности   организации   дополнительных   видов деятельности. Большую   роль   в   деле   поддержания   физического   здоровья   должно играть   формирование   активной   жизненной   позиции   у   пожилого   человека, организация   его   деятельности   как   самостоятельного   субъекта.   Многие пенсионеры связывают наличие у них хронических заболеваний с тяжелыми переживаниями. Следовательно, психосоматическая работа во многом может способствовать улучшению здоровья.  Основная   задача   организации   должна   заключаться   в   том,   чтобы предоставить   в   распоряжение   пожилого   человека   инструмент   для самостоятельной работы над собой и своим здоровьем. Как известно, занятия в   группе   часто   облегчают   начинание,   поэтому   центр   должен   также предоставить регулярные условия для работы в группе.  Возможны следующие способы организации работы: 28 1.  Ежедневное   проведение   легкой   утренней   разминки.   Щадящий комплекс   упражнений,   задействующий   мелкую   моторику   рук,   не   нанесет вреда и не отпугнет своей сложностью (Приложение 4).  2.   Для   «продвинутых»   спортсменов   должна   функционировать постоянная   группа   здоровья.   Ведущим   группы   может   быть   как   работник центра, так и какой­нибудь пенсионер, в прошлом врач, мед. работник, или физкультурник.  3. Еженедельно в программу работы центра необходимо включать «Час здоровья».   Этот   час   может   быть   посвящен   наиболее   распространенным проблемам   здоровья   в   пожилом   возрасте   или   средствам   нетрадиционной медицины. Средства нетрадиционной медицины особенно популярны в нашей стране сейчас из­за двух факторов – недостаток средств у самих пенсионеров и недоступность, качественной официальной медицины. 4.Хорошие результаты дает фитолечение.  5.Обучение   основам   психорегуляции   и   психосоматики.   Это   можно делать на занятиях психолога, а также несложные упражнения можно делать под руководством медсестры. Выводы Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. 1.Для   изучения   социально­психологических   проблем   пожилых   людей принимали участие пожилые люди учреждения социального назначения «Дом ветеранов для одиноких престарелых граждан и инвалидов» г. Могилёва. 2.Были  проведены беседы и анкетирование 20 лиц пожилого возраста. Исследовались   характер   заболевания,   отношение   к   жизни,   чувство одиночества, самооценка, уровень тревожности, досуговая деятельность. 29 3.Согласно   опросу   самооценки   своего   здоровья,   пожилые   люди распределились   по   группам   здоровья:   1­я   группа   (здоровые),   2­я   группа (практически здоровые), 3­я группа — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации. Большинство   опрошенных   лиц   пожилого   возраста   имеют   2   группу здоровья: практически здоровы, имеются хронические заболевания в стадии стойкой   ремиссии,   функциональные   изменения   в   органах   и   системах,   не влияющие на их деятельность и трудоспособность.  4.Согласно   анализу   медицинских   карт,   можно   сказать,   что   большой процент заболеваний приходится на инфекционные и паразитарные болезни, а также на болезни крови.  5.В зависимости от пола отмечается большая заболеваемость у мужчин по сравнению с женщинами. 6.Согласно   анкетированию   по   проблеме   отношения   к   жизни   у большинства лиц пожилого возраста отмечается положительная мотивация к жизни. 7.При   исследовании   проявления   тревоги   у   всех   испытуемых   лиц отмечается   тревожность   разной   степени.   Больше   всего   отмечается   лиц   со средним (с тенденцией к высокому) уровенем тревожности.  8.В учреждении социального назначения «Дом ветеранов для одиноких престарелых   граждан   и   инвалидов   проводятся   досуговые   мероприятия, особенно   можно   выделить   непосредственное   участие   пожилых   людей   в творческой   деятельности   учреждений   культуры,   художественных коллективов, любительских объединений и клубов по интересам. 9.Разработаны рекомендации по организации работы с людьми пожилого возраста ЗАКЛЮЧЕНИЕ На   основе   теоретического   анализа   психолого­педагогической литературы   установлено,   что   пожилой   возраст   является   самоценным   и самозначимым этапом развития человека, который ставит перед человеком свои задачи развития и имеет различные варианты протекания.  В   данной   работе   был   рассмотрен  вопрос  социально­психологических проблем лиц пожилого возраста  учреждения социального назначения «Дом ветеранов для одиноких престарелых граждан и инвалидов» г. Могилева. 30 Основной   целью   явился   вопрос   изучения  социально­психологических проблем лиц пожилого возраста. Автором самостоятельно проведен аналитический обзор литературы по  изучаемой проблеме, составлена программа исследования.  Автор лично участвовал в проведении обследования 20 пожилых людей учреждения   социального   назначения   «Дом   ветеранов   для   одиноких престарелых граждан и инвалидов» г. Могилева. Проведенное исследование имеет важное практическое значение: ­   разработаны   новые   подходы,   позволяющие   с   учетом   медико­ экологических   характеристик   и   индивидуально­психологических особенностей влиять на здоровье стареющего населения; ­сформулированы   и   обоснованы   практические   рекомендации   по организации работы с людьми пожилого возраста ­   знание   динамики   развития   заболеваний   поможет   лицам   пожилого возраста соблюдать правила ЗОЖ; ­   исследование   может   быть   применено   как   научный,   статистический материал. Данный   проект,   в   котором   были   рассмотрены   социально­ психологические проблемы лиц пожилого возраста, способен стать основой для дальнейшего исследования и принятия мер по улучшению качества жизни пожилых людей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТО ЧНИКОВ 1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. ­ М.: Издательский Центр Академия, 1999. ­ 320с. 2.Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с. 31 3.Алмазов,   Б.   Н.   Методика   и   технологии   работы   социального педагога / Б. Н. Алмазов– М.: Академия, 2007. – 390 с. 4.   Ануфриев,   А.Ф.   Психологические   методики   изучения   личности: практикум / Под ред. проф. А.Ф. Ануфриева, Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. ­ М.: Ось­89, 2008. ­ 304с. 5.   Альперович,   В.Д.   Социальная   геронтология   /   В.Д.   Альперович.   ­ Ростов н/Д.: Феникс, 1997 ­ 576с. 6. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. ­ М.: Изд­во Институт психологии РАН, 2006. ­ 512с. 7. Бернс, Р. Развитие Я­концепции и воспитание / Под общ. ред. В.Я. Полиповского. ­ М.: Прогресс, 1986. ­ 312с. 8.   Ермолаева,   М.В.   Практическая   психология   старости   /   М.В. Ермолаева. ­ М.: ЭКСМО Пресс, 2002. ­ 320с. 9. Кон, И.С. Открытие и «Я» / И.С. Кон. ­ М.: Политиздат, 1978. ­ 367 с. 10. Краснова, О.В. Социальная психология старения / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс.­ М.: Академия, 2002. ­ 288с. 11.Личностная шкала проявлений тревоги. Диагностика эмоционально­ нравственного развития /Под ред. И.Б.Дерманова. ­ СПб., 2002. ­с. 126­128. 12. Марцинковская, Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте / Т.Д. Марцинковская // Психология зрелости и старения. ­ 2000. ­ №3 (38). ­ с.16­26. 13.   Молчанова,   О.В.   Специфика   Я­концепции   в   позднем   возрасте   и проблема   психологического   витаукта   /   О.В.   Молчанова   //   Психология зрелости и старения. ­ 2000. ­ №1. ­ с.24. 14.Национальный   Интернет­портал   Министерства   здравоохранения   Режим   доступа: Республики   Беларусь   med.by/mednews/news_det.php?id=197. Дата доступа: 31.03.2014. [Электронный   ресурс]. 15. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. ­ М.: ВЛАДОС­ПРЕСС, 2004. ­ 208с. 16. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. ­ М.: Изд­во Московского университета, 1987. ­ 206с. 17. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь 17 апр. 1992 г. №  1596­XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 2/333. 18. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / Сост. Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. ­ М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. ­ 192с. 19.Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. ­Самара: Бахрах­М, 2006. ­ 672 с. 32 20.   Реан,   А.А.   Психология   адаптации   личности.   Анализ.   Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашов и др. ­ СПб.: ПРАЙМ­ЕВРОЗНАК, 2006. ­ 479с. 21.Руководство   по   гериатрии   /   Под   ред.   Д.   Ф.   Чеботарева,   Н.   Б. Маньковского. – М.: Медицина, 1982. – 310 с. 22.Семенюк,   Л.М.   Хрестоматия   по   возрастной   психологии   /   Л.   М. Семенюк. – М.: МПСИ, 2003. – 400 с. 23. Транев, А.В. Психология старости: учеб пособие / А.В. Транев. ­ Самара.: Издательский Дом БАХРАХ, 2004. ­ 736с. 24.Украинец,   П.П.  Социальная   работа:   теория   и   организация   /   П.П. Украинец, С.В.Лапина. ­Минск: ТетраСистемс, 2006 .­ с. 101–106. 25.   Холостова,   Е.И.   Социальная   работа   с   пожилыми   людьми   /   Е.И. Холостова. ­ М.: Дашков и К, 2006. ­ 348с. 26.Хухлаева,   О.   В.   Психология   развития:   молодость,   зрелость, старость / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002. – 208 с. 33

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста»
Скачать файл