Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Созвездие»
ИНН 5075010809; КПП 507501001; ОГРН 1025007588605
143100; Московская область, Рузский район, г. Руза, ул. Волоколамское шоссе, дом 4, корпус 2.
e-mail:ruzadd@yandex.ru; тел. 8 (496-27) 21-746
_____________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНА
Директором
ГКОУ МО «Созвездие»
Слюнченко Ж.Г.
«_____»_____________2017 г.
Рабочая программа
дополнительного образования (изостудии)
«Творческая мастерская» (13-17лет)
на 2017/2018 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ:
Миронова Екатерина Андреевна,
Педагог дополнительного образования
2017
г.Руза
Пояснительная записка
Изостудия «Творческая мастерская» создана с целью выявления и развития творческих способностей у воспитанников разных возрастных групп. Основное внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого из приходящих детей. Программа рассчитана на старший школьный возраст (13-17 лет)
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Данная программа полностью адаптирована для детей с ОВЗ, и может использоваться в смешанных группах детей с разной группой здоровья.
Для всех групп предусмотрена специальная программа, учитывающая возрастные особенности детей каждой из групп.
Главная цель – через изучение памятников зодчества и произведений живописи — привить интерес и любовь к родному краю, истории искусства; любовь к родной природе прививается рисованием с натуры и по памяти пейзажей, натюрмортов (цветы, плоды родной местности, родного сада и т. д.). Для достижения наилучшего результата в процессе обучения, используются так задания, связанные с копированием произведений великих русских и зарубежных художников, а также задания, связанные с натурной работой.
Задачи программы:
Развивающая — развивать у детей потребность к регулярным занятиям, в результате чего обеспечивается творческий рост.
— формировать эстетическое и нравственное сознание
— развивать в детях творческую фантазию, ассоциативное мышление, воображение, память. А также развить художественное мышление, содействовать овладению профессиональными навыками: работа разными материалами (гуашью, акварелью, углём, пастелью, тушью и т. д).
Обучающая — обучать детей первоначальным основам изобразительного искусства: научить использовать разные техники для достижения наибольшей художественной выразительности (техника монотипии и гравюры на воске и т. д.). Ознакомить воспитанников с творчеством русских и зарубежных художников, с народным творчеством.
В результате освоения программы дети овладеют следующими универсальными действиями:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. К истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения; участие общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты в «Изобразительном искусстве» должны отражать:
– формирование основ художественной культуры как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
В итоге освоения программы воспитанники должны:
– знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
– знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
– понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
– знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
– чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
– знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
– знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
– знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
– называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX–XX столетий;
– иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
– иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
– получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
– научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
– развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
– получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
Формы организации занятий:
Большую роль играют коллективные занятия, которые способствуют объективной самооценке, а также являются стимулом для достижения новых творческих возможностей. Не смотря на работу в группе, при работе в изостудии имеет место индивидуальный подход к каждому воспитаннику. По окончании каждой работы среди детей проводится коллективное обсуждение каждого рисунка со стороны воспитанников и объяснение всех положительных и отрицательных моментов со стороны педагога.
Формы и виды представления результата:
Работа творческого коллектива направлена на достижение наилучшего результата. Подведение итогов проделанной в изостудии работы проводится несколькими способами: 1 — проведение выставок и конкурсов внутри творческого объединения изостудии, 2 — проведение выставок в учреждении, 3 — участие в городских, областных и всероссийский выставках и конкурсах.
ПРОГРАММА РАБОТЫ ИЗОСТУДИИ «Творческая мастерская»
№ |
Тема |
Общ. Колич. часов |
1 |
Натюрморт «Осенние листья» |
2 часа |
2 |
Воспоминания лета. |
2 часа |
3 |
Сказка по выбору (любимая сказка) |
2 часа |
4 |
Автопортрет |
2 часа |
5 |
Осенний пейзаж |
2 часа |
6 |
Моё домашнее животное |
2 часа |
7 |
Сказка по выбору |
2 часа |
8 |
Пейзаж. Закат.(A la prima) |
2 часа |
9 |
Гравюра на воске (чёрно-белая) |
2 часа |
10 |
Гравюра на воске (цветная) |
2 часа |
11 |
Сказка Ш. Перро «Золушка» |
2 часа |
12 |
Моя комната |
2 часа |
13 |
Праздник в моей семье |
2 часа |
14 |
Копия с картины известного художника (по выбору) |
2 часа |
15 |
Зимний пейзаж. Графика. |
2 часа |
16 |
Зимние игры |
2 часа |
17 |
Праздник масленницы |
2 часа |
18 |
Русская сказка «По щучьему веленью» |
2 часа |
19 |
Пейзаж «Родная природа» |
2 часа |
20 |
Натюрморт с фруктами |
2 часа |
21 |
Сказка по выбору |
2 часа |
22 |
Портрет мамы (бабушки) |
2 часа |
23 |
Рисование животных (по выбору) |
2 часа |
24 |
Натюрморт с самоваром. |
2 часа |
25 |
Прогулка с любимым животным |
2 часа |
26 |
Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» («Огниво») |
2 часа |
27 |
Русский народный узор (гжель, хохлома, палех, дымково и т.д.) по выбору |
2 часа |
28 |
Русский народный костюм |
2 часа |
29 |
Русская прялка |
2 часа |
30 |
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» |
2 часа |
31 |
Композиция ко Дню Победы |
2 часа |
32 |
Натюрморт с сиренью |
2 часа |
33 |
Сказка А. Толстого «Буратино» |
2 часа |
34 |
Сказка Ершова «Конёк-Горбунок» |
2 часа |
1. Тема: натюрморт «Осенние листья»
Дети сами собирают понравившиеся им листья, одновременно проводится беседа о красоте родной природы; затем занятия проходят в кабинете Д/О. Рисование карандашом с натуры:
Группе ставится задача рисования более сложного натюрморта (листья в вазе, 2-3 драпировки, фрукты). Приветствуется попытка передачи материальности предметов и объёма.
Общее цветовое решение:
Воспитанники ищут более сложные цветовые сочетания. Попытка усложнить цвета рефлексами, светом, тенью, цветовыми сочетаниями.
Используемые материалы: гуашь, акварель, бумага.
Постепенное завершение работы над натюрмортом «Осенние листья» с учётом свойств используемого материала под руководством педагога.
Показ лучших работ.
Все упражнения, построения (например, вазы) показываются педагогом на отдельных листах бумаги, в некоторых случаях индивидуально.
2. Тема: «Воспоминание о лете»
Проводится беседа с участием детей о проведённом лете. Каждый делится своими впечатлениями, самыми радостными событиями, происшедшими летом, тем самым создаётся эмоционально приподнятое настроение.
Группа делает наброски на дополнительном листе с целью найти лучшую композицию, проводятся консультации по композиции (педагогом). Затем, дети рисуют карандашом выбранную композицию. Завершается работа решением в цвете.
При проведении беседы используются репродукции с картин известных художников, например, с картины Т. Яблонской «Утро», «Лето», репр. с картин И. Грабаря и др.
3. Тема: сказка по выбору (к конкурсу, проводимому Обществом книголюбов)
Дети рисуют свою любимую сказку или иллюстрацию к сказке, которую прочитали в последнее время. Если ребёнок испытывает затруднение в выборе сказки или в изображении интересной композиции, педагог предлагает свои варианты.
Практическая часть работы поэтапно. Предлагаются включение фигур человека, элементов архитектуры (интерьеров, экстерьеров), предметов быта.
Цветовое решение предлагается делать соответственно сюжету и развивающимся событиям иллюстрируемой сказки. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси.
4. Тема: автопортрет
После объяснения педагогом основных законов композиции портрета пропорций человеческого лица, дети начинают работу с определения места нахождения основного изображения на листе.
На следующем этапе, дети начинают карандашом отрисовывать свой образ с отражения в зеркале.
Приступая к цветовому решению, группа преследует задачи реально передать цвет окружающего их фона среды и собственной одежды.
5. Тема: осенний пейзаж
Перед началом работы дети вспоминают и рассказывают о том, что самое интересное и красивое происходит осенью. Затем, определяют и намечают композицию своей работы.
В свою композицию они обязательно включают изображения и людей и архитектуры.
Цветовое решение имеет главную задачу: как можно красивее и достовернее передать особенности осенней природы.
6. Тема: мое домашнее животное
Проводится беседа о любви к природе и как к части окружающей нас природы — любви к животным. Дети участвуют в беседе, рассказывают о своих питомцах. Демонстрируются книги художников-анималистов, показываются рисунки и наброски животных. Практическое выполнение заключается в выполнении набросков разных домашних животных с разных ракурсов.
7. Тема: сказка по выбору
Рассказывается или читается сказка. Дети обсуждают содержание сказки, выбирают эпизод, который будут иллюстрировать.
Группа выполняет сложно построенную композицию. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению.
По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.
8. Тема: пейзаж. Закат (A la prima)
Работа выполняется в технике A la prima. Воспитанники начинают работать сразу красками, показывая самые яркие и впечатляющие моменты такого явления природы, как закат. Педагог в свою очередь предлагает варианты композиции и сюжета. Наиболее удачные, красивые работы по окончании будут вывешены на выставке.
9. Тема: гравюра на воске (чёрно-белая)
Гравюра на воске — один из самых доступных по технике исполнения видов графики. Объяснение техники идет параллельно с практическим выполнением работ. Дети подготавливают лист для будущей работы (для этого используют свечу или кусочек воска, которым натирают лист; затем этот лист покрывается тушью). Когда лист просохнет, можно по нему процарапать ранее выбранное изображение. Изображаться могут как пейзажи, натюрморты, так и сложные композиции. Таким образом, гравюра на воске обогащает владение всеми жанрами, изученными ранее.
10. Тема: выполнение гравюры на воске (цветная)
Гравюра на воске этого типа несколько сложнее по технике исполнения. Лист сначала покрывают цветовыми пятнами, которые примерно соответствуют цветам будущей композиции, т.е. ребенок должен заранее продумать изображение, а потом приступать к подготовке листа. Затем, как и при выполнении черно-белого варианта гравюры, ребенок натирает воском уже подкрашенную бумагу. После просыхания листа процарапывается изображение. По окончании работы рисунки показываются всем студийцам, высказываются мнения детей о проделанной работе.
11. Тема: сказка Ш. Перро «Золушка»
Сказка рассказывается детьми (по очереди). Так как эта сказка почти всегда известна большинству детей, все они участвуют в пересказе. Показываются отдельные детали возможных композиций. В качестве пособий используются книги и т.д. Рассказывая сказку, дети проникаются сочувствием к Золушке, понимают, что ценить в человеке надо доброту, трудолюбие. Практическая работа начинается с обсуждения и набросков композиции. Студийцы делают сложные композиции: здесь и упряжка лошадей, везущая Золушку во дворец, сцена бала с множеством фигур и т.п. Цветовое решение по желанию.
12. Тема: моя комната
Работая над этой темой, ребёнку предоставляется возможность изобразить комнату, в которой он живёт – свой маленький мир. Воспитанники, помимо интерьера, добавляют в композицию (по возможности) своё изображение.
Переходя к цветовому решению работы, дети придерживаются одной основной задачи: наиболее достоверно передать характер и состояние интерьера.
13. Тема: праздник в моей семье
Здесь задача усложняется. К интерьеру прибавляется изображение людей, членов семьи ребёнка в праздник. При цветовом решении основной задачей становится передача состояния праздника в доме. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы, всем представляется возможность оценить свою работу и работы других детей при участии педагога с целью определения, на сколько удачно передано в рисунках состояние праздника.
14. Тема: копия с картины известного художника
Задача этого не простого задания состоит в том, чтобы наиболее точно перерисовать данный образец и постараться передать всё красочное разнообразие в цветовом решении. По окончании, самые удачные работы помещаются на выставки как внутри изостудии, так и на более серьёзных выставках.
В качестве наглядных пособий при выполнении данного задания используются репродукции и фотографии известных русских художников.
15. Тема: зимний пейзаж (графика)
Выполняется с учётом ранее сделанных наблюдений. Детьми разрабатывается композиция разной степени сложности. Сначала ребята определяют наиболее интересную композицию и рисуют её в карандаше. Воспитанники могут выполнять это задание в серьёзной профессиональной графической технике — тушью и пером.
16. Тема: зимние игры
Проводится беседа о предстоящих каникулах, создается эмоционально приподнятое настроение. Показываются слайды и репродукции с картин известных художников (Суриков «Взятие зимнего городка», Брейгель «Зима»). Дети составляют композицию с фигурами людей и животных. Цветовое решение осуществляется детьми в соответствии с их рисунками. В конце занятий устраивается выставка с обсуждением работ.
17. Тема: праздник масленицы
Педагог рассказывает о русской народной традиции этого праздника и показывает примеры композиций, сделанных ранее на заданную тему. Когда ребята приступают к работе, они сперва выбирают сюжет, затем выстраивают композицию и прорисовывают ее. Воспитанники изображают участников народного гулянья в традиционных для этого праздника костюмах. Переходя к цветовому решению, которое выполняется гуашью по бумаге, дети не должны забывать, что этот праздник всегда проводится зимой. По окончании данного задания внутри изостудии при участии преподавателя происходит обсуждение всех сделанных работ. Лучшие отправляются на выставку в кабинете.
18. Тема: русская сказка «По щучьему веленью»
Сказка рассказывается детьми и педагогом. Продолжается беседа о добре и зле, начатая на предыдущих занятиях. Работа над выбранной композицией ведется поэтапно. Работа гуашью — это завершающий этап работы. Проводится индивидуальная работа с детьми в виде советов и другой вербальной помощи.
В конце занятия показываются несколько последних тем, выбираются работы, которые пойдут выставку.
19. Тема: пейзаж «Родная природа»
Перед началом работы воспитанники вспоминают и рассказывают о том, что самое интересное и красивое происходит осенью. Затем, дети определяют и намечают композицию своей работы.
В свою композицию они обязательно включают изображения и людей и архитектуры.
Цветовое решение имеет в основную задачу: как можно красивее и достовернее передать особенности родной, российской природы.
20. Тема: натюрморт с фруктами
Детям предоставляется возможность испытать свои силы в рисовании с натуры.
После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.
21. Тема: сказка по выбору
Дети рисуют свою любимую сказку или иллюстрацию к сказке, которую прочитали в последнее время. Если ребёнок испытывает затруднение в выборе сказки или в изображении интересной композиции, педагог предлагает свои варианты.
Практическая часть работы поэтапно. Обязательным условием является включение фигур человека, элементов архитектуры (интерьеров, экстерьеров), предметов быта.
Цветовое решение предлагается делать соответственно сюжету и развивающимся событиям иллюстрируемой сказки. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси.
22. Тема: портрет мамы (бабушки)
Данная тема является подготовкой к празднованию Международного женского дня 8 марта. Портреты могут быть нарисованы по памяти или с фотографий. Показываются работы детей, сделанные ранее, объясняется построение головы человека.
Студийцы могут попробовать решить свою работу светотеневым способом.
Воспитательная цель данного занятия заключается в научении детей выражать свою любовь к близким людям. Работая над данной темой, дети вспоминают улыбку любимого человека, его общий облик, любимое платье и т.д. Организуется выставка, посвященная празднику.
23. Тема: рисование животных (по выбору)
Проводится беседа о любви к природе и как к части окружающей нас природы — любви к животным. Дети участвуют в беседе, рассказывают о своих питомцах. Демонстрируются книги художников-анималистов, показываются рисунки и наброски животных. Практическое продолжение работы— рисунки карандашом и гуашью лошади, коровы и т. д.
24. Тема: натюрморт с самоваром
Показываются репродукции с картин известных художников: Грабаря, Коровина, Сарьяна и т.д.
Студийцы делают натюрморт с натуры.
Сначала прорабатывается общее решение композиции, общее цветовое решение, затем прорабатываются детали.
При работе над этой темой представляется важным достижение детьми эстетического удовольствия.
25. Тема: прогулка с любимым животным.
Внутри группы проводится беседа на тему любви к своему домашнему питомцу. Дети рассказывают о характере и привычках домашнего животного.
Даётся задание, выполняя которое дети должны в своей работе соединить ранее полученные уменья и художественные навыки, так как работа соединяет в себе рисование пейзажа, фигуры человека и животного.
После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.
26. Тема: сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» («Огниво»)
В начале занятия ребята все вместе вспоминают содержание сказки. Затем каждый ребёнок выбирает для себя наиболее понравившийся и запомнившийся момент в сказке.
Приступая к построению композиции, педагог объясняет задачи. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. Цветовое решение должно сочетать в себе как довольно реалистические цветовые сочетания, так и приобретать сказочные элементы цветового восприятия.
По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.
27. Тема: русский народный узор
Ребята знакомятся с различными народными промыслами (Хохлома, Полхов-Майдан, Городец). Наглядные пособия и изделия остаются на протяжении всех часов, отведенных на эту тему.
Работа начинается с эскиза, выполненного на листе, затем карандашом на заготовку наносится рисунок (сначала фоны, например, сарафана, платочка,
передника), потом маленькими кисточками делаются детали. Каждый ребенок может выбрать стиль, который ему больше нравится (лаком матрешки покрываются педагогом).
Эта тема способствует не только получению знаний о народных промыслах, но и привитию любви к этому виду творчества.
28. Тема: русский народный костюм
Эта тема способствует не только получению знаний о народном костюме, но и привитию любви к культуре и традициям родного края. Наглядные пособия и изображения русского народного костюма остаются на протяжении всех часов, отведенных на эту тему.
Приступая к построению композиции, педагог объясняет задачи. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. Цветовое решение должно содержать в себе довольно реалистические цветовые сочетания. В конце занятий устраивается выставка с обсуждением работ.
29. Тема: русская прялка
При работе над заданной темой используются наглядные пособия. Такие как: книга «Русская прялка», открытки и фотографии из музеев.
Начинается работа с построения композиции и тщательной прорисовки орнамента, и сюжета. Приступая к цветовому решению, дети должны учитывать классические народные цветовые сочетания и их особенности. В ходе работы педагог неоднократно походит к каждому ребенку и делает замечания по конкретному рисунку. После решения задания в цвете и проработки всех необходимых деталей, педагог выставляет в один ряд все готовые рисунки и вместе с детьми выявляет достоинства и основные ошибки каждого рисунка.
Приобретенные при помощи данной темы навыки, будут неоднократно использоваться детьми при работе над иллюстрациями к русским сказкам.
30. Тема: сказка А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Занятия начинаются с чтения сказки (возможно по ролям). Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. На отдельных листах делаются наброски композиций.
Поэтапность работы сохраняется, но композиция делается с учётом ранее полученных знаний по русскому зодчеству и русскому костюму и т. п.
31. Тема: композиция ко Дню Победы
Показываются репродукции с картин известных художников (Локтионов «Письмо с фронта», Пластов «Фашист пролетел» и др.). Рассказываются эпизоды из художественных произведений (Шолохов «Судьба человека», Окуджава «Ах, война, что ты сделала, подлая?», Твардовский, Высоцкий). Ребята настраиваются серьезно выполнить работу по предложенной теме, с пониманием трагедии.
Дети делают сложную композицию с изображением солдат, военной техники; возможно изображение сцены боя. Цветовое решение как бы ограниченное суровостью изображаемого. Работа ведется поэтапно.
Сделанные рисунки выставляются на празднике, посвященном Российской армии.
32. Тема: натюрморт с сиренью
Воспитанники выполняют ряд этюдов с натуры, учитывая разные ракурсы и композиции. Переходя к цветовому решению, все ребята подбирают наиболее выразительные цветовые сочетания, учитывают свои натурные наблюдения и опираются на естественные цветовые сочетания.
При работе над этой темой представляется важным достижение детьми эстетического удовольствия.
По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.
33. Тема: сказка А. Н. Толстого «Буратино»
Занятия по теме иллюстрирования начинаются с чтения сказки (возможно по ролям). Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. На отдельных листах делаются наброски композиций. Когда общая композиция будет найдена, дети приступают к прорисовке героев и их окружающей среды. Переход к цветовому решению означает наиболее глубокое проникновение юного художника в сказочную атмосферу. Наиболее яркие и выразительные цветовые сочетания очень этому способствуют. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси.
По окончании работы, педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке. Лучшие работы отбираются на выставку.
34. Тема: сказка П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Иллюстрирование начинается с чтения сказки. Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. Практическая часть работы поэтапно: нахождение интересной для детей композиции. Когда общая композиция будет найдена, дети приступают к прорисовке героев и их окружающей среды, элементов архитектуры (интерьеров, экстерьеров), предметов быта.
Цветовое решение предлагается делать соответственно сюжету и развивающимся событиям иллюстрируемой сказки. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси. После решения задания в цвете и проработки всех необходимых деталей, педагог выставляет в один ряд все готовые рисунки и вместе с детьми достоинства и основные ошибки каждого рисунка.
Список литературы
1. Уроки изобразительного искусства. 1-4 классы. Поурочные разработки; Просвещение - Москва, 2014. - 240 c.
2. Буланова И. В. Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7 классы; Планета - Москва, 2011. - 595 c.
3. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. 5 класс. Методическое пособие. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека; Просвещение - Москва, 2010. - 112 c.
4. Горяева Н. А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Поурочные разработки; Просвещение - Москва, 2012. - 144 c.
5. Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 6 класс; ВАКО - Москва, 2012. - 192 c.
6. Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 7 класс; ВАКО - Москва, 2013. - 176 c.
7. Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 8 класс; ВАКО - Москва, 2012. - 128 c.
8. Кашекова И. Э., Олесина Е. П. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Планируемые результаты. Система заданий; Просвещение - Москва, 2013. - 128 c.
9. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы; Просвещение - Москва, 2012. - 128 c.
10. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочие программы; Просвещение - Москва, 2011. - 176 c.
11. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка и искусство. 5-9 классы. Сборник рабочих программ; Просвещение - Москва, 2011. - 104 c.
12. Сокольникова Н. М. Обучение в 3 классе по учебнику "Изобразительное искусство" Н. М. Сокольниковой. Программа. Тематическое планирование. Методические рекомендации; Астрель - Москва, 2012. - 791 c.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.