Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 48.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
Толкование пословицы В.И. Даля «Передний – заднему мост». (Смысл
пословицы: всякий человек своим трудом помогает двигаться вперёд тем, кто
идёт следом. То же происходило и в истории детской литературы: каждый автор
готовил место для нового, иначе не может быть развития. Учащиеся приводят
примеры такой взаимосвязи.)
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 4
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
Обсуждение темы урока.
– Когда вы впервые встретились с именем А.О. Ишимовой?
– Что о ней уже знаем?
– О чём писала А.О. Ишимова?
– Оглянитесь назад: кто в русской литературе проложил мостик к «Истории в
рассказах» А.О. Ишимовой?
– На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?
Учащиеся формулируют вопросы:
– За что любили книги Ишимовой?
– В чём необычность её письма?
– Как можно писать специально для детей? и т.д.
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение текста учащимися (с. 160–163). Вопросы после
чтения.
– Интересно ли вам было читать о славянах?
– Почувствовали ли вы любовь и уважение А.О. Ишимовой к своему народу, к
своей земле?
– На что именно обратили внимание?
2) Комментированное чтение текста.
1й абзац:
– Заметили, как обращается к читателям автор?
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
21. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
– Что она думает о детяхчитателях?
– Как автор привлекает внимание читателей?
2й абзац:
– На чём строится следующая часть текста? (На сравнении прошлого и
настоящего).
– Зачем писательница прибегает к такому приёму?
– Заметили, что продолжается диалог с читателями?
– Интересна ли версия происхождения слова славяне?
– Какой реакции на размышления о славе и славянах ждёт автор от маленьких
читателей?
3й абзац:
– Какими качествами своих предков особенно гордится писательница?
– Сохранились ли, повашему, эти качества у потомков славян, у нас с вами?
– Что мы узнаём о религии славян?
4й абзац:
– Почему славяне, по утверждению А.О. Ишимовой, «любили войну»?
– О чём ещё жалеет автор?
– Объясняет ли это в какойто степени желание А.О. Ишимовой рассказать
детям историю предков?
5–6й абзацы:
– Что мешало славянам побеждать своих неприятелей?
– Как привлекает писательница внимание читателей к этому вопросу?
7–8й абзацы:
– Почему варяги жили счастливо?
– Что привлекло в этом народе стариковславян?
Работа с текстом после чтения.
1) Зачем А.О. Ишимова пересказала летописи, труды историка Карамзина
© ООО «Баласс», 2014
3детям, ведь их можно прочитать в оригинале? Попробуйте найти несколько
вариантов ответа.
2) Выполнение задания 1 учебника (с. 163).
3) Ответы на вопрос 3 учебника (с. 163).
4) Какие же «открытия» сделала А.О. Ишимова в вопросе «Как писать для
детей?»? Какой мост построила для идущих следом?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Краткий пересказ, задание 2, с. 163 учебника.
© ООО «Баласс», 2014
4