Избирательное право и избирательный процесс РФ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи заключаются в стремлении: 1. Способствовать дальнейшей успешной социализации выпускников. 2. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив.Пояснительная записка Проявление социальной ответственности каждого взрослого человека-это участие в выборах. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.
Иконка файла материала конспект.docx
Пояснительная записка Проявление социальной ответственности каждого взрослого человека­это участие в выборах. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах   граждане,   тем   скорее   страна   достигает   экономического,   социального   и культурного расцвета. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Одним   из   признаков   правовой   культуры   является   готовность   гражданина   лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Социологические   исследования   показывают,   что   молодое   поколение   россиян плохо   информировано   о   своих   правах,   политических   партиях   и   молодёжных организациях, а также  о  том,  кто  может  выражать   её интересы,  представлять   во власти   и   каковы   её   обязанности.     Поэтому,   вопрос   вовлечения   молодёжи   в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня.  Этот материал необходим молодежи.  В  условиях  становления демократического государства   возрастает   необходимость   в   подготовке   молодого   поколения   к сознательному   выбору.   Современное   общество   ставит   перед   молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социопространстве. Материал расчитан для учащихся 9­11 классов,предназначен для использования на уроках правоведения, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах.  Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право.   Цель  ­  дальнейшее   формирование   знаний   учащихся   о   сущности   избирательной системы,   этапах избирательной кампании, механизмах её проведения, воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий.  Цель: в ходе работы вспомнить известные учащимся понятия изученной темы, статьи Конституции   РФ,   положения   избирательного   права,   способствовать   воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории страны. Оборудование: мультимедиапроектор, флаг РФ, музыкальное сопровождение“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А.Линкольн). Формирование ключевых компетенций:  1. Социальных компетенций:   ­   умение   получать   и   критически   осмысливать   социальную   информацию, анализировать,   систематизировать   полученные   данные;   осваивать   способы познавательной,   коммуникативной,   практической   деятельности,   необходимые   для участия в жизни гражданского общества и государства; ­   приобретение   опыта   применения   полученных   знаний   и   умений   для   решения типичных   задач   в   области   социальных   отношений;   гражданской   и   общественной деятельности; ­ соотнесения  своих  действий  и  действий  других  людей  с  нормами  поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; ­   приобретение   опыта   совместной   работы   в   коллективе,   ориентированной   на достижение заявленного и ожидаемого результата;  ­ умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;  ­ приобретение навыков осуществления рефлексивной  деятельности, адекватной самооценки.  2. Компетенций,   необходимых   для   жизни   в   поликультурном   обществе (толерантность,   правовая   культура,   гражданственность,   социальная   активность, гражданское самосознание). 3. Коммуникативных   компетенций   (владеть   монологической   и   диалогической речью, навыками беглого чтения текстов). 4. Компетенций,   связанных   с   возникновением   информационного   общества   критическим (владение   информационно­коммуникативными   технологиями, мышлением). 5. Когнитивных компетенций (готовность учиться всю жизнь). Задачи  заключаются в стремлении: 1. Способствовать дальнейшей успешной социализации выпускников. 2.   Вовлечь   максимальное   число   обучающихся   в   активные   формы   обучения   ­ социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив. Формы и методы работы, используемые на уроке: 2Для решения поставленных задач наиболее приемлемой формой проведения урока ­   обобщения   выбран   комбинированный   урок   с   использованием   информационных технологий.  В   ходе   урока   применяются   активные   методы   обучения,   т.е.   система   методов, обеспечивающих   активность     и   разнообразие   мыслительной   и   практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Методы строятся на практической   направленности,   игровом   действе   и   творческом   характере, интерактивности,   разнообразных   коммуникациях,   монологе,   диалоге   и   полилоге, использовании   знаний   и   опыта   обучающихся,   групповой   форме   организации   их работы,   вовлечении   в   процесс   всех   органов   чувств,   деятельностном   подходе, рефлексии.  Применяемые методические приемы: Обозначение проблемы и нахождение путей ее решения. Организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций. Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление,   самостоятельная   работа   с   неадаптированными   источниками, обобщение. Используемые     методы,   приемы   организации   учебной   деятельности   позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность,   побуждают   учащихся   к   выполнению   проблемных   заданий, обобщению   и   самореализации   их   субъективного   опыта,   способствуют   развитию организационно­познавательных   учебных   умений:   ведение   познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач, организация себя на выполнение поставленных целей. Предполагаемые результаты В результате проведения занятия участники смогут:  познакомиться   с   формулой   современных   выборов,   с   ее   преимуществами   и недостатками;     понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами; расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания; проводить   первичный   анализ   и   применение   информации   по   темам «Избирательное право и избирательный процесс  РФ». 3Основные термины и понятия темы: демократия гражданское общество гражданская ответственность гражданская позиция избирательная система  принципы избирательного права избирательный процесс активное избирательное право пассивное избирательное право избирательная кампания            мажоритарная избирательная система       пропорциональная избирательная система политическая власть выборы референдум абсентеизм политическая активность. Подготовленные   материалы   отражают   основные   вопросы   избирательного   права, способствуют повышению уровня правовой культуры будущих избирателей, интереса к изучению избирательного права и избирательного процесса, выработке активной жизненной позиции. Ход урока Организационный момент. I Мотивация Учитель:  Ребята!   Ещё   в   Древнем   Риме   все   жители   делились   на   граждан   и неграждан.   Граждане   имели   право   голосовать).   Многие   стремились   стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т.   е.   можно   было   влиять   на   власть.   Американский   психолог   Абрахам   Маслоу говорил: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор: в магазине вы выбираете товары для покупки, при прохождении практики ­ продукты и рецептуры для приготовления блюд. В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, 4добром   и   злом,   честностью   и   предательством.   Поэтому   сегодня   на   уроке   мы узнаем,что такое избирательное право. Каждый из вас получил жетоны красного,желтого и синего цвета. В течение урока этими жетонами вы можете пользоваться ,давая  ответы.На красном жетоне «да»,на желтом «нет»,на синем «сомневаюсь». II Актуализация Учитель: Перед нашим уроком вы выполнили задание,провели  видео опрос среди жителей станицы, представителей разных профессий и возрастов В   ходе     социологического   опроса   жителям   нашей   станицы   задавался   вопрос: регулярно ли те ходят на выборы и почему? Было опрошено 16 человек. Регулярно на выборы ходит каждый четвертый, примерно столько же посещают избирательные участки время от времени, остальные не участвуют в выборах, т.к. не знают за кого голосовать. Учитель:  Посмотрите сюжет, снятый учащимися на улицах станицы. И ответьте на вопрос: «Какие проблемы в жизни страны волнуют сограждан?». (Видеосюжет). Ответы на вопрос. ­ Какую вы видите проблему в двух последних сюжетах? (Абсентеизм, люди не посещают избирательные участки, они не осознают, зачем это надо, а также не знают процедуры выборов).  Учитель:   Как   мы   услышали,   данные   опроса   показали,   что   многие   граждане считают, что выборы не нужны, что уже все решено и определено. Некоторых участников опроса мы пригласили на сегодняшний урок.И наша цель убедить   их   в   необходимости   выбора.   Итак   ответим   и   оценим   свою   позицию   по вопросу «Нужны ли выборы?»,основываясь на рассказанном «Выборы нужны …» и выберите свой цвет жетона «красный»  ­   уверены   в   том,   что   выборы   нужны.   Эту   команду   мы   назовем «Сторонники».  «желтый»  –   не   осознают   необходимость   выборов   как   обязательного   элемента демократического общества. Они станут командой «Оппоненты».  5«синий»  ­   «Сомневающиеся»   считают,   что   выборы   могут   проходить,   но   есть определенные трудности или препятствия для объективного участия в выборах. Предлагаю вам   разделиться на группы в соответствии с выбранными цветами . Командам – «Сторонники» и «Оппоненты» занять  свои места за игровыми столами, а команда  «Сомневающихся»  это потенциальные члены ваших команд,вам предстоит убедить их в правоте своей точки зрения и по результатам вашей речи они перейдут в одну или другую команду. Каждому   человеку   в   жизни   обязательно   пригодится   умение   убеждать   других людей. Особенно важным это умение является для будущих политиков. Вашим   командам   предлагается   в   течение   нескольких   минут   составить коллективное выступление с целью привлечь на свою сторону как можно большее количество сторонников из числа «Сомневающихся».  При составлении выступления, опирайтесь   на   проблемы,   которые   по   данным   соцопроса   наиболее   волнуют избирателей. На каждом столе есть памятка ,которая поможет вам приготовиться. Памятка Выступление   составляется   в   произвольной   форме,   но   содержит   обязательные пункты: 1. Связь народа и власти. 2. Развитие страны, проблемы:  в области здравоохранения  в области образования  в экономической сфере  молодежная политика 3. Вывод об отношении к выборам. Пока ребята  работают над  речью  для  сомневающихся,учитель  предлагает задание для них. Ваша задача: разрешить ситуации и дать правильный ответ на задание.  Ситуация 1. В помещении для голосования молодой человек – избиратель получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц.  Задание:  Дайте   оценку   действиям   избирателя.   (Нарушен   принцип   тайного голосования.   Заполнять   избирательный   бюллетень   необходимо   в   кабине   для голосования). 6Ситуация   2.  В   день   выборов   один   из   членов   вашей   семьи   не   смог   пойти   на избирательный участок и попросил вас проголосовать за него.  Задание: Объясните ваши действия в этой ситуации. (Каждый избиратель должен голосовать лично. Голосование за других избирателей не допускается). Ситуация 3. Вы получили избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив выбранного вами кандидата поставили знак «плюс», а напротив остальных – знак «минус».  Задание:  Объясните   судьбу   вашего   «голоса»   в   данной   ситуации.   (Голос «пропадёт», т.к. бюллетень будет считаться недействительным. Нужно ставить лишь один знак в одной клетке). Ситуация 4. При заполнении избирательного бюллетеня вы допустили ошибку.  Вопрос:  Ваши   действия?  (Нужно   обратиться   к   члену   избирательной   комиссии, выдавшему вам избирательный бюллетень с просьбой выдать вам новый). Ситуация 5. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия   пришла   к   нему   домой   и   требует,   чтобы   гражданин   проголосовал. Правомерны   ли   действия   комиссии?   (Нет,   гражданин   имеет   право   выбора, голосование осуществляется добровольно).  Ситуация 6. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в   списке   избирателей.   Как   быть?   (Необходимо   внести   ФИО   гражданина   в дополнительный список).  Ситуация 7. Гражданин опустил в урну для голосования чистый бюллетень, как будет считаться его голос при подсчете? (Никак, бюллетень считается испорченным). Вопрос:   Что, по­вашему, является главным итогом выборов?   Ответ: Результат голосования.  Выступление учеников, которые отстаивают позицию “против” осуществления активного   избирательного   права.   Они   приводят   аргументы,   подтверждающие   эту позицию. (Команда «Оппоненты»).  Выступление «Сторонников» выражает прямо противоположную точку зрения: избирателям обязательно нужно идти на выборы.   Учитель:   Просьба   «Сомневающихся»   оценить   выступления   команд   и   в соответствии со своим выбором занять места в классе позади тех, на чью сторону они склонились. 7Учитель:   Заняв   места   позади   игроков,   вы   стали   болельщиками   команды,   ваши баллы теперь будут суммироваться при подведении итогов игры. Условие игры – право ответа предоставляется тому игроку или той команде, которая первой подняла сигнальную карточку. Подсчетом набранных баллов в нашей игре будет заниматься «Счетная комиссия», в составе которой находятся преподаватели и ученики. Учитель: Выборы — центральный институт демократического государства. Выборы   —   это   проверенный   временем   способ   обретения   властью   доверия   и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за   своих   представителей   в   органах   власти.   А   кандидаты   в   депутаты представительных органов власти или стремящиеся занять пост главы государства в этот судьбоносный для них момент с замиранием сердца ждут конца избирательной кампании,   чтобы   узнать  «приговор»:   «да»   или   «нет»,   поверили   или   не   поверили, поддержали или отвергли. Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры. Участие   в   выборах   —   проявление   социальной   ответственности,   совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в   политической,   социальной,   экономической   сферах.   Он   неравнодушен   к   судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином чело­ века,   который   в   день   выборов   отсиживается   дома,   отказываясь   от   своего   права участвовать в управлении страной. В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное значение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демократия невозможна. Процедура   —  это   порядок,  гарантирующий   общество   от   нарушений,   сбоев, аварий.   Она   особенно   важна   при   проведении   выборов.   Более   того,   если   выборы 8являются важнейшим институтом демократического государства, то точная и четкая процедура   их   проведения   есть   решающее   условие   стабильного   развития   страны. Выборы сложились в истории давно Родина демократии – Древняя Греция. В истории известно немало способов выразить свою волю: каждый из вас получал задание подготовить материал об истории  выборов,какой из команд удалось найти информации больше и интереснее. Демонстрация презентации Как голосовали в истории.» Сообщение «Сторонников» в Древней Греции  в  V  в. до н.э. народное собрание выбирало стратега простым понятием   рук,   а   по   вопросам   войны   или   мира   голосовали   белыми   и   черными камнями, бросая их в урну при выходе с Агоры. Белый камень означал «да», черный – «нет». В Риме в 508г. до н.э. в Сенате после вынесения вопроса на голосование сенаторы расходились по обе стороны зала – вправо сторонники предлагаемого решения, влево – противники его. Детский способ голосования в Спарте, взамен умершего старейшины спартанцы выбирали нового. Перед Народным собранием проходили все претенденты. Народ каждого встречал криком одобрения. Чтобы определить, кто же из них избран в соседнем доме запирали несколько человек, которым доверяли. Им было слышно, но ничего не видно. Избранным они объявляли того, за кого, как им казалось, кричали громче других.  Сообщение «Оппонентов» Выборы консулов начинались с того, что каждый гражданин получал табличку, на которой он писал имена тех, за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий   опускал   таблички   в   особую   корзину.   После   проводился   подсчет голосов. В гладиаторских боях зрители использовали жестикуляцию, чтобы проголосовать,  оставить ли жить побежденного гладиатора. Большой палец вверх означал жизнь,  палец вниз означал смерть.  9В Средневековой Германии  за нового члена соседской общины голосовали  хлебными мякишами, бросая их в кувшин. Если кто был  против новичка, то  сдавливал свой мякиш. В.И. Ленин популяризировал такой метод голосования как голосование «ногами»,  т.е. отказ избирателей приходить на избирательные участки. Учитель:Молодцы, каждая команда хорошо подготовилась и получила за это баллы,а знаете ли вы,что современные способы голосования  практически одинаковы для всех стран: граждане делают отметки в бюллетенях и опускают их  в специальные урны,  затем избирательные комиссии подсчитывают голоса, хотя уже сейчас применяют и  сканеры для обработки бюллетеней. Выборы   –   это   способ   формирования   органов   государственной   власти   и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей. III Основная часть Избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства.  Она включает в себя избирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов. Избирательное   право   —   это   принципы  и   условия   участия   граждан   и формировании   выборных   органов.  Избирательное   право   может   быть   активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть   ограничено    образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избира­ тельного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе). цензами.  Цензы   бывают:   возрастные, В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой "четырех членки", характеризуемой всеобщим, прямым, равным избирательным пра­ вом при тайном голосовании. Всеобщее   избирательное   право,   —   право   на   участие   в   выборах   всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от   пола,   расы,   национальности   и   других   факторов.  Допускается   лишь   ценз 10оседлости.  Не  могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Равное   избирательное   право  означает,   что   каждый   избиратель   имеет одинаковое   количество   голосов   и   участвует   в   выборах   па   равных   основаниях (упрощенно это формула звучит так: "Один избиратель — один голос"). Каждый избранный депутат представляет примерно одинаковое число избирателей. Прямое   избирательное   право  означает,   что   каждый   избиратель   голосует непосредственно   за   избираемого   кандидата.  Выборы  могут   быть   и   не   прямыми (косвенными),   когда   избиратели   избирают   коллегию   выборщиков,   а   те,  в   свою очередь голосуют за кандидата. Тайное   голосование  означает   установление   такого   порядка,   при   котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей. Другими   принципами,   характеризующими   избирательное   право,   являются: свобода   выборов   и   добровольное   участие   в   них,   сочетание   государственного   и негосударственного   финансирования,   гласность   и   общественный   контроль  за проведением выборов, а также альтернативность последних (реальная возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов). А когда сомневающихся больше нет пора узнать что такое избирательный процесс. Это   порядок   и   основные   стадии   в   организации   выборов.  Избирательный   процесс включает в себя следующие основные этапы: 1) назначение выборов (как правило, главой государства); 2)  организация   избирательных   округов   с   приблизительно   равным   числом избирателей; 3)   создание  избирательных   комиссий,   обеспечивающих   подготовку   и   проведение выборов; 4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей; 5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация; 6) предвыборная борьба (прекращается за день до голосования); 117) процесс голосования по избирательным участкам; 8)  подведение   итогов   голосования   (выборы   признаются   состоявшимися   при   явке установленного в законе числа избирателей); 9)  установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования. В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на   отзыв   депутатов   до   истечения   срока   их   полномочий.   В   этих   странах   выборы основаны   на   принципе   свободного   мандата,  т.е.  независимости   депутата   от избирателей.   В   бывших   советских   республиках   существовал   так   называемый императивный мандат, согласно которому депутат был "связан" в свой деятельности наказами избирателей, был ответственен перед ними и мог быть досрочно отозван, А   теперь   используя   знания   исправим   ошибки   в   тексте.   В   газете   сделаны опечатки,вам ,как эксперту надо их найти. «В   соответствии   с   Конституцией   РФ   в   Государственной   Думе   450   депутатов. Половина,   из   которых   избирается   в   одномандатных   округах   по   мажоритарной системе.   Остальные   по   пропорциональной   системе».   (Все   по   пропорциональной системе) «В законодательстве о выборах предусмотрен «процентный барьер», (например, как в РФ   5%),   который   позволяет   делегировать   кандидатов   в   депутаты   от   данного объединения в парламент». (7% барьер)  «В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент,   депутаты   Государственной   Думы,   губернаторы,   главы   администраций муниципальных образований». (Губернаторов назначает Президент) Председатель участковой избирательной комиссии рассказал, Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей.  Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не  создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье.  Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.(Существует тайна  голосования) Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а  проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешили. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего,  12обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени  подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной  комиссии. (Существует выездная комиссия,каждый голосует только за себя,при  предъявлении паспорта,наблюдатели следят за всем ходом выборов)   Сообщение нового материала. Существуют  2  системы   распределения   мандатов  по  итогам   голосования: мажоритарная и пропорциональная. 1. Так называемая пропорциональная система, предполагает голосование по  партийным спискам. Внутри этой системы возможны следующие варианты: а) когда  избиратели голосуют просто за группу людей, представляющих партию и  предложенных ею; б) когда избиратели имеют право отдать предпочтение кому­либо  в списке или, правда, в редких случаях, предложить своих кандидатов. Эта система имеет как свои преимущества, так и свои недостатки, так как в представительном органе благодаря ей могут быть достаточно широко представлены  меньшинства. С другой стороны, избираются, как правило, лидеры партий, не  имеющие  прямого отношения к данному региону, не живущие в нем, а,  следовательно, нарушается принцип взаимозависимости между выборщиками и  избранными.. 2. Вторая система — мажоритарная, предполагает, что партия (или блок партий), чуть­чуть опередившая других на выборах, получает абсолютное  большинство в представительных органах. Какие противоречия скрывает в себе  данная система?  Во­первых, партия или блок, получившая на выборах 49% голосов может быть  вообще не представлена в парламенте, то есть, значительная часть населения  оказывается отторгнутой от возможности через своих представителей оказывать  влияние на жизнь страны. Однако, с другой стороны, результатом подобных выборов является очень  стабильное, устойчивое правительство. 13Важным достоинством данной системы является то, что существует тесная связь  междудепутатами и избирателями, поскольку округа одномандатны и каждый  депутат представляет свой округ. Кроме того, поскольку в каждом округе избирается только один кандидат, большое  значение имеет его личность. Поэтому партии подбирают личности, популярные в  том или ином округе. Но эти люди могут быть недостаточно компетентны в решении  проблем общенациональных, общегосударственных. Поэтому могут страдать  интересы государства А теперь каждая команда составит список достоинств и недостатков данных систем. Возможный вариант ответа может быть следующим.  Пропорциональная система Недостатки:  Партия   или   блок   партий,   «проигравшие»   на   выборах   по   одномандатному округу,   т.   е.   получившие,   например,   49%   голосов,   могут   быть   вообще   не представлены в парламенте.   По этой системе избираются депутаты, угодные властям данного региона, или сами представители властных структур.   Вероятность   проведения   нескольких   туров   голосования   (в   случае,   если   в первом   туре   ни   один   из   кандидатов   не   набрал   абсолютного   большинства голосов).  Выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.  Преимущества:  Простота определения результатов  Реализуется демократический принцип большинства  Осуществляется тесная связь между депутатами и избирателями, потому что каждый депутат представляет свой регион и т.д. 14Учитель добавляет для справки, что данная система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах. Мажоритарная Возможный вариант ответа может быть следующим.  Недостатки:  В   парламент   часто   избираются   политики,   не   имеющие   отношения   к   той местности, где живут избиратели.   Депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией. Преимущества:  в   представительном   органе   могут   быть   широко   представлены   социальные меньшинства: им достаточно образовать свои партии  чем больше граждан проголосовали за партийный список, тем больше и должно быть представителей, которые будут отстаивать интересы этих граждан. Учитель добавляет для справки, что в некоторых странах введен так называемый процентный   барьер:   списки,   в   совокупности   не   набравшие   определенного   числа голосов (как правило, 5 %), отстраняются от распределения мандатов,  собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов. Причиной такого решения как правило называют то, что некоторые политики используют популистские программы, которые   могли   бы   им   попасть   в   парламент,  при   этом   они   даже   и   не   учитывают мнение избирателей.  Либо карликовые партии имеют непроработанную программу, которая не отражает интересы многих граждан.  Эта система применяется в Италии, Израиле, Австрии, Португалии, некоторых латиноамериканских странах и др. IV Обобщение.  Принимая во внимание преимущества и недостатки мажоритарной пропорци­ ональной  систем выборов в Российской Федерации при выборах в Государственную Думу действует смешанная  мажоритарно­пропорциональная система.  Половина мест (225) в Думе распределяется на выборах по пропорциональной системе; вторая 15половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе. При этом оговаривается:   те   партии,   которые   при   пропорциональной   системе   на   выборах получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в Думу не проходят. Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его   члены.  Мы  уже   говорили   об   этом.  Пассивность   граждан,  отказ   от   участия   в выборах способны парализовать  государственную власть, привести к анархии или диктатуре.   Государство   не   вправе   заставлять   граждан   участвовать   в   выборах,   в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами решают, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д. Для того чтобы со знанием дела участвовать в политической жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки политикам с друзьями, родственниками  и соседями. Главное — нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Достаточно стремиться стать политически культурным человеком.  На   этом   этапе   «Сторонники»   и   «Оппоненты»   работают   совместно   над   одним заданием. На листках каждому из вас заданы следующие вопросы: 1.        Волнует ли вас ваше будущее? 2.        Волнует ли вас судьба вашей страны? 3.        Хотели бы вы принимать участие в её судьбе? 4.        Если завтра будут выборы, вы пошли бы голосовать? Ответьте на них,счетная комиссия ,соберет ваши анкеты и обработает материал.   Пока   «Счетная   комиссия»   будет  заниматься   подсчетом   ваших   голосов,   я хочу, чтобы вы прослушали небольшую притчу. «В   стародавние   времена   в   одном   городе   жили­были   2   мудреца.   Однажды   они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. 16Толпа   потребовала   начинать   состязание.   Тогда   улыбающийся   мудрец   протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что­то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…» И действительно  все в ваших руках: дальнейшие пути­дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы   не   должны   оставаться   равнодушными   к   людям,   к   событиям,   которые происходят   в   стране.   Хочется   надеяться,   что   вы   сделаете   мир   лучше,   добрее, разумнее.  V Рефлексия. Перед вами карта нашей России ,где прикреплены вопросы,заполните места вопросов словами,рисунками,чтобы   получилось   красиво   и   убедительно   на   них   ответить.   У каждой команды на столе бумага ,карандаши,краски, Когда? Как? Зачем? Чем? Где? Кто? Что? 17Гражданин России на выборах Выполня ю долг когда решается будущее моей страны выбира ю будуще голосую е душой и сердцем Вот так интересно и содержательно мы поработали. Просьба Счетной комиссии огласить итоги игры.  Подведение итогов голосования.  18Результат опроса в виде гистограммы вы видите сейчас на экране.  VI Итог. Из     данных   анкетирования   мы   видим,   что   большинство   опрошенных   волнуют результаты   выборов,   а   значит   и   будущее   страны.Наша   работа   на   уроке   была плодотворной   все   ребята   подружились   ,прониклись   общей   идеей   осознания   и необходимости   выполнения   своего   гражданского   долга.   Все   вы   хотите   только лучшего для нашей страны, для того чтобы оно было таким как вы хотите надо занимать   активную   гражданскую   позицию.   Сознательное   участие   в   выборах   – первейший   долг   гражданина,   от   которого   зависит   ваше   будущее,   будущее   ваших детей, вашей Родины. Мы живем в самой прекрасной стране,ее будущее в ваших руках, ребята!Любите свою страну,будьте не пассивными зрителями,а режиссерами своей судьбы! Ходите на выборы и выбирайте будущее!  19Список литературы: 1.               Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2006. 2.        Конституция Российской Федерации.  3.        Никитин А.Ф. Правоведение. 10­11 класс. ­ М.: Просвещение, 2007. 4.        Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. ­ М.: Дрофа, 2002. 5.        Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. ­ М.: Дрофа, 1997. 6.                 Учебно­тренировочные   материалы   для   подготовки   к   сдаче   ЕГЭ. Обществознание. Интеллект ­ Центр, 2005. 7.         Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 8.         Федеральный закон «О выборах Президента РФ» 9.       Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы» 10.         Яковлев А.И. Основы правоведения. Профиздат, 2001. 11.                 Яковлев   А.И.   Юридический   практикум   по   основам   правоведения. Профиздат, 2001.     20Бюллетень для голосования Выразите свое отношение к участию в выборах 1.        Волнует ли вас ваше будущее? 2.        Волнует ли вас судьба вашей страны? 3.        Хотели бы вы принимать участие в её судьбе? 4.        Если завтра будут выборы, вы пошли бы голосовать?                    21Методическая разработка  урока     обществознания          по избирательному праву 2223