Экспериментальное образование.
Техника активизирующая речь.
Детская журналистика как средство развития познавательно- речевой деятельности
старших дошкольников с нарушениями речи.
Основным видом деятельности дошкольников является игра и игровое общение, в рамках которых и происходит формирование, совершенствование речевой активности ребенка. Преодолеть робость, неуверенность у детей с речевыми проблемами, возможность их вступить в прямой диалог с взрослыми и сверстниками помогает использование элементов журналистики в детской игровой деятельности. Экспериментальную деятельность - использование элементов журналистики, как и мы, начали изучать специалисты Боброва Ю.О., Левшина Н.И. , Прохорова Л.Н., Савенков А.И., Чернова Е.С. Куряева О. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - этот те составляющие, которые привлекают внимание многих специалистов работающих с дошкольниками. Детская журналистика в театрализованной деятельности обогащает содержание диалогической речи детей, даёт лучшие образцы диалогов, упражняет дошкольников в употреблении диалогических реплик (репродуктивных и продуктивных), позволяет решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, знакомит с профессией журналиста.
В рамках тематических недель «Все работы хороши», «Репортаж с праздника» (народный праздник), «Мой город» и другие мы проводим развивающие (ролевые) игры: «Путешествие к спасателям», «Город – труженник», «Выборы президента», «Экологический рейд к водоему», «Почему? А потому!», «Интервью литературного героя», «Экскурсия на предприятие», «Детский репортаж», «Я – журналист», «Интервью про настроение», «Дружеское интервью», «Горячие новости», «Это интересно», «Детский голос», «В городе работает СМИ», «Митинг сказочных героев», «Говорит и показывает «Ладушка», «Самый интересный сюжет», «Встречи с интересными людьми», «Внимание, опасность!», «Репортаж из магазина», «Интервью с месяцами» (по сказке С. Маршака «12 месяцев»). «Кем быть?», «А вы, знаете?», которые снимаются на видеокамеру, а отснятый материал показывается детям и взрослым телепрограммой «Студия Ладушка», которая «транслируется» через сеть Интернет, компьютер. В этих ролевых играх дошкольники учатся брать интервью, озвучивать, соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, упражняются планировано вести интервью и выделять смысловые звенья диалога, придумывать вопросы для интервью, составлять творческие рассказы. Создание основы для формирования интереса к журналистской деятельности развивает необходимые формы общения со сверстниками, умение вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие, случай. У дошкольников формируется четкая, эмоциональная, выразительная речь, которая позволяет им стать хорошими собеседниками, быть уверенными в себе, выступать перед большой аудиторией в реальных жизненных ситуациях.
Работа над созданием телепередач «А вы, знаете?», «Экологический рейд к водоему», «Вы такого не видали!», «Детский репортаж», “Мы в эфире…” развивают способности старших дошкольников делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям, процессам, собственным действиям и поступкам, действиям других людей с точки зрения уважения к принятым социальным нормам, воспитывает гражданскую ответственность.
Участие в телепередаче, которая позже «транслируется» через сеть Интернет, компьютер помогает дошкольнику ощущать себя свободной личностью, способной с помощью приобретаемых ключевых компетентностей эффективно самореализовываться в современном разнообразном глобализованном мире и принимать участие в жизни демократического, социального, правового государства и гражданского общества, равноправно со взрослыми включатся в систему коммуникации общения.
(Просмотр телепередачи «Детский репортаж»)
Данная экспериментальная деятельность заинтересовывает и родителей, они видят своего ребенка «со стороны», с удовольствием участвуют в подготовке малыша к телепередаче, формируя при этом у него основы правосознания: соотнесения собственного поведения и поступков других людей с опорой на нравственные ценности и нормы.
Инновационная образовательная деятельность «Детская журналистика» стала неотъемлемой частью нашей коррекционно-воспитательной деятельности с дошкольниками с ОНР III уровня, повысила наш профессиональный уровень, открыла новые подходы к воспитанию и обучению детей с нарушениями речи, раскрыла творческий потенциал участников образовательного процесса..
Инновационная образовательная деятельность
«Детская журналистика» помогает:
1. Развивать монологическую и диалогическую формы речи у дошкольников.
2. Формировать мировоззренческую, ценностно-смысловую компетенции обучающихся, гражданскую идентичность.
3. Реализовывать возможность развития обучающегося как свободной личности, способной с помощью приобретаемых ключевых компетентностей эффективно самореализовываться в современном разнообразном глобализованном мире и принимать участие в жизни демократического, социального, правового государства и гражданского общества.
4. Способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности - как граждан своей страны, жителей города и развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции.
Инновационная образовательная деятельность
«Детская журналистика» предполагает:
· Развитие способности ребенка к самоконтролю за звукопроизношением поставленных логопедом звуков.
· Формирование целостного восприятия спектра социальных реалий; развитие интеллекта ребенка, его критического и творческого мышления, определение его собственной идентичности как личности, гражданина; овладение знаниями о многообразии взглядов.
· Развитие способности к самоопределению и самореализации.
· Освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений.
· Приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных (межличностных) отношений.
· Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях.
· Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса из получения социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; решение познавательных практических задач для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в моделируемых задачах (реальной жизни).
Из опыта работы учителя-логопеда Макаровой С.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.