Электронный словарь «Словарные слова. 2 класс»
Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни!
Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.
Актуальность: низкий уровень речевого развития детей, ответы бедные в лексическом отношении.
В связи вышесказанным особую актуальность приобретает организация словарной работы при обучении русскому языку. Предлагаемая система работы со словарными словами помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова, узнать лексическое значение, историю слова, а также поработать с группой однокоренных слов. Такая организация словарной работы помогает ученикам решить несколько задач: познавательную (знакомство со словом, его значением, этимологией), практическую (орфография слова, его употребление в речи, овладение нормами литературного русского языка), обогащение словарного запаса фразеологическими оборотами, воспитание привычки определять значение незнакомых слов, собирать другую информацию о слове, пользуясь словарями-справочниками.
Личностными результатами являются умения:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятным.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий.
Познавательные:
· ориентироваться в словаре;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные:
· учиться работать по предложенному плану (алгоритму);
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе предложенного материала.
Коммуникативные:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста.
Предметными результатами будет являться сформированность следующих умений:
· правильно называть звуки в слове, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;
· видеть в словах орфограмму;
· писать без ошибок слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
· обращать внимание на особенности употребления слов;
· видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова.
Деятельностный подход, как условие развития орфографической зоркости при работе со словарными словами.
Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым.
Ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей. Можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Как строится работа по Словарю?
1. Предъявление слова (рассматривание картинки). Дети определяют, какое слово они будут изучать;
2. Работа над «слуховым» образом слов. Проговаривание хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяем «трудное» место. Ставится орфографическая задача.
3. Запись слова с «окошком». Определение ударного, безударного слогов. Запись в тетрадь с пропуском. Затем дети пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удаётся, обращаемся к авторитетному источнику.
4. Работа над «зрительным» образом слова. Обращаемся к словарю. Т.е. решаем орфографическую задачу самостоятельно. Здесь полезно использовать элементы этимологического анализа (в том случае, если он помогает объяснить написание слова).
5. Завершает словарную работу текст, иллюстрирующий исходное, историческое значение анализируемого слова.
6. Подбор однокоренных слов.
7. Знакомство с фразеологизмами и пословицами с данным словом. Составление предложений с использованием данных устойчивых выражений.
Слово - могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.
При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.