Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"
Оценка 4.6

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
18.01.2017
Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"
В проекте рассмотрены примеры различных технологий работы с молодежью. Рассматривается их содержание, применение, эффективность. Данная работа будет полезна социальным педагогам образовательных учреждений, так как содержит известные и проверенные временем технологии, а также самые новые, которые появились в литературе, посвященной социальной работе, совсем недавно.Исследовательский проект содержит 26 листов текста, указано содержание работы, список использованных источников. В работе имеются сноски на источники. В проекте рассмотрены 40 технологий.
Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью.docx
Мехонцева М. Г.,  заместитель директора по УВР  МКОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 4», г. Шадринск Исследование эффективности применения различных технологий  социальной работы с молодежью (исследовательский проект) Содержание Введение…………………………………………………………………………….2 Глава 1. Технологии социальной работы с молодежью, их характеристики…..5 Глава 2. Эффективные  технологии социальной работы с молодежью…….......8 Заключение…………………………………………………………………………25 Список литературы………………………………………………………………...27 Введение Проблема работы с молодежью является актуальной  для любой страны мира, в том числе и для России. Молодые люди, а к ним относятся люди от 14 до 30 лет, всегда являлись активными участниками, как прогресса, так и регресса. Благодаря   молодым   активным   людям   в   нашей   стране   происходили революционные   преобразования   общественного   строя,   возводились   города, развивались наука и техника, появлялись новые технологии, которые внедрялись во все сферы жизнедеятельности. Можно отметить очень много положительных моментов,   которые   появились   благодаря   стремлению   молодых   людей   к новшествам,  к  изменению  жизни,  к прогрессу.  В нашей стране  немало  книг  и фильмов,   посвященных   позитивному   движению   молодежи.   Целые   поколения советских   людей   были   воспитаны   на  принципах   и   нормах,  которые   звучали   с телеэкранов, в школах, ВУЗах, заводах и т.д. Массовые молодежные организации, пионерия и комсомол, заботились об идеологии, занятости молодых людей.  С   началом   90х   годов   вся   эта   система   была   разрушена.   А   вместе   с разрушением   возникли   проблемы   в   самых   разных   сферах   жизнедеятельности молодых   людей.   Наверное,   самая   главная   из   них   –   проблема   с   социальной самоидентификацией   молодежи,   отсутствие   видения   структуры   российского общества   и   своего   места   в   ней.   Отсюда   увлечение   западной   культурой, несвойственной   России,   уход   из   реального   в   виртуальный   мир,   проявление западного   либерализма,   отвержение   моральных   устоев,   тяга   к   запретному   и неизведанному.   Отсюда   стремление   молодых   людей   к   наркотикам,   к экстремистским течениям, к преступности. Разрушение   социальных   институтов,   развитие   капитализма   и   рыночных отношений, связи студент – рабочий, привело к тому, что молодые люди не могут найти   работу   после   окончания   обучения,   следовательно,   не   могут   иметь постоянную   заработную   плату,   свое  жилье,  и,  в   конечном   счете,   свою  семью. 2 Сложилась система, когда молодые люди не видят своего места в государстве, где родились. Отсюда – миграция в другие страны. Быстрое   внедрение   Интернета   в   нашу   жизнь   способствовало   тому,   что молодежь   перестала   общаться,   читать,   разговаривать   литературным   языком, писать письма. Основным «чтивом» стали посты, твиты и коменты в социальных сетях. Формируется новая культура, которая ведет к потере умения общаться, грамотности, потере коммуникативных навыков человека. Юноши и девушки уже не в состоянии смотреть внимательно полномасштабный серьезный фильм, им ближе клипы. Неспособные сосредоточиться, нежелающие развиваться, ушедшие в виртуальный мир «стрелялок», подростки бросают учебу в школах, а молодые люди не хотят получать профессию рабочего, служащего, так как хотят иметь всё и сразу. Все   эти   факторы   заставляют   обратить   серьезное   внимание   на   проблемы молодежи,  создавать   структуры   и  организации,  которые   бы   занимались   этими проблемами.   Поэтому   в   этой   работе   будут   раскрыты   некоторые   технологии, которые   могут   применяться   в   работе   с   такой   категорией   лиц,   а   также рассмотрены   самые   эффективные   из   них.   Необходимо   отметить,   что   в   нашей стране   есть   специальные   учреждения,   а   также   специалисты   –   социологи   и психологи, которые обучены работе с молодежными группами риска, но они пока не в состоянии ликвидировать последствия того кризиса, который пережила наша страна и его влияния на молодежь. Выбор темы исследования не случаен – проблемы молодежной среды и их решение – одна из самых главных задач нашего правительства, всех общественных и государственных структур, работающих в этом направлении, так как молодежь – это будущее нашей страны, наши последующие поколения. Объект исследования ­ проблемы молодежи. Предмет исследования ­ технологии социальной работы с молодежью. Цель ­  изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах. 3 Задачи:  дать общее представление о содержании  социальных технологий, изучить   особенности   социальных   технологий   с   молодежью,   выделить   из   них наиболее эффективные.  Глава 1. Технологии социальной работы с молодежью, их характеристики Технология (от греч. тесппе — искусство, мастерство, учение) — система знаний   о   способах   и   средствах   обработки   и   качественного   преобразования объекта. [4;230] Общей   целью   технологий   социальной   работы   является   предупреждение распада общества.  Технология в социальной сфере  (социальная технология) —  способ   организации   деятельности   в   этой   области,   направленный   на реализацию поставленных целей и задач. Целью   применения  социальной   технологии  является  «социальный продукт»  —  создание   условий,   нормализующих   жизнедеятельность   людей, удовлетворяющих   общественным   интересам, противоречия.  разрешающих   социальные Одним из важнейших направлений социальной работы является работа с молодежью. Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность  по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному   функционированию;   создание   условий,   благоприятствующих достижению   этих   целей   в   обществе,   а   также   работа   с   молодыми   людьми   на коммунальном   уровне,   по   месту   жительства   или   в   трудовых   коллективах. Основной   задачей   социальной   работы  при   этом   является   выработка   у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым   социально­экономическим   условиям   рыночной   экономики,   получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. [5;302] К  отличительным   признакам   технологий  социальной   работы   с молодежью, можно отнести:  4 1) разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции; 2) скоординированность и поэтапность действий специалистов, реализующих проект, программу и др. по достижению искомого результата;  3)   каждая   технология   предусматривает   однозначность   выполнения включенных в нее процедур и операций;  4) динамичность, которая проявляется в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом в эвристическом характере деятельности;  5)   непрерывность,   которая   диктуется   необходимостью   постоянно поддерживать   непосредственную   или   опосредованную   связь   с   клиентом   и оказывать на него влияние; 6)   цикличность,   проявляющаяся   в   стереотипном,   устойчивом   повторении этапов,   стадий   и   процедур   при   работе   с   клиентами   и   обусловленная цикличностью организаторской работы;  7)   дискретность   технологического   процесса,   которая   проявляется   в неравномерности степени воздействия на клиента с момента целеполагания до исполнения принятого решения. [1;23] Технологии   социальной   работы   с   молодежью   в   зависимости   от   уровня делятся на: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие наличия особой квалификационной подготовки у специалистов; комплексные, требующие наличия   квалификации   у   нескольких   специалистов   работающих   в   разных областях. [1;24]  Любая общая технология социальной работы реализуется с помощью пакета частных   технологий:   экономических,   финансовых,   организационных,   которые наиболее   эффективно   решают   конкретные   проблемы   человека   попавшего   в трудную   жизненную   ситуацию   или   группы.   К   частным   технологиям   можно отнести: социально­бытовую адаптацию молодых инвалидов, обучение техникам составления   профессионального   резюме   безработной   молодежи,   реадаптацию молодых людей, вышедших из пенитенциарных учреждений и т.д. [1;25]  5 Технология осуществляется последовательно  и состоит из нескольких этапов: I этап – сбор информации о проблеме молодого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.  II этап – разработка критериев и показателей развития социальных умений и навыков молодого человека, имеющего трудную жизненную ситуацию.  III этап – подбор методов социальной диагностики, позволяющих изучить восприятие   проблемы   клиентом   и   его   ближайшим   окружением,   установить степень   развитости   тех   или   иных   социально   и   личностно   значимых   качеств, умений и навыков, влияние факторов на этот процесс.  IV   этап   –   анализ   результатов   социальной   диагностики   и   постановка социального диагноза, определение прогноза по преодолению выявленных причин проблемы или трудности клиента.  V   этап   –   отбор   частных   лично­ориентированных   технологий   социальной работы, их адаптации в соответствии с потребностями клиента.  VI этап – оценка результатов применения технологий социальной работы и определение их эффективности в решении проблем клиента. [1;26] Основными целями социальной работы с молодежью являются:  создание системы социального обслуживания молодежи как государственно­ общественной целостной системы социально­психологического сопровождения человека;   выявление   факторов,   обусловливающих   развитие   асоциального   поведения несовершеннолетних и молодежи;   оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;   увеличение   степени   самостоятельности   клиентов,   их   способности контролировать   свою   жизнь   и   более   эффективно   разрешать   возникающие проблемы;   создание   условий,   при   которых   человек,   несмотря   на   физическое   увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; 6  достижение   такого   результата,   когда   у   клиента   отпадает   необходимость   в помощи социального работника (конечная цель).[3;240]  Глава 2. Эффективные технологии социальной работы с молодежью К технологиям социальной работы с молодежью относят:  Социальная терапия  ­ это отрасль научного знания, ориентированная на решение   социально­терапевтических   проблем   через   преодоление   аномалий смысло­жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни   (в   том   числе   молодежи),   их   представления   о   справедливости   и несправедливости.  Консультирование  ­   установление   контакта   путем   вербальной коммуникации,   выявление   проблем   клиента,   содействие   и   взаимодействие   в поиске их решения.  Арт­терапия ­ «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно­досуговые мероприятия, посещение различных культурно­досуговых учреждений.  Музыкотерапия ­ социализация индивида путем обращения к какой ­ либо музыкальной   культуре,   субкультуре,   посещение   концертов,   слетов,   смотров­ конкурсов,   тематических   дискотек,   регулярное   прослушивание   музыкальных композиций.  Библиотерапия  ­   воздействие   на   сознание   индивида   в   процессе формирования   смысло­жизненных   ориентаций   через   подбор   специальной литературы. Социально­педагогические   технологии  ­   активное   участие   социального работника   в   воспитании   клиента   и   формировании   его   смысло­жизненных ориентаций. 7 Творческие   технологии  ­   вовлечение   молодых   людей   коллективную   содействие   развитию творческую   и   созидательную   деятельность, индивидуального творчества. Логотерапия  ­ (от греч. logos ­ слово, therapeia ­ уход, лечение) лечение словом.   Социальная   логотерапия   занимается   изучением   методов,   средств, способов   влияния   (взаимовлиянии)   на   представления   людей   о   социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.[3;235] Объем реферата не позволяет подробно рассмотреть все виды технологий, поэтому остановимся на некоторых из них.  «Технология терапии творчеством»  Технологии  творчества  ­  наиболее   эффективные   технологии  комплексной реабилитации, так как это не только позволяет развить творческие возможности человека,   но   и   продуктивно   влияет   на   предупреждение   и   решение   многих социально­психологических, и социально­педагогических проблем, возникающих у человека в процессе реабилитации и жизнедеятельности. Технологии творчества как   эффективные   технологии   применяются   в   комплексной   реабилитации инвалидов, наркоманов, алкоголиков, склонных к бродяжничеству, психически больных и т. д. Они формируют активную социальную позицию и способствуют максимальному раскрытию их потенциала. Сочетание технологий творчества с двигательно­ориентированными практиками позволяет ребенку с ДЦП осознавать возможности своего тела, вследствие чего меняется его отношение к внешнему миру и окружающим людям и социальная позиция. «Мобильная социальная работа с молодежью» Актуально   использование   новейших   зарубежных   технологий   в   области социальной   работы   с   молодежью,   которые   получили   обобщающее   название «мобильная социальная работа с молодежью». Сущность мобильной социальной работы — контроль за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодежные   центры,   проявляя предрасположенность к девиантному поведению и агрессивность. Как правило,   ни   в   консультационные   пункты, 8 это   рокеры,   футбольные   болельщики   (фаны),   представители   радикальных группировок,   наркоманы.   Принцип   мобильной   социальной   работы   — установление взаимоотношений и взаимодействий с ними с целью проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. В настоящее время существуют разнообразные формы мобильной социальной работы, в частности организация спортивных   мероприятий,   предоставляющих   возможность   контролировать агрессию (американский футбол, бокс, восточные единоборства и др.). [5;307] Эта   технология   вполне   эффективна   и   способна   охватить   достаточно   большое количество молодых людей. «Мобильная   служба   по   оказанию   экстренных   социальных   услуг несовершеннолетним» Специалисты службы осуществляют патрулирование улиц города, выезжают по   месту   жительства   для   оказания   помощи   ребенку   и   семье.   Технология рассчитана на детей из семей группы риска, находящихся в критическом или опасном положении и нуждающихся в психологической поддержке и социальной реабилитации.   При   использовании   примирительных   технологий   проводится работа   по   налаживанию   детско­родительских   отношений   с   использованием сетевых   встреч.   Примирительные   процедуры   и   медиация   позволяют   более эффективно разрешать актуальную ситуацию, находить компромиссные решения при конфликтах.  «Молодежный форум» Одной из наиболее эффективных частных технологий социальной работы с молодежью   является   проведение   молодежных   форумов.   Умелое   вовлечение молодых людей в проведение форума, а также подбор тематики, интересной для этого круга лиц, может объединить общим делом достаточно большое количество молодых   людей,   направить   их   в   другое   русло,   показать   пример   лучшего применения своих сил и возможностей. «Технология формирования здорового образа жизни» 9 Эффективно применяются различные социальные технологии, направленные на   профилактику   инфекционных   заболеваний,   стрессовых   и   конфликтных ситуаций,   гиподинамии,   разрушительного   воздействия   шума,   вибрации, агрессивной   среды   и   других   неблагоприятных   биологических   и   социальных факторов. К таким мерам относятся закаливание, аутотренинг, оздоровительное   биоинформационная   коррекция   (БОС­тренинг), плавание,   проведение оздоровительных   физиотерапевтических   процедур,   фитотерапия,   кислородный коктейль,   занятия   на   тренажерах,   элементы   лечебной   физической   культуры   и массажа,   акупунктуры,   дыхательной   гимнастики,   применение   которых стимулирует   резервы   адаптации   человека,   способствует   оптимальному регулированию личных ресурсов здоровья.  «Твиттер» Огромные   объемы   информации,   ставшие   доступной,   разнообразная виртуальная активность, безграничные возможности реализовать свое творческие способности, которые ранее казались невероятными, выводят человека на новый этап   интеллектуальной   эволюции.   Твиттер   является   одним   из   видов информационно­коммуникативных технологий в социальной работе с молодежью. Твиттер в последние годы стал очень популярным и модным в молодежной среде. [1;35]  Можно   привести   как   положительные,   так   и   отрицательные   факторы влияния Твиттера на молодежь, но нельзя отрицать, что этот вид общения очень популярен, а, значит, его можно и нужно эффективно использовать как вид ИКТ в социальной работе с молодежью.  «Распределение выпускников ВУЗов» Развал системы распределения выпускников ВУЗов по предприятиям привел к тому, что выпускники не уверены в своем трудоустройстве после окончания учебы.   Низкая   стипендия,   а   также   требования   работодателей   принимать   на работу молодых, имеющих опыт трудовой деятельности, заставляет студентов последних   курсов  начинать   работать  одновременно  с  учебой.  Это   приводит   к тому,   что   снижается   качество   обучения,   студенты   начинают   уделять   больше времени   работе,   а   также   к   прекращению   обучения.   Поэтому   для   наиболее 10 эффективного   использования   потенциала   выпускников   необходимо: формирование   кадрового   резерва   на   федеральном,   региональном   и муниципальном   уровнях   и   выделение   бюджетных   мест   не   на   обучение,   а   на распределение   студентов   на   работу.   Возможность   получить   бюджетное распределение   в   эффективную   организацию   (на   предприятие)   будет стимулировать   студентов   к   активному   освоению   образовательных   программ   и повышению   своей   конкурентоспособности   на   рынке   труда.   Таким   образом, только   эффективное   использование   возможностей   молодых   специалистов, выпускников   вузов   позволит   государству   успешно   развивать   свою   экономику. [1;47]  «Социальная гостиница» Основание пребывания в гостинице – трудная жизненная ситуация. Целью социального   обслуживания   в   гостинице   является   социально­психологическая реабилитация   и   адаптация   детей   и   молодежи.   В   гостинице   предоставляются следующие   виды   услуг:   социально­педагогическая;   социально­медицинская; социально­правовая;   социально­экономическая;   социально­бытовая;   социально­ психологическая.  Данная   технология  оказания  помощи  помогает   вырваться   из тяжелой   ситуации,   не   поддаться   отчаянию,   получить   специализированную помощь.  Это   также   важно   для   сокращения   случаев   суицида   среди   молодежи. [1;53] «Социальная профилактика правонарушений» Важная роль в системе профилактики правонарушений отводится СМИ. Они могут положительно воздействовать на чувства, интеллект, поведение молодого человека, с целью предупреждения возможных нарушений социальных норм, а так же развития активности самой молодежи в борьбе с правонарушениями. Особое внимание следует уделить социальной рекламе, направленной на профилактику правонарушений,   просмотру   тематических   документальных   фильмов,   и последующее обсуждением просмотренного материала в группе. Демонстрация фильмов,   жизненных   историй,   встреч   с   людьми,   побывавшими   в   таких   же жизненных   ситуациях,   сумевших   преодолеть   все   трудности   и   вернуться   к 11 активной социальной жизни, лучше всяких нотаций оставляют след в памяти и веру   в   свои   силы.   Комплексный   подход,   систематизация   методов   социальной профилактики правонарушений, помогут повысить эффективность применяемых мер предупреждения, данного социально­негативного явления.  «Работа с асоциальными семьями» Эффективные технологии: социально­психологический тренинг на осознание ситуации   и   коррекцию   различных   зависимостей,   а   также   для   коррекции внутрисемейных отношений, сетевая терапия, социальные контакты. Технология создания сети социальных контактов подразумевает организацию сетевых встреч, семейных советов, встреч­процессов и встреч группы поддержки специалистов для   группового   общения   и   принятия   коллективных   решений.   С   помощью внедрения технологии "сетевой терапии" можно добиться частичного решения острой проблемы с несовершеннолетними в период ограничения их родителей в родительских правах.  «Социальное проектирование» Технология   подготовки   проекта   подразумевает   решение   таких   задач,   как осознание сути проекта и представление проекта потенциальным участникам его осуществления   (инвесторам,   спонсорам,   органам   государственной   власти, общественным объединениям и т. д.). При работе над проектом его организаторы могут  проявить   самые   разные  умения  и  навыки:  организаторские,  ораторские, творческие,   коммуникативные   и   т.д.   При   этой   технологии   немаловажным становится   умение   найти   средства   для   осуществления   социально   значимых проектов   (программ,   акций)   и   поддержки   социально   значимых   институтов. Совершенно   новая   стратегия   –   фандрайзинг   –   это   формирование привлекательного имиджа, создание миссии, лозунга проекта, его уникальности. Технология является эффективной, востребованной и необходимой. [1;125] «Самопрезентация» Ускоренные темпы развития коммуникации, глобализация рынка, интеграция общества выдвигают на первый план обязательное развитие таких личностных 12 качеств,   как   открытость   для   постоянного   развития,   готовность   к   пересмотру своих взглядов и знаний, способность к позитивному восприятию и творческому осмыслению   процессов   формирования   имиджа,   развитию   коммуникативных способностей.   Именно   молодежь   соответствует   всем   вышеперечисленным требованиям.   Первостепенная   цель   презентации   –   убедить   аудиторию действовать   в   нужном   направлении.   Успех   самоподачи   зависит   от компетентности молодого человека, от наблюдательности и целей, которые он пытается   достичь   в   профессиональной   деятельности.   Технология самопрезентации   является   эффективной,   современной,   необходимой   для молодых людей, желающих быть успешными. [1;404] «Флешмоб» Сегодня   флэшмоб   является   новой   информационно­коммуникативной технологией,   которая   появилась   и   развивается   в   современном   обществе. Флешмоб – это представление, рассчитанное на случайных зрителей, у которых возникают   неоднозначные   чувства:   полное   непонимание,   интерес   и   даже ощущение   собственного   помешательства.  [1;104]  Участники   одного   и   того   же мероприятия   могут   преследовать   различные   цели:   развлечение;   почувствовать себя   свободным   от   общественных   стереотипов   поведения;   произвести впечатление   на   окружающих;   самоутверждение;   попытка   получить   острые ощущения;  ощущение  причастности  к  общему  делу;  получить  эффект,  как  от групповой   психотерапии;   эмоциональная   подзарядка;   приобретение   новых друзей. Сейчас известны и применяются разнообразные флешмобы, посвященные проблемам   дорожного   движения,   праздникам,   соревнованиям,   фестивалям, акциям   и   т.д.   Технология   является   одной   из   самых   молодых   и   очень эффективной, способной увлечь большое количество молодых людей. «Социальная реклама» В   современном   обществе   реклама   всё   чаще   используется   для   решения острых   социальных   проблем.   Социальная   реклама   является   действенным 13 инструментом   формирования   духовно­нравственных   ценностей   молодежи. Многие проблемы современной молодежи можно решить, проводя масштабную и грамотную молодежную политику, основанную на акциях социальной рекламы. Эффективной   является   социальная   реклама   в   сети   Интернет.   Технологии Интернет­рекламы   позволяют   показывать   каждому   сегменту   пользователей отдельный   рекламный   модуль.   Это   приводит   к   более   высоким   показателям эффективности рекламы по сравнению с традиционными СМИ. Социальные сети могут работать не только в развлекательных или коммерческих целях, но также и на улучшения здоровья и уровня жизни людей. Самое главное  ­  они все больше влияют на решение острых социальных проблем человечества. [1;121] Сегодня в интернете активно развиваются несколько социальных проектов. Например, Фонд «ФОКУС­МЕДИА» проводит два проекта «Танцуй ради жизни» и «Гражданский репортер».   Проект   Dance4life   или   «Танцуй   ради   жизни»–   это   международная инициатива, созданная с целью объединить людей, сделавших значимый вклад в защиту   здоровья   молодежи   и   борьбу   с   ВИЧ­инфекцией.   «Гражданский репортер»–сообщество в LiveJournal для журналистов и активистов, пишущих на социальные   темы.   Образовательно­выставочный   проект   «Дети   в   Интернет»– комплекс  образовательных мероприятий,  объединяющий  в себе интерактивные выставки   и   серию   обучающих   уроков   для   младших   школьников.   Это эффективная технология, охватывающая огромное количество молодых людей, пользующихся Интернетом.  «Технологии для людей без определенного места жительства» Технологии   социальной   работы   с   молодёжью,   утратившей   жильё, уклоняющейся от общественно полезного, производственного труда реализуются с   помощью   групповых   форм:   социального   тренинга,   общественных   работ, фронтальной беседы, практических занятий, диспутов, проведение праздничных мероприятий.  [1;133]   Эффект   дает   применение   следующих   мер:   местная альтернативная  регистрация; введение третьей формы регистрации  ­ по  месту фактического проживания на территории муниципального образования (человек должен   иметь   возможность   зарегистрироваться,   арендуя   комнату,   живя   у 14 знакомых, в социальных учреждениях или ночуя в парке, как это практикуется в большинстве европейских стран); создание банка данных на всех молодых людей, проживающих без прописки; открытие домов ночного пребывания.   «Технологии работы с молодежью в сельской местности» Е.И.   Холостова   определила   факторы,   которые   значительно   осложняют социальную работу с молодежью на селе: ограниченный доступ к услугам; низкий уровень   государственной   социальной   помощи;   ограниченность   источников общественной   и   частной   поддержки;   изолированность   и   территориальная отдаленность   и  др.  К  общим  технологиям   социальной  работы   с  молодежью   в сельских   поселениях   можно   отнести:   социальную   диагностику,   профилактику, реабилитацию,   терапию,   социальное   обслуживание   и   др.   Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с   каждым   человеком.   Поддержка   должна   оказываться   всем   нуждающимся молодым   гражданам.   Технология   является   эффективной   и   востребованной   в нашей стране, но ее применение осложняется отсутствием квалифицированных кадров в сельской местности, учреждений  культуры, упадком сел и деревень.  [1;135] «Социальная поддержка безработных» Эффективным средством социальной защиты молодежи является реализация определенных   государством   гарантий   по   страхованию   от   безработицы   и социальная поддержка в случае наступления вынужденной незанятости. Согласно существующему законодательству государство гарантирует молодым гражданам, имеющим   статус   безработного:   выплату   пособия,   стипендии   в   период профессиональной   подготовки,   повышение   квалификации,   переподготовку   по направлению органов службы занятости, возможность участия в оплачиваемых общественных   работах   и   др.   Социальная   адаптация   безработных   граждан эффективно   осуществляется   в   ходе   группового   взаимодействия   в   «Клубе ищущих   работу».   Участие   в   деятельности   клуба   позволяет   молодым   людям 15 преодолеть   негативные   психологические   последствия   безработицы, активизировать их к самостоятельному поиску работы. [1;147]  «Социальное консультирование» На сегодняшний  день консультирование выступает как одна  из ключевых технологий  социальной  работы   с  безработной  молодежью.  Одним   из   наиболее важных   методов   социального   консультирования   является   информирование безработных   граждан,   предполагающее   предоставление   им   информации   о: состоянии   рынка   труда   области,   тенденциях   его   изменения;   профессиях, востребованных   сегодня,   содержании   этих   профессий;   о   требованиях   к работникам   определённой   профессии:   наличие психофизиологических   качеств   –   мышления,   внимания,   реакции,   восприятия,   состоянии   здоровья, способностей, образования, возраста, состава семьи; о возможном рабочем месте [1;165]   Эффективной   работе   содействуют   биржи   труда,   молодежные   центры трудоустройства   и   информации,   страхование   от   безработицы,   введение интегрированных программ в учебных заведениях и др. Можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы, играет важную   роль   в   системе   социального   обслуживания   населения,   особенно социально уязвимых категорий, таких как безработная молодежь. [1,156]  «Форум­театр» Молодая   семья   –   самый   распространенный   вид   социальной   организации. Молодые   семьи   относят   к   «группе   риска».   Профилактические   мероприятия: проведение   консультаций,   тематических   встреч,   акций,   тренингов,   групповых занятий, круглых столов, семинаров­практикумов, создание групп самопомощи, организация   клубов,   посещение   и   участие   в   культурно­развлекательных мероприятиях. Однако в настоящее время большинство представленных мер не всегда   приводит   к   налаживанию   конструктивного   диалога   между   супругами. Поэтому представляется возможным внедрение такого инновационного метода профилактики   супружеских   конфликтов,   как   «форум­театр».   К   основным задачам «Форум­театра» относятся: устранение причин конфликтов; разрушение отрицательных   качеств,   стереотипов   поведения;   поддержка   положительных 16 проявлений   в   поведении.   В   качестве   проблемы   рассматриваются   реальные повседневные   конфликты,   а   затем   следует   драматическая   ситуация   и кульминация.  Таким   образом,  сценическая   постановка   раскрывает   социальную проблему, а каждый персонаж в игре выполняет определенную социальную роль. Одна   из   особенностей   «Форум­театра»   –   это   отсутствие   рекомендации,   как следует   поступать   в   сложившейся   ситуации.   Использование   данного   метода позволит   активизировать   творческий   потенциал   супругов   для   решения конфликтных ситуаций. [1;180] «Работа с семьями» по арт­технологиям.  В   группу   «Работа   с   семьями»   вошли   техники,   которые   могут   быть использованы   в   работе   с   семьей   в   качестве   инструмента   исследования   и коррекции отношений в семье.  «Семейный   портрет».  Реалистическое,   символическое,   абстрактное изображение   членов   семьи.   Изобразите   членов   семьи   в   виде   животных   или предметов. Изобразите членов семьи и составьте диалоги между ними.  «Совместное действие». Изображение членов семьи в процессе совместной деятельности.   Изобразите   себя   в   той   роли,   которую   вы   играете   в   семье. Изобразите план вашей квартиры или дома, дополненный изображениями членов вашей семьи, занимающихся каким­либо делом.  «Отношения   детей   и   родителей».  Группа   делится   по   парам, изображающим игру родителей и детей. Сначала один из партнеров, изображая «родителя»,   создает   рисунок   для   другого,   изображающего   «ребенка».   Затем «ребенок»   руководит   действиями   «родителя»,   создающего   рисунок   для «ребенка».  «Текущий   момент».  Члены   семьи   изображают   семейную   ситуацию   в настоящий момент, а затем то, какой они хотели бы ее видеть.  «Хорошее и плохое». Изобразите то, что в вас есть хорошего и плохого, что вам в себе нравится и не нравится, свои достоинства и недостатки. Изобразите идеальное и реальное «Я». После изображения положительного и отрицательного «Я» необходимо сочинить разговор между ними. 17 «Проблемы». Изобразите свои проблемы, наиболее значимую проблему или ту, которая имеет устойчивый характер. Затем изобразите выгоды, с которыми могут быть связаны эти проблемы.  «Чувства и состояние в данный момент». Используйте лишь цвета, линии и формы. Используйте символы. Используйте технику «каракулей». Изобразите чувства,   связанные   с   завершением   вами   этапа   жизни   и   началом   нового,   что наиболее   важно   для   него   в   настоящий   момент.   Затем   рисунки   совместно обсуждаются.  «Семейные   проблемы».  Каждый   член   семьи   изображает   какую­нибудь семейную проблему (например, алкоголизм, заболевание, безработица и т. д.) и то, как она влияет на его жизнь.  «Неполная семья». Каждый член семьи изображает на рисунке или коллаже положительные и отрицательные моменты, связанные с неполной семьей.  «Выпускание пара». Эта техника дает выход сильным чувствам, связанным с конфликтом.   Крупномасштабная   работа   с   использованием   малярных   кистей, губки, тряпки, ног, рук и т. д.  «Проблема (конфликт) и ее разрешение».  Один изображает проблему на одной части листа бумаги, другой – ее разрешение на другой части листа.   «Опасное   путешествие».  Один   рисует   путь   с   препятствиями,   другой   – способы их преодоления.  «Совместный семейный рисунок». Вся семья рисует что­нибудь на большом листе   бумаги   или   создает   композицию   с   использованием   других   материалов. Иногда   этому   предшествует   обсуждение   темы   работы.   Работа   завершается обсуждением динамики  процесса создания совместной композиции, в котором анализируются семейные роли и отношения. [1;189] «Помощь молодой семье» Эффективно применение следующих технологий:  ­ налоговые льготы и социальные выплаты, достаточные для удовлетворения основных   жизненных   потребностей   молодой   семьи,   включая   уход   за   детьми, 18 оплату   услуг   образования,   здравоохранения,   физического   и   культурного развития, коммунального хозяйства; ­ индексирование "материнского капитала", на которое имеют право матери, родившие второго ребенка; ­   система   выплаты   пособий   для   молодых   семей,   имеющих несовершеннолетних   детей,   увеличение   доли   расходов   на   семейные   пособия, включая   пособия   по   беременности   и   родам   и   по   уходу   за   первым,   вторым, третьим и каждым следующим ребенком; ­   кредитование   и   частичное   субсидирование   молодых   семей, осуществляющих  строительство   и приобретение  жилья, обеспечение  льготного получения жилья для многодетных семей и семей с детьми инвалидами; ­ обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем   развития   сети   учреждений   различных   форм   собственности,   повышение уровня заработной платы работников дошкольных учреждений, государственных льгот по оплате за посещение детского дошкольного учреждения; ­  развитие   сети  доступных  для  всех   семей  внешкольных   учреждений  для гармоничного духовно­нравственного, физического и художественного развития детей; ­ развитие системы охраны репродуктивного здоровья, бесплатного лечения бесплодия женщин и мужчин, санитарного просвещения по вопросам безопасного материнства и профилактики заболеваний, передающихся половым путем. «Помощь семье, испытывающей материальные проблемы» Наибольший эффект может быть от применения следующих технологий: ­   технология   поиска   работы   и   развития   навыка   самопрезентации,   навыка формирования позитивного имиджа с целью трудоустройства; ­ проведение лекций и консультаций представителями социальных служб, обучение технологиям получения от государства и других инстанций различных государственных социальных льгот и пособий, законодательно установленных для данных категорий (пенсионеры, инвалиды); 19 ­   целевые   юридические   и   экономические   консультации   для   четкого понимания   собственных   гражданских   прав   и   знакомство   с   технологией   их отстаивания; ­ создание "Клуба поддержки", в рамках которого появляется возможность делиться различным индивидуальным опытом преодоления ситуации бедности. Работа в данном клубе может проходить как в очной форме, так и заочной: по телефону или Интернету.  «Обучающие адаптивные кружки» Эффективной   технологией   является   технология   организации   обучающих адаптивных кружков для молодых людей: ­ "Мы и окружающий мир": молодые семьи получают общие знания о месте и роли в семейных отношениях природы, животных, растений, учреждений отдыха и развлечений. Узнают  об особенностях  организма человека, усваивают  уроки вежливости, правила поведения, жизни в городе, на транспорте, получают уроки соблюдения личной гигиены. ­   "Умейка"   ­   обучает   мастерству   работы   с   бумагопластикой,   изонитью, оригами, выжиганию, аппликации из природного материала, папье­маше. ­   "Семьеведение"   ­   учит   культуре   быта,   питания,   расходования   средств, одежды, семейных отношений, семейного отдыха. ­ "Папа, мама и я" ­ это обучение культуре сексуальных отношений в семье, поведению при ожидании малыша, учит методам ухода и воспитания. ­ "Права и обязанности" ­ изучение Конституции, Семейного кодекса, закона об образовании, Гражданского кодекса и т. д. ­ "Формула любви" для учащихся старших классов школ и колледжей по подготовке к семейной жизни (14­19 лет) и студентов вузов и молодых людей, планирующих создать семью (18­30 лет). ­ Социально­психологические тренинги "Благополучная семья" с молодыми людьми, планирующими в будущем создать семью, и молодыми семьями. «Социально­исторический марафон» 20 Примерами такого марафона служат: «Сильна семья корнями», «Семейная династия»,   «Семья,   воспитывающая   приемных   детей»,   «Семья   с   детьми­ инвалидами»,   «Молодая   многодетная   семья».   Они   способствуют   укреплению статуса семьи, повышению ответственности родителей и общества за здоровье, воспитание, образование детей, выявлению и распространению положительного опыта   семейного   воспитания.  [1;215]  Больше   внимания   нужно   уделять патриотическому   воспитанию   молодежи.   Необходимо   серьезно   обновить   эту работу, не забывая и традиционные методы, такие как военно­патриотические игры,   которые   востребованы   и   сегодня.   Они   вырабатывают   командный   дух, сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях. Особое значение имеет деятельность поисковых отрядов по увековечению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны 1941­1945 годов и установлению их имен.  Наиболее эффективным за последние годы стал проект «Ветераны», проводимый в День Победы по всей стране. Он объединяет поколения, сближает семьи, позволяет молодежи узнать о прошлом и гордиться своими предками. «Мобильная бригада как технология спасения семьи» В  целях   профилактики   отказов   от   новорожденных   в  некоторых   областях страны создаются Службы профилактики отказов от новорожденных. Основной целью   Службы   является   снижение   количества   отказов   от   новорожденных   и уменьшение количества абортов среди женщин репродуктивного возраста. [1;242] Основной   принцип   работы   специалистов:   мобильность.   Мобильные   бригады выезжают   по   сообщению   об   отказе   от   новорожденных   и   проводят   беседы   с молодыми мамами. Статистика показывает, что создание таких бригад является эффективным средством, в результате их работы часть мам­«отказниц» изменили свое решение и не отказались от детей.  «Технология социальной реабилитации молодых инвалидов» Технологию   социальной   реабилитации   включает   социально­бытовую адаптацию,   социально­средовую   ориентацию,   социокультурную,   социально­ педагогическую,   социально­психологическую   реабилитацию,   физкультурно­ оздоровительные   мероприятия   и   спорт.  [1;253]  Формы   работы:   экскурсии­ 21 наблюдения,   экскурсии­практикумы,   кружки,   секции,   студии,   концерты, вернисажи, кинофестиваль «Кино без барьеров», который проводится с 2002 года общественной   организацией   инвалидов   «Перспектива»   и   т.д.   Данная   форма социокультурной   реабилитации   позволяет   молодым   инвалидам   увидеть   жизнь граждан   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   имеющих   активную жизненную позицию, уверенных в себе и успешных в жизни.  «Технология домашнего визитирования» Позволяет иметь более четкое и наглядное представление о том, в каких условиях   живет   семья.   Домашние   визиты   могут   стать   частью   мониторинга ситуации   в   семье,   позволяющие   фиксировать   положительные   или   негативные изменения. Домашнее визитирование необходимо также, когда семья находится уже на крайней стадии кризиса и нуждается в экстренной помощи, но сама по разным причинам не обращается или не попадает в систему социальной защиты. «Технология службы передышки» Синдром   психологического   выгорания   и   усталости   зачастую   становится жизненной   характеристикой   родителей,   имеющих   ребенка­инвалида.   В   целях профилактики возможных срывов и депрессивных состояний в практику медико­ социальной помощи семьям с детьми­инвалидами активно начинает внедряться технология   "служба   передышки"   для   родителей,   воспитывающих   детей­ инвалидов. Это комплекс мер для ребенка на базе стационарного/амбулаторного учреждения, предоставляющий родителям время для отдыха и личных дел, не связанных   с   уходом   за   ребенком­инвалидом.   "Служба   передышки"   может включать: летнее оздоровление детей, совместную реабилитацию с родителями, кратковременное   пребывание   ребенка   для   проведения   реабилитационных мероприятий в детском доме­интернате. «Дистанционное обучение молодых инвалидов» Особенностью  данной  эффективной  образовательной   технологии  является не   только   дистанционный   доступ   к   образовательным   ресурсам,   но   также возможность   реализации   индивидуального   сценария   по   срокам   обучения. 22 Молодые   инвалиды   получают   задания   и   выполняют   их   независимо   от   рамок семестра, учебного года и пр. Получение профессии дает возможность молодым людям найти себе место на рынке труда, работать (в том числе через Интернет) в качестве   консультантов   по   юридическим   вопросам,   проблемам   жилищно­   преподавателей­ коммунального   хозяйства,   агентов   различных   фирм, консультантов и т. д. «Волонтерская деятельность»  Волонтерская   деятельность   –   мощный   инструмент   преобразования окружающего мира и каждого человека, участвующего в ней. Добровольческие усилия   часто   становятся   опорой   профессиональных   форм   социальной   защиты населения,   дополняют   деятельность   государственных   учреждений,   расширяют спектр услуг, предоставляемых ими.  [1;349]   В результате увеличения в нашей стране массовых спортивных мероприятий мирового уровня эта технология стала наиболее   востребованной   и   эффективной.   Во   время   работы   волонтером   у молодых   людей   появляется   возможность   новых   знакомств,   расширение культурных и дружеских связей, повышается уровень общения, ответственности, умения   работать   в   команде   и   развиваются   другие   важные   качества   личности. Волонтерство   применяется   в   таких   организациях,   как:   Армия   спасения, Волонтеры ООН, Красный Крест и Красный Полумесяц и другие.   «Технология   социально­педагогического   сопровождения   одаренных детей» Цель   технологии   –   создание   условий   для   максимального   личностного развития   и   самореализации   одаренного   ребенка   в   рамках   объективно   данной педагогической среды. Эффективным является проведение специальных смен для одаренных детей, интенсивных тренингов, создание профильных смен,   системы «электронных паспортов» талантливых и инициативных молодых людей в рамках ИС   «Молодежь   России»,   содержащих   информацию   об   их   достижениях   и интересах, обеспечивающих своевременное получение актуальной информации о появляющихся   возможностях   самореализации;   поддержка   молодых   ученых, 23 подключение   к   системе   сопровождения   и   поиска   талантливой   молодежи негосударственных,  частных  и  коммерческих   организаций,  заинтересованных   в формировании базы данных изобретений. [1;355] «Технология социальной работы с учащейся молодежью» Среди   основных   проблем   учащихся,   которые   требуют   вмешательства   со стороны социальных служб, можно выделить следующие: снижение доступности качественного   образования,   низкая   материальная   обеспеченность,   отсутствие системы   организации   временной   занятости;   отсутствие   жилищно­бытовых условий,   отвечающих   санитарно­гигиеническим   нормам;   высокий   уровень правонарушений;   отсутствие   адресной   социально­экономической   поддержки; низкая   организация   научно­технического   творчества   и   досуга;   несовершенная система   медицинского   обслуживания.  [1,359]  В   системе   профессионального образования   можно   выделить   основные   технологии   социальной   работы: социально­экономической и психолого­педагогической поддержки, адаптации к   условиям   обучения,   содействие   трудоустройству.  Технологии   социально­ экономической   поддержки  предполагают   обеспечение   учащихся   жильем, стипендиями,   материальной   помощью,   компенсациями   за   проезд.  Технологии социальной   адаптации  учащихся   используются   в   большинстве   учебных заведений в виде организационно­методических сборов, целью которых является формирование   положительного   мотивационно­ценностного   отношения   к избранной   профессии,   профессиональной   деятельности   и   подготовке   к   ней. Одной   из   технологий   социальной   работы   в   системе   профессионального образования является содействие в трудоустройстве выпускников.  Заключение В ходе исследования были изучены проблемы молодежи, рассмотрены общие и частные  социальные  технологии работы  с молодежью. В  первой  главе  были рассмотрены:   определение   технологии,   цели   применения   социальной   работы   с молодежью, направления и этапы этой работы.  Вопрос применения и поиска наиболее эффективных технологий социальной работы с молодежью является очень актуальным для нашей страны. Очень важно 24 помочь становлению молодых людей, создать условия для того, чтобы у них была возможность получать знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей жизни, а затем предоставить самостоятельность при определении целей, задач и форм их участия в социальном развитии общества. Во   второй   главе   приведены   технологии   работы   с   молодыми   семьями,   с асоциальными   семьями,   с   учащимися,   студентами,   одаренными   людьми, инвалидами,   с   людьми   без   определенного   места   жительства,   безработными, попавшими   в   трудную   жизненную   ситуацию,   проживающими   в   сельской местности и др.  Невозможно рассмотреть абсолютно все технологии, которые применяются в работе с молодыми людьми. Но из них были выделены наиболее актуальные и эффективные. К сожалению, несмотря на то, что работа  с молодыми людьми должна   быть   одним   из   важнейших   направлений   работы   государства,   можно отметить,   что   принимаемых   мер   недостаточно.   В   стране   созданы   Службы, отделы, структуры по работе с молодыми людьми, но есть ряд проблем, которые не позволяют вести эту работу целенаправленно и с большой эффективностью:   недостаточное   количество   социальных недостаточное   финансирование, работников,   умеющих   эффективно   применять   технологии,   методы   и   приемы работы   с   молодежью,   низкая   заработная   плата   социальных   работников, неразвитая социальная структура и инфраструктура и т.д.  Вместе   с   тем   молодежь   обладает   значительным   потенциалом,   который используется   не   в   полной   мере,   –   мобильностью,   инициативностью, восприимчивостью   к   инновационным   изменениям,   новым   технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам.  Поэтому необходимо провести ряд организационных мероприятий – создать современную   инфраструктуру   по   работе   с   молодежью:   специализированные организации,   позволяющие   получать   актуальные   навыки   и   использовать современные   технологии   работы,   оборудование,   систему   сбора   и   обработки актуальной   и   достоверной   информации   о   возможностях   и   потребностях молодежи   с   использованием   современных   информационно­коммуникационных 25 технологий,   единые   стандарты   работы   с   молодежью   во   всех   субъектах Российской Федерации. Современное развитие технологий требуют применения самых лучших программ и единых стандартов в работе с молодыми людьми. Цель, поставленная в начале исследования, выполнена. Задачи, поставленные в   начале   исследования:   дать   общее   представление   о   содержании   социальных технологий, изучить особенности социальных технологий с молодежью  выделить из них наиболее эффективные – выполнены.  В   ходе   исследования   были   изучены   технологии,   которые   применяются   в различных   регионах   нашей   страны   и   дают   хорошие   результаты.   Активное внедрение их во все регионы, системная и целенаправленная работа, проводимая с молодыми людьми, применение новейших информационно­коммуникационных и   коммуникативных   технологий   смогут   оказать   реальную   помощь   молодым людям   в   решении   их   проблем,   создать   условия,   в   которых   каждый   молодой гражданин   нашей   страны   сможет   реализовать   себя,   стать   успешным, востребованным и счастливым человеком.  Список использованной литературы 1. Басов Н. Ф., Веричева О. Н. Технологии социальной работы с молодежью: материалы межрегион. заочной науч.­практ. конф., 11–14 нояб. 2013 г./сост. О. 26 Н. Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 448 с. 2. Григорьев   С.И.,   Гуслякова   Л.Г.,   Гусова   С.А.   «Социальная   работа   с молодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2006г. 3. Зайнышева   И.Г.   Технология   социальной   работы:   Учеб.   пособие   для   студ. Высших   учебных   заведений/Под   ред.   И.Г.   Зайнышева.   –   М.:   Гуманит.   изд. Центр ВЛАДОС, 2002 г. 4. Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений\Н.М. Платонова, Г.Ф.Нестерова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.­ 384 с.             5. Холостова Е. И. Технологии социальной работы: Учебник. /Под общ.ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА­М, 2001. ­ 400 с. Интернет­ресурсы  Internet 1. доступа: //www.internetworldstats.com   World   Stats.  [Электронный   ресурс]   –   Режим 2.   Флешмоб   в   России   больше,   чем   флешмоб.   [Электронный   ресурс]   –   Режим доступа: //www.flashmob.ru/index.php 3. Образовательно­выставочный проект Дети в интернете. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://  .  detionline    /  about.  www   .  com   /  mts     4.   Медиа­библиотека   информационно­аналитического   агентства   «Социальна доступа: реклама.ру». [Электронный Режим   ресурс] –         http://www.socreklama.ru/media_library/. 5. Официальный сайт российского проекта «Танцуй ради жизни». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www  6. Сообщество «Гражданский репортер». [Электронный ресурс] – Режим доступа:  ­  media    .  dance    .  focus    4  life   .  ru   /    http://www.community.livejournal.com/grazhrep 27

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"

Исследовательский проект "Исследование эффективности применения различных технологий социальной работы с молодежью"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017