Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе
Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
математика
5 кл
28.03.2017
Из опыта преподавания математики в 5 классах, интересные находки и выводы, система работы по внедрению ФГОСов в общеобразовательных учреждениях,
Учитель! Ты должен работать прилежно,
Талантлив быть должен всегда и во всем!
И с этой профессией спать безмятежно
Не можешь, дела отложив на потом.
Со школой ты дружишь, покоя не зная,
Работаешь вновь, не жалея себя,
Ты знаешь, что ждет тебя школа родная
И ждет тебя в классах твоя ребятня!
И дома ты тоже не знаешь покоя,
То пишешь стихи, то готовишь обед.
Учить для тебя – это счастье большое
И лучше на свете профессии нет!
Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе.doc
Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе
Давыдова Т.Н.учитель математики МБОУ гимназия №13
МБОУ гимназия №13 является ресурсным центром по
введению федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования. D 2015-16 учебном
году в 5 классах мы работали по стандартам ФГОС.
В условиях введения новых стандартов смысловым
ориентиром становится развитие личности ребенка, а не
«получение знаний». Это в корне меняет целевые ориентиры
деятельности. Приоритетным становятся:
- достижение и поддержание высокого уровня мотивации
ребенка к образованию;
- достижение уровня знаний, необходимых и достаточных
для следующей ступени образования, обеспечивающего
компетентностное освоение и решение (на уровне
самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной
направленности;
- достижение самостоятельности в учебной и социально
направленной деятельности, рефлексивной оценке и
самооценке результатов. Основная проблема, связанная с
изучением и введением нового стандарта — научить учителя
строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские
отношения между учителем и ребенком. Роль учителя —
создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе
познавательной, исследовательской деятельности, в работе
над заданиями, непосредственно связанными с проблемами
реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ
УЧИТЬ», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей
возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО
НАУЧИТЬСЯ» Ребенок должен стать «архитектором
«образовательного процесса. Формы и методы организации
учебной деятельности изменяются: от игровых — к
выполнению работы под непосредственным руководством
учителя — к самостоятельной работе в малых группах. Затем в
интеллектуальной,
максимально самостоятельная учебная работа в малых
группах и индивидуальная самостоятельная работа
творческого характера.
Конечно, надо учить, самостоятельности, но не пускать на
самотёк, а помогать. Не все дети 5 класса могут быть
самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле.
Самостоятельность формируется годами. Деятельностный
подход в обучении — необходимое условие овладения
знанием. Для организации деятельности учащегося учитель
переходит с позиции носителя знаний на позицию
организатора познавательной деятельности. Современная
школа требует, чтобы у ребенка была сформирована не
система знаний, умений сама по себе, а ключевые
компетенции
социальной,
коммуникативной и информационной сферах. Вызывает
сомнение то, что в концепции внедрения стандартов
представление об учителе дается как об идеальном. На
самом деле учителю трудно резко перестроить свою работу и
в кратчайшие сроки модернизировать ее. Это длительный
процесс. Принципиальное изменение целей приводит к
появлению ориентира на достижение личностных
результатов, таких как личностная и социальная зрелость,
проявляемая ребёнком в индивидуальной и совместной
деятельности (со сверстниками, с младшими и старшими
детьми, с взрослыми), в социальном поведении. Теперь мы
можем выстроить новый образ результата, а в отличие от
требований, выдвигаемых в прежней системе целевых
ориентиров, мы будем действовать в логике «от успешной
школы — к успехам ребёнка»:
- школа успешна, если всем ученикам создаются условия,
порождающие мотивацию к образованию (учёбе и
совместной социально направленной деятельности); если
всем ученикам предоставлена возможность развивать свою
самостоятельность в предметной и социально направленной
деятельности; если всем ученикам обеспечено право
развития и реализации рефлексивной самооценки
результатов достигнутого; - учитель успешен, если он совместно с педагогами и
родителями познаёт «внутренний закон развития» каждого
ребёнка,
заключающийся в возникновении новых
предметных, социальных и личностных задач на основе
развившихся возможностей ребёнка, создаёт мотивирующую,
деятельностную, компетентностную и рефлексивную среду
совместной деятельности с каждым ребёнком;
- ученик успешен, если он развивается как личность:
мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в
предметной и социальной деятельности, способен проявлять
свои личностные качества в индивидуальной и совместной
деятельности. Личность каждого человека наделена только
ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих
ее индивидуальность.
Под влиянием возрастающих
требований жизни увеличивается объем и усложняется
содержание знаний подлежащих усвоению в школе. Но при
традиционной системе обучения не каждый школьник
способен освоить программу. По своим природным
способностям, темпу работы и т. д. учащиеся сильно
отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно
наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень
низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы,
формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При
этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания.
В этих условиях учащиеся с хорошими способностями
работают без особого напряжения, а слабые испытывают
возрастающие затруднения.
Как заинтересовать математикой. Дело непростое. Многое
зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от
того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся
ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока
целиком зависит от методических приемов, которые
выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у
ребенка. Через самостоятельность и активность, через
поисковую деятельность на уроке и дома, создание
проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через
новизну материала, эмоциональную окраску урока. Сообщить
готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но конкурс
художников,
от “прослушанного”, как известно, через две недели в
памяти остается только 20 %.
Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного
поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения,
обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в
деятельность, которая носит исследовательский характер. В
реализации проблемного обучения существенную роль
играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это
оправдывающий себя дидактический прием, с помощью
которого учитель держит в постоянном напряжении одну из
внутренних пружин процесса обучения — детскую
любознательность.
- Сказки, математические сочинения, диктанты, игры со
словами, использование пословиц, поговорок, содержащих
числительное,
кроссворды,
кодирование ответов заданий, использование приема
«умышленной ошибки», приема конкретной ситуации,
приема «толстых» и «тонких» вопросов, приема «эффекта 30
секунд», использование метода «мозгового штурма»,
использование принципа Ходжи Насреддина: «Пусть те,
которые знают, расскажут тем, которые не знают», принципа
В. Н. Сорока-Росинского: «Поменьше учителя — побольше
ученика», составление задач по аналогии, составление задач
на заданную тему, чтение рисунков и графиков,
изготовление нитяных моделей, приема «короткой» задачи,
применение метода хоровых ответов,
— это те
которые активизируют
«педагогические уловки»,
мыслительные процессы учащихся, помогают им приобретать
опыт в креативной и когнитивной деятельности.
- Инструментом активизации мыслительной деятельности
учащихся является и рефлексия, т. е. контрольно-оценочное,
критическое рассмотрение человеком особенностей своих
мыслительных действий, направленных на поиск решения
задач. Ее желательно проводить на различных этапах урока.
Необходимо учить обучающихся реализации рефлексивного
алгоритма. «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением
работал, доволен ли собой, какую пользу сегодня извлек). «МЫ» (комфортно ли было работать, какие затруднения были
в общении, были ли моменты радости, почему). «ДЕЛО»
(достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как
преодолеть свои учебные трудности, о чем хотелось бы
поговорить подробнее). Умение пользоваться алгоритмом
помогает школьникам приобретать личностный опыт,
развивает их индивидуальность. Проведение рефлексии (в
данном случае в устной форме) помогает выявить
ценностное и критическое отношение школьников к
полученной информации всех познавательных стилей
мышления и к занятию в целом при помощи вопросов.
- Почему я не решил задание № 2 теста или решил
- Я был на верном пути, но растерялся (Внимание,
самообладание)
- Обращался ли я к дополнительной литературе (Это первые
шаги к саморазвитию.)
- Обсуждал ли с кем-либо решение (Один ум хорошо, а два
лучше.)
- Что полезного, ценного я узнал сегодня на занятии, чему
научился
- Что у меня получилось и не получилось Какая помощь мне
нужна (Японская мудрость гласит: «Учить других всегда
почетно, учиться у других никогда не зазорно».)
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха (Углублять и
расширять теоретические знания, учиться размышлять,
овладевать способами действий.) Анализ занятия
- Занятие достигло поставленных целей, если:
1) созданы условия для саморазвития и самореализации
личности;
2) обучаемые с обоснованием выполняют исследование
решения задач, самостоятельно выстраивая причинно-
следственные связи; образования
обеспечивается
3) применяют знания и способы действий в измененных и
новых ситуациях; 4) могут найти ошибку в рассуждениях и
исправить ее;
5) самостоятельно могут оценить свой путь от представления
к пониманию.
- Таким образом, решая проблему активизации мыслительной
деятельности обучаемых, детей нужно учить учиться,
создавать условия для «выращивания» нового знания, для
саморазвития и самореализации. Достижение
результатов
через
методический аппарат учебников и учебно-методических
пособий комплекта, школа работает в 5 классе по УМК
Виленкина Н. Я., Жохова В. И. и др. В состав УМК для 5 класса
входило: 1) Математика. 5 класс. Учебник. Виленкин Н. Я. и
др. (2012) 2) Поурочные разработки по математике 5. К
учебному комплекту Виленкина Н. Я. — Выговская В. В. (2013)
3) Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь 2экз к учебнику
Виленкина Н. Я. и др. –Рудницкая В. Н. (2013) 4)
Дидактические материалы по математике. 5 класс. К
учебнику Виленкина Н. Я. и др. — Попов М. А. (2013) 5)
Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5
класс. К учебнику Виленкина Н. Я. и др. Попов М. А. (2012) 6)
Математика. 5 класс. Рабочие тетради для контрольных
работ к учебнику Виленкина Н. Я. и др. — Рудницкая В. Н.
(2013,) 7) Тесты по математике. 5 класс. К учебнику
Виленкина Н. Я. и др. — Рудницкая В. Н. (2013, 128с.)
Добавилось: 1) Комплект цифровых образовательных
ресурсов для обеспечения фронтальной работы учителя на
уроке к учебнику «Математика, 5 класс» Виленкин Н. Я. Сайт
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». 2)
Виленкин Н. Я. и др. Математика, 5 класс. Мультимедийное
приложение, диск для учителя. 3) Виленкин Н. Я. и
др.Математика, 5 класс. Мультимедийное приложение, диск
для ученика 4) электронные учебные пособия - —
тестирование он-лайн-www.kokch.kts.ru/cdo - —энциклопедия
Кирилла и Мефодия-mega.km.ru - —сайт энциклопедий-
www.encyclopedia.ru 5) Интернет ресурсы - Министерство
образования и науки РФ.-
-
/www.mon.gov.ru/. Государственный научно-исследовательский институт
информационных технологий и телекоммуникаций.-
www.informika.ru - При работе с классом я придерживалась
рекомендаций автора, изложенных в методичке к учебнику.
Правильно организованная фронтальная работа с классом,
обязательная проверка диктанта или самостоятельной
работы непосредственно после работы. Домашнее задание
предлагалось небольшого объема и комментировалось в
классе. Неоднократно приходилось включать в домашнюю
работу задания, которые разобрали в классе. - Система
заданий в учебнике построена так, чтобы способствовать
интеллектуальному развитию школьника,
учить его
доказательному рассуждению, обоснованию собственных
действий. В учебнике достаточное количество заданий
любого типа: репродуктивного уровня, типовых задач с
подробными алгоритмами решения, качественных задач,
задач проблемного и творческого характера. - Методические
рекомендации представляют большой интерес для учителя и
оказывают ему огромную помощь, т. к. в них представлены
задания для проведения математических диктантов,
самостоятельных, контрольных работ, зачетов, даны
примерные разработки всех уроков, отражающие авторские
взгляды на методику преподавания математики. - Учебник
применим в различных технологиях. Он обеспечивает как
базовый уровень, так и повышенный уровень изучения
материала, т. к. содержит обязательный и необязательный
теоретический материал и большой объём разноуровневых
заданий: от стандартных до заданий повышенной и высокой
сложности И в соответствии с этим учителю понадобились на
уроке и технические средства: 1.
Компьютер 2.
Мультимедиапроектор 3. Экран 4. Интерактивная доска Что
было самым трудным≤ 1. Это осмысление большого объема
информации и разработка за короткие сроки самой
программы. Для того, чтобы написать рабочую программу
нужно сначала выбрать учебно-методический комплекс по
предмету. Имея учебно-методический комплекс уже в июне
2015 года, я смогла составить рабочую программу по
математике в соответствии с требованиями ФГОС, поурочное планирование по математике в 5
классе.
цитаты:
Слынько С. Ю. Из опыта работы по введению ФГОС по
математике в 5 классе // Молодой ученый. — 2013. — №10. —
С. 15-20.
Я учитель!
Учитель! Ты должен работать прилежно,
Талантлив быть должен всегда и во всем!
И с этой профессией спать безмятежно
Не можешь, дела отложив на потом.
Со школой ты дружишь, покоя не зная,
Работаешь вновь, не жалея себя,
Ты знаешь, что ждет тебя школа родная
И ждет тебя в классах твоя ребятня!
И дома ты тоже не знаешь покоя,
То пишешь стихи, то готовишь обед.
Учить для тебя – это счастье большое
И лучше на свете профессии нет!
Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе
Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе
Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе
Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе
Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе
Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе
Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе
Из опыта работы по введению ФГОС по математике в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.