Конспект занятия .« ИСТОРИЯ ШАХМАТ. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.».
Цель
занятия: Дать начальные сведения о шахматах, о возникновении игры, об
устройстве шахматной доски.
Задачи: Рассказать о мудреце, придумавшем диковинную игру. Познакомить со
сведениями о зарождении и возникновении древней игры.Рассказать о том, чем
будем заниматься на кружке. Вызвать эмоциональный интерес к шахматной игре.
Внесение шахматной доски, шахматных фигур. Дать первоначальное представление о
шахматных фигурах.
Ход занятия
Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою.
Скучно было детворе Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, — Сказал ребятам Петя. — Где б я ни был, и везде В нее
играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек
ряд, А возглавляет всех король — Его хранит отряд. Хочу задание
вам дать: Игры названье угадать!
- О какой игре шла речь в стихотворении? (Дети: О шахматах).- Правильно.
Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)
3. Просмотр мультфильма «Шахматы» из цикла «Фиксики».
- Что же такое шахматы? Просто игра? (Дети: Это спортивная игра).-
Но ведь в спорте должен присутствовать элемент
соревнования. - В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? (Дети:
В смекалке, находчивости, в быстроте ума…..)- А кто из вас уже умеет играть в
шахматы? А кто хотел бы научиться?
4. Дидактическая игра «Соответствия»- Ребята, а вы запомнили названия шахматных
фигур? О них упоминалось в начале урока, в стихотворении, и тетушка Сова их
называла. Сейчас я вам покажу картинки, а вы найдите их соответствия среди
шахматных фигур.(Картинки «корабль «Ладья». Воин, Король, Царь, Прекрасная
Дама, кони, слон).5. Происхождение шахмат.А кто же придумал такую интересную
игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из
них.Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия
жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.Было у шаха
множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал
набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил,
потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных
в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное –
непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым
грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый
лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, все разрушить на пути.И вот, когда
воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в
кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни
телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота
ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были
выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни
охоты!Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки
страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!
Прибежали испуганные мудрецы:«Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите
меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю
золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше
у царей водилось.Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как
грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи.
Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит,
зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает.Один чародей
достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал
кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не
велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные.Покатал правитель
шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были
изгнаны, лишь один, самый известный, остался.«Ну, а у тебя, что за игрушка?» -
спрашивает грозный царь. Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек
и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами:
«Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»«Не
все то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.Посмотрел внимательнее царь и
узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и
своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.Мудрец достал
шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на
другом краю доски, черное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь,
что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в
мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»Мудрец
молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они
начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим
отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему
игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть.А
мудреца велел хорошо наградить. Когда царь добирался до шахматного короля
противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!»
(потому что шах – это король). А когда вражеский король падал сражённый, то
великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» (мат означало «смерть») Сражение
ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык
слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.
Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он
- самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и
поле боя.
6. Объяснение расположения клеток на шахматной доске. Практическое задание:
Раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска.
Конспект занятия « ШАХМАТНАЯ ДОСКА».
Цель: Познакомить с устройством шахматной доски.
Задачи: Объяснить раположение доски между партнерами.Познакомить с понятиями:
Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей
на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество
вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и
вертикали.
Ход занятия:
Просмотр мультфильма «Шахматы» из серии «Уроки тетушки Совы».
Чтение стихотворения И.Шнайдер«Шахматная доска и расстановка
фигур». Прежде чем игру начать,Много правил надо знать!Знай, что справа от
тебя Клетка белой быть должна.Приготовь всё для игры:По краям поставь
ладьиРядом конница шагает,Слон коней тех охраняет.Вот осталось поля дваДля
ферзя и короля.Пешки – смелые натуры,Прикрывают все фигуры.Заняли свои
места,Начинается игра
Объяснить устройство шахматной доски по книге И.Сухина «Шахматы для самых
маленьких» (глава «»Удивительные клетки», стр.15-18).
Дидактические задания на доске: игры "Горизонталь",
"Вертикаль"(расставление заданного количества пешек по горизонтали и
вертикали).
Практическое задание: Раскрасить часть листа клетчатой тетради клетками по
вертикали и горизонтали по образцу.
Конспект занятия « ШАХМАТНАЯ ДОСКА И РАССТАНОВКА ФИГУР».
Цель: Закрепить и расширить знания об устройстве шахматной доски, дать
начальные сведения о расстановке шахматных фигур.
Задачи:
Познакомить с понятиями «центр шахматной доски.Диагональ. Отличие
диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая
белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра.
Количество полей в центре.» Дать начальные сведения о расстановке шахматных
фигур.
Ход занятия:
Чтение стихотворения И.Ильина «Шахматы».
Король с королевою Без корон, Ладья без весел,
Без хобота слон,
Конь без копыт, седлаИ уздечки,
А рядовые — не человечки.
Белые латы, чёрные латы.
Что за солдаты?
Внесение пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина «Начальное
положение» по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр.273-276)
Д/и «Войско из мешочка», «Соседи», «Шахматный теремок». (см. И.Сухин, «Шахматы
для самых маленьких», стр.10-12)
Практическое задание на доске: расстановка фигур на доске с помощью
воспитателя.
Конспект занятия №4 « ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ».
Цель: Дать начальное представление о названиях шахматных фигур.
Задачи: Продолжать знакомить детей с названиями и внешним видом шахматных
фигур. Познакомить с понятиями «Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.»Ход занятия:
Чтение отрывка «Мурзилка рисует шахматные фигуры» из книги И.Сухина «Шахматы
для самых маленьких» (СТР.7-9)
Отгадывание загадок и демонстрация фигур при помощи пособия «плоскостная
шахматная доска на магнитную доску». (Дети одновременно выбирают из коробки и
показывают воспитателю аналогичную фигуру).
Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам…
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…Представляю вам ферзя –Он помощник короля.Конь – коварная
фигура.У него своя натура.Прыг да скок, и сразу в бок, Через головы
прыжок!
Просмотр мультфильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир
шахмат".
Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек",
"Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай",
"Что общего?", "Большая и маленькая». (см. И.Сухин, «Шахматы для
самых маленьких», стр.10-12)
Практическое задание на доске: самостоятельная расстановка фигур на доске по
образцу.
Конспект занятия « НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ПЕШКА».
Цель занятия: Объяснить действия на шахматном поле фигуры «пешка».
Задачи: Объяснить место пешки в начальном положении. Объяснить, как «ходит» эта
фигура (вперед на 1 клетку, из начального положения - на 2 клетки). Объяснить,
как пешка «бьет» другие фигуры (по диагонали на 1 клетку). Объяснить понятие
«взятие на проходе».
Ход занятия:
Самостоятельная расстановка фигур перед шахматной партией. Объяснить, что ладьи
в начальном положении стоят по углам, на угловых полях.
:"Я смотрю на первый ряд,По краям ладьи стоят"и ставите белые ладьи
на крайние поля первой горизонтали. На крайних полях последней горизонтали
устанавливаете черные ладьи. Все дети должны на своих досках также расположить
свои ладьи.:"Рядом вижу я коней,Нет фигуры их хитрей"и на первой
горизонтали появляются белые кони, а на последней – черные кони. При этом кони
белых и черных должны повернуть свои "мордочки" навстречу друг другу
(а вот на диаграммах "мордочки" коней повернуты налево)
.Вводите слонов:"Меж коней заключеныНаши славные слоны".На первой и
последней горизонталях незанятыми остаются по два поля. Говорите:"И еще
два поля есть,А на них король и ферзь".
Познакомить с правилом "Ферзь любит свой цвет».
Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «пешка»
по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 92-97) с использованием
пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску». Познакомить с
«превращением» пешки, дошедшей до края шахматного поля.
Пешка.А пехота, как всегда,Впереди идёт она!Пешка с пешкою плечомДвижутся
всегда ладком.Все мечтают, как одна,Дослужиться до ферзя!Одному лишь я не рад
–Ей нельзя ходить назад.Ходит прямо, рубит в бок,Не бывает ход широк.Лишь
однажды, первым ходом,Через клетку переходит.На проходе может сбить.Будут знать
куда ходить!
Просмотр мультфильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат".
Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", «Чемпион», «Восемь
в ряд» (Сухин, «Шахматы для самых маленьких» (стр. 94) Игры парами: на доске
только пешки, цель – дойти пешкой до края доски и превратить пешку в другую
фигуру.
Конспект занятия « ЛАДЬЯ».
Цель занятия: Объяснить действия на шахматном поле фигуры «ладья».
Задачи: Объяснить место ладьи в начальном положении. Объяснить, как «ходит» эта
фигура (по вертикали и горизонтали). Объяснить, как ладья «бьет» другие фигуры.
Место ладьи в начальном положении.
Ход занятия:
Чтение сказки Л.Китаева «Прямолинейная фигура».
Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «ладья»
по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 19-21) с использованием
пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Дидактические задания и игры:
Д/и «На одну клетку», «Длинный ход», «По всем углам».( И.Сухина «Шахматы для
самых маленьких», стр.23)
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин" "Кратчайший путь".( "Кратчайший
путь". Белая ладья должна самым коротким путем добраться до
определённого контрольного поля.В заданиях подобного типа отдельные поля заняты
кружочками (это как бы "заминированные поля"). Становиться на них и
перепрыгивать через них ладья не имеет права. Когда подобное положение
расставляется на демонстрационной шахматной доске, вместо кружочков установите
любые перевёрнутые белые фигуры (как известно, через белые фигуры белая ладья
не перепрыгивает) или намагниченные кругляши (сейчас такие есть в продаже), а
на контрольное поле поставьте одну из черных фигур, чтобы дети ясно видели,
куда надо попасть белой ладье. В двух следующих примерах подобного вида ладье
нужно добраться до буквы К за наименьшее число ходов.(
"Лабиринт". Подобно предыдущему заданию, белая ладья должна
добраться до контрольного поля, не становясь на поля с кружочками и не
перепрыгивая их.Но здесь не требуется найти кратчайший маршрут - достаточно
добраться по цели (однако более старшие дети в состоянии и здесь сосчитать, за
сколько ходов белая ладья быстрее всего доберется до контрольного поля).
"Перехитри часовых". Белая ладья должна добраться до
контрольного поля, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми
(а также не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их).Хотя в этом
задании двигается только белая ладья, а черные ладьи стоят на месте, они побьют
белую ладью-разведчика, если она встанет под бой. Это сложное задание (но оно
уже более приближено к реальной шахматной партии, когда любая наша ошибка может
повлечь за собой немедленное возмездие). Здесь уже нужна подчас помощь
педагога, который будет указывать детям, что на то или иное поле белая ладья не
может ступить - там ее побьют.
Конспект занятия «ЛАДЬЯ. Ладья против ладьи».
Цель: Закрепить знания детей о шахматной фигуре «ладья».
Задачи: Закрепить знания о ладье,о том, как как «ходит» эта фигура (по
вертикали и горизонтали). Закрепить знания о как ладья «бьет» другие фигуры.
Закрепить понятие «тяжелая фигура».Объяснить термины «размен», «взятие»,
«фигура под боем», ничья». Развивать логическое мышление, внимательность.
Ход занятия:
Игра «Волшебный мешочек». Отгадывание загадки:
Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам… (ладье).
В начале занятия - повторение пройденного материала. Дети вспоминают ход ладьи,
взятие. Перед учениками - по шахматной доске, на одном из полей которой стоит
белая ладья. Педагог по очереди подходит к каждому из детей и просит сделать
подряд по 3 хода ладьей.
Чтение стихотворения С.Селиванова «Ладья».А ладья – то тяжела.Раньше башнею
была.Сверху лучник там стоит,Королевство сторожит.Ходит вдоль и поперёк.Шаг
ладьи тяжёл и строг.Может сделать рокировку –Короля упрятать ловко.Будет домик
охранять,Часовым в дверях стоять.
Объяснение по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 30-35) с
использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску» на
примере «сражения» ладьи против ладьи (ладьи против 2, 2 ладьи против двух»)
терминов «размен», «взятие», «фигура под боем», ничья».
Дидактические игры в парах "Захват контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи,
две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение
подвижности".
Чтение : Остер Г. «Полезная девчонка»
ПОЛЕЗНАЯ ДЕВЧОНКА
Рассказывают, что не так уж давно жил в Лавровом переулке пятилетний мальчик
Саша. У пятилетнего мальчика Саши была трёхлетняя сестрёнка Леночка. Сестрёнку
свою Саша не обижал, гулял с ней во дворе, делал для неё куличики из песка и
вытирал ей нос.
Но в конце концов всё это ему надоело.
– Слушай, – однажды сказал Леночке Саша, – ты, конечно, девчонка
не вредная, но и не полезная. Другие ребята в футбол умеют, в теннис, в
волейбол. А я только куличики из песка. А всё из-за тебя. Потому что у меня всё
свободное время на тебя тратится. Даже в шахматы не научился.
– Ну что ж, – сказала Леночка брату, – ты, пожалуй, прав. Давай,
учись в шахматы, я мешать не стану.
И Саша стал учиться в шахматы. Через две недели Саша вызвал на состязание всех
шахматистов Лаврового переулка и всех их обыграл. Потом Саша выиграл сеанс
одновременной игры у всех перворазрядников города и про него написали в городской
газете заметку «Юный талант».
А ещё через месяц в Лавровый переулок пришёл чемпион мира по шахматам, который
услышал про Сашу и специально приехал сыграть с ним товарищеский матч из шести
партий.
Первую и вторую партии Саша проиграл. Весь Лавровый переулок стоял вокруг
шахматной доски и болел за Сашу. Впереди всех стояла Сашина сестрёнка Леночка,
хмурилась и ковыряла в носу.
Саша тоже хмурился и сосал леденец. А чемпион мира улыбался и курил папиросу.
Третью партию Саша и чемпион сыграли вничью, а четвёртую и все остальные Саша
выиграл. Чемпион с горя навсегда бросил курить и уехал, радуясь, что
они с Сашей играли товарищеский матч. Если бы их матч назывался официальным
матчем на первенство мира, то чемпионом считался бы уже не чемпион, а Саша.
Все Сашу поздравляли с победой, а разные фотокорреспонденты с утра до вечера
фотографировали его то в фас, то в профиль.
Даже известный хулиган Васька Первоклассник и его овчарка Лада однажды подошли
к Саше и пожали ему руку. Сначала Васька, а потом Лада.
– Ты молодец, – сказал Саше известный хулиган Васька
Первоклассник, – здорово у тебя получается!
А овчарка Лада посмотрела на Сашу с уважением. Рассказывают, что Саша тогда
скромно промолчал.
И вообще, в Лавровом переулке говорят, что Саша и его сестрёнка Леночка так
никогда никому и не сказали про свою хитрость. На самом-то деле Саша в шахматах
не очень разбирался. Не было у него к шахматам никаких особых способностей.
Просто всегда, когда он садился за шахматную доску, сестрёнка его Леночка
стояла рядом и незаметно подсказывала ему, куда ходить.
Конспект занятия « СЛОН».
Цель занятия: Объяснить действия на шахматном поле фигуры «слон».
Задачи: Объяснить место слона в начальном положении. Ход слона,
взятие.Объяснить понятие « Белопольные и чернопольные слоны». Дать
представление о понятии «Диагональ».
Ход занятия: объясниение места на шахматной доске и действий на шахматном поле
фигуры «слон» по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 37-39) с
использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Практические задания:
1. Выложить из кубиков косую – дорожку - диагональ.
2. Раскрасить в клетчатой тетради черную диагональ из 4-х клеток
Чтение сказки В.Лунина «Вежливые слоны».
Дидактические задания на шахматной доске: "Лабиринт" (Слон должен
добраться до контрольного поля, не становясь на поля с кружочками и не
перепрыгивая их).
"Перехитри часовых", (Слон должен добраться до контрольного поля, не
становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми (а также не становясь
на поля с кружочками и не перепрыгивая их).
"Один в поле воин (Белый слон должен побить все чёрные фигуры, беря
каждым ходом по фигуре.Черные фигуры как бы "заколдованы": они не
могут ни ходить, ни бить. Во всех примерах решение единственное. Это задание
вызывает неизменный интерес у детей, которые с усердием и восторгом уничтожают
черные фигуры, затрачивая на поиск верного решения от 5 до 50 секунд.
"Кратчайший путь» (Доберись ладьей до ракеты за наименьшее число ходов не
перепрыгивая заминированные поля.)
Конспект занятия « СЛОН ПРОТИВ СЛОНА».
Цель занятия: Закрепить знания детей о шахматной фигуре «слон».
Задачи: Закрепить знания о слоне,о том, как как «ходит» эта фигура (по
диагонали). Закрепить знания о как слон «бьет» другие фигуры. Закрепить
представление о понятиях «ход слона», «взятие». Закрепить понятие «Белопольные
и чернопольные слоны».
Ход занятия: повторение пройденного материала. Проговорить названия всех
шахматных дорожек: горизонтали, вертикали и диагонали.
Дети вспоминают ход ладьи, слона, взятие, показывают белопольных и чернопольных
слонов, одноцветных и разноцветных слонов. Педагог подходит к каждому из
учеников и просит их сделать подряд 3 хода слоном.
Физминутка: каждую из шахматных дорожек ребята показывают руками. Горизонталь -
разводят руки в сторону, вертикаль - поднимают их вверх (или только одну руку),
диагональ - обе руки расходятся наклонно.
Объяснение вариантов действий на шахматном поле фигуры «слон» по отношению к
слону противника (слон против слона, слон против 2 слонов, 2 слона против 2
слонов) по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 40-42) с
использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Дидактические игры в парах (работа на досках): "Захват контрольного
поля", "Защита контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против
двух).
Чтение: Шаров н, «Сказка о настоящих слонах» (отрывок): Ночь выдалась светлая.
Над появившимися вдоль больничной ограды липами ярко горела круглая луна.
Проснулся мальчик оттого, что его друг Храбрый Слон Королевы тихонько дёрнул
его за мочку уха. - Почему же ты не
рассказываешь мне, что ты видел вчера? - спросил слон. - Разве можно скрывать
что-нибудь от друзей! - Я видел слона, - не
сразу и так, будто был в чём-то очень виноват, ответил
мальчик. - Почему же ты не рассказал сразу?
И что тут удивительного? Разве я говорил тебе, что я единственный слон на
свете? А вообще-то слонов очень-очень много - белых и
чёрных. - Я видел серого слона, - так же
тихонько, словно виновато, ответил Алёшка. -
Серых слонов не бывает. - Но отец сказал,
что это слон. А ведь он знает всё. - Да,
твой отец учитель и знает всё, - кивнул Храбрый Слон Королевы, глубоко
задумавшись. - Но если твой слон серый, то по каким же клеткам он ходит, скажи
на милость? Ведь клетки на шахматной доске только белые и
чёрные... - Он ходит не по шахматной доске,
а по траве, которая растёт в слоновнике. А у себя на родине, в тёплой стране,
он бегает по лесам и горам, по пустыне, где песок, и по полям, где трава выше
деревьев. - Это тебе тоже рассказывал отец?
- спросил Храбрый Слон теперь уже совсем недоверчиво и даже чуть-чуть хихикнул.
- В жизни не слыхал о таких чудесах, хотя я живу гораздо дольше, чем ты, и
много чего слыхал. Алёшка осторожно положил слона на ладонь и спросил на
ухо: - Ты мой верный слон? -
Нет, - ответил слон тоненьким, неслышным голосом. - Я храбрый и верный слон
Белой Королевы. И если бы чёрная ладья ещё раз напала на неё, я бы ещё раз
защитил её грудью, даже если бы погиб при этом. Я Храбрый слон Белой Королевы и
никогда ей не изменю. Алёшка в первый раз за
всю болезнь чуть не заплакал. Нет, он
действительно заплакал. Когда одна слезинка упала на голову слона, тот
вытянулся ещё больше, как только мог, и
сказал: - Да, я слон Королевы, но тебе я тоже
верный и навсегда друг. И тебя я тоже буду защищать от Бурбурдов. И ты не
плачь, потому что я никуда и никогда не уйду от
тебя. - Даже в тёплые страны? - спросил
Алёшка, всхлипнув в последний раз. - Я не
уйду от тебя ни в какие страны. Конечно, если только Бурбурды не нападут на мою
Королеву и она не... Слон не закончил фразы
и замолчал. Алёша огляделся и увидел, что отец одевается. Он понял, что слон
замолчал, потому что всё, что он рассказывал, это секрет. А секреты могут знать
одни только верные и навсегда друзья. Алёшка ужасно обрадовался, что у него
есть такой друг.
Конспект занятия «ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА».
Цель занятия: Закрепить знания детей о шахматной фигуре «слон» и «ладья», о их
взаимоотношениях на доске.
Задачи: Закрепить знания о слоне и ладье.. Закрепить представление о понятиях
«ход слона», «ход ладьи», «взятие».
Ход занятия: повторение пройденного материала. Проговорить названия всех
шахматных дорожек: горизонтали, вертикали и диагонали.
Дети вспоминают ход ладьи, слона, взятие, показывают белопольных и чернопольных
слонов, одноцветных и разноцветных слонов. Педагог подходит к каждому из
учеников и просит их сделать подряд 3 хода слоном и 3 хода ладьей.
Физминутка: каждую из шахматных дорожек ребята показывают руками. Горизонталь -
разводят руки в сторону, вертикаль - поднимают их вверх (или только одну руку),
диагональ - обе руки расходятся наклонно.
Объяснение вариантов действий на шахматном поле фигуры «слон» по отношению к
ладье противника (слон против ладьи, 2 слона против ладьи, 2 ладьи против
слона) по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 45-55) с
использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Дидактические игры в парах (работа на досках): Дидактические задания
"Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака
неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие",
"Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против
двух слонов, две ладьи против двух слонов).
Чтение: В.Берестов «В шахматном павильоне»
В зелени детского паркаВ шахматном павильоне,По столикам в крупную
клеткуЗигзагами ходят кони.Слоны по диагонали,Ладья по прямой идёт.Ферзь ходит,
куда захочет,Пешки – только вперёд.
В шахматном павильонеСидят большие ребята.Мне среди них страшновато.Гляжу на
них виновато.Заметят и посмеются,А то и дадут щелчка.Большой того, кто
поменьшеСчитает за дурачка.А где-то рядом по кругуБегут карусельные
кони.Большие про них забыли,Уткнув подбородки в ладони.«Хочешь, малыш,
сыграем?»О дивный блаженный миг!Сейчас я сяду за столикИ стану одним из них.
Конспект занятия «ФЕРЗЬ – КОРОЛЕВА ШАХМАТ. БЕЛЫЙ ФЕРЗЬ».
Цель занятия: Объяснить действия на шахматном поле фигуры «ферзь».
Задачи: Объяснить место белого ферзя в начальном положении.Закрепить термины:
«Ход ферзя», «взятие», «ферзь – тяжелая фигура».
Ход занятия:
Просмотр мультфильма «Ферзь» из серии «Профессор Почемушкин».
Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «ферзь»
по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 59-61) с использованием
пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Практические задания (дидактические игры на досках):
1."Перехитри часовых". Белый ферзь должен пробраться на
контрольное поле, не становясь на поля, атакованные черным ферзем. Также нельзя
становиться на поля с нарисованными кружочками и перепрыгивать через них. В
подобных положениях часто можно наблюдать, как воспитанники, пройдя белым
ферзём труднейший путь, буквально предпоследним ходом становились под бой
чёрного ферзя. Опасное "предвкушение успеха"!
2. “На одну клетку”. Вы с детьми делаете по очереди ходы белым ферзём, причём
пойти им можно только на соседнее поле по горизонтали, вертикали или по
диагонали.
3. “Через клетку”. В этой игре в отличие от предыдущей белый ферзь должен
каждый раз перепрыгивать через одну клетку в любую сторону по горизонтали,
вертикали или диагонали.
4. “Через две клетки”. А здесь, естественно, вы по очереди ходите ферзём через
два поля.
5. “Поворот”. Здесь вы первыми делаете какой-либо ход белым ферзём. Игру
продолжают дети. Их задача: каждый следующий ход белым ферзём делать в
перпендикулярном направлении на любое количество полей.
6. “По всем углам”. Это разновидность игры “Поворот”. Вы располагаете белого
ферзя на одно из угловых полей и совершаете свой ход: передвигаете ферзя в
соседний угол. Ребёнок, который играет за вами, должен передвинуть белого ферзя
в следующий угол и т. д.
7. “Задача направления”. Вы ставите белого ферзя на одно из центральных полей и
предлагаете детям играть-ходить им по очереди, причём задавать направление
движения ферзя будете вы. Например, вы говорите: “Направо”, “Налево”, “Вверх”,
“Вниз” и контролируете выполнение задания (ферзя здесь можно передвигать на
любое количество клеток, важно двигать ферзя в правильном направлении). Во
втором варианте игры вы задаёте не только направление перемещения ферзя, но и
на сколько полей он должен пойти. Например: “Налево по горизонтали на одно
поле”, “Вверх по вертикали на два поля”, “Направо вниз по диагонали через
поле”.
Конспект занятия «ЧЕРНЫЙ ФЕРЗЬ».
Цель занятия: Закрепить знания детей о шахматной фигуре «ферзь».
Задачи: Закрепить знания о ферзе, о том, как как «ходит» эта фигура (по
диагонали, вертикали, горизонтали). Дать представление о черном ферзе.
Закрепить термины: «Ход ферзя», «взятие», «ферзь – тяжелая фигура».
Ход занятия:
Чтение загадки: Самый главный в войске есть,А для вас он просто …
(ферзь).
Повторение пройденного материала. Проговорить названия всех шахматных дорожек:
горизонтали, вертикали и диагонали.
Дети вспоминают ход ферзя, показывают черного и белого ферзей. Педагог подходит
к каждому из учеников и просит их сделать подряд 3 хода ферзем.
Чтение стихотворения Иржи Веселы «Ферзь»
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
и шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноватдоски чёрно-белой простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали —
ты больше вниманья ферзю удели.
Объяснение возможных действий на шахматном поле фигуры «ферзь» по отношению к
ферзю противника по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 62-66) с
использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Практические задания (дидактические игры на досках):
“Туда-сюда”. Сделать какой-нибудь ход черным ферзём. Задача ребёнка - вернуться
своим ходом назад, на исходное поле. Затем поставьте ферзя на другое поле и
опять сделайте ход. Второй ребёнок также должен вернуть ферзя на исходное поле
и т. д.
“Длинный ход”. Поставьте ферзя на какую-нибудь клетку шахматной доски. Задача
каждого ребёнка - сделать этим ферзём ход на максимальное количество клеток.
Затем поставьте ферзя на другое поле, и дети снова будут искать самый “длинный”
ход.
"Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя, ферзь и ладья против
ферзя).
Конспект занятия. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА.
Цель занятия: Закрепить знания детей о шахматной фигуре «ферзь», «слон» и
«ладья», о их взаимоотношениях на доске.
Задачи:
Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «ферзь»
по отношению к фигурам противника «ладья и слон» по книге И.Сухина «Шахматы для
самых маленьких» (стр. 68-78) с использованием пособия «плоскостная шахматная
доска на магнитную доску».
Физминутка: каждую из шахматных дорожек ребята показывают руками. Горизонталь -
разводят руки в сторону, вертикаль - поднимают их вверх (или только одну руку),
диагональ - обе руки расходятся наклонно.
Практические задания (дидактические игры на досках):
"Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака
неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие",
"Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного
поля", "Защита контрольного поля" Дидактическое задание:
«Расставить на шахматной доске 6 шашек, подразумевающих
ферзей, так, чтобы ни один из них не находился под боем другого».
Подразумевается, что ферзь бьёт все клетки, расположенные по вертикалям,
горизонталям и обеим диагоналям.
Чтение стихотворения А.В.Гафнера «Бой».
Настойчиво,
без устали и спешки,
Храня в рядах порядок и покой,
Ведут атаку яростные пешки
Направленные опытной рукой.
Ладьи скользят уверенно и ловко,
Слоны скрепляют линии фаланг,
И вовремя большая рокировка,
Усиливает действующий фланг
Открытый шах...Прикрытия ищи ты,
А удержать позицию нельзя
Еще раз шах, и черным нет защиты
От наступления белого ферзя.
Пробита брешь - исход как на ладони,
В руках врага соседние поля
И
настигают взмыленные кони Покинутого всеми короля.
Практические
задания на досках: "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь
против слона, ферзь против ладьи и слона, ферзь и ладья против ферзя и ладьи,
ферзь, ладья и слон против ферзя, ладьи и слона).
Конспект занятия «КОНЬ ».
Цель занятия: Объяснить действия на шахматном поле фигуры «КОНЬ».
Задачи: Объяснить место коня в начальном положении. Ход слона, взятие.
Объяснить лучшее расположение коня на доске, разницу между положением коня в
углу поля (2 варианта хода) и в середине поля (8 вариантов хода). Объяснение
термина «легкая фигура».
Ход занятия:
Чтение: В.Громов «Конь».
Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём
следи чужим!
Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «конь»
по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 134-138) с использованием
пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску» и шаблона хода коня.
Дидактические задания на доске:
«Лабиринт».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на
«заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не
оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь».
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля».
Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою
фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля,
находящиеся под ударом фигуры противника.
Просмотр мультфильма "Легенда о шахматной доске".
Конспект занятия «КОНЬ ПРОТИВ КОНЯ ».
Цель занятия: Закрепить знания детей о шахматной фигуре «конь».
Задачи: Закрепить знания о коне,о том, как как «ходит» эта фигура (два поля
прямо, одно - вбок). Закрепить знания о как конь «бьет» другие фигуры.
Закрепить представление о понятиях «ход коня», «взятие». Закрепить знания о
взаимоотношениях коней на доске.
Ход занятия: .
Чтение сказки «Прыг, скок и вбок» Рыбина А.
В одном необычном шахматном королевстве королеве не разрешалось
выходить из дворца, т. к. совсем рядом находился неприятель . Королева шагала
по паркету, состоявшему из черных и белых клеток, и мечтала погулять вне стен
дворца. Её охранял преданный визирь по имени Ферзь. Всемогущий, а
также армия военноначальников и простых солдат–пешек. Визирь умел
двигаться по всему шахматному полю по вертикали, по горизонтали и даже по
диагонали, как шахматные слоны. И вот, однажды, когда после разведывательной
операции Ферзь уснул, королева вышла из стен дворца мимо спящей охраны и решила
погулять по шахматным окрестностям. Ведь ночью шахматное поле должно
покрываться цветами. Так сказала королеве Белле накануне зашедшая гадалка.
Королева не знала, что это была вражеская лазутчица. Конечно, беглянку черный
король взял в плен. Ей было предложено сдать войско в угоду черным. Она гордо
отказалась и была заперта в темницу (шах). Но тут прискакал ее верный конь.
Прыг, скок и вбок – он легко перепрыгнул через ограду темницы, и королева
ускакала в закат. Подоспевшие солдаты, слоны, двигающиеся крепости (ладьи), во
главе с Ферзем Всемогущим начисто разгромили соперников. С той поры черный
король одумался и они вместе с белой королевой разбили на шахматном поле
цветочные клумбы. А коня каждый день угощали самыми спелыми яблоками из сада
королевы.
Повторение пройденного материала. Проговорить названия всех шахматных дорожек:
горизонтали, вертикали и диагонали.
Дети вспоминают ход коня. Педагог подходит к каждому из учеников и просит их
сделать подряд 3 хода конем.
Физминутка: каждую из шахматных дорожек ребята показывают руками. Горизонталь -
разводят руки в сторону, вертикаль - поднимают их вверх (или только одну руку),
диагональ - обе руки расходятся наклонно.
Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «конь »
по отношению к коню противника по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких»
(стр. 139-148) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на
магнитную доску». Прикладывание шаблона хода коня .Интересный факт: в годы 2
мировой войны войска часто минировали поля
ходом шахматного коня.
Практические задания (дидактические игры на досках):
Д/игра «Два поля прямо, одно поле вбок», «Раз, два – прямо, а три вбок» (показ
ребенком хода конем)
«Да или нет?».
Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом
в начальном положении.
«Захват контрольного поля».
Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою
фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля,
находящиеся под ударом фигуры противника.
"Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один
конь против двух, два коня против двух).
Конспект занятия «КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА».
Цель занятия: Закрепить знания детей о шахматной фигуре «конь», «ферзь», «слон»
и «ладья», о их взаимоотношениях на доске.
Задачи:
Закрепление знаний о месте на шахматной доске и действий на шахматном поле
фигуры «конь» по отношению к фигурам противника «ферзь,ладья и слон».
Практические задания (дидактические игры на досках).
Ход занятия:
Чтение стихотворения «ШАХМАТЫ В СТИХАХ». ( Арбакова Д.)
Однажды шахматная доска завопила:
« Я, шахматная доска, мне без фигур никак нельзя
Люблю я страсть мгновения, баталии, сражения»
Пешка - маленький солдат
Лишь команды ждет
Чтоб с квадрата на квадрат отправится вперед.
Пешка ровный держит путь
В сторону нельзя свернуть
Только если срубит, в сторону отступит.
Есть ладья – такая дама, она ходит только прямо.
Никого она не спросит, прыгнет на клетку, иль на восемь.
Если слон на белом поле встал, такой его удел.
И другой не знает доли, и на черном быть не смел.
До конца игры слоны цвету одному верны.
Предпочитают ходить и бить: диагональю проходить.
Ферзь так просто чемпион
Его шаг широк
Ферзь может ходить как ладья, и как слон
И прямо, и наискосок.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали.
И может сопернику крах принести
Прыгнет конь, но все не так
Необычен каждый шаг.
Объяснение действий на шахматном поле фигуры «конь»по отношению к фигурам
противника «ферзь,ладья и слон». места по книге И.Сухина «Шахматы для самых
маленьких» (стр. 150-165) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска
на магнитную доску».
Практические задания (дидактические игры на досках):
«Перехитри часовых».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не
оказаться под боем черных фигур.
«Атака неприятельской фигуры».
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы
не оказаться под боем.
«Двойной удар».
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не
оказаться под боем.
«Взятие».
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную
фигуру.
«Защита».
Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь
против слона, сложные положения).
Конспект занятия «ПЕШКА»
Цель занятия: объяснить действия на шахматном поле фигуры «пешка».
Задачи: объяснить место пешки в начальном положении. Объяснить, как «ходит» эта
фигура (вперед на 1 клетку, из начального положения - на 2 клетки). Объяснить,
как пешка «бьет» другие фигуры (по диагонали на 1 клетку). Объяснить понятие
«взятие на проходе». Введение новых шахматных терминов: показ и объяснение
термина «НИЧЬЯ» - показ и объяснение термина «КРЕПОСТЬ».
Ход занятия:
Объяснение места на шахматной доске и действий на шахматном поле фигуры «пешка»
по книге И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 92-97) с использованием
пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску». Познакомить с
«превращением» пешки, дошедшей до края шахматного поля ). Напомнить место пешки
в начальном положении. Показать, какие преимущества имеет ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Физминутка: каждую из шахматных дорожек ребята показывают руками. Горизонталь -
разводят руки в сторону, вертикаль - поднимают их вверх (или только одну руку),
диагональ - обе руки расходятся наклонно.
Введение новых шахматных терминов: показ и объяснение термина «НИЧЬЯ»
(результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу)
- показ и объяснение термина «КРЕПОСТЬ» фигур
(разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не можетодержать победу даже при наличии большого материального преимущества)
с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную
доску».См.приложение: пример построения «крепости» из партии
Аршак Петросян — Ласло Хазаи, 1970 (Википедия).
Практические задания (дидактические игры на досках: «превращение пешки». Расстановка
фигур для «взятия на проходе», показ взятия на проходе. Дидактические задания
"Лабиринт", "Один в поле воин".
Игры парами: на доске у каждого игрока только пешки и король.
Конспект
занятия «ПЕШКА»
Цель
занятия: закрепить знания детей о действиях на шахматном поле фигуры «пешка».
Задачи: закрепить действия:пешка против пешки, две пешки против одной, одна
пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Показ и
объяснение термина «ЭНДШПИЛЬ» (заключительный этап шахматной партии).
Ход занятия: закрепление действий на шахматном поле фигуры «пешка» по книге
И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр.97-108) с использованием пособия
«плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Пешка. Пешка шагает в ферзи,
Руки по локоть в грязи,
Путь не далек и не прост
Через препоны до звезд.
Цель за слоном не видна, -
Пешка обходит слона,
Пешка сбивает ладью!
Мысленно пешка в раю
.Пешке навстречу отряд,
Пешке мешает собрат
,Пешка обходит друзей,
-Пешек, совсем не ферзей.
Ночью светлее чем днем,
Пешку пугают конем,
Кто-то в другой стороне
Шпагой грозит на коне..
.Но вожделенная цель
Голову кружит, как хмель:
Пешка обходит коней.
Дальше - враги пострашней:
Там у заветной черты
Что-то скрывают кусты...Вражеский ферзь перекрыл
Тропы во вражеский тыл.
Нет, не пройти к королю!
"Стой! - он кричит. - Застрелю!"
Пешка не ведает страх:
Драка и крики в кустах.
Кровь на мундире - пустяк,
Сзади - поверженный враг,
Полуоторван рукав,
Но - проигравший не прав.
Смело шагнув в темноту
Он переходит черту....И - вожделенный финал:
Пешкой он быть перестал!!Но - суета на доске,
Наши фигуры - в тоске,
И полыхают костры,
И - окончанье игры.
"Ты там увлёкся, собрат,
-Здесь нам поставили мат..."
...Я не искала мораль!
Пешку мне искренне жаль.
Очень меня поразил
Путь
бедолаги в ферзи... (Ивашева Светлана)
Физминутка: хождение колонной по кругу, потом по одному: показ хода пешки (шаг
вперед), бьющей пешки (шаг по диагонали), хода слона (прохождение группы по
диагонали), хода коня – прыжок вперед и в сторону, хода короля – шаг вперед,
назад, налево, направо, по диагонали в четыре позиции. Введение новых шахматных
терминов: показ и объяснение термина «ЭНДШПИЛЬ», показ эндшпиля «Ферзь против
пешки» (См. приложение показа эндшпиля с сайта http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1408219)
с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску»
Практическое задание: повторение показанного педагогом детям парами на досках
по поэтапному показу на магнитной доске.
Игры парами: на доске у каждого игрока только пешки, король и 2 коня.
Конспект
занятия . «ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА».
Цель
занятия: закрепить знания детей о взаимодействии на шахматном поле фигур :
пешка, ферзь, ладья, конь, слон.
Задачи: закрепить понятие «эндшпиль», показать варианты взаимодействия на
шахматном поле фигур : пешка, ферзь, ладья, конь, слон. Познакомить с шахматным
термином «ЗЕВОК»(
грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.).
Познакомить с приемом атаки «ОТКРЫТАЯ ЛИНИЯ» (вертикаль шахматной доски, свободная от пешек).
Ход занятия: закрепление взаимодействия на шахматном поле фигуры «пешка» с
ферзем, королем, ладьей и слоном по книге И.Сухина «Шахматы для самых
маленьких» (стр.117-134) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска
на магнитную доску».
Физминутка: хождение колонной по кругу, потом по одному: показ хода пешки (шаг
вперед), бьющей пешки (шаг по диагонали), хода слона (прохождение группы по
диагонали), хода коня – прыжок вперед и в сторону, хода короля – шаг вперед, назад,
налево, направо, по диагонали в четыре позиции.Введение новых шахматных
терминов: показ и объяснение термина «ЗЕВОК», показ примера «зевка» (См.
приложение с сайта – пример из партии
Тигран Петросян — Давид Бронштейн, 1956 с сайта
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1499050) и показ примера атаки «открытая
линия» (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1323995) с использованием пособия
«плоскостная шахматная доска на магнитную доску.
Практические задания: "Перехитри часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита",
Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка
против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения),
"Ограничение подвижности".Игра парами: на доске у каждого 2 пешки, конь,
ладья, слон, ферзь.
Конспект
занятия . КОРОЛЬ.
Цель
занятия: объяснить действия на шахматном поле фигуры «король».
Задачи: Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют,
но и под бой его ставить нельзя. Объяснение шахматного термина «ДЕБЮТ».
Ход занятия: чтение стихотворения
Король любит гладкий, расчищенный путь:
в любую он сторону может шагнуть,
однако легко ты заметишь, дружок,
что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле — вот шага длина,
не очень проворен король-старина.
Зато начеку королевская рать —
должна короля она оберегать.
Ведь если б король беззащитный погиб,
фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: король всех главней, всех важней,
нет в шахматном войске важнее вождей!Объяснение места на шахматной доске и
действий на шахматном поле фигуры «король» по книге И.Сухина «Шахматы для самых
маленьких» (стр. 80-83) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска
на магнитную доску».
Физминутка: построение и перестроение: в шеренгу по диагонали, по вертикали, по
горизонтали группы, в «шахматном порядке».
Объяснение шахматного термина «ДЕБЮТ» (начало шахматной партии).
Практические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых",
"Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра
"Игра на уничтожение" (король против короля).
Игры в парах: у каждого игрока 3 пешки, король и ладья.
Конспект
занятия. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР.
Цель
занятия: закрепить знания детей о взаимодействии на шахматном поле короля с
другими фигурами.
Задачи: закрепить знания детей о взаимодействии на шахматном поле короля с
другими фигурами и с королем противника. Активное участие короля в эндшпиле.
Ход занятия: закрепить знания детей о взаимодействии на шахматном поле короля с
другими фигурами и с королем противника по книге И.Сухина «Шахматы для самых
маленьких» (стр.83-92 ) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска
на магнитную доску».
Физминутка: дидактическая подвижная игра «Расстановка шахмат» Детям
присваивается название фигуры и они быстро выстраиваются в 2 шеренги. Повторить
3 раза.
Показать пример активного участия короля в эндшпиле. Чтение
стихотворения:
Король в дебюте - трусоват, Чуть что - и сразу рокировка. А под конец
и он - солдат, Воюет не спеша, но ловко.
Показ эндшпиля «мат королем и ладьей» : показ примера с сайта
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1387769 с использованием пособия
«плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Практические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых",
"Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король
против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня,
король против пешки), "Ограничение подвижности".
Игры в парах: у каждого участника по 3 пешки и по 1 тяжелой фигуре: ферзь,
конь, ладья, слон (белопольный или чернопольный – по выбору). Расположение
фигур – по горизонтальным линиям 1,2 белые, 7 и 8 черные. Условие – фигуры не
должны угрожать фигурам противника на начальной позиции этюда.
Конспект
занятия . «ШАХ».
Цель
занятия: познакомить детей с шахматным термином «шах».
Задачи: подробно объяснить детям термин «шах». Учить замечать возможности для
постановки шаха во время шахматной партии и уверенно производить это действие
на досках. Показать варианты постановки шаха различными фигурами. Шах ферзем,
ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Ход занятия.
Рассказать детям ( с показом соответствующих иллюстраций), что слово «шах» происходит от титула монарха в Персии.
Объяснение термина «шах»
(ситуация в шахматах, когда король находится под боем, то есть на следующем ходу хотя бы одна
фигура противника сможет взять короля. Правилами шахмат для игрока запрещён ход, после которого егокороль оказывается под шахом, даже если этот шах следует от связанной фигуры или пешки, которая не
смогла бы взять короля. ) Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Защита от шаха. Объяснение по книге И.Сухина «Шахматы для самых
маленьких» (стр. 180-186) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска
на магнитную доску».
Чтение стихотворения И.Шнайдер «Шах»
Шах и мат не путай брат.
Знает каждый – стар и млад:
Если спасся падишах-Это будет только шах.
Если ж королю не скрыться,
Перекрыты все границы,
Значит это точно мат.
А противник
будет рад!
Физминутка: хождение колонной по кругу, потом по одному: показ хода пешки (шаг
вперед), бьющей пешки (шаг по диагонали), хода слона (прохождение группы по
диагонали), хода коня – прыжок вперед и в сторону, хода короля – шаг вперед,
назад, налево, направо, по диагонали в четыре позиции.Дидактические задания
"Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов",
"Защита от шаха".
Игры в парах: у каждого участника по 3 пешки и по 1 тяжелой фигуре: ферзь,
конь, ладья, слон (белопольный или чернопольный – по выбору). Расположение
фигур – по горизонтальным линиям 1,2 белые, 7 и 8 черные. Условие – фигуры не
должны угрожать фигурам противника на начальной позиции этюда.
Конспект
занятия . «ШАХ».
Цель
занятия: продолжать знакомить детей с шахматным термином «шах».
Задачи: Учить замечать возможности для постановки шаха во время шахматной
партии и уверенно производить это действие на досках. Познакомить с терминами
«открытый шах», «двойной шах».
Ход занятия:
Загадывание загадки: королю ещё не крах,Если ты заметишь … (шах).
Объяснение терминов «открытый шах», «двойной шах» по книге И.Сухина «Шахматы
для самых маленьких» (стр.186-194 ) с использованием пособия «плоскостная
шахматная доска на магнитную доску».Объяснение условий постановки двойного
шаха. (
Двойной шах ходом пешки возможен:Если она берёт фигуру или пешку противника с шахом, при этом открывая вертикальную линию со вторымшахом от ладьи или ферзя.
После превращения пешки в фигуру (в любую, но обязательно с шахом), и при этом открывая линию дляшаха от другой своей фигуры (ферзя, ладьи, слона). В этом случае возможен двойной шах сразу двумяладьями пешка забирает фигуру, стоящую на последней горизонтали, и превращается в ладью (сшахом), открывая своим ходом второй шах от другой ладьи.)
Физминутка: построение и перестроение: в шеренгу по диагонали, по вертикали, по
горизонтали группы, в «шахматном порядке».
Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной
шах". Дидактическая игра "Первый шах».
Чтение стихотворения А.Гафнера:
Настойчиво, без устали и спешки,
Храня в рядах порядок и покой,
Ведут атаку яростные пешки
Направленные опытной рукой.
Ладьи скользят уверенно и ловко,
Слоны скрепляют линии фаланг,
И вовремя большая рокировка,
Усиливает действующий фланг
Открытый шах... Прикрытия ищи ты,
А удержать позицию нельзя
Еще раз
шах, и черным нет защиты От наступления белого ферзя. Пробита брешь - исход как
на ладони, В руках врага соседние поляИ настигают взмыленные кони Покинутого
всеми короля.
Игры в парах: у каждого участника по 3 пешки и по 1 тяжелой фигуре: ферзь,
конь, ладья, слон (белопольный или чернопольный – по выбору) - «эндшпиль».
Расположение фигур: в произвольном порядке по доске, условие – фигуры не должны
угрожать фигурам противника на начальной позиции этюда.
Конспект
занятия «МАТ»
Цель
занятия: познакомить детей с шахматным термином «мат».
Задачи: подробно объяснить детям термин «мат». Постановка мата 2 ладьями (
познакомить детей с термином «линейный мат»), объяснить способы постановки мата
2 слонами, слоном и конем.
Ход занятия.
Чтение стихотворения И.Иртеевой:
Чтоб сплести венок из комбинаций,
Да таких, чтоб их не видел свет!
Кто угодно тут готов признаться,
Что упорней вас спортсменов нет!
За победу до упора биться
Каждый из гроссмейстеров готов!
Здесь не важен бицепс или трицепс,
А всего превыше - мощь мозгов!
Не всегда в пути бывает сладко:
В жизни ведь бывают и шторма!
Но чтобы было все у вас в порядке,
Мы проблемам ставим - шах и мат!
Рассказать детям, что слово «мат» в персидском языке значило «умереть»,
соответственно «шахматы» - «Смерть короля».Объяснение термина «мат» по книге
И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр.215-226 ) с использованием пособия
«плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Физминутка: дидактическая подвижная игра «Расстановка шахмат» Детям
присваивается название фигуры и они быстро выстраиваются в 2 шеренги. Повторить
3 раза.
Показ и объяснение с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на
магнитную доску «линейного мата» (2 ладьями),мата конем и слоном (Чтобы
заматовать одинокого короля конём и слоном, необходимо выполнить условия:король
сильнейшей стороны должен находиться на расстоянии хода коня от углового
поля.Мат вынуждается только в одном из двух углов, доступных слону. При этом
мат ставится на одном из 6-и полей: в этих самых двух углах или на смежных
полях.
Практическое задание: одновременное поигрывание показанного педагогом детям –
детьми на досках по поэтапному показу на магнитной доске.
Игры в парах: у каждого участника по 3 пешки, ферзь, 2 ладьи, король. Цель:
поставить мат противнику.
Конспект
занятия . «РОКИРОВКА».
Цель
занятия: познакомить детей с шахматным термином «рокировка».
Задачи: объяснить детям способы шахматной рокировки. Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Ход занятия:
Чтение стихотворения И.Шнайдер:
Рокировку делай смело:
Шаг, ещё один шажок
Короля уводим в бок.
А теперь ладьёй шагаем,
Короля так прикрываем,
Чтобы он
спокоен был –Домик штабом послужил.
Объяснение детям значения и правил длинной и короткой рокировки (рокировка –
это
особый ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторонуладьи своего цвета на 2 клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.
Смысл рокировки в том, что она позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля (переместивего в менее опасное место), одновременно выводя на центральные вертикали сильную фигуру — ладью
с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Рокировка невозможна:
если король по ходу партии уже делал ходы (включая ход-рокировку)
с той ладьёй, которая уже ходила
«вертикальная рокировка» с ладьёй, превращённой из пешки.
Рокировка временно невозможна:
если поле, на котором находится король (король находится под шахом), или поле, которое он долженпересечь или занять, атаковано одной или несколькими фигурами противника;
если между королем и ладьей, предназначенными для рокировки, находится какая-либо фигура.
Физминутка: каждую из шахматных дорожек ребята показывают руками. Горизонталь -
разводят руки в сторону, вертикаль - поднимают их вверх (или только одну руку),
диагональ - обе руки расходятся наклонно.
Дидактическое задание "Рокировка": на досках 2 ладьи и король,
задание сделать длинную и короткую рокировку.
Игры в парах: на досках на поле 1 и 8 у каждого игрока соответственно король и
2 ладьи 9на своих местах), у каждого игрока по 4 пешки – у белых А2, В2, G2 и
H2, у черных А7, В7, G7 и H7. Играем с обязательным условием использования в
игре рокировки каждым игроком.
Конспект
занятия . «ПАТ».
Цель
занятия: познакомить детей с шахматным термином «пат». Задачи: объяснить детям
термин «пат», учить узнавать его в процессе игры.
Ход занятия: познакомить с понятием «пат»
(положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая
право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход, причём король не находится под шахом. Партия, в которой возник пат, приравнивается
к «ничьей»).
Физминутка: хождение колонной по кругу, потом по одному: показ хода пешки (шаг
вперед), бьющей пешки (шаг по диагонали), хода слона (прохождение группы по
диагонали), хода коня – прыжок вперед и в сторону, хода короля – шаг вперед,
назад, налево, направо, по диагонали в четыре позиции.Вот я выиграл почти, И
заранее был рад, Но сопернику зайтиУдалось в ничейный…(Пат)
Объяснить условия возникновения пата: как правило, пат возникает уже на тех
этапах шахматной партии, когда на доске остается мало фигур.
Отсутствие доступных ходов вызвано тем, что все существующие фигуры игрока
заблокированы. Это может произойти по разным причинам:
Некоторые фигуры могут быть заблокированы другими фигурами. Клетки, на которые
могут сходить фигуры, могут быть заняты другими фигурами этого же игрока, а
иногда и вражескими фигурами.
Некоторые фигуры могут защищать короля от шаха, и блокировать линию атаки
вражеских фигур. По правилам шахмат, двигать такие фигуры нельзя, ведь тогда
король окажется под шахом.
Клетки вокруг короля могут быть под атакой вражеских фигур, либо заняты
дружескими фигурами, либо вражескими фигурами, находящимися под защитой других
фигур.
Посмотрите на следующую диаграмму. Если сейчас очередь хода белых, то будет
объявлен пат. Обе пешки белых заблокированы; нет возможности сходить ни одним
из коней белых, так как один из них при ходе поставит короля под шах от ладьи
на g1), а другой - от слона на d4; у короля нет доступных (безопасных) клеток,
на которые он может сходить. Поэтому данное положение - пат.
Игры в парах: всеми фигурами без пешек.
Конспект
занятия «ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ».
Цель:
научить детей играть всеми фигурами из начального положения продумывая
элементарную стратегию дебюта.
Задачи: подсказать удачные дебюты, учить играть всеми фигурами из начального
положения. Познакомить с шахматными понятиями «ВЕЧНЫЙ ШАХ» и «КАПКАН».
Ход занятия:
Познакомить с помощью пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску»
с шахматными терминами «ВЕЧНЫЙ ШАХ» и «КАПКАН».
«Вечный шах»
ситуация, в которой одна из сторон (как правило, сильнейшая) не может избежать серииповторяющихся шахов. Партия при этом, как правило, оканчивается ничьей после троекратного повторения
позиции. «Капкан» - ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере фигуры. Обычно в «капкан» попадается тяжёлая фигура, ладья или ферзь, так как для его построения, как правило, требуются лёгкие
фигуры.
Физминутка:
дидактическая подвижная игра «Расстановка шахмат» Детям присваивается название фигуры
и они быстро выстраиваются в 2 шеренги. Повторить 3 раза.
Самостоятельная расстановка шахмат.
Объяснение основных принципов дебюта:
- захват центра пешками- быстрое развитие фигур-
обеспечение безопасности короля- соединение тяжёлых фигур
- противодействие планам соперника
Игры в парах с пояснениями, как лучше начинать шахматную партию.
Конспект
занятия . МОНИТОРИНГ
Цель:
познакомить детей с новыми шахматными терминами и провести мониторинг.
Задачи: познакомить детей с новыми шахматными терминами «РАЗМЕН» и «ЖЕРТВА».
Протестировать детей, оценить уровень полученных ими знаний и умений в
результате посещения нашего кружка.
Ход занятия:
Познакомить с помощью пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску»
с шахматными терминами «РАЗМЕН» и «ЖЕРТВА».
«Размен» -
ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценнымматериалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзяна две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.).
«Жертва» -
неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) дляполучения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контролянад центром или ключевыми полями и т. п.
Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшейзащите.
Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
Игры в парах: всеми фигурами.
Поведение мониторинга: фиксация наблюдений в результате парных игр детей,
фиксация выводов из задаваемых детям вопросов.
Критерии мониторинга. Ребенок должен:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней; быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.
- различать и знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное
положение; - иметь представление об элементарных правилах игры, навыками
самостоятельных действий с шахматными фигурами (знать правила хода и взятия
каждой фигуры); - играть малым числом фигур;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах.
- играть в парах.
1 БАЛЛ – иногда путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и
их отличия, программа освоена частично 2 БАЛЛА – программа освоена
полностью.
Конспект
занятия . МАТ КОНЕМ В ОДИН ХОД.
Цель:
развивать знания детей о стратегии шахматной игры.
Задачи: развивать логическое мышление детей путем решения задач на мат в 1 ход,
познакомить детей с термином «спертый мат».
Ход занятия:
Решение задач на мат в 1 ход конем с помощью пособия «плоскостная шахматная
доска на магнитную доску.
Физминутка: построение и перестроение: в шеренгу по диагонали, по вертикали, по
горизонтали группы, в «шахматном порядке».
Показ шахматной ситуации «спертый мат»
- мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях
собственными фигурами и пешками Игры парами: разыгрывание партии
всеми фигурами.
Конспект
занятия ФЕРЗЬ, ЛАДЬЯ, СЛОН, ПЕШКА И КОРОЛЬ ДАЮТ МАТ В ОДИН ХОД.
Цель: развивать знания детей о стратегии шахматной игры.
Задачи: развивать логическое мышление детей путем решения задач на мат в 1 ход,
познакомить детей с термином «эполетный мат».
Ход занятия:
Показать шахматные задачи, как ферзь, ладья, слон, пешка и король дают мат в
один ход. Примеры из книги И.Сухина «Шахматы для самых маленьких» (стр. 243-273
) с использованием пособия «плоскостная шахматная доска на магнитную доску».
Физминутка: каждую из шахматных дорожек ребята показывают руками (с
убыстрением):Горизонталь - разводят руки в сторону, вертикаль - поднимают их
вверх (или только одну руку), диагональ - обе руки расходятся наклонно.
Показ шахматной ситуации «эполетный мат»
мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен
собственными ладьями («эполетами»)
(например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные
ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8)
Конспект
занятия «ЗАЩИТА ОТ ШАХА».
Цель:
развивать знания детей о стратегии шахматной игры. Задачи: развивать логическое
мышление детей, познакомить детей с примерами шахматных ситуаций «батарея»,
«бешеная фигура».
Ход занятия:
Чтение стихотворения Е.Ильина «Средневековая легенда»
Один мудрец восточный
Был в шахматах знаток,
И каждый ход неточный
Он опровергнуть мог.
Когда же Смерть явилась
За старцем точно в срок,
Сказал он: - Сделай милость –
Сыграй со мной разок!
Решила Смерть: отсрочка
Совсем не велика,
Сыграю раз – и точка,
И – нету старика!
За Смерть болели черти,
Огонь трепещал в печах.
Но хитрый старец Смерти
Подстроил вечный шах.
С тех пор старуха злая
В плену у мудреца,
А он, беды не зная,
Шахует без конца!
Показ шахматных ситуаций «батарея» и «бешеная фигура». с использованием пособия
«плоскостная шахматная доска на магнитную доску.
«Батарея» -
две или более дальнобойных фигур, объединение которых по одной линии усиливает потенциалатаки по этой линии.
Объяснить детям, что имеется в виду «батарея» как военный термин - несколько стреляющих
в одну сторону орудий.
В батарее могут участвовать ферзь, ладья или слон. Наиболее часто встречаемые в практике батареи:
По вертикали и по горизонтали:
Ладья + ладья, Ладья + ферзь,
Ладья + ладья + Ферзь («Пушка Алехина»)
По диагонали: Ферзь + слон.
«Бешеная
фигура» -
нападающая на фигуру соперниканезащищённая фигура, которую нельзя взять из-за пата. Как правило,
«бешеная фигура» нападает накороля, объявляя ему шах, что позволяет стороне, находящейся под угрозой проигрыша, достичь ничьей
путём «вечного шаха». Чаще всего,
«бешеной фигурой» является ладья. Физминутка: построение в
колонну, «перейди группу как любимая шахматная фигура».
Игры парами: разыгрывание партии всеми фигурами.
Конспект занятия . ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Цель: закрепление умения детей играть в шахматы.
Ход занятия:
Чтение стихотворения А.Гафнера
Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска
,А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют -Гениальная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Что? Кащей, Драконы
Вас не ждут здесь? Не беда.
Тут зато лихие Кони
И пехота хоть куда!
Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Восседает тут Король.
Здесь герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и
геройски воевать и побеждать!
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше
начинать шахматную партию).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.