ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЧВЫ ОПЫТНЫХ УЧАСТКОВ
Более пятнадцати лет члены секции «Открытие» принимают участие в Межрегиональных экологических экспедициях школьников России. Экспедиция – это увлекательное путешествие в мир знаний, Основные особенности летней экспедиции - это природа и образование в естественных условиях. Экологическая экспедиция — это знакомство с растительным миром, живыми организмами, законами жизни и взаимосвязями в природе, но не взглядом "эксплуататора и насильника" этих чудес, а взглядом, способным увидеть и понять красоту мира и научную премудрость. Лагерь восемнадцатый, по счету, экспедиции раскинулся на севере Пермского края, где мы и проводили свои исследования.
В наше время, важно знать, какие химические элементы и их соединения входят в состав почвы. На одних почвах растения чувствуют себя хорошо, обильно цветут и дают богатые урожаи. На других почвах урожайность намного ниже. Чтобы найти причину, нужно хорошо знать характеристику почвы и своевременно и грамотно проводить мероприятия, направленные на окультуривание почвы.
Цель работы: изучение экологического состояния почвы опытных участков.
Задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- провести физико-химический анализ почвы опытных участков;
- определить влияние человека на состояние почвы;
- составить план по улучшению состояния почвы;
- разработать рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений и по выбору возделываемых культур.
Объектом исследования явилась почва опытного участка: участок №1 – засеянный злаковыми культурами, участок №2 – засеянный овощами.
В процессе исследования мы определяли механический состав почвы, структуру почвы, влагоемкость и водопроницаемость, изучали насыщенность почвы воздухом. Мы использовали методики Филатова М.М. , Кирсанова В.П., Небел Б.И.
При исследовании кислотности почвы пользовались таблицей «Определение степени кислотности почвы».
Значение рН |
Степень кислотности почв |
Ниже 4,5 |
Сильнокислые |
4,5 -5,0 |
Среднекислые |
5,1 -5,5 |
Слабокислые |
5, 5- 6,0 |
Близкие к нейтральным |
Более 6,0 -7,0 |
Нейтральные |
7,0 – 8,0 |
Слабощелочные |
Анализируя полученные данные мы выявили:
1. Участок №1 – злаковый имеет среднесуглинистую почву, участок №2 – овощной имеет супесчаную почву.
2. На участке №1 почва структурная. Такая почва состоит из более крупных частиц, связанных в отдельные комочки разнообразной формы и величины.
3.На участке №2 почва мелкоструктурная. В основу этих почв входят очень мелкие частички. В таких почвах плохо проходит вода и воздух.
4.У структурных типов почв влагоемкость меньше, чем у мелкоструктурных.
5. Показатели аэрации:
Тип почвы |
Время выделения воздуха |
Величина пузырьков |
Интенсивность выделения воздуха |
Супесчаная |
7 минут |
средние |
высокая |
Суглинистая |
5 минут |
мелкие |
средняя |
Степень аэрации зависит от количества и величины пустот между комочками почвы. Высокая интенсивность выделения воздуха у супесчаной почвы.
6. Реакция рН на участке №1 соответствует нейтральной (рН =5.5).Почва имеет торфяной состав. В злаковом отделе (участок №2) реакция рН была слабокислой (рН=7). Следовательно, нет никакой необходимости проводить работу по раскислению почвы.
Химический анализ почвы:
1.Содержание карбонат – ионов: в почве с участка №2 под действием соляной кислоты интенсивность «вскипания» слабая, с участка №1 – средняя.
2.В обоих пробах почвы: содержание сульфат – ионов 1-0,5 мг. на 100 мл. раствора, наличие хлорид – ионов 1 – 0,1 мг на 100 мл раствора вытяжки, наличие ионов кальция 1 – 0,1 мг в 100 мл раствора вытяжки. Содержание катионов и анионов в почве не превышает ПДК.
Выводы:
1. В результате проведенных исследований было выявлено: почва с участка №2 – супесчаная, структурная; с участка №1 – среднесуглинистая, мелкоструктурная.
2.При изучении влагоемкости и водопроницаемости почв исследования показали, что структурные почвы обладают меньшей влагоемкостью, но большей водопроницаемостью; а бесструктурные почвы обладают большей влагоемкостью, но меньшей водопроницаемостью.
3.Исследование аэрации почвы показали, что менее всего аэрация выражена у суглинистых почв, а максимально – у супесчаных.
Рекомендации:
1. Для получения высокого урожая на 1 участке необходимо вносить органические удобрения
2. При слабокислой реакции на суглинистой почве вносить 500 г. известковых удобрений на 1м2. Известь оказывает благотворное влияние на состав почвы в течение 10 лет.
3. Составить схему севооборота на 3 года.
4. При внесении минеральных удобрений следить за уровнем рН в почве. Не допускать повышения кислотности. В случае необходимости принять меры по раскислению почвы.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основании полученных результатов составили агрохимическую характеристику почвы на опытных участках и результаты могут быть использованы при выращивании различных культур на опытных участках.
Важно помнить, что почва не объект эксплуатации, а великое богатство, которое досталось нам в наследство и останется нашим потомкам.
Литература:
1. Алексеев, С.В. Изучаем экологию – экспериментально / С.В. Алексеев.- Москва: Научный мир, 2002. – 136 с.
2. Бабьева, И.П. Биология почв /И.П. Бабьева / Изд-во МГУ, 2009.- 121 с.
3. Воронин, С.П. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Воронин, С.П. - М.: Мир, 2008. – 111 с.
4. Никитина, З.И. Микробиологический мониторинг наземных экосистем / З.И. Никитина. - Новосибирск: Наука, 2011.-98 с.
5. Сердобольский, И.П. Агрохимические методы исследования почв / И.П.Сердобольский.- М., 2012.- 124 с.
7. Ашихминой, Т. Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/ Т. Я. Ашихминой - М.: АГАР,2012.- 116 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.