"Изменение имён прилагательных по числам",русский язык 3 класс (УМК) «Школа России» «Русский язык» 3 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен конспект урока по теме "Изменение имён прилагательных", "Русской язык" 3 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий ,(УМК) "Школа России". Урок разработан с учётом требований ФГОС НОО,используются здоровье сберегающие технологии, интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки. Выдержаны все этапы урока.Представлен конспект урока по теме "Изменение имён прилагательных", "Русской язык" 3 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, (УМК) "Школа России". Урок разработан с учётом требований ФГОС НОО,используются здоровье сберегающие технологии, интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки. Выдержаны все этапы урока.
Иконка файла материала Изменение имён прилагательных по числам. 3 класс.doc

Предмет __русский язык  3 класс  (УМК) «Школа России»  «Русский язык» 3 класс  В. П. Канакина,

В. Г. Горецкий

Тема: _Изменение имён прилагательных по числам

 Планируемые результаты:

 -предметные  учащиеся научатся определять форму числа имени прилагательного,  изменять прилагательные по числам, правильно писать окончания в единственном и во множественном числе. Осознают, что во множественном числе род имени прилагательного не определяется.

-личностные учащиеся проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умеют находить выход из спорных ситуаций

-метапредметные  

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, обобщение; осознанно строят речевые высказывания в устной форме;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи на протяжении всего урока, учитывают правило в планировании и контроле способа решения;

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования разных точек зрения, излагают своё мнение, аргументируют свою точку зрения, принимают участие в работе пары.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки.

 

 

Этап урока

Ход урока

Планируемые результаты

оборудование

1. Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствует учащихся.

- Сегодня мы продолжим работу с именами прилагательными. Вы узнаете новую информацию о прилагательных, которая поможет вам стать более грамотными и образованными.

К.- планируют учебное сотрудничество.

Л.- понимают значение знаний для себя.

 

2.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. – Что узнали на прошлом уроке? Чем занимались? (Прилагательные в единственном числе изменяются по родам, определяли род прилагательных)

2. Словарная работа, повторение, пробное действие, фиксация затруднения

- Запишите   словосочетания, подчеркните непроверяемые орфограммы, определите род прилагательных:

Красная площадь, Московский Кремль, полезное растение, душистая сирень, крупные ромашки.

- Самопроверка орфограмм по словарику на доске.

- Проверим род прилагательных с объяснением способа действия 

(… прилагательное крупные женского рода, потому что существительное ромашка-женского рода,

- не смогли определить род)

3. Выявление места и причины затруднения.

- То есть, у нас возникла проблема, какая? (Не смогли определить род прилагательного крупные)

- Почему возникла? (Знакомый способ определения рода не подходит. Не хватает знаний)

- Что будем делать? (думать, наблюдать, задавать вопросы, делать выводы…)

П.- анализируют информацию, определяют  проблему и пути решения.

Р.-контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, корректируют свои действия.

К.- умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

Л.- способны адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха.

 

3. Постановка учебной задачи

- Понаблюдайте за существительными: чем существительное ромашки отличается от остальных существительных?

(Это множественное число, значит прилагательное крупные тоже во множественном числе, а во множественном числе прилагательные не изменяются по родам).

- Значит, прилагательные могут иметь форму единственного и множественного числа. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?  (Число прилагательных)  

- Прочитайте  тему в учебнике, совпадает ли с вашим предположением?  (Тема совпадает)

- Что бы вам хотелось узнать по этой теме, какие задачи нужно решить на уроке?

(- Научиться определять число прилагательных,

- узнать, на какие вопросы отвечают прилагательные во множественном числе  и какие  окончания имеют,

- выяснить, действительно ли прилагательные во множественном числе не изменяются по родам.)

- Каким образом будете выполнять поставленные задачи?

(Исследовать, изучать учебный материал, задавать вопросы, сравнивать, делать выводы)

П.- осуществляют анализ, создают способы решения проблемы.

Р.- понимают и принимают учебные задачи, планируют свои действия.

К.- принимают активное участие в работе, умеют вести диалог.

Л.- осознают свои возможности в учении.

 

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Начинаем решать поставленные задачи. Какая задача первая?

(Научиться определять число прилагательных.)

- Какие у вас предложения?

- Поможет разобраться упражнение 136. (выполняют с комментированием).

- Прочитать, списать, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Найти сходство и различие каждой пары словосочетаний. 

синий василёк – синие васильки,

дальняя прогулка – дальние прогулки,

белая фиалка – белые фиалки,

лёгкое облако – лёгкие облака.

(в первом словосочетании существительное и прилагательное в единственном числе, а во втором – во множественном, в каком)

-Какая часть слова указывает на то, что имя прилагательное изменилось по числам? (Окончание)

-Укажите число имён прилагательных и имён существительных.

- Что заметили? (В каком числе существительное, в таком и прилагательное, которое с ним связано)

-  Выделите окончание.

- Что заметили?  (При изменении числа прилагательного изменяется окончание)

- Сделайте вывод о том, как  можно определить число прилагательных.  (Число прилагательного можно определить по числу существительного, которое с ним связано.  При изменении числа прилагательного, изменяется его окончание, так же, как и существительного.)

- Прочитайте правило в учебнике, сравните со своим выводом.

 (Правило и вывод совпадают)

- Значит, вы сами составили правило и, значит, решили первую задачу. Молодцы.

 

Физминутка.

- Назовите вторую задачу.

(Узнать на какие вопросы отвечают прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют).

- Продолжаем исследовать имена прилагательные.

Упражнение 137(у доски).

- Составьте словосочетания из прилагательно и существительных в единственном числе, запишите.

Ближний лес, роща, село: ближний лес, ближняя роща, ближнее село.

-Выделите окончания прилагательных.

- Что заметили? (Окончания разные)

- Почему они разные? (Прилагательные отвечают на разные вопросы: какой?, какая?, какое? Эта информация нам известна)

- Запишите словосочетания во множественном числе. Выделите окончания.

Ближние леса, ближние рощи, ближние сёла.

- Что заметили?  (Окончания одинаковые).

- Почему? (Одинаковый вопрос: какие?)

- Какой вывод вытекает из исследования?

(Прилагательные во множественном числе отвечают только на один вопрос: какие? и имеют окончание –ие)

- Прочитайте правило в учебнике, сравните со своим выводом.

(есть ещё окончание –ые)

- Снова сами составили правило. Молодцы!

 

- Осталась последняя задача. Какая?

(Действительно ли прилагательные во множественном числе не изменяются по родам)

- Предлагаю продолжить исследование прилагательных из этого упражнения. Вернёмся к прилагательным в единственном числе: определите род этих прилагательных.

(ближний – м.р., ближняя – ж.р., ближнее – с.р.)

- Как определили?

(1.по вопросу и окончанию,2. по существительному)

- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе?  (Нет, они не изменяются)

- Вывод? (Прилагательные во множественном числе не изменяются по родам)

- Сравните с правилом в учебнике. (…) Молодцы, сделали правильный вывод.

- Значит, чтобы определить род прилагательных, сначала нужно узнать… (его число)

 

П.-осуществляют поиск информации, сравнивают, обобщают,  делают выводы и проверяют их.

Р.-  сохраняют учебные задачи, ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, осуществляют самопроверку, корректируют действия.

К.- строят речевое высказывание в устной форме, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников.

Л.- осознают свои возможности в учении, связывают свои успехи с усилиями, трудолюбием.

 

5. Закрепление знаний и способов действий

- Итак, все задачи решены, осталось применить новые знания на практике.

- Работа на интерактивной доске: распределить прилагательные в «корзины» по числам, объяснить своё мнение.

П.- осуществляют логические действия, используют новые знания для решения поставленной задачи.

Р.- контролируют  свои действия.

Интерак

тивная доска

6. Самостоя

тельная работа

- Работа в парах (карточки): распределить словосочетания в группы: в первую (выписывает один ученик)  – с прилагательными в единственном числе, во вторую  (выписывает другой ученик) – с прилагательными во множественном числе.

1 вариант: поздние огурчики, жёлтые одуванчики, русский язык, радостное чувство, февральская метель, прелестные  ромашки, зимняя погода.

2 вариант: служебная собака, ранняя пшеница,  скользкие ступеньки, древесная лягушка, боевые товарищи, сахарный тростник, дикие животные.

3 вариант: грецкий орех, дальняя деревня, детские рисунки, осеннее пальто,   маленькая обезьянка, ранние овощи, хрустальные стаканы.

- Дополнительное задание (с ловушкой): определить род прилагательных (?)

(Во множественном числе род прилагательных определить нельзя: они не изменяются по родам)

- У прилагательных во множественном числе найти и подчеркнуть орфограммы.  (Взаимопроверка дополнительного задания)

 

П.- проводят анализ, классификацию, обобщение.

Р.- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролируют свои действия и действия партнёра, оценивают собственную деятельность.

К.- умеют работать в паре, вести диалог, управлять поведением партнёра, уважают его мнение.

Л.-осуществляют смыслообразование, осознают свои возможности в учении.

 

7. Рефлексия  деятельности

- Продолжите предложения:

- Я сегодня узнал(а) …

- Я научился(ась) …

- Мне было …

- Я рад(а) …

 

- Домашнее задание: упр. 135.

- Инструкция по выполнению домашнего задания

П.- ориентируются в своей системе знаний.

Р.- осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Л.- проявляют интерес к предмету.

 


Задание 6 **Разработать методические материалы к проведению тематических мероприятий

«2016 год – год кино»:

- Сценарий классного часа «Экранизация произведений курских писателей».

- Сценарий беседы «Музыка курских композиторов в кино для детей и юношества».

- Календарь знаменательных и памятных дат  – 2016. Курский край (Экология, литература, музыка, изобразительное искусство, спорт).

 

                   Обобщение опыта работы учителей начальных классов по краеведению

 

- Школьный музей (мультимедийная презентация и методические материалы к виртуальной экскурсии).

 


Анкета учителя-стажера

1.      Ф.И.О.

2.     Оцените свое участие в деятельности курсов «Содержание и организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО» - 4 б.

3.     Какие формы работы на курсах оказались наиболее удачными для Вас? Практические занятия, мастер классы, СП

4.     Назовите виды деятельности в ходе курсов наиболее эффективные для Вас в вопросах совершенствования вашей методической подготовки?  Просмотр и анализ видеоуроков, конструирование уроков, МК.

 

Практическая часть (работа на стажировочной площадке)

 

 

5.         Отметьте, в каких профессиональных умениях у Вас произошел рост:

- гностические умения______________________________________

- проектировочные умения__+_________________________________

- конструктивные умения ___+_________________________________

- организаторские умения ____________________________________

- коммуникативные умения __+_______________________________

- использование ИКТ _______________________________________

6.  Ваша удовлетворенность работой на курсах повышения квалификации (оцените, пожалуйста, по десятибалльной шкале, где 10 – высший бал)

         6.1  организация деятельности _____7__________

6.2   отношения с преподавателями __9_________

6.3   сотрудничество с коллегами _____9________

6.4   работа на стажировочной площадке  __9___

7.  Ваши пожелания:  больше времени предусмотреть для практических занятий