Как человек использует свойства воздуха
Оценка 5

Как человек использует свойства воздуха

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
24.03.2018
Как человек использует свойства воздуха
Цели: – сформировать понятие о воздухе и его свойствах. Оборудование: иллюстрации к способам использования свойств воздуха человеком, шприц, керосиновая лампа, салфетка, свитер. Обсуждение творческих вопросов прошлого урока. – Прочитайте диалог на с. 88. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос? – Почему без атмосферы жизнь человека и других живых организмов на Земле была бы невозможна? Как человек использует воздух? Записывает гипотезы на доске: для дыхания, для создания органических веществ. – Почему люди пока не могут полететь к другим планетам? (Лететь очень далеко, а как запасти воздух?) Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
konsp_okr_4kl_ur22-korr.doc
Окружающий мир Урок 22.  РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА Тема: Как человек использует свойства воздуха Цели:  –  сформировать понятие о воздухе и его свойствах. Оборудование:  иллюстрации   к   способам   использования   свойств   воздуха   человеком,   шприц,   керосиновая   лампа, салфетка, свитер. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 4  3 Обсуждение творческих вопросов прошлого урока. –  Прочитайте   диалог   на   с.   88.   О   чём   рассуждают   наши   герои?   Какой   у   вас возникает вопрос? – Почему без атмосферы жизнь человека и других живых организмов на Земле была бы невозможна? Как человек использует воздух? Записывает   гипотезы   на   доске:   для   дыхания,   для   создания   органических веществ. – Почему люди пока не могут полететь к другим планетам? (Лететь очень далеко, а как запасти воздух?) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию  из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. © ООО «Баласс», 2014 Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. – Какими способами можно доказать, что воздух – не пустое место? 1. Помахать перед лицом веером. Что мы чувствуем? 2. Перевернуть стакан вверх  дном и медленно опускать  его в банку с водой. Попадает ли вода в стакан? Почему? 3.   Опустить   стакан   в   банку   с   водой,   но   теперь   уже   держать   его,   немного наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему? Наблюдают и обсуждают увиденное. –  Как   называется   воздушная   оболочка   Земли?   Населена   ли   она   живыми организмами?   Какими?   (Атмосфера   населена   живыми   организмами:   птицами, насекомыми, бактериями.) – Как используют воздух животные и растения? (Животные – дышат, растения – используют для питания: фотосинтез.) –  Как   питаются   растения?   (Растения   создают   органические   вещества   из углекислого газа и воды.) – Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом? (Этот газ – кислород. Без его участия невозможно горение и расщепление питательных веществ в организме. При этом образуется энергия и выделяется тепло. Принимая пищу или сжигая дрова, мы поддерживаем температуру тела или печи.) –  Почему   без   воздуха   организмы   не   проживут   и   пяти   минут?   (Воздух   нельзя запасти надолго.) –  Послушайте   рассказ   барона   Мюнхгаузена:   «Как­то   раз   во   время   похода   я © ООО «Баласс», 2014 оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно.   Тогда   я   завязал   себе   рот   и   нос   плотной   тканью,   через   которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж потом в лесу отдышался». Может ли такое быть? Слушают и обсуждают. – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. – «Как человек использует свойства воздуха?» – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План.  3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? .ΙΙ  Совместное  открытие знаний. 4  5  6  7  2  4   3 Работа в учебнике. –  Какую   роль   выполняет   атмосфера   Земли?   (При   необходимости   можно обратиться к тексту учебника.) (Атмосфера защищает все живые организмы от космических   лучей,   от   перегрева   и   переохлаждения.   Воздух   необходим   для дыхания и для создания органических веществ.) – Выполните задания на с. 88. – Что такое ветер? Как он возникает? Как человек использует ветер? (При ответах можно опираться на рисунки на с. 88–89.) Выполняют задание. (Ветер – это перемещение воздуха.) (Приводят примеры.) Личностные  результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем  © ООО «Баласс», 2014 – Отгадайте загадки. О каких свойствах воздуха в них говорится? Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица. (Ветер) Отгадывают загадки и обсуждают свойства воздуха. Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Людей с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер) –  Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Однажды мы плыли по океану на парусном   корабле.   Стояла   тихая   безветренная   погода,   и   наш   замечательный корабль   на   всех   парусах   летел   к   далёким   таинственным   берегам».   Может   ли такое быть? (Нет, не может, так как  парусные суда движутся только за счёт ветра.) –  Имеет ли воздух вес? (Можно показать опыт по взвешиванию воздушного шарика, наполненного воздухом и нет.) (Да.) – Почему воздушный шарик, наполненный водородом, улетает в небо? (Водород легче воздуха.) – Какая сила действует на шарик? (Выталкивающая сила.) (При необходимости можно обратиться к тексту учебника.) мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2014 Опыт   с   электрической   или   зажжённой   керосиновой   лампой   (проводит учитель!). Бумажная салфетка держится над лампой. – Что мы наблюдаем? – Почему салфетка поднимается? – Какова температура воздуха над лампой? Наблюдают опыт и обсуждают результаты. – Где используется это свойство воздуха? (См. рисунок на с. 89.) Приводят примеры. Записывает на доске цифры: Плотность воды 1000 кг/м3.  Плотность воздуха 1,29 кг/м3. – Что плотнее – воздух или вода? (Воздух менее плотный, чем вода.) – Можно ли опереться на воду? (Да.) – При каких условиях? (Если развить большую скорость.) – А на воздух опереться можно? – При каких условиях? –  Где   применяется   это   свойство   воздуха?   (При   необходимости   можно обратиться за помощью к учебнику.) Приводят примеры. 1. Какие сказочные герои летают по воздуху? На чём летал каждый из них? Приводят примеры и обсуждают. (Змей Горыныч и эльфы  –  на своих крыльях, Карлсон  –  с помощью пропеллера, Иван­царевич – на ковре­самолёте, Баба­яга – в ступе или на помеле, Нильс – на гусе,   Лягушка­путешественница   благодаря   гусям,   комарики  –  на   воздушном © ООО «Баласс», 2014 шарике.) 2. – В какой сказке главная героиня улетела и прилетела с попутным ветром? («Мэри Поппинс».) – Зачем птицам перья, зверям –  шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)? (Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера находится воздух, а он плохо проводит тепло.) –  Почему   рамы   двойные?   Что   находится   между   стеклами?   (Воздух   –   он препятствует потерям тепла.) – Где ещё применяют это свойство воздуха? (Выполнение задания на с. 89.)  (Термос.) Выполняют задание. Проводит опыт по заданию на с. 90. (Наблюдают и обсуждают результаты опыта). – Как человек использует упругость воздуха? (См. рисунок на с. 90.) Приводят примеры. – Воздух – это одно вещество или смесь газов? Какие из них вы знаете? (Воздух – это смесь газов: кислорода, азота, углекислого газа и др.) Максимум. Работа   в   группах   с   учебником:   где   применяют   газы,   входящие   в   состав воздуха. 1. Азот. 2. Кислород. 3. Углекислый газ. Группы выступают с ответами. – Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.) © ООО «Баласс», 2014 – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. VΙ . Домашнее  задание. 4  3  7  2  3  4  3  2 1. Работа в учебнике. Вопросы на с. 90. 2.   Игра:   «Что   бы   было   на   Земле,   если   бы   воздух   не   имел   …»   (поочерёдно исключать свойства). 3. Работа в рабочей тетради. Задания из рабочей тетради (одно­два на выбор). 4. Проверочная работа № 12. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Чтение учебника (тема 20). Задания из рабочей тетради (одно­два на выбор). Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. © ООО «Баласс», 2014 V. Итог урока. 4 Обмен мнениями по результатам выполнения заданий. – Что нового вы узнали на уроке? – Как человек использует свойства воздуха? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Возможные ответы на задания проверочной работы № 12. Вариант   1.  Необходимый   уровень.   Птицу   согревает   воздух,   который   плохо   проводит   тепло.  Повышенный   уровень. Птицами при полёте – плотность. В футбольном мяче – упругость. Парусом – сила ветра. Всеми живыми существами – содержание   кислорода.   Растениями   –   содержание   углекислого   газа.   В   двойных   рамах   –   плохо   проводит   тепло.   В воздушном   шаре   –   расширение   при   нагревании.  Максимальный   уровень.   От   шарика   с   холодным   воздухом   стрелка направлена вниз, с тёплым – вверх. Вариант 2. Необходимый уровень. В мокрой шерсти не остаётся воздуха (который плохо проводит тепло). Повышенный уровень. Для полёта самолётов – плотность. В шинах автомобиля – упругость. При сжигании – содержание кислорода. В газированной воде – содержание углекислого газа. В одеяле – плохо проводит тепло. Для получения электричества – сила ветра (на ветровых электростанциях или расширение при нагревании в тепловых электростанциях). В воздушном шаре – © ООО «Баласс», 2014 расширение при нагревании. Максимальный уровень. Холодный воздух входит внутрь в нижней части окна и опускается вниз. Тёплый воздух выходит из комнаты в верхней части окна. © ООО «Баласс», 2014

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха

Как человек использует свойства воздуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018