Как человек использует свойства воздуха

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – сформировать понятие о воздухе и его свойствах. Оборудование: иллюстрации к способам использования свойств воздуха человеком, шприц, керосиновая лампа, салфетка, свитер. Обсуждение творческих вопросов прошлого урока. – Прочитайте диалог на с. 88. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос? – Почему без атмосферы жизнь человека и других живых организмов на Земле была бы невозможна? Как человек использует воздух? Записывает гипотезы на доске: для дыхания, для создания органических веществ. – Почему люди пока не могут полететь к другим планетам? (Лететь очень далеко, а как запасти воздух?) Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
Иконка файла материала konsp_okr_4kl_ur22-korr.doc
Окружающий мир Урок 22.  РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА Тема: Как человек использует свойства воздуха Цели:  –  сформировать понятие о воздухе и его свойствах. Оборудование:  иллюстрации   к   способам   использования   свойств   воздуха   человеком,   шприц,   керосиновая   лампа, салфетка, свитер. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 4  3 Обсуждение творческих вопросов прошлого урока. –  Прочитайте   диалог   на   с.   88.   О   чём   рассуждают   наши   герои?   Какой   у   вас возникает вопрос? – Почему без атмосферы жизнь человека и других живых организмов на Земле была бы невозможна? Как человек использует воздух? Записывает   гипотезы   на   доске:   для   дыхания,   для   создания   органических веществ. – Почему люди пока не могут полететь к другим планетам? (Лететь очень далеко, а как запасти воздух?) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию  из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. © ООО «Баласс», 2014Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. – Какими способами можно доказать, что воздух – не пустое место? 1. Помахать перед лицом веером. Что мы чувствуем? 2. Перевернуть стакан вверх  дном и медленно опускать  его в банку с водой. Попадает ли вода в стакан? Почему? 3.   Опустить   стакан   в   банку   с   водой,   но   теперь   уже   держать   его,   немного наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему? Наблюдают и обсуждают увиденное. –  Как   называется   воздушная   оболочка   Земли?   Населена   ли   она   живыми организмами?   Какими?   (Атмосфера   населена   живыми   организмами:   птицами, насекомыми, бактериями.) – Как используют воздух животные и растения? (Животные – дышат, растения – используют для питания: фотосинтез.) –  Как   питаются   растения?   (Растения   создают   органические   вещества   из углекислого газа и воды.) – Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом? (Этот газ – кислород. Без его участия невозможно горение и расщепление питательных веществ в организме. При этом образуется энергия и выделяется тепло. Принимая пищу или сжигая дрова, мы поддерживаем температуру тела или печи.) –  Почему   без   воздуха   организмы   не   проживут   и   пяти   минут?   (Воздух   нельзя запасти надолго.) –  Послушайте   рассказ   барона   Мюнхгаузена:   «Как­то   раз   во   время   похода   я © ООО «Баласс», 2014оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно.   Тогда   я   завязал   себе   рот   и   нос   плотной   тканью,   через   которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж потом в лесу отдышался». Может ли такое быть? Слушают и обсуждают. – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. – «Как человек использует свойства воздуха?» – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План.  3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? .ΙΙ  Совместное  открытие знаний. 4  5  6  7  2  4   3 Работа в учебнике. –  Какую   роль   выполняет   атмосфера   Земли?   (При   необходимости   можно обратиться к тексту учебника.) (Атмосфера защищает все живые организмы от космических   лучей,   от   перегрева   и   переохлаждения.   Воздух   необходим   для дыхания и для создания органических веществ.) – Выполните задания на с. 88. – Что такое ветер? Как он возникает? Как человек использует ветер? (При ответах можно опираться на рисунки на с. 88–89.) Выполняют задание. (Ветер – это перемещение воздуха.) (Приводят примеры.) Личностные  результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем  © ООО «Баласс», 2014– Отгадайте загадки. О каких свойствах воздуха в них говорится? Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица. (Ветер) Отгадывают загадки и обсуждают свойства воздуха. Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Людей с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер) –  Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Однажды мы плыли по океану на парусном   корабле.   Стояла   тихая   безветренная   погода,   и   наш   замечательный корабль   на   всех   парусах   летел   к   далёким   таинственным   берегам».   Может   ли такое быть? (Нет, не может, так как  парусные суда движутся только за счёт ветра.) –  Имеет ли воздух вес? (Можно показать опыт по взвешиванию воздушного шарика, наполненного воздухом и нет.) (Да.) – Почему воздушный шарик, наполненный водородом, улетает в небо? (Водород легче воздуха.) – Какая сила действует на шарик? (Выталкивающая сила.) (При необходимости можно обратиться к тексту учебника.) мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2014Опыт   с   электрической   или   зажжённой   керосиновой   лампой   (проводит учитель!). Бумажная салфетка держится над лампой. – Что мы наблюдаем? – Почему салфетка поднимается? – Какова температура воздуха над лампой? Наблюдают опыт и обсуждают результаты. – Где используется это свойство воздуха? (См. рисунок на с. 89.) Приводят примеры. Записывает на доске цифры: Плотность воды 1000 кг/м3.  Плотность воздуха 1,29 кг/м3. – Что плотнее – воздух или вода? (Воздух менее плотный, чем вода.) – Можно ли опереться на воду? (Да.) – При каких условиях? (Если развить большую скорость.) – А на воздух опереться можно? – При каких условиях? –  Где   применяется   это   свойство   воздуха?   (При   необходимости   можно обратиться за помощью к учебнику.) Приводят примеры. 1. Какие сказочные герои летают по воздуху? На чём летал каждый из них? Приводят примеры и обсуждают. (Змей Горыныч и эльфы  –  на своих крыльях, Карлсон  –  с помощью пропеллера, Иван­царевич – на ковре­самолёте, Баба­яга – в ступе или на помеле, Нильс – на гусе,   Лягушка­путешественница   благодаря   гусям,   комарики  –  на   воздушном © ООО «Баласс», 2014шарике.) 2. – В какой сказке главная героиня улетела и прилетела с попутным ветром? («Мэри Поппинс».) – Зачем птицам перья, зверям –  шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)? (Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера находится воздух, а он плохо проводит тепло.) –  Почему   рамы   двойные?   Что   находится   между   стеклами?   (Воздух   –   он препятствует потерям тепла.) – Где ещё применяют это свойство воздуха? (Выполнение задания на с. 89.)  (Термос.) Выполняют задание. Проводит опыт по заданию на с. 90. (Наблюдают и обсуждают результаты опыта). – Как человек использует упругость воздуха? (См. рисунок на с. 90.) Приводят примеры. – Воздух – это одно вещество или смесь газов? Какие из них вы знаете? (Воздух – это смесь газов: кислорода, азота, углекислого газа и др.) Максимум. Работа   в   группах   с   учебником:   где   применяют   газы,   входящие   в   состав воздуха. 1. Азот. 2. Кислород. 3. Углекислый газ. Группы выступают с ответами. – Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.) © ООО «Баласс», 2014– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. VΙ . Домашнее  задание. 4  3  7  2  3  4  3  2 1. Работа в учебнике. Вопросы на с. 90. 2.   Игра:   «Что   бы   было   на   Земле,   если   бы   воздух   не   имел   …»   (поочерёдно исключать свойства). 3. Работа в рабочей тетради. Задания из рабочей тетради (одно­два на выбор). 4. Проверочная работа № 12. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Чтение учебника (тема 20). Задания из рабочей тетради (одно­два на выбор). Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. © ООО «Баласс», 2014V. Итог урока. 4 Обмен мнениями по результатам выполнения заданий. – Что нового вы узнали на уроке? – Как человек использует свойства воздуха? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Возможные ответы на задания проверочной работы № 12. Вариант   1.  Необходимый   уровень.   Птицу   согревает   воздух,   который   плохо   проводит   тепло.  Повышенный   уровень. Птицами при полёте – плотность. В футбольном мяче – упругость. Парусом – сила ветра. Всеми живыми существами – содержание   кислорода.   Растениями   –   содержание   углекислого   газа.   В   двойных   рамах   –   плохо   проводит   тепло.   В воздушном   шаре   –   расширение   при   нагревании.  Максимальный   уровень.   От   шарика   с   холодным   воздухом   стрелка направлена вниз, с тёплым – вверх. Вариант 2. Необходимый уровень. В мокрой шерсти не остаётся воздуха (который плохо проводит тепло). Повышенный уровень. Для полёта самолётов – плотность. В шинах автомобиля – упругость. При сжигании – содержание кислорода. В газированной воде – содержание углекислого газа. В одеяле – плохо проводит тепло. Для получения электричества – сила ветра (на ветровых электростанциях или расширение при нагревании в тепловых электростанциях). В воздушном шаре – © ООО «Баласс», 2014расширение при нагревании. Максимальный уровень. Холодный воздух входит внутрь в нижней части окна и опускается вниз. Тёплый воздух выходит из комнаты в верхней части окна. © ООО «Баласс», 2014