Теоретическая подготовленность необходима не только для полноценного
овладения навыками. Она является составным элементом физического образования в целом. Только с ее помощью можно решать задачу развития у ребенка потребности к физическому совершенствованию к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
В процессе обучения недостаточно получить определенный объем различных занятий. Необходимо еще понимать их развитие и взаимосвязь, обрести уверенность в своих знаниях.
Объем и содержание сведений определяются на основе общепедагогичес-
ких принципов, задач обучения, а следовательно, и особенностей состава обучаю-
щихся. Для школьников обязательный минимум теоретических сведений установ-
лен отдельно для каждого класса государственными программами. Сведения о фи-
зическом воспитании должны сочетаться с теми знаниями, которые ученики полу-
чают при изучении других учебныхТеоретическая подготовленность необходима не только для полноценного
овладения навыками. Она является составным элементом физического образования в целом. Только с ее помощью можно решать задачу развития у ребенка потребности к физическому совершенствованию к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
В процессе обучения недостаточно получить определенный объем различных занятий. Необходимо еще понимать их развитие и взаимосвязь, обрести уверенность в своих знаниях.
Объем и содержание сведений определяются на основе общепедагогичес-
ких принципов, задач обучения, а следовательно, и особенностей состава обучаю-
щихся. Для школьников обязательный минимум теоретических сведений установ-
лен отдельно для каждого класса государственными программами. Сведения о фи-
зическом воспитании должны сочетаться с теми знаниями, которые ученики полу-
чают при изучении других учебных
ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Теоретическая подготовленность необходима не только для полноценного
овладения навыками. Она является составным элементом физического образования
в целом. Только с ее помощью можно решать задачу развития у ребенка потребности
к физическому совершенствованию к систематическим самостоятельным занятиям
физическими упражнениями.
В процессе обучения недостаточно получить определенный объем
различных занятий. Необходимо еще понимать их развитие и взаимосвязь, обрести
уверенность в своих знаниях.
Объем и содержание сведений определяются на основе общепедагогичес
ких принципов, задач обучения, а следовательно, и особенностей состава обучаю
щихся. Для школьников обязательный минимум теоретических сведений установ
лен отдельно для каждого класса государственными программами. Сведения о фи
зическом воспитании должны сочетаться с теми знаниями, которые ученики полу
чают при изучении других учебных предметов.
Эффективность методики формирования знаний на уроках физической
культуры обусловлена тщательностью предварительной разработки, включающей
следующие моменты :
1) анализ намеченного для изучения действия с целью определения его
механической структуры, необходимых двигательных качеств и
воздействующих факторов внешней среды;
2) установление примерного объема и содержания знаний, необходимых
для понимания закономерностей изучаемого физического упражнения и
соответствующих подготовленности учеников;
3) определение тем общеобразовательных предметов учебного плана
школы, знания которых помогут усвоению изучаемого двигательного
действия;
4) уточнение уже изученных учениками общеобразовательных предметов и
тем, которые только будут изучаться (это позволит учителю опираться
на имеющиеся знания и вновь излагать необходимые сведения ) ;
5) определение последовательности в серии уроков, а также объема и
содержания сведений на каждый урок ;
6) разработку таких способов изложения сведений, которые бы органично
вписывались в запланированную двигательную деятельность.
Итак каждая методика формирования знаний должна строиться на
принципе сочетания специальных сведений о физическом воспитании с
учебным материалом других общеобразовательных предметов и
двигательной деятельности учеников.Специфика предмета и урока физической культуры, особенности
содержания и построения учебной программы обуславливают ряд
требований к планированию теоретического материала.
1.
Планирование следует начинать с определения содержания
каждой программной темы и уточнения объема этого содержания с учетом
познавательных возможностей учащихся конкретного возраста и
допустимого лимита времени для изложения соответствующей
информации в процессе урочных занятий. Затем необходимо наметить
возможные взаимосвязи и преемственность содержания однородной и
сложных тематик, представленных в программах каждого отдельного и
разных классов.
Это позволяет объединить всю совокупность
предлагаемого программой теоретического материала в целостную
систему знаний, которой должны овладеть учащиеся в пределах
конкретной темы, раздела программы, годичного цикла, девяти – и
одиннадцатилетнего курса обучения.
2. При определении места конкретных тем в учебновоспитательном
процессе необходимо учитывать сроки и образовательновоспитательную
направленность содержания отдельных этапов работы, осуществляемой
школой в системе внеклассных мероприятий и обязательных уроков по
разным предметам. Это позволит связать обучение с жизнью, использовать
межпредметные связи, показать ученикам практическую значимость
усвоения теоретического материала,
повысить эффективность
формирования знаний, например, тему «М.И. Калинин о физической
культуре как одном из основных школьных предметов» (IV – VI кл.)
целесообразно планировать на первые уроки учебного года, когда особенно
важно обеспечить положительное отношение школьников к занятиям
физической культурой; темы: «Двигательный режим учащихся» ( V – IX
кл.) и «Значение физической культуры для поддержания умственной
работоспособности» (VI кл.) – к началу организации в школе занятий
физическими упражнениями в режиме учебного дня; «Значение
спортивных соревнований в физическом воспитании школьников» ( VII
кл.) к срокам проведения конкретных соревнований в классе и школе.
3.
Изложение теоретического материала по объему необходимо
планировать такими частями, которые вписываются в структуру и
содержание конкретного урока без ущерба для двигательной активности
занимающихся и которые ученики в состоянии усвоить в течение
намеченного времени. Это требует распределения относительно объемных
тем на логично связанные по содержанию подтемы. Изложение их
последовательно в серии уроков обеспечивает систематичность знаний и
способствует эффективности усвоения их.
4. Один из главных признаков полноценности планирования – четкость
определения целей и задач. В их формулировках должно быть, с
возможно ,большой определенностью указано, к каким предполагаемым
2изменениям в познавательной деятельности обучаемых должно привести
усвоение ими отдельных частей содержания соответствующей тематике: к
формированию представления об изучаемом предмете или явлении,
пониманию их сущности; осознанию личной значимости усвоения тех или
иных видов знаний; достижению определенной степени умения применять
усвоенные знания на практике.
Итак, каждая методика формирования знаний должна строиться на
принципе сочетания специальных сведений о физическом воспитании с
учебным материалом других общеобразовательных предметов и
двигательной деятельностью учеников.
Темы, которые необходимо изучать в нескольких классах ( например,
правила безопасности при выполнении физических упражнений ),
планируются отдельными,
относительно законченными логично
связанными по содержанию частями, которые распределяются по го дам
обучения с учетом познавательных возможностей и интересов детей.
В основу планирования каждой темы должен быть положен принцип
сообщения сведений в оптимальном объеме. Это позволит, не снижая
моторной плотности урока, повысить его образовательную ценность.
Сообщение теоретических сведений осуществляется в различных
формах. Их выбор зависит, в частности, от содержания учебного
материала. Сведения о социальном значении физического воспитания
потребуют сравнительно больше времени, которое можно выделить лишь
на вводных уроках. Сведения о правилах безопасности, об основных
требованиях к одежде и т.п. следует сообщать перед изучением
соответствующего практического материала, а сведения о технике и
правилах выполнения по ходу его изучения.
Проверка знаний учеников может осуществляться несколькими
способами.
Овладение такими видами знаний, как понятия и термины,
способствует конкретизации мысли, облегчает взаимоотношение людей в
той или иной области деятельности. Использование понятийного языка
является одним из условий реализации принципа научности преподавания,
создает предпосылки к переходу учащихся при усвоении учебного
материала от чувственного восприятия к логическому мышлению
представляющему более высокую степень процесса познания. При этом
сам процесс усвоения понятий организует мышление учащегося, так как
осуществляется всегда в системе последовательных умственных операций.
Все это сокращает путь учебного познания, поскольку, оперируя уже
утвердившимися и строго обоснованными научными положениями,
учитель освобождается от необходимости пространных доказательств, а
ученики от необходимости проверки на практике истинности
предлагаемых им в каждом конкретном случае обучения знаний.
Использование специальной терминологии в процессе урока физической
3культуры является одним из средств рационализации взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся, обеспечения моторной плотности
занятий.
Термины: их состав с учетом входящих в содержание данной
тематики понятий( двигательный режим, активный отдых, и т.д.), которые
собственно обозначаются.
Например, способность ученика объяснить, почему тот или иной
способ выполнения двигательного действия имеет определенное
терминологическое обозначение, свидетельствует об осознании обучаемым
связей между знанием усвоенного термина и двигательной структуры
обозначаемого им действия.
Устный опрос – самый простой, но наименее эффективный способ,
так как не обеспечивает достаточной частоты и систематичности
контроля.
Опрос с помощью контрольных карточек с
запрограммированными вопросамиответами позволяет контролировать
всех учеников при минимальной затрате времени. Однако этот способ
неспособен заменить живого общения с учителем, поэтому наибольший
дидактический эффект приобретает в сочетании с устным опросом.
Наконец, используется такой способ контроля, как письменные ответы на
заранее поставленные вопросы или задания, выполняемые учениками до
или после изучения соответствующего практического материала.
41. Издательство «Педагогика», «Физическая культура в школе», 1982 год
Список литературы
2. Издательство «Физическая культура и спорт», «Книга учителя
физической культуры», 2000 год
3.Издательство «Просвещение», «Теория и методика физического
воспитания», 1988 год
4.Издательство «Просвещение», «Уроки физической культуры в IV – VI
классах», 1984 год
5