Как мы понимаем современность

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что же такое «современность» в музыке? Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём вообще состоит понятие современности? Ведь лицо любой эпохи определяют люди, а это значит, что мы, ныне живущее поколение, и являемся представителями нашей современности. Это мы являемся свидетелями новых открытий, подаривших миру видеотехнику и компьютеры, информационные технологии, средства связи и передвижения. Все произошедшие изменения конечно же очень важны, но как ни удивительным может показаться такое утверждение, каждая эпоха, каждый век точно так же по-своему совершенствовали технические средства и среду обитания. Когда-то этот процесс происходил очень интенсивно, когда-то – замедлялся. Тем не менее прогресс, который теперь мы называем научно-техническим, происходил в жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то следовало бы признать, что все современные достижения прогресса взялись ниоткуда, из пустоты. Таким образом, следует признать, что современность – это звено в цепи никогда не прекращающейся традиции; современность вытекает из прошлого и предопределяет будущее, и в этом её вечный смысл. Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве современность только следование старым традициям, разве нет у неё своего собственного лица, своего неповторимого характера? Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не случайно технические достижения, притом взятые в самом своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть впервые в истории став одной из его тем. Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923 году одно из известных своих сочинений – «Пасифик 231». Артур Онеггер - выдающийся прогрессивный французский композитор ХХ века, художник высокой принципиальности и честности, крупный общественный деятель, талантливый публицист и критик, отстаивавший передовые тенденции современного искусства. Убеждённый антифашист, он был одним из руководителей Народной музыкальной федерации в 30-е годы, участвовал в деятельности музыкантов-патриотов в годы Сопротивления. Онеггер - художник-мыслитель, которого· волновали проблемы войны и мира, будущее цивилизации, перспективы развития современного искусства, трагическое положение музыканта в капиталистическом обществе. Творческий путь Онеггера был полон непрестанных поисков, свойственных большому мастеру. Художник импульсивный, противоречивый, эмоционально открытый, он запечатлел сложный мир современности с его конфликтами и проблемами, создал свой неповторимо оригинальный стиль, живо соприкасающийся с открытиями ХХ века в области средств выразительности и в то же время доступный массовой аудитории.
Иконка файла материала 1.docx
Как мы понимаем современность Содержание: Трактовка понятия в музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой  пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на  примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»). Художественный материал: Поэзия: М. Герасимов. «Песнь о железе». Фрагменты. Музыка: А. Онеггер. «Пасифик 231». Фрагмент (слушание);М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Попутная песня»  (пение). Живопись: П. Боннар. «Пейзаж с поездом». К. Юон. «Утро индустриальной Москвы». Ю. Пименов. «Даёшь тяжёлую индустрию». Характеристика видов деятельности: Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с  точки зрения единства содержания и средств выражения. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учётом критериев, представленных в учебнике).Самостоятельно подбирать сходные музыкальные,  литературные и живописные произведения к изучаемой  теме. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для  поиска художественных произведений. Что же такое «современность» в музыке? Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём  вообще состоит понятие современности? Ведь лицо любой  эпохи определяют люди, а это значит, что мы, ныне  живущее поколение, и являемся представителями нашей  современности. Это мы являемся свидетелями новых  открытий, подаривших миру видеотехнику и компьютеры,  информационные технологии, средства связи и  передвижения.Все произошедшие изменения конечно же очень важны, но  как ни удивительным может показаться такое утверждение, каждая эпоха, каждый век точно так же по­своему  совершенствовали технические средства и среду обитания.  Когда­то этот процесс происходил очень интенсивно,  когда­то – замедлялся. Тем не менее прогресс, который  теперь мы называем научно­техническим, происходил в  жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то следовало  бы признать, что все современные достижения прогресса  взялись ниоткуда, из пустоты. Таким образом, следует признать, что современность – это  звено в цепи никогда не прекращающейся традиции;  современность вытекает из прошлого и предопределяет  будущее, и в этом её вечный смысл. Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве  современность только следование старым традициям, развенет у неё своего собственного лица, своего неповторимого  характера? Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе  техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не  случайно технические достижения, притом взятые в самом  своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть  впервые в истории став одной из его тем. Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923  году одно из известных своих сочинений – «Пасифик 231». Артур Онеггер ­ выдающийся прогрессивный французский  композитор ХХ века, художник высокой принципиальности и честности, крупный общественный деятель, талантливый  публицист и критик, отстаивавший передовые тенденции  современного искусства. Убеждённый антифашист, он был  одним из руководителей Народной музыкальной федерациив 30­е годы, участвовал в деятельности музыкантов­ патриотов в годы Сопротивления. Онеггер ­ художник­ мыслитель, которого∙ волновали проблемы войны и мира,  будущее цивилизации, перспективы развития современного  искусства, трагическое положение музыканта в  капиталистическом обществе. Творческий путь Онеггера был полон непрестанных  поисков, свойственных большому мастеру. Художник  импульсивный, противоречивый, эмоционально открытый,  он запечатлел сложный мир современности с его  конфликтами и проблемами, создал свой неповторимо  оригинальный стиль, живо соприкасающийся с открытиями  ХХ века в области средств выразительности и в то же  время доступный массовой аудитории. «Пасифик 231» ­ марка паровозов, которые с огромной  скоростью возили за собой тяжеловесные составы. Именношум паровоза и воссоздаётся в этой музыке, в которой  можно уловить и скрежет деталей, и лязг тормозов, и  ускоряющееся движение. «Я не стремился подражать шумам локомотива, ­ говорил  Онеггер, ­ но хотел передать зрительное впечатление и  физическое наслаждение движением в чисто музыкальном  построении... Оно исходит из объективного восприятия:  неторопливое дыхание машины в состоянии покоя, толчок  начала движения и прогрессивное его ускорение».  Композитор писал также: «...я преследовал в «Пасифике»  чисто абстрактную, в чём­то идеальную цель ­ создать  впечатление математически точного равномерного  ускорения ритма, в то время как темп, по сути,  замедляется... С музыкальной точки зрения я сочинил нечто вроде протяжённых хоральных вариаций, пронизанных  контрапунктами в духе И. С. Баха».Несмотря на то что сам Онеггер писал об отсутствии  чёткого программного замысла в своём сочинении, но всё  же данное им самим название, а также характер  музыкального звучания позволяют говорить о своеобразном преломлении в музыке идей промышленного пейзажа. Примечательно, что музыкальные критики, оценивая это  сочинение, старались привнести в его трактовку какие­ нибудь поэтические детали, отсутствующие в партитуре.  Некоторые описывали движение поезда по безграничным  просторам степей (вероятно, желая дополнить  промышленный пейзаж дыханием живой природы),  некоторые даже пытались вызвать у читателей ассоциации с особыми запахами, которыми веет от широких просторов... Может быть, эти домыслы были и не вполне серьёзными, но они указывали на «присущее человеку стремлениеодухотворить мёртвую техническую идею, вдохнуть в неё  обаяние природы, запах полей, ощущение простора». Такое стремление порой обнаруживает себя и в  произведениях, авторы которых сознательно ставили задачу воспевания каких­либо сугубо технических достижений  прогресса. В первой трети ХХ века подобные темы были  исключительно популярны; создавались многочисленные  поэмы, оды и даже крупные музыкальные композиции,  посвящённые производственной теме (даже великий  Шостакович посвятил им свой балет «Болт», созданный в  1931 году). Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы,  отрицающих всякую свою связь с сентиментальными  чувствами прошлого, возникали странные уподобления  именно этим чувствам, как будто новые объектывоспевания нуждались именно в такой, возвышенно­ романтической трактовке. Примером может послужить стихотворение пролетарского  поэта Михаила Герасимова «Песнь о железе», написанное в  1917 году. Вот несколько фрагментов из этого  стихотворения: В железе есть нежность, Игривая снежность, В шлифованном ­ светит любовь; Закатная алость, Порыв и усталость, В изломе, заржавленном ­ кровь. В железе есть осень, Холодная просинь В заржавленных ветках сосны,Есть знойное лето, Миражем одето, Горячим цветеньем весны. Читая стихотворение «Песнь о железе», мы видим, как этот сугубо «технический» автор (в другом своём  стихотворении он пренебрежительно противопоставлял  «разнеженной» живой природе мужественное дымное небо  на заводе и «железные цветы» производства) строка за  строкой воспевает нежность, любовь, алые закаты и другие  «несовременные» чувства и картины. Разве они не милы его сердцу, если именно эти образы становятся для него  высшим аргументом в пользу высокой красоты железа?.. Вопросы и задания: Как вы сами считаете, чем отличается наша современность  от предшествующих времён? В чём её объективныепреимущества и недостатки? (При ответе на вопрос  привлекайте знания из области истории, литературы,  искусства). Что по­вашему, в большей степени определяет характер  пьесы А. Онеггера «Пасифик 231» ­ индустриальная идея  или идея художественная? Аргументируйте свой ответ. Рассмотрите нотный пример 27 на стр. 121. Подумайте,  какой момент движения поезда в нём отражён – начало,  полный ход, окончание? Аргументируйте свой ответ. Как вы воспринимаете метафоры и сравнения,  представленные в стихотворении М. Герасимова «Песнь о  железе», ­ органично и естественно; как дань времени; как  надуманное преувеличение? Почему? Какие ещё произведения литературы и искусства могли бы  дополнить содержание данного параграфа? (Приподготовке ответа на вопрос используйте возможности сети Интернет).