Авторская программа курса "История и культура Древней Греции"
Преподавание истории в школе на сегодня имеет ряд первоочередных задач:
• изучение исторического пути развития человечества, человеческой деятельности;
• причинно-следственные связи в истории;
• гражданско-патриотическое воспитание школьников;
• социализация учащихся;
• развитие общеучебных и предметных умений и навыков;
• формирование собственного взгляда на исторические события, аргументация своей точки зрения;
• расширение кругозора школьников
Авторская программа курса "История и культура Древней Греции"
Преподавание истории в школе на сегодня имеет ряд первоочередных задач:
изучение исторического пути развития человечества, человеческой деятельности;
причинноследственные связи в истории;
гражданскопатриотическое воспитание школьников;
социализация учащихся;
развитие общеучебных и предметных умений и навыков;
формирование собственного взгляда на исторические события, аргументация своей точки зрения;
расширение кругозора школьников
Выполнение этих задач в образовательной системе ведется на основе личностно ориентированного подхода к
обучению школьников, гуманизации процесса образования. Обучение и воспитание школьников ведется в свете
общечеловеческих ценностей. Формированию гармонично развитой личности способствует так же внедрение
этнокультурных компонентов в процесс образования.
Школа № 551 ЮАО г. Москвы вот уже несколько лет ведет работу по внедрению греческого этнокультурного
компонента в процесс образования. Древнюю Грецию можно назвать “колыбелью” современной цивилизации.
Велико влияние Древней Греции на культуру стран мира. Взаимодействие греческой и российской
цивилизации так же значительно. В 2006 году школа № 551 получила статус школы с греческим
этнокультурным компонентом, в связи с чем в учебном плане школы появились новые предметы: история
Древней Греции, культура Греции.
Цели и задачи преподавания дисциплины:
Программа по истории и культуре Древней Греции имеет целью дать учащимся целостное представление о
становлении первых цивилизаций в античном Средиземноморье, показать единство исторического процесса и
многообразие путей развития в рамках этого единства, раскрыть действие общих закономерностей
исторического развития, проанализировать научные концепции как по общим проблемам истории древнего
мира, так и по отдельным, наиболее важным вопросам истории античности, а так же заложить основы знаний
по истории и культуре народов Древней Греции, подчеркивая значение античной цивилизации как образцовой
(классической) для формирования западноевропейской культуры.
С учетом того, что история античности изучается в школьном курсе, когда учащиеся еще недостаточно
хорошо знакомы с основными положениями и закономерностями исторической науки, в программу заложен
принцип формирования понятийного аппарата. Особое внимание в программе уделяется центральным
вопросам фундаментальной подготовки учащихся, таким как типология государств, роль общины в
социальной и государственной структуре античных обществ, особенности рабства. Основное внимание
сосредоточено на темах, связанных с концепцией полиса, его сущностью, этапами развития.
Программа учитывает современные требования к качественной подготовке учащегося и к преподаванию
самого предмета в школах разного типа. Поэтому программа включает не только теоретические проблемы и
фактическую историю античности, без которых не может быть фундаментальных исторических знаний, но
также и вопросы культуры и идеологии античного общества, формы жизни, семьи, быта.
Цели:
Воссоздать на доступном для школьников уровне событийную историю;
Ознакомить учащихся с понятийным аппаратом научного исторического знания;
Сформировать у них достаточно ясное представление о существенных аспектах рабовладельческих
отношений в разных регионах мира на этапе их складывания, расцвета и разложения;
Вырабатывать навыки научного анализа и индивидуальной работы
Пробудить в них интерес к мировоззренчески значимым аспектам истории европейской цивилизации;
Познакомить с ключевыми проблемами изучаемого периода истории;
Развивать творческое мышление учащихся.Расширить общеисторический и культурный кругозор учащихся;
Сформировать у учащихся навыки критического анализа источников, извлечения исторической
информации из документов и памятников художественной литературы, умение поставить проблему и
искать пути к ее разрешению, научить работать с научной литературой и формулировать собственную
точку зрения.
Задачи:
В результате изучения предмета учащийся должен знать:
базовый материал учебной дисциплины (понятия, имена, даты) за указанный период;
причины, периодизацию и значение исторических процессов и потрясений, происходивших в указанный
период в европейских странах;
специфику и периодизацию истории развития Древней Греции;
основные направления политического, социальноэкономического, идеологического и культурного
развития Древней Греции в указанный период;
общие и особенные черты в процессе изменения социальной структуры античных обществ;
развитие общественной мысли, характер, цели, содержание и особенности деятельности различных
общественных сил на всех этапах развития;
причины возникновения и сущность религиозных воззрений, характерных для античных государств;
зарождение и развитие христианской идеологии, её основные направления, организационную структуру.
В результате изучения предмета учащийся должен уметь:
характеризовать и оценивать деятельность субъектов античной истории;
давать оценку основным историографическим проблемам изучаемого предмета;
отбирать, анализировать и объективно интерпретировать материал для занятий, научно
исследовательской, образовательной и культурнопросветительской деятельности.
В результате изучения предмета учащийся должен владеть:
знаниями теории и методов исторических исследований;
1.
2. способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию по
античной истории.
Проблемный принцип выстраивания учебного курса позволяет формулировать общую задачу изучения
истории античности как задачу сопоставительного прослеживания вместе с учащимися вариантов социального,
аграрного, политического и общественного развития античных государств
Одной из основных задач изучения истории является достижение понимания общего и особенного,
формирование умения вычленять главное и второстепенное при запоминании основных идей и заключений,
существующих в историографии, умения прослеживать сквозных линий в развитии того или иного государства
или сообщества стран в целом.
Таким образом, цель преподавания курса “История и Культура Древней Греции” более подробное изучение
политической, общественной, и культурной жизни страны, особенностей развития. Это позволит расширить
круг знаний школьников, познакомит учащихся с большим количеством достижений и открытий греческой
цивилизации, мыслителями прошлого и их представлениями о мире, новыми фактами из истории Греции.
Продолжится развитие предметных умений и навыков, познавательных способностей детей. Богатейшая
история Древней Греции позволяет воспитать в школьниках гуманизм, уважение к гражданским правам и
свободам.
Курс “История и Культура Древней Греции” включает в себя изучение истории страны и знакомство с
мыслителями прошлого. Исторический материал изучается в 5–9х классах, в 10–11м классе – философия
Древней Греции. Данное деление материала произведено с учетом возрастных особенностей школьников,
курсов истории и обществоведения. При этом следует заметить, что курс истории Древней Греции не является
повторением курса истории Древнего мира в 5м классе, а является отдельным по содержанию предметом,интегрирующимся с курсом истории 5 класса, курсом “Культура Греции”. Курс “История и Культура Древней
Греции” в 5–9х классах изучается согласно периодизации истории Древней Греции:
“Темные века” (11–9 в. до н.э.) 6 кл.,
Критомикенский период (Ш тыс. до н.э. – 12 в. до н.э.) 5 кл.,
Архаическая Греция (8–6 в. до н.э.) 7 кл.,
Классическая Греция (5–4 в. до н.э.) 8 кл.,
Эллинистический период (4–1 в. до н.э.) 9 кл.
Философия Древней Греции предполагает следующий порядок изучения материала в 10–11х классах:
Натурфилософский период,
Классический период,
Эллинистический период.
В преподавании данного курса используется поурочная система изучения материала, блоки лекционных
занятий и семинаров в старших классах. Предусматривается аттестация учащихся в полугодиях и итоговая
аттестация школьников. Совместно с библиотекой школы и района предполагается проводить уроки
библиографии, историографии. В связи с отсутствием линии учебников по курсу возможно использование
дополнительной литературы и других источников информации.
Внедрение курса “История и Культура Древней Греции” направлено на расширение образовательных
возможностей школы и должно помочь учащимся в формировании личностной позиции. Курс “Истории и
Культура Древней Греции” даст возможность проследить взаимосвязь истории древности и современности,
поможет узнать причины взлетов и падения этой цивилизации, будет способствовать формированию
гражданской позиции школьника (на основе общечеловеческих ценностей).