Как написать вступление в итоговом сочинении

  • pptx
  • 29.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как написать вступление в итоговом сочинении.pptx

КАК НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

  ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:
*ключевых слов темы (цитаты),
*общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
*главного вопроса темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Природа и человек…

Общие рассуждения о предмете речи

Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа - мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа - мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Так чему же может научиться человек у природы?

Например: «Чему человек может научиться у природы?»

Тема-вопрос

Тема-утверждение

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Война…

Общие рассуждения о предмете речи

За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям?

Например: «Кто говорит, что на войне не страшно,
тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Родители и дети…

Общие рассуждения о предмете речи

Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

Например: «Роль родительского наставления в жизни человека».

Тема

Тезисы

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»

Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время. Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки. Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.

Тема-вопрос
Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Тема

Тезисы

«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) (Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" - это самое печальное слово, почему это святое слово?)

«Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе.  «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение.
Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе.
В тезисной части нужно объяснить, почему так.

Тема

Тезисы

«Гармония природы и несовершенство человека». (Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны?

Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

Тема - номинативное предложение (ключевые слова)
Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий.
Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы
на поставленные вопросы.

Напишите вступление к сочинению на тему
«Честь и совесть: как связаны эти понятия?»

КАК ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТЫ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ?

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1. Обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – "произведение")

2. Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то"? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3. Промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п.
 Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.

Элементы аргумента

Пример

Обращение к произведению

Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

Элементы аргумента

Пример

Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)

Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании - уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

Элементы аргумента

Пример

Промежуточный вывод в конце аргумента

Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

КАК НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ВЫВОД

Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ПРИЗЫВ

Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖДЫ

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», - не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

Примеры

Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

Варианты заключения

Примеры

Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Варианты заключения

Примеры

Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.