Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русский язык
3 кл
26.05.2017
На разных этапах уроков русского языка мы проводим работу над малыми жанрами устного народного творчества, и мы заметили что, здесь свойства воды в разных состояниях часто встречается. Мне стало любопытно. Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями с одноклассниками и учителем Риммой Сафарбиевной и предложила изучить свойства воды в разных состояниях в малых жанрах устного народного творчества. Сначала мы разделились на группы и собирали загадки, прибаутки, потешки и фразеологизмы о воде и в разных ее состояниях.
Возникла идея исследование русских народных сказок: узнать роль «живой» и «мертвой» воды; опыт по получению «живой» воды в домашних условиях.Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни.
Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку.
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума
Исследовательская работа о свойствах воды.doc
Тема : « Свойства воды в малых
жанрах устного народного
творчества»
Работу выполнили
обучающиеся 3 «А» класса:
Тетова Елена, Тетова Санета,
Ордашева Эмилия
Руководитель проекта:
Пшукова Римма Сафарбиевна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МКОУ «СОШ с.п. Верхний Акбаш», 1. Введение
Начиная с 1 класса мы работаем с разными словарями: словарь
антонимов, синонимов, толковый, орфографический, словарь
фразеологизмов. На разных этапах уроков русского языка мы проводим
работу над малыми жанрами устного народного творчества, и мы
заметили что, здесь свойства воды в разных состояниях часто встречается.
Мне стало любопытно. Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями
с одноклассниками и учителем Риммой Сафарбиевной и предложила
изучить свойства воды в разных состояниях в малых жанрах устного
народного творчества. Сначала мы разделились на группы и собирали
загадки, прибаутки, потешки и фразеологизмы о воде и в разных ее
состояниях.
Возникла идея исследование русских народных сказок: узнать роль «живой» и
«мертвой» воды; опыт по получению «живой» воды в домашних условиях.
Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия:
создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных
слов; исследование русских народных сказок: узнать роль «живой» и «мертвой»
воды; опыт по получению «живой» воды в домашних условиях, межъязыковая
интеграция, интеграция учебных дисциплин, интеллектуально речевое развитие
учащихся
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;
учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам
оценки своей деятельности;
3.Собрать материал по данной теме Использовать соответствующие методы исследования:
1. Подбор и анализ литературы.
2. Беседа.
3. Практические опыты.
4. Анкетирование.
Объект исследования: малые жанры устного народного творчества
Предмет исследования: вода
Гипотеза: предположим, если собрать потешки, загадки, пословицы,
фразеологизмы о воде… Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает
в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром
предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках
литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни.
Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку,
воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её
краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда
ты разгадываешь загадку.
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит
и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума Сейчас я прочитаю загадки о воде , которые я собрала.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (роса)
На дворе переполох,с неба сыплется горох. (Град)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Шумит он в поле и саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина (Туман)
Одеяло белое Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
Кода мы изучали раздел «Устное народное творчество», мне очень понравилось
читать небылицы, потешки. Мы решили, что надо найти потешки о воде, если
они есть, записать их и, может быть, даже составить книжечку для
одноклассников. Оказалось, что русский народ придумал очень много потешек
со словом вода, да и многие детские писатели тоже часто говорят в своих
стихах про пользу воды. Мы хотим прочитать некоторые из них. Знаем, знаем, дадада,
Где тут плещется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошки,
Понемножку,
Нет, не понемножку посмелей,
Будем умываться веселей.
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке ладошки,
А пальчики Антошке.
Пришел медведь ко броду — бултых в
воду.
Уж он мок там мок, уж он кис там кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Даня умывается,
Солнцу улыбается!
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
(Катя) умывается,
Солнцу улыбается!
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
И потому всегда
Всем, везде нужна вода.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Дорогие мои дети!
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой.
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно Утром,
вечером и днем,
Перед каждою едою, После сна и перед
сном.
Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским
народом, а также переведенные из древних письменных источников и
заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие
мудрые мысли народов входящих в состав России. Многие русские пословицы
состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль).
Не плюй в колодец,
Лучше хлеб с водой,
Под лежачий камень
Не зная броду –
случится водицы напиться!
чем пирог с бедой.
вода не течет.
не лезь в воду.
А мне было интересно, есть ли фразеолоизмы о воде и понимаем ли мы
значение этих устойчивых выражений? Еще есть фразеологизмы, где тоже очень
коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей.
Прослушайте стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Я прочитаю
стихотворение, а вы запишите в тетрадь те фразеологизмы, которые услышите и
объясните их значение.
Как работают слова Бывает частенько, что слово одно,
Но очень поразному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода!»
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «водуто в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихахто вода…».
В.Суслова
Приложение №5.
Когда мы начали работать над проектом, я захотела выяснить, в каких
русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство. Я спросила себя, в каких сказках говорится о живой и мертвой
воде и смогла назвать только 2 сказки: «Сказка об Иване царевиче и Сером
волке», мы читали их на уроках чтения.
Меня заинтересовал вопрос: А знают ли в нашей школе сказки , где
говорится о живой и мертвой воде? Я провела опрос и вот какие результаты
получились.
На просьбу, назовите сказки, в которых упоминается живая и мертвая вода
Больше всего отметили сказки, которые знакомы с детства. Я решила спросить
об этом у учеников нашей школы. Оказалось что из 25 человек:
11 человек назвали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
7 человек – «Иванцаревич и серый волк»
1 человек – Марья Моревна
1 человек – «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Мне стало ясно, что не только я знаю мало сказок. Я пошла в библиотеку,
вместе с библиотекарем мы нашли очень много сказок, где сказочным героям
помогает «живая и мертвая» вода и составила список сказок. Я с большим
удовольствием их прочитала, советую прочитать и вам. Вода в сказках не
простая, а волшебная, она «живая и мертвая». «Мертвая» вода кусочки собирает
как в сказке «Иван и ЧудоЮдо», а «живая» героя оживляет. Так русский народ
передал потомкам свою мечту о победе добра над злом. По древнерусским
поверьям мертвой вода становится на Крещение, а живой – на праздник Купала,
летом. Для лучшего эффекта и ту и другую воду нужно набирать ночью, еще
лучше выкупаться. Хранить потом в глиняной или стеклянной посуде, в темноте
и холоде.
Свой список я помещаю в наш буклет. И все таки живая и мертвая вода есть, об этом я узнала из интернета.
Оказалось получить «живую» воду даже в домашних условиях можно и
это совсем не трудно.(описание опыта. А также из книги я узнала о том,
что вода хорошо запоминает информациюи плохую, и хорошую, а потом
передает ее нам. Если вода слышала хорошие, добрые слова такая вода
будет «живая», а если ктото ругался, обзывался, то такая вода будет
больной и ее лучше не пить.
Сказки говорят, что есть вода живая и мертвая. Все мы знаем с детства, что
сказки – это истории, в которые люди перестали верить
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Исследовательская работа Тема: "Свойства воды в малых жанрах устного народного творчества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.