Тема: «Из опыта работы МБУДО ЦРТДиЮ по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»
СЛАЙД 2
Происходящие социально-экономические изменения обусловили необходимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
Требования к модернизационным изменениям сферы дополнительного образования детей (ДОД) были изложены В.В. Путиным в предвыборной статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России". Применительно к ДОД в статье отмечается, что за последнее время произошел отток из нее значительной части кадровых и финансовых ресурсов. Посещаемость кружков и секций уменьшилась и в настоящее время охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе.
В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета.
СЛАЙД 3
Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. № 599 0). Вы знаете, что Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджет.
Этим и была вызвана необходимость разработки Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. В ней интегрируются ресурсы учреждений ДО, сфер образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта.
Наш Центр ориентирован как на удовлетворение общественной потребности в ранней профессиональной ориентации детей, так и на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены в системе общего образования.
СЛАЙД 4
Конечно же, первое, о чём хочу сказать, это о педагогах. Нужно отметить, что мы уделяем внимание созданию благоприятных условий для поддержки и профессионального развития своих педагогов. Развитие компетентности решает программа «Творческий поиск», в рамках которой работают «Школа педагогического мастерства» (для всех педагогов Центра) и «Школа игровых технологий» (для педагогов – организаторов и методистов), «Стажёрская площадка» (для молодых педагогов) (о ШПМ).
Реализация нововведений осуществляется посредством деятельности следующих программ:
1. «ИКТ (формирование проектно-исследовательской и ИКТ — компетентности педагогов). Мы обучаем педагогов работа с компьютерными технологиями в рамках программы ИКТ. За три года обучилось больше 25 педагогов. Они не только работают с офисными погромами, но и сами делают видно ролики.
2. «Профи» (обновление содержания образования, ориентация на формирование ключевых компетентностей, вариативность образовательных программ и проектная деятельность, о которой скажу несколько слов ниже.)
СЛАЙД 5- 10
Ряд программ педагогов Центра включает в себя профильность обучения. Уже сегодня мы переходим на многоуровневые образовательные программы с широким применением метапредметных результатов. Так, например, в программе «Волшебная нить» впервые в обучении художественному вязанию было введено такое направление деятельности как «Кукольный театр».
СЛАЙД 11
В программах прописываем практические задания в двух уровнях сложности с использованием проблемной технологии обучения. По всем темам даются проблемные задания и ребёнок должен найти сам способ их решения и проверить его на практике. Например: тема: Вывязывание столбиков
1. 1 уровень: вывязывание листика столбиками одной высоты.
2. 2 уровень: вывязывание листика разновысокими столбиками.
Все обучающиеся, выполняя задания разных уровней, видят только положительные результаты своей работы и стремятся их улучшать.
СЛАЙД 12
3. «Имидж» (формирование имиджа Центра, сетевое взаимодействие) ПОКАЗАТЬ КНИГУ!
СЛАЙД 13
В рамках сетевого взаимодействия мы решаем одну из задач Концепции развития ДО, взаимодействуя со школами района. В Центре на протяжении десяти лет работает ПРОГРАММА «ШКОЛА – КМЖ - ЦРТДИЮ - ЕДИНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО», целью которой является расширение и обогащение воспитательного пространства в микросоциуме клубов и школ, обеспечение успешной адаптации детей к современным социокультурным условиям. В настоящее время Центр тесно сотрудничаем с 12 школами района.
СЛАЙД 14
Формы сотрудничества со школами разнообразны: конкурсы, КВНы, игровые программы, беседы, вечера, викторины, экскурсии, походы, спартакиады, семейные конкурсы, мастерские, круглые столы, диспуты, посиделки, выставки, лекции, родительские лектории, тренинги, социальные акции, фестивали, встречи, творческие и социальные проекты.
СЛАЙД 15
«Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации» нацеливает учреждения дополнительного образования детей на оказание помощи и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, что и является одним из важных направлений деятельности нашего Центра. Дидро когда – то сказал: «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо».
Проект «Центр одаренных» успешно реализовывается в Центре. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся осуществляют сотрудники отдела социально-психологического сопровождения ЦРТДиЮ (педагоги-психологи, социальный педагог), совместно с педагогами.
Отделом выпушен сборник методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Воронежской области «Организация и проведение мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных мероприятий», Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, Воронеж 2014 г. (ПОКАЗАТЬ КНИГУ).
СЛАЙД 16
Разработана система выявления одаренных обучающихся ЦРТДиЮ, которую можно представить следующим образом
С целью выявления детей с признаками одаренности, разработаны критерии педагогического мониторинга и психологического мониторинга, подобраны методики, проведено обучение организации и проведения психолого-педагогического мониторинга с педагогами дополнительного образования и психологами.
СЛАЙД 17 (Динамика выявление обучающихся с признаками одарённости)
В результате выявления одаренных детей в течение 2010-2015гг. получены следующие результаты, которые вы можете видеть на слайде
Таким образом, за период с 2010 по 2015г. по результатам психолого-педагогического мониторинга в ЦРТДиЮ было выявлено 211 обучающихся с признаками одаренности (по высоким результатам в психологическом и педагогическом мониторинга). В психологическом исследовании приняли участие 2903 обучающихся, в педагогическом мониторинге ежегодно принимают участие более 3500 обучающихся.
Нами разработана электронная база для хранения данных по одаренным детям ЦРТДиЮ, которая систематически заполняется в течение каждого учебного года (ПОКАЗЫВАЮ ПРИМЕР)
Электронная база данных по одаренным детям ЦРТДиЮ позволяет отслеживать результативность обучающихся с признаками одаренности в течение всего периода обучения, заносить необходимые данные для психолого-педагогического сопровождения обучающихся, и это то, что Концепция ДО считает одним из главных направлений.
СЛАЙД 18 (технологическая готовность педагогов)
С целью обеспечения технологической готовности педагогов к решению проблемы обучения и развития одаренных и талантливых детей готовятся Школы педагогического мастерства и выступления педагогов и психологов на Методических объединениях в отделах.
СЛАЙД 19
Выступления педагогов и психологов на Методических объединениях в отделах ЦРТДиЮ осуществлялись по темам, показанным на слайде.
За период 2010-2015г. всего проведено 14 методических объединений в отделах ЦРТДиЮ.
СЛАЙД 20
Обучающимся с признаками одаренности и одаренным по достижении 10-11 лет предоставляется возможность обучения по индивидуальным маршрутам, что способствует удовлетворению потребностей талантливой молодежи в спектре образовательных услуг.
Разработанный макет индивидуального маршрута способствует развитию личностного роста обучающихся, освоению техник целеполагания, рефлексии своей деятельности. Обучение по индивидуальным маршрутам также способствует эффективной подготовке к конкурсным заданиям, повышению творческой мотивации, эффективному взаимодействию обучающихся с педагогом д.о. и родителями.
Результаты анализа индивидуальных маршрутов обучающихся и педагогов д.о. вы можете видеть на слайде
СЛАЙД 21
Как видим, на диаграмме, из 152 индивидуальных маршрутов, по которым занимались обучающиеся с признаками одаренности в 2010-2015г., большинство обучающихся достигли поставленных целей (83% - 126 обучающихся). В основном такими целями являлось участие в конкурсах и фестивалях, занять призовое место, войти в 5-ку лучших. В результате достигнутых целей обучающиеся помимо призовых мест и участия в различных фестивалях и конкурсах смогли проявить активность, уверенность в себе, подобное обучение способствовало раскрепощению, развитию коммуникативных умений, целеустремленности и рефлексии. Основными факторами, способствующими достижению целей, по мнению обучающихся, являлись посещения занятий в объединении, благоприятные условия педагогов для творческого саморазвития и самовыражения, поддержка педагога, семьи и друзей.
Для эффективного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и обучающихся ЦРТДиЮ в 2015г. создана комната психологической разгрузки
СЛАЙД 22
Индивидуальная диагностика, занятия, консультации одаренных детей и их родителей становятся более эффективными с применением инновационных программно-индикаторных комплексов «Комфорт» и «Волна». Программы реализуют метод функционального биоуправления, основанный на использовании биологической обратной связи. Важнейшим преимуществом является объективность полученных данных.
Психопрофилактические программы БОС «Комфорт» и «Волна» способствует решению задач: - профилактика стрессогенных заболеваний, снижение стрессовых нагрузок и проявлений дистрессовых реакций
Применение метода ФБУ обеспечивает формирование навыков диафрагмального - релаксационного дыхания, управления мышечной активностью, достижения мышечной и психоэмоциональной релаксации.
СЛАЙД 23
Рисование песком с помощью метода «Sand Аrt» применяется в индивидуальных и групповых формах психологического сопровождения детей и взрослых.
СЛАЙД 24
Сенсорный уголок «Трио» позволяет расслабиться обучающимся, ощутить чувство комфорта, настроиться на приятное взаимодействие с окружающей средой. Под действием движения пузырьков, цвет подсветки колонны меняется от красного, синего, зеленого до желтого. Безопасное зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, создает дополнительный объем и усиливает световые эффекты.
Занятия с этим элементом сенсорной комнаты: · воздействуют на зрительный и кинестетический анализатор;
СЛАЙД 25
Зеркальный шар с приводом вращения дарит окружающим бесконечное множество бликов - «солнечных зайчиков».
В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой становятся сами обучающиеся. Развивается фантазия, воображение, целеустремленность, вдохновение и желание творческого самовыражения.
СЛАЙД 26
Помимо перечисленного оборудования, комната психологической разгрузки оснащена развивающими настольными играми «Балансир», «Ловкие удочки», «Поезд в Токио», интеллектуальная игра «Thinkers» и мн.др.
Таким образом, перечисленное оборудование комнаты психологической разгрузки способствует эффективному решению множества задач психолого-педагогического сопровождения и обеспечивает благоприятные условия для развития детей и взрослых.
СЛАЙД 27
Результатом работы по развитию одарённости детей мы считаем то, что по итогам трёх последних лет 4417 обучающихся Центра приняли участие в 351 конкурсе различного уровня и получили: I мест – 224; II мест 184; III мест – 170
СЛАЙД 28
Работать по развитию одарённости мы начинаем с дошкольного возраста. В прошлом году в рамках проектной деятельности дошкольников в студии комплексного развития «Гармония» запущена программа «Я не волшебник – я только учусь», которая, по сути, является долгосрочным интегрированным проектом, состоящим из отдельных проектов: «Звуки осени», «Растения - наши друзья», « Вот он хлебушек душистый», « Царица-водица», «Воздух-невидимка» по следующим предметам: развитие речи и окружающий мир, музыка, изо-деятельность. Эти проекты включают в себя мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельность (художественную лабораторию, циклы занимательных опытов и экспериментов с жидкостями и воздухом, заочный конкурс с родителями «Домашняя лаборатория» и т.д.), а так же мероприятия по духовно-нравственному воспитанию (тематические занятия, игровые программы, защита творческих работ и т.д.).
С этой целью все педагоги применяют различные интерактивные методы и технологии, в частности проектную и экспериментальную деятельности. В этом учебном году в студии «Гармония» у дошкольников будут реализованы 12 проектов различной направленности, например: познавательно - творческий проект «Мой любимый Воронеж», исследовательско-творческие проекты «Чудеса вокруг нас», «Четыре стихии», «Музыка шумовых звуков» и т.д. В ходе этих проектов дети самостоятельно добывают новые знания; в процессе различных видов деятельности создают творческие работы, а так же совместно с родителями исследуют, экспериментируют и ставят опыты.
Инновационной формой деятельности педагогов Центра является и проектирование, так как в основе его лежит практико – ориентированное обучение.
СЛАЙДЫ по проектам
Чернышевский сказал: « … ОБШИРНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРИВЫЧКА МЫСЛИТЬ И БЛАГОРОДСТВО ЧУВСТВ — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.