|
В игре каждый маленький трусишка
способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом
снижать остроту переживания.
Пятнашки
Это
старинная игра, дошедшая и до наших дней. Возможно, потому, что помимо
радости она приносит ощутимую пользу детям, проводя, можно сказать,
профилактику боязни нападения, уколов и физических наказаний.
Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить
играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права
дотягиваться до игрока через стул или другую мебель.
Жмурки
Эта
народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого
пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то
лучше внести в них некоторые коррективы.
Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного
раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако
это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто
испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в
разные стороны. Когда водящий крикнет: "Замри!" - им следует
остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не
перемещаться. Задача водящего - найти всех участников.
Прятки
Ценность этой народной
игры такая же, как и предыдущей. При этом она помогает справляться в
некоторой степени и со страхом
одиночества, так как спрятавшийся ребенок какое-то время остается один.
Если ваш ребенок боится
темноты, то можно выключить (или хотя бы поначалу притушить) свет в
комнате, оставить его только в коридоре. Если водит ребенок, постарайтесь
спрятаться в темной комнате, чтобы он был вынужден заглянуть туда в поисках
игрока. Если же водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку
захотелось спрятаться в неосвещенной комнате.
А еще страх можно нарисовать, а после
украсить его сделать нарядным или смешным.
Скажите ребенку по секрету, что знаете,
чего боятся все страхи, - они боятся стать посмешищем!
И если уж он очень страшный его можно
демонстративно порвать на мелкие кусочки и выбросить.
От страхов
ограждают мудростью и предусмотрительностью.
Склонность к
страху преодолевают добротой.
|
|
|
Родителям
важно учитывать факторы, способствующие появлению страхов.
Во-первых, чрезмерная опека. Если родители
стараются оберегать ребенка от всех неприятностей, предвосхищать все
трудности, беспокоятся за него, то соответственно и ребенок начинает
воспринимать мир как непонятный, чужой и грозящий опасностями.
Во-вторых, разговоры взрослых о
болезнях и несчастьях. Если взрослые в семье склонны к пессимизму и сами видят
в жизни прежде всего неприятности и трудности (что выражается в частых
разговорах о несчастьях и болезнях, как своих, так и чужих), то,
естественно, они не научат своего ребенка жизнерадостности.
В-третьих, чрезмерная
напряженность и непонимание в семье. Если в семье часто возникают конфликты или
чувствуется напряженность и непонимание между членами семьи, то это
непосредственно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, в том числе
на силу и количество возникающих страхов. Тоже касается и ситуации развода
родителей.
В-четвертых, отсутствие общения
со сверстниками. У детей, имеющих возможность играть со сверстниками, страхи
реже переходят на патологический уровень. Вероятно, это объясняется тем,
что в совместных играх ребята одного возраста невольно обращаются к теме
наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям
и одновременно получают групповую
|
|
|
Страх
основан на инстинкте
самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными
физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на
частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления.
Причинами возникновения страха:
- действительно травматический опыт, полученный ребенком (например, укус собаки);
- нормальное взросление (так появляется, например, естественный страх смерти);
- нарушение отношений с родителями;
- психические заболевания;
- другие чувства и желания, которые прячутся за страхом, как за маской (например,
ребенок боится оставаться один). Такой страх может быть истинным, а может
служить инструментом влияния на родителей, контроля их жизни.
Приведенные игровые методы помогут вам справиться с
естественными (обычными) страхами детей.
Если же страх уже
выражается на патологическом уровне, то есть принимает крайние формы
(ребенок совершенно не в состоянии его контролировать, эта эмоция
неблагоприятно отражается на характере, мешает нормальным отношениям с
другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям и
т. п.), то лучше
проконсультироваться у психолога, а
возможно, и у детского психиатра.
|
|