Из опыта работы "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников"
Оценка 4.8
Семинары
docx
администрации
3 кл
02.03.2018
«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через организацию группового взаимодействия»
Хряпина Вера Максимовна
учитель начальных классов
Актуальность темы
Развитие основ умения учиться (функциональная грамотность) определено Государственным образовательным стандартом, который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных составляющих является коммуникативная компетентность.
Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. Поэтому я формирую данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание уделяю одному из способов коллективного взаимодействия – работе в группах. Основная цель групповой работы в моем понимании - это развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.
+++ с изменеиями .docx
КГУ «Школалицей№1»
город Риддер
2018
«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через
организацию группового взаимодействия»
Хряпина Вера Максимовна
учитель начальных классов
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И. Г. Песталоцци
1. Вступление
Актуальность темы
Развитие основ умения учиться (функциональная грамотность) определено
Государственным образовательным стандартом, который предполагает решение ключевой
педагогической задачи «научить учиться».
В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных
составляющих является коммуникативная компетентность.
Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности.
Поэтому я формирую данный вид компетентности, задавая своим собственным общением
эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С
этой целью большое внимание уделяю одному из способов коллективного взаимодействия –
работе в группах. Основная цель групповой работы в моем понимании это развитие
мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.
2. Основная часть
2.1.Технологический процесс групповой работы.
Методику групповой работы ввожу уже с первых дней обучения в школе. Это уроки
трудового обучения, опознания мира, самопознания, грамоты, где на первых этапах перед
детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети
плохо знают друг друга, им предлагается разделиться на группы по 4–6 человек по желанию.
Дается задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем
вместе. Например, на уроке труда, работа с пластилином, тема «Чайный сервиз». Сначала
каждый делает свое изделие, а потом еще 4 всей группой. Или на уроке познания мира при
работе над темой «Домашние животные», каждый ребенок называет домашнего животного, а
потом все вместе проверяют и дополняют свой список. Перед началом работы с детьми
оговариваются правила общения:
1. При разговоре смотри на собеседника.
2. Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
3. Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь
исправлять его, дополнять, оценивать.
При работе в группе я объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие
и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.
Обязательно даю образец
сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за
работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы
построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно,
продемонстрировать свой стиль работы классу. Комментарии учителя помогают детям
выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами
учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных
заданий разными группами. В ходе работы поощряю совместное обсуждение хода работы,
обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в
значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней
ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при
этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются,
закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
2.2. Деление учащихся на группы.
Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно
сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все
группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Я
занималась подбором и апробацией различных вариантов формирования групп
школьников.
Результат этой работы представлен ниже.
Группа по желанию
«Случайная» группа
Группа, сформированная
лидером (капитаном,
командиром).
учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е.
объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование
группы по желанию может даваться в двух вариантах:
разделитесь на группы по … человек в каждой.
разделитесь на одинаковые группы.
– группа, формируемая по принципу случайности.
Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на
одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с
номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета,
различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также
деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей
родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету
волос, полу и т.д.
Формирование группы лидером:
* Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее
способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу
можно провести так:
а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в
определённой группе, становятся её участниками. Можно
предложить желающим поднять руки или записаться под названием
групп на листочках или на доске;
б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по
одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора
группы).
* Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель
говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы.
Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы
вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в
лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем
случае, с помощью голосования). Группа, сформированная
учителем в соответствии
с поставленными целями.
По теме работы
По уровню сложности
задания.
Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо
успешных учеников с целью либо получения хорошего результата
(например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы
исключить их из общей работы, тем самым, создав условия
остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников
тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им
возможность работать с «собственной скоростью».
Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.
Учащиеся в группах выполняют задания различной степени
трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая
достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик
выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит
учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе,
целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут
оставаться без изменения достаточно долго (5 6 недель). Когда дети уже усвоят основные
навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться
устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не
нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу
случайности.
2.3. Различные способы группового взаимодействия учащихся.
Организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами
Учителю важно знать об особенностях различных способов группового взаимодействия,
чтобы эффективно использовать их для достижения конкретной цели. Опыт показывает, что
отработанные формы существенно упрощают организацию работы в группах.
В своей работе часто использую такие способы обучения в группе, как «мозговой
штурм», кооперативный тип взаимодействия, конвейерный тип взаимодействия и способ
по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить. «Мозговой
штурм» каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а
затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». При
проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:
а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один
говорит, остальные слушают.
б) «Обсуждение по кругу», «Снежный ком».Порядок работы такой же, как на «круглом
столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке
(например, по часовой стрелке).
Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая.
Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей
делаем позже, после мозгового штурма.
Кооперативный тип взаимодействия может быть использован при решении задачи,
требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы
договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы
складывается из результатов работы каждого участника группы.
Как руководить группами кооперативного обучения?
В 12 классе делим детей на пары или тройки. Желательно поместить в одну группу
разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную
ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть,
например, следующие:
∙ чтец читает вслух;
∙ секретарь записывает чтото от лица группы;
∙ докладчик у доски рассказывает, что решила группа;
∙ хронометрист следит за временем.
Конвейерный тип взаимодействия между детьми распределена последовательность
операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия
удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении
операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну
конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть
начата другая, например, при решении задачи в паре один участник читает задачу, второй
разбирает условие, третий составляет краткую запись, четвертый записывает решение, пятый
участник проверяет правильность выполнения задания.
Способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить,
можно организовать так: на первом уроке одна группа детей 2 класса (у кого в этом есть
потребность) работает над темой «Проверка безударных гласных в середине слова», другая
группа – над темой «Правописание парных согласных в конце слова». Как правило, у детей
есть затруднения и там, и там. Тогда на следующем уроке эти две группы делятся каждая
пополам, и начинается работа по «взаимообучению» и т. д. Учитель либо занимает позицию
координатора работы групп (консультирует, оказывает помощь в выполнении заданий), либо
руководит работой одной из групп.
Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.
Как руководить группами?
В 12 классе делим детей на пары или тройки. Желательно поместить в одну группу
разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную
ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают
вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть,
например, следующие: чтец читает вслух; секретарь записывает чтото от лица группы;
докладчик у доски рассказывает, что решила группа; хронометрист следит за временем.
2.4. Правила организации групповой работы.
Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной, в первую очередь,
необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить
свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить
высказывание одноклассника. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают
детям подобрать свой собственный стиль.
Существуют и противопоказания при работе в группе
1.
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме
собственной беспомощности.
2.
Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня
работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова
сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится
(постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить
соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя
до урока".
3.
Если ктото пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не
позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более
в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет
всякое побуждение комуто помочь или получить чьюто помощь). 4.
Нельзя занимать совместной работой детей более 1015 минут урока в 1 классе
и более половины урока во 2 классе это может привести к повышению утомляемости.
5.
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети
должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться
надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко,
помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю
6.
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.
Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик
имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на
перемене и сообщив учителю до звонка).
3. Заключение.
Положительные результаты в использовании групповой работы в начальной школе.
ВЫВОД: Я заметила, что при систематической организации групповой работы в
учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста
происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития.
Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя
превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство
наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая
уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми. Кроме
того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
1.
2.
Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при
фронтальном обучении;
3.
Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют
себя в школе;
4.
учащихся;
5.
Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие,
агрессия; прибавляется теплота и человечность;
6.
7.
Сплоченность класса возрастает;
Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к
себе с большим уважением;
8.
В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со
сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
9.
Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее
потребительски относятся к труду учителя;
10.
Приобретаются навыки,
необходимые для жизни в обществе:
самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций
других людей;
11.
Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход
к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении
класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
12.
Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового
обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего
общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических
ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере
рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе. Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей
обоснованным и своевременным.
1. Лемов Д. «Мастерство учителя», Москва, 2014
2. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование
мотивации. Яр., 2004
3. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997
4. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? МоскваРига, 2000
5. Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2м классе / Н.И.
Бухалко// Начальная школа плюс и До и После. – 2008. – № 4.
6. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И., методического руководства
«Оценивание учебных достижений учащихся».
Из опыта работы "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников"
Из опыта работы "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников"
Из опыта работы "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников"
Из опыта работы "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников"
Из опыта работы "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников"
Из опыта работы "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.