ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Теоретическая подготовленность необходима не только для полноценного овладения навыками. Она является составным элементом физического образования в целом. Только с ее помощью можно решать задачу развития у ребенка потребности к физическому совершенствованию к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В процессе обучения недостаточно получить определенный объем различных занятий. Необходимо еще понимать их развитие и взаимосвязь, обрести уверенность в своих знаниях. Объем и содержание сведений определяются на основе общепедагогичес- ких принципов, задач обучения, а следовательно, и особенностей состава обучаю- щихся. Для школьников обязательный минимум теоретических сведений установ- лен отдельно для каждого класса государственными программами. Сведения о фи- зическом воспитании должны сочетаться с теми знаниями, которые ученики полу- чают при изучении других учебныхТеоретическая подготовленность необходима не только для полноценного овладения навыками. Она является составным элементом физического образования в целом. Только с ее помощью можно решать задачу развития у ребенка потребности к физическому совершенствованию к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В процессе обучения недостаточно получить определенный объем различных занятий. Необходимо еще понимать их развитие и взаимосвязь, обрести уверенность в своих знаниях. Объем и содержание сведений определяются на основе общепедагогичес- ких принципов, задач обучения, а следовательно, и особенностей состава обучаю- щихся. Для школьников обязательный минимум теоретических сведений установ- лен отдельно для каждого класса государственными программами. Сведения о фи- зическом воспитании должны сочетаться с теми знаниями, которые ученики полу- чают при изучении других учебных
Иконка файла материала izuchenie_teoreticheskih_svedeniy.doc
ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ              Теоретическая подготовленность необходима не только для полноценного овладения навыками. Она является составным элементом физического образования в целом. Только с ее помощью можно решать задачу развития у ребенка потребности к физическому совершенствованию к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.                               В процессе обучения недостаточно получить определенный объем различных занятий. Необходимо еще понимать их развитие и взаимосвязь, обрести уверенность в своих знаниях.                Объем и содержание сведений определяются на основе общепедагогичес­ ких принципов, задач обучения, а следовательно, и особенностей состава обучаю­ щихся. Для школьников обязательный минимум теоретических сведений установ­ лен отдельно для каждого класса государственными программами. Сведения о фи­ зическом воспитании должны сочетаться с теми знаниями, которые ученики полу­ чают при изучении других учебных предметов.                 Эффективность методики формирования знаний на уроках физической культуры   обусловлена   тщательностью   предварительной   разработки,   включающей следующие моменты : 1) анализ   намеченного   для   изучения   действия   с   целью   определения   его механической   структуры,   необходимых   двигательных   качеств   и воздействующих факторов внешней среды; 2) установление  примерного  объема   и содержания  знаний,  необходимых для понимания закономерностей изучаемого физического упражнения и соответствующих подготовленности учеников; 3) определение   тем   общеобразовательных   предметов   учебного   плана школы,   знания   которых   помогут   усвоению   изучаемого   двигательного действия; 4) уточнение уже изученных учениками  общеобразовательных предметов и тем, которые только будут изучаться (это позволит учителю опираться на имеющиеся знания и вновь излагать необходимые сведения ) ; 5) определение   последовательности   в   серии   уроков,   а   также   объема   и содержания сведений на каждый урок ; 6) разработку таких способов изложения сведений, которые бы органично вписывались в запланированную двигательную деятельность. Итак   каждая   методика   формирования   знаний   должна   строиться   на принципе   сочетания   специальных   сведений   о   физическом   воспитании   с учебным   материалом   других   общеобразовательных   предметов   и двигательной деятельности учеников.Специфика   предмета   и   урока   физической   культуры,   особенности содержания   и   построения   учебной   программы   обуславливают   ряд требований к планированию теоретического материала. 1. Планирование   следует   начинать   с   определения   содержания каждой программной темы и уточнения объема этого содержания с учетом познавательных   возможностей   учащихся   конкретного   возраста   и допустимого   лимита   времени   для   изложения   соответствующей информации   в   процессе   урочных   занятий.   Затем   необходимо   наметить возможные   взаимосвязи   и   преемственность   содержания   однородной   и сложных   тематик,  представленных   в  программах   каждого   отдельного   и разных   классов.   Это   позволяет   объединить   всю   совокупность предлагаемого   программой   теоретического   материала   в   целостную систему   знаний,   которой   должны   овладеть   учащиеся   в   пределах конкретной   темы,   раздела   программы,   годичного   цикла,   девяти   –   и одиннадцатилетнего курса обучения. 2.     При   определении   места   конкретных   тем   в   учебно­воспитательном процессе необходимо учитывать сроки и образовательно­воспитательную направленность   содержания   отдельных   этапов   работы,   осуществляемой школой в системе внеклассных мероприятий и обязательных уроков по разным предметам. Это позволит связать обучение с жизнью, использовать межпредметные   связи,   показать   ученикам   практическую   значимость усвоения   теоретического   материала,   повысить   эффективность формирования   знаний,   например,   тему   «М.И.   Калинин   о   физической культуре   как   одном   из   основных   школьных   предметов»   (IV  –  VI  кл.) целесообразно планировать на первые уроки учебного года, когда особенно важно   обеспечить   положительное   отношение   школьников   к   занятиям физической культурой; темы: «Двигательный режим учащихся» (  V  –  IX кл.)   и   «Значение   физической   культуры   для   поддержания   умственной работоспособности»   (VI  кл.)   –   к   началу   организации   в   школе   занятий физическими   упражнениями   в   режиме   учебного   дня;   «Значение спортивных соревнований в физическом воспитании школьников» (  VII­ кл.)­ к срокам проведения конкретных соревнований в классе и школе. 3.     Изложение   теоретического   материала   по   объему   необходимо планировать   такими   частями,   которые   вписываются   в   структуру   и содержание конкретного урока без ущерба для двигательной активности занимающихся   и   которые   ученики   в   состоянии   усвоить   в   течение намеченного времени. Это требует распределения относительно объемных тем   на   логично   связанные   по   содержанию   подтемы.   Изложение   их последовательно в серии уроков обеспечивает систематичность знаний и способствует эффективности усвоения их. 4.     Один из главных признаков полноценности планирования – четкость определения   целей   и   задач.   В   их   формулировках   должно   быть,   с возможно   ,большой   определенностью   указано,  к   каким   предполагаемым 2изменениям в познавательной деятельности обучаемых должно привести усвоение ими отдельных частей содержания соответствующей тематике: к формированию   представления   об   изучаемом   предмете   или   явлении, пониманию их сущности; осознанию личной значимости усвоения тех или иных видов знаний; достижению определенной степени умения применять усвоенные знания на практике.           Итак, каждая методика формирования знаний должна строиться на принципе   сочетания   специальных   сведений   о   физическом   воспитании   с учебным   материалом   других   общеобразовательных   предметов   и двигательной деятельностью учеников.          Темы, которые необходимо изучать в нескольких классах ( например, правила   безопасности   при   выполнении   физических   упражнений   ), планируются   отдельными,   относительно   законченными   логично связанными по содержанию частями, которые распределяются по го дам обучения с учетом познавательных возможностей и интересов детей.         В основу планирования каждой темы должен быть положен принцип сообщения   сведений   в   оптимальном   объеме.   Это   позволит,   не   снижая моторной плотности урока, повысить его образовательную ценность.                Сообщение теоретических сведений осуществляется в различных формах.   Их   выбор   зависит,   в   частности,   от   содержания   учебного материала.   Сведения   о   социальном   значении   физического   воспитания потребуют сравнительно больше времени, которое можно выделить лишь на   вводных   уроках.   Сведения   о   правилах   безопасности,   об   основных требованиях   к   одежде   и   т.п.   следует   сообщать   перед   изучением соответствующего   практического   материала,   а   сведения   о   технике   и правилах выполнения­ по ходу его изучения.                  Проверка знаний учеников может осуществляться несколькими способами.                   Овладение   такими   видами   знаний,   как   понятия   и   термины, способствует конкретизации мысли, облегчает взаимоотношение людей в той или иной области деятельности. Использование понятийного   языка является одним из условий реализации принципа научности преподавания, создает   предпосылки   к   переходу   учащихся   при   усвоении   учебного материала   от   чувственного   восприятия   к   логическому   мышлению представляющему  более  высокую  степень процесса  познания. При этом сам процесс усвоения понятий организует мышление учащегося, так как осуществляется всегда в системе последовательных умственных операций. Все   это   сокращает   путь   учебного   познания,   поскольку,   оперируя   уже утвердившимися   и   строго   обоснованными   научными   положениями, учитель освобождается от необходимости пространных   доказательств, а ученики­   от   необходимости   проверки   на   практике   истинности предлагаемых   им   в   каждом   конкретном   случае   обучения   знаний. Использование специальной терминологии в процессе урока физической 3культуры   является   одним   из   средств   рационализации   взаимосвязанной деятельности   учителя   и   учащихся,   обеспечения   моторной   плотности занятий.                 Термины:   их   состав   с   учетом   входящих   в   содержание   данной тематики понятий( двигательный режим, активный отдых, и т.д.), которые собственно обозначаются.            Например, способность ученика объяснить, почему тот или иной способ   выполнения   двигательного   действия   имеет   определенное терминологическое обозначение, свидетельствует об осознании обучаемым связей   между   знанием   усвоенного   термина   и   двигательной   структуры обозначаемого им действия.            Устный опрос – самый простой, но наименее эффективный способ, так   как   не   обеспечивает   достаточной   частоты   и   систематичности контроля.   Опрос   с   помощью   контрольных   карточек   с запрограммированными   вопросами­ответами   позволяет   контролировать всех   учеников   при   минимальной   затрате   времени.   Однако   этот   способ неспособен   заменить   живого   общения   с  учителем,  поэтому   наибольший дидактический   эффект   приобретает   в   сочетании   с   устным   опросом. Наконец, используется такой способ контроля, как письменные ответы на заранее поставленные вопросы или задания, выполняемые учениками до или после изучения соответствующего практического материала. 41. Издательство «Педагогика», «Физическая культура в школе», 1982 год Список литературы  2. Издательство «Физическая культура и спорт», «Книга учителя  физической культуры», 2000 год  3.Издательство «Просвещение», «Теория и методика физического  воспитания», 1988 год  4.Издательство «Просвещение», «Уроки физической культуры в IV – VI  классах», 1984 год 5