Изготовление куклы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.08.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по изобразительному искусству в 1 классе, соответствующий ФГОС НОО. Цели урока: Побудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны. Задачи урока: 1 Развивающая – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. 2 Обучающая – формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью. 3 Воспитательная – воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа.
Иконка файла материала Урок Изо.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30» Конспект открытого урока по изобразительному искусству Тема : « Изготовление куклы » Учитель Хайрова Регина РяисовнаТема « Изготовление куклы» Цели урока:  Побудить интерес к народным традициям и  промыслам, к духовным ценностям народа  нашей страны. Задачи урока:  1 Развивающая – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,  творческой активности и мышления учащихся. 2 Обучающая – формирование умений и навыков учащихся при использовании различных  видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью.  Отработка навыков и умений при работе с тканью. 3 Воспитательная – воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес  к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа. Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная. Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый,  самостоятельная работа. Оборудование и материалы:  1 Вид используемых на уроке средств ИКТ / презентация о русском народном костюме/ 2 Необходимое аппаратное и программное обеспечение – компьютер, интерактивная доска. 3 Таблицы с  изображением русского народного костюма. 4 Набор открыток по теме «русский народный костюм» 5 Образцы выполненных кукол. Таблицы инструкционной карты «Выполнение куклы­  закрутки» 6 Кусочки хлопчатобумажных тканей. 7 Музыкальный ряд : русские народные песни.План урока 1 Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. Доведение до  учащихся плана урока. 2 Проверка выполнения учащимися домашнего задания. 3 Изучение нового материала. Дать первоначальные сведения о русском народном костюме, сарафанная и поневная  форма одежды. 4 Практическая часть 1 Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма. 5 Практическая часть 2 Изготовление куклы из ткани и ниток способом «закрутки» а) работа с инструкционными картами б) проверка наличия материалов и инструментов в) распределение по группам г) распределение заданий индивидуально Самостоятельная работа индивидуальная фронтальная работа с обучающимися. 6 Закрепление новых знаний Проверка усвоения новых знаний. Выставка работ учащихся. Оценивание выполненных  работ. 7 Подведение итогов. Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выставление оценок за  урок. Ход урока Сегодня у нас волшебный урок, мы будем отвечать активно, хорошо себя вести, чтобы  гости дорогие захотели вновь прийти!А волшебный урок потому, что мы с вами за сорок минут успеем перенестись во времена  наших предков – древних славян, узнаем историю Куклы – закрутки, вспомним русские  народные потехи, поможет нам машина времени – компьютер. Изучение нового материала Послушайте сказку. В некотором царстве жил был  купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил  только одну дочь. Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет.  Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из­под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ­ Слушай, Василисушка! Помни и сполни последние слова. Я умираю и вместе с  родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу: держи ее всегда при себе и  никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее  совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью…Это. Конечно, сказка, но… Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина – хозяйка с любовью  изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от  болезней, горя, неурожая, злого глаза.куклу так и называли – берегиня. Этот древний  ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшнего  дня. Кукол – берегинь делали из того, что было под рукой / солома, лен, мочало, береста/.  Иногда куклу помещали перед притолокой двери, приговаривая «Повернись с добром,  отвернись со злом» В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл вещь, переданная от умершей  матери, будет беречь нас всю жизнь. Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион.  У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились  общественный уклад , нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря  на их различия, во многом сходны по конструкции,  форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный  мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в  роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки – куклы были  разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить  ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. А теперь, ребята, давайте представим, что живем в России не в двадцать первом веке, а  где­то в восемнадцатом. Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была  жизнь? / дети высказывают свое мнение/Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в  прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа  в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже  было совсем темно. Зато когда приходил праздник., он был для крестьян радостным и  желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее  шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень  берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была  служить долгие годы, часто не одному поколению в семье. А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Правильно, одежда была длинной и широкой, чтобы удобно было работать в поле. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой,  сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной  распашной одеждой епанечкой, а вхолодную погоду на сарафан надевали душегрею с  длинными рукавами. Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник – род  плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными  нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм. И на севере и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой,  узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской  народной одежды в целом.  В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи,  поневы /юбки/ , передника, головного убора – шапочки /сороки/. Эта одежда была в  отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого  домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосами кружева, лентами, вышивкой и  бисером. Физминутка Упражнение для мышц глаз. Посмотрите прямо вперед. Не  поворачивая головы, переведите взгляд направо и  сохраните такое положение, считая про себя до3. Поступайте таким же образом, переводя  глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя. Практическая часть1  Постановка художественной задачи. На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый  выбирает технику либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете  пользоваться рисунком фигуры человека./Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал/ Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента.  Определяйте колорит и характер, вид головного убора. А теперь прошу вашего внимания, так как мы переходим ко второй части нашего урока –  изготовление кукол. Для этого проверим готовность необходимыми материалами и инструментами. Перед вами последовательность выполнения куклы./ слайдовая презентация  «Технологическая карта изготовления куклы»/ Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак  приступаем к работе. Практическая часть 2 Кукла – первая среди игрушек. ЕЕ история известна с глубокой древности. Изначально  кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую  игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой  популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой  становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и  душа. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от  злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея  выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и  обережные свойства. Вот такую куклу сегодня мы и будем делать. Главной особенностью этой куклы является  то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и  укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее иголкой негоже. Кусочки  ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. Во время рассказа демонстрируются слайды с рукотворными куклами. Изготовление куклы из ткани и ниток – способом «закрутки». Материалы для работы: 1 кусочек белой ткани размер 5×5 см/голова/ 2 кусочек белой ткани 2 детали 7×7 см /грудь – блузка/ 3 кусочек белой ткани 2 детали 5×12 см /руки – блузка/ 4 кусочек красной ткани для сарафана 2 детали 20×8 см /5 кусочек ткани для фартука 5×6 см 6 кусочек ткани для косынки 1 деталь треугольник со стороной 8 см Технологическая карта изготовления куклы – закрутки Физминутка  Упражнения для рук Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто надеваете узкую  перчатку. Сожмите в кулак, затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их. Учитель демонстрирует приемы выполнения куклы. Дети повторяют приемы выполнения  за учителем. Закрепление новых знаний. Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно  дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей  комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью. Просмотр и выставка готовых работ. Подведение итогов. Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж по  его выполнению.  Выставление оценок за урок.