Цели:
• Подготовка к экзаменам.
• Формирование умения изложения текста, аргументировать, составление тезисов.
• Воспитание гуманизма.
Оформление доски: число, тема, цель.
Мультимедийная презентацияпреследует собственные цели и дидактическиезадачи:
• Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения практическими навыками.
• Отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений.
• Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся.
• Возможность увеличения объема предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.
• Увеличение доли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера.
План-конспект:
1. Организационный момент
2. Актуализация полученных знаний
а) передать сюжет рассказа;
б) объяснить понятия:
Изложение с элементами сочинения
Цели:
Подготовка к экзаменам.
Формирование умения изложения текста, аргументировать, составление тезисов.
Воспитание гуманизма.
Оформление доски: число, тема, цель.
Мультимедийная презентацияпреследует собственные цели и дидактическиезадачи:
Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения
практическими навыками.
Отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений.
Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности
учащихся.
Возможность увеличения объема предъявляемой для изучения информации, а также собственной
практической деятельности ученика.
Увеличение доли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера.
Планконспект:
1. Организационный момент
2. Актуализация полученных знаний
а) передать сюжет рассказа;
б) объяснить понятия:
милосердие альтруизм
братоубийственная война мизантроп
гуманизм человеколюбие
в) библейская притча о Каине и Авеле;
г) историческая справка.
3. Чтение текста изложения
4. Объяснение учителем задания для ответа на вопрос
Работа по плану:
1. История названия.
2. Историческая справка.
3. Поставленная автором проблема: ответственность человека.
Обязанность выполнить:
– приказ;
– техническая революция.
– ответственность ученых.
К теме благородства и милосердия обращается В. Гроссман в своем рассказе “Авель” (“Шестое августа”). Это
истории о том, как была сброшена атомная бомба на японский город Хиросиму. В. Гроссман любил людей, верил
в непобедимость человечности, желал, чтобы “человек длился вечно”. Вот почему он страстно ненавидел войну и
фашизм во всех его проявлениях. “Высший дар человечества – есть дар душевной красоты, великодушия и
благородства”, – говорит писатель. Все эти качества наиболее ярко проявляются при столкновении со злом, в
первую очередь, на войне.
С точки зрения Гроссмана, подлинная человечность невозможна без сопричастности всему происходящему, а
происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Так поставлена эта проблема в рассказе
“Авель”. Перед полетом экипаж рассуждает о том, несут ли летчики ответственность за выполнение приказа.
Командир утверждает, что от моральной ответственности “никто не открутится”, второй пилот и радист считают,что техника освобождает их от чувства вины. Джозеф Коннор не вмешивается в разговор экипажа. Этот юноша
внутренне близок автору. Автор наделил его своей тревожной совестью. В полете он думал только об одном:
сбросить бомбу точно на цель. И вот бомба сброшена. Экипаж и летящий вместе с ними пассажирфизик по
разному реагирует на взрыв, и осмысливают его последствия. Для физика важнее всего несоответствие
детской мечты: осчастливить человечество дешевой энергией и картиной превращения в ничто всего живого.
Второй пилот оправдывает случившееся высокими целями, у оставшихся также нет сознания ответственности.
Джозеф Коннор потерял покой, он все время моет руки, как бы стремясь смыть с них кровь. Острое сознание
вины потрясло юношу – он пытается покончить с собой, а когда ему мешают – сходит с ума. В Хиросиме
совершилось массовое братоубийство. Поэтому рассказ и назван “Авель” как напоминание о библейском
братоубийстве. Но в рассказе есть еще одно братоубийство. Убит Джозеф Коннор, вернее не он убит, а убита
его душа – это еще страшнее. Это предупреждение о грядущей опасности.
Продолжи предложения.
К теме благородства…
Командир утверждает…
Это история о том …
В. Гроссман верил…
Высший дар человечества есть…
С точки зрения Гроссмана…
Перед полетом…
Джозеф Коннор…
Автор наделил его…
В полете он думает…
Экипаж и пассажирфизик…
Для физика…
Второй пилот оправдывает…
Джозеф потерял…
Острое сознание вины…
В Хиросиме…
Поэтому…
Но в рассказе есть…
Убит Джозеф…
Это – предупреждение…
Гуманизм – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
Мизантропия – нелюбовь, ненависть к людям.
Милосердие – готовность помочь комулибо, простить коголибо из сострадания.
5. Домашнее задание: закончить работу.