ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Тема: «Образ художественной культуры Западной Европы»
4 «Д» класс.
Выполнила:
Студентка группы Ш – 35
Шулепова Елена Денисовна
Проверили:
Учитель 4 «Д» класса
Кузмичева Раиса Ивановна
________________
Руководитель от колледжа:
Якушева Галина Ивановна
________________
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2023
Тема занятия |
«Образ художественной культуры Западной Европы» |
УМК |
Школа России. |
Цели деятельности педагога |
- познакомить с средневековыми замками Европы. - выполнить рисунок средневекового замка Европы |
Задачи |
Образовательные: познакомить учащихся с историей художественной культуры Западной Европы; учить последовательному изображению здания в романском стиле. Развивающие: развить у детей графические навыки и умения, глазомер; Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к культуре другого народа, интерес к архитектуре Древнего мира; |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: - понимание красоты и величия в архитектурной деятельности человека; - стремление к использованию художественных умений для достижения целей. Метапредметные: - осознавать познавательную задачу; - самостоятельно выполнять творческие задания; - осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; - планировать свои действия и уметь давать самооценку своей работе. Предметные: - знакомство с средневековыми замками Европы. - применение практических приемов; - знакомство с романским стилем в архитектуре Средневековья. |
Методы и формы обучения |
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, эвристический; Формы: фронтальная, индивидуальная. Практическая работа: индивидуальная. |
Основные понятия и Термины |
Средневековье, Романский стиль в архитектуре. |
Наглядно- демонстрационный материал |
Презентация |
Оборудование |
АРМ педагога, наглядно-демонстрационный материал, канцелярские принадлежности. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФОВ |
УУД |
Промежуточный контроль |
1.Оргмомент |
- (1 СЛАЙД) Здравствуйте, меня зовут Елена Денисовна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.
– Проверим вашу готовность к уроку: на краю стола должны лежать: Простой карандаш, фломастеры, альбом или лист формата А4.
-Кто проверил свою готовность может присаживаться. |
Приветствуют учителя.
Слушают внимательно.
Проверяют свою готовность к уроку. |
Фронтальная |
К: Приветствие учителя. Р: Готовность рабочего места. |
Зрительный контакт |
2.Актуализация знаний.
СТИЦ |
-Культуру и искусство какой страны мира вы изучали на уроках изобразительного искусства
-Какие архитектурные сооружения вы уже изображали?
- Сегодня мы с вами окунемся в мир средневековья (2 СЛАЙД) Давайте же погрузимся в этот удивительным мир, закройте глаза и представьте, что мы далеко в прошлом в эпоху средневековья. (Звучит музыка Средневековья №1) Вот мы и оказались в средневековье мысленно.
-Какие эмоции у вас вызвала музыка, что вы представляли?
Перед тем как узнать, что сегодня мы изобразим, вы должны послушать стихотворение и догадаться сами какая тема нашего урока. (3 СЛАЙД) На фоне играет средневековая музыка (№2) Старинный замок, каменные стены, От бега времени они, как смоль, черны, Прислушайтесь: здесь всё совсем живое. Всмотритесь в эти окна, письмена, Вы можете услышать звук гобоя, Увидеть луки, стрелы в колчанах. И помнят стены прожитое время, Хранит их память плач, балы, пиры. И стоит только вставить ногу в стремя – Как встрепенутся древние миры… (Автор - Сергей Велес)
- Прослушав стихотворение, как вы думаете какая тема нашего урока? - Темой нашего урока будет не просто средневековые замки, а «Образ художественной культуры Западной Европы» (4 СЛАЙД)
- Как вы думаете, что мы сегодня с вами будем делать?
- Верно, ребята, сегодня мы познакомимся с историей средневековых замков, научимся их изображать, а так же узнаем о романском стиле в архитектуре. |
- Русь, Япония, Азия, Греция
- Храмы, жилые сооружения и т.д.
- Дети высказывают свои мнения и эмоции
- Средневековые замки
- Познакомиться с историей средневековых замков и научиться их изображать. |
Фронтальная |
П: умение структурировать знания.
К: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. |
Зрительный контакт |
3.Вступительная беседа |
- (5 СЛАЙД) На самом деле история появления замков берет свое начало даже не средневековье, а в гораздо более ранние времена, возможно, что еще доисторические. И связано появление замков и крепостей как таковых с удовлетворением одной из базовых потребностей человека – потребности в защите. Ведь времена всегда были неспокойные. А по большому счету войны велись всегда, пока существовало человечество. - То есть замки изначально создавались, как средство обеспечения защиты для себя и своих близких, чтобы в случае нападения, то ли войск неприятеля, то ли просто лихих разбойников и бандитов, можно было, где укрыться и успешно отбить нападение незваных гостей. - Первые замки в истории были совсем не похожи на то, что мы подразумеваем под ними сейчас – они строились из дерева и представляли собой пространство, огражденное деревянным частоколом, и вырытым вокруг этого частокола рвом. - Примерно так выглядели подобные деревянные замки. До наших времен они, разумеется, не сохранились. - Прогресс не стоял на месте, и вот на смену строительству из дерева пришло строительства из камня. Первые каменные замки начали строить еще римляне. - С наступлением средневековья дело замкостроительства переняли уже многочисленные графы, бароны, феодалы и, разумеется, короли новообразованных европейских средневековых государств. - (6 СЛАЙД) Давайте посмотрим на слайд и разберем основные элементы средневекового замка.
- Обратим внимание, около замка находится Земляной вал. Ров с водой, сами стены замка, подъемный мост, ворота, надвратные башни, дозорная башня, бастион, главное здание замка где живут люди, башня донжон. Во время атаки на крепость глава замка руководил обороной с донжона.
- Так же на территории замка находилась конюшня, хозяйственные постройки и колодец.
- Многие замки были захвачены и разрушены до основания, но некоторые из них дошли и до наших дней! - (7 СЛАЙД) Обратите внимания на слайды, в Средневековье появился такой стиль в строительстве замков как – Романский стиль.
- Романский стиль (от лат. Romanus – римский) (8 СЛАЙД) Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм-крепость, замок-крепость. - (9 СЛАЙД) Характерный признак Романской архитектуры - толстые стены, прорезанные маленькими окнами, здание похоже на тюрьму. Формы замка четко геометрические. - Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, цилиндров, конусов. - (10 СЛАЙД) Крепость тщательно вписывалось в окружающую природу, выглядело прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон. - Давайте нарисуем средневековый замок в романском стиле. - Мы только что рассмотрели замки, посмотрите на иллюстрации и еще раз назовите основные характерные черты РОМАНСКОГО стиля.
-Итак, на данном этапе урока мы с вами познакомились с небольшой историей про строительство замков, а также узнали про новый стиль в архитектуре – романский стиль. Посмотрели на архитектуру средневековых замков. |
Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, делают выводы.
- Характерные черты романского стиля – это толстые стены, прорезанные маленькими окнами, и главным элементом композиции замка становится башня — донжон.
|
Фронтальная Индивидуальная |
Р: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (что я знаю и умею). П:воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. К: уметь выражать свои мысли. Л:Умение организовать себя, соблюдение дисциплины. |
Зрительный контакт Ответы на вопросы |
4.Объяснение практического задания. |
- Ребята, сегодня вы побудите архитекторами эпохи Средневековья, и должны будете спроектировать средневековый замок в романском стиле. -Смотрим внимательно и повторяем за мной каждый этап у себя в альбомах. 1) Для начала проводим вертикальную линию при её помощи мы вычисляем симметрию замка. 2) Намечаем короткими засечками высоту нашего замка, т.е отступаем от верхней и нижней стороны листа отступить примерно 2 см. 3) По середине рисуем прямоугольник, слева и справа от него еще прямоугольники, только узкие и выше основного. 4) Далее рисуем треугольные крыши на башнях.
5) Далее рисуем ворота и квадратные зубцы верх стены. 6) Дорисовываем третью башню ДонЖон по середине.
- Ребята, вот мы с вами и спроектировали наш замок, но в нем чего не хватает? Что не хватает в нашем замке? -Правильно, это окна, сейчас я вам покажу их расположение, помните они должны располагаться симметрично. - Вот какой замок получился у меня в романском стиле. У вас же должен получиться свой замок, вы же архитекторы, творческие личности и в конце урока посмотрим, чей же замок получился самым интересным, настоящим средневековым - в романском стиле. |
Составляют последовательность работы над изделием.
- Не хватает окон |
Фронтальная Индивидуальная |
Л: Ориентирование на плодотворную работу.
Р: осуществляют контроль деятельности.
|
Зрительный контакт. Под руководством учителя обучающиеся анализируют, составляют последовательность работы над изделием. |
Физ. минутка |
- А теперь давайте мы с вами отдохнем и проведем физ.минутку. - Рыцари в Средневековье всегда поддерживали хорошую физическую форму - В первый раз я показываю, а вы смотрите, во второй и третий раз вы повторяете за мной движения, чтобы доказать, что мы достойны быть рыцарями. 1 упражнение вращение головой влево в право, раз-два три- четыре. 3 повтора. 2 упражнение разминаем наши кисти 1-2 3-4 вращаем кисти на себя 5-6 7-8 вращаем кисти от себя 3 повтора 3 упражнение приседание на 1-2 присед 3-4 И.П 5 повторов. 4 упражнение наклоны туловищем на 1 – наклон вперед, на 2 – наклон назад, на 3 наклон влево, на 4 – наклон вправо. |
Сначала дети смотрят на учителя. Потом встают и повторяют движение за педагогом.
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
П: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
|
Зрительный контакт |
6.Самостоятельная практическая работа. |
- (11 СЛАЙД) Сейчас ваша задача закончить проектировать ваш замок, добавить в него элементов, дорисовать где он стоит. - Кто закончит добавлять элементы в свои замок, вам необходимо будет обвести весь замок фломастерами. - Ну, а теперь мы приступаем к работе. На выполнение всей работы у вас есть 20 минут. Приступаем! Желаю удачи! «На фоне играет средневековая музыка №3» Учитель проводит индивидуальную и фронтальную работу, ходит по классу и помогает детям с выполнением практической работы. Приемы: - похвала - напоминание – практическая помощь - предупреждение ошибок - демонстрация лучшего начала работы (перед классом). |
Начала дети слушают рекомендации учителя по творческой работе, а после приступают к самостоятельному выполняют задания по теме урока. |
Фронтальная Словесная Индивидуальная
|
К:Умение слушать и понимать речь других Л:Умение организовывать свою рабочую деятельность |
Зрительный контакт. Проговаривание правильного, грамотного ответа. |
7. Выставка работ. |
- Ребята, сейчас вы должны выйти к доске и не только показать рисунок своего замка, но и немного рассказать о нем, назвать элементы Романского стиля. - Выходите к доске 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд, выставка замков, рассказ о своем замке. |
|
|
|
|
8.Итог. Рефлексия. |
- Что нового узнали на уроке? - Чему мы сегодня научились? - Какой стиль замкостроительства мы сегодня изучили? - Какие характерные черты романского стиля вы запомнили? - Ребята, у кого не возникло трудностей покажите цветную иллюстрацию замка. У кого были затруднения, но он с ними справился покажите иллюстрацию на которой изображен только контур замка. У кого ничего не получилось покажите иллюстрацию с фундаментом замка. -Ребята, спасибо за урок, до свидания! |
Дети
демонстрируют свою работу классу.
|
Фронтальная Коллективная Индивидуальная |
П:Умение делать выводы.
Л:Адекватное оценивание своего труда, своей проделанной работы. |
Зрительный контакт |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.