Урок по изобразительному искусству в 1 классе, соответствующий ФГОС НОО. Цели урока:
Побудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.
Задачи урока:
1 Развивающая – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
2 Обучающая – формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.
3 Воспитательная – воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа.
Урок Изо.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №30»
Конспект открытого урока по изобразительному
искусству
Тема :
« Изготовление куклы »
Учитель Хайрова Регина Ряисовна Тема « Изготовление куклы»
Цели урока:
Побудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа
нашей страны.
Задачи урока:
1 Развивающая – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,
творческой активности и мышления учащихся.
2 Обучающая – формирование умений и навыков учащихся при использовании различных
видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью.
Отработка навыков и умений при работе с тканью.
3 Воспитательная – воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес
к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый,
самостоятельная работа.
Оборудование и материалы:
1 Вид используемых на уроке средств ИКТ / презентация о русском народном костюме/
2 Необходимое аппаратное и программное обеспечение – компьютер, интерактивная доска.
3 Таблицы с изображением русского народного костюма.
4 Набор открыток по теме «русский народный костюм»
5 Образцы выполненных кукол. Таблицы инструкционной карты «Выполнение куклы
закрутки»
6 Кусочки хлопчатобумажных тканей.
7 Музыкальный ряд : русские народные песни. План урока
1 Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Доведение до
учащихся плана урока.
2 Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
3 Изучение нового материала.
Дать первоначальные сведения о русском народном костюме, сарафанная и поневная
форма одежды.
4 Практическая часть 1
Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники.
Исполнение эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма.
5 Практическая часть 2
Изготовление куклы из ткани и ниток способом «закрутки»
а) работа с инструкционными картами
б) проверка наличия материалов и инструментов
в) распределение по группам
г) распределение заданий индивидуально
Самостоятельная работа индивидуальная фронтальная работа с обучающимися.
6 Закрепление новых знаний
Проверка усвоения новых знаний. Выставка работ учащихся. Оценивание выполненных
работ.
7 Подведение итогов. Домашнее задание.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за
урок.
Ход урока
Сегодня у нас волшебный урок, мы будем отвечать активно, хорошо себя вести, чтобы
гости дорогие захотели вновь прийти! А волшебный урок потому, что мы с вами за сорок минут успеем перенестись во времена
наших предков – древних славян, узнаем историю Куклы – закрутки, вспомним русские
народные потехи, поможет нам машина времени – компьютер.
Изучение нового материала
Послушайте сказку.
В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил
только одну дочь. Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет.
Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула изпод одеяла куклу, отдала ей и сказала:
Слушай, Василисушка! Помни и сполни последние слова. Я умираю и вместе с
родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу: держи ее всегда при себе и
никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее
совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью…Это. Конечно, сказка, но…
Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина – хозяйка с любовью
изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от
болезней, горя, неурожая, злого глаза.куклу так и называли – берегиня. Этот древний
ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшнего
дня.
Кукол – берегинь делали из того, что было под рукой / солома, лен, мочало, береста/.
Иногда куклу помещали перед притолокой двери, приговаривая «Повернись с добром,
отвернись со злом»
В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл вещь, переданная от умершей
матери, будет беречь нас всю жизнь.
Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились
общественный уклад , нравы и обычаи, технические и художественные достижения.
Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции,
форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный
мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в
роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки – куклы были
разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.
По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить
ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
А теперь, ребята, давайте представим, что живем в России не в двадцать первом веке, а
гдето в восемнадцатом. Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была
жизнь? / дети высказывают свое мнение/ Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в
прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали
заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже
было совсем темно. Зато когда приходил праздник., он был для крестьян радостным и
желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее
шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень
берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была
служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла?
Правильно, одежда была длинной и широкой, чтобы удобно было работать в поле.
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой,
сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной
распашной одеждой епанечкой, а вхолодную погоду на сарафан надевали душегрею с
длинными рукавами.
Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник – род
плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными
нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм.
И на севере и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой,
узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.
Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской
народной одежды в целом.
В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи,
поневы /юбки/ , передника, головного убора – шапочки /сороки/. Эта одежда была в
отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого
домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосами кружева, лентами, вышивкой и
бисером.
Физминутка
Упражнение для мышц глаз.
Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и
сохраните такое положение, считая про себя до3. Поступайте таким же образом, переводя
глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.
Практическая часть1
Постановка художественной задачи.
На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый
выбирает технику либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете
пользоваться рисунком фигуры человека. /Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал/
Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента.
Определяйте колорит и характер, вид головного убора.
А теперь прошу вашего внимания, так как мы переходим ко второй части нашего урока –
изготовление кукол.
Для этого проверим готовность необходимыми материалами и инструментами.
Перед вами последовательность выполнения куклы./ слайдовая презентация
«Технологическая карта изготовления куклы»/
Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак
приступаем к работе.
Практическая часть 2
Кукла – первая среди игрушек. ЕЕ история известна с глубокой древности. Изначально
кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую
игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой
популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой
становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и
душа.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от
злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея
выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и
обережные свойства.
Вот такую куклу сегодня мы и будем делать. Главной особенностью этой куклы является
то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и
укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее иголкой негоже. Кусочки
ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
Во время рассказа демонстрируются слайды с рукотворными куклами.
Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки».
Материалы для работы:
1 кусочек белой ткани размер 5×5 см/голова/
2 кусочек белой ткани 2 детали 7×7 см /грудь – блузка/
3 кусочек белой ткани 2 детали 5×12 см /руки – блузка/
4 кусочек красной ткани для сарафана 2 детали 20×8 см / 5 кусочек ткани для фартука 5×6 см
6 кусочек ткани для косынки 1 деталь треугольник со стороной 8 см
Технологическая карта изготовления куклы – закрутки
Физминутка
Упражнения для рук
Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто надеваете узкую
перчатку.
Сожмите в кулак, затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.
Учитель демонстрирует приемы выполнения куклы. Дети повторяют приемы выполнения
за учителем.
Закрепление новых знаний.
Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно
дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей
комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.
Просмотр и выставка готовых работ.
Подведение итогов. Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению. Выставление оценок за урок.
Изготовление куклы
Изготовление куклы
Изготовление куклы
Изготовление куклы
Изготовление куклы
Изготовление куклы
Изготовление куклы
Изготовление куклы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.