Предмет __русский язык 3 класс (УМК) «Школа России» «Русский язык» 3 класс В. П. Канакина,
В. Г. Горецкий
Тема: _Изменение имён прилагательных по числам
Планируемые результаты:
-предметные учащиеся научатся определять форму числа имени прилагательного, изменять прилагательные по числам, правильно писать окончания в единственном и во множественном числе. Осознают, что во множественном числе род имени прилагательного не определяется.
-личностные учащиеся проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умеют находить выход из спорных ситуаций
-метапредметные
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, обобщение; осознанно строят речевые высказывания в устной форме;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи на протяжении всего урока, учитывают правило в планировании и контроле способа решения;
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования разных точек зрения, излагают своё мнение, аргументируют свою точку зрения, принимают участие в работе пары.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки.
Этап урока |
Ход урока |
Планируемые результаты |
оборудование |
1. Мотивация к учебной деятельности |
1. Приветствует учащихся. - Сегодня мы продолжим работу с именами прилагательными. Вы узнаете новую информацию о прилагательных, которая поможет вам стать более грамотными и образованными. |
К.- планируют учебное сотрудничество. Л.- понимают значение знаний для себя. |
|
2.Актуализация знаний
|
1. – Что узнали на прошлом уроке? Чем занимались? (Прилагательные в единственном числе изменяются по родам, определяли род прилагательных) 2. Словарная работа, повторение, пробное действие, фиксация затруднения - Запишите словосочетания, подчеркните непроверяемые орфограммы, определите род прилагательных: Красная площадь, Московский Кремль, полезное растение, душистая сирень, крупные ромашки. - Самопроверка орфограмм по словарику на доске. - Проверим род прилагательных с объяснением способа действия (… прилагательное крупные женского рода, потому что существительное ромашка-женского рода, - не смогли определить род) 3. Выявление места и причины затруднения. - То есть, у нас возникла проблема, какая? (Не смогли определить род прилагательного крупные) - Почему возникла? (Знакомый способ определения рода не подходит. Не хватает знаний) - Что будем делать? (думать, наблюдать, задавать вопросы, делать выводы…) |
П.- анализируют информацию, определяют проблему и пути решения. Р.-контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, корректируют свои действия. К.- умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания. Л.- способны адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха. |
|
3. Постановка учебной задачи |
- Понаблюдайте за существительными: чем существительное ромашки отличается от остальных существительных? (Это множественное число, значит прилагательное крупные тоже во множественном числе, а во множественном числе прилагательные не изменяются по родам). - Значит, прилагательные могут иметь форму единственного и множественного числа. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Число прилагательных) - Прочитайте тему в учебнике, совпадает ли с вашим предположением? (Тема совпадает) - Что бы вам хотелось узнать по этой теме, какие задачи нужно решить на уроке? (- Научиться определять число прилагательных, - узнать, на какие вопросы отвечают прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют, - выяснить, действительно ли прилагательные во множественном числе не изменяются по родам.) - Каким образом будете выполнять поставленные задачи? (Исследовать, изучать учебный материал, задавать вопросы, сравнивать, делать выводы) |
П.- осуществляют анализ, создают способы решения проблемы. Р.- понимают и принимают учебные задачи, планируют свои действия. К.- принимают активное участие в работе, умеют вести диалог. Л.- осознают свои возможности в учении. |
|
4. Усвоение новых знаний и способов действий |
- Начинаем решать поставленные задачи. Какая задача первая? (Научиться определять число прилагательных.) - Какие у вас предложения? - Поможет разобраться упражнение 136. (выполняют с комментированием). - Прочитать, списать, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Найти сходство и различие каждой пары словосочетаний. синий василёк – синие васильки, дальняя прогулка – дальние прогулки, белая фиалка – белые фиалки, лёгкое облако – лёгкие облака. (в первом словосочетании существительное и прилагательное в единственном числе, а во втором – во множественном, в каком) -Какая часть слова указывает на то, что имя прилагательное изменилось по числам? (Окончание) -Укажите число имён прилагательных и имён существительных. - Что заметили? (В каком числе существительное, в таком и прилагательное, которое с ним связано) - Выделите окончание. - Что заметили? (При изменении числа прилагательного изменяется окончание) - Сделайте вывод о том, как можно определить число прилагательных. (Число прилагательного можно определить по числу существительного, которое с ним связано. При изменении числа прилагательного, изменяется его окончание, так же, как и существительного.) - Прочитайте правило в учебнике, сравните со своим выводом. (Правило и вывод совпадают) - Значит, вы сами составили правило и, значит, решили первую задачу. Молодцы.
Физминутка. - Назовите вторую задачу. (Узнать на какие вопросы отвечают прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют). - Продолжаем исследовать имена прилагательные. Упражнение 137(у доски). - Составьте словосочетания из прилагательно и существительных в единственном числе, запишите. Ближний лес, роща, село: ближний лес, ближняя роща, ближнее село. -Выделите окончания прилагательных. - Что заметили? (Окончания разные) - Почему они разные? (Прилагательные отвечают на разные вопросы: какой?, какая?, какое? Эта информация нам известна) - Запишите словосочетания во множественном числе. Выделите окончания. Ближние леса, ближние рощи, ближние сёла. - Что заметили? (Окончания одинаковые). - Почему? (Одинаковый вопрос: какие?) - Какой вывод вытекает из исследования? (Прилагательные во множественном числе отвечают только на один вопрос: какие? и имеют окончание –ие) - Прочитайте правило в учебнике, сравните со своим выводом. (есть ещё окончание –ые) - Снова сами составили правило. Молодцы!
- Осталась последняя задача. Какая? (Действительно ли прилагательные во множественном числе не изменяются по родам) - Предлагаю продолжить исследование прилагательных из этого упражнения. Вернёмся к прилагательным в единственном числе: определите род этих прилагательных. (ближний – м.р., ближняя – ж.р., ближнее – с.р.) - Как определили? (1.по вопросу и окончанию,2. по существительному) - Можно ли определить род прилагательных во множественном числе? (Нет, они не изменяются) - Вывод? (Прилагательные во множественном числе не изменяются по родам) - Сравните с правилом в учебнике. (…) Молодцы, сделали правильный вывод. - Значит, чтобы определить род прилагательных, сначала нужно узнать… (его число)
|
П.-осуществляют поиск информации, сравнивают, обобщают, делают выводы и проверяют их. Р.- сохраняют учебные задачи, ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, осуществляют самопроверку, корректируют действия. К.- строят речевое высказывание в устной форме, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников. Л.- осознают свои возможности в учении, связывают свои успехи с усилиями, трудолюбием. |
|
5. Закрепление знаний и способов действий |
- Итак, все задачи решены, осталось применить новые знания на практике. - Работа на интерактивной доске: распределить прилагательные в «корзины» по числам, объяснить своё мнение. |
П.- осуществляют логические действия, используют новые знания для решения поставленной задачи. Р.- контролируют свои действия. |
Интерак тивная доска |
6. Самостоя тельная работа |
- Работа в парах (карточки): распределить словосочетания в группы: в первую (выписывает один ученик) – с прилагательными в единственном числе, во вторую (выписывает другой ученик) – с прилагательными во множественном числе. 1 вариант: поздние огурчики, жёлтые одуванчики, русский язык, радостное чувство, февральская метель, прелестные ромашки, зимняя погода. 2 вариант: служебная собака, ранняя пшеница, скользкие ступеньки, древесная лягушка, боевые товарищи, сахарный тростник, дикие животные. 3 вариант: грецкий орех, дальняя деревня, детские рисунки, осеннее пальто, маленькая обезьянка, ранние овощи, хрустальные стаканы. - Дополнительное задание (с ловушкой): определить род прилагательных (?) (Во множественном числе род прилагательных определить нельзя: они не изменяются по родам) - У прилагательных во множественном числе найти и подчеркнуть орфограммы. (Взаимопроверка дополнительного задания)
|
П.- проводят анализ, классификацию, обобщение. Р.- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролируют свои действия и действия партнёра, оценивают собственную деятельность. К.- умеют работать в паре, вести диалог, управлять поведением партнёра, уважают его мнение. Л.-осуществляют смыслообразование, осознают свои возможности в учении. |
|
7. Рефлексия деятельности |
- Продолжите предложения: - Я сегодня узнал(а) … - Я научился(ась) … - Мне было … - Я рад(а) …
- Домашнее задание: упр. 135. - Инструкция по выполнению домашнего задания |
П.- ориентируются в своей системе знаний. Р.- осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Л.- проявляют интерес к предмету. |
|
Задание 6 **Разработать методические материалы к проведению тематических мероприятий
«2016 год – год кино»:
- Сценарий классного часа «Экранизация произведений курских писателей».
- Сценарий беседы «Музыка курских композиторов в кино для детей и юношества».
- Календарь знаменательных и памятных дат – 2016. Курский край (Экология, литература, музыка, изобразительное искусство, спорт).
Обобщение опыта работы учителей начальных классов по краеведению
- Школьный музей (мультимедийная презентация и методические материалы к виртуальной экскурсии).
Анкета учителя-стажера
1. Ф.И.О.
2. Оцените свое участие в деятельности курсов «Содержание и организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО» - 4 б.
3. Какие формы работы на курсах оказались наиболее удачными для Вас? Практические занятия, мастер классы, СП
4. Назовите виды деятельности в ходе курсов наиболее эффективные для Вас в вопросах совершенствования вашей методической подготовки? Просмотр и анализ видеоуроков, конструирование уроков, МК.
Практическая часть (работа на стажировочной площадке)
5. Отметьте, в каких профессиональных умениях у Вас произошел рост:
- гностические умения______________________________________
- проектировочные умения__+_________________________________
- конструктивные умения ___+_________________________________
- организаторские умения ____________________________________
- коммуникативные умения __+_______________________________
- использование ИКТ _______________________________________
6. Ваша удовлетворенность работой на курсах повышения квалификации (оцените, пожалуйста, по десятибалльной шкале, где 10 – высший бал)
6.1 организация деятельности _____7__________
6.2 отношения с преподавателями __9_________
6.3 сотрудничество с коллегами _____9________
6.4 работа на стажировочной площадке __9___
7. Ваши пожелания: больше времени предусмотреть для практических занятий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.