Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ
Оценка 5

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Оценка 5
Документация +2
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
21.01.2018
Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ
Программа доп. Образования по изобразительному искусству. Программа рассчитана для детей в возрасте от 13 до 17 лет с ОВЗ. Данная программа поможет детям развить в себе творческий талант, а так же открыть для себя много техник и возможностей простых, давно привычных материалов.
изостудия рабочая программа ОВЗ 13-17 лет.docx
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Созвездие»  ИНН 5075010809; КПП 507501001; ОГРН 1025007588605  143100; Московская область, Рузский район, г. Руза, ул. Волоколамское шоссе, дом 4, корпус 2.     _____________________________________________________________________  e­mail:ruzadd@yandex.ru; тел. 8 (496­27) 21­746                                                                                                 УТВЕРЖДЕНА                                                                                           Директором                                                                                                                ГКОУ МО «Созвездие»                                                                                                   Слюнченко Ж.Г.                                                                                                                         «_____»_____________2017 г. Рабочая программа  дополнительного образования (изостудии) «Творческая мастерская» (13­17 лет) для детей с ОВЗ на 2017/2018 учебный год СОСТАВИТЕЛЬ:  Миронова Екатерина Андреевна, Педагог дополнительного образования 2017 г.Руза 1.1. Пояснительная записка. Данная   работа   посвящена   актуальной   проблеме   –   формированию   основ коррекционной   педагогики   для   воспитанников   с   ограниченными   возможностями здоровья (ОВЗ). В данной разработке даются рекомендации к организации кружковой работы с детьми с ОВЗ, средствами художественного творчества. Рабочая Программа кружка по изо разработана на основе ООП и содержит в себе обязательный   минимум  содержания   федерального   компонента   государственного образовательного стандарта 2 поколения ФГОС. РП   построена   на   позициях   гуманно   —   личностного   отношения   к   ребенку   и   формирование   духовных   и направлена   на   его   всестороннее   развитие, общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Главный   критерий   отбора   материала   для   занятий   в   кружке   —   его воспитательная ценность и возможность развития всесторонних способностей ребенка (Е. А. Флерина,  Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).  При   разработке   РП   опорой   являлись   лучшие   традиции   отечественного образования, его фундаментальность, комплексное решение задач по охране жизни и укреплению   здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития   на   основе   организации   разнообразных   видов   детской   творческой деятельности. Рабочая   Программа   представляет   собой   детально   разработанную   систему   с детьми с ОВЗ в кружке по изодеятельности. Изотерапия   очень   распространена   в   работе   с   детьми   с   ограниченными возможностями   способствует   преодолению   причин,  которые   порождают   вторичные отклонения, возникающие   на   фоне   первичных   нарушений   (задержка   психического развития, речевые расстройства, нарушения познавательной деятельности, отсутствие уверенности в   себе,   нарушение   общения   с   окружающими,   эмоциональные расстройства).  Развитие   творческих   и   коммуникативных   способностей   детей   на   основе   их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной Программы. Рабочая программа кружка построена на следующих нормативно­правовых документах: 1.Федеральный закон № 273­ФЗ  от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Федеральный государственный образовательный стандарт  основного  общего   утвержденный   приказом образования   по   изобразительному   искусству, Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897 3.   Примерная   авторская   программа   основного   общего   образования   по изобразительному   искусству   Б.   Н.   Неменского   «Изобразительное   искусство» Издательство «Просвещение» 2015 г. Актуальность  В настоящее время, в связи с инклюзивным образованием, дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от  психического  и  речевого   развития, от  структуры  дефекта,  от  психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих   потребностей,   свои   специальные   образовательные   потребности.   И   эти потребности   должны   быть   удовлетворены   специальными   образовательными условиями. Актуальность базируется:  на анализе социальных проблем;  на современных требованиях системы образования;  на потенциале образовательного учреждения; Новизна   дополнительной   общеобразовательной   программы  обусловлена направленностью на инклюзивное образование при реализации ее содержания. Отличительной особенностью РП кружка  является то, что в системе работы с детьми с ОВЗ  используются методы арт­ педагогики.  Практическая значимость  Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.  Для   детей   с   ОВЗ   очень   важно   для   развития   психологически   комфортная обстановка,   исключающая   перенапряжение,   истощение,   стойкие   отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая творческая активность. Это огромная возможность  для  детей думать,  пробовать, искать, а самое главное ­ самовыражаться. Проведение   занятий   с   использованием   нетрадиционных   техник   по   этой Программе: ­ способствует развитию уверенности в своих силах;  ­ способствует снятию детских страхов;  ­ способствует развитию мелкой моторики  рук; ­способствует  получению детьми эстетического удовольствия; ­ формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования. 1.2. Цель рабочей программы Центральная   идея   программы:  обеспечение   условий   для   оптимального развития ребенка с ОВЗ, успешной интеграции его в социум. Цель: Создание условий для поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, средствами арт – педагогики.  Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 1.3. Для достижения поставленной цели Программа ставит  следующие задачи: ­забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; ­максимальное   использование   разнообразных   видов   детской   деятельности,   их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно — образовательного процесса; ­творческая организация воспитательно — образовательного процесса; ­уважительное отношение к результатам детского творчества; ­единство подходов к воспитанию детей в условиях ОУ. Решение   поставленных   в   Рабочей   Программе   целей   и   задач   возможно   только   при систематической и целенаправленной поддержке различных форм детской активности и инициативы. 1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды для детей с  ОВЗ являются: ­ от простого к сложному;  ­индивидуального подхода; ­развития творческой инициативы; ­динамизм. 1.5 Планируемые результаты освоения программы  Личностные   результаты  отражаются   в   индивидуальных   качественных   свойствах воспитанников, которые они должны приобрести в процессе освоения программы: ­ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к   Отечеству,   чувство   гордости   за   свою   Родину,   прошлое   и   настоящее многонационального   народа   России;   осознание   своей   этнической   принадлежности, знание  культуры  своего  народа,  своего  края,  основ  культурного  наследия  народов России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   традиционных   ценностей многонационального российского общества; ­   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ­   формирование   целостного   мировоззрения,   учитывающего   культурное,   языковое духовное многообразие современного мира; ­   формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ­ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ­ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; ­ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ­ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформированности универсальных   способностей,   проявляющихся   в   познавательной   и   практической творческой деятельности: ­ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ­   умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения познавательных задач; ­   умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий   в   рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ­   умение   оценивать   правильность   выполнения   поставленной   задачи,   собственные возможности ее решения; ­ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности; ­   умение   организовать   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   педагогом   и сверстниками;   работать   индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учета   интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные   результаты  характеризуют   опыт   воспитанников   в   художественно­ творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы: ­ формирование основ художественной культуры воспитанников как части их общей духовной   культуры,   как   особого   способа   познания   жизни   и   средства   организации общения; развитие эстетического, эмоционально­ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; ­   развитие   визуально­пространственного   мышления   как   формы   эмоционально­ ценностного   освоения   мира,   самовыражения   и   ориентации   в   художественном   и нравственном пространстве культуры; ­ освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах   (фольклорное   художественной   творчество   разных   народов,   классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); ­   воспитание   уважения   к   истории   культуры   своего   Отечества,   выраженной   в архитектуре,   изобразительном   искусстве,   в   национальных   образах   предметно­ материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; ­   приобретение   опыта   создания   художественного   образа   в   разных   видах   и   жанрах визуально­пространственных   искусств:   изобразительных   (живопись, скульптура), декоративно­прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта   графика, работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); ­ приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визуально­пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); ­   развитие   потребности   в   общении   с   произведениями   изобразительного   искусства, освоение   практических   умений   и   навыков   восприятия,   интерпретации   и   оценки произведений   искусств;   формирование   активного   отношения   к   традициям художественной   культуры   как   смысловой,   эстетической   и   личностно­значимой ценности; ­   осознание   значения   искусства   и   творчества   в   личной   и   культурной самоидентификации личности; ­   развитие   индивидуальных   творческих   способностей,   формирование   устойчивого интереса к творческой деятельности. II. Содержательный раздел.  1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (16 ч) Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства  и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие  основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства:  живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в  изобразительном искусстве. Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением  любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок.  Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Тема. Линия и ее выразительные возможности Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность  линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в  создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные  возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала.  Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Тема. Цвет. Основы цветоведения Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и  холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение  свойств цвета. Тема. Цвет в произведениях живописи Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.  Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных  состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Тема. Объемные изображения в скульптуре Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим  пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина,  камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства. Тема. Основы языка изображения Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства,  художественные материалы и их выразительные возможности, художественное  творчество и художественное восприятие, зрительские умения. 2 Раздел  «Мир наших вещей. Натюрморт» (18 ч) Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.  Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.  Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в  творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к  изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном  искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко  ценят, передавая из поколения в поколение? Тема. Изображение предметного мира — натюрморт Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем  рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в  истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные,  рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского  изображения в древности и в XX веке. Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные  формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего  многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы.  Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи  объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости  предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел.  Понятие ракурса. Тема. Освещение. Свет и тень Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия  «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».  Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как  средство организации композиции в картине. Тема. Натюрморт в графике Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте:  ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски. Тема. Цвет в натюрморте Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет  предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация  натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в  натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений  людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­ тие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой  индивидуальности художника. 3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (22 ч) Тема. Образ человека — главная тема искусства Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения  портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве  Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет  и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном  изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники­портретисты. Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее  части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма  глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Тема. Изображение головы человека в пространстве Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы,  соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и  призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­ видуальных особенностей и физиономических типов. Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории  изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на  листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. Тема. Портрет в скульптуре Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в  истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры.  Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Тема. Сатирические образы человека Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и  обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Тема. Образные возможности освещения в портрете Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и  изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет,  изображение против света, контрастность освещения. Тема. Портрет в живописи Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека  в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и  лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого. Тема. Роль цвета в портрете Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как  выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. Тема. Великие портретисты (обобщение темы) Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных  образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая  интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях  великих художников. 4 Раздел « Человек и пространство в изобразительном искусстве» (12 ч)  Тема. Жанры в изобразительном искусстве Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет.  Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры. Тема. Изображение пространства Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как  средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения  пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и  сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и  отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в  изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в  искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная  грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Тема. Правила линейной и воздушной перспективы Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость  картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов —  перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз­ душной перспективы и изменения контрастности. Тема. Пейзаж­настроение. Природа и художник Пейзаж­настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и  красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток.  Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак,  туман, полдень. Роль колорита в пейзаже­настроении. Тема. Городской пейзаж Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны  предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем  создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после  предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован  прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию  листа. Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в  жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы  образно­выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная  основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. 2.1. Формы, способы, методы и средства реализации РП. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя на занятиях комфортно,   знал, что его здесь любят, поддержат.   Для реализации Рабочей Программы кружка   по   изобразительной   деятельности используются разнообразные  приёмы  и  методы. Выбор  осуществляется  с  учётом детей: возрастных,   ­   словесные   (беседа,   объяснение,   познавательный   рассказ,   художественное психофизических     возможностей   слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка); ­ наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки); ­ метод наблюдения (наблюдения, рассматривание, показ образца,   способов выполнения и др.);                                                                           ­ практические – упражнения, эксперименты и др. Все методы используются в комплексе и: показ – дают  возможность  почувствовать  многоцветное  изображение   предметов,   что влияет     на полноту восприятия окружающего мира; – формируют   эмоционально  –   положительное  отношение  к  самому   процессу рисования;                – способствуют  более  эффективному  развитию  воображения,  восприятия  и,  как следствие, познавательных способностей. 2.2. Методическое обеспечение программы. РП наглядно знакомит детей с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними. Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят радость познания, творчества.                  Ш. Организационный раздел.  (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе) Реализация дополнительных общеразвивающих программ, адаптированных для детей с ОВЗ предполагает создание специальных условий. Воспитательно   ­   образовательный   процесс   строится   с   учетом   контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей. При   организации   воспитательно   ­   образовательного   процесса   необходимо обеспечить   единство   воспитательных,   развивающих   и   обучающих   задач.   При   этом следует   решать   поставленные   цели   и   задачи,   избегая   перегрузки   детей,   на необходимом   и   достаточном   материале,   максимально   приближаясь   к     разумному «минимуму».   Обеспечить   каждому   воспитаннику   отдых   (пассивный   и   активный), эмоциональное   благополучие,   способность   формировать   умение   занимать   себя позволяет развитие культурно — досуговой деятельности младших школьников по интересам.   Содействовать   посещению   художественно   —   эстетических   студий   по интересам ребенка. Рабочая  Программа кружка предназначена для детей с ОВЗ, сроки освоения с учетом   особенностей   психофизического   развития   указанных   категорий   детей   и рассчитана на один год обучения.  Группа комплектуется детьми  в возрасте 13­17  Программа рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю) Длительность занятий 40 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049­13 от 15.05.2013 №26. При реализации программы  ежеквартально организуются  выставки работ детей, которые   способствуют   формированию   гармоничного   развития   личности   ребёнка   и ежеквартально ­ тематические выставки в ОУ.  Для плодотворного творческого процесса кружковой работы большое значение имеют  материально — технические условия, созданные на базе ОУ: ­   использование   видео,   слайдов,   компьютера   для   просмотра   образцов,   этапов работы над изображением, мастер ­ классов; ­ использование музыкального центра для создания психологического комфорта во время занятий; ­ использование картин, таблиц, плакатов. Дата П Ф № п/п Ко л­ во ча со в 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 2 2 2 2 2 2 2 Календарно ­ тематическое планирование Тема урока Основное содержание темы, термины и понятия Характ­ка основных видов деятельности Виды изобразительного искусства и основы образного языка 16ч. Пространственные (пластические) виды искусства. Конструк­ тивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно­ прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства Узнают: различные виды изобр азительно­го искусства, художественные материалы и их выразительные возможности. Научатся: ана­ лизировать пространственные и изобразительные виды искусства; использовать красочные фактуры Узнают: виды рисунка, графические материалы. Научатся пользоваться графическими мате­ риалами Узнают: значение ритма линий, роль ритма. Научатся использовать выразительные средства туши, передавая линейный ритм Узнают понятия силуэт, тон, ритм в изобра­ зительном искусстве. Научатся: пользоваться графическими материалами; видеть и передавать характер освещения Узнают: основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Научатся: использовать выразительные средства гуаши; понимать и анализировать художественные произведения художников Узнают понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Научатся: активно воспри­ нимать произведения искусства; работать гуашью в технике алла­прима Узнают: художественные матери­" алы в скульптуре и их выразительные возможности. Научатся: взаимодействовать в процессе со­ вместной деятельности; воспринимать произведе­ ния искусства; создавать фигуры животных в объ­ Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств (постановка и решение учебной задачи) Рисунок ­основа изобра­ зительного творчества (постановка и решение учебной задачи) (живопись, графика, скульптура). Мультимедийная презентация Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок ­основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графические материалы. Мультимедийная презентация Линия и ее выразительные возможности (постановка и решение учебной задачи) Свойства, характер, вид линий, ритм линий. Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения. Мультимедийная презентация Пятно как средство вы­ ражения. Композиция как ритм пятен (постановка и решение учебной задачи Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения, темное, светлое, линия и пятно. Композиция. Мультимедийная презентация Цвет. Основы цветове­ дения (постановка и реше­ ние учебной задачи) Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Основные и составные цвета. Изучение свойств цвета. Мультимедийная презентация Цвет в произведениях живописи (постановка и решение учебной задачи Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармо­ ния цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. Мулып имедийная презентация Объемные изображения в скульптуре (постановка и решение учебной задачи) Скульптура. Виды скульптуры. Виды рельефа. Выразительные возможности скульптуры. Выразительные возможности объемного изображения. Объемные изображения животных, выпол­ ненные в разных материалах. Мультимедийная презентация Основы языка изображения (постановка и решение 2 Выразительные свойства линии. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Объемно­пространственные учебной задачи) изображения. Мультимедийная презентация Мир наших вещей. Натюрморт 18ч. Реальность и фантазия в творчестве художника (постановка и решение учебной задачи) Изображение предметного мира— на­ тюрморт (постановка и решение учебной задачи) Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (постановка и решение учебной задачи) Изображение объема на плоскости, линейная перспектива (постановка и решение учебной задачи) Освещение. Свет и тень (постановка и решение учебной задачи) Условность, реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. Творчество художника Марка Шагала. Мультимедийная презентация Предметный мир. Натюрморт. Развитие жанра ­от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др. Мультимедийная презентация Линейные, плоскостные, объемные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Разнообразие форм. Конструкция.  Мультимедийная презентация Перспектива, линейная перспектива, точка зрения, точка схода. Академический рисунок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих. Мул ыпимедийная презентация Свет, блик, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутень. Тон. Тональные отношения. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих. Мультимедийная презентация Натюрморт в графике (по­ становка и решение учеб­ ной задачи) Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская книжная гравюра. Творчество А. Дюрера, А. Ф. Зубова, Ф. Гойя. Гравюры В. А. Фаворского. Мультимедийная презентация еме; работать пластическими материалами Узнают виды изобразительного искусства. Научатся: воспринимать произведения изо­ бразительного искусства; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников Узнают: выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве, картины художников, изображающие мир вещей. Научатся понимать, воспринимать и выражать свое отношение к произведениям изобразительно­ го искусства Узнают: основные этапы развития натюрморта, выдающихся художников в жанре натюрморта. Научатся понимать роль жанра натюрморта в истории развития изобразительного искусства и его значение для изучения прошлого в жизни Узнают: понятие формы, правила изображения и средства выразительности. Научатся: понимать красоту; воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру Узнают: правила объемного изображения гео м етр ичес ких тел, понятие ракурса произведений художников, изображавших натюрморты из геометриче­ских тел. Научатся воспринимать произведения искусства Узнают, как выполнять изображения геометри­ ческих тел с передачей объема в графике. Научатся: воспринимать и эстетически пере­ живать красоту; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников Узнают: что такое гравюра и ее свойства, осо­ бенности работы над гравюрой, имена художни­ ков­графиков. Научатся: рисовать фон для ра­ боты; применять полученные знания в собствен­ ной художественно­творческой деятельности; оценивать работы товарищей 8. 9. 10 . 11 . 12 . 13 14 . 15 ­ 16 2 2 2 2 2 2 4 Цвет в натюрморте (постановка и решение учебной задачи) Французский реалист Гюстав Курбе. Западноевропейский на­ тюрморт. Художники­импрессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане. Русские художники К. Коровин, В. Д. Узнают работы великих художников­импрес­ сионистов в жанре натюрморта. Научатся: по­ нимать роль цвета в натюрморте; работать . 17 . 18 . 19 . 20 . 21 . 22 . 23 . 2 2 2 2 2 2 2 Поленов, работавшие в жанре натюрморта. Мультимедийная презентация Монотипия (отпечаток, оттиск, касание, образ). Монотипия ­ вид печатной графики,  художественное произведение, выполненное за один прием. Художник­монотипист. Французский художник Эдгар Дега. Мультимедийная презентация Вглядываясь в человека. Портрет. 22 ч. Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Дамские портреты. Скульптурные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знатных людей, созданные Ф. Рокотовым, Д. Левицким, В. Боровиковским. Мультимедийная презентация Конструкция и пропорции головы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого. Мультимедийная, презентация Выразительные возмож­ ности натюрморта(постановка и решение учебной задачи) Образ человека ­ главная тема искусства (постановка и решение учебной задачи) Конструкция головы человека и ее пропорции (постановка и решение учебной задачи) графическими материалами Узнают: особенности изображения натюрморта, имена выдающихся художников и их произве­ дения. Научатся воспринимать произведения изобразительного искусства Узнают: новые эстетические представления, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся: при­ обретать новые умения в работе; воспринимать произведения искусства Узнают: творческие формы работы над пред­ ложенной темой, используя выразительные воз­ можности художественных материалов; произведения выдающихся художников. Научатся использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы Изображение головы человека в пространстве (поста­ новка и решение учебной задачи) Жест. Ракурс. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конст­ руктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. Мультимедийная презентация Познакомятся с творчеством А. Модильяни. Научатся: исполь­ зовать выразительные возможности художе­ ственных материалов; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве Графический портретный рисунок и выразительный образ человека (постановка и решение учебной задачи) Портрет в скульптуре (по­ становка и решение учебной задачи) Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического с творчеством Леонардо да Винчи. Научатся пере­ Познакомятся изображения. Мастер эпохи Возрождения. Мультимедийная презентация Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек—основной предмет изобра жения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульпторе Рима III века н. э. Мулътимед и иная презентация ­ дать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете Узнают об особенностях и выразительных возможности скульптуры. Научатся: работать графическими мате­ риалами, выполняя зарисовки для предполагаемого скульптурного портрета Сатирические образы человека Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. Художе­ ственное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Узнают: приемы художественного преувеличе­ ния, творчество известных карикатуристов нашей Кукрыник­сы (псевдоним по первым слогам фамилий) ­ творческий коллектив советских графиков и живописцев, народных художников СССР ­М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова. Мулътимедийная презентация Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин. Познакомить с творчеством выдающихся художников, создававших произведения искусства в портретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. Интимный (лирический) портрет. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи. Мультимедийная презентация Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства. В. Серов «Девочка с персиками». Мультимедийная презентация. Автопортет. Образные возможности освещения в портрете (по­ становка и решение учеб­ ной задачи) Портрет в живописи (постановка и решение учебной задачи) Роль цвета в портрете (постановка, решение учеб­ ной задачи) страны. Научатся: приемам художественного преувеличения; отбирать детали, обострять обра­ зы при создании дружеского шаржа Узнают приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете. Научатся: видеть контрастность освещения; использовать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете Узнают: основные типы портретов (парадный, конный и т. д.), роль рук в раскрытии образа портретируемого. Научатся выполнять аналити­ ческие зарисовки композиций портретов из­ вестных художников в технике акварельной живописи Узнают о значении цвета и тона в портретном жанре. Научатся: анализировать картину В. Серова «Девочка с персиками»; использовать цвет для передачи настроения и характера Великие портретисты (постановка и решение учебной задачи) Галерея. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха Индивидуальность образного языка в произве­ дениях великих художников. Мультимедийная презентация. Узнают имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. Научатся вы­ полнять художественный анализ своих работ и работ одноклассников Человек и пространство. Пейзаж. 12 ч. Жанры в изобразительном искусстве (постановка и решение учебной задачи) Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение виде­ ния мира художниками в разные эпохи». Мультимедийная презентация Узнают: произведения и жанры изобразительного искусства, приемы работы в технике коллажа. Научатся: аргументированно анализировать картины художников; согласованно работать в группе Изображение пространства (постановка и решение учебной задачи) Точка зрения. Линейная перспектива. Прямая перспектива. Обратная перспектива. Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Беседа по теме «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве XX века». Мультимедийная презентация Узнают: понятия точка зрения и линия горизонта, способы изображения пространства в различные эпохи. Научатся: пользоваться начальными правилами линейной перспективы; работать в группе; работать в технике коллажа; анализировать, выделять главное и обобщать; определять понятие точка зрения; сравнивать объекты по заданным критериям 24 . 25 . 26 ­ 27 . 28 . 29 . 30 . 2 4 2 2 2 31 . 32 . 33 . 34 . 2 2 2 2 Правила линейной и воздушной  перспектив (постановка и  решение учебной задачи) Линейная и воздушная перспектива. Точка схода. Плоскость  картины. Высота линии горизонта. Перспектива — учение о  способах передачи глубины пространства. Обратная  перспектива. Многомерности пространства. Узнают правила воздушной перспективы. Научатся изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы Пейзаж­настроение. Природа и художник (по­ становка и решение учебной задачи) Пейзаж­настроение. Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество французского художника­импрессиониста Ка­ миля Писсаро.  Мультимедийная презентация Узнают об импрессионизме. Научатся: рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цве­ товые отношения, правила перспективы; анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства для передачи настрое­ ния в пейзаже Городской пейзаж Выразительные возмож­ ности изобразительного ис­ кусства. Язык и смысл (обобщение) Городской пейзаж. Язык графики и главные его выразительные средства — это линия, штрих, контур, пятно и тон. Абрис – линейный (контурный) рисунок. Творчество А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Верейского, Е. Кругликовой и Узнают о главных выразительных средствах графики. Научатся: применять выразительные средства графики при работе над рисунком; объяснять свои работы и работы одноклассников с других. Мультимедийная презентация Жанр, портрет, натюрморт, пейзаж, колорит. Мультимедийная презентация позиций, поставленных в творческих задачах Научатся: самостоятельно классифицировать материал по жанрам; критически оценивать художественные произведения; выражать свое мнение Перечень учебно­методических средств обучения № Наименование объектов и средств % оснащенности 100 100 1.1 1.2 2.1 Литература Основная Программа   специальных   (коррекционных) образовательных   учреждений   VIII   вида: подготовительный, 5­8 классы/под редакцией В.В.   Воронковой;   Москва,   Просвещение,    2014 г. Учебно­методического   комплекта   по   пред­ мету   «Изобразительное   искусство»   нет   в федеральном   перечне   учебников,   рекомен­ дуемых   к   использованию   при   реализации имеющих   государственную   аккредитацию образовательных   программ   начального общего, среднего общего образования, Дополнительная: Наглядные и демонстрационные материалы по выше перечисленным темам. Предметные  картинки на разные темы. Наглядные пособия: «Овощи», «Фрукты»,  «Море», «Домашние птицы» «Перелётные  птицы», «Посуда»,  «Ягоды», «Садовые  цветы», «Полевые цветы», «Времена года»,  Дидактический материал: «Городецкая  роспись», «Дымковская игрушка», «Русская  матрёшка», «Жостовская роспись»,  «Филимоновские игрушки», «Хохлома», «Гжель», Картины Шишкина, Левитана, Ван  Гога и др. художников

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ

Изо 13-17 лет для детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018