Что же такое «современность» в музыке?
Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём вообще состоит понятие современности? Ведь лицо любой эпохи определяют люди, а это значит, что мы, ныне живущее поколение, и являемся представителями нашей современности. Это мы являемся свидетелями новых открытий, подаривших миру видеотехнику и компьютеры, информационные технологии, средства связи и передвижения.
Все произошедшие изменения конечно же очень важны, но как ни удивительным может показаться такое утверждение, каждая эпоха, каждый век точно так же по-своему совершенствовали технические средства и среду обитания. Когда-то этот процесс происходил очень интенсивно, когда-то – замедлялся. Тем не менее прогресс, который теперь мы называем научно-техническим, происходил в жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то следовало бы признать, что все современные достижения прогресса взялись ниоткуда, из пустоты.
Таким образом, следует признать, что современность – это звено в цепи никогда не прекращающейся традиции; современность вытекает из прошлого и предопределяет будущее, и в этом её вечный смысл.
Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве современность только следование старым традициям, разве нет у неё своего собственного лица, своего неповторимого характера?
Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не случайно технические достижения, притом взятые в самом своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть впервые в истории став одной из его тем.
Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923 году одно из известных своих сочинений – «Пасифик 231».
Артур Онеггер - выдающийся прогрессивный французский композитор ХХ века, художник высокой принципиальности и честности, крупный общественный деятель, талантливый публицист и критик, отстаивавший передовые тенденции современного искусства. Убеждённый антифашист, он был одним из руководителей Народной музыкальной федерации в 30-е годы, участвовал в деятельности музыкантов-патриотов в годы Сопротивления. Онеггер - художник-мыслитель, которого· волновали проблемы войны и мира, будущее цивилизации, перспективы развития современного искусства, трагическое положение музыканта в капиталистическом обществе.
Творческий путь Онеггера был полон непрестанных поисков, свойственных большому мастеру. Художник импульсивный, противоречивый, эмоционально открытый, он запечатлел сложный мир современности с его конфликтами и проблемами, создал свой неповторимо оригинальный стиль, живо соприкасающийся с открытиями ХХ века в области средств выразительности и в то же время доступный массовой аудитории.
Как мы понимаем современность
Содержание:
Трактовка понятия в музыке.
Новые темы в искусстве начала XX века.
Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой
пьесе А. Онеггера «Пасифик 231».
Романтизация индустриальной темы в искусстве (на
примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»).
Художественный материал:
Поэзия:
М. Герасимов. «Песнь о железе». Фрагменты.
Музыка:
А. Онеггер. «Пасифик 231». Фрагмент (слушание);М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Попутная песня»
(пение).
Живопись:
П. Боннар. «Пейзаж с поездом».
К. Юон. «Утро индустриальной Москвы».
Ю. Пименов. «Даёшь тяжёлую индустрию».
Характеристика видов деятельности:
Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с
точки зрения единства содержания и средств выражения.
Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке
XX века (с учётом критериев, представленных в учебнике).Самостоятельно подбирать сходные музыкальные,
литературные и живописные произведения к изучаемой
теме.
Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для
поиска художественных произведений.
Что же такое «современность» в музыке?
Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём
вообще состоит понятие современности? Ведь лицо любой
эпохи определяют люди, а это значит, что мы, ныне
живущее поколение, и являемся представителями нашей
современности. Это мы являемся свидетелями новых
открытий, подаривших миру видеотехнику и компьютеры,
информационные технологии, средства связи и
передвижения.Все произошедшие изменения конечно же очень важны, но
как ни удивительным может показаться такое утверждение,
каждая эпоха, каждый век точно так же посвоему
совершенствовали технические средства и среду обитания.
Когдато этот процесс происходил очень интенсивно,
когдато – замедлялся. Тем не менее прогресс, который
теперь мы называем научнотехническим, происходил в
жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то следовало
бы признать, что все современные достижения прогресса
взялись ниоткуда, из пустоты.
Таким образом, следует признать, что современность – это
звено в цепи никогда не прекращающейся традиции;
современность вытекает из прошлого и предопределяет
будущее, и в этом её вечный смысл.
Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве
современность только следование старым традициям, развенет у неё своего собственного лица, своего неповторимого
характера?
Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе
техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не
случайно технические достижения, притом взятые в самом
своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть
впервые в истории став одной из его тем.
Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923
году одно из известных своих сочинений – «Пасифик 231».
Артур Онеггер выдающийся прогрессивный французский
композитор ХХ века, художник высокой принципиальности
и честности, крупный общественный деятель, талантливый
публицист и критик, отстаивавший передовые тенденции
современного искусства. Убеждённый антифашист, он был
одним из руководителей Народной музыкальной федерациив 30е годы, участвовал в деятельности музыкантов
патриотов в годы Сопротивления. Онеггер художник
мыслитель, которого∙ волновали проблемы войны и мира,
будущее цивилизации, перспективы развития современного
искусства, трагическое положение музыканта в
капиталистическом обществе.
Творческий путь Онеггера был полон непрестанных
поисков, свойственных большому мастеру. Художник
импульсивный, противоречивый, эмоционально открытый,
он запечатлел сложный мир современности с его
конфликтами и проблемами, создал свой неповторимо
оригинальный стиль, живо соприкасающийся с открытиями
ХХ века в области средств выразительности и в то же
время доступный массовой аудитории.
«Пасифик 231» марка паровозов, которые с огромной
скоростью возили за собой тяжеловесные составы. Именношум паровоза и воссоздаётся в этой музыке, в которой
можно уловить и скрежет деталей, и лязг тормозов, и
ускоряющееся движение.
«Я не стремился подражать шумам локомотива, говорил
Онеггер, но хотел передать зрительное впечатление и
физическое наслаждение движением в чисто музыкальном
построении... Оно исходит из объективного восприятия:
неторопливое дыхание машины в состоянии покоя, толчок
начала движения и прогрессивное его ускорение».
Композитор писал также: «...я преследовал в «Пасифике»
чисто абстрактную, в чёмто идеальную цель создать
впечатление математически точного равномерного
ускорения ритма, в то время как темп, по сути,
замедляется... С музыкальной точки зрения я сочинил нечто
вроде протяжённых хоральных вариаций, пронизанных
контрапунктами в духе И. С. Баха».Несмотря на то что сам Онеггер писал об отсутствии
чёткого программного замысла в своём сочинении, но всё
же данное им самим название, а также характер
музыкального звучания позволяют говорить о своеобразном
преломлении в музыке идей промышленного пейзажа.
Примечательно, что музыкальные критики, оценивая это
сочинение, старались привнести в его трактовку какие
нибудь поэтические детали, отсутствующие в партитуре.
Некоторые описывали движение поезда по безграничным
просторам степей (вероятно, желая дополнить
промышленный пейзаж дыханием живой природы),
некоторые даже пытались вызвать у читателей ассоциации с
особыми запахами, которыми веет от широких просторов...
Может быть, эти домыслы были и не вполне серьёзными, но
они указывали на «присущее человеку стремлениеодухотворить мёртвую техническую идею, вдохнуть в неё
обаяние природы, запах полей, ощущение простора».
Такое стремление порой обнаруживает себя и в
произведениях, авторы которых сознательно ставили задачу
воспевания какихлибо сугубо технических достижений
прогресса. В первой трети ХХ века подобные темы были
исключительно популярны; создавались многочисленные
поэмы, оды и даже крупные музыкальные композиции,
посвящённые производственной теме (даже великий
Шостакович посвятил им свой балет «Болт», созданный в
1931 году).
Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы,
отрицающих всякую свою связь с сентиментальными
чувствами прошлого, возникали странные уподобления
именно этим чувствам, как будто новые объектывоспевания нуждались именно в такой, возвышенно
романтической трактовке.
Примером может послужить стихотворение пролетарского
поэта Михаила Герасимова «Песнь о железе», написанное в
1917 году. Вот несколько фрагментов из этого
стихотворения:
В железе есть нежность,
Игривая снежность,
В шлифованном светит любовь;
Закатная алость,
Порыв и усталость,
В изломе, заржавленном кровь.
В железе есть осень,
Холодная просинь
В заржавленных ветках сосны,Есть знойное лето,
Миражем одето,
Горячим цветеньем весны.
Читая стихотворение «Песнь о железе», мы видим, как этот
сугубо «технический» автор (в другом своём
стихотворении он пренебрежительно противопоставлял
«разнеженной» живой природе мужественное дымное небо
на заводе и «железные цветы» производства) строка за
строкой воспевает нежность, любовь, алые закаты и другие
«несовременные» чувства и картины. Разве они не милы его
сердцу, если именно эти образы становятся для него
высшим аргументом в пользу высокой красоты железа?..
Вопросы и задания:
Как вы сами считаете, чем отличается наша современность
от предшествующих времён? В чём её объективныепреимущества и недостатки? (При ответе на вопрос
привлекайте знания из области истории, литературы,
искусства).
Что повашему, в большей степени определяет характер
пьесы А. Онеггера «Пасифик 231» индустриальная идея
или идея художественная? Аргументируйте свой ответ.
Рассмотрите нотный пример 27 на стр. 121. Подумайте,
какой момент движения поезда в нём отражён – начало,
полный ход, окончание? Аргументируйте свой ответ.
Как вы воспринимаете метафоры и сравнения,
представленные в стихотворении М. Герасимова «Песнь о
железе», органично и естественно; как дань времени; как
надуманное преувеличение? Почему?
Какие ещё произведения литературы и искусства могли бы
дополнить содержание данного параграфа? (Приподготовке ответа на вопрос используйте возможности сети
Интернет).