Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur99_+.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Урок 99 (89). Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных  – Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного.  – Развитие интереса к русскому языку на основе исторических сведений об истории, языке и культуре русского народа. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 3  4   1.  Словарная работа. –  Разделите   слова   на   группы   по   орфограммам.   Подчеркните орфограммы. Праздничный,   томатный,   искусственный,   печальный,   оранжевый, костюмный, аккуратный, лестничный. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  © ООО «Баласс», 2014 1– Какие слова попали в две группы? признакам. Запись: праздничный                          томатный                       искусственный лестничный                           печальный                        аккуратный                                                оранжевый                                                костюмный                                                искусственный                                                аккуратный 2. Выполнение задания № 2, тема 9 в рабочей тетради. – Какие окончания имеют прилагательные в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе? – Приведите примеры имён прилагательных с такими окончаниями.  1  3  3   – На доске написано предложение. На тёмн_м син_м небе появилась звёздочка. –  Как  вы думаете, почему  пропущены  буквы  в  словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.) –  Предположите, какой будет тема урока. (Орфограмма в окончаниях имён прилагательных.) 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. II.  Формулирование  проблемы.  III. Открытие  знаний. 1   4   4   2 1. Наблюдение за ударными и безударными окончаниями. Упр. 325. © ООО «Баласс», 2014 2– Прочитайте прилагательные женского рода с ударными окончаниями, с безударными окончаниями. Сравните. – Прочитайте прилагательные мужского рода с ударными и безударными окончаниями. Сравните. –  Сделайте   вывод:   какие   окончания   прилагательных   в   ударном   и безударном положении? (Одинаковые.) – В каких окончаниях можно допустить ошибки? 2. Чтение вывода на с. 86. – Что такое орфограмма? (Место в слове, где есть выбор буквы.) –  По   какому   признаку   можно   найти   орфограмму   в   окончании?   (По безударному положению гласного.) – В какой части слова мы обнаружили орфограмму? (В окончании.) 3. Постановка проблемы. –  Как   проверить   написание   безударных   гласных   в   окончаниях   имён прилагательных?  Ученики выдвигают гипотезы. Примечание 1. Если они самостоятельно находят решение проблемы, следующее   упр.   326   выполняется   с   целью   подтверждения правильности сделанного «открытия». Если же дети самостоятельно не приходят к выводу правила, упр. 326   выполняется   в   режиме   подводящего   диалога   по   «шагам»   в задании. 4. Наблюдение закономерности. Упр. 326 – отрабатывается алгоритм проверки. Один ученик выборочно называет прилагательное из предложенных в упражнении,   а   другой   подбирает   слово­вопрос   и   называет   букву гласного в безударном положении. Сверяют по образцу в учебнике. © ООО «Баласс», 2014 3Примечание 2. Мяч какой? нов ый, больш ой, син ий. В   слове­вопросе   ударное   окончание  ­ой,   в   прилагательных:  новый  – безударное окончание  ­ый;  большой  – ударное окончание  ­ой;  синий  – безударное окончание ­ий. В этом случае нет прямого соответствия между буквой в слове­вопросе и буквой в прилагательном. Это нужно запомнить. –  Сделайте   вывод:   как   можно   проверить   написание   безударных окончаний имён прилагательных? (С помощью слов­вопросов, в которых окончание ударное, можно проверить написание безударных окончаний прилагательных.) Примечание 3. Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы (вместо о–е, ы–и, у–ю), это надо запомнить. – Сравните свои выводы с правилом в рамке учебника на с. 87. 5. Чтение текста правила в рамке. Вопросы на понимание. – Почему можно окончания прилагательных проверить с помощью слов­ вопросов? – От какого слова ставится вопрос? – Как будем обозначать эту орфограмму? IV. Развитие  умений. 3  4   6  1  3 Работа в учебнике. Упр.   327   –   развивается   умение   находить   орфограмму,   устно   и графически объяснять написание в окончаниях имён прилагательных. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. © ООО «Баласс», 2014 42. Оценивать поступки в соответствии  с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Выполняется под руководством учителя на доске. В языке (каком?) древнерусском Град (какой?) стольный В былинах (каких?) русских Дети самостоятельно показывают, как шло образование слов:                                                  престол стлать             стол                                                     столица                                                 стольный Методическая рекомендация по разбору предложенных слов по составу: при выполнении разбора по составу надо помнить, что все объяснения (толкования) мы даём, исходя из современных значений слов.   Данные   этимологии   (древнерусского   языка)   могут   помочь   в освоении   истории   слов,   изменении   их   значений,   но   для   разбора   по составу   их   привлекать   не   следует.   Это   будет   расходиться   с синхронным   подходом   к   словообразованию,   который   принят   в школьном изучении. Поэтому необходимо сделать оговорку: мы будем разбирать слова по составу   в   соответствии   с   тем   значением,   которое   когда­то   в древности   было   у   слова  стол.   Сегодня   слова  престол,   столица, стольный никто не связывает со словом стол в привычном значении. Поэтому  основу в  них членить не нужно,  вся она будет  являться корнем. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? © ООО «Баласс», 2014 5– Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 4  4 – С какой орфограммой ознакомились? –  Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях прилагательных? – Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким? V. Итог урока. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. 1. Упр. 5, с. 100. 2. Выучить правило на с. 87. Деятельность учеников:  Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.  Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). © ООО «Баласс», 2014 6

Посмотрите также