Технологическая карта пробного урока изобразительного искусства в начальной школе
Дата: 12.02.2020 г.
Школа: МБОУ СОШ№18
Класс: 2 «Б»
Учитель: Китова Татьяна Зиновьевна
Методист: Иванина Светлана Владимировна
Практикант: Зелич Нина Витальевна
Тип урока: комбинированный
Тема урока |
«Человек и его украшения» |
Цель
|
Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение украшений человека. |
Задачи
|
Образовательные: 1) познакомить с историей появления украшений и познакомить с понятием орнамент; сформировать представления о использование украшений человеком. 2) сформировать умение выполнять украшение человека, используя орнамент; закрепить навыки правильной организации рабочего места, аккуратности, точности. Развивающие: способствовать развитию: памяти, расширению кругозора, мышления образного, композиционного, художественного, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, фантазии. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию: ответственности за выполнение работы; бережного отношения к природе; уважительного отношения к работе художника, интереса к культуре и традициям своего народа. 2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. |
Основные понятия |
Положительный образ, отрицательный образ. |
Межпредметные связи |
музыка, русский язык, математика. |
Оборудование
|
Оборудование учителя: пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины; правила безопасной работы с пачкающими материалами. Оборудование учащихся: Материалы: гуашь. Инструменты: карандаш, ластик, стаканчик, палитра. Приспособления: клеенка, салфетки. |
Литература, интернет-ресурсы |
Литература:
Интернет - ресурсы:
|
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты
|
Время |
|
Предметные |
УУД |
||||
I. Организация класса на работу |
|
|
|
||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
|
-Добрый день! Отложите все на край парты. Итак, урок изобразительного искусства. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. -Улыбнёмся друг другу |
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. |
|
Личностные УУД: уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. |
1 мин |
II. Повторение пройденного материала |
|
|
|
||
Анализ материала прошлого урока |
-Вспомните, над какой большой темой мы работаем в этой четверти? (О чем говорит искусство) -Что мы делали на прошлом уроке? (Скульптуру) -Из чего мы её делали? (Из пластилина) -Что такое лепка? (Это один из видов скульптуры) -Верно. |
Отвечают на вопросы учителя |
|
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
2 ми.
|
III. Формулирование темы урока, постановка цели |
|
|
|
||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
|
Посмотрите на слайд, что объединяет все эти картинки (одежда, украшения) -Кто сможет предположить тему нашего урока? Тема: Человек и его украшения. -Какие цели сегодняшнего урока? Цель: Нарисовать украшение человека. Украсить орнаментами.
|
С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы |
|
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. |
3-5 мин |
IV. Усвоение новых знаний |
|
|
|
||
Познакомить с историей появления украшений.
Познакомить с понятием орнамент.
Сформировать представления о использование украшений человеком. |
1.Вводная беседа -А как использовал украшения человек? С давних времен человек любил украшать себя. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. Украшения тоже имеют свой характер, свой образ. -Богатырь не мог украсить себя тоненькой цепочкой бус или кокошником, а девице они шли, подчеркивая ее нежность, изящество. Например, кокошники, которые вы видите на фотографиях (показать), 4 слайд расшиты драгоценными нитками, речным жемчугом. Украшения могут быть простые, скромные или торжественные. Украшали шлем воину совсем не так, как царевне - кокошник, по его шлему можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для мужчин подчеркивают их силу, мужество, храбрость. В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. -На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости, т. е. подчеркивал наиболее ценные или желательные свои качества. Его щит мог быть устрашающим, даже зловещим, или украшенным светлым образом солнца (это щит защитника). В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы - шлемы строгие, почти без украшений. -Форма щитов для сражений и для народов могла быть одинаковой. Но украшены щиты были по-разному. Таким образом, украшения характеризовали своего хозяина. 2.Объяснение последовательности выполнения практической работы -А мы с вами будем украшать орнаментами. -Кто скажет, что такое орнаменты? (украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов) -На доске вы видите орнаменты. -Вашу работу нужно выполнить следующим образом. 1) Нарисовать кокошник и украсить орнаментами. 2) Нарисовать и украсить богатырские доспехи так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и - воину, который угрожает. -Ваши работы должны быть аккуратными, и ярко украшены. 3. Проверка понимания учащимися нового материала -Для чего нужны украшения? -Как украшали кокошники? -Как украшали щиты? -Что такое орнамент? -Что вам нужно будет сделать? -Теперь пришло время немного отдохнуть. -Встаньте из-за парт. Внимательно меня слушайте и повторяйте за мной. Физминутка. Руки
кверху поднимаем, -Присаживайтесь. |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности, составляют план практической работы.
Отвечают на вопросы.
Выполняют физминутку
|
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; а) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; б) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, а также декоративного искусства и дизайна.
|
Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений.
Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий
Личностные УУД: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) |
10-12 мин |
V. Организация рабочего места |
|
|
|
||
Сформировать умение выполнять украшение человека, используя орнамент
Закрепить навыки правильной организации рабочего места, аккуратности, точности.
|
-Что вам нужно для выполнения данной работы? (гуашь, банка для воды, палитра) -Повторим план работы. План: 1) Девочки рисуют кокошник и украшают его орнаментами. 2) Мальчики рисуют и украшают богатырские доспехи так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и - воину, который угрожает. -А что нужно сделать после работы? (Когда закончили работу, нужно привести в порядок свое рабочее место.) - Молодцы. |
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами. |
Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.
|
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. |
1-2 мин. |
VI. Практическая работа |
|
|
|
||
Выполнить работы по установленным критериям. |
-Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:
-На выполнение работы у вас 20 минут. -Желаю Вам творчества! |
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту. |
Уметь: Выполнять: — изображение, используя алгоритм; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. |
Регулятивные УУД: выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия. Личностные УУД: овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности. |
20-25 мин |
VII. Подведение итога урока. Рефлексия. |
|
|
|
||
Подвести итог урока. Организовать выставку работ. |
-Какова была тема нашего занятия? -Кто помнит какие были поставлены цели? -Чему новому вы научились? -А что уже знали? -Продемонстрируем свои работы, сначала пусть выйдет первый ряд -Вы такие молодцы, мне очень нравятся ваши работы. -Второй ряд -Замечательные работы, кто не закончил, продолжите дома. -Третий ряд. -Обратите внимание какие разные работы у всех получились, по-своему интересные и красивые. |
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности |
|
Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии успешности выполнения своей работы |
3 мин |
VIII. Уборка рабочих мест |
|
|
2 мин. |
||
Убрать рабочие места. |
-Уберите сои места. -Спасибо за работу. -До свидания. |
Наводят порядок на рабочем столе |
|
Регулятивные УУД: учиться организованно убирать рабочее место |
|
Учитель___________________________________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.