ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:
*ключевых слов темы (цитаты),
*общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
*главного вопроса темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом
Элементы вступления | Пример |
Ключевые слова темы | Природа и человек… |
Общие рассуждения о предмете речи | Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа - мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа - мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки. |
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). | Так чему же может научиться человек у природы? |
Например: «Чему человек может научиться у природы?»
Тема-вопрос
Тема-утверждение
Элементы вступления | Пример |
Ключевые слова темы | Война… |
Общие рассуждения о предмете речи | За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может. |
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). | Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям? |
Например: «Кто говорит, что на войне не страшно,
тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).
Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова
Элементы вступления | Пример |
Ключевые слова темы | Родители и дети… |
Общие рассуждения о предмете речи | Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают. |
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). | Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека? |
Например: «Роль родительского наставления в жизни человека».
Тема | Тезисы |
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» | Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время.Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки.Взрослеть человеку помогает забота о близких людях. |
Тема-вопрос
Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
Тема | Тезисы |
«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский)(Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" - это самое печальное слово, почему это святое слово?) | «Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе. «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм. |
Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение.
Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе.
В тезисной части нужно объяснить, почему так.
Тема | Тезисы |
«Гармония природы и несовершенство человека».(Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? | Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе. |
Тема - номинативное предложение (ключевые слова)
Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий.
Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы
на поставленные вопросы.
СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1. Обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – "произведение")
2. Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то"? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п.
Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.
Элементы аргумента | Пример |
Обращение к произведению | Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо». |
Элементы аргумента | Пример |
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора) | Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании - уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара. |
Элементы аргумента | Пример |
Промежуточный вывод в конце аргумента | Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ВЫВОД
Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ПРИЗЫВ
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖДЫ
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», - не стоит, сами понимаете.
Варианты заключения | Примеры |
Вывод | Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь. |
Варианты заключения | Примеры |
Призыв | В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.