ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С ЗПР И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ
А.Ю. Клейко
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Назарово Красноярского края
Аннотация: в статье представлены результаты изучения связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени.
Ключевые слова: связная монологическая речь, рассказ-описание, задержка психического развития, умственная отсталость легкой степени.
STUDY OF THE FEATURES OF THE CONNECTED DESCRIPTIVE SPEECH AT LEARNING 2-3 CLASSES WITH REMOTE AND MENTAL RETENTION OF LIGHT DEGREE
A.U. Kleyko.
Summary: the article presents the results of studying coherent narrative speech in students of the 2-3 classes with a delay in mental development and mental retardation of mild degree.
Keywords: coherent monologic speech, narrative description, delayed mental development, mental retardation of mild degree.
Проблема развития связной речи у детей с нарушениями интеллекта привлекает к себе все больше внимания отечественных исследователей, так как связная речь играет важную роль в развитии, обучении и социализации ребенка. Актуальность данной проблемы подчеркивается еще и тем, что у детей рассматриваемой категории наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы, что обуславливает существенные трудности в овладении ими связной речью [4].
Как отмечают отечественные ученые (Н.Ю. Борякова, М.Ф. Гнездилов, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова. Е.С. Слепович и другие), становление связной монологической речи у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью происходит замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Данные особенности зависят от тяжести интеллектуального дефекта ребенка: наиболее выраженные нарушения в развитии связной монологической речи наблюдаются у детей с умственной отсталостью. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что гораздо чаще у детей с интеллектуальными нарушениями страдают те формы монологической речи, которые требуют от них большей самостоятельности и более высокого уровня владения лексико-грамматическими категориями: детям проще построить рассказ по серии сюжетных картин, нежели рассказ-описание [2, 4].
Нами проведено исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Назарово Красноярского края, целью которого явилось изучение особенностей связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.
Для изучения особенностей связной описательной речи у детей рассматриваемой категории нами была составлена методика, основой которой послужили методики изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста (В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой) [1, 3, 5]. Данные методики были адаптированы нами для изучения детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью легкой степени. Адаптация заключалась в упрощении инструкции, уменьшении количества заданий. Помимо этого, для количественной оценки результатов диагностики по каждому заданию методики нами была разработана оценочная шкала, в критериях оценки которой отражены следующие показатели: семантическое и языковое оформление рассказа, оказываемая ребенку помощь. Разработанная нами методика включала в себя следующие задания: рассказ об игрушке; рассказ о празднике; рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картине.
Перейдем к описанию результатов констатирующего эксперимента.
Большинство обучающихся с ЗПР (50 %) показали уровень сформированности связной описательной речи ниже среднего (рисунок 1). Чуть меньше обучающихся с ЗПР (33,3 %) продемонстрировали низкий уровень сформированности связной описательной речи. Наименьшее количество младших школьников с ЗПР (16,7%) показали средний уровень сформированности связной описательной речи.
Все обучающиеся с умственной отсталостью легкой степени продемонстрировали низкий уровень сформированности связной описательной речи (рисунок 1), что на 66,7 % выше, нежели в группе детей с ЗПР. Ни один ребенок экспериментальных групп не показал высокий уровень сформированности связной описательной речи.
Рис. 1. Сравнительный анализ уровней сформированности связной описательной речи у обучающихся 2-3 классов с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени.
Таким образом, для большинства обучающихся младших классов с ЗПР характерен уровень сформированности связной описательной речи ниже среднего. Младшие школьники с ЗПР составляли короткие описательные рассказы об игрушке по образцу и наводящим вопросам взрослого, описывая два-четыре признака игрушки, либо перечисляли несколько частей игрушки. Последовательность событий дети с ЗПР устанавливали не всегда правильно, требовалась стимулирующая или наводящая помощь взрослого. В рассказах детей по сюжетной картине и серии картин присутствовало воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Грамматическое оформление предложений в рассказах младших школьников с ЗПР не всегда было правильным, связующие звенья между предложениями, как правило, отсутствовали. Рассказы отличались краткостью, не завершенностью, бедным лексическим наполнением, отсутствием смысловой целостности, редким употреблением слов-признаков. Часто в рассказах обучающихся с ЗПР имело место перечисление действий и действующих лиц без описания сюжета, героев и окружающей обстановки. При составлении рассказа по прошлому опыту обучающиеся с ЗПР испытывали значительные затруднения, им требовался образец взрослого, наводящие вопросы. Рассказы детей частично соответствовали заданной теме. Отмечались пропуски отдельных смысловых звеньев.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что обучающиеся 2-3 классов с ЗПР демонстрируют недостаточную сформированность связной описательной речи.
Перейдем к описанию навыков составления описательных рассказов обучающимися 2-3 классов с умственной отсталостью легкой степени. Все дети данной категории показали низкий уровень сформированности связной описательной речи. Обучающиеся не смогли самостоятельно составить рассказ с опорой на реальный предмет (игрушку), даже после обучающей помощи взрослого. Дети перечисляли отдельные части игрушки. Последовательность событий большинство обучающихся с умственной отсталостью установили неправильно. Часть детей не поняли задания, им требовалась обучающая помощь взрослого. В рассказах детей по сюжетной картине и серии картин отсутствовала связность высказывания, они перечисляли отдельные предметы и действия. Рассказы обучающихся с умственной отсталостью состояли, преимущественно, из аграмматичных предложений, связующие звенья между ними отсутствовали. Рассказы отличались краткостью, незавершенностью, бедным лексическим наполнением. Описание героев, окружающей обстановки отсутствовало. При составлении рассказов обучающимся с умственной отсталостью часто требовалась организующая помощь взрослого (заданное начало), наводящие вопросы. Дети часто «соскальзывали» с темы рассказа, отмечался пропуск отдельные смысловых звеньев. Наибольшие затруднения у обучающихся с умственной отсталостью вызвало составление рассказа по прошлому опыту. Большинство детей не смогли самостоятельно составить рассказ, им потребовался образец взрослого, наводящие вопросы. Рассказы детей включали в себя простые, не всегда правильные предложения, наблюдались трудности актуализации слов.
Таким образом, обучающиеся 2-3 классов с умственной отсталостью легкой степени демонстрируют несформированность связной описательной речи.
Мы сопоставили результаты обследования связной описательной речи обучающихся 2-3 классов с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени по всем заданиям методики с целью выявления наиболее доступных и наиболее сложных видов рассказывания для детей изучаемых категорий (рисунок 2).
Рис. 2. Результаты обследования связной описательной речи обучающихся 2-3 классов с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени
Наиболее успешными обучающиеся с ЗПР и умственной отсталостью были при составлении рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Наиболее сложным заданием для детей рассматриваемой категории оказалось составление рассказа по прошлому опыту. Данный факт можно объяснить тем, что серия картинок помогает ребенку определить последовательность и динамику событий, в то время как рассказывание с опорой на прошлый опыт требует от него активизации памяти, мыслительных, творческих речевых процессов, что, несомненно, вызывает большие трудности у детей с интеллектуальными нарушениями [2, 4].
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что обучающиеся 2-3 классов с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени демонстрируют недостаточную сформированность связной описательной речи.
Особенностями связной описательной речи обучающихся 2-3 классов с ЗПР являются: недостаточная связность высказывания; не всегда правильное грамматическое оформление высказываний; краткость, незавершенность рассказов; недостаточная смысловая целостность; пропуск связующих элементов; редкое употребление слов-признаков в самостоятельной речи; наличие в активном словаре лишь простейших признаков (цвет, величина); низкий уровень самостоятельности при составлении рассказа.
Особенностями связной описательной речи обучающихся 2-3 классов с умственной отсталостью легкой степени являются: отсутствие связности высказывания; пропуски смысловых звеньев; отсутствие связующих элементов; краткость, незавершенность рассказов; соскальзывание с темы рассказа; преобладание в речи аграмматичных предложений; бедное лексическое наполнение; скудный словарь признаков; трудности актуализации слов; необходимость в визуальной опоре; низкий уровень самостоятельности при составлении рассказа, необходимость в массивной помощи взрослого (организующей, стимулирующей, обучающей).
Выявленные особенности связной описательной речи обучающихся 2-3 классов с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени нацеливают на необходимость разработки дифференцированных методических рекомендаций по формированию навыков составления описательных рассказов у детей рассматриваемых категорий.
Список литературы:
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием/ В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
2. Гнездилов, М. Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников / М. Ф. Гнездилов. М.: Учпедгиз,1967. – 245 с.
4. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы/ В.Г. Петрова. – М.: Педагогика, 2007. – 730 с.
5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.