Источники права

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: сформировать представление учащихся о сущности источникаправа, дать представление об источниках права и их видах. Задачи урока: обучающая – формирование новых знаний, выработка умений и навыков ориентации в правовом пространстве на основе уже имеющихся знаний о праве; воспитательная – формирование познавательного интереса к дисциплине, воспитание умений общаться: слушать других, развитие культуры речи; развивающая – развитие познавательных способностей внимания, восприятия, наблюдательности, аналитического мышления.
Иконка файла материала конспект.docx
Научная работа Тема: «История моего села Садовое» Содержание  Аннотация ………………………………………………………………....3­4 стр. Введение ………………………………………………………………….… 5 стр. Глава 1: Из истории села Садового «Жизнь вчера, сегодня и завтра»..6­13 стр. Глава 2. Ветераны, участники  Великой Отечественной войны ….....14­25 стр. Глава 3.Имена  Героев социалистического труда «Родины достойный гражданин »  ……………………………………………………..…...….26­29 стр. Практическая  часть, участие в конкурсах …………...……….………30­31 стр. Заключение …………………………………………………………………32 стр.Список используемой литературы……………………………………...…32 стр. Аннотация Актуальность: Данная научная работа имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Обычно эта миссия   возлагается   на   школу,   на   учителей   истории,   на   классных   руководителей. Научный проект ­ это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных   участников   общеобразовательного   процесса   учителей   ­   учеников,   но   и привлечь   не   менее   заинтересованную   сторону   в   качественном   воспитании подрастающего поколения. Что позволяет привлекать к представлению информации об   историческом   наследии   родного   края   людей,   заинтересованных   в   пропаганде культурно­исторического наследия малой Родины.    рассказать   об   истории   нашего   села,   восстановить   хронологическую Новизна   последовательность   прошедших   событий,   упорядочить   факты   известные   и малоизвестные   нам;   познакомить   с   жителями   села,   чья   жизнь   и   деятельность неотделимы от жизни Садового. 2Цель:  ­   способствовать   развитию   потребности   у   учащихся   жить   в   цивилизованном обществе, сохраняя представления об историческом развитии нашего края. ­ доказать о значении и необходимости дальнейшего изучения данного объекта; ­ заинтересовать учащихся заниматься исследовательско­краеведческой работой. Этапы работы :    «История моего села» состоит из трёх этапов. На первом этапе учащаяся   10­го   «Б»   класса   собирала   материал   по   истории   села   Садовое.   Она обращались   в   сельскую   библиотеку,   беседовали   со   старожилами   и   очевидцами событий, издания периодики. На  втором этапе проектной деятельности прошла обработка собранного материала. Были сделаны фотографии, приведён в порядок весь статистический материал. На последнем этапе   создали презентацию, где представили весь собранный материал по истории села Садовое. Методы,  методика   исследования:   сбор   и   поиск   информации,   подбор   и   анализ литературы, частично – поисковой. Результат научной  деятельности Практический: накопление информации;  информационное просвещение учащихся; обращение  к жителям,  старожилам села; презентация проекта. Методический:  содержание   деятельности   по   научной   работе   и   собранный иллюстративный материал могут быть использованы для внеклассных мероприятий, а также при изучении курсов истории, краеведения, географии. Кроме этого, учебный проект ­ это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения   проблемы   путем   решения   задач,   вытекающих   из   этой   проблемы   при рассмотрении её в определенной ситуации.  Развивающий:  в ходе работы над научным проектом учащиеся приобретают опыт социализации,   деятельности;   расширяют   кругозор;   учатся самостоятельному   решению   поставленных   задачи, сформулированные в виде проблемы.   коммуникации, задач;   выполняют   Педагогическим результатом проектной деятельности является сама деятельность. 3Введение Тема   моей   исследовательской   работы   «История   моего   села   Садовое». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Мы  живём  и учимся  в селе Садовое, любим свой уютный посёлок, здесь наши друзья. Малые уголки Казхастана – села и поселки. Сколько вас разбросано по нашей необъятной стране.   Прежде чем выполнить свою работу я собирала необходимый материал:   встречались   с   жителями     села,   записывали   воспоминания   старожилов, фотографировали,   проводили исследовательскую работу, восстанавливали прошедшие события.    кроме   этого   изучали   архивный   материал, …Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Мы любим Родину. А любить Родину ­ значит жить с нею одной жизнью. Село появилось в 1961 году, и мне хотелось узнать, как именно оно появилось, почему его так назвали. Для этого я проведу своё маленькое исследование. 4Для   этого   мне   надо   –   научиться   работать   с   дополнительной   литературой, находить   полезную   информацию,   учиться   анализировать   и   делать   выводы.   Я поставила   перед   собой   вопросы,   на   которые   надо   искать   ответы,   наметила   план действий. Для поиска ответов я обратилась за помощью к старожилам села, встретилась с работниками   библиотеки,   посетила   сайты   интернет,   обратилась   за   помощью   к учителю истории. Глава 1.  Из истории села Садового Садовое   (каз.   Садовый)  —   село   в   Костанайском   районе   Костанайской области Казахстана. Входит в состав Мичуринского сельского округа. Находится примерно в 13 км к югу от центра города Костанай. В 1999 году население села составляло 1067 человек (505 мужчин и 562 женщины). По данным переписи 2009 года, в селе проживал 1091 человек (517 мужчин и 574 женщины). По данным на 2016 год, в селе проживает 1165 человек (527 мужчин  и 638 женщин).  5После революции 1917 года, занесла  судьба  в Кустанайские  степи  несколько казахских   семей.   Тогда   много   переселенцев,   спасаясь   от   голода,   двинулись   из густонаселенных   районов  Центральной России за Урал в поисках  пустых земель. Эти семьи обосновались  у берега неширокой реки Тобол. Так с восточной стороны возникло небольшое село Кара­Жар, что в переводе на русский язык означает   ­ «Черный обрыв».     Он находился в 5­6 км.   от реки.   Насчитывало это село 40 землянок. В 1,5 километрах  от  старого Кара­Жара начали воздвигать дома.  Основной     частью     населения     поселка   Садовый       были     первоцелинники: Чембура  И.М.  был направлен на целину в Павлодарскую область, а в  п. Садовый  он приехал в 1965 году и работал агрономом, бригадиром и таких людей было много (Григоряк Е., Жигадло А., Жигадло О, Григоряк Я., Григоряк З., Нимиренко А., Любезнов В., Олейник О, Алиев Ш, Алиева Т., Смилко Р. )   Немченко   Павел     бригадир животноводства     Куприенко     Николай   Михайлович.       В   1961   году   был   основан поселок Садовый, как отделение  совхоза Мичурино.   Управляющим   поселка   был     Захарович,   На территории п. Садовый  развивался плодово ­ овощной  консервный завод, цех   животноводства,   профилакторий   в   1987   году,     торговый   центр   в   1985   году, детсад в 1965 году «Малинка». Плодово­консервный завод был построен в 1970 году. На плодово ­ овощном консервном   заводе   трудились   женщины   в   белых   халатах.   На   консервном   заводе выпускались   салаты   «Кубанский»,   «Осенний»,   «Нежинский»,   морковь   гарнирная, 6кабачки,   патиссоны,   арбузы маринованные,   сок и компот яблочный, грушевый, томаты   бурые   и   красные.     Освоено   производство   повидла   яблочного.     Большим спросом пользовалось вино   местного производства, а также мясные   консервы   с различными   добавками.       За   качеством   продукции     строго   следили     работники химической   и   бактериологической     С.М. Гильгенберг.     В   цехе   было   организовано   малое   предприятие   по     изготовлению кондитерских   изделий.     жаренный   картофель   «фри»,   и фирменный торт  «Сластена».     Хворост,   баурсаки,     заведующим   был     лабораторий,   Директора: 1.Черный Григорий Васильевич (1961­1982 гг.) 2.Ищенко Владимир Павлович (1982­1985 гг.) 3.Бочковский  Александр Кириллович (1985 – весна 1992 гг.) 4.Тарнопольский   Александр   Николаевич   (1992­   председатель ГАО  «Асыл Тұқым». 5.Второй председатель ГАО  «Асыл Тұқым» ­ Байтенизов Шахмет  Нурахметович   март   1996   гг.)   и     первый Первая партия племенных  буро­латвийских буренок  была завезена в 1964 году в количестве 200 голов.  В далеком 1978 году   доярка Олейник Лариса Георгиевна  стала  Лауреатом Премии     Республики   Казахской   ССР   за     высокие   успехи   в   социалистическом соревновании.    Олейник   Лариса   Георгиевна     была   депутатом   Верховного   Совета ССР. Фото и статья   в газете  1978 года 7По статистике в поселке  на производстве работали:  Животноводов – 165 человек  Доярок – 38 человек  Полеводов  ­ 249  человек  Рабочих в цехе  переработки – 92 человека.  Наличие земли на 1961 год составляло ­ 40 га, а на 1990 год ­900 га 8Немеренко А.Т. (водитель молоковоза)                                                                                         Сухоцкий А.И (тракторист, мастер накладчик) При встречи с жительницей с.Садовое Колесниченко Валентиной Федоровной, она рассказала как жизнь кипела. С 1974 года Валентина Федоровна   проработала мастером     цеха   консервного   завода   до   1983   год,   а   с   1983   год   по   1997   год   она проработала   на кормопроизводстве.   В те далекие годы село Садовое     считали одним из совхозов милиционеров, большое значение уделялось животноводству, скот держали   на специально отведённых загонах, стоймах.     На культурных пастбищах выращивали корм для крупного рогатого скота. В  округе поселка вдоль реки Тобол находились знаменитые сады, где росли разные сорта сливы, вишни, яблок. С этих ягод и фруктов  на консервном заводе  перерабатывали  варили компоты, повидло. Завод обеспечивал   фруктами круглый год детский садик «Малинка» и школу.   В собственном производстве выпускали вино.    Хронология первых зданий в п. Садовый: (фото вставить ) 1.Детский сад – 1965 г. 92.МТМ  ­ 1966 г. 3.Консервный завод – 1970 г. 4. Торговый центр  ­ 1985 г. 5.Пристройка для шестилеток  ­ 1986 г. 6.Профилакторий  ­ 1987 г. Годом ввода в эксплуатацию Садовой неполной школы  было в 1967 году.  Сведения на 1990 год: 1.Численность учащихся составляло – 234 ученика из них:  в начальных классах – 97 учащихся  в старших классах – 137 учащихся 2.Класс­комплектов  ­ 11 3.Пионеров  ­ 128 учащихся  4.Комсомольцев (с учителями) – 12 человек 5.Отличников Каз. ССР – 4 ученика  6.Отличник СССР  ­ 1 ученик  7.Старший учитель – 4 человека  8.Учитель – методист – 1 человек 9.Награжденный медалью И.Алтынсарина  ­ 1 человек.   Директора Садовой  восьмилетней школы: 1.Глухова Валентина Михайловна  2.Черныш Алексей Максимович 1969­1976 гг. 3.Черныш Василий Григорьевич 1976­1977 гг. 4.Баймагамбетов Омар Баймагамбетович 1977­1989 гг.  5.Кирилец Галина Николаевна ­1989­1992 гг.,  6.Шалгынбеков  Айбек Батырханович 1992­1994 гг. 7.Байкунов Валерий Шаймуханович 1995­1997 гг.   8.Суглобова Татьяна Владимировна – 1997­2001 гг.  9.Мурзахметова Салима Биржановна 2001­2003 гг. 10.Хасанова   Салима   Жагипаровна   2003­2015   гг.   –   директор   Садовой   основной школы,  с 2008  года  ­ Садовой средней школы  11.Дощанов Мурат Галимович – ноябрь 2015 г. и по настоящее время   1967­1969гг.  В   2008   году     Садовая   основная     школа   была   реорганизована   в   Садовую среднюю школу.  На сегодняшний день в школе обучаются 198 учеников с 1 по 11 класс,   30   воспитанников     мини­центра   с   полным   днем   пребывания   и   18 воспитанников  с неполным днем пребывания.  Имеются классы с государственным языком обучения.   Всего по школе 19 классов, что составляет 16 класс­комплектов. Общая площадь составляет 2247 кв.м.  10Благодаря программе 2030 «100 школ, 100 больниц» и наша школа не осталась без внимания. Благодаря этой программе в нашей школе прошел   ремонт школы, проведено газовое отопление за счет спонсорской помощи ТОО «БК­СтройПром» и из районного бюджета акимата Костанайского района  выделены денежные средства на проведение капитального ремонта Садовой средней школы.   И 1 сентября 2014 года  ребята зашли учиться в новую, светлую школу. В истории нашего поселка это событие большое и радостное, потому что   с 1967 года в школе не проводился такой грандиозный ремонт.   С каждым днем в стенах нашей новой школы происходят обновление в оформлении и озеленении.    Фо то фасада  школы Школа есть, и есть Садовый Мы построим город новый. Процветай наш край родной! Вместе с фирмой БК – строй! СЫРЬЕ   МЕСТНОЕ   –   ЛИНИЯ   «Наша КОРЕЙСКАЯ   (статья   газета»)   на   округа В  поселке Садовый Мичуринского сельского   месте полуразрушенного     консервного   завода был       запущен     завод   по   производству керамического     кирпича.   Запуск   завода пришелся   на   декабрь   2005   года   Общая площадь занимаемая заводом, составляет 2,7  га.   Проектная   мощность   15   млн.   кирпичей   в   год.      Главный   вдохновитель   и исполнитель   «кирпичного   проекта»   ­   местное   предприятие   «БК   ­   строй»   и южнокорейское «Делюк». Для того чтобы «с нуля» наладить производство кирпичей, потребовалось $ 4 млн., которые взяли в кредит в одном из казахстанских банков. Сырье местное. В четырех километрах от Садового находятся карьеры, где добывают 11и   глину,   и   песок,   которые  «потребляет»   производство.   Наше   сырье,   как   говорят специалисты,   специально   вывозили   в   Южную   Корею,   где   оно   проходило тестирование   на   аналогичном   заводе.   В   первую   очередь,   как   отмечают   на предприятии, производство будет ориентировано на внутреннее потребление самой строительной   компании.   По   предварительным   данным,   мощность   производства составит около 60 тысяч штук в сутки. На сегодня  завод с логотипов «БК» знают во всех регионах Казахстана, России и дальнего зарубежья (Корея). Наш город Костанай  преобразился, благодаря  строительной  компании «БК­ Стройпром».   Появились целые районы   красивых   многоэтажных домов, зданий, школ   из   материала   производимого     материала. Преобразился п. Садовый, появись  рабочие места. В лице спонсоров  изменилась  и Садовая   СШ.   Постоянно   БК­Стройпром   оказывает     в приобретении   оргтехник,   ремонте   школы,     в   приобретении   необходимого оборудования, строительстве  газовой котельной и т.д.    из   местного   заводского     огромную   помощь   30 апреля 2014 года ТОО «БК­Стройпром»   приобрели за личные средства ели, дубки и березки для школьного сада.  Жизнь  п. Садовый  меняется в лучшую сторону.                                                 Овощи, выращенные на теплицах «БК­Стройпром»  по  южно­корейским  технологиям, открытие 2012 год.  12Глава 2. Ветераны  Великой Отечественной войны С   каждым   годом   события   Великой   Отечественной   войны   отдаляются   все дальше и дальше во времени, становясь для молодых поколений обычной историей. Сегодняшним школьникам все равно, что Семилетняя война 1756 ­ 1763 годов, что Отечественная война 1812 года, что Великая Отечественная война 1941 ­ 1945 годов, потому   что   почти   не   осталось   живых   свидетелей,   и   в   первую   очередь   ветеранов войны,   для   кого   Великая   Отечественная   была   частью   их   жизни   и   кто   мог   бы рассказать о великих сражениях Второй мировой войны из первых рук. Прошли   годы,   десятилетия,   и   Великая   Отечественная   война   стала   частью нашей общей истории. Память о тех событиях и людях, участвовавших в них, ­ вот все,  что  у  нас, живущих  в XXI  веке,  остается.  Память  великого   народа  о  своих великих героях. Мы не ставим перед собой цели рассказать всю историю Великой Отечественной войны 1941 ­ 1945 годов. Мы лишь хотим бережно сохранить некоторые страницы истории Великой Отечественной, которые вписаны буквально кровью и потом солдат и   офицеров   25   и   95   стрелковой   дивизий.   Они   вернулись   с Победой. 131.Абишев   Назар­  1911   года   рождения.   Призван   в   1941   г.   Служил   на   Дальне­ Восточном фронте. Демобилизован в 1945 г. Проживал в п. Садовый. 2.Журтикенов   Сапабек    ­   1909   г.   р.   Призван   в   июне   1941   года.   Воевал   на   3 Белорусском фронте.    Демобилизован в сентябре 1945 г. Проживал в п. Садовый. 3.Кукарекин Иван Порфирьевич ­  1928 года рождения. Призван в марте 1945 г. Воевал в составе 942 стрелкового полка на 2  Украинском фронте. Демобилизован в марте 1946 г. Работал в п. Садовый, в РСУ слесарем. 4.Гончаров Иван Харитонович  ­ 1924 г.р. Призван в 1942 г. С января 1942 по февраль   1944   г.   Воевал   на   Украинском   фронте,   освобождал   Киев,   Харьков. Демобилизован в 1944 г. Проживал в п. Садовый. 5.   Раев Геннадий Васильевич  ­1926 г.р. Призван в марте 1945 г. Входил в 297 стрелковую дивизию, воевал в Венгрии. Демобилизован в апреле 1945 г. Проживал в п. Садовый 6.Рожков Константин Александрович­1921 г. рождения. Призван в марте 1942г. Воевал на Калининском фронте. Демобилизован в сентябре 1945 г. Проживал в п. Садовый. 7.Черныш Алексей Максимович­1926 г.р. Призван 1 апреля 1943 года. Участник Великой Отечественной войны. Демобилизован 24 декабря 1943 г. Проживал в п. Садовый. 8.Шкреба Александр Артемович  ­1926 г.р. С июля по сентябрь 1944 г. воевал в составе 51 СП 95 СД. Проживал в п. Садовый. 9.Яшков Владимир Егорович­1922 г. р. Принимал участие в военных действиях в составе   25   стрелкового   полка   с   октября   1943   г.   по   май   1945   г.   Проживал   в   п. Садовый. 10.Яшков Иван Егорович­1920 г.р. Призван в июне 1941 г. Входил в состав 191 полка, воевал в Прибалтике. Демобилизован в мае 1945 г. Проживал в п. Садовый. Награды: медаль  « ЗА ОТВАГУ» 11.Черный Иван Ефимович­1928 г.р. Закончил 4 класса. В 1944 году призван в армию. Артиллерийское училище. В начале 1945 года переформировали в Германию. Вернули.   Доехал   до   Смоленска   на   Дальний   Восток.   Дослужил   в   г.Благовещенск Приморский край. Вернулся в 1952 в с.Ленино ( МОЛОТОВО) Федоровский район, устроился   трактористом.   В   1955   учился   в   Веденской   механизированной   школе. 14Когда закончил школу работал механиком до 1982г. Затем работал механизатором до 1988 года. Работал даже на пенсии. В 1989 году приехал в Садовый. Так здесь и остался жить. Умер 14 октября 2003 года. Имеет медаль за отвагу. Орден трудового красного знамени и юбилейные медали. 12.Самулев   Александр   Константинович­ родился   14   августа   1920   года   Россия Рязанская область Ерахтурский район село Шостье. Закончил 6 классов. В 1936 году уехал в Москву. Москворецким районом города Москвы был призван в армию в 1940 году. Из рядов советской армии был отправлен на  фронт связистом. Участвовал в боях за Сталинград, где был ранен в руку в декабре 1942 года. Был комиссован домой.   Награды   полученные   во   время   войны   не   сохранились.   В   мирное   время награжден медалями: к «55­летию Победы», получил орден Великой Отечественной войны,медаль   «Георгия   Жукова»   (1896­1996гг.),  медаль   к  «40­летию   Победы».  К «60­летию вооруженных сил СССР». К «70­летию вооруженных сил СССР (1918­ 1988 годы).Получил награду ­Орден «ВЕТЕРАНА ВОЙНЫ» (1941­1945 гг.)Умер 30 марта 2001 года. 13.  Лезликов Михаил Николаевич  ­1926 г.р. Призван в марте 1945 г. Воевал в составе 48 тяжелой минометной бригады 25 артдивизии. Демобилизован в мае 1945 года. Работал в совхозе « Мичуринский» слесарем ЖКХ. Награды: медали   « За отвагу», « За взятие Берлина». 14. Смолик Иван 15.  Күтімбек­ұлы   Байзақ­   Был   призван   по   мобилизации   24   юля     1941   года Кустанайским   ОТВК   703   отделение     строительного   батальона.   Должность   – стрелковый рядовой с 1941­1943 года. Уволен в запас 6 января 1943 года. Имеется военный билет медаль «За отвагу». 15Весь народ  у нас участник войны.   И участница войны ­ вся страна. Черный Иван Ефимович­1928 г.р. «Меня ослепило немецкой гранатой, и товарищи меня бросили. Так бывало, раненым не помогали, ты должен был помочь себе сам. И я сам добрался до своих. Если бы немцы меня нашли, конечно, убили бы. Калекам не предлагали кров, их закапывали. Я и сам бы так поступил. Не воевавшие люди не могут этого понять. Ты живешь рядом со смертью двадцать четыре часа в сутки. Так или иначе, война для меня кончилась. После войны у меня была прекрасная жизнь… «Война – жестокое испытание, и воспоминание о ней только травмируют душу. Меня очень волновала судьба детей. Они ведь страдали не менее взрослых. Однажды, когда наша часть шла по шаткому настилу через болота, мы вдруг увидели мальчика, лет двенадцати. Он стоял один в лесу среди болот. Он не мог ответить, как попал сюда. Папа на фронте, деревню сожгли, мама и бабушка неизвестно где. Он бежал, сам   не   зная   куда.   Взять   его   с   собой   нельзя   по   приказу,   оставить   его   нельзя   по совести. Все­таки командир ОЛБ взял его с собой. О дальнейшей судьбе мальчика ничего неизвестно. Таких эпизодов было немало во время войны».  16Шкреба Александр Артемович ­1926 г.р  С июля по сентябрь 1944 г. воевал в составе  51 СП 95 СД. Проживал в п. Садовый. «Слов нет, тяжело и страшно приходится на фронте. Поначалу жмешься к земле. Тебе  кажется,  что  все  бомбы,  снаряды   и  пули   направлены  только   в  тебя,  потом несколько привыкнешь, узнаешь, то, что просвистело – не твое. Молодежь при этом начинает как­то даже бравировать перед новичками своей бывалостью и показным безразличием, подчеркивая обычность боевой каждодневной жизни. А вот когда тебя ранят, да еще тяжело и не раз и ты месяцами проваляешься в госпиталях, а потом явишься как сизый голубь вновь на передовую, то будешь более внимателен, уже не станешь   бахвалятся   своей   показной   удалью.   Сразу   вспомнятся   прошлое,   бои, отступления, гибель друзей, родных и близких. Я это чувствовал всей кожей.  Солнце стало припекать. Роса заметно спадала. И вдруг!.. Несколько ракет розовых цветов взвились   и   рассыпались   в   небе,   оставляя   за   собой   тонкие   дымные   хвосты.   Это послужило сигналом для артиллерийской дуэли на довольно большом расстоянии, 17где­то километров 10­15. Работали все виды артиллерии. Началась канонада с нашей стороны, а минут через 10­15 с немецкой стороны. Изрыгались тысячи тонн металла и взрывчатки.   Казалось,   нет   живого   места   от   разрывов.   Солдаты   залегли   в   окопы. Многих   засыпало   землей.   Их   тут   же   откапывали   или   они   выбирались   сами.   Гул артиллерии был настолько громким, что старые, видавшие виды солдаты, открывали широко рты, а у тех, кто был мало обстрелян или не обстрелян вовсе, шла кровь из ушей и носа. Все было задымлено и в пыли. Как только закончилась артиллерийская канонада, сразу же вынырнули из своих окопов и укрытий танки и с той и с другой стороны.  Огромные   стада   стальных   машин  двинулись   с  обеих   сторон   в  широкую долину, стреляя и дымя на ходу. С той и другой стороны поднимались грибы взрывов –   горели   танки,   самоходки,   бронетранспортеры   и   различные   другие   машины».   В первые   годы   войны   мало   кого   награждали   орденами   и   медалями.   Когда   немцы бежали, за каждый освобождаемый город солдаты и офицеры получали много наград. Но даже те воины, которых не нашли награды, были героями, потому, что прожить страшные годы войны – это уже героизм. Это были честные, преданные Родине люди, они верили, любили, защищали свою землю, не думая о наградах. Война сломала судьбы   миллионов   людей,   но   не сломила   их   дух.         СЛАВА   ИМ ВЕЧНАЯ! Раев   Геннадий   Васильевич   ­1926 г.р.  2.12.1926­26.10.1996   г.р.   Родился   в   Удмуртской АССР.     Призван   в   марте   1945   г   .Дошёл   до Кёнинсберга, был ранен в голову. Входил в 297 СД, воевал в Венгрии. Демобилизован в апреле 1945 г. После войны проживал в с. Лынга Як Бодьинского района Удмуртской АССР.Имеет награды «Орден Отечественной войны. Медаль «25 лет Победы в В. О. В. 1941­45 гг.», « 30 лет Победы в В.О. В.1941­45 гг.», « 40 лет Победы в В. О. В. 1941­ 45   гг.»,   «50   лет   Победы   в   В.   О.   В.   1941­45   гг.».Награжден   медалью   «70   лет Вооруженных   сил   СССР   1918­1988».   Имел   бессрочное   удостоверение   участника войны, которое действовало на всей территории Союза ССР».С 1965 по 1996 год жил в   п.   Садовом.   Имел   семью   ­5   детей     (2   сына   и   3   дочери).Работал   кочегаром   , грузчиком, охранником. Последствия войны дали о себе знать, это сказалось на его здоровье. В пенсионном возрасте получил инсульт. В октябре 1996 г. был повторный инсульт, после которого Геннадия Васильевича не стало. Проживал в п. Садовый. «Чем ближе была опасность погибнуть, тем больше возвышался дух людей, открывалось «второе дыхание». Какой патриотизм, уверенность в победе (хотя до 18нее еще было так далеко); взаимовыручка, желание помочь, согреть своим душевным теплом».  Подъему  патриотизма  способствовали  еще два  фактора. Во­первых, это зверства   фашистов   на   нашей   территории.   Сообщения   газет,   что   в   Катыни   под Смоленском немцы расстреляли десятки тысяч плененных нами поляков, а не мы во время отступления, как уверяли немцы, воспринимались без злобы. Все могло быть. «Не могли же мы их оставить немцам», — рассуждали некоторые. Но вот убийство наших людей население простить не могло. Яшков Владимир Егорович­1922 г. р.  Принимал участие в военных действиях в составе 25 стрелкового полка с октября 1943 г. по май 1945 г. Проживал в п. Садовый. Работал в поселке кочегаром по70­е годы. До 82 работал механиком холодильных установок.   Начинал   в   партизанском   отряде   5­ой Воргинской   бригады   им.С.Лозова.   А   через   десять   месяцев,   когда     партизаны соединились   с рядами Красной Армии, уже пошел на фронт, непосредственно в действующую армию. Из воспоминаний: «Досталось везде, как медному котелку». Ведь жизнь партизана­ жизнь в тылу врага, то есть без провизии. Плюс к этому,на полях битвы солдат­партизан несколько раз был ранен : в голову, в руку, а один раз подорвался и на пехотной мине. Домой вернулся с многочисленными наградами . Умер 10.10.2009 года. с   68 19«Вечная   и   светлая   ему   ПАМЯТЬ!»   говорит   его   дочь   Кравец   Нина Владимировна Я понимаю что значит Победа Для ветеранов, познавших все беды Страшной войны, уцелевших надеждой,  Что День Победы придёт неизбежно. Мы про войну только в книгах читали. Фильмы смотрели ­ и то замирали В ужасе, гневе и боли сердца. Вы не в кино, а в бою до конца. Насмерть стояли, спасая свою Родину, город свой, дом и семью. Все, что вам дорого, любо и свято, Что было в сердце любого солдата. 20Благодарить мы могли б неустанно. Разве затянутся прошлого раны? Ждут не хвалебных речей ветераны, А чтобы память была постоянной. Помни и ценим. Для нас вы ­ как звезды, Мир на Земле вашим подвигом создан. Вас поздравлять с Днём Победы готовы В праздники, будни, все снова и снова! Лезликов Михаил Николаевич ­1926 г.р   Призван в марте 1945 г. Воевал в составе 48 тяжелой   минометной   бригады   25   артдивизии. Демобилизован   в   мае   1945   года.   Работал   в совхозе   «   Мичуринский»   слесарем   ЖКХ. Награды:  медали     «   За   отвагу»,   «   За   взятие Берлина». "... Шло глупое, бессмысленное убийство наших солдат.   Надо   думать,   эта   селекция   русского народа   —   бомба   замедленного   действия:   она взорвется  через   несколько  поколений,  в XXI  или XXII  веке,  когда   отобранная  и взлелеянная   большевиками   масса   подонков   породит   новые   поколения   себе подобных ..." 21"... войска шли в атаку, движимые ужасом. Ужасна была встреча с немцами, с их пулеметами и танками, огненной мясорубкой бомбежки и артиллерийского обстрела. Не   меньший   ужас   вызывала   неумолимая   угроза   расстрела.   Чтобы   держать   в повиновении   аморфную   массу   плохо   обученных   солдат,   расстрелы   проводились перед боем. Хватали каких­нибудь хилых доходяг или тех, кто что­нибудь сболтнул, или случайных дезертиров, которых всегда было достаточно. Выстраивали дивизию буквой   «П»   и   без   разговоров   приканчивали   несчастных.   Эта   профилактическая политработа имела следствием страх перед НКВД и комиссарами — больший, чем перед   немцами.   А   в   наступлении,   если   повернешь   назад,   получишь   пулю   от заградотряда. Страх заставлял солдат идти на смерть. На это и рассчитывала наша мудрая партия, руководитель и организатор наших побед. Расстреливали, конечно, и после   неудачного   боя.   А   бывало   и   так,   что   заградотряды   косили   из   пулеметов отступавшие   без   приказа   полки.   Отсюда   и   боеспособность   наших   доблестных войск ..."  родился классов. Самулев Александр Константинович­1920 г.р. 14 августа 1920 года Россия Рязанская область Ерахтурский   район   село   Шостье.   Закончил   6 В   1936   году   уехал   в   Москву.   Москворецким районом города Москвы был призван в армию в году. Из рядов советской армии был отправлен фронт   связистом.   Участвовал   в   боях   за Сталинград,  где   был   ранен   в  руку  в  декабре  1942  года.  Был   комиссован   домой. Награды полученные во время войны не сохранились. В мирное время награжден медалями:   к   «55­летию   Победы»,   получил   орден   Великой   Отечественной войны,медаль   «Георгия   Жукова»   (1896­1996гг.),  медаль   к  «40­летию   Победы».  К 1940 на 22«60­летию вооруженных сил СССР». К «70­летию вооруженных сил СССР (1918­ 1988 годы).Получил награду ­Орден «ВЕТЕРАНА ВОЙНЫ» (1941­1945 гг.)Умер 30 марта 2001 года.  День начала войны – это день, когда наша жизнь переломилась пополам. Было хорошее, светлое воскресенье, и вдруг объявили о войне, о первых бомбежках. Все поняли, что придется очень многое выдержать, 280 дивизий пошли на нашу страну. Сразу   все   изменилось,   всем   стало   понятно,   что   эта   война   будет надолго. Тревожные новости погрузили в другую жизнь, говорили о том,   что   немцы   постоянно   продвигаются   вперед.   Этот   день   был ясный, солнечный, а под вечер уже началась мобилизация. Мы все­таки многое умели. Еще в школе нам всем нужно было сдать норматив на значок ГТО (готов к труду и обороне). Тренировались почти как в армии: нужно было пробежать, проползти, проплыть, а также учили перевязывать раны, накладывать шины при переломах и так далее. Хоть война и была внезапной, мы немного были готовы защищать свою Родину. Война – это ужасное испытание. Это постоянная смерть, которая рядом с тобой и угрожает тебе. У ног рвутся снаряды, на тебя идут вражеские танки, сверху к тебе прицеливаются стаи немецких самолетов, артиллерия стреляет. Кажется, что земля превращается в маленькое место, где тебе некуда деться. «Прошедшие годы после войны стерли из памяти многие события и точные даты. Что можно сказать о людях, с которыми меня свела судьба в те безжалостные годы? Большинство из них осталось лежать на поле брани, другие ушли в мир иной уже после войны, а иных жизнь разметала по разным городам и весям»­ из воспоминаний. «А вы говорите ­ как далась нам эта война. Далась она нам кровушкой страшной». 23Күтімбек ­ ұлы  Байзақ­ 17 сентября 1917 г.р. Был призван по мобилизации 24 юля   1941 года   Кустанайским ОТВК 703 отделение  строительного батальона. Должность – стрелковый рядовой с 1941­1943 года. Уволен в запас 6 января 1943 года. Имеется военный билет медаль «За отвагу». По трудовой книжке с 1961 работал трактористом. В 1962 году с переездом поселка Каражар   в     Мичуринский   плодово­ягодный   совхоз.   Работал   по   профессии молотобоец с 6 июня 1962 года. В мирное время награжден медалями: «Ветеран труда»,   юбилейными медалями.  УМЕР  1 сентября 1988 года. Был женат ­ супруга Кутумбекова Каскен, имеет троих сыновей: Рахметкалий, Ислямгалий, Муслимгалий и 7 внуков. 24Заключение  После   завершения   работы   над   научной   работой   «История   моего   села   Садовое» учащиеся смогут самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернетом по   предметам,   вести   групповую   форму   работы   на   уроке   и   вне   его,   распределять обязанности для работы в группе, делать выводы о неразрывной связи истории своего края с историей своей страны, заниматься проектно­ исследовательской деятельностью. История каждого села имеет большое значения для того, кто жил когда­то в этих селах и сегодня проживает.  Именной мы будущее поколение должны  показывать, рассказывать о тех далеких временах. Помнить и ценить труд наших предков, которые и днем и ночью создавали, защищали  это мир.    Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, края, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акт вандализма. Он просто будет знать им цену. Он прислушается к своим родным, близким, учителям, которые объяснят ему, что такое  Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, Семья. Кроме   того,   идея   моей   работы:   научить   детей   самостоятельно   добывать   знания, заниматься проектной деятельностью, развивать навыки использования информационных технологий, умений и навыков  XXI  века, воспитание в  самом себе патриота, гражданина своей страны.  25Список литературы 1. Альбом о формировании  села Садовое.   2. Материалы  сельского библиотекаря  3. Книга памяти Костанайской области 26