Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)
Оценка 4.7

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русский язык
8 кл
03.06.2018
Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)
Исследовательский проект построен как индивидуальная работа по русскому языку с интеграцией знаний истории и культуры Новгородского края. Для выполнения проектного исследования актуализировались знания истории, культуры, архитектуры. Проведено углублённое изучение русского языка в обращении к религиозной топонимии Валдая, к этимологии урбанонимов.Исследовательский проект "Чудный монастырь" (русский язык 8 класс)
Чудный монастырь.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 УЧРЕЖДЕНИЕ город Боровичи Боровичского района Новгородской области  ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ: ЧУДНЫЙ МОНАСТЫРЬ Автор: Данилова Марина Валерьевна              ученица 8 класса Научный руководитель: Кодынева Людмила Юрьевна                                           учитель русского языка и литературы 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………..3 Основная часть. Описание исследования………………………….4 Анализ источников и литературы…………………………………..8 Этапы исследования…………………………………………………9 Полученные результаты……………………………………………..10 Выводы………………………………………………………………..10 Заключение……………………………………………………………11  Список литературы и источников…………………………………...11 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта  по культуре родного края состоит в описании истории создания архитектурного ансамбля  XVII  –  XVIII  вв. православной   достопримечательности   Новгородской   области   Иверского святыни, монастыря на Валдае. А также актуальна работа по развитию речи учащихся, обогащению   словарного   запаса   при   описании   архитектуры   православного собора. Цель исследования состоит в описании исторических и архитектурных особенностей создания Иверского монастыря, в определении его значения в культуре родного края и в городской топонимии, а также в формировании познавательной   активности   исследователя   в   ходе   поэтапного   выполнения проекта,   в   развитии   умения   выбирать   и   обрабатывать   информацию   в соответствии   с   темой   исследования.   При   создании   проекта   появляется возможность   воспитывать   эстетические   чувства   и   уважение   к   истории   и культуре родного края.    Задачи исследования   1. Описать гармонию ландшафта и архитектурного ансамбля.  2. Представить краткую историю создания Иверского монастыря. 3.  Исследовать   и   описать   архитектуру   Успенского   собора   с использованием специальных архитектурных терминов. 4. Рассмотреть этимологию топонима Иверский. 5.   Провести   краткий   топонимический   анализ   городской   религиозной топонимии Валдая. 3 6. Создать презентацию в соответствии с этапами исследования.  Результаты   исследования   могут   быть   интересны   учащимся   младших   и средних   классов   как   заочная   экскурсия   по   культурным   и   религиозным достопримечательностям   Новгородской   области.   Для   старшеклассников данная   исследовательская   работа   интересна   как   начальный   этап   в исследовании архитектурных сооружений русского зодчества.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ                     Искусство архитектуры создает красоту мира. Об архитектуре говорят, как   о   поэзии   в   камне,   как   о   застывшей   музыке.   Разнообразие   архитектуры зависит   не   только   от   творческой   фантазии   зодчего,   но   и   от   условий строительства:   теплого   или   холодного   климата,   равнинной   или   горной местности,   возможностей   строительной   техники,   деревянных,   каменных   или металлических   конструкций,   эстетических   вкусов   жителей   и   красоты окружающей   природы.   В   строительстве   используется   труд   людей   многих профессий   –   каменщиков,   конструкторов,   ученых   и   художников.   Все   они трудятся под руководством архитектора (по­гречески «старшего строителя»). Чтобы   создавать   величественные   каменные   сооружения,   человек   этой профессии   должен   обладать   большими   техническими   и   художественными познаниями.  Чудный   монастырь…   Так   в   настоящем   исследовании   называется архитектурный ансамбль Иверского Валдайского монастыря. (слайд 1) Чудом архитектуры является Иверский мужской монастырь на Валдае. Эта главная православная достопримечательность расположена на Сельвицком острове Валдайского озера. (слайд 2) 4 В монументальных монастырских постройках воплотилось высокое искусство   зодчих,   художников,   ремесленников.   Чудодейственная   красота монастыря его гармоническое слияние с красотой природы Валдая обладает особой силой художественного воздействия. (слайд 3)          С озера в жаркий, солнечный день, когда белые облака проплывают над его шпилями, маковицами и шатрами, он кажется великолепным сказочным градом. (слайд 4)                Пасмурным   осенним   днем,   когда   небо   закрыто   серыми   тучами, архитектурный   ансамбль   похож   на   суровую   крепость,   поднявшуюся   среди свинцовых вод Валдайского озера. (слайд 5)                 Ясным погожим днем золотой осени монастырь и его окрестности выглядят как проникновенные пейзажи. (слайд 6)                  Зимой,   покрытый   снегом,   ансамбль   издалека   манит   к   себе   путешественника, добирающегося к его белокаменным стенам по скованному льдом озеру. (слайд 7)            Восхищение красотой, строгой простотой и величием архитектурного ансамбля пробуждает интерес к истории создания Иверского монастыря. С удивления и восторга начинается работа над проектом. Как верно отметил Б.И.   Додонов   в   работе   «Эмоция   как   ценность»:   «Эмоции   не   только активизируют мыслительные процессы, но, входя в их структуру, выполняют функции эвристик» [1, с. 34­35 ]. В   планировке   Иверского   монастыря   над   строгой   симметрией господствует принцип свободного размещения зданий. Стены, шатры и главки как бы сгрудились, тесно переплелись в причудливый силуэт. Окруженный стенами, Иверский монастырь имеет форму многоугольника. Самая короткая его сторона – западная, самые длинные – восточная и северная. (слайд 8)  С   запада   заметен   подъем   почвы,   на   восточной   стороне   –   легкое всхолмление,   самая   высокая   точка   острова.   Именно   здесь   и   расположено главное здание монастыря – Успенский собор. (слайд 9) 5 Для   описания   собора   необходимо   использование   специальных   −   свод),  (от др.­греч.    архитектурных   терминов:   «апс даии  абс даии здания» (https://archi.ru/terms/term_b.htm.).   (лат. absis) – примыкающий к основному объёму пониженный выступ ἁψίς   , ἁψῖδος   Это,   как   правило,   полукруглая,   гранёная,   прямоугольная   или усложнённая в плане, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом пристройка   к   основной   части   ссобора.   Этим   термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.  Неф  в переводе с латинского   означает  «корабль».   В   архитектуре   этим   термином   называют вытянутое помещение, ограниченное колоннами.   Галерея  – «узкое крытое помещение,   соединяющее   части   здания,   а   также   длинный   балкон   вдоль здания» [4, с. 125];  барабан  – «часть здания, поддерживающая купол» [4, с. 265];  пилястра  – «четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену [4, с. 266];  фриз  – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком» [4, с. 267]. Иверский собор (ранее Успенский) представляет собой шестистолпное, пятиглавое, трехнефное сооружение, построенное в форме квадрата с тремя апсидами. С четырех сторон храм окружает  галерея, характерная для всех строений патриарха Никона. Галерея имеет крыльцо, а с северной и южной стороны   находятся   две   двухэтажные   палатки   с   крестами.   Своды   храма поддерживают шесть больших столпов. (слайд 10)           Соборный Иверский храм представляет образец самобытного русского церковного зодчества XVII века. Икона Иверской богоматери, установленная в иконостасе собора, дала название монастырю – Иверский. (слайд 11) Для   описания   красоты   чудного   собора   используются   эпитеты­ синонимы: великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный. А   также   за   основу   описания   архитектурного   памятника   берётся   текст упражнения 101, автором которого является Е. Осетров:  6 «В ясном небе горит,  подобно негасимому пламени,  старый собор, воплощая в себе вечную красоту, могущество и народное представление о прекрасном.  Меняются   поколения,   а   чудный   собор   недвижно   и   вечно   стоит… Сияют переливаются его купола красным, голубым, оранжевым, синим, зелёным» [4, с. 61].  Данному   описанию   соответствует   изображение   Успенского   собора Иверского монастыря. (слайд 12)        монаст рьыи  или Ивир нои  (греч   верский иноязычное                    Этот  экклезионим  (название культового религиозного сооружения) имеет происхождение: Ии  . ივერთა მონა სტერი) – православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, занимающий в святогорской иерархии третье место. Находится на северо­востоке полуострова; основан в 980 – 983 году грузинами».  . Μονή Ιβήρων, груз (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/590524) Из   истории   Иверского   монастыря     известны   следующие   сведения: «Освящение   собора   состоялось   в   декабре   1656   года   при   участии   самого Никона.   На   торжество   прибыли   представители   духовенства   чуть   ли   не   со всего   государства   Российского,   которые   щедро   одарили   монастырь.   Но главный сюрприз преподнес Никон – он привез икону Иверской Богоматери. Задолго   до   сооружения   собора   патриарх   снарядил   целое   посольство   на Афонскую   гору   в   Иверский   монастырь,   чтобы   заказать   себе   копию   с “чудотворной” иконы. В Москве специально подобранные мастера украшали ее окладом, венцами с запонами и вставками из драгоценных камней». (http://znakka4estva.ru/) 7 Власть Иверского монастыря была велика. Как отмечаеит Э.Г Истомина в   книге   «Валдай»,   «История   Валдая   во   многом   была   связана   с возникновением, взлётом и падением Иверского монастыря» [2, с. 14].  Также необходимо   отметить,   что   в   названии   городских   улиц   была   частотной религиозная мотивация.  Как   определено   в   исследовании   Л.Ю.   Кодыневой   «Особенности системы   урбанонимов   провинциального   города   Валдай»:     «Урбанонимы, мотивированные экклезионимами, преобладали на карте города ХVIII в. Этот тип городских названий являлся весьма продуктивным, потому что Валдай находился   под   властью   Иверского   монастыря:  Богородицкое  село, Богородская  ул.,  Богоявленская  ул.,  Введенская  ул.,  Георгиевская  ул., Екатерининская  ул./пл.,  Иверская  ул.,  Ильинская  ул./пр.,  Монастырская ул.,  Никольская  ул.,  Пятницкая  ул.,  Троицкая  ул.,  Яковлевская  ул. [3,  с. 314].   Памятникам зодчества Новгородской области принадлежит почетное место   среди   лучших   произведений   русской   культуры.   Одной   из замечательных   особенностей   творчества   древних   мастеров   было   умение выбрать   для   создания   рук   своих   самое   лучшее,   выгодное   место   в ландшафте,   органически   связать   архитектуру   и   природу.   Иверский монастырь – один из немногих уцелевших до наших дней архитектурных ансамблей Новгородчины – пример гармоничного сочетания архитектуры с окружающим миром.  Монастырь   как   явление   многогранной   и   богатой   культуры необходимо   исследовать   и   с   исторической,   и   с   архитектурной,   и   с лингвистической   точек   зрения.   Именно   комплексный   подход   к исследованию   архитектурного   ансамбля   представляет   значительность, богатство и вневременную ценность Иверского монастыря, показывает его 8 взаимосвязи   с   мировой   религиозной   и   художественной   культурой, воспитывает любовь к родному краю. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Работа над проектом началась на уроке русского языка при изучении новой темы по развитию речи «Описание памятника». Этой теме посвящён § 16 в учебнике Ладыженской Т.А. «Русский язык» 8 класс, который реализует идею интегрированного   обучения   языку   и   речи,   предполагает   формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, содержит большой объём сведений культурологического характера.   Перед   автором   проекта   ставилась   познавательная   задача   написания сочинения   с   использованием   специальных   архитектурных   терминов. Выполнение этого задания по развитию речи было направлено на исследование композиции   архитектурного   сооружения,   принадлежащего   к   мировому культурному   наследию.   Значение   терминов   архитектуры   определялось   по толковому словарику, помещённому в конце указанного учебника, а также с использованием https://archi.ru/terms/term_b.htm.    Интернет­ресурсов:  Архитектурный   словарь Сведения   по   истории   создания   Иверского   монастыря   расположены   в краеведческой   литературе,   в   частности   в   книге   Э.Г.   Истоминой   и   А.Н. Николаева   «Валдай», http://znakka4estva.ru/.    а   также   использовались   Интернет­ресурсы Этимология топонима  Иверский  исследована благодаря обращению к  Список   улиц   с  https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/590524. сайту 9 религиозной   мотивацией   заимствован   из   работы   Л.Ю.   Кодыневой «Особенности системы урбанонимов провинциального города Валдай».  Красочная презентация с видами на Иверский монастырь создана по материалам сайта   Яндекс открытки https://yandex.ru/images.  ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Поиск информации по значению архитектурных терминов. 2. Описание архитектуры Успенского собора. 3. Описание истории создания Иверского Монастыря. 4. Определение этимологии экклезионима Иверский. 5. Создание списка улиц Валдая с религиозной мотивацией. 6. Создание презентации, показывающей красоту памятника архитектуры.  7. Работа над текстом описания «чудного монастыря». ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  1.  Создано  описание   гармонии  ландшафта  и  архитектурного  ансамбля Иверского монастыря в разные времена года.  2.  В  результате   изучения   краеведческой   литературы  представлена краткая история создания Иверского монастыря. 3. В соответствии с задачами проекта исследована и описана архитектура Успенского собора с использованием специальных архитектурных терминов. 4. Проанализирована этимология топонима Иверский. 10 5.   Проведён   краткий   топонимический   анализ   городской   религиозной топонимии Валдая. 6.   В   ходе   выполнения   исследовательского   проекта   создана   красочная презентация, вызывающая ценностные эстетические эмоции.  ВЫВОДЫ Результаты   исследования   могут   быть   интересны   учащимся   младших   и средних   классов   как   заочная   экскурсия   по   культурным   и   религиозным достопримечательностям Новгородской области.  А также старшеклассникам для более подробного, развёрнутого описания интерьера Успенского собора. К результатам исследования относится описание Иверского монастыря, показывающее   гармоническое   единство   ландшафта   местности   и архитектурного ансамбля. Описание памятника архитектуры развивает познавательный интерес и может   быть   использовано   как   образец   для   создания   проектов   по исследованию   других   культурных   достопримечательностей   новгородской области.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Исследование   по   культуре   родного   края   выработало   умение   искать   и осмысливать   новую   информацию   по   культуре   и   истории   Новгородской области,   способствовало   развитию   лингвистической   и   коммуникативной компетенции восьмиклассницы. Цель исследования достигнута по количеству поставленных задач:  1.  Создано  описание   гармонии  ландшафта  и  архитектурного  ансамбля Иверского монастыря в разные времена года.  11 2.  В  результате   изучения   краеведческой   литературы  представлена краткая история создания Иверского монастыря. 3. В соответствии с задачами проекта исследована и описана архитектура Успенского собора с использованием специальных архитектурных терминов. 4. Проанализирована этимология топонима Иверский. 5.   Проведён   краткий   топонимический   анализ   городской   религиозной топонимии Валдая. 6.   В   ходе   выполнения   исследовательского   проекта   создана   красочная презентация, вызывающая ценностные эстетические эмоции.  ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ  1. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М. 1978. – 208 с.  2. Истомина Э.Г. Николаев А.Н. Валдай. Л.: 1988. 92 с. 3. Кодынева Л.Ю. Особенности системы урбанонимов провинциального  города Валдай  / Л.Ю. Кодынева // Вестник  Тверского  государственного университета.  Серия «Филология» –Тверь, 2015. –  №1 – С. 309 – 317.  4. Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 8 класс. М. «Просвещение» 2017. – 272 с. 12

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)

Исследовательский проект "Чудный монастырь" 8 класс (русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018