Урок по изобразительному искусству в 1 классе, соответствующий ФГОС НОО. Цели урока:
Побудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.
Задачи урока:
1 Развивающая – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
2 Обучающая – формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.
3 Воспитательная – воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №30»
Конспект открытого урока по изобразительному
искусству
Тема :
« Изготовление куклы »
Учитель Хайрова Регина РяисовнаТема « Изготовление куклы»
Цели урока:
Побудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа
нашей страны.
Задачи урока:
1 Развивающая – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,
творческой активности и мышления учащихся.
2 Обучающая – формирование умений и навыков учащихся при использовании различных
видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью.
Отработка навыков и умений при работе с тканью.
3 Воспитательная – воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес
к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый,
самостоятельная работа.
Оборудование и материалы:
1 Вид используемых на уроке средств ИКТ / презентация о русском народном костюме/
2 Необходимое аппаратное и программное обеспечение – компьютер, интерактивная доска.
3 Таблицы с изображением русского народного костюма.
4 Набор открыток по теме «русский народный костюм»
5 Образцы выполненных кукол. Таблицы инструкционной карты «Выполнение куклы
закрутки»
6 Кусочки хлопчатобумажных тканей.
7 Музыкальный ряд : русские народные песни.План урока
1 Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Доведение до
учащихся плана урока.
2 Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
3 Изучение нового материала.
Дать первоначальные сведения о русском народном костюме, сарафанная и поневная
форма одежды.
4 Практическая часть 1
Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники.
Исполнение эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма.
5 Практическая часть 2
Изготовление куклы из ткани и ниток способом «закрутки»
а) работа с инструкционными картами
б) проверка наличия материалов и инструментов
в) распределение по группам
г) распределение заданий индивидуально
Самостоятельная работа индивидуальная фронтальная работа с обучающимися.
6 Закрепление новых знаний
Проверка усвоения новых знаний. Выставка работ учащихся. Оценивание выполненных
работ.
7 Подведение итогов. Домашнее задание.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за
урок.
Ход урока
Сегодня у нас волшебный урок, мы будем отвечать активно, хорошо себя вести, чтобы
гости дорогие захотели вновь прийти!А волшебный урок потому, что мы с вами за сорок минут успеем перенестись во времена
наших предков – древних славян, узнаем историю Куклы – закрутки, вспомним русские
народные потехи, поможет нам машина времени – компьютер.
Изучение нового материала
Послушайте сказку.
В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил
только одну дочь. Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет.
Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула изпод одеяла куклу, отдала ей и сказала:
Слушай, Василисушка! Помни и сполни последние слова. Я умираю и вместе с
родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу: держи ее всегда при себе и
никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее
совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью…Это. Конечно, сказка, но…
Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина – хозяйка с любовью
изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от
болезней, горя, неурожая, злого глаза.куклу так и называли – берегиня. Этот древний
ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшнего
дня.
Кукол – берегинь делали из того, что было под рукой / солома, лен, мочало, береста/.
Иногда куклу помещали перед притолокой двери, приговаривая «Повернись с добром,
отвернись со злом»
В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл вещь, переданная от умершей
матери, будет беречь нас всю жизнь.
Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились
общественный уклад , нравы и обычаи, технические и художественные достижения.
Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции,
форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный
мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в
роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки – куклы были
разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.
По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить
ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
А теперь, ребята, давайте представим, что живем в России не в двадцать первом веке, а
гдето в восемнадцатом. Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была
жизнь? / дети высказывают свое мнение/Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в
прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали
заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже
было совсем темно. Зато когда приходил праздник., он был для крестьян радостным и
желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее
шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень
берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была
служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла?
Правильно, одежда была длинной и широкой, чтобы удобно было работать в поле.
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой,
сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной
распашной одеждой епанечкой, а вхолодную погоду на сарафан надевали душегрею с
длинными рукавами.
Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник – род
плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными
нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм.
И на севере и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой,
узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.
Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской
народной одежды в целом.
В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи,
поневы /юбки/ , передника, головного убора – шапочки /сороки/. Эта одежда была в
отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого
домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосами кружева, лентами, вышивкой и
бисером.
Физминутка
Упражнение для мышц глаз.
Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и
сохраните такое положение, считая про себя до3. Поступайте таким же образом, переводя
глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.
Практическая часть1
Постановка художественной задачи.
На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый
выбирает технику либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете
пользоваться рисунком фигуры человека./Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал/
Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента.
Определяйте колорит и характер, вид головного убора.
А теперь прошу вашего внимания, так как мы переходим ко второй части нашего урока –
изготовление кукол.
Для этого проверим готовность необходимыми материалами и инструментами.
Перед вами последовательность выполнения куклы./ слайдовая презентация
«Технологическая карта изготовления куклы»/
Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак
приступаем к работе.
Практическая часть 2
Кукла – первая среди игрушек. ЕЕ история известна с глубокой древности. Изначально
кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую
игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой
популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой
становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и
душа.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от
злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея
выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и
обережные свойства.
Вот такую куклу сегодня мы и будем делать. Главной особенностью этой куклы является
то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и
укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее иголкой негоже. Кусочки
ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
Во время рассказа демонстрируются слайды с рукотворными куклами.
Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки».
Материалы для работы:
1 кусочек белой ткани размер 5×5 см/голова/
2 кусочек белой ткани 2 детали 7×7 см /грудь – блузка/
3 кусочек белой ткани 2 детали 5×12 см /руки – блузка/
4 кусочек красной ткани для сарафана 2 детали 20×8 см /5 кусочек ткани для фартука 5×6 см
6 кусочек ткани для косынки 1 деталь треугольник со стороной 8 см
Технологическая карта изготовления куклы – закрутки
Физминутка
Упражнения для рук
Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто надеваете узкую
перчатку.
Сожмите в кулак, затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.
Учитель демонстрирует приемы выполнения куклы. Дети повторяют приемы выполнения
за учителем.
Закрепление новых знаний.
Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно
дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей
комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.
Просмотр и выставка готовых работ.
Подведение итогов. Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению. Выставление оценок за урок.