Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)
Оценка 4.9

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
изобразительное искусство
5 кл—7 кл
23.03.2017
Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)
Описание опыта работы по изобразительному искусству . Приемы и методы. описанные в работе. способствуют привитию интереса к предмету, развитию школьников средствами изобразительного искусства, раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. Предложенный модуль уроков по дизайну интерьера способствует организации уроков на деятельностной основе
творческая работа.doc
Из опыта работы: «Эмоциональное развитие школьников средствами изобразительного искусства» Учитель изобразительного искусства  Прудий Т.М. Искусство   как   результат   художественного   творчества   отражает действительность,   воспроизводя   её   по   своим   законам.   Образное   воплощение размышлений,   фантазий   художников   является   элитарным   опытом   чувственно­ эмоционального восприятия мира и обобщения происходящих явлений, которые во многом зависят от социальных и экономических факторов развития  общества.  Искусство зародилось в далёком прошлом; развиваясь на протяжении всей истории,   оно   преобразовывалось,   находило   новые   формы   самовыражения   и оставило летопись духовных и мировоззренческих поступков человечества. Что же происходит с  искусством в настоящее время? В ХХ веке быстро развиваются новые информационные технологии, которые широко   используются в процессе создания художественной продукции и обуславливают возникновение новых видов искусства:   наряду   с   живописными   и   графическими   портретами   делаются фотографии;   разрабатываются   с  помощью   компьютера   проекты   архитектурных сооружений,   дизайн   промышленных   изделий,   оформление   книг   и   журналов; музыкальные произведения и театральные постановки передаются по теле­, радио­ и   видеоканалам   и   многое   другое.   Новые   информационные   технологии   дают возможность   предложить   продукцию   широкому   кругу   потребителей.   Возникло феноменальное   явление   нашего   времени   ­   массовая   культура.   При   всей   ее прогрессивности   и   демократичности   надо   отметить   и   негативную   сторону   ­ ориентацию   на   вкусы   "среднего"   потребителя   и   вульгаризацию   духовных ценностей предыдущих поколений. Наши школьники пользуются этими плодами цивилизации, невозможно полностью оградить их от влияния массовой культуры. Поэтому на уроках искусства мне представляется важным не вычеркивать эту сторону   действительности,   а,   наоборот,   внимательно   рассматривать,   изучать   и обсуждать с разных сторон явления массовой культуры, раскрывая взаимосвязь формы и содержания, сравнивая эстетические идеалы прошлого и настоящего, анализируя "безобразное" и "прекрасно" в творчестве, и, тем самым, развивая не только умение эмоционально  воспринимать художественное произведение, но и оценивать его с критической  точки зрения. Я     считаю,     общение   с   большим   искусством   может   развивать   творческие способности ученика. Ведь в произведениях живописи он видит замыслы более глубокие и воплощение более совершенное, чем в его собственном творчестве. Главное в этих занятиях ­ чтобы ребенок научился воспринимать картину как выражение   человеческого   отношения   к   жизни,   испытывать   непосредственное эмоциональное воздействие произведения, в том числе и его колористического решения.   Пусть   дети   попытаются   определить   словами   те   глубоко   различные гаммы   чувств,   которые   вызывает   колорит   картин.   Например:   если   ученики знакомятся с живописью Пикассо, то с моей помощью они должны понять, что так называемые «голубой» и «розовый» периоды в творчестве художника определяют преобладающий   эмоциональный   тон   картин,   связаны   с   каким­то   изменением   в мироощущении   самого   мастера.   Выбирая   для   такой   работы   несколько   картин, учитываю   уровень   подготовки   класса,   качество   репродукций,   собственное отношение   к   определенным   авторам   и   произведениям.   Для   усиления эмоционального восприятия произведения я применяю прием «живая картина»: ученики   воспроизводят   немой   сценой,  пантомимой   изображенное   на   картине   с последующим пояснением. Данная   деятельность   является   составной   частью   моей   работы   над   проблемой «Эмоциональное развитие школьников средствами изо» Опираясь на статьи в журналах «Искусство в школе» я разработала серию заданий цель   которых:   развить   у   детей   способность   создавать   выразительные   цветовые решения,   находить   цвет,   выражающий   определенное   чувство,   отношение   к изображаемому   потому   что   ребенок   эмоционально   отзывчив   на   чувственные впечатления вообще и на цветовые в частности. 1. Определить характер цвета На этом этапе занятий важно, что дети начали устанавливать осознанные связи между миром цветов и миром собственных чувств, эмоций, настроений. 2. Смешение цветов в разных сочетаниях ­определение как меняется от смешения характер,   Цвет­носитель   определенного   характера, настроения, чувства. 3.Задания,   требующие   создания   выразительного   цветового   образа   окружающей действительности. Например ученик работает над темой пейзажа ­ городского, сельского, весеннего, морского   или   лесного,   то   его   цель   –   передать   какие­то   характерные   стороны внешнего   мира.  .Но   задание   можно   сформулировать   иначе:  «тревожное   утро», «таинственный вечер» и т. д. необходимость наблюдать, изучать, изображать мир при этом сохраняется, и пейзаж всё равно получится городским или сельским, морским   или   горным   и   т.   д.   Но   теперь   наблюдение   мира  уже   не   настроение   цветов. может   быть   равнодушно­регистрирующим.   Чтобы   справиться   с заданием,  ученик должен постоянно прислушиваться к тому, какое эмоциональное   воздействие   оказывают   на   него   явления  природы, которые   он   наблюдает,   цвета   и  очертания   предметов.   Наблюдение сделается даже гораздо более острым и прицельным,   ребенок уже не стане т набирать во многом случайный запас впечатлений, материалов набросков   и   этюдов,   которые   нелегко   бывает   задним   числом приспособить   для   работы   над   каким­нибудь   цельным   и выразительным произведением. Он будет искать в природе, отбирать, зарисовывать,   преобразовывать   и   нужном   направлении   именно   те состояния,   детали,  оттенки,   которые   соответствуют   главному настроению его будущего произведения. При   этом   он   будет   осознавать   самого  себя   как   существо неравнодушное, не отделенное от природы, а живущее единой с  ней жизнью,   откликающееся   сердцем   на  различные   ее   состояния.   По такому   же   принципу   можно   строить   работу   не   только   над пейзажем, но и над натюрмортом, и над тематической композицией, определяя   не   просто   ее   тему,   но   в   первую   очередь,   ее эмоциональную   атмосферу,   то   главное,  большое   чувство,   которое она   должна   нести.   В   учебных   целях   можно   делать   акцент   на некоторых средствах, таких например, как выразительность цветового  решения. В этом случае я предлагаю  ученикам   добиваться   необходимой   эмоциональной атмосферы колористическими средствами, в частности — в  быстрых живописных   эскизах,   которые   не  предполагают   детализации,   но определяют   основную   цветовую   гамму   (а   значит   —   и   гамму чувств!) картины. Такая работа потребует от ученика не только обостренного внимания к. цветовым оттенкам окружающего мира, но и чуткого, сознательного отношения   к   выразительным   возможностям   собственной   палитры. Большую   помощь   в   этом   окажут  описанные   выше   задания   на смешение красок. Полезны также задания, требующие отбора красок в связи с содержанием конкретного призведения. Предположим,   ученик   начинает   работу  над   темой «Величественный   закат»   или   «Печальное   утро»,   или   над композицией   на   какую   либо   тему,   окрашенную   в   суровые   и героические   тона.   Исходя   из   основного   эмоционального   тона,   он отбирает   для   работы   необходимый   минимум   красок,   пользуясь которыми   сумеет   выразить   нужный   аккорд   чувств.   Отступить   от него   можно   лишь   в   случае   явной   невозможности   справиться   с задачей, осознав неудачу и сделав для себя выводы. По мере того, как дети овладевают выразительностью цветового решения,   в   их   работах   все   более   выразительными   становятся   и силуэт, и характер линии, и другие элементы изображения. Нередко   применяю   обратные   задания:   от   ограниченного   набора   цвета   к содержанию.   Учащийся   отбирает   несколько   красок,   определяет   какие   чувства могут   выразить   сочетания   этих   цветов,   и   ,исходя   из   этого,   определяет   тему, которая может быть решена с их помощью .Выставка завершенных работ помогает ученику судить о том, действительно ли данное цветовое решение соответствует теме, насколько сильно и убедительно ее раскрывает. Совместные обсуждения работ учеников помогают  мне поправлять  учеников, если  их работы окажутся явно   неудачными:   если   ребенок   убедится,   что   его   пейзаж,   задуманный   как грустный   и   тревожный,   многим   кажется   спокойным   или   даже   веселым,   он вынужден будет взглянуть на свою работу со стороны и поймет, что не нашел достаточно   выразительных   средств,   чтобы   его   замысел   осуществился   и   стал понятен   другим.   Коллективные   обсуждения   показывают   детям   возможность   и правомерность   разных   решений   одной   и  той   же   темы,  так   как   решений   будет столько, сколько в классе учеников. В данном случае я подвожу их к выводу, что каждый из них по разному относится к одним и тем же явлениям жизни, к одним и тем   же   цветам   и   их   сочетаниям,   по   разному   грустят   и   веселятся­   все   это выражается в их работах. И это не значит, что кто­то из них справился с заданием лучше, а кто­то хуже, а лишь показывает, что они разные люди и должны учиться понимать друг друга. Я стараюсь незаметно направлять ход беседы, свое мнение высказываю   скорее   как   итог   общего   обсуждения,   чем   как   единоличное, авторитарное мнение. Творчество порождается эмоциями, воображением, интеллектом. Стихи, сказки, музыка мне очень помогают на уроках. Они могут быть использованы не только как иллюстрация. Порой они нужны, чтобы заинтриговать, увлечь детей, порой для   того,   чтобы   получилась   игра,   а   чаще   всего,   чтобы   пробудить   фантазию, воображение, усилить образность. По словам исследователя и методиста А. А. Дмитриевой,   «стимулирование   изобразительной   деятельности   учащихся литературными   отрывками   помогает   им   делать   открытия,   которые   они   по собственному   побуждению   сделать   еще   не   могут».   Однако   литературу,   как   и музыку   я   специально   подбираю:   это   должно   быть   художественно   полноценное произведение:  образное, «цветное». Используя   музыку  на  уроках, подбираю  ее так,   чтобы   она   была   не   просто   фоном   для   рисования,   не   только   создавала приятный настрой для работы, а активно, наравне с символикой и образностью цвета работала на ассоциативную характеристику художественного образа. Так при рисовании народной игрушки в музыке бурлит жизнь ярмарки. В оркестре трещат деревянные ложки, свистят дудки и свирели. Характерно, что дети на уроке,   воспринимая   эту   музыку,   чувствуют   в   ней   живое   отражение   цветов­ красного, синего, желтого, оранжевого. Развитие   творчества   учащихся   трудно   представить   без   применения   на   уроках приемов   и   методов   новых   педагогических   технологий:   проблемных,   игровых, личностно­ ориентированных. Так, разработав цикл уроков по дизайну интерьера, я ставила цель – научить детей самостоятельно мыслить при решении задач по оформлению интерьера жилого помещения через решение проб лемных ситуаций и творческих задач. 1 урок – вводный. Знакомит детей с искусством дизайна, искусством интерьера. Задача   урока­   создать   мотивацию   дальнейшего   обучения,   заинтересовать учащихся. В процессе урока создаются проблемные ситуации и игровые моменты. Уч­ся   сами   делают   вывод,   что   предметы   должны   быть   красивы,   удобны, практичны.   Знакомятся   с   видами   дизайна   интерьеров(производственный, общественных зданий, жилых помещений) Практическая   часть:   Выполнить   эскиз   жилой   комнаты,   выбрать   расположение, количество и форму окон (естественное освещение) Материал: карандаш 2 урок— «Требования к функциональным зонам. Цвет в интерьере» Задача урока ­ научить детей мыслить при организации цветовой среды. В теоретической части при   помощи   игровой   ситуации   «Блиц­опрос»   решается   первая   задача   урока   ­ знакомство   с   функциональными   зонами.   Выбираются   экспертная   группа, журналисты, прохожие. Журналисты проводят опрос прохожих о их квартирах, экспертная группа подводит итоги, выявляя общие закономерности в оформлении жилых   помещений.   Составляются   требования   к   функциональным   зонам   и цветовому решению. Практическая часть урока состоит из задач по организации цветовой среды для различных комнат жилого дома ( стены, пол, портьеры) Материал: гуашь, акварель, кисти. 3 урок «Организация предметной среды. Что такое уют?» Главная задача урока ­ формирование художественного вкуса, чувства гармонии. Начинается с игровой ситуации.   Группы   ребят   сочиняют   небылицы   по   теме   прошлого   урока   и обмениваются ими. Нужно из небылиц составить правдивый рассказ. После этого уч­ся   самостоятельно   решают   творческую   задачу,   изображая   те   предметы, которые   они   считают   необходимыми   в   своей   комнате.   Работа   выполняется   в рисунках   в   определенной   цветовой   гамме.   Через   некоторое   время   рисунки сравниваются. Делается вывод:  каждая комната должна быть индивидуальна, как человек. Материал: карандаш, фломастер. 4 урок­ «Интерьер будущего» Задача урока ­ развитие творческого воображения на   основе   реальности.   Дети   изображают   комнату   по   эмоциональным характеристикам   (комната   морской   волны,   лесной   опушки   и   т.   д),   создают комнату настроения при помощи цветового решения стен, пола, оформления окна. Закрепление   изученного   провожу   в   форме   ответов   на   вопросы   кроссворда, ключевым словом которого является слово «Дизайн». Материал: акварель, гуашь.  5   урок   –   обобщающий:   Создание   эскиза   интерьера   вестибюля   школы.   Уч­ся применяют полученные на предыдущих уроках знания по оформлению интерьера на практике, предлагая свой вариант благоустройства школы. В результате проведения цикла уроков у уч –ся появляется новое отношение к окружающей среде, учатся находить стилевое единство. Существует всего два мира, где царит гармония. Это нерукотворная природа и искусство. Творчество в этих двух областях делает человека лучше, добрее, чище. Не случайно занятия искусством способно исцелить человека даже тогда, когда не действует ни одно лекарство. Человек, освоивший внутреннюю суть искусства, способен превратить любой труд в искусство, в красоту.

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)

Из опыта работы: "Эмоциональное развиие школьников средствами изо"(5-7 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017