Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"
Оценка 5

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература +1
10 кл—11 кл
21.04.2017
Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"
В данной публикации представлен анализ рассказа А.П. Чехова "Студент", с помощью которого выявлены особенности авторского стиля, частотность воспроизведения в творчестве писателя религиозных мотивов, авторское отношение к написанному. В статье произведен анализ лексем, отражающих основную мысль текста, частично произведен филологический анализ произведения.
Statya_Popovoy_O_P.doc
Попова О.П. (Россия, Елец) факультет филологический, 3 курс ЕГУ им. И.А. Бунина Научный руководитель: к.ф.н., доцент Морозова М.А. РОЛЬ ЕВАНГЕЛЬСКОГО СЮЖЕТА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «СТУДЕНТ» В   творчестве   писателей   обращение   к   вопросам   религии   и   веры   не является   редкостью,   поэтому   евангельские   сюжеты   часто   становятся центральными   в   художественных   произведениях.   А.П.   Чехов   говорил: «Человек должен быть верующим или должен искать веры. Иначе жизнь его пуста» [Цит.: по 4: электронный ресурс]. Автор никогда не был равнодушен к религиозным вопросам, поэтому он вводит слово из Евангелия в свой авторский мир и делает его предметом размышления   и   осмысления.   Сюжеты,   взятые   из   Нового   Завета, присутствуют   во   многих   его   рассказах,   одним   из   которых   является «Студент» (1894 г.). А.П. Чехов считал его своим лучшим произведением. Здесь нашли отражение некоторые детские впечатления писателя, с ранних лет воспитывавшегося в религиозных традициях. В то же время рассказ обладает   чертами,   свойственными   поздним   творениям   автора:   глубокое духовное содержание, философичность и одновременно ярко выраженный лиризм   [См:   1].   Это   произведение   выделяется   своей   лаконичностью,   но вместе с тем отличается необыкновенной смысловой насыщенностью. Цель   статьи   –   попытаться   раскрыть   роль   евангельского   сюжета   в рассказе «Студент» для понимания образа главного героя. Из   экспозиции   рассказа   мы   узнаём,   что   события   происходят   в Страстную   пятницу,   накануне   Пасхи.   Произведение   открывает   картина мрачной весенней природы:   Погода   вначале была хорошая (…) затем стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо (…) самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как­то особенно мрачно [С. VIII, 306]. Описание окружающей героя среды и его внутренний монолог передают настроение студента. Иван Великопольский думает о том, как беспросветно все в окружающем мире: пройдет  еще  тысяча   лет,  жизнь  не станет  лучше  [С.  VIII, 306]. Он размышляет также о бедности и ужасах, существовавших во все времена: точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета  [С.  VIII, 306]. Но стоит отметить, что, по мнению православного человека, именно в нищете и страданиях кроется путь к святости. Пессимистичный   настрой   студента   развеивается   с   появлением   в рассказе жарко горящего костра и двух женщин: вдовы Василисы, когда­то служившей нянькой у господ, и её дочери Лукерьи, маленькой, рябой бабы, забитой   мужем,   простонародность,   бедность   и   обездоленность   которых подчеркивает А. П. Чехов. Именно они и являются олицетворением народа, о   судьбе   которого   недавно   размышлял   Иван   Великопольский.   Вместе   с этим   женщины   невольно   напоминают  о   евангельских   вдовах,   о   женах­ мироносицах,   о   Марфе   и   Марии   –   сёстрах   праведного   Лазаря,   –   иначе говоря, о тех женщинах, которые были преданы Христу, находились рядом во время   Его мучений на кресте и затем видели Спасителя воскресшим. Студент рассказывает вдовам отрывок из Евангелия от Луки об отречении апостола   Петра   от   Христа,   о   том,   что   происходило   с   ним   в   такую   же холодную   и   мрачную   ночь,   как   представленная   в   рассказе.   Василиса говорит о том, что слышала эту историю в церкви, отвечая на вопрос Ивана: ­  Небось, была на двенадцати евангелиях? – Была  [С.  VIII, 307].   Но студент передает  её по­особенному, по­своему, пропускает через себя то, что чувствовал Иисус тогда в Гефсиманском саду, и то, что ощущал Петр, трижды отрекаясь от своего Учителя. Иван рассказывает так, будто сам был свидетелем событий той жуткой ночи, отождествляя себя с Петром: ах,   какая   то   была  страшная  ночь,   бабушка!   До   чрезвычайности унылая, длинная ночь! [С. VIII, 307]. Используемые в монологе лексемы­ эпитеты  унылая  со значением ‘наводящая уныние’ [Ожегов, 2014: 1246], страшная  ‘вызывающая   чувство   страха’   [Ожегов,   2014:   1150],  длинная ‘длительная, долго продолжающаяся’ [Ожегов, 2014: 261] характеризуют отношение   героя  к  событиям,  о  которых  он  говорит.  При  этом  студент испытывает те же чувства, что овладевали учеником Христа: с ними около костра стоял Петр и тоже грелся,  как вот я теперь.  [С.  VIII, 308].  изнеможённый Состояние   апостола   передается   с   помощью   лексем: [Ожегов,   2014:   372]  ­  ‘крайне   обессиленный,   выражающий   полное изнеможение’, замученный  ­ ‘изведенный мучениями’ [Ожегов, 2014: 328], предчувствуя, что вот­вот на земле произойдёт что­то ужасное  [С. VIII, 307]. Стоит отметить, что Иван, как и Пётр, который предал Христа, испугавшись за собственную жизнь, грешен и раскаивается в этом. Дело в том,   что   студент,   обучающийся   в   духовной   академии,   позволяет   себе охотиться   в   Великую   пятницу,   что   строго   запрещено   религиозными законами: Иван Великопольский, (…) возвращаясь с тяги домой, шёл все время  заливным лугом по тропинке [С. VIII, 306]. Этим можно объяснить упадническое   настроение   героя,   а   окружающая   природа   лишь   помогает понять его страдания. При   передаче   евангельского   текста   А.П.   Чехов   не   мог   не использовать   слова   церковнославянского   происхождения:  вечеря  – ‘вечерняя   церковная   служба’   [Ожегов,   2014:   127],  темница  –   ’место заключения, тюрьма’ [Ожегов, 2014: 1181], петел, значение которого автор приводит в самом рассказе, используя речевой оборот: не пропоет сегодня петел,  то есть петух,   как   ты   трижды   отречешься,   что   не   знаешь Меня [С. VIII, 307]. Особую роль играют в произведении однокоренные лексемы, также церковнославянские по происхождению:  пустыня, пустынно, пустынная: кругом   было   пустынно   и   как­то   особенно   мрачно  [С.  VIII,   306], пустынная деревня  [С.  VIII, 306], такая же пустыня кругом  [С.  VIII, 306].   С   их   помощью   автор   показывает   эмоциональное   состояние человеческой   души,   отражает   степень   одиночества   героя:  пустынный   ­ ‘безлюдный, необитаемый’ [Ожегов, 2014: 949]. После разговора с женщинами студент продолжает свой путь. Автор подчеркивает, что окружающий мир остается неизменен:  Дул жестокий ветер,   в   самом   деле,   возвращалась   зима,   и   не   было   похоже,   что послезавтра   Пасха  [С.  VIII,   307].   Но   в   душе   Ивана   происходят значительные перемены. Он думает о том, что Василиса заплакала совсем не случайно. Значит, есть что­то, что связывает этих женщин с Петром и событиями, происходившими той ночью. Именно в этот момент происходит встреча студента духовной академии с Богом, переосмысление ценностей. Иван   начинает   смотреть   на   мир   абсолютно   другими   глазами,   Чувства переполняют молодого человека: радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух [С. VIII, 309].  И происходит это так же неожиданно, как известие о Воскресении Христа. Такая внезапность невольно ассоциируется с громким звучанием тропаря «Христос   воскресе   из   мертвых»   после   минутного   затишья   в   полночь Страстной субботы. Завершают рассказ размышления о счастье, написанные непрерывным текстом,   не   содержащим   ни   одной   точки,   как   бы   на   одном   дыхании: невыразимо   сладкое   ожидание   счастья,   неведомого,   таинственного счастья   овладевали   им   мало­помалу,   и   жизнь   казалась   ему восхитительной   и   полной   высокого   смысла  [С.  VIII,  309].   Счастье,  по мнению   Ивана,   и,   без   сомнения,   автора,   заключается   далеко   не   в материальном   благополучии:   правда   и   красота   …   всегда   составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле [С. VIII, 309].  Итак, роль евангельского сюжета, введённого в ткань повествования писателем, заключается в раскрытии образа главного героя. С его помощью А.П.   Чехов   помогает   проникнуть   в   тайны   человеческой   души,   ищущей истины.   Евангельский   сюжет   пробуждает   в   нас   самые   светлые   чувства, помогает понять жизнь, полную высокого смысла. Литература 1.  Матюшенко   А.Г.   К   вопросу   о   духовном   содержании   рассказа   А.П. Чехова «Студент» [Электронный ресурс] / А.Г. Матюшенко. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.hram­lublino.ru/?id=16_7 2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование, 2014. 3. Чехов А. П. Студент // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – Т.8.(1892­1894). – М.: Наука, 1977. 4.   Чехов   А.П.   Святая   простота   (Б­ка   духовной   прозы)  [Электронный ресурс]   /   А.П. www.pravoslavie.ru/sm/print34535.htm   Чехов.   ­  Электр.   дан.   –   Режим   доступа:

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"

Исследовательская статья на тему "Евангельские мотивы в творчестве А.П. Чехова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017