Как нам жить?

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта тема – заключительная не только в данном учебнике, но и во всей естественно-научной части курса «Окружающий мир». Она посвящена одной из главнейших проблем, стоящих перед человечеством, – взаимному существованию человека и природы. От решения проблемы рационального природопользования зависит будущее человечества. Но ребята должны не только понимать, как им следует поступать, когда они вырастут. Уже с младшего школьного возраста человеку надо привыкать жить по законам согласия с природой, и поэтому мы сочли возможным и необходимым дать учащимся конкретные рекомендации по природосберегающему поведению. Таким образом, данная тема имеет большое воспитательное значение. Цели: – научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; – сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой. Оборудование: иллюстрации с примерами разумного сочетания достижений цивилизации и целостности природы.
Иконка файла материала konsp_okr_4kl_ur26-korr.doc
Окружающий мир Урок 26.  РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА Тема: Как нам жить? Эта   тема   –   заключительная   не   только   в   данном   учебнике,   но   и   во   всей   естественно­научной   части   курса «Окружающий мир». Она посвящена одной из главнейших проблем, стоящих перед человечеством,  – взаимному существованию   человека   и   природы.   От   решения   проблемы   рационального   природопользования   зависит   будущее человечества. Но ребята должны не только понимать, как им следует поступать, когда они вырастут. Уже с младшего школьного возраста человеку надо привыкать жить по законам согласия с природой, и поэтому мы сочли возможным и необходимым дать учащимся конкретные рекомендации по природосберегающему поведению. Таким образом, данная тема имеет большое воспитательное значение. Цели:  – научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; – сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой. Оборудование: иллюстрации с примерами разумного сочетания достижений цивилизации и целостности природы. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний и  постановка  4 3  Беседа. – Прочитайте диалог на с. 122. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,учебной  проблемы. – О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос? – Как нам жить? Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают. – Почему в природных экосистемах животные каждый год, снова и снова, находят достаточные запасы пищи? –  Что   делают   люди,   чтобы   обеспечить   себя   пищей?   Какими   способами   они добиваются высоких урожаев? –  Как   сказываются   на   жизни   людей   достижения   науки   и   техники?   Оцените различные достижения: чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании. Отвечают на вопросы. – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. – «Как нам жить?» – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. .ΙΙ  Совместное  открытие знаний. 4 5  6  7  2  4  3 1. Работа в учебнике. – Чем занимались древние люди? (Охотой, собирательством, рыболовством.) –  Отличались ли они от животных по способу добычи пищи? Чем? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они, как и животные, Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. © ООО «Баласс», 2014искали готовую пищу в природе.) – Если древние люди присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось... (Присваивающим.) 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. –  Почему позже люди научились разводить домашних животных и выращивать растения? (Население Земли увеличивалось, и ему требовалось больше пищи. Такой   способ   обеспечить   себя   пищей   более   надёжен,   так   как   люди   меньше зависят от природы.) –  Где люди стали жить? Как изменились их занятия? (В случае  затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Люди стали жить в сёлах и деревнях. Их основными занятиями стали земледелие и скотоводство.) –  Если люди стали сами производить  пищу, то их хозяйство можно назвать... (Производящим.) – Что входило в производящее хозяйство? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Обработка земли, выпас скота.) –  Поле,   сад,   огород,   птичник,   животноводческая   ферма   –   это   пример   какой экосистемы?   Почему?   (Это   искусственная   экосистема,   так   как   она   создана человеком и поддерживается им.) – Почему она неустойчива? (Круговорот веществ в ней не замкнут.) – Что требуется для её устойчивости? (Надо замкнуть круговорот веществ.) – Кто в этой экосистеме главный потребитель? (Человек.) 2. Работа в рабочей тетради. – Выполните задание 1 в рабочей тетради.  (Выполняют задание.) –  Какие   возможности   получил   человек,   создав   искусственные   экосистемы? 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2014(Независимость от природы, решение проблемы с продуктами.) –  В   каком   соотношении   стали   находиться   естественные   и   искусственные экосистемы?   Почему?   (Искусственные   экосистемы   стали   увеличиваться,   а природные   –   сокращаться.   Человек   берёт   из   природы   одни   вещества,   а возвращает   в   неё   другие.   Круговорот   веществ   в   природе   получается незамкнутым.) – В чём заключается сила человека? (Ум, мышление, знания – сила человека.) – Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе? (Нет, не всегда.) –  Что   происходит   под   влиянием   хозяйствования   человека?   (Сокращение плодородия   земли;   нехватка   топлива;   рост   загрязнения   окружающей   среды; исчезновение животных и растений и т.п.) – Выполните задание 2 в рабочей тетради. Выполняют задание. – Какие мы наблюдаем последствия от неразумного применения человеком силы, которой он обладает? – Сейчас часто случаются природные катастрофы. (Приводят примеры.) – К чему приводит неразумная деятельность человека? – Нарушается круговорот веществ, а это угрожает будущим поколениям. – Что необходимо исправить? (Ограничить добычу природных богатств, повторно использовать   уже   добытые   и   переработанные,   не   загрязнять   среду,   в   которой живём.) – Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать... (Экологическим.) – Можем ли мы помочь природе? – Придумайте правила нашего поведения. © ООО «Баласс», 2014ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. (Работа с рисунками на с. 126.) – Как ответим на вопрос урока? Предлагают свои примеры правил поведения. Делают вывод по уроку. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 4 3 7 2 3 4 3 2 1. Работа по учебнику. Вопросы на с. 125. 2. Работа в рабочей тетради. Два­три задания на выбор в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. 3. Проверочная работа № 17. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. © ООО «Баласс», 2014VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Чтение учебника (тема 24.) Одно­два задания на выбор.  4 Обмен мнениями по результатам выполнения заданий. – Что нового вы узнали на уроке? – Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Возможные ответы на задания рабочей тетради. В задании 1 ученикам предлагается вспомнить материал 1­го класса и решить, что «жизненный путь» гвоздя, карандаша, пластмассовой игрушки начинается в природе. Задание 2 более сложное. Для его выполнения нужно вспомнить материал 3­го класса, вписать в таблицу нужные слова, и тогда легче будет ответить на вопрос, каких звеньев не хватает в искусственных экосистемах. © ООО «Баласс», 2014Сделаем   некоторые   комментарии   к   этому   заданию.   Прежде   всего,   нужно   договориться,   считаем   ли   мы   основного потребителя   –   человека   частью   сельскохозяйственной   экосистемы   (входит   ли   питающийся   пшеницей   человек   в экосистему   поля).   Лучше,   на   наш   взгляд,   для   простоты   этого   не   делать.   Но   в   таком   случае   в   большинстве сельскохозяйственных производящих экосистем будет не хватать потребителей. Так, например, в поле не живут люди, которые   едят   пшеницу   (и   даже   коровы   в   полях   не   живут).   Лишь   при   натуральном   хозяйстве   всё   производится   и потребляется в одной экосистеме. В городе образуется очень много мусора, его нужно кому­нибудь перерабатывать. Эту роль могут играть разрушители, но они едва ли справятся с огромным объёмом работы. К тому же в городе не хватает и производителей, так как растений в городе сравнительно мало, а кислорода потребляется очень много. В рыборазводном хозяйстве нет хищных потребителей, которые питаются рыбой (потребляющие рыбу люди не живут в рыборазводных хозяйствах). На   животноводческой   ферме   живут   лишь   домашние   животные,   но   не   растут   растения   и,   как   правило,   не   хватает разрушителей. В парке растительность сохраняется, а вот количество животных невелико, так как далеко не все из них могут ужиться с человеком. © ООО «Баласс», 2014Особенно заметно сокращается число хищных потребителей (в том числе и насекомоядных птиц), которые питаются растительноядными насекомыми, поэтому мы можем добавить в парк хищных потребителей. Кроме того, в парке не хватает разрушителей, ведь люди обычно сами убирают листья, не оставляя их перегнивать. В задании 3 ребята могут написать, что за время существования человека стало меньше чистого воздуха, воды, растений и животных, полезных ископаемых; зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха. Выполняя задание 4, ученики могут написать, что число людей на Земле в будущем будет расти (так, скорее всего, и произойдёт, ведь до этого численность населения всегда росла), а могут написать, что число людей будет сокращаться (ведь  в развитых  странах  рождаемость   продолжает   падать, да  и  в Китае   она  резко  сократилась). Следует   спросить учеников, как они рассуждали при этом. В задании 5 школьники могут написать, что во многих крупных городах мира в безветренную погоду людям не хватает кислорода, так как его потребляют машины и люди, а растений (которые производят кислород) в городе почти нет. Задание  6  ребята  выполнят  по собственному  усмотрению. При  оценке  его выполнения  следует учесть  рассуждения учеников. В задании 7 нужно поставить цифры таким образом: 1 – газета, 2 – консервная банка, 3 – полиэтиленовый пакет. В  задании 8  следует, конечно, подчеркнуть роль  разрушителей, которая в будущем будет важнее в искусственных экосистемах, ведь в них тоже должен замыкаться круговорот веществ. Возможные ответы на задания проверочной работы № 17. Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Нет. (Школьники должны объяснить, что современный человек не может отказаться от своих завоеваний. Например, с возвращением к первобытному образу жизни ему придётся перестать пользоваться услугами современной медицины.) Повышенный  уровень. У племён Амазонки (оленеводы Чукотки и жители городов – производящее хозяйство). 2.  Необходимый уровень. Из древесных опилок и коры можно сделать бумагу, материал для мебели (ДСП); из металлической стружки – выплавить металл; из навоза – получить удобрение для растений (примеров может  быть  больше, их  оценивает  учитель).  Повышенный    уровень.  Слева  направо:  5 (пищевые отходы   разрушаются   быстрее   всего),   4,   3   (обожжённая   банка   разрушается   быстрее),   2,   1.  Максимальный   уровень. Правильность ответа оценивает учитель. © ООО «Баласс», 2014Вариант 1.  1.  Необходимый уровень. Придётся отказаться от всех достижений современного общества (цивилизации). Например, с возвращением к первобытному образу жизни людям придётся перестать пользоваться услугами современной медицины. Повышенный  уровень. В саваннах Африки, где ещё охотятся на львов и зебр. У американских эскимосов (ловля рыбы, охота). 2. Необходимый уровень. Из старой бумаги, тряпок можно сделать картон, упаковочную бумагу; из стеклянных бутылок – стекло; из металлолома – металл. Повышенный  уровень. Слева направо: 3, 1, 2, 2, 1 (школьники могут оценивать иначе, важно, чтобы они объяснили свои взгляды).  Максимальный уровень. Правильность ответа оценивает учитель. © ООО «Баласс», 2014

Посмотрите также