Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"
Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература +1
10 кл—11 кл
21.04.2017
В данной публикации представлен анализ рассказа А.П. Чехова "Студент", с помощью которого выявлены особенности авторского стиля, частотность воспроизведения в творчестве писателя религиозных мотивов, авторское отношение к написанному. В статье произведен анализ лексем, отражающих основную мысль текста, частично произведен филологический анализ произведения.
Statya_Popovoy_O_P.doc
Попова О.П.
(Россия, Елец)
факультет филологический, 3 курс
ЕГУ им. И.А. Бунина
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент Морозова М.А.
РОЛЬ ЕВАНГЕЛЬСКОГО СЮЖЕТА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА
«СТУДЕНТ»
В творчестве писателей обращение к вопросам религии и веры не
является редкостью, поэтому евангельские сюжеты часто становятся
центральными в художественных произведениях. А.П. Чехов говорил:
«Человек должен быть верующим или должен искать веры. Иначе жизнь его
пуста» [Цит.: по 4: электронный ресурс].
Автор никогда не был равнодушен к религиозным вопросам, поэтому
он вводит слово из Евангелия в свой авторский мир и делает его предметом
размышления и осмысления. Сюжеты, взятые из Нового Завета,
присутствуют во многих его рассказах, одним из которых является
«Студент» (1894 г.). А.П. Чехов считал его своим лучшим произведением.
Здесь нашли отражение некоторые детские впечатления писателя, с ранних
лет воспитывавшегося в религиозных традициях. В то же время рассказ
обладает чертами, свойственными поздним творениям автора: глубокое
духовное содержание, философичность и одновременно ярко выраженный
лиризм [См: 1]. Это произведение выделяется своей лаконичностью, но
вместе с тем отличается необыкновенной смысловой насыщенностью.
Цель статьи – попытаться раскрыть роль евангельского сюжета в
рассказе «Студент» для понимания образа главного героя.
Из экспозиции рассказа мы узнаём, что события происходят в
Страстную пятницу, накануне Пасхи. Произведение открывает картина
мрачной весенней природы: Погода вначале была хорошая (…) затем
стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо (…) самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было
пустынно и както особенно мрачно [С. VIII, 306]. Описание окружающей
героя среды и его внутренний монолог передают настроение студента. Иван
Великопольский думает о том, как беспросветно все в окружающем мире:
пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше [С. VIII, 306]. Он
размышляет также о бедности и ужасах, существовавших во все времена:
точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при
Петре, и что при них была такая же лютая бедность, голод, такие же
дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня
кругом, мрак, чувство гнета [С. VIII, 306]. Но стоит отметить, что, по
мнению православного человека, именно в нищете и страданиях кроется
путь к святости.
Пессимистичный настрой студента развеивается с появлением в
рассказе жарко горящего костра и двух женщин: вдовы Василисы, когдато
служившей нянькой у господ, и её дочери Лукерьи, маленькой, рябой бабы,
забитой мужем, простонародность, бедность и обездоленность которых
подчеркивает А. П. Чехов. Именно они и являются олицетворением народа,
о судьбе которого недавно размышлял Иван Великопольский. Вместе с
этим женщины невольно напоминают о евангельских вдовах, о женах
мироносицах, о Марфе и Марии – сёстрах праведного Лазаря, – иначе
говоря, о тех женщинах, которые были преданы Христу, находились рядом
во время Его мучений на кресте и затем видели Спасителя воскресшим.
Студент рассказывает вдовам отрывок из Евангелия от Луки об отречении
апостола Петра от Христа, о том, что происходило с ним в такую же
холодную и мрачную ночь, как представленная в рассказе. Василиса
говорит о том, что слышала эту историю в церкви, отвечая на вопрос Ивана:
Небось, была на двенадцати евангелиях? – Была [С. VIII, 307]. Но
студент передает её поособенному, посвоему, пропускает через себя то,
что чувствовал Иисус тогда в Гефсиманском саду, и то, что ощущал Петр, трижды отрекаясь от своего Учителя. Иван рассказывает так, будто сам
был свидетелем событий той жуткой ночи, отождествляя себя с Петром:
ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности
унылая, длинная ночь! [С. VIII, 307]. Используемые в монологе лексемы
эпитеты унылая со значением ‘наводящая уныние’ [Ожегов, 2014: 1246],
страшная ‘вызывающая чувство страха’ [Ожегов, 2014: 1150], длинная
‘длительная, долго продолжающаяся’ [Ожегов, 2014: 261] характеризуют
отношение героя к событиям, о которых он говорит. При этом студент
испытывает те же чувства, что овладевали учеником Христа: с ними около
костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. [С. VIII, 308].
изнеможённый
Состояние апостола передается с помощью лексем:
[Ожегов, 2014: 372] ‘крайне обессиленный, выражающий полное
изнеможение’, замученный ‘изведенный мучениями’ [Ожегов, 2014: 328],
предчувствуя, что вотвот на земле произойдёт чтото ужасное [С.
VIII, 307]. Стоит отметить, что Иван, как и Пётр, который предал Христа,
испугавшись за собственную жизнь, грешен и раскаивается в этом. Дело в
том, что студент, обучающийся в духовной академии, позволяет себе
охотиться в Великую пятницу, что строго запрещено религиозными
законами: Иван Великопольский, (…) возвращаясь с тяги домой, шёл все
время заливным лугом по тропинке [С. VIII, 306]. Этим можно объяснить
упадническое настроение героя, а окружающая природа лишь помогает
понять его страдания.
При передаче евангельского текста А.П. Чехов не мог не
использовать слова церковнославянского происхождения:
вечеря –
‘вечерняя церковная служба’ [Ожегов, 2014: 127], темница – ’место
заключения, тюрьма’ [Ожегов, 2014: 1181], петел, значение которого автор
приводит в самом рассказе, используя речевой оборот: не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь
Меня [С. VIII, 307].
Особую роль играют в произведении однокоренные лексемы, также
церковнославянские по происхождению: пустыня, пустынно, пустынная:
кругом было пустынно и както особенно мрачно [С.
VIII, 306],
пустынная деревня [С. VIII, 306], такая же пустыня кругом [С. VIII,
306]. С их помощью автор показывает эмоциональное состояние
человеческой души, отражает степень одиночества героя: пустынный
‘безлюдный, необитаемый’ [Ожегов, 2014: 949].
После разговора с женщинами студент продолжает свой путь. Автор
подчеркивает, что окружающий мир остается неизменен: Дул жестокий
ветер, в самом деле, возвращалась зима, и не было похоже, что
послезавтра Пасха [С.
VIII, 307]. Но в душе Ивана происходят
значительные перемены. Он думает о том, что Василиса заплакала совсем
не случайно. Значит, есть чтото, что связывает этих женщин с Петром и
событиями, происходившими той ночью. Именно в этот момент происходит
встреча студента духовной академии с Богом, переосмысление ценностей.
Иван начинает смотреть на мир абсолютно другими глазами, Чувства
переполняют молодого человека: радость вдруг заволновалась в его душе,
и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух [С. VIII, 309]. И
происходит это так же неожиданно, как известие о Воскресении Христа.
Такая внезапность невольно ассоциируется с громким звучанием тропаря
«Христос воскресе из мертвых» после минутного затишья в полночь
Страстной субботы.
Завершают рассказ размышления о счастье, написанные непрерывным
текстом, не содержащим ни одной точки, как бы на одном дыхании:
невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного
счастья овладевали им малопомалу, и жизнь казалась ему восхитительной и полной высокого смысла [С. VIII, 309]. Счастье, по
мнению Ивана, и, без сомнения, автора, заключается далеко не в
материальном благополучии: правда и красота … всегда составляли
главное в человеческой жизни и вообще на земле [С. VIII, 309].
Итак, роль евангельского сюжета, введённого в ткань повествования
писателем, заключается в раскрытии образа главного героя. С его помощью
А.П. Чехов помогает проникнуть в тайны человеческой души, ищущей
истины. Евангельский сюжет пробуждает в нас самые светлые чувства,
помогает понять жизнь, полную высокого смысла.
Литература
1. Матюшенко А.Г. К вопросу о духовном содержании рассказа А.П.
Чехова «Студент» [Электронный ресурс] / А.Г. Матюшенко. – Электр. дан.
– Режим доступа: http://www.hramlublino.ru/?id=16_7
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование,
2014.
3. Чехов А. П. Студент // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в
тридцати томах. – Т.8.(18921894). – М.: Наука, 1977.
4. Чехов А.П. Святая простота (Бка духовной прозы) [Электронный
ресурс] / А.П.
www.pravoslavie.ru/sm/print34535.htm
Чехов.
Электр.
дан.
– Режим доступа:
Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"
Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"
Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"
Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"
Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.