Как провожали зиму наши предки
Оценка 4.6

Как провожали зиму наши предки

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
26.02.2018
Как провожали зиму наши предки
Тема урока: Как провожали зиму наши предки Цель: создание условий для углубления знаний детей о народном празднике Масленица Задачи: • Расширить представления о народном празднике Масленица • Познакомить со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны; • Воспитывать уважительное отношение к старинным обычаям наших предков; Развивать наблюдательность, эстетические чувства, познавательный интересЦель: создание условий для углубления знаний детей о народном празднике Масленица
attachment_1263015781.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа села Знаменка» Нерчинский район, Забайкальский край Интегрированный урок «Как провожали зиму наши предки» (Окружающий мир + Забайкаловедение) 3 класс  МАТЕРИАЛ РАЗРЕШЁН АВТОРОМ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ «ЗНАНИО» Составила: учитель начальных классов Хаустова Татьяна Александровна 2015 год Тема урока: Как провожали зиму наши предки  Цель: создание условий для  углубления знаний детей о народном празднике  Масленица Задачи:  Расширить представления о народном празднике Масленица  Познакомить со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны;   Воспитывать уважительное отношение к старинным обычаям наших  предков;  Развивать наблюдательность, эстетические чувства, познавательный  интерес. Место проведения: школьный краеведческий музей Оборудование: предметы быта, аудиозапись р.н.п. «Коробейники» Подготовка: детям заранее даются индивидуальные задания, разучивается  инсценировка приготовления блинов, мамы готовят праздничную выпечку и  традиционный казачий напиток – узвар. 1 Организационный момент (1­2 мин) ­ Ребята, вы хотели бы найти клад?  ­ А что это такое? (Клад ­ это богатство, деньги, золото) ­  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом   мы   сегодня   отправимся.   На   пути   к   знаниям   нас   ждут   интересные факты и открытия. Итак, в путь! 2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (3­ 4 мин) ­Клад обычно спрятан в сундуках,  а вот и наш  волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем спрятано? ­Итак,   первая   попытка   послушать.   почувствовать? Органы слуха – уши. ­Вторая попытка ­  определить содержимое  с помощью запаха. Какой орган поможет нам почувствовать запах? Орган обоняния – нос. ­Третья попытка ­ узнать предмет, потрогав то, что находится в сундучке? Какой при этом будет работать орган?  Орган осязания – кожа.   Какой   орган   позволит   нам   это ­Наверняка многие уже догадались, какой клад спрятан в сундучке. Но какие органы позволят ответить на этот вопрос более точно? Органы зрения – глаза. Чтобы более точно узнать о содержимом сундука, нужно заглянуть в него. ­Молодцы,  вы верно ответили на все мои вопросы и назвали  органы чувств, с  помощью которых человек познает окружающий мир. 3 Постановка учебной задачи (2­3 мин) ­Как вы думаете, почему в сундучок я положила именно блин?   ­Скажите, ребята, какой сегодня праздник?!  Почему, начиная с  понедельника,  в нашей школе все угощают друг друга блинами? ­Можете ли  вы определить тему нашего урока и его задачи? ­Верно, сегодня мы поговорим о Масленице, соприкоснемся со старинными  обычаями проводов зимы и встречи весны. Узнаем традиции наших предков. 4 Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми  нового знания) (25 ­30 мин) 4.1.  Беседа (5 ­6мин) ­Если   спросить   у любого   прохожего,   что   такое   «Масленица»,   каждый, наверное,   ответит —   это   блины.   Так   оно   и есть,   но не только.  Среди   всех народных   увеселений   Масленица   была   всеобщим,   веселым   праздником. Сколько дней наши предки отмечали этот веселый праздник? 1 ученик: Масленицу праздновали 7 дней  (размещает таблички с названием дней) Понедельник – Встреча. А мы Масленицу встречали,  Повстречали, душа, повстречали,  На горушке побывали,  Блином гору выстилали,  Сыром гору набивали,  Маслом гору поливали,  Поливали, душа, поливали. Вторник – Заигрыш. В этот день начинались игры и гулянья, катались на  тройках. Среда – Лакомка. В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не  жарить, потому что пекли они их в печках.  Четверг – Разгул. В этот день ходили друг другу в гости, а днём проводили  кулачные бои по возрасту от мала, до велика. Пятница ­ Тещин вечерок. Зять ходил к тёще на блины. Суббота ­ Золовкины посиделки. Собирались за одним столом  все родные. Воскресение ­ Прощеный день или проводы зимы.  ­ Откуда появился обычай празднования  Масленицы? Об этом нам  расскажет….….. 2 ученик:  Обычай празднования Масленицы появился из далекой старины, когда наши предки не могли по­научному объяснить сезонные изменения   в природе,   явления   природы.   Поэтому   они   обожествляли   природу   и поклонялись   множеству   богов.   Предки   считали,   что   божества   надо задабривать. И поэтому они делали жертвоприношения и устраивали для них праздники. ­ Отмечали ли Масленицу казаки? Как отмечали Масленицу казаки, нам расскажет….. 3 ученик: Для казаков проводы зимы – относительно молодой праздник, они начали отмечать его лишь в 18 веке, гораздо позже, чем пришли на Дон. В Масленицу   у   казаков   на   улицах   проводили   скачки,   а   дети   стреляли   из маленьких пушек. В казачьей Масленице главное – не гулять и пировать, а соревноваться.   Казаки   любили   показывать   свою   доблесть   и   удаль.   На празднике всегда обязательно присутствовали скачки, непременно проходили состязания по владению оружием. ­А какое  оружие считается  казачьим? В нашем музее есть сигнальная пушка.  ­Для чего она нужна в нашей школе?  Это оружие салютует по особым поводам, из ее производят выстрелы в  праздники и в дни воинской славы. Работа с текстом (10­12мин) 2 Еще об одной традиции празднования Масленицы у казаков вы прочитаете в отрывке из книги Константина Седых «Даурия»: «Ребятишки в отцовских папахах скакали на необъезженных жеребятах, слетались   на   площади   у   церкви   «улица   на   улицу»   и   яростно   рубились вместо шашек таловыми прутьями. К полуденному обогреву на тракте1, за поскотиной2 устраивались конные бега» 1 Тракт ­ улучшенная грунтовая дорога, соединяющая важные населенные пункты. 2 Поскотина ­ изгородь, которой обнесена деревня. ­Какое занятие было  в Масленицу у ваших сверстников в казачьих станицах? ­Как вы думаете, почему ни с утра, а к полуденному обогреву дети начинали  свои игры? (Потому что зимнее солнце в обед самое теплое)  «А на закате прощёного дня, в воскресенье, собирались на обширной поляне посмотреть осаду снежного городка, где показывали все желающие свою ловкость   и   удаль.   Городок   начинали   строить   задолго   до   масленой. Строили его добровольцы из ребятишек и парней, возводя из снежных глыб зубчатые   стены   и   башни.   Атаман   водружал   трёхцветный   флаг   на маленькой площадке в центре городка. Этот флаг старался захватить каждый   из   участников   осады   и   получить   богатый   приз   –   каракулевую папаху и лакированные сапоги. В городок попадали через трое узких ворот, где   каждого   смельчака   встречали   тучами   снежков.   Редкому   кому   из нападающих удавалось прорваться к флагу и схватить его. Но ещё труднее было   выбраться   с   флагом   обратно.   Вот   почему   только   не   многие решались   на   это   испокон   веков   заведённое   состязание   в   силе, молодечестве, где всё зависело не только от всадника, но и от его коня» [1, с.348]. ­Какая игра проводилась в заключительный день народного гуляния? ­Какой   приз   полагался   победителю,   завладевшему   флагом   при   взятии снежного городка? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Разгоню тоску и дрему, Пробуждайтесь ото сна, К нам торопится Весна! Балалайку доставайте, Плясовую мне сыграйте. (на мелодию р.н.п. «Коробейники») Заиграйка­ка, балалайка, ­на первые четыре строчка дети изображают игру на  балалайке. Балалайка — три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны! Ветер дует, ветер дует, ­руки вверх, качаем со стороны в сторону. Ветерочка не унять, Лапти новые надену, ­ танцевальный элемент ­ притопы. Побегу Весну встречать. Хватит реки льдом ковать! ­пальцы рук в замок, упражнение «топор». Лес морозить, птиц пугать! Приходи, Весна, скорей — Зажурчит опять ручей. Ух, ты, злющая Зима, ­ указательным пальцем грозим зиме. Уходить тебе пора! Налетим со всех сторон ­прыгаем на носочках. И тебя прогоним вон.  4.3. Инсценирование  (10­12мин) ­Какое блюдо было главным на Масленицу?  4 ученик: Главным кушаньем Масленицы были БЛИНЫ. Люди испокон веков воспринимали   весну,  как   начало   новой   жизни   и  почитали   Солнце,  дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда   научились   готовить   заквасное   тесто,   стали   печь   блины. Для   приготовления   блинов   использовалось   дрожжевое   или   пресное   тесто, заведенное из гречневой, ржаной, пшеничной, ячневой или овсяной муки. На что  похож блин? (на солнце) Здравствуй, Солнце Красное,  Здравствуй, небо ясное!  Видно, Зимушка­Зима  Скоро кончится сама.  ­В нашем музее есть   предметы обихода, которыми пользовались казачки для   приготовления   пищи.   Как   вы   думаете,   какая   утварь   нужна   для приготовления блинов? (ученики необходимую посуду ставят на стол) Казачки  использовали жернова ­   ручную каменную мельницу, служащую для растирания зёрен в муку. Для того чтобы просеять муку использовали сито и сеяльницу. Квашню использовали для замешивания теста, в ее укладывали пирожки и хлеб.  А тесто размешивали сделанной из дерева мутовкой.  Всегда под рукой у хозяйки – сковородки, чугунки, которые доставали из печи с помощью ухвата. В музее хранится металлическая ступа, в которой растирали кусочки сала, лука и чеснока для заправки борща, ухи.  В чугунной  вафельнице на печи пекли вафли.  Сахар   к   столу   подавался   в   виде   кусочков,   поэтому   для   того,   чтобы расколоть его на мелкие кусочки использовали щипцы.  ­ Какие напитки подавали  у казаков? (квас, молоко)   ­   Верно,   но   кроме   этих   напитков   в   глиняные   кувшины   наливали   узвар. Знаете ли вы, что такое узвар?  (предлагает посмотреть содержимое кувшина, по цвету и запаху ученики догадываются, что узвар ­  компот из сухофруктов, сушеных ягод черемухи и боярышника) ­О том, как правильно завести тесто на блины нам расскажет мама ……. Мама:  Муку  для  приготовления  блинов  тщательно  просеивали  через  сито (просевает муку через сито). ­В квашню (деревянную посуду для теста) вбивали 4 яйца (разбивает яйца), 2 литра парного молока (наливает молоко), все тщательно размешивали (размешивает), добавляли немного соды, разведенной в теплой воде (добавляет соду). Муки   клали   столько,   чтобы   тесто   было   достаточно   жидким   (кладет муку). Для того, чтобы блины были «румяными», в тесто добавляют немного сахара. В   готовое   замешанное   тесто   можно   влить   несколько   ложек   растительного масла и тщательно, размешать (размешивает). Блины   выпекать   лучше   всего   на   предварительно   прогретых   черных чугунных   сковородках,   смазывая   их   кусочком   сала,   наколотым   на   вилку (смазывает сковороду). Блинное   тесто   нужно   наливать   равномерно   по   сковородке   тонким слоем, переворачивать  и  поджаривать   с  другой  стороны  (наливает  тесто  в сковороду). Испеченные блины смазывали топленым маслом, складывали один на другой высокой стопкой (ставит блины на стол) Приятного аппетита!  ­ Празднуя Масленицу, наши предки сложили много пословиц и поговорок:   «Без блина не Масленка»  «Блин брюху не порча»  «Блин не клин, брюха не расколет» Домашнее задание: подобрать приметы и поговорки на весеннюю тему ­ Какие праздничные кушанья готовили казачки на Масленицу? 4 ученик:  Масленичное застолье отмечалось у сибирских казаков с особым размахом.   Чем   богаче   был   казак,   тем   большим   разнообразием   отличался праздничный стол в его доме.  ­   Ваши   мамы   по   старинным   рецептам   приготовили   «стряпню»   для праздничного   стола:   пироги,   булочки,   калачи,   плюшки,   шаньги,   хворост. (Мамы ставят на стол приготовленную выпечку) 5 Итог урока (5 ­6 мин) Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны,  несущей оживление в природе и солнечное тепло. После масленицы может  еще разыграться зима. Наметет сугробы. Но солнечные лучи  возьмут свое –  растопят снег.  Ученица: Масленица — старый светлый праздник, Испокон веков любимый на Руси. Прочь зима! Весна стучится в двери, Каравай ей с солью поднеси! Надоели лютые морозы, Надоела злющая зима. Ярче солнца свет, длиннее с крыш сосульки. Звон капели. Скоро ли весна? Масленица — радость на неделю. Игрища, потехи, городки, Девичьи веселые качели, Детвора с припевками, блины!!! ­Какие обычаи празднования Масленицы сохранились до сегодняшнего дня?  ­А для чего, как вы думаете, мы должны знать, как жили наши предки? ­Чем лучше каждый народ знает свою историю, тем сплоченнее и дружнее  будет жить в настоящем и будущем. Человеческая доброта ­ самое  удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё  настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, пусть оно таким и остается  всегда. Ученик: Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару — разбирайте! Похвалить не забывайте.   (Учитель приглашает детей и родителей к праздничному столу) 1 Седых К.Ф. Даурия / К.Ф. Седых. ­М.: АСТ, 2010.­800с. 2 http://nsportal.ru/detskiy­sad/scenarii­prazdnikov/2014/11/21/kukolnoe­ predstavlenie­posvyashchennoe­praznovaniyu 3 http://www.debotaniki.ru/2012/02/stihi­o­maslenitse/ Резерв: Народная забава «Всадники» (В руках детей палки, имитирующие  коней. Дети под музыку изображают всадников)

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки

Как провожали зиму наши предки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018