Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".
Цели:
• Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки.
• Учить анализировать геометрические фигуры.
• Развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать, выделять те стороны наблюдаемых явлений, которые необходимы для с исследования и осмысления задачи.
• Совершенствовать умение решать задачи.
• Воспитать интерес к предмету, любознательность, дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.
Предмет: математика.
Класс:5
Дата:
Учитель:
Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".
Цели:
Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью
палетки.
Учить анализировать геометрические фигуры.
Развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать,
выделять те стороны наблюдаемых явлений, которые необходимы для с исследования и
осмысления задачи.
Совершенствовать умение решать задачи.
Воспитать интерес к предмету, любознательность, дружеское отношение к одноклассникам
в совместной работе.
Задачи урока: Создать условия для самостоятельного поиска знаний.
Оборудование: "Измерение площади фигуры с помощью палетки",презентация
Дидактические материалы к учебному занятию:
Ход учебного занятия
1.Организационный момент:
Учитель:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь оценку "5"?
2. Сообщение темы урока
Учитель: Ребята, мы вновь погружаемся в мир нескучной математики. Сегодня познакомимся с
геометрическими фигурами, площадь которых находим новым способом. А каким, узнаем на
уроке. У нас всё получится.
3. Оформление работ в тетрадях. Запишите число «22 ноября», вид сегодняшней работы «Классная работа», чистописание цифр
от 0 до 9.
4. Арифметический диктант.
Выполним арифметический диктант. На прошлых уроках мы учились делить целый предмет на
равные части, доли. Определите и запишите в виде дроби, какая часть от числа взята.
5.Повторение определений, формул. Игра «Экзамен»
Мы любим математику за её точность. четкость. Давайте четко повторим основные понятия,
которые пригодятся сегодня на уроке. Поиграем в игру «Экзамен». По очереди выходите к доске,
берёте билет, отвечаете.
.
Что такое квадрат?
. Что такое прямоугольник?
\Как найти площадь квадрата или
прямоугольника?
Квадрат это прямоугольник, у
которого все стороны равны
Прямоугольник это
четырёхугольник, у которого 4прямых
угла,4 вершины, 4стороны.
.Чтобы найти площадь квадрата или
прямоугольника , нужно длину
умножить на ширину
Какое свойство прямоугольника ты
знаешь?
. У прямоугольника противоположные
стороны равны.
. Назови виды линий
прямые,
Что такое треугольник?
Что такое периметр?
кривые замкнутые
и кривые незамкнутые
Треугольник это фигура, у которой три
стороны, три вершины, три угла
Периметр –это сумма всех сторон
фигуры.
6. Знакомство с презентацией «Кто такие археологи»
Математика царица всех наук. Она нужна в любой науке, в любой профессии, например,
археологам. Вы знаете, кто такие археологи? Посмотрим презентациию «Кто такие археологи».
7. Работа по индивидуальным карточкам.Нахождение площади фигур прямоугольной и квадратной формы.
Поиграем в эту профессию. Вы приехали на раскопки. Вам необходимо определить , какова
площадь участка земли прямоугольной или квадратной формы, на которой вы будете чтото
искать. (У каждого карточка с чертежом, данными. Дети по формуле находят площадь, делают
чертёж и запись в тетрадь.)Один ученик у доски.
S = a * b
S = 5* 9= 45 м2
ПРОВЕРКА. Учитель раздаёт карточки, на которых указан верный ответ,
дети зачитывают свои ответы - Отогните ответы и вы увидите, археологи,
кого вы откопали. Динозавров.
8 . Физминутка
- Вы наверное устали?
-Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
как динозавры зашипели:, зарычали.
Пошипели, помолчали
как динозавры, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
9. Знакомство с новой темой.
Я вот такого динозавра нашла.(На доску вывешен плакат.)
Можем мы найти его площадь по формуле? Почему?
Существует способ нахождения площади фигур неправильной формы с помощью палетки –
плёнки прозрачной с нанесенными на ней квадратными сантиметрами.
10. Знакомство с презентацией «Палетка»
Назови фигуры. П лощади каких фигур можно
найти по формуле?
1
2
3
8
7
9
5
10
4
11
6
Площадь фигуры – это число единичных квадратов,
полностью заполняющих эту фигуру.
15
3 см
16
5 см
Измерение площади
фигуры с помощью
палетки.в основе которых лежат фигуры с кривыми линиями.
Думаю, понравится вам дизайн этих предметов.
Один из предметов
Палетка-это прозрачная плёнка, разделённая на равные квадраты.
• Измерьте, чему равна сторона квадрата.
• На какие квадратные единицы разделена ваша палетка?
Вычисление площади
с помощью палетки
- Накладываем палетку.
- Считаем количество полных квадратов в фигуре.
Алгоритм вычисления площади
с помощью палетки
1. Наложи палетку.
2.Посчитай количество
полных квадратов в фигуре.
3. Посчитай количество
неполных квадратов и
раздели это число на 2:
4. Сложи количество полных
квадратов и число неполных
квадратов, делённое на 2:
1)
2) : 2
3) + ( :2 )
Выводы:
Очень легко!
Но не всегда удобно
и возможно!
11. Работа по теме урока
Нахождение площади динозавра по алгоритму . используя большую
палетку.Учитель комментирует.
полных квадратов в фигуре.
Алгоритм вычисления площади с помощью палетки
Наложи палетку.
Посчитай количество
Посчитай количество неполных квадратов и раздели это число на 2:
Сложи количество полных квадратов и число неполных квадратов,
делённое на 2.
1.
2.
3.
4.
Дети делают запись в тетрадь.
12. Физминутка. (Парный танец)
Давай, Дино, попрыгаем, попрыгаем .попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем , подрыгаем.
13. Самостоятельная работа. Найди площадь яйца с помощью
палетки.
А вы знаете, как появляются на свет маленькие динозаврики? Из яиц.
Продолжим наши археологические раскопки. Кто найдёт в пределах
расчерченных на полу квадратных метрах яйцо динозавра, имеет право в
него посмотреть.
(Дети находят по «яйцу» от киндера, внутри каждого – палетка и надпись
«палетка»)
Учитель раздаёт рисунки яйца, просит найти его площадь. Дети
самостоятельно находят площадь яйца с помощью палетки.
14. Тестирование.
- Проверим наши знания. В тесте обведите в кружок правильный ответ.
3 класс
ТЕСТ по теме «Палетка»1. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется
-квадрат
- треугольник
-. круг
2. Чтобы найти площадь квадрата или прямоугольника , нужно
- длину умножить на ширину
- найти сумму всех сторон.
3. С помощью палетки площадь находят так:
- Сложи количество полных квадратов и число неполных квадратов,
делённое на 2.
- длину умножить на ширину
4. Единицы измерения площади:
- мм см м к м
- мм2 см2 м2 к м2
- сек мин
5. Формула площади квадрата или прямоугольника
- S = a * b
- Р = a *b
- S = a + b
15. РЕЗЕРВ.
Работа в группах.
1 группа пишет названия предметов , площадь которых удобно находить по
формуле
2. группа пишет названия предметов , площадь которых удобно находить
палеткой.
16. Итог урока. Комментирование оценок.
- Ч то нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
17. Домашнее задание.
С помощью палетки находи площади мелких предметов, рисунков.