Как нам жить?
Оценка 4.9

Как нам жить?

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
24.03.2018
Как нам жить?
Эта тема – заключительная не только в данном учебнике, но и во всей естественно-научной части курса «Окружающий мир». Она посвящена одной из главнейших проблем, стоящих перед человечеством, – взаимному существованию человека и природы. От решения проблемы рационального природопользования зависит будущее человечества. Но ребята должны не только понимать, как им следует поступать, когда они вырастут. Уже с младшего школьного возраста человеку надо привыкать жить по законам согласия с природой, и поэтому мы сочли возможным и необходимым дать учащимся конкретные рекомендации по природосберегающему поведению. Таким образом, данная тема имеет большое воспитательное значение. Цели: – научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; – сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой. Оборудование: иллюстрации с примерами разумного сочетания достижений цивилизации и целостности природы.
konsp_okr_4kl_ur26-korr.doc
Окружающий мир Урок 26.  РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА Тема: Как нам жить? Эта   тема   –   заключительная   не   только   в   данном   учебнике,   но   и   во   всей   естественно­научной   части   курса «Окружающий мир». Она посвящена одной из главнейших проблем, стоящих перед человечеством,  – взаимному существованию   человека   и   природы.   От   решения   проблемы   рационального   природопользования   зависит   будущее человечества. Но ребята должны не только понимать, как им следует поступать, когда они вырастут. Уже с младшего школьного возраста человеку надо привыкать жить по законам согласия с природой, и поэтому мы сочли возможным и необходимым дать учащимся конкретные рекомендации по природосберегающему поведению. Таким образом, данная тема имеет большое воспитательное значение. Цели:  – научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; – сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой. Оборудование: иллюстрации с примерами разумного сочетания достижений цивилизации и целостности природы. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний и  постановка  4 3  Беседа. – Прочитайте диалог на с. 122. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, учебной  проблемы. – О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос? – Как нам жить? Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают. – Почему в природных экосистемах животные каждый год, снова и снова, находят достаточные запасы пищи? –  Что   делают   люди,   чтобы   обеспечить   себя   пищей?   Какими   способами   они добиваются высоких урожаев? –  Как   сказываются   на   жизни   людей   достижения   науки   и   техники?   Оцените различные достижения: чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании. Отвечают на вопросы. – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. – «Как нам жить?» – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. .ΙΙ  Совместное  открытие знаний. 4 5  6  7  2  4  3 1. Работа в учебнике. – Чем занимались древние люди? (Охотой, собирательством, рыболовством.) –  Отличались ли они от животных по способу добычи пищи? Чем? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они, как и животные, Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. © ООО «Баласс», 2014 искали готовую пищу в природе.) – Если древние люди присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось... (Присваивающим.) 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. –  Почему позже люди научились разводить домашних животных и выращивать растения? (Население Земли увеличивалось, и ему требовалось больше пищи. Такой   способ   обеспечить   себя   пищей   более   надёжен,   так   как   люди   меньше зависят от природы.) –  Где люди стали жить? Как изменились их занятия? (В случае  затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Люди стали жить в сёлах и деревнях. Их основными занятиями стали земледелие и скотоводство.) –  Если люди стали сами производить  пищу, то их хозяйство можно назвать... (Производящим.) – Что входило в производящее хозяйство? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Обработка земли, выпас скота.) –  Поле,   сад,   огород,   птичник,   животноводческая   ферма   –   это   пример   какой экосистемы?   Почему?   (Это   искусственная   экосистема,   так   как   она   создана человеком и поддерживается им.) – Почему она неустойчива? (Круговорот веществ в ней не замкнут.) – Что требуется для её устойчивости? (Надо замкнуть круговорот веществ.) – Кто в этой экосистеме главный потребитель? (Человек.) 2. Работа в рабочей тетради. – Выполните задание 1 в рабочей тетради.  (Выполняют задание.) –  Какие   возможности   получил   человек,   создав   искусственные   экосистемы? 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2014 (Независимость от природы, решение проблемы с продуктами.) –  В   каком   соотношении   стали   находиться   естественные   и   искусственные экосистемы?   Почему?   (Искусственные   экосистемы   стали   увеличиваться,   а природные   –   сокращаться.   Человек   берёт   из   природы   одни   вещества,   а возвращает   в   неё   другие.   Круговорот   веществ   в   природе   получается незамкнутым.) – В чём заключается сила человека? (Ум, мышление, знания – сила человека.) – Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе? (Нет, не всегда.) –  Что   происходит   под   влиянием   хозяйствования   человека?   (Сокращение плодородия   земли;   нехватка   топлива;   рост   загрязнения   окружающей   среды; исчезновение животных и растений и т.п.) – Выполните задание 2 в рабочей тетради. Выполняют задание. – Какие мы наблюдаем последствия от неразумного применения человеком силы, которой он обладает? – Сейчас часто случаются природные катастрофы. (Приводят примеры.) – К чему приводит неразумная деятельность человека? – Нарушается круговорот веществ, а это угрожает будущим поколениям. – Что необходимо исправить? (Ограничить добычу природных богатств, повторно использовать   уже   добытые   и   переработанные,   не   загрязнять   среду,   в   которой живём.) – Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать... (Экологическим.) – Можем ли мы помочь природе? – Придумайте правила нашего поведения. © ООО «Баласс», 2014 ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. (Работа с рисунками на с. 126.) – Как ответим на вопрос урока? Предлагают свои примеры правил поведения. Делают вывод по уроку. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 4 3 7 2 3 4 3 2 1. Работа по учебнику. Вопросы на с. 125. 2. Работа в рабочей тетради. Два­три задания на выбор в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. 3. Проверочная работа № 17. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. © ООО «Баласс», 2014 VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Чтение учебника (тема 24.) Одно­два задания на выбор.  4 Обмен мнениями по результатам выполнения заданий. – Что нового вы узнали на уроке? – Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Возможные ответы на задания рабочей тетради. В задании 1 ученикам предлагается вспомнить материал 1­го класса и решить, что «жизненный путь» гвоздя, карандаша, пластмассовой игрушки начинается в природе. Задание 2 более сложное. Для его выполнения нужно вспомнить материал 3­го класса, вписать в таблицу нужные слова, и тогда легче будет ответить на вопрос, каких звеньев не хватает в искусственных экосистемах. © ООО «Баласс», 2014 Сделаем   некоторые   комментарии   к   этому   заданию.   Прежде   всего,   нужно   договориться,   считаем   ли   мы   основного потребителя   –   человека   частью   сельскохозяйственной   экосистемы   (входит   ли   питающийся   пшеницей   человек   в экосистему   поля).   Лучше,   на   наш   взгляд,   для   простоты   этого   не   делать.   Но   в   таком   случае   в   большинстве сельскохозяйственных производящих экосистем будет не хватать потребителей. Так, например, в поле не живут люди, которые   едят   пшеницу   (и   даже   коровы   в   полях   не   живут).   Лишь   при   натуральном   хозяйстве   всё   производится   и потребляется в одной экосистеме. В городе образуется очень много мусора, его нужно кому­нибудь перерабатывать. Эту роль могут играть разрушители, но они едва ли справятся с огромным объёмом работы. К тому же в городе не хватает и производителей, так как растений в городе сравнительно мало, а кислорода потребляется очень много. В рыборазводном хозяйстве нет хищных потребителей, которые питаются рыбой (потребляющие рыбу люди не живут в рыборазводных хозяйствах). На   животноводческой   ферме   живут   лишь   домашние   животные,   но   не   растут   растения   и,   как   правило,   не   хватает разрушителей. В парке растительность сохраняется, а вот количество животных невелико, так как далеко не все из них могут ужиться с человеком. © ООО «Баласс», 2014 Особенно заметно сокращается число хищных потребителей (в том числе и насекомоядных птиц), которые питаются растительноядными насекомыми, поэтому мы можем добавить в парк хищных потребителей. Кроме того, в парке не хватает разрушителей, ведь люди обычно сами убирают листья, не оставляя их перегнивать. В задании 3 ребята могут написать, что за время существования человека стало меньше чистого воздуха, воды, растений и животных, полезных ископаемых; зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха. Выполняя задание 4, ученики могут написать, что число людей на Земле в будущем будет расти (так, скорее всего, и произойдёт, ведь до этого численность населения всегда росла), а могут написать, что число людей будет сокращаться (ведь  в развитых  странах  рождаемость   продолжает   падать, да  и  в Китае   она  резко  сократилась). Следует   спросить учеников, как они рассуждали при этом. В задании 5 школьники могут написать, что во многих крупных городах мира в безветренную погоду людям не хватает кислорода, так как его потребляют машины и люди, а растений (которые производят кислород) в городе почти нет. Задание  6  ребята  выполнят  по собственному  усмотрению. При  оценке  его выполнения  следует учесть  рассуждения учеников. В задании 7 нужно поставить цифры таким образом: 1 – газета, 2 – консервная банка, 3 – полиэтиленовый пакет. В  задании 8  следует, конечно, подчеркнуть роль  разрушителей, которая в будущем будет важнее в искусственных экосистемах, ведь в них тоже должен замыкаться круговорот веществ. Возможные ответы на задания проверочной работы № 17. Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Нет. (Школьники должны объяснить, что современный человек не может отказаться от своих завоеваний. Например, с возвращением к первобытному образу жизни ему придётся перестать пользоваться услугами современной медицины.) Повышенный  уровень. У племён Амазонки (оленеводы Чукотки и жители городов – производящее хозяйство). 2.  Необходимый уровень. Из древесных опилок и коры можно сделать бумагу, материал для мебели (ДСП); из металлической стружки – выплавить металл; из навоза – получить удобрение для растений (примеров может  быть  больше, их  оценивает  учитель).  Повышенный    уровень.  Слева  направо:  5 (пищевые отходы   разрушаются   быстрее   всего),   4,   3   (обожжённая   банка   разрушается   быстрее),   2,   1.  Максимальный   уровень. Правильность ответа оценивает учитель. © ООО «Баласс», 2014 Вариант 1.  1.  Необходимый уровень. Придётся отказаться от всех достижений современного общества (цивилизации). Например, с возвращением к первобытному образу жизни людям придётся перестать пользоваться услугами современной медицины. Повышенный  уровень. В саваннах Африки, где ещё охотятся на львов и зебр. У американских эскимосов (ловля рыбы, охота). 2. Необходимый уровень. Из старой бумаги, тряпок можно сделать картон, упаковочную бумагу; из стеклянных бутылок – стекло; из металлолома – металл. Повышенный  уровень. Слева направо: 3, 1, 2, 2, 1 (школьники могут оценивать иначе, важно, чтобы они объяснили свои взгляды).  Максимальный уровень. Правильность ответа оценивает учитель. © ООО «Баласс», 2014

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?

Как нам жить?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018